Женщины в жизни максима горького. Максим (логико-сенсорный интроверт)

Пожалуй, ни один писатель в мире не знал такой прижизненной славы, как Максим Горький.
Ещё до его ухода в его честь был переименован его родной Нижний Новгород, названа улица в Москве, два крупнейших театра, теплоход, крейсер, самолёт, Литературный институт (сегодня, кстати, в столице нет даже переулка его имени).
Но творчество его не очень востребовано в суете и спешке нынешнего века. У каждого времени свои кумиры. И свои промо-акции. Популярность Горькому в прежние времена обеспечивали школьная программа и дежурные постановки в драматических театрах. Нынче Буревестника революции поминают в основном в привязке к адресам и датам, а также в связи со странными обстоятельствами смерти и фактами бурной личной жизни.
Вот и наш разговор пойдет о горьковских романах. Но не из творческого наследия, а любовных. Вернее даже, о дамах, сумевших оставить след в судьбе писателя.
ИМЯ ИМ -ЛЕГИОН
По уверениям современников список любовных побед Горького был весьма и весьма велик.А для начала 24 декабря 1887 г. девятнадцатилетний Алексей Пешков (настоящее имя и фамилия), не зная, что ему предстоит стать классиком советской литературы и познать красивейших женщин своей эпохи, совершил попытку самоубийства. Причиной были общая неустроенность и неудачная любовь к первой своей "любови",некой Марии Деревянкиной. Было ему 19 лет и стрелялся он, предварительно изучив анатомический атлас, но - всё-таки промахнувшись мимо сердца. Сердца, в тот момент поражённого несчастной любовью: «Зачем тебя я одевал роскошной мантией мечты? Любя тебя, я сознавал, что я себе красиво лгал и что мечта моя - не ты!»
И хотя биографию классика давно и основательно отлакировали, да и сам Горький не всегда афишировал своих пассий, но кое-какие сведения о его "рОманах" просочинились.
«Я СТРАСТНЫЙ!»
Внешне спокойный, выдержанный, мягкий и нежный в общении с людьми, «лёгкий на слезу», невероятно обаятельный, с необычайно, беспредельно синими глазами (таким его вспоминают современники), Горький писал о себе: «Я человек страстный». В 10 лет он ложился на спор под поезд между рельс: «Жутко, но приятно чувствовать, что вот сейчас полетишь над землёй!»
Вот и стрелялся тоже в пылу страсти! А потом так же страстно влюбился в чужую жену, старше его, которая и стала первой гражданской женой Алёши.
Сюжет рассказа Максима Горького «О первой любви» полностью автобиографичен. В этом произведении отображены отношения Горького с Ольгой Юльевной Каминской, с которой он познакомился в июне 1889 года. Их брак продлился чуть более двух лет. Семейная жизнь началась с решения житейских проблем. Дело в том, что молодоженам негде было жить, и им пришлось поселиться в бане. Вот как писал об этом обстоятельстве сам Горький: «Я поселился в предбаннике, а супруга – в самой бане, которая служила и гостиной. Особнячок был не совсем пригоден для семейной жизни, он промерзал в углах и по пазам. По ночам, работая, я укутывался всей одеждой, какая была у меня, а сверх ее – ковром и все-таки приобрел серьезнейший ревматизм… В бане теплее, но, когда я топил печь, все наше жилище наполнялось удушливым запахом гнили, мыла и пареных веников… А весной баню начинали во множестве посещать пауки и мокрицы, – мать и дочка до судорог боялись их, и я должен был убивать их резиновой галошей»
Итак, первая супруга Алексея Пешкова - акушерка Ольга Каминская была старше Горького на 10 лет, к моменту знакомства состояла в браке да ещё и и сожительствовала с приятелем Алексея Максимовича. Она слыла много повидавшей авантюристкой. К моменту встречи Ольга успела поскитаться по Европе, два раза побывать замужем, родить дочь и вместе с малышкой отсидеть срок в тюрьме за помощь революционерам. Она была очаровательна и остроумна, писала портреты маслом, разбиралась в литературе. Но, пожалуй, главным ее преимуществом перед другими, более красивыми и молодыми женщинами была страстность. Каминская утверждала, что ее призвание - это любовь. И, преодолев преграды, бурная страсть привела пару к созданию ячейки общества (куда подевался предыдущий муж неизвестно). Страсть и развела молодых. Через два года, в 1894 г. из-за многочисленных измен супруги Горький оставил Каминскую. Кстати, биографы Буревестника революции обычно умалчивают об этой темпераментной особе. Слишком уж Каминская не подходит на роль спутницы жизни основоположника соцреализма. Куда лучше в этом качестве смотрится морально устойчивая и идейно выдержанная Екатерина Волжина


ЗАКОННАЯ
Единственной венчанной законной супругой Горького осталась Екатерина Пешкова (в девичестве Волжина). Она дожила до 1965 года, до 89 лет. И так и осталась вдовой писателя, так как замуж больше не выходила. Были дети: дочь Катя умерла совсем маленькой, а сын Максим, будучи очень близким отцу человеком, уже женившись, обзаведясь двумя дочерьми, жил со своей семьёй у отца - в Италии, потом в особняке в Москве.
Познакомился Алексей Пешков с Катей, красавицей-дворянкой, в редакции «Самарской газеты». Оба увлекались революцией и литературой. А увидела она своего будущего мужа впервые... отплясывающим в редакционной комнате на столе! Такими «весёлыми» были у сотрудников тогда традиционные завтраки. Но с приходом Кати на должность корректора эти застолья по утрам прекратились. Зато молодой фельетонист Пешков стал задерживаться допоздна, читая корректорские гранки. «Я люблю тебя не только как мужчина, муж, люблю как друг, может быть, больше - как друг».
Но тихая, домашняя, интеллигентная жена быстро наскучила Алексею Максимовичу. Он все чаще и чаще под любым предлогом стал покидать дом. В одной из поездок познакомился с извест­ной актрисой и… влюбился. Целых четыре года Горький разрывался между двумя женщинами, но, в конце концов, расстался с женой без оформления развода,прожив с ней семь лет, он оставит её ради Марии Андреевой, примы и первой красавицы - актрисы знаменитого Художест­венного театра. Но друзьями они с женой останутся на всю жизнь: огромная переписка (600 писем Горького к Пешковой) с такими обращениями к ней: «Друг мой! Милый ты мой человек! Дочь моя!»
Оставшаяся до самой смерти законной супругой Горького Екатерина Волжина скончалась в возрасте 88 лет, дожив до 1965 года.


