Какая жизнь в индии. Уровень жизни людей в индии

Публикует рассказ фотографа Кати Пешаковой о том, как устроить жизнь в сказочной Индии.

Индией я интересовалась с детства. Когда мне было 16 лет, знакомый пригласил меня на фестиваль кришнаитов. В движении сознания Кришны меня больше привлекала не сама организация, а индийская культура в ее общем проявлении. Для меня было важно познать суть Индии: историю, культуру, язык, религию. Я буквально заболела этой страной и восхищаюсь ею до сих пор.

Путь в Индию

Уже при первом посещении Индии я поняла, что хочу жить в этой стране. Оставалось лишь понять, как остаться здесь навсегда. Переезд происходил довольно болезненно из-за материальных и визовых проблем. Мне было 22, я не могла сразу встать на ноги, поэтому приходилось несколько раз в год возвращаться домой. Мой план сработал лишь спустя три года.

Пока я не могла работать, просто стала контактировать с индийскими фотографами и организациями. Мне нужно было понять процесс, получить представление о том, как устроена индийская свадьба, поэтому я предлагала свои услуги студиям бесплатно. Откликнулась лишь одна, и каждый день я ходила на бесплатные съемки и жила на сбережения, сделанные в России.

Спустя некоторое время мне стали платить за съемку сто долларов, хотя позже я узнала, что студия продавала мои работы в несколько раз дороже. Когда я набрала клиентскую базу, решила открыть фирму и работать под собственным именем. Сначала были сложности, но в итоге мы все преодолели, и моя фирма успешно работает по сей день.

Варанаси

По приезде в Индию меня ничто не удивило: я была хорошо подготовлена к этой стране, поэтому не возникло диссонанса. Я не мечтала о сказочной Индии и принимала все реалии как данность. Когда чего-то сильно хочешь, перестаешь замечать мелкие неудобства.

Я поселилась в Варанаси, а до этого жила в Гоа и Дели. Варанаси - очень специфический город, он особо почитаем, потому что считается городом Шивы. Многие верят, что Шива здесь присутствует, а тот, кто завершит свой жизненный путь кремацией в Варанаси, сразу получит освобождение, даже если не заслужил его своим образом жизни.

Город похож на лабиринт: новые дороги врезаны в старую часть, находящуюся на побережье реки. До сих пор во время прогулок я нахожу здесь новые улицы, хотя живу тут уже долго.

Я поселилась в старой части Варанаси, потому что хотела быть ближе к реке. Этот район считается европеизированным. Тут мне комфортно, ведь с одной стороны - европейский кусочек жизни, с другой - историческое место с множеством храмов в пешей доступности.

Жизнь - игра

Местные жители очень открыты и доброжелательны. Гостеприимство - один из принципов индийской культуры: хозяин должен относиться к гостю как к божеству. Индийцы из всех азиатов больше всего похожи на русских, поэтому я не чувствую барьера в общении. Они могут подойти на улице, расспросить о жизни и сразу стать твоим другом.

Мне удалось пожить некоторое время в индийской семье, благодаря этому я здорово подтянула свой язык, хотя учила хинди еще в России. Даже несмотря на то, что я свободно им владею, стараюсь брать дополнительные уроки у преподавателя.

В Варанаси редко встретишь носителя русского языка, чего нельзя сказать о Гоа. Однако отношение к нашим соотечественникам в этих двух штатах сильно разнится. В Варанаси люди более скромные, придерживаются традиций, а в Гоа люди крутятся в туристическом бизнесе, и многих это испортило. Хотя индийцы не видят ничего плохого в зарабатывании денег. В индийской религии человек должен пройти четыре ступени, чтобы достичь освобождения: кама - удовлетворение желаний, артха - зарабатывание денег, дхарма - духовный рост и мокша - освобождение. Артха - одна из ступеней: человек не считается плохим, если он получает прибыль. На туристах грех не заработать!

Индусы не обманывают туристов, а играют с ними. В их представлении жизнь - это игра. У человека с восточным менталитетом есть установка: «Я называю тысячу, потому что мы будем торговаться и дойдем до определенной суммы, которая устраивает обоих». Индиец получает удовольствие от процесса, а мы при слове «тысяча» разворачиваемся и уходим, даже не вступая в игру.

