Варварской реконструкции исторического дома лобанова ростовского. Архитектурные обмеры: Дом Лобановых-Ростовских

В Москве всё чаще и чаще для посетителей открываются двери старинных особняков и усадеб. В них по сей день находятся различные организации и конторы, но тем не менее, арендаторы и владельцы осознают историческую значимость собственности и предоставляют возможность москвичам взглянуть на исторические интерьеры.

Дом Лобанова-Ростовского в Москве

Один из таких особняков, который, по особой договорённости, можно посетить – дом 43, стр. 1 на Мясницкой. Это особняк начала XVIII века. В старой Москве этот дворец называли «домом цвета утренней зари».

Не правда ли, очень романтично?
В краеведческих же источниках за особняком закрепилось название – дом Лобанова-Ростовского. Но князь Александр Иванович был далеко не первым и отнюдь не последним владельцем усадьбы на Мясницкой. И жил он там не дольше других хозяев. Воистину, имена не выбирают. Памятная табличка на здании не даёт ошибиться – дом А.И.Лобанова-Ростовского.

Хоть на памятной доске гордо красуется имя архитектора Ф.Кампорези, историки не спешат быть столь безапелляционными. Знак вопроса с имени автора перестройки ещё не снят, есть версии, приписывающие проект Матвею Фёдоровичу (М.Ф.Казакову), тем более, что он перестраивал дом напротив, знаменитую усадьбу Барышникова-Бегичева.


Дом Барышникова-Бегичева на Мясницкой. арх.М.Ф.Казаков

Дом Лобанова-Ростовского. Архитектура

Рассмотрим внимательнее особняк Лобанова-Ростовского. Здание, несомненно, несёт классицистические черты. Но здесь классическая архитектура явно отступает от устоявшихся традиций. Вытянутый вдоль улицы фасад разделён на пять ризалитов. Центральный фасад выделен коринфским портиком. Колонны стоят почти на земле, что несколько утяжеляет фасад.


Они несут массивный аттик, разорванный полукруглым окном мезонина.


Центральная часть дома очень напоминает триумфальную арку. Боковые ризалиты увенчаны обычным треугольным аттиком, выделены ионическим портиком в виде пилястр.




Фасад украшен лепным декором – розетками на центральном аттике,


коринфскими капителями колонн и ионическими – пилястр,




полуциркульным навершием над окном.


Со стороны улицы дом кажется прямоугольным. На самом деле он выстроен покоем, два боковых крыла выходят во двор. Прилагаю план строения.


На плане можно видеть, что курдонер усадьбы предусматривался с противоположной фасаду стороне.
С обратной стороны дома центр фасада выделен белым ризалитом с огромными окнами первого и второго этажей. Этот объём выглядит минимум на 50 лет моложе основного. Тем не менее это неотъемлемая часть дворца.


Слева хорошо видно, как дом увеличивался в размерах: неоштукатуренная часть старая, а поздняя пристройка выделена розовой краской.


Окна второго этажа в старой части заложены кирпичем, из чего следует, что менялось и назначение внутренних покоев.

Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер. Прихожая

Теперь войдём внутрь. Самое первое помещение дома Лобанова-Ростовского – небольшая светлая приёмная. Высота потолков явно не соответствует возможностям дома.


Развитый карниз, опирающийся на колонны, увеличивает высоту приемной.


Вероятно, что целью архитектурной игры мастера был контраст низкой неприметной приёмной и торжественной парадной лестницы. Свидетельствую, трюк удался! Ни в каком другом особняке мне так сильно не хотелось взлететь по лестнице вверх!


Но нам предлагают взглянуть на технический этаж дома.

Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер. Цокольный этаж

Цокольный этаж особняка ныне служит техническим целям. Здесь устроена бойлерная, проложены коммуникации. Судя по архитектуре помещения, в начале XVIII века здесь всё было совершенно по-другому.

Во-первых, едва ли не в каждом закутке видны заложенные проёмы окон.




Есть и дверь, которая вела в погреб (на фото слева, проём, затянутый серой тканью).


В некоторых помещениях видны нервюры сводов. Кое-где сохранилась кирпичная и белокаменная кладка. Местами она оштукатурена и выкрашена краской, но это, полагаю, противогрибковая защита.


Интересно рассматривать древние своды потолков, узкие проходы. Маловероятно, что в нижней части дома располагались покои владельцев. Скорее всего, как и теперь, его использовали для служебных нужд, в качестве складских помещений. Ведь первым хозяином дома был купец гостиной сотни Федор Козмин. Есть сведения, что в 1701 году он выложил за участок 130 целковых. Фёдор Козмин не только соорудил каменные палаты, но и обустроил усадьбу – вырыл пруд, разбил сад, построил надворные службы. Полагаю, что толстая кирпичная кладка цокольного этажа – напоминание о торговых делах первого хозяина – Фёдора Козмина.

Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер. Парадная лестница

Из глубины веков (в прямом и переносном смысле) мы возвращаемся ко входу. Теперь можно рассмотреть парадную прихожую. Лестничный пролёт великолепно освещается окном.
Но в наших широтах не приходится надеяться на дневной свет. В центре потолка красуется большая хрустальная люстра, самое броское украшение парадной лестницы.


Наверху мы попадаем на полукруглую площадку с балюстрадой.


Напольная плитка контрастирует со светлой отделкой помещения. Наборные узоры ярко напомнили .


На экскурсии нам не сказали, откуда современные реставраторы черпали сведения о внутреннем облике помещения. По остаткам отделки? Из архивных сведений? Опирались на интерьеры других особняков? Извлекали примеры из истории архитектуры? Тем не менее, отделка пола плиткой вполне в духе времени, не брезговали лучшие дворянские фамилии Российской Империи.


Рассмотрим некоторые детали потолочного декора. Лепнина в основании люстры.


Лепные карнизы и капители полуколонн.


Люстра в полукруглом плафоне потолка.


Теперь перейдём дальше.

Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер. Парадная столовая

Небольшое помещение, отделяющее лестницу от парадной столовой мне совсем не запомнилось, снимки не сделала. Там разместилась неброская приёмная с современной мебелью. Всё внимание – на огромный зал с П-образным столом.


Светлый, с рядом огромных окон.


С тяжёлыми (на вид) портьерами

и замысловатоым картушем, шитым золотными нитями.


Пилястры и карнизы стен отделаны бледно-розовым искусственным мрамором «мясного» цвета.



Отмечу, что искусственный мрамор в былые времена ценился наравне с натуральным и стоил недёшево.

В верхний части пространства между пилястраи украшены полуциркульными вставками с барельефами на тему античной мифологии. Они чередуются. В одних арках видим двух сфинксов и две женские фигуры.


На других – два козлорогих крылатых существа принимают грозди винограда от двух полуобнажённых сатиресс.


О внешнем виде парадной столовой мы можем судить по сохранившейся картине Николая Ивановича Подключникова – «Живописная мастерская в Московском училище живописи ваяния и зодчества». Картина написана в 1830-м году, хранится в собрании Государственного Русского музея.

Здесь уместно напомнить о самом коротком периоде истории особняка А.И.Лобанова-Ростовского – с 1825 по 1826-ой год. Всего один год оно принадлежало строгановской школе подготовки художников прикладного и декоративного искусства.

Таким образом, художественная школа разделяет время владения домом А.И.Лобановым-Ростовским от принадлежности его Алексею Федоровичу Малиновскому. Он купил усадьбу в 1826-м году.

К истории владельцев вернёмся чуть позже, предлагаю рассмотреть некоторые детали интерьера. Лепнина фриза.


Массивные подпорки столов украшены позолоченным орнаментом.


Современная мебель удачно стилизована в соответствии с классицистическим внутренним убранством зала,




идеально гармонирует с цветом искусственного мрамора.


Сохранилась старая печь.

Маловероятно, что такое огромное помещение обогревалось лишь одной печью. Предположу, что Московскому союзу потребительских обществ (МоСПО) старинные печи были ни к чему. Но в действительности их было больше, если внимательно присмотреться с фотографиями, то заметна кафельная плитка второй печи.

Перед тем, как перейти в соседний зал, посмотрим на люстры. Они не столь массивны, как в других покоях дворца.



Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер. Танцевальная зала

Последнее из немногих помещений, доступных для осмотра – танцевальная зала.


Сравнивая размеры парадной столовой и танцевальной залы, на ум приходит мысль, что огромная светлая столовая гораздо больше подходит для танцевальной залы. Но полукруглая ниша и хоры второго уровня для музыкантов не дают ошибиться.


Всё верно, в этой части дома могли проходить и танцевальные, и музыкальные, и театральные вечера.

Конечно, современная меблировка совсем не соответствует его прежнему назначению, но неплохо вписывается в статус и стиль зала.




А портьеры на окнах очень даже соответствуют.


Также, как и люстры.



Дом Лобановых-Ростовских. Немного истории

В пожар эта часть Москвы уцелела. Но дворец А.И.Лобанова-Ростовского пострадал не от огня, а от мародёров, особняк разграбили французы.
Среди прославленных посетителей дома назову, в первую очередь, Александра Сергеевича Пушкина. Он был в дружеских отношениях с Александром Фёдоровичем Малиновским.
А.Ф.Малиновский, археограф, заведующий архивом Коллегии иностранных дел, почётный член Оружейной палаты, был братом первого директора Царскосельского Лицея Василия Фёдоровича Малиновского. В.Ф.Малиновский, которого очень любил великий поэт, умер в 1814 году. Во время похорон брата, Алексей Федорович познакомился с Александром Сергеевичем Пушкиным. Спустя 15 лет, супруга Алексея Фёдоровича Анна Петровна урождённая Исленьева, племянница и воспитанница Е.Р.Дашковой, немало поспособствовала Пушкину в устройстве свадьбы с Н.Н.Гончаровой. Анна Петровна была подругой Н.И.Гончаровой и, по просьбе Пушкина, говорила с Натальей Ивановной о будущем браке её дочери. Она же была посажённой матерью со стороны невесты на свадьбе Пушкина и Натали.