"БОГИНЯ"
По воспоминаниям современников, Андреева была ослепительно красива. Встреча ее с Горьким состоялась в Севастополе в 1900 году, где проходили гастроли Художественного театра:
Лучи заходящего солнца постепенно окрашивали море в розовый цвет, но жара и не думала спадать. Крыши домов, мостовые, набережные Севастополя дышали зноем. В гримерке летнего театра было душно и пыльно. Мария Федоровна Андреева, одна из ведущих актрис выехавшего на гастроли в Севастополь Московского художественного театра, наскоро приводила себя в порядок перед началом второго действия спектакля. В дверь постучали. Из-за двери раздался голос Антона Павловича Чехова: «К вам можно, Мария Федоровна? Только я не один, со мной Горький». Дверь распахнулась, первым вошел Чехов, а вслед за ним в гримерке появилась долговязая фигура, облаченная в странный наряд. «Горький, не одевался ни по-рабочему, ни по-мужицки, а носил декоративный костюм собственного изобретения. Всегда одетый в черное, он носил косоворотку тонкого сукна, подпоясанную узким кожаным ремешком, суконные шаровары, высокие сапоги и романтическую широкополую шляпу, прикрывавшую волосы, спадавшие на уши», - вспоминали о нем современники.
- Черт знает! Черт знает, как великолепно вы играете! - пробасил Горький, стиснув в своей широкой ладони тонкую руку Марии Федоровны. Из-под длинных ресниц на актрису глянули голубые глаза, а губы писателя сложились в обаятельную детскую улыбку.
«Его лицо показалось мне красивее красивого, радостно екнуло сердце», - вспоминала Мария Федоровна свою первую встречу с Алексеем Максимовичем. Именно эта встреча в 1900 г. и положила начало их долгому роману. Они были ровесниками - и Горькому, и Андреевой исполнилось по 32 года.
Мария Андреева (по мужу Желябужская, мать двоих детей) стала гражданской женой Горького для этого бросила и мужа, и своих детей! Подписывалась при этом «Мария Пешкова». Во время совместной поездки с писателем в Америку её травили в прессе и даже выселяли обоих из отеля - как «незаконных» сожителей. Она оставила детей, а затем и сцену, чтобы более 10 лет неотлучно быть с Горьким.
Главным талантом актрисы Марии Андреевой была красота, перед которой не мог устоять никто. Ее любили зрители, боготворил муж, обожал миллионер Савва Морозов, который своими деньгами выстелил Андреевой дорогу к славе во МХАТ-е.
Тогда ныне легендарный театр только начинал свою деятельность и всем: появлением и существованием был обязан чувствительности московского фабриканта к искусству вообще и мадам Андреевой в частности.
Не с меньшим пылом и по той же причине: так хотела Мария Андреева - Савва спонсировал и большевиков.
Сама актриса пришла к радикальным идеями тоже через любовь к репетитору сына, студенту Дмитрию Лукьянову. Впрочем, не исключено, что любовь эта была "с интересом". Ведь финансирование партийных касс являлось архиважной задачей текущего момента, а для решения этой задачи партиям (не только большевикам) требовались специалисты разного профиля от налетчиков-экспроприаторов до обворожительных красавиц.
Так или иначе, благодаря Лукьянову Андреева превратилась в преданную большевичку. Актриса перевозила нелегальную литературу, прятала подпольщиков, и главное: добывала для партии деньги. В том числе из карманов Морозова. При этом суммы поражают воображение. За несколько лет купец передал РСДРП(б) около полумиллиона рублей (по другой версии - несколько миллионов), финансировал газеты "Искра", "Новая жизнь" и "Борьба", сам тайно провозил типографские шрифты и нелегальную литературу, прятал у себя на фабрике и в имении видных большевиков - Николая Баумана, Леонида Красина (тоже любовника Марии Андреевой).
Однако этого оказалось мало. Отстраненный родней от управления капиталами, Морозов якобы застрелился, оставив Андреевой последнее свое достояние - страховку на сто тысяч. Которая тут же по получении отправилась в кассу большевиков.
40 она взяла себе, 60 отдала на нужды партии.
Но и это еще не все. Вскоре при странных обстоятельствах скончался племянник Саввы, тоже благодаря Андреевой - горячий сторонник ленинской партии. Едва дело дошло до раздела имущества, как наследникам тут же объяснили, кому покойный собирался завещать свои миллионы. Брату элементарно пригрозили смертью. Двум сестрам подсунули в мужья красавцев, специально подобранных для этого Красиным и Андреевой.
Но вернемся к горьковской странице в биографии актрисы.
К моменту знакомства Андреева очень нуждалась в поддержке. Увы, ее недавно блистательная карьера клонилась к закату. МХАТ уже мог сам себя обеспечивать и нуждался не столько в морозовских инвестициях, сколько в чеховских пьесах. "Поставкой" оных занималась супруга Антона Павловича - Ольга Книппер. Само собой она же имела монополию на главные роли. Станиславский по сему поводу выразился довольно четко: "Андреева - актриса полезная, Книппер - до зарезу необходимая".
Дружбой с Горьким Андреева надеялась поправить свои служебные дела и не ошиблась. Начинающий входить в моду драматург-"пролетарий" обеспечил своей возлюбленной новую волну популярности. Но "не долго музыка играла".


Вскоре Андреевой пришлось оставить сцену, чтобы стать для Горького женой, секретарем, переводчиком, нянькой, экономкой, литературным агентом и...опекуном со стороны все тех же большевиков.
Чем же был вызван интерес российской социал-демократии к Алексею Максимовичу? О, все довольно банально. Шерше ля мани.
В начале 20-го века Горький был самым высокооплачиваемым писателем Российской империи и очень популярным драматургом. Его книги печатались неслыханными тиражами, а пьесы шли во всех ведущих столицах мира и пользовались неизменным успехом. К примеру, в Берлине в театре Макса Рейнхардта спектакли прошли с полным аншлагом более шестисот раз. И так повсеместно.
"Тащите с Горького, сколько можете", - наставлял Ленин своего соратника А. Богданова в конце 1904 г. И тащили. В одном случае известны даже "расклады". Приблизительно 20 процентов получал агент (тот, кто доставлял деньги), 40 процентов шло в кассу большевиков, остальные переводилось на имя Горького в банк.
Однако известный писатель - это не только "ценный мех", но идеологическое оружие. Поэтому властителя дум и "формирователя" взглядов партия отправила вместе с Андреевой в феврале 1906 г. в США собирать деньги на нужды революции. Предполагалось, что звезда российской сцены и известный инженер человеческих душ впечатлят заокеанских инвесторов. Однако пуританская Америка сказала одиозной чете бурное "фе". Газеты пестрели сенсационными статьями: Горький бросил жену и детей; Андреева оставила супруга и двух малюток; прелюбодеи, они живут во грехе и т.д.
(Кстати, информацию "слили" царские агенты)
В итоге, вояж пришлось свернуть.
Горький в сердцах заявил журналистам: "Она моя жена. И никакой закон, когда-либо изобретенный человеком, не мог бы сделать ее более законной женой. Никогда еще не было более святого и нравственного союза между мужчиной и женщиной, чем наш".
Но...никогда не говори никогда. Прошло немного времени и святой и нравственный союз затрещал по швам. Андреева устала обслуживать своего гения, тосковала без детей, страдала без театра. Единственной отрадой для нее осталась партийная работа.Она мужественно терпела положение «незаконной», принимала Екатерину Павловну, а позд­нее, в 52 года, приняла и третью, последнюю любовь Горького - 26-летнюю Марию Будберг (Закревскую). Терпела и краткий в 1910 г. роман Горького с женой друга, по слухам, родившей от него дочь. Андреева не сумела выносить ребёнка от писателя - упала на сцене.
После октября 1917-го заслуги Андреевой не были забыты - ее назначили на должность комиссара театров и зрелищ союза коммун Петрограда и всех его окрестностей. Новый статус обязывал Екатерину присутствовать на бесконечных заседаниях и совещаниях. Горький почувствовал себя позабытым. Но тут на горизонте появилась “Железная женщина”.
Андреева, тогда уже пятидесятилетняя, вынуждена была уступить почетное звание "жена Горького", о чем она впоследствии очень жалела.После писала: «Были периоды, и очень длительные, огромного счастья, близости, полного слияния - но сменялись они столь же бурными периодами непонимания, горечи и обид». Он называл её «прекрасная женщина-друг», «благородная Маруся». Но при этом сознавался, что «возлюбленную следует распиливать тупой пилой»: «особой нужды не чувствую ни в ком. Желаю лишь одного - покоя для работы и для этого готов заплатить любую цену». Считалось, что с неё Алексей Толстой «списал» свою Мальвину. А сама она подвела итог горько-сладкой жизни с Горьким: «Я была неправа, что покинула его. Я поступила как женщина, а надо было поступить иначе: это всё-таки был Горький».
Но во времена оные стареющая красавица выдержала удар достойно. Нашла молодого любовника, стала работать еще больше. Андреева была очень энергичным человеком и после революции, став во главе "театров и зрелищ союза коммун Северной области" сделала многое для советской культуры. Самым главным своим детищем Андреева считала, открытый по ее инициативе, Большой драматический театр, где она сыграла свои последние роли. Умерла Мария Андреева она в 1953 г., в возрасте 85 лет.


