Духовной или материальной является деятельность ученого. Существующие виды духовной деятельности

Обычно деятельность делят на материальную и духовную .

Материальная деятельность направлена на изменение окружающего мира. Так как окружающий мир состоит из природы и общества, она может быть производственной (изменяющей природу) и социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества). Примером материальной производственной деятельности является производство товаров; примерами социально-преобразовательной - государственные реформы, революционная деятельность.

Духовная деятельность направлена на изменение индивидуального и общественного сознания. Она реализуется в сферах искусства, религии, научного творчества, в моральных поступках, организуя коллективную жизнь и ориентируя человека на решение проблем смысла жизни, счастья, благополучия. Духовная деятельность включает в себя деятельность познавательную (получение знаний о мире), ценностную (определение норм и принципов жизни), прогностическую (выстраивание моделей будущего) и др.

Деление деятельности на духовную и материальную условно. В реальности духовное и материальное не могут быть оторваны друг от друга. Любая деятельность имеет материальную сторону, так как тем или иным образом соотносится с внешним миром, и идеальную сторону, поскольку предполагает целеполагание, планирование, выбор средств и т.д.

Деятельность - специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Деятельность - совокупность осознанных и мотивированных действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов как общественного существа.
Структура деятельности: Основными составляющими деятельности являются действия и операции.
Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель.
Операции - способ осуществления действий. К способам действий относятся навыки, умения, привычки.
Навыки - частично автоматизированные действия, которые образуются в результате неоднократного повторения. Различают следующие виды навыков: моторные (связанные с движением по управлению предметами), сенсорные (сбор информации различного рода через органы чувств - зрение, слух и т.д.), умственные (связаны с логикой организации деятельности), коммуникативные (овладение приемами общения).
Умение - это превращение навыков и знаний в предметные (реальные) действия. Для формирования умения человеку необходимо владеть целой системой навыков и знаний, которые относятся к одному и тому же виду деятельности. Умения включают в себя следующее: отбор знаний, связанных с задачей в целом; корректировку действий; выделение специфических особенностей задачи; выявление преобразований, которые необходимы для решения задачи, и их осуществление; контроль результатов.
Привычка - часть деятельности человека, которая выполняется им механически.
Привычка - внутренняя потребность индивида поступать определенным образом.
К основным видам деятельности относятся:
1. Общение - вид деятельности, которая направлена обмен информацией между общающимися людьми. Цель общения - установление взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказание взаимопомощи и учебно-воспитательное влияние людей друг на друга.
2. Игра - вид поведения животных и деятельности человека, целью которого является сама осуществляемая деятельность, а не практические результаты. Виды игр: индивидуальные и групповые (по числу участников); предметные и сюжетные (в основу положены либо предметы, либо сценарии); ролевые (поведение индивида обусловлено той ролью, которую он принимает на себя; игры с правилами (поведение индивида определяется системой правил).
3. Учение - вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение как процесс, направленный на усвоение конкретных знаний, навыков и умений в рамках какого-то конкретного вида деятельности, называется обучением.
4. Труд - целесообразная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения. В трудовой деятельности развиваются способности человека, формируется его характер. Без знания и навыков невозможен никакой труд.

В наше время духовная жизнь рассматривается как два понятия. Во-первых, она является основным процессом существования общества, включая в себя множество социальных моментов. Для нормального существования люди должны заниматься материально-производственной деятельностью. Но также они не могут не включать в свою жизнь духовный вид деятельности, удовлетворяя потребности в этой сфере и получая все необходимые для этого знания. Общество живёт духовно и материально. Эти влияют на социальное

Какие разновидности можно выделить

Существуют следующие виды деятельности - практическая, и духовная - теоретическая. Последний создает новые теории и мысли, осуществляет идеи. В результате они становятся очень ценными и являются духовным достоянием общества. Они могут иметь любую форму: литературное произведение, научный трактат, предмет живописи. Теоретические виды духовной деятельности характеризуются тем, что какой бы ни была форма их проявления, они всегда будут нести в себе идею, придуманную автором, и его взгляды на мир и окружающую действительность.