Среди владельцев дома числятся Татищевы и Панины.

Интересно, что одно время домом владели братья Бутеноп. Москвичи помнят, что именно их фирма переделала кремлёвские куранты. По сей день на Спасской башне Кремля мы видим тот самый циферблат братьев Бутеноп 1851-го года.

А могли ли владельцы особняка оставить свой дом без часов? Одно время на крыше мезонина красовалась башенка со звоном, узнать время жители Мясницкой могли по часам Бутеноп, их установили в арке мезонина.
В начале ХХ века дворец Лобанова-Ростовского чудом избежал сноса. Мясницкую собирались застроить доходными домами. Но проектам помешала Первая Мировая война.

Дом Лобановых-Ростовских. Современная жизнь

Адрес объекта:
г. Санкт-Петербург,
Адмиралтейский просп., 12, Исаакиевская пл., 2, Вознесенский просп., 1.

Сроки проведения обмерных работ на объекте:
январь 2004 г.

Работы, проводимые на объекте:
Фотограмметрическая съемка лицевых фасадов.
Обмеры фасадов фотограмметрическим способом.

Историческая справка:

Дом Лобанова-Ростовского (многим знаком, как Дом со львами) - является памятником архитектуры (федеральный), внесен в список объектов культурного наследия РФ за № 7810005000.

История "Дома со львами" тесно связана со строительством главного кафедрального Исаакиевского собора по проекту архитектора Монферрана в 1817 - 1858 гг. Летом 1817 года императором Александром I был утверждён составленный Огюстом Монферраном проект нового Исаакиевского собора. Князь Александр Яковлевич Лобанов-Ростовский был так впечатлён работой французского архитектора, что заказал у него проект для собственного дома на соседнем участке.

10 августа 1817 года Санкт-Петербургской управой у городского землемера Кашкина были заказаны 2 экземпляра плана «на Всемилостивейше пожалованное Его Императорским величеством отставному полковнику Князю Лобанову-Ростовскому место на Исаакиевской площади».

Строительные работы «рытье котлованов, битье свай и кладка фундаментов» начались в 1818 году . И уже в начале сентября1819 года в газетах Петербурга появились объявления о сдаче в аренду помещений «Дома со львами». Однако, окончательно строительство дома завершилось лишь к 1820 году, когда закончились все отделочные работы внутри массивного здания.

Александр Яковлевич с супругой в «Доме со львами» не жили, а использовали здание как доходный дом. Здесь устраивались балы и маскарады, в которых участвовал император Александр I и императрица Елизавета Алексеевна. В доме Лобанова-Ростовского работали магазин художественных изделий, мучная лавка и портерная. Здесь экспонировались панорама и косморама, а также "сценография Иерусалима", устроенная Анжело Тозелли. Часть здания арендовала Комиссия по построению Исаакиевского собора.

С точки зрения композиции дом Лобанова-Ростовского является памятником передовой строительной техники первой четверти XIX века. Монферран блестяще справился с планировочным решением здания. Здание в плане имеет треугольный вид. Два фасада, обращенные к Адмиралтейству и Исаакиевскому собору, получили торжественное оформление в стилистике высокого классицизма, в то время как «проезжий» фасад со стороны Вознесенского проспекта выглядит нейтрально.

Главный фасад украшен восьмиколонным портиком коринфского ордера. Колонны портика Монферран поднял на выдвинутую вперёд аркаду, что позволило создать крытый проезд к входным дверям.

Львы, стоящие по сторонам подъезда, высечены из белого каррарского мрамора скульптором П. Трискорни. Прообразом реальных львов дома Лобанова-Ростовского послужили аналогичные статуи перед Лоджией деи Ланци во Флоренции.

Фасады «Дома со львами» перекликаются с оформлением других зданий в центре Петербурга. Вместе они образуют колоссальную единую композиционную систему - от здания Генерального штаба до Исаакиевской площади.

Несмотря на доходы, приносимые арендаторами, спустя 9 лет после окончания строительства дома чета Лобановых-Ростовских оказалась в долгах. 1 июля 1824 году 1-й и 2-й этаж особняка были сданы Военному министерству в аренду.

В 1828 году А. Я. Лобанов-Ростовский решил разыграть здание в лотерею, но император Николай I запретил эту коммерческую аферу и предложил князю продать в казну дом и уникальную библиотеку. В результате князь получил не только желанную сумму, но и пожизненную пенсию. В «Доме со львами» было окончательно решено на условиях аренды разместить Военное ведомство в силу постоянного роста потребностей последнего.

