В стихотворении «На стоге сена ночью южной» перед человеком. Анализ стихотворения: На стоге сена ночью южной На стоге сена ночью южной размер







В 1879 году Фет посещает братское кладбище участников севастопольской обороны годов. « Нигде и никогда не испытывал я такого подъёма духа, который так мощно овладел мною на братском кладбище. Этот тот самый геройский дух, отрешённый от всяких личных стремлений, который носится над полем битвы и один способен стать предметом героической песни », - писал Фет.





Читая первую строфу, мы проникаемся грустным трагическим и одновременно очень возвышенно - торжественным настроением и чувством. Поэт использует риторические восклицания, эпитет « каменных », метафору « рукою набожной сложила здесь отчизна священный прах своих сынов ».


Поэт достоверно изображает место события и свои скорбные чувства выражает при помощи таких слов, как: Кипарис – южное вечнозелёное хвойное дерево. Мирт, мирта – южный вечнозелёный кустарник, дерево с белыми цветами. Тризна (устар.) – пир в честь погибших, поминки.


Читая вторую строфу, яснее начинаешь представлять героев Севастопольского сражения и чувствовать горечь их утраты. Они и под землёй отвагой прежней дышат… Боюсь, мои стопы покой их возмутят, И мнится, все они шаги живого слышат. Но лишь молитвенно молчат. Поэт использует шестистопный ямб, перекрёстную рифму, чередование мужских и женских рифм. Память о героях помогает поэту использовать метафору « отвагой прежней дышат ».






В этом стихотворении очень много противоречивых сочетаний: Простота и торжественность. Горечь утраты и восхищение подвигом погибших. Скорбь и патриотизм. Мёртвые и живая память о них. Простая разговорная и возвышенная лексика. Использование антонимов и оксюморона.




Остановимся на анализе одного из стихотворений. Пойду навстречу к ним знакомою тропою. Какою нежною янтарною зарёю Сияют небеса, нетленные, как рай. Далёко выгнулся земли померкший край, Прохлада вечера и дышит, и не дышит, И колос зреющий едва-едва колышет.


В этом стихотворении органично сочетается простота и величественность. Стихотворение написано в 1859 году. При чтении его возникает необыкновенное чувство зримого осязания знакомых мест. Реальный мир передан в таких конкретных деталях, что кажется, что его не просто видишь, а осязаешь. А ты сам « под сенью дуба » и душа твоя полна « всем, всем, что жизнь дала …» Поэт использует эпитеты « знакомою », « нежною », « нетленные ».


Каковы же поэтические особенности стихотворения? В этих строках мы наблюдаем метафору «янтарною зарёю сияют небеса», сравнение «как рай», олицетворения «выгнулся земли край», «прохлада и дышит и не дышит». Торжественности, величию картины способствуют использование причастий « померкший », « зреющий », прилагательного « нетленные », инверсии.


Нет, дальше не пойду: под сению дубов Всю ночь, всю эту ночь я просидеть готов, Смотря в лицо зари иль вдоль дороги серой … Какою молодой и безграничной верой Опять душа полна! Как в этой тишине Всем, всем, что жизнь дала, довольная вполне, Иного уж она не требует удела. Собака верная у ног моих присела И, ухо чуткое насторожив слегка, Глядит на медленно ползущего жука.




Какие же картины открываются в другом стихотворении Фета? Лениво смотрится в окно волоковое; В печи трещит огонь - и серый дым ковром Тихонько стелется над кровлею с коньком. Петух заботливый, копаясь на дороге, Кричит … а дедушка брадатый на пороге Кряхтит и крестится, схватившись за кольцо, И хлопья белые летят ему в лицо. И полдень настаёт. Но, Боже, как люблю я, Как тройкою ямщик кибитку удалую Промчит – скроется … Идолго, мнится мне, Звук колокольчика трепещет в вышине г.




