Как мужик двух генералов прокормил план произведения. Пересказ произведения "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" Салтыкова-Щедрина М.Е

Краткое содержание

Два генерала каким-то образом оказываются на острове. Оба в одних рубашках с орденами на шее. На острове полно различной еды: на деревьях висят плоды, ручей кишит рыбой, в лесу ряб­чики свищут. Но добыть и приготовить эту еду генералы не мо­гут, так как ничего не умеют. Умеют они газеты читать, чем и занимаются. Один из генералов нашел старый номер “Московс­ких ведомостей”. На беду в газете им попадаются только статьи про званые обеды, которые разжигают у них аппетит. Генералы недоумевают: Они и не знали, что человеческая

пища в первона­чальном виде плавает и на деревьях растет. Один генерал был поумнее и, кроме регистратуры, в свое время служил еще учи­телем каллиграфии в школе военных кантонистов. Он и придумал поискать какого-никакого мужика, чтобы тот им помог. Долго бро­дили – нашли. Под деревом лежал громаднейший мужичина и спал, то есть уклонялся от работы. Генералы на него накинулись – спит, а они тут вторые сутки с голоду пропадают. Мужик проснулся и хотел убежать, да они в него вцепились. Пришлось ему найти еды, приготовить ее и накормить генералов. Те наелись и позволили мужику отдохнуть, только велели ему сначала

свить веревочку. Этой веревочкой генералы привязали мужика, чтобы не убежал.

“Долго ли, коротко ли, однако генералы соскучились. Чаще и чаще стали они припоминать об оставленных ими в Петербурге кухарках и втихомолку даже поплакивали”. Тогда мужик постро­ил лодку и вывез их в столицу.

“Всплеснули кухарки руками, увидевши, какие у них генера­лы стали сытые, белые да веселые! Генералы напились кофе, наелись сдобных булок, поехали в казначейство и получили кучу денег. Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!”

Глоссарий:

  • краткое содержание повесть о том как мужик двух генералов прокормил
  • сочинение как мужик двух генералов прокормил
  • как мужик двух генералов прокормил краткое содержание
  • краткое содержание повести о том как мужик двух генералов прокормил
  • повесть о том как один мужик двух генералов прокормил план

Другие работы по этой теме:

  1. Анализ произведения Это продолжение серии обличительных сказок М. Е. Салты­кова-Щедрина. В повести сатирически высмеиваются не сами ге­нералы, а основы русской жизни. В основе благополучия боль­шой...
  2. Почему сказка о двух генералах названа авто­ром “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”? Что в этом произведении от жанра сказки? Почему в...
  3. План пересказа 1. Два генерала внезапно очутились на необитаемом острове. Их разговоры и бестолковые дела. 2. Генералы нашли мужика, который стал их обслуживать. 3. Мужик...
  4. Идейно-художественное своеобразие сказок Михаила Ев­графовича Салтыкова-Щедрина заключается в том, что для вы­ражения злободневного общественно-политического содержа­ния писатель изобретательно использует элементы фольклора. При этом он применяет все...

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» была написана в середине XIX века и имеет много поклонников. Она рассказывает читателю, как мужик прокормил двух генералов. Краткое содержание в полной мере показывает глупость уважаемых петербургских чиновников и их неумение позаботиться о себе.

Коротко об авторе

Будущий известный русский писатель родился в 1826 году. В годы обучения в знаменитом Царскосельском лицее начал заниматься стихосложением и печатать свои произведения, однако позднее бросил это занятие. Работая в военной канцелярии, он начал создавать прозаические произведения. Был отправлен в ссылку за проявленное вольнодумие. После возвращения в Москву служил в одном из министерств, позже был губернатором Рязани, Твери. Некоторое время возглавлял издательство «Современник». Скончался в Санкт-Петербурге в 1889 году.