В 1829 году под нужды государственного учреждения была предпринята перестройка здания под руководством архитектора Э. Х. Анерта. Львиная часть изменений пришлась на интерьеры. При этом нетронутыми остались лишь главный подъезд (с Адмиралтейского проспекта) и парадная лестница.

С 1824 до 1917 года в доме со львами размещалось Военное министерство России.


После Октябрьской революции здание было взято под охрану государства.

В советскую эпоху дом сменил множество хозяев. После Октябрьской революции здесь размещались Военно-политическая академия имени Толмачева, затем – Аэромузей и общежитие Восточного института им. А. С. Енукидзе. В 1930-40-х годах в доме одновременно ютились жилые квартиры, общежития Восточного института и Госотделстроя, мастерские Электромеханического завода (радиомастерская, кузница, кладовые, конюшня, гараж, контора) и общеобразовательная школа №239.

Во время ВОВ здание не раз страдало от артобстрелов и налетов вражеской авиации, у знаменитых фигур беломраморных львов были отбиты хвосты.

После войны в «доме со львами» открылся Государственный проектный институт №1. Институт снова изменил планировку дома.

Реставрация «дома со львами» должна была начаться еще в 1949 году. Но из-за отсутствия денег дело затянулось на без малого двадцать лет. После 1960-х , когда дом Лобанова-Ростовского был включен постановлением СМ РСФСР №1327 от 30.08.1960 г. в Список памятников истории и культуры республиканского значения, реставрационные работы проводились здесь несколько раз.

В 2002 году дом со львами перешёл к Управлению делами президента, которое намеревалось приспособить его для переезжавшего в Петербург Конституционного суда. Однако позже было решено создать в его стенах самый фешенебельный отель в городе, готовый принимать высших государственных лиц. Здание было передано в аренду на 49 лет компании ЗАО «Тристар Инвестмент Холдингс».

В 2004 году началась реставрация фасада здания и внутренних помещений.

В 2013 году в «Доме со львами» открылся элитный отель.

Виктория Соболевская - генеральный директор ЗАО «Тристар Инвестмент Холдингс», компании-девелопера первого в России отеля ведущей мировой сети в классе delux Four Seasons Hotel Lion Palace St. Petersburg.
До этого занимала пост генерального директора компании «Региональная гостиничная сеть», развивающей сеть более чем 20 отелей в среднем ценовом сегменте в региональных городах Российской Федерации.
Опыт Виктории в гостиничной отрасли на руководящих позициях превышает 15 лет. Она успешно работала в ведущих международных гостиничных сетях Corinthia и Sheraton в Санкт-Петербурге. Участвовала в открытии двух отелей гостиничной сети Corinthia в Лиссабоне и Будапеште.
Виктория Соболевская является мэтр-отельером Chaine des Rotisseurs и руководителем проекта ежегодного гала-ужина организации в Санкт-Петербурге.
Виктория имеет степень бакалавра филологических наук Санкт-Петербургского государственного университета. Дополнительное образование в гостиничной сфере получала в американском Университете Корнел (Cornell University) и австрийском Институте гостиничного управления (Institute of Maritime Hotel Management). Владеет разговорными английским и французским, основами румынского и итальянского языков. Об отельере

Трудности реставрации

Виктория Викторовна, в каком состоянии вам достался «дом со львами»?

Здание, которое мы получили, совершенно не было приспособлено под нужды гостиницы. Речь идет о постройке 1820 года, которая к началу XXI века была уже в достаточно плачевном состоянии. Фактически нам достались фасады и внутренние стены с несколькими зонами, которые необходимо было восстановить и отреставрировать. Предстояло приводить в порядок буквально каждый миллиметр здания.

Какие части и элементы здания классифицируются как охраняемые?

Это фасады, центральный вход, знаменитые скульптуры львов, парадная лестница здания и своды цокольного и первого этажей. В процессе работы со зданием была неожиданная находка - Зеленая комната, которая первоначально не была обозначена в охранном обязательстве. Мы поняли, что это помещение имеет историческую ценность, пригласили архитекторов, представителей КГИОПа, которые это подтвердили. В дальнейшем Зеленая комната была восстановлена и гармонично вписана в интерьер общественной зоны, в рамках которой находится.

Какие реставрационные работы, на Ваш взгляд, оказались самыми сложными?

Например, реставрация центральной лестницы из мрамора, украшенной лепниной с декоративными бронзовыми и золотыми вставками. Поскольку многие элементы центральной лестницы были утрачены, их пришлось восстанавливать по старым фотографиям и рисункам Огюста Монферрана. Думаю, это была одна из самых сложных задач. Из другого можно отметить реставрацию скульптур мраморных львов, «охраняющих» центральный вход. Реставраторы также восстановили скульптурную группу на крыше над центральным входом: музы, поддерживающие герб Российской империи. Серьезную трудность представлял и подбор цвета краски для главного фасада. Специалисты, проводившие экспертизу, выяснили, что ранее стены были покрыты более чем 40 слоями краски.