РУССКАЯ МИЛЕДИ
О Марии Закрев­ской-Будберг, третьей и последней женщине Горького, с лёгкой руки Нины Берберовой, написавшей о ней роман, говорят: «Железная женщина». Так называл её и сам классик. Но Берберова, близко знавшая свою героиню, находила в её облике, улыбке «что-то кошачье». Не зря же её прозвали Мура. Горький называл её ещё «руссейшая из русских». И, по­свящая ей свой последний незаконченный роман «Жизнь Клима Самгина», надписал девичью её фамилию - Мария Игнатьевна Закревская. А «Бенкендорф» - это по первому мужу, отцу двух её детей, убитому в 1919-м мужиками.«Будберг» - по мужу второму, барону, от него и титул баронессы.
Острый мужской ум, сильный характер и внутренняя свобода привлекали к Муре всеобщее внимание и вызывали восхищение. Она не была красавицей, но её несколько широкое, скуластое лицо, умное и серьёзное, бывало красивым. Наверное, в ней было непобедимое обаяние, женскость в сочетании с жёсткостью, да и «мужчин она любила и не скрывала этого» - «секс шёл к ней естественно», по замечанию Берберовой.
В книге «Железная женщина» Нина Берберова писала: «Она любила мужчин, не только своих трех любовников, но вообще мужчин, и не скрывала этого, хоть и понимала, что эта правда коробит и раздражает женщин и возбуждает смущение мужчин. Она пользовалась сексом, она искала новизны и знала, где найти ее, и мужчины это знали, чувствовали это в ней и пользовались этим, влюблялись в нее страстно и преданно. Ее увлечения не были изувечены ни нравственными соображениями, ни притворным целомудрием, ни бытовыми табу. Секс шел к ней естественно, и в сексе ей не нужно было ни учиться, ни копировать, ни притворяться».
Мария Игнатьевна Закревская-Бенкендорф-Будберг появилась в жизни Горького "с подачи" К.Чуковского и буквально сразу произвела на 52-летнего писателя неизгладимое впечатление. Впрочем, это была вполне закономерная реакция. Горькому всегда нравились "плохие девочки" (наверное, после Ольги Каминской). А Мария Закревская была даже очень "плохой". К 28-ми годам она дважды сходила замуж, родила двоих детей, слыла то ли английской, то ли немецкой шпионкой, каким-то образом была связана с британским супер-агентом Локкартом и заодно НКВД. Как тут удержаться?
Вот как Чуковский описал первое редакционное заседание, на котором присутствовала Закревская. «Как ни странно, Горький хоть и не говорил ни слова ей, но все говорил для нее, распустил весь павлиний хвост. Был очень остроумен, словоохотлив, блестящ, как гимназист на балу». Мария Закревская была моложе писателя на 24 года. Чуковский. Корней Иванович порекомендовал Марию Горькому на должность литературного секретаря. “Марья Игнатьевна окончательно поселилась у Горького, - писал он потом в своем дневнике, - они в страшной дружбе, у них установились игриво-полемические отношения - она шутя бьет его по рукам, он говорит: ай-ай-ай, она дерется! Ей отвели комнату, и она переехала туда вместе с портретами Бенкендорфов”.
Скоро Мура стала для него всем: секретарём, переводчицей (знала пять языков), делопроизводителем. Он переносил её постоянные отлучки - то к детям, то в Лондон к Герберту Уэллсу. Да-да, и это самое пикантное: у Муры параллельно с пролетар­ским классиком случился роман с британским фантастом.


Причём впервые тот посетил её в её комнате ночью, когда гостил в Петрограде у Горького, - то ли дверью ошибся, то ли поговорить зашёл, не спалось... А утром "из командировки вернулся муж..." и застал "голубков" в постели. Но на упрёки Алексея Максимовича она смеялась: «Что вы, даже для самой любвеобильной женщины два знаменитых писателя одновременно - это слишком! И потом, Герберт старше вас!Это был временный каприз!" Уэллс промямлил, что заблудился в темноте)))) Горький настолько был увлечён Закревской, что пренебрег даже ее изменой.А она время от времени уезжала а Англию к Уэллсу. Так Горький прожил с Закревской 16 лет вплоть до смерти писателя в 1936 году. Общих детей у них не было.
После смерти Горького 45-летняя Мария Закревская окончательно уехала в Англию, где поселилась в доме своего старого знакомого Герберта Уэллса.сь. А Уэллс все следующие 12 лет романа с Мурой уговаривал её выйти за него замуж.
"Она неимоверно обаятельна, - описывал Закревскую Герберт Уэллс. - Однако трудно определить, какие свойства составляют ее особенность. Она, безусловно, неопрятна, лоб ее изборожден тревожными морщинами, нос сломан. Она очень быстро ест, заглатывая огромные куски, пьет много водки, и у нее грубоватый, глухой голос, вероятно, оттого, что она заядлая курильщица. Обычно в руках у нее видавшая виды сумка, которая редко застегнута, как положено. Руки прелестной формы и часто весьма сомнительной чистоты. Однако всякий раз, как я видел ее рядом с другими женщинами, она определенно оказывалась и привлекательнее, и интереснее остальных".
В 1927 г. Марию выехала за рубеж, но навещала Горького, когда хотела. Присутствовала она и при его кончине 18 июня 1936 года.. Причем при таких туманных обстоятельствах, что многие современные специалисты считают ее причастной к смерти писателя и утверждают, что Закревская отравила Горького по заданию Сталина.
По свидетельствам очевидцев, она пришла навестить Алексея Максимовича вместе с народным комиссаром НКВД Генрихом Ягодой. Мария провела у постели больного сорок минут, после чего вышла и удалилась быстрым шагом. А еще через двадцать минут лечащий врач писателя профессор Плетнев объявил, что Горький скончался. Позже появится версия, что Горького отравили. Обвинения падут и на лечащего врача, вспомнят и про коробку шоколадных конфет, которую прислал Алексею Максимовичу сам Сталин. Не останется без внимания и фигура Закревской, которая стала последним человеком, видевшим легенду советской прозы живым. Медсестра, приставленная к Горькому, рассказала, что Мария Закревская выставила ее за дверь, сама налила лекарство Горькому, а уходя забрала стакан с собой. Многие исследователи до сих пор пишут о ней как об отравительнице, хотя прямых улик не существует...
С именем Закревской связывают и передачу Сталину части горьковского зарубежного архива, в котором хранилась переписка Горького с Бухариным, Рыковым и другими советскими деятелями по старой дружбе откровенничавших с Буревестником революции.
Судьба этих людей известна: обвинение в измене, суд, расстрел. А вот насколько реальны обвинения в адрес Закревской - однозначного ответа нет и, скорее всего, не будет никогда.
Однако в пользу версии говорит то, что Мария, будучи иностранной подданной, в обход законных наследников, получила права на гонорары за все зарубежные издания Горького.
Кстати после смерти Уэльса Закревская, как его гражданская жена (они сошлись в 1933 и были вместе до 1946г.) получила еще и 100 тысяч долларов.
Мура умудрилась превратить свою жизнь в легенду, авантюрный роман. Она не оставила ни дневников, ни мемуаров: думайте что хотите! Её считали то немецкой, то английской шпионкой, то агентом НКВД. А свой архив она сожгла. Те, кто видел её в старости (её не стало в 82 года), вспоминают очень грузную даму, которая постоянно курила и не расставалась с утра до ночи с флягой водки - так, собственно, было всю жизнь: говорили, что она могла перепить любого здоровенного мужика.


