Анализ стихотворения “Не завидуй другу”. Анализ стихотворения Северянина “Не завидуй другу” Игорь северянин не завидуй другу анализ

Один из основателей русского эгофутуризма, Игорь Северянин в своем творчестве действительно смешал акценты на собственную персону и нередко создавал себе оды, не скупясь на эпитеты. Все это породило ложно восприятие стихов этого поэта, который обладал очень тонкой артистической натурой и умел подмечать не только собственные недостатки, но и пороки других людей. Правда, он очень редко затрагивал данную тему в своем творчестве, и одним из немногих стихотворений, носящих ярко выраженную критическую окраску, является произведение “Не завидуй

Другу”, возданное в 1909 году.

До сих пор остается загадкой, кому именно посвящено это стихотворение. Существует мнение, что автор попросту обратился к самому себе в третьем лице, словно бы предостерегая от поступков, о которых впоследствии будет сожалеть. Если это так, но нетрудно догадаться, что завить поэт испытывает к Константину Фофанову, которого считает своим учителем. Впрочем, автор сам себя одергивает и пытается погасить в душе не самые светлые и лучшие чувства, которые вызваны более высоким общественным положением друга, его успехами на литературном поприще и материальным благополучием.

Охладить собственный пыл, северянин отмечает: “Пусть его достатки, пусть его удачи у твоих сандалий не сотрут ремней”.

Он призывает не только самого себя, но и окружающих уверенно идти по выбранному пути и не оглядываться на чужие достижения, которые вызывают зависть. “Может быть, блаженство – на твоем пороге, а его, быть может, ждут нужда и плач”, действительно, эти строки оказываются пророческими, так как через несколько лет Фофанов умрет из-за алкоголизма, промотав все свое состояние, лишившись семьи и близких друзей. Лишь Северянин будет предан ему до самого последнего момента, считая, что именно благодаря этому человеку сумел добиться хоть каких-то успехов на литературном поприще. Однако сострадание – совсем не то чувство, которое, как считает поэт, нужно испытывать по отношению к другу. Ведь для него гораздо важнее, чтобы близкие люди не выражали свое сочувствие в тяжелые минуты, а умели радоваться, когда человек находится на вершине славы и благополучия.

