Где жил пастернак. Краткая биография пастернака самое главное

Родился 10 февраля 1890 года в Москве. Отец - Леонид Осипович (Исаак Иосифович) Пастернак, художник. Мать - Розалия Исидоровна Кауфман (1868-1939). Окончил с отличием Московскую консерваторию по курсу композиторского факультета. В 1912 году окончил Московский университет. В 1922 году женился на художнице Евгении Лурье. Разведясь, он в 1932 году женился на Зинаиде Нейгауз. С 1948 года жил с Ольгой Ивинской. Имел двух сыновей. В 1958 году получил Нобелевскую премию. Неоднократно подвергался травле со стороны властей. Умер 30 мая 1960 года в Переделкино, Московской области в возрасте 70 лет. Похоронен на Переделкинском кладбище. Основные произведения: «Доктор Живаго», «Детство Люверс», «Снег идёт», «Учись прощать», «На ранних поездах», «Золотая осень» и другие.

Краткая биография (подробно)

Борис Леонидович Пастернак – один из наиболее известных поэтов XX века, выдающийся русский писатель и лауреат Нобелевской премии по литературе. Писатель родился 10 февраля 1890 года в Москве в творческой еврейской семье. Отец писателя был художником, а мать – пианисткой. Семья Пастернак водила дружбу с такими известными художниками, как И. Левитан, С. Иванов, Н. Ге. В их доме также бывали музыканты и писатели, среди них Л. Толстой, С. Рахманинов, А. Скрябин и другие.

Образование Борис Пастернак получал в 5-ой московской гимназии, а затем, окончив её с золотой медалью, поступил в юридический факультет Московского университета. Изучая философию, он ездил на лекции в европейские университеты. Помимо философии, его сильно увлекала музыка. Под влиянием композитора Скрябина он несколько лет занимался ею. Первые стихи Пастернака опубликованы в 1913 году в сборнике «Лирика». Затем появился его первый сборник «Близнец в тучах». Широкая известность к писателю пришла лишь после революции, когда вышла в свет книга «Сестра моя жизнь».

В 1920-е годы писатель входил в литературный кружок «ЛЕФ», в котором участвовали Маяковский, Брик, Асеев. В эти годы он опубликовал сборник «Темы и вариации», а также создал поэмы «905-й год» и «Лейтенант Шмидт». В 1931 году поэт отправился в Грузию. Его впечатления от Кавказа были выражены в стихах цикла «Волны». Много внимания в 1930-е годы писатель уделял переводам работ Шекспира, Гёте, Рильке и других выдающихся писателей. Накануне войны он написал­ цикл стихов «Переделкино». В военные годы поэт писал в основном патриотическую лирику.

Знаменитый роман «Доктор Живаго» Пастернак писал на протяжении многих лет и завершил в конце 1950-х. За эту работу в 1958 году он был удостоен Нобелевской премии. На родине роман вызвал резкую критику и был запрещен к печати, а самого автора исключили из Союза писателей. В России роман был опубликован лишь в 1988 году в журнале «Новый мир». Последняя книга стихов Пастернака была выпущена в конце 1950-х и называлась «Когда разгуляется». Писатель умер от тяжелого заболевания 30 мая 1960 года в Подмосковье.

Борис Пастернак родился 10 февраля 1890 г. в Москве, в семье еврейского художника и преподавателя живописи. В 1905 г. он поступил в Московскую консерваторию. В 1909 – 1913 гг. Борис был студентом философского отделения историко-филологического факультета Московского университета.

В 1912 г. в течение одного семестра юноша учился в немецком Марбургском университете. В этом же году Пастернак почувствовал склонность к литературе, его особенно привлекала поэзия. После возвращения в Москву юноша примкнул к кружку молодых литераторов-футуристов «Центрифуга». В 1913 г. вышел его сборник «Лирика». Через год увидела свет книга «Близнец в тучах». Однако Пастернак некоторое время ещё колебался между писательской и коммерческой карьерами. Зиму и весну 1916 г. он провёл на Урале, где работал в конторе управляющего Всеволодо-Вильвенскими химическими заводами.