Старшее поколение при упоминании о России часто говорит: «О, хинди руси бхай бхай!» («Индийцы и русские - братья»). Это лозунг советско-индийской дружбы, который был популярен в 1950-1980-е годы. Люди помнят об этом.

Традиции

Индия славится несметным количеством праздников и необычными традициями. Новый год - это повод погулять для молодежи. Самый главный индуистский праздник - Девали. Многие пускают фейерверки, украшают дома гирляндами, а бизнесмены закрывают счетные книги, поэтому в моем сознании этот праздник стал Новым годом. Мне важнее праздник победы над злом, я пытаюсь отмечать его с близкими людьми.

Мне нравится наблюдать за свадебными обрядами. В каждом штате они разные, даже разные касты одного штата отмечают это событие по-своему.

Свадебный обряд начинается со сватовства. Родственники жениха приходят к невесте и договариваются о свадьбе. Утром устраивают обряд михенди - кожу невесты и ее подружек расписывают хной. Вечером, накануне свадьбы, проводят сангид - танцевальную свадебную программу. Гвоздем вечера является танец невесты.

В свадебный день организуется обряд халди. Пастой из куркумы, смешанной с маслами и благовониями, умащивают невесту и жениха. На нашей белой коже это смотрится не так красиво - она приобретает желтый оттенок, а индийская переливается золотистым цветом. Свадьба считается завершенной после того, как молодожены обойдут костер семь раз.

Квартирный вопрос

Стоимость аренды жилья в индийских городах варьируется в зависимости от района. Апартаменты в жилом комплексе стоят дороже, так как необходимо платить членский взнос. В Дели я снимала трехкомнатную квартиру в спальном районе за 25 тысяч рублей. Апартаменты вне жилого комплекса обойдутся в 10-15 тысяч рублей, однако условия здесь значительно хуже.

Мой район в Варанаси считается дорогим из-за огромного количества европейцев, поэтому за апартаменты я плачу около 20 тысяч рублей. Но это не значит, что бедным людям приходится жить на улице - можно найти комнату даже за две тысячи рублей. Здесь есть жилье на любой кошелек, все зависит от запросов.

Я пользуюсь так называемой бесплатной медициной - то есть государственной. Даже турист в Индии может рассчитывать на льготное обслуживание. Медобслуживание этого типа хорошее, однако больницы оборудованы плохо, а очереди к врачам огромные. Все бедные люди пользуются государственной медициной, ведь посещение казенной клиники стоит всего 20-30 рублей.

Недоброжелатели

Вся моя жизнь - отпуск. Я много читаю, изучаю город, занимаюсь йогой, устраиваю мастер-классы для европейских путешественников, которые хотят узнать Индию лучше. Сегодня, например, мы рассказывали об индийской фольклорной живописи. В свободное время веду свой блог. Моя цель - показать Индию во всей ее красе.

Встречаются недоброжелатели, которые видят в Индии лишь плохое. Часто задают вопрос: «Как ты живешь среди такой грязи?» Я перестала отвечать, что в Индии есть на что посмотреть, кроме грязи. Когда меня в очередной раз спрашивают об этом, я задаю встречный вопрос: «Неужели в цивилизации, которой более пяти тысяч лет, не на что больше обратить внимание?» Мне хочется, чтобы люди замечали более тонкие вещи, ведь красота - в глазах смотрящего.

Недавно я выложила фото медитирующего человека на реке Ганг. Лагерь комментаторов разделился: одни писали «Как же я хочу оказаться там», а другие «А чего он сидит в такой помойке?» Это показательная ситуация - насколько по-разному люди могут смотреть на мир.

Индийская сказка

Мама была подготовлена к моему переезду - она знала, что рано или поздно это случится. Настоящие друзья поддержали, а что думают остальные - мне все равно. Это моя жизнь, и мне неважно, как другие относятся к этому.

Я здесь почти десять лет. Часто принимаю знакомых из России. Я меняю устоявшиеся представления об Индии как о небезопасном месте - своей жизнью и блогом я показываю, что это всего лишь штамп и шаблон.

Мне до сих пор непонятно, почему позитивно мыслящему человеку говорят, что он смотрит на мир сквозь розовые очки? Почему мы привыкли к тому, что негатив необходимо принимать как должное? Я показываю Индию такой, какой мы видели ее в детстве: как индийскую сказку, как что-то необычное. Потому что она такая и есть.