Поэтому Северянин подчеркивает: “Не препятствуй другу ликовать успехом: это – преступленье! Это – сверхпорок!”. В понимании автора, зависть способна разрушить самую крепкую дружбу, и виновнику подобного нет прощения.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Игорь Северянин в русской литературе занял достойное место, как основатель эгофутуризма, в его творчестве непременно звучали эгоистические мотивы о своей собственной персоне. Поэтому сложилось искаженное восприятие стихотворений и самого автора, на самом деле поэт обладал тонким умом, артистическими данными, и мог точно подметить, как и свои недостатки, так и порочные действия других людей. Хотя в […]...
  2. Стихотворение “Не завидуй другу” написано Игорем Северяниным в 1909 году. И занимает особое место в его творчестве. Стихотворение называется “Не завидуй другу” по первой строчке. И уже по одной первой строке мы можем догадаться, о чем будет идти дальше речь. Основная тема – наставление, данное автором, т. е. Северянин настаивает и призывает читателей к тому, […]...
  3. Игорь Северянин постоянно вел негласную войну с литературными критиками, которые донимали поэта своими необъективными рецензиями. В том, что его невзлюбили известные журналисты и публицисты, северянин бы отчасти и сам виноват, так как вел себя на людях достаточно эпатажно и порой даже агрессивно. Что же касается стихов, то поэт не упускал момента заявить на весь мир, […]...
  4. Какой совет дает автор своим читателям? Игорь Северянин дает своим читателям добрый совет – не завидовать удачам дру­га, а радоваться им. Какие художественные приемы делают осо­бенно убедительным совет поэта? В этом небольшом стихотворении актив­но используются эпитеты и сравнения, ме­тафоры и гиперболы: двигайся бодрее, улыбайся шире, шумный смех, пол­ное сердце, сверхпорок. Практически каждое из слов стихотворения […]...
  5. Еще подростком Игорь Северянин влюбился в Евгению Гуцан, которая оказалась его соседкой по имению в Гатчине. Его юношеская привязанность очень скоро переросла в сильное чувство, и 18-летний начинающий поэт предложил своей избраннице руку и сердце. Впрочем, о свадьбе не могло быть и речи, потому что обе семьи не отличались финансовым благополучием. Тогда северянин поселился со […]...
  6. Поэт Игорь Северянин отказался принимать идеи революции и в 1918 году эмигрировал в Эстонию, которая до Великой Отечественной войны оставалась независимым европейским государством. Однако один из ярчайших русских эгофутуристов пристально следил за событиями в СССР и не переставал удивляться тому, что его родина все же находит в себе силы подняться с коленей. И это несмотря […]...
  7. В начале 20 века Игорь Северянин снискал для себя славу скандального поэта, который презирает все условности и каноны. Действительно, он вел себя не как типичный литератор, чем шокировал своих собратьев по перу. В свою очередь, стихи Северянина эпатировали публику, вызывая самые противоречивые чувства. Начнем с того, что публиковал их поэт за собственный счет, так как […]...
  8. В марте 1918 года Игорь Северянин вернулся в Эстонию, где до этого жил несколько месяцев. После заключения Брестского мира страна попала под власть Германии. Сам того не желая, поэт оказался в эмиграции. На родину ему больше попасть было не суждено. Северянин предпочитал называть себя “дачником”, а не эмигрантом или беженцем. При этом в 1921 году […]...
  9. Между поэтами в начале 20 века принято было устраивать литературные дуэли. Выражались они в том, что один из авторов задавал тему и создавал стихотворение, а другой в рифмованной форме готовил на него свой ответ. История знает примеры, когда такие поэтические диалоги длились между литераторами годами. Игорь северянин не относился к числу любителей подобных развлечений, однако […]...
  10. В 1934 году, пребывая в вынужденной эмиграции, Северянин издал сборник сонетов “Медальоны”. В него включены порядка сотни стихотворений, посвященных писателям, поэтам, композиторам разных времен. Среди личностей, удостоенных внимания автора книги, – Ахматова, Блок, Шекспир, Гофман, Шопен, Чайковский, Глинка, Байрон, Зощенко. По мнению многих литературоведов, не все произведения, вошедшие в “Медальоны”, одинаково удачны. Часто характеристики известных […]...
  11. Яркий, феерический талант Игоря Северянина заключался не только в том, что он умел эпатировать публику, подчиняя ее своей воле. Поэт в совершенстве владел литературным слогом и мог находить темы для своих произведений буквально из неоткуда. Даже в эмиграции он продолжал следить за жизнью в России и нередко сокрушался тому, что многие талантливые люди стали жертвами […]...
  12. Имя Игоря Северянина, поэта Серебряного века, стало широко известно читателю сравнительно недавно. В советское время его стихи были запрещены как идеологические вредные. Сейчас нам доступно все творчество поэта, и можно изучать его, наслаждаться, давать свою оценку. В начале двадцатого века среди мастеров художественного слова существовал такой вид развлечений, как литературная дуэль. Один из участников такой […]...