Что собой представляет практическая деятельность

Практические виды духовной деятельности направлены на изучение, понимание и сохранение полученных знаний и ценностей. В процессе изучения общество изменяет собственное мировоззрение и просвещается за счет трудов музыкантов, художников, мыслителей и литературных гениев. Для сохранения полученных знаний создаются музеи, архивы, библиотеки, галереи. При помощи них передаются от поколения к поколению.

Зачем необходима духовная деятельность

Главной целью, на достижение которой направлены виды духовной деятельности, считается стремление людей к совершенствованию. Общество имеет различные потребности. Основными из них считаются материальные, которые подразумевают под собой средства, необходимые для существования человека, социальные - средство развития человека в обществе, и духовные - способ самосовершенствования. Они вызывают в людях любовь к прекрасному, в результате чего люди стремятся сделать для себя открытия и видеть красоту во всем. Большинство из них начинают создавать что-то новое, необходимое людям. Причем создатель делает это в первую очередь для себя, так как способен реализовать свои идеи и раскрыть таланты.

Духовная деятельность в настоящее время необходима

Люди, принимающие эти творения, являются потребителями духовных ценностей. Они нуждается в таких духовных потребностях, как: живопись, музыка, поэзия и познания в различных сферах. Поэтому можно смело сказать, что виды духовной деятельности в настоящее время очень важны для развития общества. И про них забывать ни в коем случа нельзя, так как это может привести к непредсказуемым ситуациям. Да и вряд ли человек сможет долго прожить без духовного отдыха, который сможет помочь сбросить эмоциональную напряженность.

Духовный мир человека.

Самопознание.

Вопросы: 3, 4,6

Духовная деятельность отличается от материальной тем, что если материальная связана с преобразованием природы и общества, то духовная с изменением сознания людей. Но духовная деятельность не сводится только к познавательной. Есть 2 вида духовной деятельности:

  1. Духовно-теоретическая – производство духовных ценностей (мысли, идеи, теории, которые могут быть в форме поучительной или художественных произведений)
  2. Духовно-практическая - сохранение, воспроизведение, потребление духовных ценностей. Ее результат – изменение сознания людей.

Духовное производство связано с применением умственных усилий, поэтому духовное производство – это производство новых духовных ценностей чаще всего в форме научных трудов, сочинений, скульптуры, архитектуры, музыки и т.д. которые несут создание их авторами идеи и взгляды, образы. При этом духовное производство связано с производством материальным т.к. свои мысли художник (поэт) излагает на бумагу с помощью чего-то или через технические идеи.

Духовное производство осуществляется особыми группами людей, духовная деятельность которых является профессиональным. Однако духовное производство наряду с профессионалами включает деятельность, осуществляемую народом. Это эпос, народная медицина, сказки.

Важной особенностью духовного производства состоит в том что – его продукты создаются не только для удовлетворения общества, но и для самореализации мыслителя, художника и т.д.

Духовное производство – это деятельность людей по созданию духовных ценностей, назначение которых удовлетворять духовные потребности, воздействуя на сознание. Следствие этого воздействия – рост духовной культуры людей.

После создания ценностей возникает вопрос об их распространении и передаче (духовно практическая деятельность). Ей занимаются разные учреждения, выполняющие функции собирания, хранения, исследовании и популяризации ценностей (музеи, выставки, архитектура).

При этом наибольший (по обхвату людей) вклад в духовно практическую деятельность вносит школа. Духовное производство, сохранение духовных ценностей направлено на удовлетворение духовных потребностей людей.

Духовные потребности – в познании, эстетике; они порождают виды деятельности, направленные на их удовлетворение.

Так духовные потребности вызывают в жизни духовную производственную и практическую деятельность, а так же деятельность по духовному потреблению.

В итоге объединения усилий и того и другого направления формируются духовные ценности.

Духовные ценности не исчезают, обогащая духовный мир человека, а становятся его принадлежностью. В этом состоит первая особенность духовного потребления.

Вторая особенность : процесс духовного потребления является в определенной мере и процессом духовного производства, поскольку восприятие духовных ценностей носит творческий характер.