После семи лет работы в российском офисе Хоум Кредит Банка меня на два года пригласили на Филиппины, а оттуда я переехал в индийский филиал - и остался там почти на полтора года. Индию я выбрал как профессиональный челлендж: возможность принять участие в развитии банка в стране, где живет около 1,3 миллиарда человек, даётся не каждый день.

Когда я первый раз приехал в Индию «на разведку», мне показалось, что у неё много общего с Филиппинами. На самом деле их объединяет только то, что они находятся в одной части света. В остальном похожего мало. Люди, культура, рынок, бизнес-практики - всё пришлось изучать заново.

Индия настолько интересная и странная, что кажется, будто находишься сразу в нескольких эпохах одновременно. Здесь дикие племена, которые убивают приезжающих к ним иноземцев. А есть города с метро, современными торговыми центрами и Сити. Есть люди, которые находятся далеко за чертой бедности и живут на улице. В то же время есть супербогатые люди. Согласно исследованию компании Wealth X, в 2017 году Индия четвёртое место в мире по количеству долларовых миллиардеров - после США, Китая и Германии. По этому показателю она обогнала, например, Швейцарию, Россию и Великобританию.

Вид с балкона в гест-хаусе в Удайпуре

Древний город Варанаси. Индия - потрясающая страна для путешествий

Жители Варанаси

В центре Старого Дели

Местные жители в центре Старого Дели

Такое гигантское расслоение между богатыми и бедными отражается в том числе и на индийском быте. Можно сказать, что в общем качество вещей, которые производятся для массового потребителя, в Индии ниже, чем в России. Но в то же время можно купить товары и более высокого качества, если согласишься заплатить больше.

Жильё

Я живу и работаю в Гургаоне, это город-сателлит рядом со столицей Индии Нью-Дели - почти как Балашиха или Королёв для Москвы, только побольше (там проживают примерно 800 000 человек). Гургаон считается крупным промышленным и финансовым центром. Здесь находятся головные офисы многих международных компаний, например, из сферы консалтинга или IT. Поэтому качество жизни в Гургаоне - не только у экспатов, но и у местных жителей - заметно отличается в лучшую сторону от жизни где-нибудь в Коимбаторе или Аллахабаде.

Аренда квартиры

Многие индийцы живут сразу несколькими поколениями под одной крышей: бабушка, родители, сын - возможно, с женой. По этой причине они часто имеют или снимают большие квартиры с несколькими спальнями. Стоимость аренды может различаться в десятки раз в зависимости от престижности дома и района.

Так, квартиру (или таунхаус) площадью около 120 кв. м без мебели и в обычном районе Гургаона можно снять за 30 тысяч рупий (27 600 ₽) в месяц. А вот в охраняемом жилом комплексе с парком на территории аренда четырёхкомнатной квартиры (гостиная и три спальни) будет начинаться от 120 тысяч рупий (110 400 ₽). К этой сумме нужно будет прибавить стоимость обслуживания территории, включая ремонт дома - около 30 тысяч рупий (27 600 ₽) в квартал. Также придётся платить 20 – 30 тысяч рупий (18 400 27 600 ₽) в год за доступ к услугам на территории комплекса: бассейн, тренажёрный зал, кафе, автостоянка. Если квартира сдаётся без мебели и техники, всё это можно арендовать (примерно 30 тысяч рупий в месяц, или 27 600 ₽).

Коммунальные услуги

Погода в Дели меняется от сезона к сезону достаточно резко: в середине зимы по ночам температура может опускаться до 6 – 8 градусов тепла, а в летнее время днём - достигать 48 градусов. Летом все используют кондиционеры и сильно переплачивают за электричество: до 10 тысяч рупий (9200 ₽) в месяц. Центрального отопления в Индии нет, поэтому зимой некоторые включают радиаторы - с ними за электроэнергию приходится платить около 5 тысяч рупий (4600 ₽) в месяц. В остальное время года счета составляют примерно 3 тысячи рупий (2760 ₽) в месяц.

Гургаон, поле для гольфа и вид на жилую высотку для богатых индийцев и экспатов. Смог

Поле для гольфа в дымке от смога

В Москве

Моя съёмная квартира в Гургаоне находится в 15 – 20 минутах езды от Cyber ​​City - это корпоративный бизнес-парк, что-то вроде Москва-Сити. Это примерно соответствует Дорогомиловскому району Москвы (рядом с метро «Парк Победы»).

