Презентация на тему "барокко". Разработка урока по мировой художественной культуре "искусство барокко" Художественная культура барокко презентация




































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель : познакомить учащихся с художественным направлением XVII в. – барокко, используя информационно-коммуникативные технологии; выявить особенности и характерные признаки барокко в различных видах искусства.

Задачи:

  1. Расширение знаний учащихся об искусстве 17-18 века, актуализация ранее полученных сведений о стиле барокко как явлении культуры XVII-XVIII вв. в основных его проявлениях – в архитектуре, в живописи, в скульптуре.
  2. Развитие кругозора учащихся, умения видеть взаимосвязь между видами искусства во времени и пространстве. Учить прослеживать характер эпохи в различных видах искусства.
  3. Развитие у учащихся способностей к анализу произведений искусства.
  4. Формирование вкуса и ценностного отношения к явлениям культуры прошлого.

Форма урока : комбинированный медиаурок.

Понятия и термины: барокко, аффектация, волюта, пилястры, теламоны, маскароны, гомофония.

Материалы и оборудование:

  • Мировая художественная культура: от XVIII века до современности. 11кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.И.Данилова. – М.: Издательство «Дрофа», 2010 г. (с. 27-47, 103-111);
  • сообщения экспертов и поисковых групп;
  • компьютер, проектор, интерактивная доска;

Музыкальный ряд: произведения К. Монтеверди, И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, А. Вивальди.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока.
  3. Знакомство с новым материалом («погружение в тему»)
  4. Выступления поисковых групп.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент. Поверка готовности к уроку.

II. Сообщение темы урока.

III. «Погружение» в эпоху:

Учитель.

«…Но пред красой и зданья, и фасада
Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда.
В орнаменте витом увидишь тут и там
Победоносный шлем и вазы фимиам,
Колонны, капитель, пилястры и аркады
Увидишь всюду ты, куда не кинешь взгляды,
Амуры, вензеля, вплетенные тайком,
И головы ягнят, увитые шнурком,
И статую найдешь в великолепной нише,
В узорах и резьбе карниз под самой крышей…»

Так описывал свои впечатления от архитектуры барокко французский поэт 17 века Жорж де Сюдери. Что же представляет собой этот стиль, стремящийся удивить, восхитить и даже ошеломить зрителя?

Сообщение экспертов: (Слайд 3)

Существует несколько версий происхождения термина:

  1. от итальянского “baruecco ” – жемчужина неправильной формы;
  2. baroco ” – одна из форм схоластического (религиозно-догматического) силлогизма (рассуждения, в котором две посылки объединены общим термином);
  3. от итальянского barocco – причудливый, странный;

В 18 веке термин приобретает значение отрицательной эстетической оценки. Барочным обозначалось все неестественное, произвольное, преувеличенное.

В 50-е годы 19 века начинается рассмотрение барокко как исторического стиля, закономерного этапа в развитии искусства позднего возрождения.

В 80-е годы 19 века происходит настоящее “открытие” барокко: за ним признали право на существование как особого художественного явления.

В 20-е годы 20 века происходит кризис капиталистического мировоззрения. Пробуждается интерес к местным, национальным вариантам барокко. Дается периодизация, устанавливаются исторические границы.

Учитель. (Слайды 4-5)

Итак, барокко – стиль, главенствовавший в архитектуре и искусстве европейских стран конца XVI – середины XVIII в.

Эпоха барокко – одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени – смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности, – эпоха барокко необычайно близка по духу.

Родина барокко – Италия, где утверждение нового стиля означало конец Ренессанса с его гармоническим мировосприятием, верой в безграничные возможности человеческого разума и упорядоченность вселенского бытия.

В разное время в термин "барокко" вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). В настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения стиля, господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века. От маньеризма Барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса – основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое.

Барокко, тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило представления о сложности и многообразии мира, что отвечало новой картине мироздания – изменчивой и конфликтной, где отживающее и рождающееся находятся в постоянном противоборстве, а человек с его страстями, запутанным, сложным внутренним миром часто оказывается во власти иррациональных сил.

Не случайно барокко уходит от ясности и простоты, предпочитая геометрической строгости, прямой линии изысканную кривую; упорядоченному движению - вихреобразное; локальному цвету – мерцающие, меняющиеся под воздействием светотени золотистые тона или яркие, праздничные, неожиданно дисгармоничные в своем победном звучании.

Характерные черты барокко: (Слайд 6)

  • масштабность, контрастность, обилие декора,
  • напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности,
  • стремление к иллюзорным эффектам в организации пространства интерьера (увеличение размеров помещений с помощью зеркал, высоты залов благодаря живописным плафонам, имеющим сложное решение перспективы);
  • совмещение реальности и иллюзии, слияние искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория);
  • одновременно – тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).

Самые характерные черты барокко - броская цветистость и динамичность - соответствовали самоуверенности и апломбу вновь обретшей силу римской католической церкви. За пределами Италии стиль барокко пустил самые глубокие корни в католических странах, а, например, в Британии его влияние было незначительным.

Барокко в архитектуре (Слайды 7-16)

Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б.Ф. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.