Жанровые особенности

Среди школьников популярна повесть о том, как мужик прокормил двух генералов. Краткое содержание произведения раскрывает задумку автора, который хотел показать глупость, невежество чиновников и безволие мужика, который так привык подчиняться, что сразу же начал выполнять требования генералов. Произведение написано в жанре сатирической литературной сказки и потому содержит много гротескных преувеличений, гипербол и иронии, призванных высмеять недостатки общества того времени. Сатирическое произведение о том, как мужик прокормил двух генералов (краткое содержание представлено ниже) содержит много выражений, характерных для русской народной сказки. Из устного народного творчества автором также были взяты зачин и фантастический элемент.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» рассказывает о невероятных приключениях петербургских чиновников. Благополучно выйдя на пенсию, они ничего не умели делать. Проснувшись одним прекрасным утром, герои обнаружили, что оказались на необитаемом острове. Генералы решили осмотреться: один из них должен был идти на север, другой на юг. Однако тут возникло препятствие, которое они не смогли преодолеть. Герои не знали, как определить стороны света. После долгих споров один чиновник пошёл налево, другой направо.

Осмотрев остров, генералы поняли, что он богат пропитанием: фруктами, рыбой, дичью. Но добыть его чиновники были не в силах. После долгих поисков пищи одному из генералов удалось найти старый номер «Московских ведомостей». Сев под деревом, герои начали обсуждать, что вкуснее: сапоги или перчатки, но внезапно из-за сильного голода набросились друг на друга. Придя в себя, чиновники решили поговорить, но все их разговоры сводились к еде. Тогда они стали читать газету, но и тут снова всё крутилось вокруг пищи.

И вдруг один чиновник предложил найти мужика, который есть везде. После недолгих поисков им удалось найти мужика, который спал под деревом. Герои разбудили его, обвинили в нежелании помочь и вцепились в него так, что он не смог убежать. Мужик накормил их яблоками, картофелем, рябчиками. Наевшись, чиновники приказали мужику сплести верёвку и привязать себя ею к дереву.

Через некоторое время генералы заскучали и захотели вернуться домой. Они потребовали, чтобы мужик сделал корабль и отвёз их. Заготовил мужик припасов, соорудил корабль и переправил их в Петербург. Генералы были так рады вновь оказаться дома, что от щедрости передали своему спасителю водку и серебряную монету.

Анимация

Эта литературная сказка была экранизирована. В 1965 году вышел одноимённый короткометражный мультипликационный фильм. Он был снят на студии «Союзмультфильм».

Читатель легко может определить отношение автора к русскому народу после прочтения сказки о том, как мужик прокормил двух генералов. Краткое содержание показывает искреннюю любовь и восхищение автора простыми людьми, однако их рабское поведение не могло не вызывать у него сожаления.

Урок литературы в 7 классе

Сказка М.Е. Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Тип урока: изучение нового материала, деловая игра

Цели:

Выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность,

Показать художественное своеобразие сказок,

Словарная работа над литературными терминами,

Развивать умение анализировать сказки

Развивать умение работать в группе.

Оформление:

Выставка изданий произведений писателя

Ход урока

1. Слово учителя. Писатель-сатирик. Сатира.

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно, наследия сатирика едва наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки, написанные в стихах или прозе, воссоздавали мир народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы. Форма сказки отвечала задачам писателя, потому что она была доступна, близка простому народу. Сатирик обратился к этому жанру и из-за цензурных преследований. Сказки Салтыкова-Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика.\

Из 32 сказок 29 были написаны в последнее десятилетие его жизни (с 1882 по 1886 г.), и лишь три сказки были созданы в 1869 г.

Сказки – это итог сорокалетней деятельности писателя, итог всего его творческого пути. В них сплетается комическое и трагическое, сочетаются фантастика с реальностью, широко используется гипербола, гротеск, эзопов язык. В сказках мы встречаем героев его эпохи: свирепых и невежественных правителей; народ, могучий, талантливый, но вместе с тем покорный своим эксплуататорам («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»).

М.Е. Салтыков-Щедрин вводит в мир сказки злободневные политические мотивы, раскрывает сложные проблемы современности. Идейное содержание и художественные особенности сатирических сказок направлены на воспитание уважения к народу.

2. Работа над литературными терминами.