Скончалась эта эксцентричная дама в 1974 г. в возрасте 83 лет в Великобритании. В некрологе в лондонской "Таймс" было написано, что она может перепить любого матроса.
Можно считать, что при всех его приписываемых многочисленных романах в его жизни были три главные дамы сердца. Каждая из них была красива, талантлива, умна и сильна характером, духом. И когда Горький умер, в крематории присутствовали три женщины. Галина Серебрякова в книге “О других и о себе” пишет: “Из полутьмы, четко вырисовываясь, в траурном платье появилась Екатерина Павловна Пешкова - неизменный друг Горького. Тяжело опиралась она на руку невестки. За ней шла Мария Федоровна Андреева с сыном, кинорежиссером Желябужским. И поодаль, совсем одна, остановилась Мария Игнатьевна Будберг. Все эти три женщины чем-то неуловимо походили одна на другую: статные, красивые, гордые, одухотворенные...”

Пожалуй, ни один писатель в мире не знал такой прижизненной славы, как Максим Горький .

Ещё до его ухода в его честь был переименован его родной Нижний Новгород, названа улица в Москве, два крупнейших театра, теплоход, крейсер, самолёт, Литературный институт (сегодня, кстати, в столице нет даже переулка его имени).

«Я страстный!»

Эта слава Горького, и огромные тиражи, и роскошь в быту, и его упоение социализмом в конце концов поставили ему в вину, превратив героя-Буревест-ника в антигероя. Всемирная известность Горького задевала Бунина : «Пора сорвать маску, что он великий художник. У него, правда, был талант, но он потонул во лжи, в фальши». А Цветаева ценила его выше Бунина. Лев Толстой , бывший в свою очередь кумиром для Горького, бывало, помечал на полях его трудов:

«Отвратительно, гадко, ужасная фальшь!» Герберт Уэллс считал его «сталинистом, защищавшим всё, что делал Сталин ». В итоге он расплатился за всё, и за «роман с революцией», с властью - тоже. Потеря в 1934-м обожаемого сына Максима (есть версия - его «убрал» НКВД). Жестокое разочарование в Советах. Мучительная смерть в 1936-м в 68 лет (отравлен по указке вождя?). И как финал - ниша в Кремлёвской стене, где покоится урна с прахом, которую и нёс на похоронах сам Сталин.

Внешне спокойный, выдержанный, мягкий и нежный в общении с людьми, «лёгкий на слезу», невероятно обаятельный, с необычайно, беспредельно синими глазами (таким его вспоминают современники), Горький писал о себе: «Я человек страстный». В 10 лет он ложился на спор под поезд между рельс: «Жутко, но приятно чувствовать, что вот сейчас полетишь над землёй!» В 19 стрелялся, предварительно изучив анатомический атлас, но - всё-таки промахнувшись мимо сердца. Сердца, в тот момент поражённого несчастной любовью: «Зачем тебя я одевал роскошной мантией мечты? Любя тебя, я сознавал, что я себе красиво лгал и что мечта моя - не ты!» В его жизни были три главные дамы сердца. Каждая из них была красива, талантлива, умна и сильна характером, духом. И все они, что поразительно, между собой пребывали во вполне нормальных отношениях. Бывало даже, живали «при Горьком» под одной крышей. А он признавался на склоне лет: «Очень я одинок. И надоело мне всё до отчаяния».

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) с женой Екатериной Павловной Пешковой и сыном Максимом. Фото: РИА Новости

Законная и Богиня

Единственной венчанной законной супругой Горького осталась Екатерина Пешкова (в девичестве Волжина ). Она дожила до 1965 года, до 89 лет. И так и осталась вдовой писателя, так как замуж больше не выходила. Были дети: дочь Катя умерла совсем маленькой, а сын Максим, будучи очень близким отцу человеком, уже женившись, обзаведясь двумя дочерьми, жил со своей семьёй у отца - в Италии, потом в особняке в Москве.

Познакомился Алексей Пешков с Катей, красавицей-дворянкой, в редакции «Самарской газеты». Оба увлекались революцией и литературой. А увидела она своего будущего мужа впервые... отплясывающим в редакционной комнате на столе! Такими «весёлыми» были у сотрудников тогда традиционные завтраки. Но с приходом Кати на должность корректора эти застолья по утрам прекратились. Зато молодой фельетонист Пешков стал задерживаться допоздна, читая корректорские гранки. «Я люблю тебя не только как мужчина, муж, люблю как друг, может быть, больше - как друг». Прожив с ней семь лет, он оставит её ради Марии Андреевой , примы и первой красавицы - актрисы знаменитого Художест-венного театра. Но друзьями они с женой останутся на всю жизнь: огромная переписка (600 писем Горького к Пешковой) с такими обращениями к ней: «Друг мой! Милый ты мой человек! Дочь моя!» Мария Андреева (по мужу Желябужская , мать двоих детей) стала гражданской женой Горького. Подписывалась при этом «Мария Пешкова». Во время совместной поездки с писателем в Америку её травили в прессе и даже выселяли обоих из отеля - как «незаконных» сожителей. Она оставила детей, а затем и сцену, чтобы более 10 лет неотлучно быть с Горьким.