Вся эта картина – поэтический образ русской деревни. (Г.А. Очкасова) Автор использует поражающие воображение метафоры и неожиданные эпитеты: хлопья -« белые », петух – « заботливый », кибитка – « удалая ». Использует необычное Сравнение « коньком стелется », описывая клубы дыма из трубы. Эпитет « волоковое » не просто досоздаёт картину приглушённого зимнего рассвета, а также точно указывает на деталь избы.




Родина для Фета – это земля, на которой он родился и живёт, русская природа с её многоцветьем, звуками, запахами … Это мир в целом: земля, небо, звёзды – вселенная, частицей которой он себя ощущает. Так ли это? «Земля – его колыбель, Вселенная – Родина…» А вы как считаете?




Проанализируем стихотворение «На стоге сена ночью южной…» На стоге сена ночью южной Лицом ко тверди я лежал, И хор светил, живой и дружный, Кругом раскинувшись, дрожал. Стихотворение относится к зрелой лирике, написано в 1857 году, когда поэт сотрудничал с журналом « Современник », был дружен с Некрасовым, Тургеневым.




Каждая строфа стихотворения написана четырёхстопным ямбом с использованием перекрёстных рифм. Читая строки, легко представить необыкновенную красоту деревенской ночи. Этому способствуют образы сена, земли, неба. Для описания природы поэт использует « характерные » эпитеты « живой » и « дружный », « южной », развёрнутую метафору « хор светил, живой и дружный, кругом раскинувшись, дрожал ». Поэт также применяет инверсию, параллелизм, аллитерацию.


В первых строках стихотворения Фет передаёт при помощи слова необыкновенную лёгкость и одновременно торжественность, царящую в природе. Этому способствуют слова разговорные и высоко поэтические: « стог », « лежал », « твердь », « хор светил ». Твердь (высок.) – земля, суша. Светило – светящееся небесное тело (солнце, устар.), здесь, в тексте, луна, звёзды.


Стихотворение, которое открывалось картиной одушевлённого, все живого мира природы, завершается внезапной «встречей» героя с тайной Творения. Земля, как смутный сон немая, Безвестно уносилась прочь, И я, как первый житель рая, Один в лицо увидел ночь. Лирический герой словно разделяется между землёй и небом. В какой - то момент он словно парит в поднебесье, а земля где - то далеко под ним.




Импрессионистический стиль давал Фету возможность «заострить» и умножить изобразительную силу слова. Вторая строфа представляет собой так же, как и первая, сложносочиненное предложение. Поэт использует и характерные эпитеты « немая », « смутный ». В этой строфе он использует развёрнутые сравнения « как смутный сон немая », « как первый житель рая ». Лирический герой словно разделяется между небом и землёй, в какой - то момент он словно парит между землёй и небом.


Лирический герой находится Божьих руках. Он сознаёт внезапно божественное присутствие. Я ль нёсся к бездне полуночной, Иль сонмы звёзд ко мне неслись? Казалось, будто в длани мощной Над этой бездной я повис. Поэт использует старославянизмы: « длань » (архаизм, высок.) – рука, ладонь; « мощной », « бездной » (разг.) – тьмой, « сонмы », сонм (стар. высок.)- скопление, множество кого - нибудь.


Стихотворение близко к оде М.В. Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве». В третьей строфе поэт использует риторический вопрос, инверсию, развёрнутое сравнение « будто в длани мощной », описывает необыкновенные чувства при помощи разговорной и торжественной, высоко поэтической лексики. Примером разговорной лексики являются глаголы « нёсся », « уносилась ».


Лирический герой и впрямь уподобился Адаму, которого только что сотворил Господь. И с замираньем и с волненьем Я взором мерил глубину, В которой с каждым я мгновеньем Всё невозвратное тону. Четвёртая строфа представляет собой сложноподчинённое предложение. Для выражения глубины чувств поэт использует эмоционально оценочную лексику: « замиранье », « волненье », « взор », « тону », « невозвратное ».



Афанасий Афанасьевич Фет

На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал.

Земля, как смутный сон немая,
Безвестно уносилась прочь,
И я, как первый житель рая,
Один в лицо увидел ночь.

Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.