В сталинские годы лояльному к власти Пастернаку удалось миновать жерло репрессий. Иногда он робко пытался вставать на защиту репрессированных интеллигентов, но большей частью безуспешно. Его собственные стихи почти перестали публиковать. С 1936 г. Пастернак жил на даче в литературном посёлке Переделкино, занимаясь не собственным творчеством, а почти исключительно переводами. Сделанные им переводы Гёте и Шекспира считаются образцовыми.

Гении и злодеи. Борис Пастернак

Во время Великой Отечественной войны Пастернак и его семья были эвакуированы в город Чистополь. В этот период Пастернак всё же смог опубликовать новые сборники своих стихов – «На ранних поездах» (1943 г.) и «Земной простор» (1945 г.). После войны он питал зыбкую надежду на гуманистическое перерождение сталинского режима.

Итогом своего творчества писатель считал роман «Доктор Живаго», над которым он работал с 1946 по 1955 гг. В СССР эта книга не была опубликована, однако с началом хрущёвской оттепели Пастернак передал её итальянскому издателю-коммунисту. В 1957 г. «Доктор Живаго» вышел на итальянском языке, а потом и на многих других. В СССР «Доктор Живаго» был опубликован лишь в 1988 г.

В 1958 г. Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа».

Присуждение Пастернаку премии было воспринято в СССР как политическая акция. Посвящённый событиям Гражданской войны роман «Доктор Живаго» был признан антисоветским. После присуждения Нобелевской премии по указке кремлёвских вождей началась травля Пастернака . Его исключили из Союза писателей, хотели выслать из страны, обвиняли в измене Родине. В результате писатель отказался от премии.

Жизнь Б. Л. Пастернака в датах и фактах

1890, 10 февраля — рождение писателя в Москве в семье худож-ника Леонида Осиповича Пастернака. Мать — пианистка розалия Исидоровна Кауфман.

1900 — поступление во второй класс московской пятой гимназии.

1908 — окончание гимназии с золотой медалью и поступление на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета.

1912 — поездка в Германию, в Марбург. Учение на философском факультете Марбургского университета. Двухнедельное пребыва-ние в Италии.

1913 — первая публикация стихов в сборнике «Лирика». Окон-чание университета со званием кандидата философии Московского университета.

1914 — выход первого самостоятельного сборника «Близнец в тучах». Участие в футуристической группе «Центрифуга». Знаком-ство и дружба с В. Маяковским.

1916 — выход книги стихов «Поверх барьеров».

1917 — революция в России. Работа над книгой «Сестра моя жизнь», повестью «Детство Люверс».

1918-1921 — плодотворная творческая работа. Переводы произ-ведений зарубежных авторов.

1922 — публикация книги стихов «Сестра моя жизнь». Женитьба на художнице Евгении Владимировне Лурье.

1922-1923 — пребывание в Германии, выход в Берлине книги стихов «Темы и вариации».

1923 — публикация поэмы «Высокая болезнь» в журнале «ЛЕФ».

1925-1926 — работа над романом в стихах «Спекторский», по-эмами «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт».

1928 — начало работы над автобиографической книгой «Охран-ная грамота».

1929 — сборник «Поверх барьеров». Поездка на Кавказ, написа-ние цикла «Волны».

1932 — новая любовь. Женитьба на Зинаиде Николаевне Ней- гауз. Публикация стихов «Второе рождение». Поездки по стране (Свердловск, Грузия).

1938 — работа над переводами произведений В. Шекспира.

1940 — выход сборника «Избранные переводы» западноевропей-ских поэтов. Начало работы над стихами из цикла «Переделкино».

1941 — великая Отечественная война. Эвакуация семьи в Чис-тополь; первые военные стихи.

1943 — поездка на фронт в составе писательской бригады.

1945-1955 — работа над романом «Доктор Живаго».

1946 — участие в литературных вечерах Москвы. Выдвижение Пастернака на Нобелевскую премию за лирические произведения. Начало травли поэта в печати.

1952 — инфаркт миокарда. Лечение в Боткинской больнице.

1958 — присуждение Нобелевской премии в области литерату-ры, от которой Пастернак из-за ситуации, сложившейся вокруг публикации романа, был вынужден отказаться.