Максим Горький и Мария Андреева позируют художнику Илье Репину. Фото: РИА Новости

Увлекалась вослед ему «большевизмом», «комиссарила» в Петрограде и постоянно добывала у меценатов, своих поклонников, немалые средства на дела партии, революции, в том числе и благодаря своему страстному поклоннику (любовнику?) миллионеру Савве Морозову. Когда тот застрелился (или - опять же версия - его застрелили большевики), оставил чек на 100 тыс. рублей Андреевой. 40 она взяла себе, 60 отдала на нужды партии. Она мужественно терпела положение «незаконной», принимала Екатерину Павловну, а позд-нее, в 52 года, приняла и третью, последнюю любовь Горького - 26-летнюю Марию Будберг (Закревскую) . Терпела и краткий в 1910 г. роман Горького с женой друга, по слухам, родившей от него дочь. Андреева не сумела выносить ребёнка от писателя - упала на сцене. А ушла от него сама. Правда, после писала: «Были периоды, и очень длительные, огромного счастья, близости, полного слияния - но сменялись они столь же бурными периодами непонимания, горечи и обид». Он называл её «прекрасная женщина-друг», «благородная Маруся». Но при этом сознавался, что «возлюбленную следует распиливать тупой пилой»: «особой нужды не чувствую ни в ком. Желаю лишь одного - покоя для работы и для этого готов заплатить любую цену». Иные считали Андрееву прототипом булгаков-ской Маргариты, а Горького - Мастера. Считалось, что с неё Алексей Толстой «списал» свою Мальвину. А сама она подвела итог горько-сладкой жизни с Горьким: «Я была неправа, что покинула его. Я поступила как женщина, а надо было поступить иначе: это всё-таки был Горький».

Мария Закрев-ская-Будберг в 1972 году. Фото: Commons.wikimedia.org

«Кошечка» из железа

О Марии Закрев-ской-Будберг, третьей и последней женщине Горького, с лёгкой руки Нины Берберовой , написавшей о ней роман, говорят: «Железная женщина». Так называл её и сам классик. Но Берберова, близко знавшая свою героиню, находила в её облике, улыбке «что-то кошачье». Не зря же её прозвали Мура. Горький называл её ещё «руссейшая из русских». И, по-свящая ей свой последний незаконченный роман «Жизнь Клима Самгина», надписал девичью её фамилию - Мария Игнатьевна Закревская. А «Бенкендорф» - это по первому мужу, отцу двух её детей, убитому в 1919-м мужиками.

«Будберг» - по мужу второму, барону, от него и титул баронессы.

Острый мужской ум, сильный характер и внутренняя свобода привлекали к Муре всеобщее внимание и вызывали восхищение. Она не была красавицей, но её несколько широкое, скуластое лицо, умное и серьёзное, бывало красивым. Наверное, в ней было непобедимое обаяние, женскость в сочетании с жёсткостью, да и «мужчин она любила и не скрывала этого» - «секс шёл к ней естественно», по замечанию Берберовой. 50-летний Горький влюбился сразу, и скоро Мура стала для него всем: секретарём, переводчицей (знала пять языков), делопроизводителем. Он переносил её постоянные отлучки - то к детям, то в Лондон к Герберту Уэллсу. Да-да, и это самое пикантное: у Муры параллельно с пролетар-ским классиком случился роман с британским фантастом. Причём впервые тот посетил её в её комнате ночью, когда гостил в Петрограде у Горького, - то ли дверью ошибся, то ли поговорить зашёл, не спалось... На упрёки Алексея Максимовича она смеялась: «Что вы, даже для самой любвеобильной женщины два знаменитых писателя одновременно - это слишком!» С Горьким она рассталась. А Уэллс все следующие 12 лет романа с Мурой уговаривал её выйти за него замуж. Умерев, он оставил ей 100 тыс. долларов, на которые она и жила.

Мура умудрилась превратить свою жизнь в легенду, авантюрный роман. Она не оставила ни дневников, ни мемуаров: думайте что хотите! Её считали то немецкой, то английской шпионкой, то агентом НКВД. А свой архив она сожгла. Те, кто видел её в старости (её не стало в 82 года), вспоминают очень грузную даму, которая постоянно курила и не расставалась с утра до ночи с флягой водки - так, собственно, было всю жизнь: говорили, что она могла перепить любого здоровенного мужика. Горький умер в Горках у неё на руках. И версия о том, что отравила его по заданию Сталина именно Мура, стала последней легендой о её яркой и бурной жизни.

Дама пентаклей — Логико-сенсорный интроверт (Максим Горький , Инспектор, Механик, Администратор)

Прямая карта:
Небольшого роста (особенно женщины), крепкие, жилистые, всегда (даже в танце) крепкая, почти борцовская стойка. Подвижные, но не гибкие. Женщины весьма миловидны. У мужчин преобладают крупные черты лица, глубоко посаженые глаза.

Перевернутая карта:
Высокие, стройные (нормостеники). У женщин, особенно в молодости, при всей стройности и сухости, ярко выраженная талия отсутствует. Движения порывисты и вместе с тем – ловки. Мужчины более мощные, склонные к полноте и с возрастом становятся обрюзгшими, если перестают за собой тщательно следить. Все тело скованно, зажато, особенно верхняя часть – плечи, шея, затылок.

И у мужчин, и у женщин всей карты лица почти неподвижны. Мелкая мимика развита слабо, поэтому лицо либо имеет привычный зажим контура, либо при необходимости, включаются другие привычные контуры. Внешне это выглядит как применение разных масок, почти без переходов между ними. Женщин спасает большая эмоциональная подвижность и общая привлекательность. У мужчин же привычное выражение лица впечатывается в морщины и складки очень рано.

Порядок и система помогает не только понимать, что, собственно, происходит в этом мире, но и свое в нем место. Дама пентаклей тяготеет к определению не только своего места в иерархической лестнице данного общества, но и к знанию точного места своих партнеров. Это помогает ей находить нужные тона в общении.

С вышестоящими Дама пентаклей всегда уважительна, пытается относиться панибратски, но по указанию на это в любой момент готова отойти на прежние позиции безо всяких обид. С нижестоящими Дама пентаклей бывает показательно благосклонной или же пренебрежительной – по настроению. А вот равенства принципиально не любит. И старается выделиться чем-то, пытается командовать, брать на себя ответственность. Что кстати, у нее великолепно и получается. Ведь Дама пентаклей находчива, очень работоспособна. Эта работоспособность и умение концентрироваться на достижении цели – главный ее талант. И именно с его помощью Дама пентаклей может заткнуть за пояс любого гения.

С людьми малознакомыми и незнакомыми держится очень корректно, вежливо, мужчины часто весьма галантны и предупредительны. Со знакомыми же общается исходя из уже сложившейся иерархической системы, позволяя тем, кто выше то, что никогда бы не позволил нижестоящим. Любит дружески бороться, возиться, крепко пожать руку или похлопать с силой по плечу. Таким образом проявляется сила, которую Дама весьма уважает. И еще раз можно проверить свой статус и статус партнера. Дома Дама пентаклей весьма жестка и даже сурова, если это мужчина. Он любит читать мораль, и склонен к физическим наказаниям. Ревнив, подозрителен и недоверчив.

Женский же вариант гораздо более мягок. Здесь идет несколько другая градация. Не по вертикали, как у мужчин, но по горизонтали. То есть люди кодируются, как свои или чужие. Своих обычно оберегают, прощают им очень многое, а вот чужих можно игнорировать или от них защищаться.

Дама пентаклей вообще очень надежна, верна в своих привязанностях. И в трудную минуту, если вы свой, на нее всегда можно положиться.