И с замираньем и смятеньем
Я взором мерил глубину,
В которой с каждым я мгновеньем
Все невозвратнее тону.

Философско-медитативный настрой стихотворения 1857 г. сближает его с тютчевскими «Снами». Сходна и лирическая ситуация, которая погружает героя в ночную стихию, открывая ему тайны мироздания. У обоих авторов возникает образ бездны: в варианте Тютчева огненная бесконечность окружает «волшебный челн» лирического «мы», и люди становятся свидетелями грандиозного противоборства космического и хаотического начал. В анализируемом произведении отсутствует трагический контекст, характерный для тютчевской лирики. Какие чувства порождает неземной «мрак бессонный» у фетовского героя?

Появлению ключевого образа предшествует описание реальной жизненной ситуации: лирический субъект, расположившийся на стоге сена, всматривается в широкую панораму ясного звездного неба. Последняя обозначена метафорой «хор светил»: и само словосочетание, и примыкающие к нему эпитеты указывают на осмысленность и высокую степень упорядоченности небесного пейзажа.

Герой, внешне остающийся неподвижным, на аллегорическом уровне переживает череду изменений. Реальное земное пространство приобретает зыбкость и практически исчезает. Наблюдатель, лишившийся привычной опоры, «один в лицо» встречается с непознанным. Состояние одиночества и острой новизны переживания передается сравнением с «первым» и единственным обитателем райских кущ.

Третья строфа продолжает игры с пространством. Лирический субъект ощущает стремительное приближение к «бездне полуночной». Наблюдатель фиксирует результат трансформации, но не может определить, за счет чего она свершилась. Не разобравшись в смутных траекториях, человек снова сосредоточивается на своих чувствах: он будто повисает над бездной, удерживаемый фантастической «дланью мощной».

В заключительном катрене быстрое движение сменяется медленным опусканием в бесконечную глубину. Финал не приносит развязки, оставляя процесс погружения растерянного и оцепеневшего героя на стадии развития.

Вопрос о значении отвлеченной категории бездны стоит рассматривать в связи с трактовкой эмоций лирического «я». Невольный страх здесь вторичен, а главной реакцией становится восторг: величие мира, явившееся как откровение, восхищает созерцателя. Положительные чувства яснее выражены в произведении «Как нежишь ты, серебряная ночь…», написанном в тот же период. Роскошный пейзаж, декорированный «алмазной росой», вдохновляет и окрыляет душу героя-наблюдателя.

А. Фет – стихотворение «На стоге сена ночью южной…».

Основная тема стихотворения – человек наедине с мироз­данием. Однако оно не враждебно по отношению к лиричес­кому герою: ночь здесь «светла», приветлива, «хор светил» «живой и дружный». Лирический герой воспринимает окру­жающий мир не как хаос, а как гармонию. Погружаясь в космос, он ощущает себя «первым жителем рая». Природа здесь находится в неразрывном единстве с человеком. И ге­рой полностью сливается с ней. Причем это движение взаимонаправленно: «Я ль несся к бездне полуночной, Иль сонмы звезд ко мне неслись?» Стихотворение наполнено олицетво­рениями: «хор светил, живой и дружный», земля «немая», ночь открывает герою свое «лицо». Таким образом, лирическая мысль поэта оптимистична: погружаясь в Космос, он испы­тывает и смятенье, и восторг, и радостное чувство первоотк­рывателя жизни.

Здесь искали:

  • на стоге сена ночью южной анализ
  • анализ стихотворения на стоге сена ночью южной
  • на стоге сена ночью южной анализ стихотворения

Цацуро А.Н. МБОУ СОШ №2 г. Гулькевичи

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе по теме

Поэзия Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

" Земная жизнь кругом объята сна", " Земля, как смутный сон немая" .

Тип урока: урок - размышление.

Цели урока:

Образовательные:

формирование у учащихся представления о художественном мире поэзии Ф.И. Тютчева и А.А.Фета; умения выявлять особенности эстетики поэзии на примерах произведений автора.