Аренда трёхкомнатной квартиры в этом районе, по Domofond.ru, стоит в среднем 105 тысяч ₽ в месяц. А четырёхкомнатную квартиру в элитном ЖК « Воробьёвы горы » можно , например, за 175 тысяч ₽. Средняя стоимость коммунальных услуг для подобной квартиры, по Numbeo, составляет 8300 ₽.

Проезд

Общественный транспорт

В Гургаоне довольно комфортное метро. В центр Дели на нём можно добраться за 40 – 45 минут. Одна поездка на метро стоит 65 рупий (60 ₽), но если купить проездной, можно сэкономить 10%. Получается, что 60 поездок в месяц обойдутся в 3240 рупий (2981 ₽).

Также в Дели и в городах по соседству можно передвигаться на шаттле - автобусе, который едет без остановок до конечной станции. Пакет из 30 автобусных поездок стоит 2370 рупий (2180 ₽). Оплатить проезд и пополнить счёт можно через мобильное приложение.

Такси

В Индии два основных провайдера такси - Uber и Ola. Они дешевле, чем в Москве, но и менее качественные с точки зрения машин, чистоты, умений и знаний водителя. Дорожное движение в Индии хаотичное, водители постоянно меняют траекторию, ездят посередине дороги и сигналят друг другу. Пообщаться с таксистом будет крайне сложно, если не знаешь хинди. Хотя, справедливости ради, в России таксисты вряд ли лучше говорят по-английски.

Поездка из Гургаона в центр Дели на такси будет стоить 400 – 500 рупий (368 – 460 ₽), в зависимости от пробок. В час пик путь длиной в 30 км занимает 1,5 2 часа. Для тех, кто часто ездит на такси, Uber предлагает выгодную услугу: можно купить пакет на месяц за 250 рупий (230 ₽), и тогда любая поездка будет стоить 39 рупий (35 ₽).

Такси в Калькутте

В центре Старого Дели

Пять регулировщиков на одном светофоре приучают автомобилистов останавливаться на красный, Cyber City, Гургаон

В центре Старого Дели

Также в Индии популярны тук-туки, или трёхколёсные моторикши. Любопытно, что водители тук-туков принимают платежи не только наличными, но и переводом на мобильный кошелёк. Представьте: индийский пейзаж, по дороге идёт корова и жуёт пластик, рядом едет тук-тук - и тут водитель достаёт смартфон, открывает приложение (оно называется Paytm), сканирует QR-код и принимает оплату за поездку. Потрясающе!

В Москве

Карточка на одну поездку в московском метро и на наземном транспорте стоит 55 ₽. Выгоднее оплачивать проезд с помощью карты «Тройка», по ней каждая поездка будет стоить 38 ₽. Для тех, кто часто ездит на метро или автобусах, самый выгодный вариант - «записать» на «Тройку» пакет на 60 поездок за 1900 ₽.

Среди популярных такси в Москве - приложения-агрегаторы Uber, Gett и «Яндекс.Такси». Поездка, например, из парка Царицыно до ВДНХ (расстояние около 30 км) обойдётся в 700 ₽. Примерно столько же будет стоить такси из центра подмосковной Балашихи до московского Кремля. Поездки на такси внутри Москвы на средние расстояния обходятся в среднем в 300 – 500 ₽.

Еда

Продукты

Большинство индийцев - вегетарианцы, они не едят ни мяса, ни яиц (хотя в последнее время тренд меняется). В штате Харьяна, где расположен Гургаон, употребление в пищу говядины вообще запрещено законом. Взамен предлагается есть мясо буйвола, его можно купить за 400 рупий (368 ₽) за кг.

Основной упор на полках магазинов делается на овощи и всевозможные приправы. Круглый год продаются фрукты - бананы, арбузы, ананасы. Январь - сезон клубники, лето - манго и личи.

Мы с девушкой обычно покупаем еду в супермаркетах. Тут есть и местные (Le Marche), и международные бренды, например Spar. Можно заказать еду онлайн на Amazon.in, они доставляют не только продукты в упаковках, но и свежие овощи и фрукты. Можно сформировать корзину, которая будет регулярно к вам «приезжать».