Несгибаемость, жесткость Дамы пентаклей, увы, приносит ей не только победы. Эти же качества имеют и оборотную сторону, делая Даму пентаклей несговорчивой, консервативной. Ей трудно перестроиться, поменять свое мнение. Дама пентаклей очень основательна и потому немного медлительна в своем мышлении. А непрерывно поступающая новая и часто противоречивая информация просто вводит ее в ступор. И для того, что бы обезопасить себя от хаоса, Дама пентаклей имеет одно мировоззрение и придерживается его, что бы ни происходило. Неправильный порядок, как определенность, для нее зачастую приемлемей, лучше, чем многовариантность порядков и неопределенность.

Настроение мужчин и женщин этой карты отличается, как ни у какой другой. Женщины, веселые и оживленные, с достаточно положительными бурными эмоциями, особенно в молодости. И мужчины, которые кажутся угрюмыми чуть ли не с рождения. Они чаще напряжены и недовольны. Но и те, и другие не переносят чужих слез, крика. Это как сигнал к немедленной реакции, когда, что именно делать не ясно, но и бездействовать нельзя. Поэтому с одной стороны – идут на уступки, а с другой стороны – пытаются взяться за воспитание партнера, который позволяет себе проявлять такую слабость. Кстати, многие считают, что у Дамы пентаклей не сложилось с чувством юмора. Наверное, это преувеличение иррациональных. Скорее, юмор Дамы пентаклей своеобразен, и понимают его далеко не все.

Интересно и то, что за внешней сдержанностью, суровостью и зажатостью, прячется душа тонкая, ранимая и очень поэтичная. Жаль, что Дама пентаклей считает показывать себя такую непозволительной роскошью.

Размеренность, пунктуальность, рамки четкого графика позволяют Даме пентаклей несколько расслабиться, чувствовать себя в безопасности от неожиданностей. И за этот порядок она готова бороться. Особенно с теми, кто его стремиться нарушить. Такие люди в ее глазах особенно подозрительны. Сама же Дама пентаклей способна распланировать не только день или месяц, но зачастую – жизнь до самой пенсии.

Дама пентаклей всегда стремится иметь что-нибудь про запас. Запас продуктов, деньги на черный день, связи про запас. Она вообще экономна и бережлива. Кстати, любит контролировать не только свои доходы и расходы, но и чужие. И вообще желание контроля, даже и власть нужна, скорее как контроль, а не как действие, для Дамы пентаклей нормально и обосновано. В системе, для ритмичной работы без изменений, необходима полная прозрачность. Особенно прозрачность информации – кто, с кем, сколько, а главное – зачем. Если же что-то, на ее взгляд, нецелесообразное, то может начать подозревать. Подозревает же Дама пентаклей всегда в одном и том же – в желании сломать любимую систему, нарушить установленный порядок.

С точки зрения белой сенсорики Дама пентаклей весьма малочувствительна. У нее очень высокий болевой порог, то есть она малочувствительна к боли. Так же легко переносит любые лишения. Почитая комфорт, как показатель статуса, легко может довольствоваться грубой однообразной пищей, спать на полу, переносить холод, долгие физические нагрузки и т. д. И в то же время тщательно следит за тем, что бы тело было в форме (особенно этим озабочены мужчины), весьма аккуратны в одежде, и чистоплотны.

Одевается Дама пентаклей подчеркнуто статусно. Очень любит форму, и форма действительно идет и мужчинам, и женщинам. Классический костюм, либо другие модные и в то же время сдержанно-деловые вещи. Девушки и молодые женщины стремятся подчеркнуть свою сексуальность, но только до замужества. Затем быстро остепеняются и выбирают вещи сдержанно умеренные. Кстати, чаще всего это тип «зимней» женщины.

Несколько свойственных фраз:
Кто не с нами – тот против нас.
Я начальник – ты дурак, ты начальник – я дурак.

Список фильмов:
1 . «Жестокие игры» — психиатр
2 . «История преступления» – женщина — адвокат
3 . «В бой идут одни старики» – Маэстро
4 . «Д`Артаньян и три мушкетера» – кардинал, Миледи, ля Шане
5 . «Небо в алмазах» – Нина Петровна
6 . «Убрать перископ» – Мартин Песко.
7 . «Лжец, лжец» — начальница главного героя
8 . «Крысиные бега» – устроитель бегов
9 . «Привычка жениться» – главный мафиози
10 . «Миллиардер по неволе» – девушка – репортер, мистер Сидор

Наталия Плаксина — Социоинка в картах Таро

Гениальность человека вовсе не свидетельствует о том, что он не от мира сего. Напротив, чем натура более творческая, тем больше направлений она реализует в реальной жизни. Яркий пример – писатель Максим Горький. Мастер слова был плодовит отнюдь не только в литературе.

2017 год – 150-й со дня рождения писателя. В честь этого события в нижегородском художественном музее открылась выставка «Максим Горький. Точка отсчета». Экспозиция насчитывает более 70 произведений искусства и сформирована на основе живописных и графических работ из фондов Института и Музея А.М. Горького РАН, многие из которых никогда ранее не выставлялись не только в Нижнем Новгороде, но и в столичных музеях. Среди представленных картин есть и портрет его единственной официальной жены Екатерины Пешковой. Увы, она была не первой и не последней женщиной Буревестника революции. Woman’s Day вспоминает самые громкие романы нашего любвеобильного земляка.

Первая любовь

Первая гражданская жена писателя Ольга Каминская, выпускница института благородных девиц, побывавшая уже дважды замужем, была значительно старше юного Алеши Пешкова. Она была очень деятельной натурой: занималась революционной пропагандой, подделывала паспорта, изготавливала шляпки, писала портреты. Но это была женщина, которая действительно умела любить!

Ольга Каминская с первым мужем

Именно она первой почувствовала непрочность их с Алексеем Пешковым союза. Свою лепту в наметившийся крен отношений внес и второй муж Ольги, который несколько раз безрезультатно пытался вернуть ее. После очередной подобной попытки Алексей не выдержал, и они расстались. В одном из писем он напишет ей: «Мы уже достаточно много задали трепок друг другу. Я не виню тебя ни в чем и ни в чем не оправдываю себя. Я только убежден, что из дальнейших отношений у нас не выйдет ничего».

Неравный брак

Расставшись с Ольгой, Горький уехал в Самару, где встретил свою первую и единственную венчанную жену Екатерину. С этой стройной красавицей писатель познакомился в «Самарской газете», где он работал корреспондентом, а она – корректором. Родители Катерины были поначалу против их брака. Во-первых, Катя была моложе своего избранника почти на 10 лет, а во-вторых, она была дворянкой, он же – «без рода и племени». Но строптивая дочь проявила волю, и вскоре влюбленные обвенчались. У скитальца Горького появился настоящий домашний очаг, несмотря на то, что супруги все время жили на съемных квартирах. Екатерина была не просто женой при писателе, этакой домашней кошечкой, а активным общественным деятелем.

С женой Екатериной Пешковой

Когда через восемь лет они расстались, она повела себя как мудрая женщина и очень скоро оказалась просто необходимой Горькому. В течение всей жизни в самые трудные минуты Алексей Максимович обращался к ней за поддержкой и помощью. В минуты депрессии он писал ей: «Милый друг! Черт знает, как нелепа, тяжела моя жизнь и до чего я одинок на этой несчастной земле. Иногда мне хочется выйти на улицу, взять первую попавшуюся проститутку со всеми ее болезнями, со всей пустой душой, пойти с ней в трактир и всю ночь говорить ей самое хорошее, что осталось в сердце. Каждому человеку мать нужна. И хотя в 48 лет смешно и глупо мечтать о материнской ласке, но именно этого хочется. Хочется поговорить с человеком-матерью. Не смейся. Трудно». Горький, недополучивший в детстве материнской ласки, в каждой близкой женщине мечтал найти частичку материнской любви.