Развивающие:

развитие предметной компетенции: навыков выразительного чтения, устной и письменной монологической речи; активного усвоения нового материала; самостоятельной работы; взаимооценки и самокоррекции выполненных заданий; развитие навыков группового взаимодействия; учебно – познавательных компетенций: исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно, добывание знаний непосредственно из реальности; развивать творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

Формирование социокультурной компетентности: бережного отношения к родному русскому языку, воспитание чувства патриотизма на основе изучаемых произведений; воспитание эстетического отношения и интереса к поэзии Ф.И. Тютчева; развитие чувства ответственности за индивидуальную и совместную деятельность.

Оборудование:

Портрет поэта; книги со стихами Тютчева.

Компьютер и проектор с презентацией учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Планируемый

результат

1. Орг.момент.

Цель: мотивировать учащихся к изучению темы

В среднем звене вы часто обращались к творчеству этих поэтов, в основном к стихам, посвященным теме природы. Нередко вы путаете их стихи. Сегодня мы с вами попытаемся уловить творческую неповторимость, оригинальность каждого поэта, его творческий почерк.

Прослушивание сообщений и беседа:

Л.: формирование читательского мастерства:

К.: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Учащиеся готовы к дальнейшей работе, настроены научиться отличать поэтов исходя их особенностей поэтического мира.

2. Учебно-познавательна деятельность

Цель: развитие навыков анализа поэтического текста, выявление особенностей лирики поэтов.

Работа с предложенными текстами. Анализ стихотворений «Сны» Тютчева и «На стоге сена ночью южной» Фета.

1.Оттолкнемся от названия стихотворения «Сны», представим жизненную ситуацию. Насколько поэтический образ соотносим с физическим состоянием человека?

Какие оппозиции, характерные для творчества Тютчева, вы можете выделить в этом стихотворении?

Назовите лексический ряд и эпитеты, относящиеся к ним.

Определите ключевую антитезу стихотворения

Что же стоит за образом «пылающей бездны»?

Как он создается?

Какую роль этот философский образ играет в контексте творчества поэта?

2. Обратимся к стихотворению Фета. В чем оно повторяет тютчевское? Человек показан наедине с мирозданьем? В чем отличие? Какими художественными средствами поэт добивается этого? Есть ли отличия в ритме? Что оно дает? Каким показан человек?

3. Соотнесите стихотворения в эмоциональном плане.

Анализируют стихотворения, вступают в беседу с учителем, отвечают на вопросы

Океан-земля

волны шар земной

стихия берег

прилив пристань

звучные, волшебный - горящий, таинственно, пылающий

Человек-Мирозданье

Находят средства выразительности

в лексике, сама ситуация

мир красоты и гармонии

анализируют образную систему

У Фета четырехстопный ямб, придает легкость стиху, у Тютчева пятистопный, торжественный и суровый.

Человек-часть Вселенной

Дисгармоничность у Тютчева противостоит оптимистичности Фета

К.: работать индивидуально и в группе: находить общее решение

П.: развитие исследовательских навыков познания: умение действовать самостоятельно, добывание знаний непосредственно из реальности

Р.: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале

планировать пути достижения целей;

устанавливать целевые приоритеты

Учащиеся выявили особенности поэтического мира каждого поэта в ходе анализа поэтического текста

3Физминутка

4. Интеллектуально-преобазовательная деятельность

Цель: обобщение и систематизация результатов анализа, сравнение двух творческих миров.

Оформите свои наблюдения Заполняют таблицу

в виде таблицы

П.: осмысление роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений

Учащиеся смогли сформулировать и записать основные особенности лирики Фета и Тютчева, провели сравнение и увидели специфику двух разных художественных миров.

4. Рефлексия

Цель: подведение итогов занятия

Поразмышляйте над вопросом:

Насколько личность писателя влияет на содержание и воплощение образов в поэзии? В чем «непохожесть» поэзии наших героев?

Устные ответы учащихся

Л.: адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

– следование в поведении моральным нормам и

этическим требованиям

Осознание различия двух творческих систем.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Ф. И. Тютчев . Сны

Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами...
Настанет ночь – и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой.