Аллегория - иносказание

Сарказм – едкая язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Сарказм – разновидность иронии.

Ирония – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл события замаскирован.

Гротеск – изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального и фантастического.

Гипербола – намеренное преувеличение

Эзопов язык - иносказание и метафоричность

3. Сказка народная и литературная. Сходство и различие.

(Класс делится на две команды)

1 команда рассказывает о народной сказке и ее особенностях.

А.Среди многих жанров устного народного творчества сказки занимают особое место. Издавна она считалась не только самым распространенным, но и самым любимым жанром детей всех возрастов.

Б.Русская народная сказка проникнута пафосом гуманистических и патриотических идей, глубокой верой в победу добра и справедливости, в чудодейственную силу высокой нравственности и героического подвига.

С.Волшебные сказки прославляют героический подвиг, творческий труд, сочетание внутренней и внешней красоты героев.

Народные сказки делятся на три группы:

А.сказки о животных – самый древний вид сказки, в которой животные ведут себя как люди.

Б.бытовые сказки. Их герои живут в реальном мире. Они побеждают в борьбе против барина, помещика, генерала, а помогают им одержать победу ум, находчивость и смелость.

С.Волшебные сказки. Герои этих сказок борются с нечистой силой и побеждают.

Композиция сказки:

1.Зачин («В некотором царстве, в некотором государстве…»)

2. Основная часть (Троекратный повтор действий)

3. Концовка («Стали они жить-поживать…»)

2 команда рассказывает о литературной сказке ее особенностях.

1) Литературная сказка - авторское, художественное или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем, но в любом случае подчиненное его воле. Произведение преимущественно фантастическое, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжетообразующего фактора, помогает охарактеризовать персонажей.

2) Литературная сказка - такой жанр литературного произведения, в котором в волшебно-фантастическом или аллегорическом развитии событий, и, как правило, в оригинальных сюжетах и образах в прозе, стихах или драматургии решаются морально-поэтические или эстетические проблемы

4. 1 команда: цитатный план «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в

скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на

необитаемом острове.

Упразднили регистратуру за ненадобностью и выпустили генералов на волю.

Очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним

одеялом лежат. Разумеется, сначала ничего не поняли…

Стали искать, где восток и где запад.

Сказано - сделано. Пошел один генерал направо…

Делать нечего, пришлось возвращаться на условленное место с пустыми

Легли опять спать генералы, да не спится им натощак.

- …о чем ни начинали генералы разговор, он постоянно

сводился на воспоминание об еде, и это еще более раздражало аппетит.

И вдруг генерала, который был учителем каллиграфии, озарило

вдохновение...

-…мужик везде есть, стоит только поискать его!

Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!

Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы.

И зачал он перед ними действовать. Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли.

Прошел день, прошел другой; мужичина до того изловчился, что стал даже

в пригоршне суп варить. Сделались наши генералы веселые, рыхлые, сытые,

Долго ли, коротко ли, однако генералы соскучились.

И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать

за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!

И выстроил он корабль…

Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство - этого ни пером описать, ни в сказке сказать. А мужик все гребет да гребет, да кормит генералов селедками.

Поехали они в казначейство, и сколько тут денег загребли - того ни в сказке сказать, ни пером описать!

Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра:

веселись, мужичина!

2 команда:

5. 2 команда Сказочные выражения и их роль в сказках Салтыкова – Щедрина.

(Найти в текстах сказочные выражения и прокомментировать)

Типичные сказочные зачины: «В некотором царстве, в некотором государстве...»,

Присказки: «По щучьему велению…», «Много ли, мало ли времени прошло...»,

Характерные для народной речи обороты: «думал-думал», «сказано-сделано»,

Постоянные эпитеты: «туча черная», «тело белое»,

Троекратные повторы, лексика народных сказок: глядючи, молвит, кишмя-кишат,

Сказочные персонажи.

6. Беседа по содержанию сказок

Похож ли мужик на себе подобных? Воплощает ли он в себе черты русского народа? Какие?

Можно ли назвать его идеальным героем?

Каково значение сказки? Против чего протестует автор?