Жертвенная любовь

Екатерину Пешкову сменила одна из красивейших женщин России, талантливая актриса Художественного театра Мария Федоровна Андреева. Горький и Андреева были ровесниками. Когда они встретились, им было по 32 года. Оба были несвободны, но ради новой любви они оставили свои семьи, в которых подрастали по двое малолетних детей.

Мария Андреева

Из светской львицы известная актриса превратилась в верную жену и соратницу. Когда перед Горьким встал вопрос об эмиграции, она бросила театр, несмотря на то, что Станиславский возлагал на нее большие надежды. За границей Мария Федоровна стала секретарем и переводчиком Горького, а также мудрым критиком. Увы, со временем и эти чувства остыли. Вернувшись в Россию, они решили расстаться.

Горькие страсти по МАКСИМУ-му

Все мы – люди и ничто человеческое не чуждо даже классикам...соцреализма. Стоит ли тогда удивляться, что Максим Горький остался в памяти людской не только, как великий писатель, но и как большой жизнелюб

Горький – это звучит гордо
Максим Горький не нуждается в презентации, хотя творчество его не очень востребовано в суете и спешке нынешнего века. Но, скажем так, относительное забвение - процесс естественный. У каждого времени свои кумиры. И свои промо-акции. Популярность Горькому в прежние времена обеспечивали школьная программа и дежурные постановки в драматических театрах. Нынче Буревестника революции поминают в основном в привязке к адресам и датам, а также в связи со странными обстоятельствами смерти и фактами бурной личной жизни.
Вот и наш разговор пойдет о горьковских романах. Но не из творческого наследия, а любовных. Вернее даже, о дамах, сумевших оставить след в судьбе писателя.
А для начала, повод: 24 декабря 1887 г. девятнадцатилетний Алексей Пешков (настоящий имя и фамилия), не зная, что ему предстоит стать классиком советской литературы и познать красивейших женщин своей эпохи, совершил попытку самоубийства. Причиной были общая неустроенность и неудачная любовь к некой Марии Деревянкиной.

Имя им легион
По уверениям современников список любовных побед Горького был весьма и весьма велик.
Сразу представилась табличка с графами: номер жены (подруги), статус отношений, годы романа, причины разрыва, особенности союза и т.д. Увы, столь конструктивный подход вряд ли одобрит редактор. Да и полный реестр love story собрать будет сложно. Все-таки биографию классика давно и основательно отлакировали. Да и сам Горький не всегда афишировал своих пассий. Так что придется рассказывать все, как положено: последовательно и постепенно.
Итак, первая супруга Алексея Пешкова - акушерка Ольга Каминская была старше Горького на 10 лет, к моменту знакомства состояла в браке и сожительствовала с приятелем Алексея Максимовича. Однако, преодолев преграды, бурная страсть привела пару к созданию ячейки общества (куда подевался предыдущий муж неизвестно). Страсть и развела молодых. Через два года, в 1894 г. из-за многочисленных измен супруги Горький оставил Каминскую.
Кстати, биографы Буревестника революции обычно умалчивают об этой темпераментной особе. Слишком уж Каминская не подходит на роль спутницы жизни основоположника соцреализма. Куда лучше в этом качестве смотрится морально устойчивая и идейно выдержанная Екатерина Волжина, с которой Горький работал в 1986 г. в редакции одной из газет.
Волжина вела активную революционную деятельность и была на 10 лет моложе мужа, родила ему двоих детей. Брак распался в 1904 г, но официального развода так никогда и не последовало.
Еще находясь в браке, Горький некоторое время вразумлял на путь истинный одну молодую проститутку. Затем с 1901 г. рядом с писателем появилась актриса Мария Андреева, которая ради Алексея Максимовича бросила богатого мужа, двоих малых детей и сцену.
Однако и эти отношения тоже завершись разрывом.
За несколько лет до этого у Алексея Максимовича появились любовницы. Одна из них - Надежда Тихонова - время от времени оставляла тогдашнего супруга в гордом одиночестве и на неделю-другую поселялась в шикарном квартире Буревестника. Кроме нее в качестве временных хозяек в доме гостили и другие дамы. Часто по несколько сразу.
Ну и напоследок пикантная подробность: ходили упорные слухи, что Горький крутил роман с женой собственного сына. Но это были так, шалости. Настоящим увлечением Горького после Андреевой стала Мура - Мария Игнатьевна Будберг, урожденная графиня Закревская, по первому браку Бенкендорф. Благодаря Закревской, утверждает молва и некоторые исследователи, Алексей Максимович и покинул сей бренный мир.