  • Часто встречаются развернутые масштабные колоннады , изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты , большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры .
  • Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме.
  • Характерные детали барокко – теламоны , кариатиды, маскароны .

Волюта (итал. voluta – завиток, спираль), архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком («глазком») в центре, составная часть ионической капители, входит также в композицию коринфской и композитной капителей. Форму волюты иногда имеют архитектурные детали, служащие для связи частей здания, а также консоли карнизов, обрамления порталов, дверей, окон (главным образом в архитектуре позднего ренессанса и барокко).

Преобладающие и модные цвета: приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом.

Линии: причудливый выпукло-вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение.

Формы: сводчатые, куполообразные, прямоугольные; башни, балконы, эркеры.

Конструкции: контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые.

Характерные элементы интерьера: стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления.

Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство.

Устный анализ архитектурных ансамблей эпохи барокко:

  • Ансамбль Смольного. Архитектор Ф.Б. Растрелли .
  • Церковь Св. Петра и Павла. Архитектор Д.Тревано.
  • Церковь Покрова в Филях. 1693-1694 гг. Москва.
  • Церковь Троицы в Никитниках. 1631-1634гг. Москва.
  • Самые крупные ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция) Петергоф (Россия) Аранхуэс (Испания) Цвингер (Германия)

Учитель.

«Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение» – заявляет философ Декарт. Поэтому барокко – это ещё век Разума и Просвещения.

В Версале появляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур. Впервые одетые в униформу армии эпохи барокко большое внимание уделяют «муштре» – геометрической правильности построений на плацу.

IV. Выступления поисковых групп. «Великие творцы эпохи барокко»

1 поисковая группа – «Лоренцо Бернини». (Слайды 17-25)

Скульптуры "Аполлон и Дафна", "Похищение Прозерпины", «Давид».

Вопрос аудитории: Какие великие скульпторы также обращались к библейскому сюжету о Давиде?

Одну из лучших своих композиций "Экстаз Святой Терезы" (1645-1652 гг.) Бернини создал, будучи уже зрелым мастером.

Беломраморная скульптура находится в окружении колоннады из цветного мрамора, а фоном стали позолоченные лучи, символизирующие Божественный свет.

Шедевр Л. Бернини – огромный (высотой 29 м.) балдахин (киворий) в соборе Святого Петра. Киворий (балдахин) расположен в подкупольном пространстве над главным алтарём на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов.

Величайшее архитектурное творение Бернини – площадь перед собором Св. Петра в Риме. 1657-1663 гг.

2 поисковая группа – «Архитектор В.В. Растрелли». (Слайды 26-30)

  • Смольный монастырь. Санкт-Петербург.
  • Андреевская церковь. Киев.
  • Зимний дворец. Санкт-Петербург.

3 поисковая группа – «Дивное узорочье» московского барокко». (Слайды 31-33)

Барокко в живописи. (Слайды 34-35)

Учитель.

Изобразительное искусство барокко наиболее ярко и полно представлено декоративной монументальной живописью, которая, расширяя границы реального пространства, подчеркивала идею безграничности мира.

Главные ее темы – торжество Божественной справедливости, античные аллегорические сюжеты, прославление воинских побед, утверждение новых законов, идея неограниченной власти государства и церкви.

Живопись барокко характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Преобладают виртуозные декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров и подчёркивающие привилегированность общественного положения человека. Создаются парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров.

Идеализация образов сочетается в них с бурной динамикой, неожиданными композиционными и оптическими эффектами, реальность – с фантазией, религиозная аффектация – с подчёркнутой чувственностью, а нередко и с острой натуральностью и материальностью форм, граничащей с иллюзорностью. В произведениях искусства барокко порой включаются реальные предметы и материалы (статуи с реальными волосами и зубами, капеллы из костей и т. п.).

В живописи большое значение приобретают эмоциональное, ритмическое и колористическое единство целого, часто непринуждённая свобода мазка, в скульптуре – живописная текучесть формы, ощущение изменчивости становления образа, богатство аспектов и впечатлений. Для итальянской живописи конца 16 века характерны неестественность и стилевая неопределённость.

Художники барокко видели главную задачу в передаче противоречивых чувств и переживаний, тончайших психологических оттенков человеческой души.

Яркий пример – творчество Рубенса и Караваджо.

Выступления поисковых групп «Великие живописцы барокко»

4 поисковая группа – «Микеланджело да Караваджо». (Слайды 36-41)

«Вакх с чашей в руках». «Юноша, с фруктами». «Лютнист». «Отдых на пути в Египет». «Экстаз Святого Франциска». «Поднятие Христа».

5 поисковая группа – «Петер Пауль РУБЕНС». ( Слайды 42-49)

«Битва амазонок с греками». «Союз Земли и Воды». «Автопортрет с Изабеллой Брант».

«Похищение дочерей Левкиппа». «Крестьянский танец». «Победа и смерть в битве Декия Муса».