То глас ее: он нудит нас и просит...
Уж в пристани волшебный ожил челн;
Прилив растет и быстро нас уносит
В неизмеримость темных волн.

Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, –
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

Ф. И. Тютчев. Сны

Автор сравнивает два мира: величественный и грозный мир стихии океана и мир ночи, завораживающей человека. Сон – состояние сознания, когда человек не может управлять своим телом и мыслями, когда он получает информацию из иного мира, сон – граница между загадкой и реальностью, связующее звено между материальным и духовным мирами, “днем и ночью”. Стихии похожи, но одна властвует над телом человека, а другая - над его мыслями.
Герои увлечены волшебством ночи, которая “нудит и просит”. В ночном сумраке герои должны найти путь, который выведет их к суше, но прилив уносит их.
Стихии, окружающие героев, объединяются в одно целое, выражая себя через друг друга. “Глубокое небо” и “Пылающая бездна” - полное слияние стихий, катарсис, важнейший момент в жизни человека. Герои окружены бездной, они находятся во власти мироздания – гармоничного, но неизвестного мира. Челн – спасительная лодка, не дающая захватить героев, но она не может вечно противостоять стихиям. Автор обрывает повествование, предоставляя героев самим себе и окружающему миру.

А.А.Фет

На стоге сена ночью южной...

На стоге сена ночью южной

Лицом ко тверди я лежал,

И хор светил, живой и дружный,

Кругом раскинувшись, дрожал.

Земля, как смутный сон немая,

Безвестно уносилась прочь,

И я, как первый житель рая,

Один в лицо увидел ночь.

Я ль несся к бездне полуночной,

Иль сонмы звезд ко мне неслись?

Над этой бездной я повис.

И с замираньем и смятеньем

Я взором мерил глубину,

Все невозвратнее тону

А.А.Фет. На стоге сена ночью южной...

В стихотворении, которое великий русский композитор Петр Ильич Чайковский называл «гениальным», легко различить лермонтовское влияние - поэтому, прежде чем приступать к анализу, обязательно перечитайте стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…».

На стоге сена ночью южной

Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал.

Помните, лирический герой Лермонтова выходил на пустынную ночную дорогу, чтобы остаться один на один с ночью и услышать, как «звезда с звездою говорит»? Лирический герой Фета тоже обращен лицом к ночному южному небу, к небесной «тверди»; он тоже воспринимает Вселенную как живое существо, слышит согласный хор звезд, ощущает их «дрожь».

Однако у Лермонтова «пустыня» внемлет Богу, а в картине мира, которую создает Фет, Бог пока отсутствует. Это тем более ощутимо, что поэтические выражения, которые он использует, связаны с традицией религиозно-философской поэзии, с жанром оды: «твердь», «хор светил». Подготовленные читатели той поры легко различали эти стилистические оттенки, да и вы, если вспомните оду Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве…», сами уловите их.

Земля, как смутный сон, немая,
Безвестно уносилась прочь,
И я, как первый житель рая,
Один в лицо увидел ночь.

Во второй строфе, казалось бы, больше нет этого противоречия: лирический герой Фета уподобляет себя «первому жителю рая» Адаму. А значит, говорит о «божественном» происхождении природного величия. Ho давайте будем внимательны, не станем спешить с выводами. Мы ведь имеем дело с поэтическим, а не с богословским сочинением; в поэзии вполне возможен образ, немыслимый для религиозной картины мира: рай без Бога, творение без Творца.

Лучше обратим пока внимание на эпитеты; некоторые из них приходят в противоречие с первой строфой. Там речь шла о небе, о звучном звездном хоре; здесь - о земле, немой, да и еще и смутной, как сон. Лирический герой словно раздваивается между светлым - и при этом ночным! - небом и неразличимо-темной землей. Более того, в какой-то момент он утрачивает чувство границы, у него возникает ощущение, что он парит в поднебесье, а земля где-то далеко, под ним!

И вот в этот самый миг в стихотворении появляется совершенно новый образ:

Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной

Над этой бездной я повис.