1959 — публикация стихотворения «Нобелевская премия» в анг-лийской газете, после чего Пастернака вызывают к генеральному прокурору Р.А. Руденко, где ему предъявляют обвинение в измене Родине и запрещают встречи с иностранцами.

1960 (10 февраля) — семидесятилетие писателя. Начало работы над пьесой «Слепая красавица» (пьеса осталась незаконченной).

Борис Леонидович Пастернак, «талант исключительного своеоб-разия», как сказал о нем М. Горький, внес незаменимый вклад в русскую поэзию советской эпохи и мировую поэзию XX века. Высо-кое мастерство и неповторимость стихов выдвинули Пастернака на одно из первых мест в мощном поэтическом движении прошлого столетия.

Первые стихи Пастернака относятся к 1909 году. Но еще долго, на протяжении нескольких лет, он «смотрел на свои стихотворные опыты как на несчастную слабость и ничего хорошего от них не ждал» («Охранная грамота»). И лишь в 1913 году он стал писать стихи «не в виде редкого исключения, а часто и постоянно, как за-нимаются живописью или пишут музыку» («Люди и положения»). Первые стихи Пастернака были напечатаны в 1913 году в сборнике «Лирика» («Я в мысль глухую о себе…», «Сумерки… словно оруже-носцы роз…», «Сегодня мы исполним грусть его…») не включались автором позже ни в одну из его книг. Вторая книга Пастернака «Близнец в тучах» вышла в свет в 1914 году. Вспоминая о том, как создавались стихи этой книги, Пастернак писал: «Я старался избе-гать романтического наигрыша, посторонней интересности… моя постоянная забота была обращена на содержание, моей постоянной мечтой было, чтобы само стихотворение нечто содержало, чтобы оно содержало новую мысль или новую картину» («Люди и положе-ния»). Свои первые литературные шаги, еще до «Близнеца в тучах», Пастернак делал если не в русле символизма, то, безусловно, в со-прикосновении с ним. Поколение, к которому принадлежал Пас-тернак, начинало в пору символизма, но «историческую цельность» обрело в бурную эпоху катаклизмов, обрушившихся на Россию. В

1917 году, еще до Октябрьской революции, была опубликована вто-рая книга стихов — «Поверх барьеров». Эти книги составили пер-вый период творчества Пастернака, период поисков своего поэтиче-ского лица. Третья книга «Сестра моя — жизнь», к которой Пастернак приступил летом 1917 года, но издал спустя пять лет, стала, по существу, первой, выдвинувшей его в число заметных русских поэтов послереволюционной поры. Книга, ставшая событи-ем и сделавшая Пастернака знаменитым, выходит из печати толь-ко в 1922 году. В современную литературу Пастернак входит как поэт, обладающий даром нового зрения, уникальной эмоциональ-ной и метафорической сложности.

Середина 20-х годов ознаменована решительным обращением Пастернака к эпосу. К поэме о революции 1905 года примыкает аналогичное по жанру произведение «Лейтенант Шмидт». Оба со-чинения получили широкий отклик и признание критики. Двум этим историко-революционным произведениям предшествовала по-эма «Высокая болезнь», изображающая IX съезд Советов и высту-пающего на нем Ленина. Она была напечатана В. Маяковским в «ЛЕФе» в 1924 году. За «Девятьсот пятым годом» и «Лейтенантом Шмидтом» последовала большая поэма, или, как ее иногда назы-вают, роман в стихах «Спекторский» (1930).

В 1928 году у Пастернака возникает замысел прозаической кни-ги «Охранная грамота», законченной им только спустя два года. По определению самого Пастернака — «это автобиографические от-рывки о том, как складывались мои представления об искусстве и в чем они коренятся».