Барокко в литературе. (Слайды 53-58)

«…Среди двора фонтан, наполненный до края,
Кристальная струя звенит, не угасая
На влажный алебастр, спадая с вышины
Есть сто чудовищ там – фонтана украшенье –
Необычайно тел причудливых сплетенье,
Как ваза, светлый круг бассейна вознесен,
Под ним из камня столб – подставкой служит он…»
Жорж де Скюдери, “Аларих, или побежденный Рим” 1654

Учитель.

В эпоху барокко реальный мир воспринимался как иллюзия, сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением.

Стиль барокко нашел свое выражение и в литературе. И если архитектура, скульптура и живопись стремились к единению, то и в литературе можно наблюдать аналогичные явления: лирика стремится к монументальности, величественности. В то же время для нее характерна детализация, орнаментика.

Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность).

Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями.

К стилю барокко можно отнести и позднее творчество Мильтона, его поэмы на библейские сюжеты: ”Потерянный рай”, “Возвращение в рай”, “Самсон-борец”.

Для его творчества характерно: масштабность поэмы; сочетание чувственной, материальной стихии с высокой духовностью; рельефные образы; нагромождение деталей; господство идеи о двойственности и противоречивости жизни, борьбе добра и зла.

Научные свершения XVII в. изменили картину мира, вскрыв трагическую глубину вселенной, человеческой души, судьбы человека. Они способствовали изменению общей атмосферы духовной и интеллектуальной жизни. Культурный человек того времени видел, как неустойчива быстротекущая жизнь, как летят “минуты, что подтачивают дни, дни, что грызут и пожирают годы” (Луис Гонгора). Чувство безграничности мира, трагической незащищенности человека, несопоставимости малой, бренной, страдающей песчинки человеческой жизни и неизменной, холодной, бесконечной бездны космоса – таковы духовные открытия барокко.

Отрылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне дна.
М. Ломоносов

Барокко задает вопросы, обращенные к небу, к человечеству, в никуда (риторический вопрос – излюбленная фигура барочной риторики):

Кто ты, о человек? Сосуд свирепой боли,
Арена всех скорбей, превратностей поток,
Фортуны легкий мяч, болотный огонек,
Снег, тающий весной, мерцанье свеч не боле…
Грифиус

В искусстве барокко сосуществовали несовместимые друг с другом противоположности, создавая своеобразную гармонию. А торжественная выразительность искусства барокко была соткана из контрастов.

Перед нами барочная картина мира:
Игралище времен, непостоянный род,
На сцене бытия в преддверии утраты
Тот вознесен, тот пал, тому нужны палаты,
Тому – дырявый кров, кто царствует, кто ткет.
Вчерашнее ушло, минутный счастья взлет
Сметает новый день и завтра в бездну канет,
Зеленая листва поблекнет и увянет,
И острие меча на нежный шелк падет.
Грифиус

Литературу барокко создавали многие другие знаменитые авторы.

В их числе называют обычно итальянского поэта Т. Тассо, испанского драматурга Т. де Молина и П. Кальдерона (в пьесе “Жизнь есть сон” – герой понимает, что злую судьбу не победить местью, что главная победа в жизни – победа над самим собой, а не над другим; что остаток дней пролетит, как сон. И пробудившись в иной жизни, придется за все держать ответ), англичан Дж. Мильтона и Дж. Беньяна. Барочные черты исследователи находят и у Сервантеса, и в поздних произведениях У. Шекспира.

Каковы же характерные особенности литературы барокко ?

1) противопоставление жизни и смерти; 2) контрастность; 3) риторические вопросы; 4) чувство безграничности мира, трагической незащищенности человека; 5) образ изменчивости и непостоянства человеческой жизни.

Музыкальная культура барокко. Общая характеристика (Слайды 59, 60)

Выступления поисковых групп «Композиторы эпохи барокко» (Слайды 61-64)

Клаудио Монтеверди. Георг Фридрих Гендель. Иоганн Себастьян Бах. Антонио Вивальди.

(Во время выступлений учащихся звучат фрагменты произведений композиторов)

V. Подведение итогов урока.

Учитель. Художник и искусствовед И.Э.Грабарь утверждал: «Высокий Ренессанс уже на три четверти барокко».

Вопросы для обсуждения:

Сохранило ли барокко черты Возрождения? Появилось ли что-то действительно новое?

Высказывания учащихся, дискуссия.

Учитель. В разных странах барокко в архитектуре проявлялось по-разному.

Но характерные черты и признаки можно обнаружить повсеместно:

  • сложные криволинейные планы;
  • мощная пластика стен;
  • создание синтеза искусств, объединенных общим замыслом и стилем;
  • создание величественных архитектурных ансамблей в городах и дворцово-парковых – в загородных резиденциях;
  • обилие золота, деревянной и каменной резьбы, пышных декоративных деталей и скульптур;
  • богатая игра цвета и света.

Это стиль, основанный на применении классических ордерных форм, приведенных в состояние динамического напряжения, иногда доходящего до конвульсий.

VI. Домашнее задание:

заполнить таблицу «Характеристика эпохи барокко» (Слайд 67)

В заключение урока хотелось бы процитировать слова П.П. Муратова: «…Барокко не только архитектурный стиль, даже не только новый принцип в искусстве. Это целая эпоха в истории нравов, понятий и отношений, феномен не только эстетический, но и психологический. У барокко были не только свои церкви и дворцы, у него были свои люди, своя жизнь».