Чья эта «длань»? Фет по-прежнему отказывается говорить о Боге прямо и непосредственно. Однако теперь уже нет сомнений - лирический герой, который считал себя убежденным атеистом, внезапно сознает божественное присутствие во всем. И в «хоре» звезд, «живом и дружном». И в самом себе. Стихотворение, которое открывалось картиной одушевленного, всеживого мира природы, завершается внезапной «встречей» героя с тайной Творения. Главное сравнение второй строфы - «как первый житель рая» - наконец-то наполняется реальным смыслом. Лирический герой и впрямь уподобился Адаму, которого только что сотворил Господь. И потому он видит Вселенную впервые, смотрит на нее свежим, изумленным взглядом. Это и есть взгляд художника; каждый художник, каждый поэт смотрит на жизнь так, будто до него никто ее видеть не мог.

И с замираньем и смятеньем

Я взором мерил глубину,
В которой с каждым я мгновеньем

Все невозвратнее тону.

Я и мироздание. Космическое сознание

Нет сословных характеристик.

Я = природа

Взгляд на мир

Мыслитель

Созерцатель

Язык

Образный параллелизм, ораторские нотки, восклицания, вопросительные интонации, риторические интонации, высокая патетика

Импрессионален, непосредственен, субъективно-впечатлителен, музыкален. Наличие повторов, анафор, вопросов, напевных интонаций.

В стихотворении Фета главной является тема ночи. Это тема является одной из основных у романтиков. Однако у Тютчева, например, ночь – это что-то страшное, в стихотворении М. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» ночью лирический герой испытывает всеобъемлющую грусть. А что переживает ночью лирический герой А. Фета?

События происходят «ночью южной». Герой лежит на стоге сена, он очарован ночным небом, впервые он видит его таким загадочным, живым, необыкновенным. Это описание сопровождается аллитерацией – повтором согласных звуков «с» и «л», это звуки, которые в русской поэзии всегда сопровождают описание ночи, сияния луны.

В этом стихотворении, что характерно для Фета, лирический сюжет развивается не на основе конфликта – его нет – а на основе усиления, развертывания чувства. В основе лирического сюжета лежит мотив полета.

Стог сена символизирует повседневность, от которой герой удаляется к звездам, к небу: «Иль несся к бездне полуночной, иль сонмы звезд ко мне неслись». Ему кажется, будто земля «безвестно уносилось прочь» , а он все ближе и ближе приближался к ночному бездонному небу. Герой чувствует, что что-то его поддерживает, заботится о нем. Хоть и земля ушла у него из под ног, но он не чувствует опасности. Словно он «в длани мощной» , которая оберегает его и заботится о нем. Это чувство присутствия Божественной силы. Четвертая строфа передает иное настроение. Если до этого лирический герой испытывал чувство защищенности, заботы, восхищения, то теперь возникает чувство волнения, волнения от восторга. Герой словно теряет материальную оболочку, появляется легкость, он тонет в бездне неизвестного, загадочного. Его охватывает глубина неба, безграничность космоса.

В этом стихотворении на первый план выходит поэтический мир. Он прекрасен, гармоничен (что подчёркивается использование практически правильного ямба, и только в последней строфе резкое увеличение числа пиррихиев отражает новое чувство лирического героя, о котором мы писали выше), потому что в нем присутствует божественное начало -герой чувствует в ночной глубине неба наличие чего-то могущественного, сверхъестественного. Поэтому природа живая, о чем свидетельствуют метафоры, олицетворения, эпитеты: «хор светил», » земля уносилась», «сонмы звезд неслись». В этом поэтическом мире есть только лирический герой и мироздание. Лирический герой созерцает, он пассивен внешне, но сердце его трепещет при виде красоты. Стихотворение пронизано чувством восторга перед миром – в этом и состоит его идея.
Стихотворение раскрывает величие божественного, того, что не известно и не изведано человеком, заставляет задуматься о мироздании, и бесконечности космоса. В этом специфика раскрытия Фетом темы ночи.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.