Таким образом, духовное потребление – особый вид деятельности, требующий определенных усилий и использования соответствующих средств для осуществления процесса духовного потребления. Направленность духовного потребления определяется общественными усилиями и духовными запросами человека.

Под духовной практикой обычно понимается деятельность по утверждению ценностей культуры, всё то, что связано с функционированием культурных ценностей в обществе, их развитием и созданием новых ценностных оснований общественной жизнедеятельности. А это есть культурный прогресс общества.

Духовная практика процессуально развёртывается как духовно-практическая деятельность . Традиционно под этой деятельностью понимается всё, что связано с созданием произведений искусства, функционированием общественного сознания и общественной идеологии, всё, что ими культурно опредмечено, а также наука, образование и воспитание.

Но духовно-практическая деятельность имеет и свой собственный аспект, который часто упускается. Это противоречивость самой категории “духовная практика”. Ведь практика как социально-философская категория изначально предполагает активное взаимодействие человека с окружающей действительностью. Этим она и отличается от созерцания и созерцательного, рефлексивного отношения к действительности.

Рефлексивную деятельность человек осуществляет по формуле: «субъект-созерцание-объект ». Переводя рефлексию в план познания, человек изменяет созерцательное отношение на активно-практическое по формуле: «субъект-познание-объект ». А, когда познание становится непосредственно-практической деятельностью, то формула приобретает вид: «субъект-практика-объект ». Тем самым отношение человека к действительности становится активно-преобразующим.

Но то, что является верным для материальной и социальной практики, для духовной практики не является однозначно правильным. Ведь духовная деятельность включает как практический, так и созерцательный аспекты. Т.е. она едина “в двух лицах”, когда одно не исключает другое, более того, предполагают друг друга. Без психической рефлексии, духовной интроспекции, интеллектуального созерцания не может быть духовной практики. В равной степени и наоборот.

В этом отношении имеет смысл говорить о “духовном социуме”, социодуховных ценностях и социодуховной деятельности. В том смысле, что человеческий дух есть распредмеченная социальность, а социальность – опредмеченная духовность.

Такое понимание возможно только в системе культуры. Поэтому и духовно-практическую деятельность (ДПД) следует рассматривать в системе культуры, в аспекте социодуховных сущностных сил человека, их развития и творческой самореализации.

Связывая ДПД с ценностным самоопределением человека и последующей творческой самореализацией, можно прояснить ее содержание и основные формы проявления. А именно, через внутренне присущие ей противоречия, которые в системе культуры обуславливают развитие духовного производства, приводя в действие главную движущую силу этого производства и субъекта социодуховного действия – интеллигенцию в качестве социокультурного класса.

Механизм духовно-творческого действия , заложенный в ДПД, представлен в совокупности таких основных составляющих.

Опережающее отражение или афференция. Она позволяет на порядок ускорить нейропсихические процессы в человеческом мозге (П.К.Анохин). Обычный логический дискурс человеческого мышления в корне изменяется: из дискурсивного оно становится интуитивно-дискретным, сопровождается ментальными явлениями синектики (“прорыва в умозаключениях”).

Продуктивное воображение или имагинация. На эту психическую способность человеческого мышления впервые обратил внимание И.Фихте и философско-гносеологически ее обосновал. При этом он напрямую связал эту способность с ментальным явлением интеллектуальной интуиции. Современные креативные разработки по мышлению и имагинации связывают воображение со способностью человеческой психики к ассоциированию и метафоризации, способностью к новой таксономии образов и понятий.

Дискурсаторы человеческого мышления “срабатывают” в новом семантическом (смысло-содержательном) и семиотическом (значения и значимость) аспектах. Появляются совершенно новые сигнификаторы, знаки и значения, которые не имеют прямых предметных аналогов во внешней действительности.

В рамках обычной “непрерывной” логики (а не дискретно-интуитивной) в актах продуктивного воображения возникают семиотические дискурсаторы синектики или другая ценностная интерпретация образов и понятий. В психологии эти психические феномены известны как аглютинация, или “вымыслы-глюки” человеческой рефлексии.

Идеальная реконструкция или новая композиция образов и понятий, своего рода реинкарнация их прежних аналогов, создание новых идеальных прототипов и паттернов на основе энграмм и рецессий прошлых образов и понятий. Это идеальная модель для ее материально-предметной идентификации.