Библиографический список:

  1. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов – Обн., 1996.
  2. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 1999.
  3. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1996.
  4. СD – Художественная энциклопедия зарубежного искусства. – М., 2004.
  5. CD – Орнамент. Электронная энциклопедия. – М., 2004.
  6. CD – История искусства. Электронная энциклопедия. – М., 2004.

Интернет-ресурсы:

  • www.rusedu.ru
  • mou41.togliatty.rosshkola.ru
  • imc.rkc-74.ru
  • www.rusedu.ru
  • www.openclass.ru
  • www.it-n.ru

«Бароккко в Италии» – презентация по мхк, которая познакомит с творчеством выдающихся итальянских живописцев, скульпторов, архитекторов и их замечательными творениями.


Барокко в Италии

Что значит «барокко»? Чем этот стиль отличается от искусства Ренессанса? Посмотрите на этих Давидов: Донателло, Микеланджело и Бернини, и вам всё станет ясно!

Три Давида

При сравнении сразу бросается в глаза особая экспрессия, динамика, характерные для Давида Лоренцо Бернини. Именно движение является наиболее яркой отличительной чертой искусства барокко.

Ещё один способ погружения в тему – слайд-шоу «Барокко» :

После просмотра можно предложить составить синквейн или подобрать как можно больше эпитетов, характеризующих увиденное.

«Странный, причудливый»

Именно так переводится с итальянского слово «барокко». ХVII век подарил европейскому искусству два больших стиля: барокко и классицизм. Рождение стиля барокко связано с изменением мировоззрения и мироощущения человека конца ХVI – ХVII века, которое, в свою очередь, является следствием перемен в экономике, науке. На смену уверенности в безграничных способностях человека приходит понимание, что человек всего лишь «мыслящий тростник», а Вселенная, в которой он теперь ощущает себя песчинкой, на самом деле безгранична.

Очень ярко это мироощущение выразил в поэтической форме выдающийся английский поэт, мыслитель, учёный, философ Джон Донн:

Все новые философы в сомненье.
Эфир отвергли — нет воспламененья,

Исчезло Солнце, и Земля пропала,

А как найти их — знания не стало.

Все признают, что мир наш на исходе,

Коль ищут меж планет, в небесном своде

Познаний новых… Но едва свершится

Открытье — все на атомы крушится.

Все — из частиц, а целого не стало,

Лукавство меж людьми возобладало,

Распались связи, преданы забвенью

Отец и сын, власть и повиновенье.

И каждый думает: «Я — Феникс-птица»,

От всех других желая отвратиться…

Гармония, уравновешенность, характерные для искусства Ренессанса, уже в позднем творчестве Микеланджело сменяются экспрессией, динамичностью, стремлением к масштабности.

Барокко

Лоренцо Бернини – гений барокко

Наибольшее распространение стиль барокко получил в странах, находящихся под властью католической церкви. Именно она была главной заказчицей художников барокко. Родиной этого стиля стала Италия. В моей презентации «Барокко в Италии» я представляю наиболее выдающихся итальянских художников и их творения. Пожалуй самым выдающимся среди них был Лоренцо Бернини , которого можно назвать главным архитектором Рима. Для его творчества характерно стремление к созданию ансамблей. В них он объединяет архитектуру, скульптуру с пространством, используя в качестве выразительных средств воздух, свет, воду.

Фонтаны Бернини

Фонтаны Рима

«Фонтан – своеобразный и давний жанр монументально-декоративной скульптуры – привлёк внимание Бернини и в силу чисто римской традиции, отводившей источникам воды большое место в жизни города, и по более глубоким творческим мотивам. В этом жанре связь скульптурных начал с архитектурными особенно тесна. К синтезу этих двух начал присоединяется третье: живая природа, непосредственно участвующая в художественной композиции фонтана в виде потоков, струй, брызг, взлётов и падений воды. Бернини работал над фонтанами как над серьёзной и глубокой художественной темой».

  • Энциклопедия для детей, том 7, Искусство. – М.: «Аванта+»,
  • Малая детская энциклопедия «Искусство». – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2001.
  • Энциклопедия знаний «Искусство». – М.: ООО Издательство «Астрель», 2001.
  • Борев Ю.Б. Эстетика. – М.: Политиздат, 1988.
  • Арган Дж. К. История итальянского искусства. Москва, ОАО Издательство «Радуга». 2000.
  • Аркин Д.Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. – Москва «Искусство», 1990.
  • Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  • Львова Е.П., Кабкова Е.П., Некрасова Л.М., Стукалова О.В.,Олесина Е.П. Мировая художественная культура. Эпоха Просвещения. – СПб.: Питер, 2006.
  • Муратов П.П. Образы Италии. – Москва, Издательство «Республика», 1994.
  • Петрухинцев Н.Н. ХХ лекций по истории мировой культуры: Учеб. Пособие для студ.высш. учеб. Заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

Удачи!