Жизнь – театр
Самыми яркими возлюбленными Горького являлись истинные femme fatale – фатальные женщины Мария Андреева и Мария Закревская. Мало того, обе еще прошлись по жизни Горького действительно красной (в политическом смысле слова) нитью.
Главным талантом актрисы Марии Андреевой была красота, перед которой не мог устоять никто. Ее любили зрители, боготворил муж, обожал миллионер Савва Морозов, который своими деньгами выстелил Андреевой дорогу к славе во МХАТ-е.
Тогда ныне легендарный театр только начинал свою деятельность и всем: появлением и существованием был обязан чувствительности московского фабриканта к искусству вообще и мадам Андреевой в частности.
Не с меньшим пылом и по той же причине: так хотела Мария Андреева – Савва спонсировал и большевиков.
Сама актриса пришла к радикальным идеями тоже через любовь к репетитору сына, студенту Дмитрию Лукьянову. Впрочем, не исключено, что любовь эта была «с интересом». Ведь финансирование партийных касс являлось архиважной задачей текущего момента, а для решения этой задачи партиям (не только большевикам) требовались специалисты разного профиля от налетчиков-экспроприаторов до обворожительных красавиц.
Так или иначе, благодаря Лукьянову Андреева превратилась в преданную большевичку. Актриса перевозила нелегальную литературу, прятала подпольщиков, и главное: добывала для партии деньги. В том числе из карманов Морозова. При этом суммы поражают воображение. За несколько лет купец передал РСДРП(б) около полумиллиона рублей (по другой версии - несколько миллионов), финансировал газеты «Искра», «Новая жизнь» и «Борьба», сам тайно провозил типографские шрифты и нелегальную литературу, прятал у себя на фабрике и в имении видных большевиков – Николая Баумана, Леонида Красина (тоже любовника Марии Андреевой).
Однако этого оказалось мало. Отстраненный родней от управления капиталами, Морозов якобы застрелился, оставив Андреевой последнее свое достояние – страховку на сто тысяч. Которая тут же по получении отправилась в кассу большевиков.
Но и это еще не все. Вскоре при странных обстоятельствах скончался племянник Саввы, тоже благодаря Андреевой – горячий сторонник ленинской партии. Едва дело дошло до раздела имущества, как наследникам тут же объяснили, кому покойный собирался завещать свои миллионы. Брату элементарно пригрозили смертью. Двум сестрам подсунули в мужья красавцев, специально подобранных для этого Красиным и Андреевой.
Но вернемся к горьковской странице в биографии актрисы.
К моменту знакомства Андреева очень нуждалась в поддержке. Увы, ее недавно блистательная карьера клонилась к закату. МХАТ уже мог сам себя обеспечивать и нуждался не столько в морозовских инвестициях, сколько в чеховских пьесах. «Поставкой» оных занималась супруга Антона Павловича - Ольга Книппер. Само собой она же имела монополию на главные роли. Станиславский по сему поводу выразился довольно четко: «Андреева – актриса полезная, Книппер – до зарезу необходимая».
Дружбой с Горьким Андреева надеялась поправить свои служебные дела и не ошиблась. Начинающий входить в моду драматург-«пролетарий» обеспечил своей возлюбленной новую волну популярности. Но «не долго музыка играла».
Вскоре Андреевой пришлось оставить сцену, чтобы стать для Горького женой, секретарем, переводчиком, нянькой, экономкой, литературным агентом и…опекуном со стороны все тех же большевиков.
Чем же был вызван интерес российской социал-демократии к Алексею Максимовичу? О, все довольно банально. Шерше ля мани.
В начале 20-го века Горький был самым высокооплачиваемым писателем Российской империи и очень популярным драматургом. Его книги печатались неслыханными тиражами, а пьесы шли во всех ведущих столицах мира и пользовались неизменным успехом. К примеру, в Берлине в театре Макса Рейнхардта спектакли прошли с полным аншлагом более шестисот раз. И так повсеместно.
"Тащите с Горького, сколько можете", - наставлял Ленин своего соратника А. Богданова в конце 1904 г. И тащили. В одном случае известны даже «расклады». Приблизительно 20 процентов получал агент (тот, кто доставлял деньги), 40 процентов шло в кассу большевиков, остальные переводилось на имя Горького в банк.
Однако известный писатель – это не только «ценный мех», но идеологическое оружие. Поэтому властителя дум и «формирователя» взглядов партия отправила вместе с Андреевой в феврале 1906 г. в США собирать деньги на нужды революции. Предполагалось, что звезда российской сцены и известный инженер человеческих душ впечатлят заокеанских инвесторов. Однако пуританская Америка сказала одиозной чете бурное «фе». Газеты пестрели сенсационными статьями: Горький бросил жену и детей; Андреева оставила супруга и двух малюток; прелюбодеи, они живут во грехе и т.д.
(Кстати, информацию «слили» царские агенты)
В итоге, вояж пришлось свернуть.
Горький в сердцах заявил журналистам: «Она моя жена. И никакой закон, когда-либо изобретенный человеком, не мог бы сделать ее более законной женой. Никогда еще не было более святого и нравственного союза между мужчиной и женщиной, чем наш».
Но…никогда не говори никогда. Прошло немного времени и святой и нравственный союз затрещал по швам. Андреева устала обслуживать своего гения, тосковала без детей, страдала без театра. Единственной отрадой для нее осталась партийная работа.
Точкой в романе стало новое увлечение Горького. В 1919 г. Горький влюбился в другую Марию. Молодую, яркую, экспрессивную.
Андреева, тогда уже пятидесятилетняя, вынуждена была уступить почетное звание «жена Горького», о чем она впоследствии очень жалела. Но во времена оные стареющая красавица выдержала удар достойно. Нашла молодого любовника, стала работать еще больше. Андреева была очень энергичным человеком и после революции, став во главе «театров и зрелищ союза коммун Северной области» сделала многое для советской культуры. Самым главным своим детищем Андреева считала, открытый по ее инициативе, Большой драматический театр, где она сыграла свои последние роли.
Умерла Мария Андреева она в 1953 г., в возрасте 85 лет.

Русская Миледи
Мария Игнатьевна Закревская-Бенкендорф-Будберг появилась в жизни Горького «с подачи» К.Чуковского и буквально сразу произвела на 52-летнего писателя неизгладимое впечатление. Впрочем, это была вполне закономерная реакция. Горькому всегда нравились «плохие девочки» (наверное, после Ольги Каминской). А Мария Закревская была даже очень «плохой». К 28-ми годам она дважды сходила замуж, родила двоих детей, слыла то ли английской, то ли немецкой шпионкой, каким-то образом была связана с британским супер-агентом Локкартом и заодно НКВД. Как тут удержаться?
Горький настолько увлекся Закревской, что пренебрег даже ее изменой.
В 1920 г. в СССР приехал знаменитый английский писатель Герберт Уэллс. Гостиницы тогда были в большом дефиците, и Уэллсу пришлось ночевать в доме Горького. Одну из ночей он провел с Марией Закревской. А утром «из командировки вернулся муж…» и застал «голубков» в постели.
«Она неимоверно обаятельна, - описывал Закревскую Герберт Уэллс. - Однако трудно определить, какие свойства составляют ее особенность. Она, безусловно, неопрятна, лоб ее изборожден тревожными морщинами, нос сломан. Она очень быстро ест, заглатывая огромные куски, пьет много водки, и у нее грубоватый, глухой голос, вероятно, оттого, что она заядлая курильщица. Обычно в руках у нее видавшая виды сумка, которая редко застегнута, как положено. Руки прелестной формы и часто весьма сомнительной чистоты. Однако всякий раз, как я видел ее рядом с другими женщинами, она определенно оказывалась и привлекательнее, и интереснее остальных».
В 1927 г. Марию выехала за рубеж, но навещала Горького, когда хотела. Присутствовала она и при его кончине. Причем при таких туманных обстоятельствах, что многие современные специалисты считают ее причастной к смерти писателя и утверждают, что Закревская отравила Горького по заданию Сталина.
С именем Закревской связывают и передачу Сталину части горьковского зарубежного архива, в котором хранилась переписка Горького с Бухариным, Рыковым и другими советскими деятелями по старой дружбе откровенничавших с Буревестником революции.
Судьба этих людей известна: обвинение в измене, суд, расстрел. А вот насколько реальны обвинения в адрес Закревской – однозначного ответа нет и, скорее всего, не будет никогда.
Однако в пользу версии говорит то, что Мария, будучи иностранной подданной, в обход законных наследников, получила права на гонорары за все зарубежные издания Горького.
Кстати после смерти Уэльса Закревская, как его гражданская жена (они сошлись в 1933 и были вместе до 1946г.) получила еще и 100 тысяч долларов.
Скончалась эта эксцентричная дама в 1974 г. в возрасте 83 лет в Великобритании. В некрологе в лондонской "Таймс" было написано, что она может перепить любого матроса.
И все же не это обстоятельство делает честь этой женщине.
Как другие горьковские дамы сердца первого дивизиона: Екатерина Волжина и Мария Андреева, Мария Закревская, невзирая на сложности бытия и издержки характера, была женщиной с большой буквы. То есть умела любить и быть любимой, имела собственное мнение и не гнулась перед обстоятельствами. Нашла она свое место и рядом с гением, и свое место в жизни.
Согласитесь, это дорогого стоит.

По материалам «Википедия» (www.ru.wikipedia.org), «Домашний бизнес для женщин» (www.femal-e-commerce.com), «Люди» (www.peoples.ru) для газеты «Я»

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.