Кто из героев достоин уважения?

7. Вопросы для 1-2 команды по 5 вопросов для каждой команды

1. Как два генерала оказались на необитаемом острове?

1.По приказу царя

2.По щучьему велению, по моему хотению

3.Приплыли на пароходе

4.Приехали в карете

2. В чем мужик варил суп для генералов?

1. В котелке

2. В пригоршне

3.В кастрюле

4.В скороварке

3. Какую газету читали генералы на необитаемом острове?

1. «Московскую правду»

2.«Московские ведомости»

3. «Московское обозрение»

4. «Вестник Москвы».

4. Как генералы отыскали мужика на острове?

1. По следам, оставленным на песке

2. По объявлению

3. По запаху мякинного хлеба

4. По его храпу.

5. Кем работал этот мужик в Москве ?

1. Поваром

2. Кузнецом

3. Маляром

4. Извозчиком.

6.В каком виде генералы оказались на острове?

1. В мундирах

2. В ночных рубашках

3. В шубах и валенках

4. В шортах

7.Какое решение приняли генералы, чтобы не умереть с голоду?

1. Все время спать

2. Научиться работать

3. Найти мужика

4. Поймать зверя

8.Как генералы вернулись домой?

1. Заснули и проснулись дома

2. Так же, как и попали на остров

3. Их спасли случайно

4. Мужик построил корабль.

9.На какой улице жили генералы?

1. На Подьяческой

2. На Фонтанке

3. На Литейной

4. На Невском.

10. Чем генералы наградили мужика?

1. Орденом

2. Медалью

3. Плетьми

4. Рюмкой водки и пятаком.

8. Выводы. Работа с классом

1. Жанровые и художественные особенности сказок С-Щедрина

(работа с классом)

- фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика)

Гротеск (переплетение фантастики и реальности)

-" эзопов язык " (иносказание и метафоричность)

Социальная сатира (сарказм и реальная фантазия)

Обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности)

Гиперболизация

2. Сказки М.Е.Салтыкова - Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы:

Тема власти («Дикий помещик»)

Тема народа («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»,)

3.Проблематика сказок

Сказки М.Е.Салтыкова - Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние », в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы:

Взаимоотношение народа и правящих кругов,

Феномен русского либерализма,

Реформа просвещения,

но и общечеловеческие:

Добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм.

9. Итоги урока, оценки

задание по повести "повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" и так представьте что вы оказались на необитаемом острове

вместо мужика. какие три действия вы бы совершили по отношению к генералам? очень надо прошу помогите..........

Проверьте пожалуйста запятые, и ошибки, буду очень благодарен, завтра уже в школу

М.Е. Салтыков-Щедрин – знаменитый
писатель-сатирик. Образы его сказок легко узнаваемы. Премудрый пескарь, всю
жизнь дрожавший в своей норке, дикий помещик, мечтавший о чистейшем воздухе без
мужицкого духу и другие герои – частое явление и современной жизни. Читая
сказки Салтыкова-Щедрина мы смеемся, но в то же время задумываемся над
человеческими пороками, над несовершенством государственного устройства, где
возможны такие герои, как медведь на воеводстве.

Многие сказки Салтыкова-Щедрина
напоминают русские народные. Тут и речевые обороты (“жил-был”, “в некотором
царстве”, “долго ли, коротко ли”, “мед-пиво пил”), и традиционные русские герои
(Иванушка-дурачок, Заяц, Волк, Медведь). Однако все это служит лишь средством
для выражения идей сатирика. Скажем, Коршун или Лев олицетворяют собой образ
царя, Медведь - воеводы, Конь - мужика. В каждом произведении своя система
образов. Это могут быть рыбы, птицы, звери или же обычные люди.

Еще одним
средством создания комического является эзопов язык. Очень часто героями сказок
Салтыкова-Щедрина становятся представители животного мира: вобла, медведь,
орел, пескарь. Но, как и в баснях, откуда заимствовал писатель этот прием, так
и в сказках за животным обличьем легко различимы человеческие черты: трусость,
низость, глупость и другие.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.