С какими техническими трудностями вы столкнулись в процессе реализации проекта?

В связи с охранными требованиями нам пришлось понижать первоначальную высоту мансардного этажа на 60 см. Этот уровень был продиктован высотой конька здания. В результате мы были вынуждены перепроектировать проход инженерных сетей в этой зоне в и так жестко ограниченном пространстве. Все это отложило реализацию проекта на определенное время.
Также нужно понимать уровень сложности создания современного отеля в историческом здании: чего стоило только оснащение здания 19 лифтами, для чего пришлось прокладывать шахты, усиливать конструкции.

Были ли трудности с поиском парт-неров, готовых к реализации таких технически сложных задач?

Да, такие сложности мы испытывали. Многие строительные компании сталкиваются с тем, что число подрядных организаций, способных выполнять работы в оговоренные сроки и с надлежащим уровнем качества, очень ограниченно. Кроме того, на мой взгляд, в России еще нет компаний, которые были бы в достаточной мере универсальны: готовы работать в историческом здании с учетом всех ограничений, которые этот фактор накладывает, в то же время, владели последними ноу-хау в области инженерии, одновременно являлись отделочниками и главное - хорошо понимали, что такое концепция отеля. Думаю, благодаря нашему проекту компании, выступавшие нашими подрядчиками, получили уникальный опыт.

Если говорить о ключевых партнерах проекта, это американская компания Cheryl Rowley Design, занимавшаяся дизайном номерного фонда и общественных зон, и японская Spin Design Studio, которой были доверены интерьеры двух ресторанов. Обе компании были рекомендованы нам гостиничным оператором. Также хотелось бы отметить участие в проекте архитектурного бюро «Литейная часть-91» Рафаэля Маратовича Даянова, которое занималось основными реставрационными работами: центрального входа, парадной лестницы, холла первого этажа, Зеленой комнаты.

Уникальный номерной фонд и инфраструктура

Какой номерной фонд предполагает проект и насколько сложно было вписаться в историческое здание?

В нашем случае вы не найдете двух похожих номеров: различия в площади, конфигурации, размерах оконных проемов, высоте потолков (в зависимости от этажа) делают каждый номер уникальным. Такая ситуация означала для нас необходимость практически каждый из 177 номеров оснащать индивидуально, заказывая под его размеры и конфигурацию мебель, ковровые покрытия, шторы. Естественно, это также удлинило сроки реализации проекта. В Four Seasons Lion Palace номера нескольких категорий: 132 «стандарта», 18 «сьютов со спальной комнатой», 16 номеров категории executive suit. Гордость отеля - президентский люкс площадью 250 м2, который включает две спальные комнаты, гостиную, обеденный зал на 14 человек, рабочий кабинет и террасу с видом на Адмиралтейство и Александровский сад. Важная особенность номерного фонда отеля - наличие еще девяти «сьютов» с одной и двумя спальнями, по площади лишь немного уступающих президентскому номеру. То есть одновременно мы можем размещать до десяти делегаций с первыми лицами.

Различия в площади, конфигурации, размерах оконных проемов, высоте потолков (в зависимости от этажа) делают каждый номер уникальным. Такая ситуация означала для нас необходимость практически каждый из 177 номеров оснащать индивидуально, заказывая под его размеры и конфигурацию мебель, ковровые покрытия, шторы.

Какой инфраструктурой располагает новый отель?

У нас будут рестораны итальянской кухни и Oriental Fusion, а также ресторан Tea Lounge (Чайная гостиная) в зимнем саду, где будут сервироваться завтраки. Зимний сад - это новое пространство, созданное в процессе реконструкции. Ранее это был открытый двор в центре здания. Также будет работать бар-библиотека Xander bar. В четырехэтажной пристройке разместится спа-комплекс отеля общей площадью около 1000 м2. Он включает фитнес-зал, комнаты для различных спа-процедур и джакузи на верхнем этаже, который венчает стеклянный купол. Деловая инфраструктура гостиницы - это бальный зал площадью 350 м2 и семь комнат для переговоров.

В России, пожалуй, еще нет компаний, которые были бы в достаточной мере универсальны: готовы работать в историческом здании с учетом всех ограничений, которые этот фактор накладывает, в то же время владели последними ноу-хау в области инженерии, одновременно являлись отделочниками и главное - хорошо понимали, что такое концепция отеля.

Что из современных инноваций используется в проекте Four Seasons Lion Palace?

Наша особая гордость - это техническое решение по оснащению бального зала. Основное оборудование, необходимое для проведения деловых мероприятий (экран, проектор, световое и звуковое оборудование), спрятано в потолке и опускается при необходимости. Все это позволяет экономить площадь, избегать загромождения зала оборудованием и сохранять тот исторический дух, который здесь воссоздан.