  13. Стихотворение “Весенний день” Игорь Северянин подписал так: “Дорогому К. М. Фофанову”. Такое словесное выражение благодарности – лишь малая доля того, что испытывал поэт по отношению к своему учителю и другу. Константин Михайлович Фофанов, русский поэт, один из предшественников символизма, приветствовал появление Северянина в литературе, и на протяжении всей творческой жизни поддерживал его, и можно даже […]...
  14. Поэзия Игоря Северянина обладает одной удивительной особенностью – четко передавать смысл, который автор хотел вложить в каждую конкретную фразу. Это искусство поэт оттачивал годами, признаваясь, что именно “рафинированность ощущений” является высшим смыслом поэзии. Будучи эгофутуристом, Северянин культивировал основные принципы этого литературного направления в своем творчестве, одновременно представая перед публикой закоренелым эгоистом и утонченным лириком, хулиганом […]...
  15. Один из родоначальников массовой культуры двадцатого века, Игорь Северянин, оставил нам в наследие огромное количество удивительных стихотворений. Автор обладал способностью подмечать в окружающей действительности такие черты, которые могли бы воссоздать яркие картины в воображении читателей. Наблюдая за природой, и ассоциируя ее красоту со своей горячо любимой родиной, поэт изображал это в своих произведениях, затем сам […]...
  16. В 1913 году, благодаря московскому издательству “Граф”, свет увидел сборник “Громокипящий кубок”. Он принес молодому Северянину всероссийскую славу. Именно после его выхода поэт начал публично выступать со своими стихотворениями и отправился в сопровождении Сологуба в турне по стране. “Весенний день” – произведение, созданное в апреле 1911 года и вошедшее в первый раздел книги “Сирень моей […]...
  17. Во все времена из общей массы женщины непременно выделяются те, которые умет подать себя в обществе, обладают неким шармом и удивительным обаянием. Такие особы становятся центром любой компании и притягивают к себе внимание, словно магнит. Однако далеко не все из них в шумной и пестрой толпе чувствуют себя по-настоящему счастливо. Ведь под блистательной маской благополучия […]...
  18. Творчество известного поэта серебряного века Игоря Северянина многие исследователи называют новаторским, поскольку многое из того, к чему прибегал поэт, было несвойственно для лирических произведений того времени. Северянин смело использовал новые ритмы, неологизмы. Его лирика отличается удивительной музыкальностью. Особое место в творчестве поэта занимает стихотворение “Увертюра”, которое в некоторой степени закрепило за ним славу “салонного” лирика, […]...
  19. В 1913 году московское издательство “Гриф” выпустило сборник “Громокипящий кубок” Игоря Северянина. Книга стала первой, принесшей ему серьезный успех. До ее выхода поэт печатал только небольшие брошюры. Впрочем, в литературных кругах о нем узнали гораздо раньше. Например, Толстой с творчеством Северянина познакомился в 1910 году. Графу стихотворения молодого поэта не понравились. “Хабанеру II” Лев Николаевич […]...
  20. В 1918 году после Октябрьской революции поэт-литератор Игорь Северянин переезжает жить из Петербурга в Эстонию, в Эст-Тойлу, где он всегда проводил весну и лето. Исторические перевороты изменили жизнь не только всей страны, но и каждого конкретного человека в ней. Поэт оказался в чужой для него атмосфере. Все, что было для него дорого и мило, осталось […]...
  21. В 1905 году восемнадцатилетний поэт Игорь Северянин влюбился в девушку по имени Евгения Гуцан. Влюбленность, оказавшись одним из первых ярких впечатлений в его жизни, открыла в нем талант поэта. Евгения, для которой молодой литератор выдумал новое имя Злата, вдохновляла своего спутника жизни на протяжении нескольких лет. Игорь Лотарев посвятил своей музе огромное количество лирических произведений […]...
  22. Анализ стихотворения “Да, я солдат. Завидуй мне. Дивись…” – Дудин “Большинство друзей моих и сверстников по жизни и пес­не остались там, по обочинам моей дальней дороги… Они верили, умирая, в то, что спасают чудо жизни на земле от последней войны и навсегда. Душа моя всем своим беспокойством с ними. Она еще пы­тается парить на туманной […]...
  23. Свою последнюю осень поэт Николай Рубцов провел на Алтае, где, по воспоминаниям друзей, очень много и плодотворно работал. Поэт словно бы хотел успеть написать как можно больше стихов, так как предчувствовал свою скорую гибель. Именно в этот период появилось на свет стихотворение “Посвящение другу”. Кому именно оно было адресовано, так и осталось тайной. Некоторые исследователи […]...
  24. Стихотворение Игоря Северянина “Русская” было написано автором в 1910 году. В этот период поэт жил и творил в Петербурге, личность его становилась все известней, а стихи все популярней. Творчество Северянина менялось в течение всей его жизни, он был художником-литератором, не отделяющим литературную жизнь от личной. Стих “Русская” – о понятных всем вещах, таких как красота […]...
  25. Имя Игоря Северянина замалчивалось отечественным литературоведением до 80-х годов ХХ века. Творчество Северянина вступало в контраст с восприятием действительности и привычным тогда пониманием поэзии. Его современники-критики обвиняли автора в безвкусии и пошлости. Нужно отметить, что поэт относился к такой критике спокойно, а со временем у него стали появляться союзнические отклики завсегдатаев петербургского литературного салона Федора […]...