В 1931 году Пастернак отправляется на Кавказ. Знакомство с грузинскими поэтами Г. Табидзе и П. Яшвили переходит в подлин-ную дружбу. Пастернак переводит грузинскую поэзию и в поисках новой, более понятной системы поэтики, пишет книгу стихов «Вто-рое рождение» (1932). В этой книге Кавказ, Грузия дают поэту воз-можность обрести второе дыхание. Любовь, могущественная сила Кавказа и перспектива строительства «новой жизни», воспринятая с нравственной стороны, стремятся обрести в его поэзии лирическое единство, которое открыло бы новую даль и возможность внутрен-него обновления. Материал с сайта

Начиная с 1936 года, Пастернак живет в подмосковном поселке Переделкино, и его работа носит систематический характер. Здесь он пишет стихи и прозу, выполняет большую серию переводческих работ. В Переделкино им созданы книги «На ранних поездах» (1936-1944), «Когда разгуляется» (1956-1959) и отдельные стихо-творные циклы. В начале Отечественной войны Пастернак прошел курсы военного обучения, добивался разрешения идти на фронт, но был с семьей эвакуирован в город на Каме Чистополь, где жили в ту пору и другие писатели. В военные годы Пастернак интенсивно работал над стихами, вошедшими в книгу «На ранних поездах» («Стихи о войне»), над серией переводов. Начатая еще в мирное время работа над текстами Шекспира была продолжена в 40-е годы и завершена после войны. Следует отметить и переводы грузин-ских поэтов, которыми Пастернак занимался долгое время (Николоз Бараташвили, Важа Пшавела, Тициан Табидзе и др.) Перево-дит он и с украинского, и с армянского, и с латышского языков. В этих работах, а также в заметках об искусстве Пастернак предстает как признанный мастер.

В 1945 году Пастернак начинает свою работу над романом «Док-тор Живаго», ставшим для него главным делом жизни.

Осенью 1946 года за лирические произведения Пастернак был впервые выдвинут на соискание Нобелевской премии, и с весны

1947 года начинается период его травли в печати, книги его под запретом. Лишь в апреле 1954 года журнал «Знамя» печатает 10 стихотворений под названием «Стихи из романа в прозе «Доктор Живаго», с авторским предисловием. Осенью 1954 года Пастернак вторично выдвинут на соискание Нобелевской премии. Осенью

1955 года работа над романом завершается, и Пастернак пытается опубликовать его в России, но безуспешно. Книга выходит в Ита-лии. На родине роман «Доктор Живаго» был напечатан лишь спус-тя четверть века в журнале «Новый мир» (№№ 1-4, 1988). Появи-лись статьи и исследования, посвященные этому произведению и его создателю. Последнее произведение — пьеса «Спящая красави-ца» (1960) — осталось незавершенным.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • биография пастернака кратко для детей
  • биография пастернака в датах
  • борис пастернак стихи о войне
  • пастернак краткое биография даты
  • борис леонидович пастернак даты

) - поэт, писатель (10.2 1890, Москва – 30.5.1960, Переделкино под Москвой). Отец художник импрессионистского направления, мать – пианистка. Пастернак в детстве занимался музыкой. С 1909 изучал философию в Московском университете, в 1912 – в германском Марбурге. Завершил университетское образование в 1913 в Москве.

Первые стихи Пастернака появились в печати в 1913. Он вошел в литературную группу «Центрифуга», находившуюся в русле футуризма . Его первый сборник стихов Близнец в тучах (1914) издали Асеев и Бобров, большую часть стихотворений первого сборника Пастернак включил во второй – Поверх барьеров (1917). Наибольшее признание принес Пастернаку третий сборник стихов Сестра моя жизнь (1922), возникший летом 1917, но вдохновленный не политическими событиями, а переживаниями природы и любви. Следующий сборник его стихов – Темы и вариации (1923), после которого критики признали в нем «самого значительного из молодых поэтов послереволюционной России».

Гении и злодеи. Борис Пастернак

В небольших по объему эпических поэмах Девятьсот пятый год (1925-26), Лейтенант Шмидт (1926-27) и Спекторский (1931) Пастернак отчасти говорит и о революционных событиях.

С 1922 Пастернак публикует также прозу. Первый прозаический сборник Рассказы (1925) включает Детство Люверс , II tratto di apelle , Письма из Тулы и Воздушные пути . За ним с 1929 появляется первая автобиографическая повесть Пастернака, посвященная памяти Рильке, Охранная грамота (1931); высказываемое в ней понимание искусства находится в резком противоречии с представлениями влиятельных тогда функционеров РАПП .