Особая гордость отеля - это техническое решение по оснащению бального зала. Основное оборудование, необходимое для проведения деловых мероприятий (экран, проектор, световое и звуковое оборудование), спрятано в потолке и опускается при необходимости.

Выбор оператора

- Почему в качестве оператора проекта вами была выбрана канадская компания Four Seasons Hotels&Resorts?

На этапе переговоров мы обращались к нескольким международным операторам. Все они обозначили свою заинтересованность «домом со львами». В дальнейшем мы проанализировали особенности их предложений, репутационную составляющую компаний и пришли к выводу, что бренд Four Seasons более успешный и перспективный для рынка Петербурга. Некоторая сложность заключалась в том, что мы замахнулись на создание гостиницы класса deluxe. Таких проектов в Петербурге до нас никто не делал, а бренды этого сегмента только начинают выходить на рынок России.

Вам довелось увидеть отели выбранного бренда за рубежом?

Мне посчастливилось побывать в 25 отелях сети Four Seasons. Необходимо было лично изучить отели, чтобы понять, что отличает этот продукт и как применить высокие стандарты Four Seasons в нашей стране, пока еще не очень готовой к реализации таких проектов.

Аура искусства

В отеле с историей будут использоваться произведения художественного искусства - картины, скульптура?

Безусловно. Например, в оформлении интерьеров отеля приняли участие представители Санкт-Петербургской академии художеств. На протяжении года выпускники Академии работали над созданием картин по мотивам произведений выдающихся европейских художников, фламандских и голландских мастеров, создававших натюрморты и пейзажи. Сейчас они размещены в Xander баре в виде шпалерной развески, плотно примыкая друг другу, полностью заполняя целую стену. Бальный зал отеля украшен живописными работами преподавателя Академии художеств Евгения Куркова. Специально для нас он создал аллегорические композиции, посвященные сезонам года: «Зима/Весна» и «Лето/Осень». Источником вдохновения для художника была итальянская живопись, а также работы Рубенса и Пуссена. Несмотря на обязательства создать отель по стандартам оператора из Канады, мы постарались сохранить свое национальное «я» и привлекли большое число мастеров из Петербурга - реставраторов и художников.

Несмотря на обязательства создать отель по стандартам оператора из Канады, в проекте удалось сохранить национальное «я» и привлечь большое число мастеров из Петербурга - реставраторов и художников.

Виктория Викторовна, каковы, на Ваш взгляд, перспективы нового отеля на достаточно высококонкурентном рынке Петербурга?

Хотя отель откроется только в конце мая, мы уже сегодня получаем большое количество запросов от потенциальных гостей и клиентов, что позволяет нам надеяться, что проект будет иметь успех. И этому будет способствовать как выгодное расположение, так и тот факт, что это премьера бренда Four Seasons в России. У компании есть большое число постоянных гостей, выбирающих для путешествий преимущественно те города, где есть отели любимого бренда. Многие из них еще не были в Петербурге.

Four Seasons Hotels and Resorts - канадская компания, оператор сети гостиниц класса люкс.
Первым объектом компании Four Seasons Hotels and Resorts стал мотель в Торонто (Канада), открытый в 1961 году. Он был задуман для нового поколения бизнес-путешественников. Непритязательный дизайн был с лихвой компенсирован персонализированным сервисом, направленным на облегчение стресса деловых путешественников. Этот мотель подготовил почву для совершенно новых впечатлений от пребывания в отеле.
Успех первого европейского отеля компании - the Inn on the Park - теперь известного как Four Seasons Hotel London at Park Lane - укрепил избранный компанией курс. Факторами успеха стали небольшой размер этого отеля, просторные комнаты и дружелюбные сотрудники, готовые выполнить любые желания гостей. Основатель и руководитель компании Изадор Шарп обнаружил свою нишу - отели среднего размера, предлагающие исключительный сервис.
«На раннем этапе развития компании мы решили сфокусироваться на переопределении понятия роскоши как уровня сервиса, и это стало нашим стратегическим преимуществом, - объясняет Шарп.
По мере своего развития, Four Seasons стала первой отельной компанией в Северной Америке, которая начала предлагать гостям многие услуги, которые сегодня кажутся сами собой разумеющимися: банные принадлежности и халаты, фены и телефоны с несколькими линиями.
Компания также первой предоставила услуги консьержей в европейском стиле, круглосуточную доставку блюд и напитков в номера и инновационное меню, включавшее блюда домашней кухни, вегетарианские и диетические. Уборка номера дважды в день, услуги срочной глажки, стирки и химчистки, введенные Four Seasons намного раньше, чем другими отельными компаниями, стали важным дополнением к формированию бренда.
В 1982 году компания представила клиентам жилые комплексы, предлагая полное или частичное владение эксклюзивными городскими и курортными домами в соединении с персонализированным сервисом отелей Four Seasons.
В настоящий момент компания управляет 91 отелем и курортом в 35 странах. Еще более 50 проектов находятся на разных стадиях развития. О сети Four Seasons Hotels and Resorts
Из истории «дома со львами»