Слайд 1

Слайд 2

Барокко (итал. barocco, буквально – причудливый, странный), один из главенствующих стилей в архитектуре и искусстве Европы и Латинской Америки конца 16 – середины 18 вв. Барокко было связано с дворянско-церковной культурой эпохи расцвета абсолютизма. Был призван прославлять могущество церкви и светской аристократии, тяготел к парадной торжественности и пышности.

Барокко получило распространение во Фландрии (знаменитые представители барокко во Фландрии – П.П. Рубенс, Ф. Снейдерс, Я. Йорданс, А. ван Дейк), в Испании, Португалии, на юге Германии, в Австрии, Чехии, Словакии, Хорватии, на западе Украины, в Литве. Во Франции барокко слилось с классицизмом в единый пышный стиль.

Слайд 3

Коронование девы Марии, 1595-1598

У истоков традиции Барокко искусства в живописи стоят два великих итальянских художника - Караваджо и Аннибале Карраччи, создавшие самые значительные работы в последнее десятилетие 16 века - первое десятилетие 17 века. Для итальянской живописи конца 16 века характерны неестественность и стилевая неопределённость. Караваджо и Карраччи своим искусством вернули ей цельность и выразительность.

Слайд 4

Один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца 16-середины 18 вв., барокко утвердилось в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств (главным образом абсолютных монархий). Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к реальной среде, к окружающей человека природной стихии барокко пришло на смену гуманистической художественной культуре

Слайд 5

Караваджо Микеланджело (1573-1610), итальянский живописец. Учился в Милане (1584-1588); работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609). Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (“Маленький больной Вакх”, “Юноша с корзиной фруктов” - оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма.

Слайд 6

Рени Гвидо (4 ноября 1575, Болонья - 18 августа 1642, там же), итальянский живописец, мастер барокко. Рени был выпускником Болонской академии художеств, проводником и наследником ее живописной традиции и педагогической системы. Непосредственно он учился у Аннибале Карраччи, был, как и он, поклонником античности и Рафаэля.

Слайд 7

Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости; его эстетика строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и иррационализма.

Слайд 8

Искусству барокко свойственны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектной зрелищности, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

Слайд 9

Искусству Барокко характерны: обилие внешних эффектов и элементов. Фигуры рисунка и их группы изображены торжественно, выражения лиц чувственны. В 17 веке исключительное место в искусстве занимает живопись. Эпоха Барокко расширила круг изображаемых предметов, обогатила эту область искусства новыми жанрами. Художники любили тёплые тона и нежные переходы цвета, их притягивала игра света и тени, контрасты света и тьмы, большое внимание уделяли материалистическому изображению.

Слайд 10

Самые характерные черты Барокко - броская цветистость и динамичность - соответствовали самоуверенности и апломбу вновь обретшей силу римской католической церкви. За пределами Италии стиль Барокко пустил самые глубокие корни в католических странах, а, например, в Британии его влияние было незначительным.

Слайд 11

Искусство барокко сложилось и расцвело в Италии, где работали крупнейший архитектор и скульптор Л. Бернини, живописец, глава демократического реализма Караваджо, последователи академизма братья Карраччи и др.

«Сусанна и старцы» 1647

Слайд 12

В изобразительном искусстве этого периода преобладали сюжеты, в основе которых был заложен драматический конфликт, - религиозного, мифологического или аллегорического характера.

Слайд 13

Человек в искусстве барокко предстаёт многоплановой личностью, со сложным внутренним миром, вовлечённым в круговорот и конфликты среды.

Слайд 14

Создаются парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров.

Слайд 15

"Ослепление Самсона" 1636

Слайд 16

"Ночной дозор" 1642 Рейкс музеум, Амстердам

Слайд 17

"Даная" 1636 Эрмитаж, Санкт-Петербург

Слайд 19

"Торжество Валтасара" 1635

Слайд 21

Мария Магдалена Ок. 1600

Слайд 22

Св. Иероним и ангел 1635

Слайд 23

Похищение Европы 1630-1640

Слайд 24

Архитектура в стиле Барокко

Слайд 25

Карло Мадерна Церковь Святой Сусанны, Рим

Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко - теламон (атлант), кариатида, маскарон.

Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария-делла-Витториа (1645-1652 гг.).

Слайд 26

В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на 1-ю половину 18 в. Стиль барокко в России был свободен от экзальтации и мистицизма (характерных для искусства католических стран) и обладал рядом национальных особенностей. Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа (Петродворец), Царского Села (Пушкин) и др., отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (арх. М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский); изобразительные искусства обращались к светским, общественным темам, получил развитие портрет (скульптуры Б. К. Растрелли и др.) Эпоха барокко отмечена повсеместно подъёмом монументального искусства и декоративно-прикладного искусства, тесно взаимосвязанных с архитектурой. В 1-й пол. 18 в. барокко эволюционирует к грациозной лёгкости стиля рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с 1770-х гг. повсеместно вытесняется классицизмом.

Слайд 27

Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба - стали пониматься как организованное, развивающееся в пространстве художественное целое, многообразно разворачивающееся перед зрителем. Дворцы и церкви барокко благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели живописность и динамичность и как бы вливались в окружающее пространство. Парадные интерьеры зданий барокко украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала иллюзию разверзшихся сводов.