После сборника новых стихов Второе рождение (1932) до 1937 вышло еще несколько сборников, включающих прежде написанные стихи Пастернака.

В 1934 он был приглашен в правление нового Союза писателей . С 1936 Пастернак ему приходится уйти в переводческую работу, особенно много он переводит трагедии Шекспира . «Его переводы из грузинских поэтов снискали благоволение Сталина , а возможно, и уберегли поэта от преследований».

Русская литература Серебряного века

Борис Леонидович Пастернак

Биография

ПАСТЕРНАК, БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ (1890−1960), русский поэт, прозаик, переводчик. Родился 10 февраля 1890 в Москве.

Начиналось же все с музыки. И живописи. Мать будущего поэта Розалия Исидоровна Кауфман была замечательной пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна. Отец - Леонид Осипович Пастернак, знаменитый художник, иллюстрировавший произведения Льва Толстого, с которым был тесно дружен.

Дух творчества жил в квартире Пастернаков на правах главного, всеми боготворимого члена семьи. Здесь часто устраивались домашние концерты с участием Александра Скрябина, которого Борис обожал. «Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней - Скрябина», - вспоминал он впоследствии. Мальчику прочили карьеру музыканта. Еще в пору учебы в гимназии он прошел 6-летний курс композиторского факультета консерватории, но… В 1908 Борис оставил музыку - ради философии. Он не мог себе простить отсутствие абсолютного музыкального слуха.

Юноша поступил на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета. Весной 1912 на скопленные матерью деньги он поехал продолжать учебу в немецкий город Марбург - центр тогдашней философской мысли. «Это какое-то глухое напряжение архаического. И это напряжение создает все: сумерки, душистость садов, опрятное безлюдье полдня, туманные вечера. История становится здесь землею», - так Пастернак описывал полюбившийся навеки город в одном из писем на родину.

Глава марбургской школы философов-неокантианцев Герман Коген предложил Пастернаку остаться в Германии для получения докторской степени. Карьера философа складывалась как нельзя более удачно. Однако и этому началу не суждено было осуществиться. Молодой человек впервые серьезно влюбляется в бывшую свою ученицу Иду Высоцкую, заехавшую вместе с сестрой в Марбург, чтобы навестить Пастернака. Всем его существом завладевает Поэзия.

Я вздрагивал. Я загорался и гас.

Я трясся. Я сделал сейчас предложенье, -

Но поздно, я сдрейфил, и вот мне - отказ.

Как жаль ее слёз! Я святого блаженней.

Я вышел на площадь. Я мог быть сочтён

Вторично родившимся. Каждая малость

Жила и, не ставя меня ни во что,

В прощальном значеньи своём подымалась.

(Марбург)

Стихи приходили и раньше, но лишь теперь их воздушная стихия нахлынула столь мощно, неодолимо, взахлеб, что стало невозможно ей противостоять. Позже в автобиографической повести Охранная грамота (1930) поэт попытался обосновать свой выбор, а заодно дать определение этой овладевшей им стихии - сквозь призму философии: «Мы перестаем узнавать действительность. Она предстает в какой-то новой категории. Категория эта кажется нам ее собственным, а не нашим состоянием. Помимо этого состояния все на свете названо. Не названо и ново только оно. Мы пробуем его назвать. Получается искусство».

По возвращении в Москву Пастернак входит в литературные круги, в альманахе Лирика впервые напечатаны несколько не переиздававшихся им впоследствии стихотворений. Вместе с Николаем Асеевым и Сергеем Бобровым поэт организовывает группу новых или «умеренных» футуристов - «Центрифуга».

В 1914 вышла первая книга стихов Пастернака - Близнец в тучах. Название было, по словам автора, «до глупости притязательно» и выбрано «из подражания космологическим мудреностям, которыми отличались книжные заглавия символистов и названия их издательств». Многие стихотворения этой, а также следующей (Поверх барьеров, 1917) книг поэт впоследствии значительно переработал, другие никогда не переиздавал.

В том же, 1914, он познакомился с Владимиром Маяковским, которому суждено было сыграть огромную роль в судьбе и творчестве раннего Пастернака: «Искусство называлось трагедией, - писал он в Охранной грамоте. - Трагедия называлась Владимир Маяковский. Заглавье скрывало гениально простое открытие, что поэт не автор, но - предмет лирики, от первого лица обращающейся к миру».