Дом на Исаакиевской площади был возведен в 1817–1820 гг. для княгини К. И. Лобановой-Ростовской - жены флигель-адъютанта Александра I князя Александра Яковлевича Лобанова-Ростовского по проекту Огюста Монферрана, архитектора Исаакиевского собора. Здание в стиле классицизма. У парадного входа расположены скульптуры львов, выполненные итальянским скульптором Паоло Трискорни. Мраморные львы увековечены Пушкиным в поэме «Медный всадник».
Изначально здание задумывалось владельцами как доходный дом. В течение нескольких лет чета Лобановых-Ростовских сдает квартиры внаем. Также в здании регулярно проводятся светские мероприятия. Через несколько лет дом напрочь промотавшейся княгини был назначен к продаже с торгов, однако они не состоялись. В 1828 году дом княгини К. И. Лобановой-Ростовской был куплен в казну за 1 005 000 рублей ассигнациями для размещения в нем Военного министерства.
С 1828 по 1917 год в «доме со львами» размещалось Военное министерство России. В это время дом взят под охрану государства. В дальнейшем в период с 1917 по 2002 год здание использовалось для размещения Военно-политической академии имени Толмачева, с 1930 года - Аэромузея, общежития, жилых квартир, мастерских Электромеханического завода, жилконторы, школы, проектного института.
В 2002 году «дом со львами» перешел к Управлению делами Президента Российской Федерации, которое планировало приспособить его для размещения Конституционного суда, переезжающего из Москвы. В 2004 году здание передано компании «Тристар Инвестмент Холдингс» в аренду на 49 лет. «Дом со львами» включен в федеральный список охраняемых объектов культурного наследия.

Коллекция исторических памятников Four Seasons

«Дом со львами» войдет в коллекцию уникальных исторических и архитектурных памятников Европы периода XV–XIX веков. Среди них - отели Four Seasons Hotel Florence, после 10-летней реставрации занимающий два здания дворца эпохи Возрождения с садом на площади 4,5 гектара; Four Seasons Gresham Palace - памятник эпохи модерна в Будапеште; Four Seasons Hotel Istanbul at Sultanahmet, расположенный в неоклассическом здании бывшей тюрьмы начала прошлого столетия; перестроенный из дворца Оттоманской империи XIX века отель Four Seasons Hotel Istanbul at the Bosphorus; миланский отель Four Seasons в бывшем монастыре XV века и легендарная гостиница Four Seasons Hotel George V Paris в восьмиэтажном историческом здании 1928 года в центре Парижа.

Сведения о постройках на улице Мясницкая, 43 можно найти в архивных документах, датированных еще 1701 годом.

В середине восемнадцатого века участок с каменными палатами находился в собственности А.Д. Татищева, главного полицмейстера Москвы. К концу века владение перекупает граф А.Д. Панин, видный военный и государственный чиновник екатерининской эпохи.

Фото 1. Улица Мясницкая, дом 43 в городе Москве

Следующий владелец - князь А.И. Лобанов-Ростовский, получивший усадьбу в наследство от графа Панина.

Нынешний особняк, по некоторым источникам, построили еще при графе Панине в 1790 году, а затем значительно преобразовали уже при новом владельце - Лобанове-Ростовском.

Упоминается архитектор Ф. Кампорезе, как автор проекта - то ли первоначального строительства, то ли реконструкции.


Фото 2. Городская усадьба Панина и Лобанова-Ростовского на Мясницкой

Между тем, в особняке на Мясницкой, 43, строение 1 были устроены два парадных зала, которые из-за своих значительных размеров увеличили протяженность фасадной части строения. Эту несоразмерность архитектор скрыл при помощи возведения трех портиков - по центру появился колонный коринфский, а по бокам выстроили пилястровые ионические.


Колонны центрального коринфского портика поддерживают массивный аттик, который разорван полукруглым встроенным окном мезонина. Таким образом создается иллюзия триумфальной арки, правда, скульптурно незавершенной.

Интересно, что сам особняк не просто расположен в глубине устроенного двора, а находится еще и ниже самого уровня Мясницкой улицы.


Из истории дома по Мясницкой, 43

С середины 20-х годов девятнадцатого столетия в особняке проживал архивист А.Ф. Малиновский, служивший в коллегии министерства иностранных дел. Его дом часто посещал поэт А.С. Пушкин в 1830 году.

В 1825 году в этих стенах была открыта «Рисовальная школа», ставшая начальным этапом создания известного Строгановского училища.


В 1836 году участок выкупили датские подданные братья Бутенопы - Иоганн и Николай. Владения были приспособлены ими под производственные цели.