Архитектор: Вист А. Ф. Год постройки:1764-1768 Стиль: Барокко

Собор св. Андрея Первозванного

Слайд 28

Архитектор: Кваренги Д. Год постройки:1761-1769, 1783 Стиль: Барокко

Собор Владимирской иконы Божией Матери с колокольней

Слайд 29

Архитекторы: Чевакинский С. И. Год постройки:1753-1755 Стиль: Барокко

Дворец И. И. Шувалова

Слайд 30

Собор св. равноапостольного князя Владимира - Князь-Владимирский собор

Архитекторы: Земцов М. Г. Ринальди А. Старов И. Е. Год постройки:1789 Стиль: Барокко

Слайд 31

Архитекторы: Трезини Дж. Год постройки:1730-1740 Стиль: Барокко

Здание Первого Кадетского корпуса

Слайд 32

Летний дворец Петра I в Летнем саду

Решетка Летнего сада. Арх. Юрий Матвеевич Фельтен (1770-1784 гг).

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА: Концепция, содержание и морфология мультимедийного комплекса для общеобразовательной школы. – СПб.: Астерион, 2004. – 279 с.

5.2. Эпоха Барокко

5.2.1. Общая характеристика

«Эпоха Барокко» – одно из самых полемичных историко-типологических определений художественной культуры. Различные значения, вкладываемые в понятие эпохи Барокко, объясняют различный круг явлений художественной культуры, попадающий в ее рамки, различные хронологические границы.

1. Стилевая концепция эпохи Барокко. Для нее базовым является понятие стиля как исторически сложившейся устойчивой общности образной системы, средств и приемов художественной выразительности, обусловленной единством идейного содержания (мировоззрения). На рубеже XIX–XX вв. сформировалось понятие эпохи Барокко как комплекса мировоззренческих оснований, питавших стиль барокко – один из двух великих стилей искусства Нового времени (Г.Вельфлин, Б.Р.Виппер, И.Н.Голенищев-Кутузов, Н.Брунов). Социокультурные предпосылки стиля барокко связывали с процессами Контрреформации, с идеологией светской и церковной власти. В этом случае одновременно с эпохой Барокко существует эпоха Классицизма, социокультурными основаниями которой считаются авторитет античной традиции, становление философских систем Нового времени. В художественной культуре Нового времени рядом с барокко и классицизмом существовали иные формы художественного языка, названные реализмом и внестилевыми явлениями со своими мировоззренческими основаниями – идеологией протестантизма и гражданского общества, апологией опыта и научного эксперимента.

С позиции стилевой концепции художественного пространства некорректно называть XVII столетие эпохой Барокко. В этом случае правильнее говорить об эпохе великих стилей (а также не менее великих внестилевых течений ). Хронологически эпоха великих стилей выходит за рамки XVII в. Ее историческое время – XVII–XVIII столетия. Наиболее ранней границей исследователи считают вторую половину XVI в., связывая со стилистикой барокко творчество Микеланджело, Шекспира, Сервантеса, Монтеверди. Верхней границей эпохи великих стилей можно считать первую треть XIX в. и стиль ампир , олицетворением которого стало творчество К.Росси, Ж.-Л.Давида.

Полистилистическое художественное пространство является важным этапом в становлении личностно-креативного типа культуры, оно кардинально отличается от моностилевого облика традиционной культуры и переходной эпохи Возрождения. Само наличие нескольких стилей и художественных направлений свидетельствует о множественности способов художественного высказывания и об осознании права творческой личности на выбор системы художественных средств, о растущей роли автора художественного произведения в формировании художественной картины мира.

В искусстве стиля барокко выражены представления о безграничности мира и изменчивости материи, о драматической сложности, конфликтности мироздания. В искусстве стиля барокко сочетаются духовный порыв и земное, чувственное начало, иррациональность мистического порыва и живое ощущение натуры, красоты реальности. Искусство барокко связывают с активным новаторством в области художественного языка и формы. Стиль барокко родился и достиг яркого расцвета в Италии, получил распространение в странах, где господствующими социальными силами были дворянство и католическая церковь (Испания, Фландрия). К XVIII столетию барочная стилистика охватила страны Центральной и Восточной Европы, Латинской Америки, где сформировалось «ультрабарокко» . Ведущими представителями стиля барокко в архитектонических искусствах считаются Л.Бернини, Ф.Борромини, Г.Гварини, П. да Кортона, П.Рубенс, А.Ван Дейк, Ф.Халс, Тьеполо; в литературе – Дж.Марино, Э.Тезауро, Б.Грасиан, Л.Гонгора, Т. де Молина, П.Кальдерон, Ж.Лафонтен; в музыке – А.Корелли, Дж.Фрескобальди, И.С.Бах, Г.Гендель, А.Вивальди. Стиль барокко важен для характеристики художественной культуры России c конца XVII в. до 1760-х гг. Исследователи выделяют историко-региональные разновидности стиля барокко: «нарышкинское» барокко, петровское барокко, елизаветинское барокко, столичное и провинциальное барокко, украинское барокко, сибирское барокко. Выразителями барочной стилистики в русской культуре считаются С.Полоцкий, К.Растрелли, Ф.-Б.Растрелли, С.И.Чевакинский, Д.Ухтомский, В.К.Тредиаковский, М.Ломоносов, Д.Бортнянский.