«Время и общность влияний» - вот что определило взаимоотношения двух поэтов. Именно схожесть вкусов и пристрастий, перерастающая в зависимость, неизбежно подтолкнула Пастернака к поиску своей интонации, своего взгляда на мир.

Марина Цветаева, посвятившая Пастернаку и Маяковскому статью Эпос и лирика современной России (1933), определяла разницу их поэтик строчкой из Тютчева: «Все во мне и я во всем». Если Владимир Маяковский, писала она, - это «я во всем», то Борис Пастернак, безусловно - «все во мне».

Действительное «лица необщее выраженье» было обретено в третьей по счету книге - Сестра моя - жизнь (1922). Не случайно, что с нее Пастернак вел отсчет своему поэтическому творчеству. Книга включила стихи и циклы 1917 и была, как и год их создания, поистине революционной - но в другом, поэтическом значении этого слова:

Это - круто налившийся свист,

Это - щёлканье сдавленных льдинок,

Это - ночь, леденящая лист,

Это - двух соловьёв поединок.

(Определение поэзии)

Новым в этих стихах было все. Отношение к природе - как бы изнутри, от лица природы. Отношение к метафоре, раздвигающей границы описываемого предмета - порой до необъятности. Отношение к любимой женщине, которая… вошла со стулом, / Как с полки, жизнь мою достала / И пыль обдула.

Подобно «запылившейся жизни» в данных строках, все явления природы наделены в творчестве Пастернака не свойственными им качествами: гроза, рассвет, ветер очеловечиваются; трюмо, зеркало, рукомойник оживают - миром правит «всесильный бог деталей»:

Огромный сад тормошится в зале,

Подносит к трюмо кулак,

Бежит на качели, ловит, салит,

Трясёт - и не бьёт стекла!

(Зеркало)

«Действие Пастернака равно действию сна, - писала Цветаева. - Мы его не понимаем. Мы в него попадаем. Под него попадаем. В него - впадаем… Мы Пастернака понимаем так, как нас понимают животные». Любой мелочи сообщается мощный поэтический заряд, всякий сторонний предмет испытывает на себе притяжение пастернаковской орбиты. Это и есть «все во мне».

Эмоциональную струю Сестры моей - жизни, уникального в русской литературе лирического романа, подхватила следующая книга Пастернака Темы и вариации (1923). Подхватила и приумножила:

Я не держу. Иди, благотвори.

Ступай к другим. Уже написан Вертер,

А в наши дни и воздух пахнет смертью:

Открыть окно, что жилы отворить.

(Разрыв)

Между тем, эпоха предъявляла к литературе свои жестокие требования - «заумная», «маловразумительная» лирика Пастернака была не в чести. Пытаясь осмыслить ход истории с точки зрения социалистической революции, Пастернак обращается к эпосу - в 20-х годах он создает поэмы Высокая болезнь (1923−1928), Девятьсот пятый год (1925−1926), Лейтенант Шмидт (1926−1927), роман в стихах Спекторский (1925−1931). «Я считаю, что эпос внушен временем, и потому… перехожу от лирического мышления к эпике, хотя это очень трудно», - писал поэт в 1927.

Наряду с Маяковским, Асеевым, Каменским, Пастернак входил в эти годы в ЛЕФ («Левый фронт искусств»), провозгласивший создание нового революционного искусства, «искусства-жизнестроения», должного выполнять «социальный заказ», нести литературу в массы. Отсюда обращение к теме первой русской революции в поэмах Лейтенант Шмидт, Девятьсот пятый год, отсюда же обращение к фигуре современника, обыкновенного «человека без заслуг», ставшего поневоле свидетелем последней русской революции, участником большой Истории - в романе Спекторский. Впрочем, и там, где поэт берет на себя роль повествователя, ощущается свободное, не стесненное никакими формами дыхание лирика:

То был двадцать четвёртый год. Декабрь

Твердел, к окну витринному притёртый.

И холодел, как оттиск медяка

На опухоли тёплой и нетвёрдой.