Братья Бутенопы, помимо выпуска сельхозмашин, занимались и производством часов-курантов. Именно они установили свои часовые механизмы на и на московского Кремля () в 1851 году, сохранившиеся до настоящего времени.


Фото 6. Реальное училище К.П. Воскресенского на Мясницкой, 43, корп. 2

После 1861 года дела у братьев Бутеноп пошли неважно и в 1874 году они переуступили владения по Мясницкой, 43 семье прибалтийских немцев Липгарт - братьям Эмилю и Герману.

Часть строений для фабрики построил архитектор Александр Мейснер.

Особняк Лобанова-Ростовского, более известный как Дом со львами - один из самых знаменитых домов в Петербурге. Дом был построен в 1817-1820 гг Огюстом Монферраном, знаменитым архитектором Исаакиевского собора . Скульптуры на фасаде - в том числе те самые львы, давшие прозвище дому - выполнены скульптором Паоло Трискорни.

Между прочим, на одном из этих львов спасался от страшного наводнения 1824-го года главный герой Медного Всадника Евгений.

…На площади Петровой,
Где дом в углу вознесся новый,
Где над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые,
На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный,
Евгений…

Вот как пишет об этом Пушкин. Петровой тогда называли Сенатскую площадь; а так как Александровского сада тогда не было даже в планах, от парадного фасада Дома со львами действительно отлично просматривался Медный Всадник.

Сами Лобановы-Ростовские в здании почти не жили: оно изначально строилось для сдачи внаем. В 1821-м году Лобановы-Ростовские (вернее, их домовая контора) дали в газеты объявление о сдаче внаем «бельэтажа на площадь и на Вознесенскую улицу, а также двух зал в том же этаже, хорошо отделанных, удобных для концертов и маскарадов». Заглянем же в домовую книгу и узнаем, кто были арендаторами в Доме со Львами двести лет назад!

В цокольном этаже находилась первая в Санкт-Петербурге литография; там же работали мучная и мелочная лавки и портерная. Помещения в цокольном этаже были самыми дешевыми: аренда стоила от 1000 до 1750 рублей в год. На первом этаже помещались более богатые ремесленники: перчаточники и сапожники, а также разные департаменты (Комиссия строительства Исаакиевского собора и Провиантский департамент военного ведомства). В самом дорогом помещении Дома со львами - бельэтаже - почти целиком находился уже упомянутый Провиантский департамент. На третьем этаже поселилась самая разная публика: некая мадам Орсениус, державшая тут же пансион, управляющий княгини Лобановой, закройщики, живописцы, чиновники и специалисты, занятые в строительстве Исаакиевского собора. Общая сумма дохода от Дома со львами в год составляла около 100000 рублей - по тем временам целое состояние.

Работало в Доме со львами и еще одно замечательное учреждение: "Косморама". Слово "Отечественным запискам": «В сем же доме Гамбургский живописец Сур показывает виды разных городов и примечательных мест в Космораме... Если виды сии не заключают важного достоинства со стороны художества, то оптическая часть доведена до совершенства. Они так хорошо и естественно освещены, что зритель переносится в те места, кои он рассматривает, особливо же ему знакомые». Да-да, это был своего рода "3D эффект": живописец Сур демонстрировал виды разных городов, а благодаря специальной оптике и освещению зритель видел стереоскопическую картинку. Особой популярностью пользовались виды Берлина, Потсдама, Гамбурга, Вены, Римы, арктические пейзажи, застенки инквизиции и вид Таганрога с домом, где умер император Александр.

Дом со львами мог также стать первым в России (если не в мире) домом, выигранным в лотерею. Хозяин дома, А.Я. Лобанов-Ростовский, именно так намеревался с ним поступить: выпустить миллион рублевых лотерейных билетов и разыграть дом. Но Николай I лично запретил эту сомнительную аферу, и предложил вместо до этого продать дом в казну. Вместе с домом была продана и уникальная библиотека, собранная князем, известным коллекционером и библиофилом - между прочим, за нее Николай I назначил Лобанову-Ростовскому пожизненную пенсию.

Получив Дом со львами в казну, Николай I разместил там Военное министерство России, которое и находилось там без малого сто лет. В советское время в здании работала физико-математическая школа.

В 2000-х открылась новая, не менее интересная, страница истории Дома со львами. В нем со дня на день откроется, возможно, самый фешенебельный отель в Петербурге - Four Seasons. Реконструкция здания, являющегося федеральным памятником архитектуры и находящегося под защитой ЮНЕСКО, вызвала, разумеется, бурные протесты градозащитников, особенно когда инвесторы начали сносить исторические флигели, разрушать внутренние интерьеры и строить мансарды, которых не было в первоначальном варианте; но капитал победил. Зато внутренние интерьеры будущего отеля, особенно 250-метрового президентского люкса, ничем не будут уступать княжеским - тем, которые были здесь двести лет назад.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.