Стилевую систему классицизма связывают со стремлением противопоставить несовершенной и противоречивой действительности идеал разумного мироустройства. Классицизм интерпретируют как художественно-эстетическую аналогию рационалистической философии Р.Декарта, Б.Спинозы, Г.Лейбница. Искусство классицизма связывают с культом порядка, нормы, системы правил и авторитетов. Родиной классицизма считается Франция, ведущими представителями в архитектонических искусствах – Н.Пуссен, К.Лоррен, К.Перро, Ж.-Ф.Блондель, в литературе Ф. д"Обиньяк, П.Корнель, Н.Буало, в музыке – Ж.-Б.Люлли. Исследователи отмечают, что в художественной культуре Западной Европы XVII в. барокко и классицизм находились в сложном переплетении, оттого крупнейшие памятники художественные культуры получили стилистически неоднозначные определения. Дворцово-парковый комплекс в Версале определен как памятник «барочного классицизма», драматургию Расина и Мольера, музыкальные сочинения Д.Фрескобальди и Г.Перселла относят в равной степени и к барокко, и к классицизму.

Представители классицизма в художественной культуре России XVIII – первой трети XIX в: Ж.-Б.Валлен-Деламот, Ч.Камерон, Дж.Кваренги, А.Воронихин, А.Захаров, Тома де Томон, К.Росси, Ф.Алексеев, Ф.Толстой, М.Козловский, Ф.Гордеев. Стилистически неоднозначные определения получило творчество М.Ломоносова, В.Тредиаковского, А.Сумарокова.

Реализм в художественном пространстве XVII–XVIII столетия представлен творчеством голандских художников, названных впоследствии «малыми голландцами» (Г.Тербох, В.Клас, П. де Хох, Ян Стен). К этому же направлению относят творчество итальянского художника Караваджо, французского гравера А.Босса, братьев Ленен, писателя Ф.Сорреля, драматургов Ж.-Б.Мольера, Скаррона. Основным критерием реалистичности выступает содержание их произведений, обращенных к современной жизни в ипостаси повседневности.

Внестилевую линию развития связывают с индивидуальными творческими концепциями и особенностями художественного языка, которые, как считают исследователи, более сильно проявились в регионах, свободных от абсолютистской власти монарха и господства католической церкви. Наиболее яркими явлениями внестилевой линии художественного процесса стало творчество Рембрандта, Вермеера. В то же время яркую художественную индивидуальность, несводимую к барочной или классицистической стилистике, представляет творчество Веласкеса, работавшего при испанском королевском дворе. Обозначение линии развития как внестилевой подразумевает наличие магистральной линии художественного процесса и ее периферии и заключает в себе определенный парадокс. Парадокс заключается в том, что вне генеральной линии оказались едва ли не самые яркие художественные личности XVII в. Внестилевая линия трактуется как наиболее «аванградная», устремленная в будущее, в котором индивидуальных творческих манер будет столько же, сколько творческих личностей.

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

11 класс


РУССКОЕ БАРОККО

Русское барокко - общее название разновидностей стиля барокко,

которые сформировались в Московском государстве

и в Российской империи в конце XVII-XVIII веках


В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на первую половину XVIII века.

Стиль барокко в России обладал рядом национальных особенностей. Русское зрелое барокко отличалось от западного:

  • структурной ясностью и простотой плановых построений,
  • тесной связью конструктивной основы и декорирующих её элементов,
  • мажорным характером, активным использованием ярких цветов в окраске, смелых колористических контрастов, включая золочение.

Исследователь древнерусского зодчества Николай Султанов ввёл термин «русское барокко», обозначив им допетровскую архитектуру Руси XVII века. Фактически под этим термином понималось «московское узорочье», сложившееся в 1640-х годах.

Современные искусствоведы видят в узорочье скорее аналог маньеризма, а отсчёт истории русского барокко ведут с распространения в московской строительной практике восьмериков на четверике (церковь царевича Иоасафа, 1678).


В эволюции русского барокко выделяют стадии « московского барокко » конца XVII века (различают нарышкинский, строгановский, голицынский стили)

« петровское барокко » первой четверти XVIII в.,

« зрелое русское барокко » елизаветинского времени.

Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села и других, отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (арх. М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский).

Сравнительно малоизвестную страницу в истории барокко составляет храмовое зодчество уральских заводов и Сибири; применительно к нему бытуют такие термины, как « уральское барокко » и « сибирское барокко ».


Ру́сское узо́рочье (моско́вское узо́рочье) - архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории

Московской Руси, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта

Церковь Рождества Богородицы

в Путинках, фото конца XIX в.



Ансамбль

Новодевичьего

Монастыря

Московское барокко (с 1680-х по 1700-е годы, ранее неточно называлось « нарышкинское барокко ») - переходный период от узорочья к полноценному барокко с удержанием многих конструктивных элементов древнерусской архитектуры.