(Спекторский)

Привыкшему руководствоваться правотою чувств, Пастернаку с трудом удается роль «современного» и «своевременного» поэта. В 1927 он покидает ЛЕФ. Ему претит общество «людей фиктивных репутаций и ложных неоправданных притязаний» (а подобных деятелей хватало среди ближайшего окружения Маяковского); кроме того, Пастернака все меньше и меньше устраивает установка лефовцев «искусство - на злобу дня».

В начале 30-х годов его поэзия переживает «второе рождение». Книга с таким названием вышла в 1932. Пастернак вновь воспевает простые и земные вещи: «огромность квартиры, наводящей грусть», «зимний день в сквозном проеме незадернутых гардин», «пронзительных иволог крик», «вседневное наше бессмертье»… Однако и язык его становится иным: упрощается синтаксис, мысль кристаллизуется, находя поддержку в простых и емких формулах, как правило, совпадающих с границами стихотворной строки. Поэт в корне пересматривает раннее творчество, считая его «странной мешаниной из отжившей метафизики и неоперившегося просвещенства». Под конец своей жизни он делил все, что было им сделано, на период «до 1940 года» и - после. Характеризуя первый в очерке Люди и положения (1956−1957), Пастернак писал: «Слух у меня тогда был испорчен выкрутасами и ломкою всего привычного, царившими кругом. Все нормально сказанное отскакивало от меня. Я забывал, что слова сами по себе могут что-то заключать и значить, помимо побрякушек, которыми их увешали… Я во всем искал не сущности, а посторонней остроты». Однако уже в 1931 Пастернак понимает, что: Есть в опыте больших поэтов Черты естественности той, Что невозможно, их изведав, Не кончить полной немотой. В родстве со всем, что есть, уверясь, И знаясь с будущим в быту, Нельзя не впасть к концу, как в ересь, В неслыханную простоту. (Волны) «Черты естественности той» во Втором рождении настолько очевидны, что становятся синонимом абсолютной самостоятельности, выводящей поэта за рамки каких бы то ни было установлений и правил. А правила игры в 30-е годы были таковы, что нормально работать и при этом оставаться в стороне от «великой стройки» стало невозможно. Пастернака в эти годы почти не печатают. Поселившись в 1936 на даче в Переделкине, он, чтобы прокормить свою семью, вынужден заниматься переводами. Трагедии Шекспира, Фауст Гете, Мария Стюарт Шиллера, стихи Верлена, Байрона, Китса, Рильке, грузинские поэты… Эти работы вошли в литературу на равных с его оригинальным творчеством. В военные годы, помимо переводов, Пастернак создает цикл Стихи о войне, включенный в книгу На ранних поездах (1943). После войны он опубликовал еще две книги стихов: Земной простор (1945) и Избранные стихи и поэмы (1945). В 1930-1940 годы Пастернак не устает мечтать о настоящей большой прозе, о книге, которая «есть кубический кусок горячей, дымящейся совести». Еще в конце 10-х годов он начал писать роман, который, не будучи завершенным, стал повестью Детство Люверс - историей взросления девочки-подростка. Повесть получила высокую оценку критики. Поэт Михаил Кузмин даже поставил ее выше пастернаковской поэзии, а Марина Цветаева назвала повесть «гениальной». И вот с 1945 по 1955 годы в муках, не пишется - рождается роман Доктор Живаго, во многом автобиографическое повествование о судьбе русской интеллигенции в первой половине ХХ в., особенно в годы Гражданской войны. Главный персонаж - Юрий Живаго - это лирический герой поэта Бориса Пастернака; он врач, но после его смерти остается тонкая книжка стихов, составившая заключительную часть романа. Стихотворения Юрия Живаго, наряду с поздними стихотворениями из цикла Когда разгуляется (1956−1959) - венец творчества Пастернака, его завет. Слог их прост и прозрачен, но от этого нисколько не бедней, чем язык ранних книг: Снег на ресницах влажен, В твоих глазах тоска, И весь твой облик слажен Из одного куска. Как будто бы железом, Обмокнутым в сурьму, Тебя вели нарезом По сердцу моему. (Свидание) К этой чеканной ясности поэт стремился всю жизнь. Теми же поисками в искусстве озабочен и его герой, Юрий Живаго: «Всю жизнь мечтал он об оригинальности сглаженной и приглушенной, внешне неузнаваемой и скрытой под покровом общеупотребительной и привычной формы, всю жизнь стремился к выработке того сдержанного, непритязательного слога, при котором читатель и слушатель овладевают содержанием, сами не замечая, каким способом они его усваивают. Всю жизнь он заботился о незаметном стиле, не привлекающем ничьего внимания, и приходил в ужас от того, как он еще далек от этого идеала». В 1956 Пастернак передал роман нескольким журналам и в Гослитиздат. В том же году Доктор Живаго оказался на Западе и спустя год вышел по-итальянски. Спустя еще год роман увидел свет в Голландии - на сей раз по-русски. На родине атмосфера вокруг автора накалялась. 20 августа 1957 Пастернак писал тогдашнему партийному идеологу Д. Поликарпову: «Если правду, которую я знаю, надо искупить страданием, это не ново, и я готов принять любое». В 1958 Пастернак был удостоен Нобелевской премии - «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы». С этого момента началась травля писателя на государственном уровне. Вердикт партийного руководства гласил: «Присуждение награды за художественно убогое, злобное, исполненное ненависти к социализму произведение - это враждебный политический акт, направленный против Советского государства». Пастернака исключили из Союза советских писателей, что означало литературную и общественную смерть. От почетной награды поэт вынужден был отказаться. В России Доктор Живаго был напечатал лишь в 1988, спустя почти 30 лет после смерти автора 30 мая 1960 в Переделкине. Поставив точку в романе, Пастернак подвел и итог своей жизни: «Все распутано, все названо, просто, прозрачно, печально. Еще раз… даны определения самому дорогому и важному, земле и небу, большому горячему чувству, духу творчества, жизни и смерти…».