Творческая реализация , которая представлена фронезисом или практической привязной к внешней действительности, визуализацией идеальной модели и ее материальным опредмечиванием-синтезированием. По сути дела это и есть собственно духовно-практическая деятельность, вернее, ее конечный результат. Ведь именно в духовно-практическом акте творческой самореализации и наблюдается опредмечивание духовных сил человека, их репрезентация и натурализация в создаваемых ценностях культуры.

Но выявляя содержание ДПД со стороны ее внутренних механизмов, правильней было бы говорить не столько о конечных результатах творческой самореализации человека, сколько о самом процессе ДПД. Т.е. о развертывании социодуховных сил человека во времени и пространстве. Ибо сама практика есть процесс активного взаимодействия человека с действительностью, в которой он выступает и как субъект, и как объект саморазвития и самосовершенствования.

Поэтому, если духовно-практическую деятельность и нужно связывать с творческой самореализацией человека, то не надо путать с ней, и не сводить только к ней. Тогда в ДПД можно увидеть такие основные структурно-содержательные элементы ДПД:

    Осуществление духовно-ценностного выбора человеком, реализации своей свободы воли, свободы ценностного самоопределения и творческого волеизъявления. Это далеко не простой духовно-психический акт, и часто человек может потратить на подготовку к его совершению большую часть жизни (или даже всю жизнь).

Можно говорить и о духовно-ценностном выборе всего общества, выборе им путей своего социокультурного развития или новой “ценностной парадигмы”. И часто это выбор может стать “историческим”, т.е. направить общество по пути быстрого прогресса, либо “исторического забвения”. Надежным ориентиром во все времена служили именно духовные векторы общественного развития, культурные и социогуманистические ценности.

    Практическая деятельность по направлениям духовной целесообразности , гармоничной соразмерности со своим внешним окружением и своей совестью. Это тот вид деятельности, которая в разное историческое время характеризовалась как “благая”, “добродетельная”, “благоприятная” не только для себя, но и для всех. Она не карьеристская деятельность “по головам”, которая на первый взгляд быстрее всего приближают к цели (но также и плодит бесчисленное количество врагов и недоброжелателей). Это действие в русле общих интересов, в спектре общечеловеческих ценностей, в ауре взаимопонимания и содействия, а иногда и “иррационального отступничества” от собственной пользы и личной выгоды. Но, в конечном счёте, именно подобные действия являются наиболее рациональными и результативными.

    Культурное духовное самопрограммирование по мере индивидуальной, социальной и духовной сущности каждого человека, “своеобразной” социодуховной мере личности. Другими словами, это “программа-самомодель” будущей инновационной самореализации.

В структуру программы «инновационной самомодели» входят:

    весь жизненный опыт человека, а так же «фронезис» (здравый смысл) будущей жизнедеятельности;

    риск, предпринимательские способности, инверсионные качества личности;

    инверсия текущей экзистенциальности в новую интенцию бытия;

    новое жизнетворчество и смена жизнедеятельностной парадигмы.

    Духовно-когнитивная верификация , т.е. « проверка-оценка-тест» достигнутых результатов: насколько они соответствуют духовным критериям истины, целям личностного и социального познания. Чаще всего – это «нравственная проверка», духовная самопроверка того, насколько материальные результаты ДПД соответствуют ценностям культуры, имеют смысл и значение для других людей. Это проверка на истинность личной жизнедеятельности человека, насколько намерения, ожидания и результаты совпадают с установленной “планкой достижений”, а оценка отвечают “эстимативным силам” человека (критичности и верности оценок).

    Духовно-психогенное совершенствование: естьразвитие “духовного сознания” личности, отчётливого понимания и способности верного действования в направлении развития социодуховных сущностных сил человека. Характерным признаком этого структурного элемента ДПД является суперпсихический акт “духовной фильтрации” глюков и аглютинаций, то есть освобождения от иллюзий, заблуждений, “фантомов” и “фантазмов” личностного самосознания, от искажённых и ложных представлений об окружающей социальной реальности. В настоящее время подобные неадекватные представления обычно навязываются средствами массовой информации и той «механикой», которая характеризуется как манипуляция общественным мнением и общественным сознанием.