  26. Стихотворение Игоря Северянина “Это было у моря”, написанное им в феврале 1910 года, посвящено даме по фамилии Воробьева. Эта женщина была поэтессой, и поэт восхвалял ее творчество в своих стихах, восхищаясь ею. После прочтения стиха читатель задумывается: только поклонение таланту Воробьевой навеяло автору эти строки, или коллег “по цеху” связывали более трепетные и глубокие отношения? […]...
  27. Истинный поэт, глубоко переживающий жизнь. В. Брюсов. Свой талант Игорь Северянин часто ориентировал на вкусы эстетствующей петербургской публики, живущей стилизованной декадентской жизнью. Имя “Игорь Северянин” стало псевдонимом Игоря Васильевича Лотарева (1887 – 1941). Поначалу этот поэт печатался в скромных периодических изданиях, читал свои стихи в разных студенческих аудиториях. Он выпускал небольшие брошюры и рассылал их […]...
  28. Игорь Северянин – необычный поэт, творчество которого сочетало “классическую банальность и мелодическую музыкальность”. Его стихи, насыщенные музыкой, зажигали огонек счастья в сердцах читателей. Как поэт, Северянин находит себя в 1907 году, когда определил свое место в жизни: “Не изменяй намеченной тропы, и помни: кто, зачем и где ты”. Проходят годы, происходят великие события, из-за которых […]...
  29. В марте 1918 г. в аудитории Политехнического музея меня избрали “Королем поэтов”. Маяковский вышел на эстраду: “Долой королей – теперь они не в моде”. Мои поклонники протестовали, назревал скандал. Раздраженный, я оттолкнул всех. Маяковский сказал мне: “Не сердись, я их одернул – не тебя обидел. Не такое время, чтобы игрушками заниматься”… Через несколько дней “король” […]...
  30. Еще в 1905 году А. Блок в стихотворении “Балаганчик” поведал о драме непонятого художника. Мальчик и девочка смотрели, как смешно дергается паяц, как развертывается немое уморительное действо. Неожиданно паяц перегнулся через рампу и закричал: “Помогите!” Он обливался кровью: “Заплакали девочка и мальчик, и закрылся веселый балаганчик”. Я думаю, что судьба И. Северянина в России и […]...
  31. Знакомясь с поэзией начала XX века, я открыл для себя имена новых, незнакомых мне поэтов. Но особое место в моем сердце заняло имя автора, чьи стихи своей дерзостью, уверенностью, иронией будоражили тогдашнюю публику. Литературный псевдоним этого гениального, на мой взгляд, человека – Игорь Северянин. Судьба его сложилась трагично. Любя Россию и будучи ее патриотом, волею […]...
  32. Игорь Васильевич Северянин – русский поэт. В биографии Северянина было окончено училище в городе Череповец. После этого вместе с отцом отправился на Дальний Восток. Увлечение поэзией в жизни Северянина проявилось еще в детстве. Первое же стихотворение поэта было опубликовано в журнале “Досуг и дело” в 1905 году. Стихи Северянина, издаваемые на раннем этапе его творчества, […]...
  33. Игорь Северянин родился в Петербурге в семье офицера. По материнской линии был в родстве с писателем и историком Н. М. Карамзиным и принадлежал к тому же дворянскому роду Шеншиных, что и русский поэт XIX века А. А. Фет. Будущий поэт не получил серьезного академического образования: закончил реальное училище. И. Северянина начал печататься в 1905 году, […]...
  34. Должны ли люди быть грубыми по отношению друг к другу – вот вопрос, над которым рассуждает Н. Тэффи. В данном тексте автор рассказывает о том, как грубо муж обращался со своей женой. Да, понимаю, что он только что перенес тиф, поэтому ” вокруг старика, как трепетная птица, вилась его жена”. Она каждое утро взбивала ему […]...
  35. “К друзьям” (1815). В данном послании Батюшков при­знался: И жил так точно, как писал… Ни хорошо, ни худо! Счастливые виденья его легкокрылых стихов говорили больше о потребности сердца, чем о реальных праздниках. Ба­тюшков был “поэтом радости” только в мечтах. Поэт гордится не искусством рифм и слов, а искренностью чувства, тем, что в его лирических произведениях […]...
  36. Должны ли люди помогать друг другу? Вот проблема, над которой рассуждает К. Г. Паустовский. В данном тексте автор рассказывает о том, как однажды у него заболел сын и нигде не было лекарства для лечения. А. П. Гайдар согласился помочь и в итоге нашел лекарство. Писатель восхищается добротой, благородством и бескорыстием этого талантливого человека, который считал […]...
  37. Я бы посоветовал своему другу почитать роман Александра Сергеевича Пушкина “Евгений Онегин”. Во-первых, потому что А. С. Пушкин – Великий поэт и писатель. Это имя известно во всем мире. Его произведения знают и любят в самых разных уголках нашей планеты. А уж россиянин должен обязательно прочитать несколько его творений. Пушкин – общепризнанный гений. Я надеюсь, […]...
  38. Не секрет, что семейная жизнь Александра Блока сложилась весьма неудачно. Однако поэт ни разу не пожалел о том, что связал свою судьбу с Любовью Менделеевой, которая стала его музой и вдохновительницей. Даже после того, как семья Блоков фактически перестала существовать, поэт по-прежнему вел мысленные диалоги со своей избранницей и посвящал ей стихи, полные боли и […]...