Сдвоенный наличник Сухаревой

башни в стене Донского монастыря



Собор Введенского монастыря в Сольвычегодске


  • В нарышкинскую группу входит группа церквей конца 1680-х - начала 1690-х гг., появление которых с большой степенью вероятности можно связать с воцарением Петра I. Церкви этой группы были выстроены по заказу одного из ближайших родственников Петра I по материнской линии - боярина

Льва Кирилловича Нарышкина.

  • В более широком смысле под нарышкинским стилем подразумеваются все здания «московского барокко», построенные по заказу Нарышкиных. Нарышкинские церкви типа «восьмерик на четверике» созданы первоклассным мастером (мастерами), сооружавшим ранее по заказу царевны Софьи колокольню Новодевичьего монастыря (1690), мастерски выполненные аттики и гребни восходят к оформлению церкви Воскресения в Кадашах (1687). В то же время палаты Нарышкиных в Высокопетровском монастыре, задуманные незаурядным мастером, имеют оформление гораздо грубее, используются иные художественные приемы.


Лучшими образцами нарышкинского стиля считаются появившиеся центрические ярусные храмы, хотя параллельно с этой новаторской линией возводилось множество традиционных, бесстолпных, перекрытых сомкнутым сводом и увенчанных пятью главами церквей, обогащённых новыми архитектурными и декоративными формами - прежде всего, заимствованными из западноевропейской архитектуры элементами ордера. Для нарышкинского стиля также характерна двуцветность сочетания красного кирпича и белого камня, использование полихромных изразцов, позолоченной деревянной резьбы в интерьерах, следующих традициям «русского узорочья» и «травяного орнамента». Сочетание красных кирпичных стен, отделанных белым камнем или гипсом, было характерно для зданий Нидерландов, Англии и Северной Германии.

Надвратная церковь

Предтеченская Троицкой лавры


Церковь Иоанна Воина

на Якиманке (1706-13) намечает переход от нарышкинского барокко к петровскому


Совсем небольшую группу составляют две церкви, построенные по заказу князей П. А. и Б. А. Голицыных. Большое участие в строительстве и оформлении принимали итальянские мастера, поэтому облик этих зданий достаточно сильно выделяется из классических образцов «московского барокко». Однако об отдельном стиле говорить не приходится (всего два здания), скорее о «памятниках голицинского круга».

Церковь

Рождества Богородицы в Подмоклово

заказана князем Долгоруковым,

однако продолжает традиции

голицынского барокко



Термин, применяемый историками искусства к архитектурному и художественному стилю, одобренному Петром I и широко использованному для проектирования зданий в новой российской столице Санкт-Петербурге.

Ограниченный условными рамками 1697-1730 гг. (время Петра и его непосредственных преемников), это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры. Западноевропейские прообразы памятников петровского барокко - здания во многом эклектичные, влияние «интернационального» барокко Бернини в них смягчено французским пристрастием к классицизму и преданиями готической старины.


Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов.

К числу первых строителей Петербурга принадлежат

Жан-Батист Леблон,

Доменико Трезини,

Андреас Шлютер,

Дж. М. Фонтана,

Все они прибыли в Россию по приглашению Петра I. Каждый из этих архитекторов вносил в облик сооружаемых зданий традиции своей страны, той архитектурной школы, которую он представлял. Курируя осуществление их проектов, традиции европейского барокко усваивали и русские зодчие, как, например, Михаил Земцов.



Елизаветинское барокко - термин для обозначения архитектуры русского барокко эпохи Елизаветы Петровны (1741-61). Крупнейшим представителем этого направления был Ф. Б. Растрелли, откуда второе название этого извода барокко - «растреллиевское». В отличие от предшествующего ему петровского барокко, елизаветинское барокко знало и ценило достижения московского барокко конца XVII-начало XVIII вв., удержав сущностные для русской храмовой традиции элементы (крестово-купольная схема, луковичные или грушевидные пятиглавия).

Елизаветинское барокко тяготело к созданию героизированных образов с целью прославления могущества Российской империи. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях. Растрелли свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, двух-трехцветный окрас фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII века.


Самобытную страницу елизаветинского барокко представляет творчество московских архитекторов середины XVIII века - во главе с Д. В. Ухтомским и И. Ф. Мичуриным. В Петербурге приЕлизавете Петровне трудилась плеяда отечественных зодчих - крепостной архитектор Ф. С. Аргунов, С. И. Чевакинский, А. В. Квасов и др. На храмовой архитектуре специализировался итальянец П. А. Трезини. За исключением украинских построек А. В. Квасова, А. Ринальди, Г. И. Шеделя, елизаветинское барокко осталось стилем столичным и мало затронуло русскую провинцию.

После смерти Елизаветы Петровны основные строительные заказы были переданы итальянцу Антонио Ринальди, который прежде работал для «молодого двора» в Ораниенбауме. Он отказался от грандиозности растреллиевских начинаний и привнёс в придворное зодчество элементы камерного стиля рококо. В продолжение 1760-х Ринальди, как и другие ведущие архитекторы, преодолел притяжение отживавшего свой век барокко и приступил к освоению эстетики классицизма.


Домашнее задание:

Заполнить таблицу «Петровское и Елизаветинское барокко»

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.