В теории сущностных сил человека подобное духовно-психогенное совершенствование рассматривается в спектре трёх человеческих сущностных сил – когнитивной, технологической (сила, которая опредмечивает когнитивные способности человека) и эмотивно-волютивной силы. Последняя есть “настроенность на успех” и “реакция на успех”.

6. Духовная трансформация человеческого интеллекта и его превращение в “открытую менталосферу”. Впервые такую возможность у человека заметил и обосновал Ф. Шеллинг, который описал ее в своей системе “Трансцедентального идеализма”.

Это достаточно сложный психокогнитивный и ментальный акт, в результате которого человеческий “инт-еллект” трансформируется в “экс-теллект”, т.е. меняет свою доминантную направленность. Коротко психодуховный механизм этого процесса представлен так.

Первый шаг . Субъект направляет своё внимание на объект и тем самым переносит себя на объект, “субъективирует объект” по формуле:

S 0.

Второй шаг . Субъект переносит объект на себя и тем самым “объективирует” свою субъективность. Формула “объективации субъекта”.

Виды деятельности человека - довольно субъективное понятие, так как при желании их можно описать не на одну страницу, но большинство психологов и социологов определились с тремя основными конкретными видами: обучение, игра и труд . Для каждого возраста присущ свой основной вид деятельности , но это не значит, что взрослые не играют, а школьники не трудятся.

Трудовая деятельность.

Трудовая деятельность (труд ) - это преобразование человеком как материальных, так и нематериальных объектов, чтобы в дальнейшем их использовать для удовлетворения своих нужд. По характеру прилагаемых действий, трудовую деятельность делят на:

  • практическую деятельность (или продуктивную деятельность - изменение объектов природы, либо изменение общества);
  • духовную деятельность (интеллектуальная, творчество и т.д.).

Именно этот вид деятельности, по мнению большинства антропологов, является движущей силой эволюции людей. Таким образом в процессе труда, целью которого является производство какого-либо продукта, формируется и сам трудящийся. Возможно труд является одним из главных видов деятельности, но эффективной трудовой деятельности не было бы без еще одного ее вида - учения, или обучения.

Учебная деятельность.

Учебная деятельность (обучение, образование ) - это деятельность, направленная на получение знаний, умений и навыков. Ценность этого вида деятельности в том, что она готовит человека к труду. Учение - это широкое понятие, имеющее множество разновидностей. Это необязательно просиживание штанов в школе за партой. Это и спортивные тренировки, и чтение книг, и кино, и телепередачи (не все телепередачи, конечно). Самообразование как вид учения может проходить в пассивной, неосознанной форме всю жизнь человека. К примеру, вы листали каналы по ТВ и случайно услышали рецепт в кулинарном шоу, а потом вам это неожиданно пригодилось.

Игровая деятельность.

Игровая деятельность (игра ) - вид деятельности, цель которой сама деятельность, а не результат. Тот случай, когда главное - участие, то есть важен сам процесс. Таково классическое определение. Тем не менее, игра, на мой взгляд, является если не разновидностью обучения, то ее ответвлением, потому что она, как и обучение, является подготовкой к труду. Этакий спин-офф учебы, если хотите. Игра в кубики, казаки-разбойники, «Call of Duty» или «Кто хочет стать миллионером» - все эти игры в той или иной степени учат какому-то виду умственной или физической деятельности, приносят какие-то навыки, знания, умения. Развивают логику, эрудицию, реакцию, физическое состояние тела и так далее. Существует множество типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые, интеллектуальные и т.д.

Многообразие деятельности.

Приведенная классификация деятельности человека является общепринятой, но не единственной. Социологи выделяют главными одни виды деятельности, психологи другие, историки третьи, а культурологи - четвертые. Они характеризуют деятельность с точки зрения ее полезности/бесполезности, моральности/аморальности, созидания/разрушения и т.д. Деятельность человека может быть трудовая и досуговая, творческая и потребительская, созидательная и разрушительная, познавательная и ценностно-ориентировочная и прочее.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.