Один из основателей русского эгофутуризма, Игорь Северянин в своем творчестве действительно смешал акценты на собственную персону и нередко создавал себе оды, не скупясь на эпитеты. Все это породило ложно восприятие стихов этого поэта, который обладал очень тонкой артистической натурой и умел подмечать не только собственные недостатки, но и пороки других людей. Правда, он очень редко затрагивал данную тему в своем творчестве, и одним из немногих стихотворений, носящих ярко выраженную критическую окраску, является произведение .

До сих пор остается загадкой, кому именно посвящено это стихотворение. Существует мнение, что автор попросту обратился к самому себе в третьем лице, словно бы предостерегая от поступков, о которых впоследствии будет сожалеть. Если это так, но нетрудно догадаться, что завить поэт испытывает к , которого считает своим учителем. Впрочем, автор сам себя одергивает и пытается погасить в душе не самые светлые и лучшие чувства, которые вызваны более высоким общественным положением друга, его успехами на литературном поприще и материальным благополучием. Чтобы охладить собственный пыл, Северянин отмечает: «Пусть его достатки, пусть его удачи у твоих сандалий не сотрут ремней».

Он призывает не только самого себя, но и окружающих уверенно идти по выбранному пути и не оглядываться на чужие достижения, которые вызывают зависть. «Может быть, блаженство – на твоем пороге, а его, быть может, ждут нужда и плач», действительно, эти строки оказываются пророческими, так как через несколько лет Фофанов умрет из-за алкоголизма, промотав все свое состояние, лишившись семьи и близких друзей. Лишь будет предан ему до самого последнего момента, считая, что именно благодаря этому человеку сумел добиться хоть каких-то успехов на литературном поприще. Однако сострадание – совсем не то чувство, которое, как считает поэт, нужно испытывать по отношению к другу. Ведь для него гораздо важнее, чтобы близкие люди не выражали свое сочувствие в тяжелые минуты, а умели радоваться, когда человек находится на вершине славы и благополучия. Поэтому Северянин подчеркивает: «Не препятствуй другу ликовать успехом: это - преступленье! Это - сверхпорок!». В понимании автора, зависть способна разрушить самую крепкую дружбу, и виновнику подобного нет прощения.

Какие художественные приемы делают осо­бенно убедительным совет поэта?
В этом небольшом стихотворении актив­но используются эпитеты и сравнения, ме­тафоры и гиперболы: двигайся бодрее, улыбайся шире, шумный смех, пол­ное сердце, сверхпорок. Практически каждое из слов стихотворения - это худо­жественный прием, который помогает по­нять смысл произведения.

Какие слова и выражения кажутся вам отступ­лением от привычной структуры построения пред­ложений?
Практически все фразы этого небольшо­го стихотворения отступают от привыч­ной структуры нашей обыденной разго­ворной речи. Фразы-призывы стремятся активно вмешаться в ход размышлений читателя, они декларируют убеждения автора и звучат как ораторская речь, как лозунг, который должен прочно сохра­ниться в памяти.

Какую роль играет повелительная форма в строках стихотворения? Найдите наиболее точное определение.

Повелительная форма в строках этого стихотворения определяет его характер. В стихотворении звучит призыв, обращен­ный к читателю, о соблюдении нравствен­ных норм, призыв, очень четко оформлен­ный и целенаправленный. Стихотворение направлено против зависти, оно поддер­живает честность и благородство. Оно - своеобразный приказ автора и самому се­бе, и всем читателям.

Какие элементы формы стихотворения пока­зались вам непривычными для поэтической речи?

Более всего бросается в глаза категорич­ный и повелительный тон обращения к читателю. Автор, очевидно, убежден, что он прав, и это диктует ему катего­ричность тона. Но именно тон приказа кажется странным в лирическом про­изведении.

Как вы могли бы определить жанр этого сти­хотворения: призыв, приказ, декларация, послание? Найдите свое определение жанру и попробуйте доказать свою правоту.

Наверное, правильно будет отнести это стихотворение к жанру посланий. Мож­но принять такое решение потому, что каждое слово стихотворения обращено к читателю, наполнено желанием повли­ять на его поведение и даже на направлен­ность мыслей и чувств.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.