Родился Пастернак Борис Леонидович 10 февраля 1890 года в Москве. Отец, Л. О. Пастернак, был известным художником, а мать, Р. И. Кауфман, профессионально играла на фортепиано. Отец Бориса тесно общался и сотрудничал с Львом Толстым, иллюстрируя произведения писателя. В семье часто проходили концерты АлександраСкрябина. Параллельно с учебой в гимназии, изучал композиторское ремесло по 6-летнему курсу консерватории.

Зная, что не имеет абсолютного музыкального слуха, в 1908 году принял решение получать философское образование на историко-филологическом факультете в Московском университете. Уехал в Германию в 1912 году для продолжения учебы в город Марбург, где позже Герман Коген, глава школы философов-неокантианцев, предложил Пастернаку получить звание доктора наук. Но он влюбляется в Иду Высоцкую, свою бывшую ученицу, и возвращается в Москву.

Первые публикации стихотворений Пастернака состоялись в альманахе «Лирика». Принимает участие в создании группы нео-футуристов «Центрифуга». Первый сборник поэзии «Близнец в тучах» был представлен читателям в 1914 году. Но Пастернак считал началом своей творческой карьеры только третью книгу «Сестра моя - жизнь» (1922). В 1920-е гг. пробует писать поэмы. В 1927 году вступил в «Левый фронт искусств» (ЛЕФ), который занимался распространением литературы среди простого народа, но в до конца года отказывается от членства.

В 30-е гг. необходимо было писать обязательно о коммунизме, поэтому Пастернак практически не печатался. В 1936 году уехал на дачу в Переделкино и начал переводить за деньги на русский язык произведения зарубежных писателей. Во время Второй мировой войны пишет сборник стихотворений «На ранних поездах» (1943), а по ее окончанию – «Земной простор» и «Избранные стихи и поэмы». С 1945 года на протяжении 10 лет Пастернак пишет роман «Доктор Живаго». В 1956 году роман публикуется в нескольких журналах и в издательстве «Гослитиздат». Этот роман выдается и на Западе, а через год – переводится на итальянский язык. В 1957 году русская версия «Доктора Живаго» публикуется в Голландии. В Советском Союзе роман «Доктор Живаго» вышел в 1988 году, через 30 лет после смерти поэта.

Произведения

Детство Люверс Доктор Живаго
Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.