Всего на покупку продуктов у нас уходит около 15 – 20 тысяч рупий (13 800 18 400 ₽) на человека в месяц. Чтобы сравнить цены на продукты в Гургаоне и Москве, я составил таблицу. Для Гургаона это средние цены, но для приезжего человека они могут быть выше, чем для местного. Это вопрос выбора качества продуктов, знания мест и умения торговаться.

Продукт

Гургаон

Москва

Молоко, 1 л

47 рупий (43 ₽)

67 ₽

Белый хлеб, 500 г

30 рупий (28 ₽)

40 ₽

Рис белый, 1 кг

71 рупия (65 ₽)

70 ₽

Яйца, 12 шт.

77 рупий (71 ₽)

82 ₽

Сыр местный, 1 кг

307 рупий (282 ₽)

553 ₽

Куриные грудки, 1 кг

287 рупий (264 ₽)

275 ₽

Яблоки, 1 кг

154 рупии (142 ₽)

91 ₽

Бананы, 1 кг

57 рупий (52 ₽)

61 ₽

Картофель, 1 кг

23 рупии (21 ₽)

37 ₽

Помидоры, 1 кг

38 рупий (35 ₽)

139 ₽

Вода, 1,5 л

28 рупий (26 ₽)

45 ₽

ИТОГО:

1119 рупий (1030 ₽)

1460 ₽

Источник: Numbeo.com. Цены округлены до рублей.

Кафе и рестораны

В Гургаоне много экспатов, поэтому тут большой выбор не только местной, но и европейской кухни. Помимо индийских, особенно часто встречаются итальянские и азиатские рестораны. Правда, и они с местным колоритом: например, итальянская пицца напоминает индийские пшеничные лепёшки наан, а паста или лапша чаще всего утопают в соусе - по аналогии с карри.

Сами индийцы обожают национальную кухню с тандури, карри, рисом. И хлебные лепёшки - их делают из разной муки, на воде, с дрожжами или без. При этом продукты, приготовленные в закрытой печи, тандури, всегда считаются закуской. А карри (кусочки мяса, овощей или сыра в большом количестве соуса) - основное блюдо. Одно из самых популярных индийских блюд среди экспатов - баттер чикен, курица в сливочно-томатном соусе. Я ещё люблю палак панир - это пресный сыр в густом зелёном соусе из листьев шпината. На юге Индии кухня немного другая, там больше морепродуктов, а в карри часто добавляют кокосовое молоко.

Цветочный рынок в Варанаси

Торговец паном (пан - табак со специями который кладут под губу)

Овощной рынок в Старом Дели

Цены на еду могут различаться очень сильно. Можно купить обед на улице - съесть досу (это мучной блин из Южной Индии) и выпить ласси (пряный напиток из йогурта) - за 50 рупий (46 ₽). А можно пообедать в хорошем ресторане с вином за 5 тысяч рупий (4600 ₽), причём основную часть стоимости будет составлять алкоголь, на который в штате Харьяна очень высокий налог (15%).

В бизнес-центрах Гургаона средняя стоимость ланчей составляет 500 – 700 рупий (460 – 644 ₽) за порцию. По местным меркам это довольно дорого. Но итоговая стоимость обеда будет ещё выше: надо учесть сумму налогов в 5%, которая не указывается в прайсе, и около 10% оплаты за обслуживание - ее включают в счёт автоматически, но можно поторговаться.

Существует стереотип, что в Индии нужно очень осторожно пробовать еду из общепита, иначе есть риск отравиться. Я и мои близкие ни разу с таким не сталкивались - наверное, потому, что мы избегаем «подозрительных» мест и выбираем только проверенный стритфуд. Возможно также, что некоторые туристы путают отравление с адаптацией организма к незнакомому климату, воде и пище.

В Москве

Отведать индийские блюда можно в нескольких заведениях российской столицы. Например, в вегетарианском кафе «Джаганнат» можно съесть палак панир за 120 ₽, в индийском ресторане «Хаджурао» - баттер чикен за 790 ₽, а в «Дарбасе» - выпить ласси за 300 ₽.

Бизнес-ланчи в Москве-Сити стоят в среднем 300 – 450 ₽.

Интернет и мобильная связь

До недавнего времени в Индии было три основных оператора мобильной связи - Vodafone, Airtel и Idea. В 2016 году самый богатый индийский миллиардер ещё одну сеть - Jio. И это послужило ощутимым толчком в развитии рынка мобильной связи в Индии. Jio пришла с очень низкими тарифами и с самым быстрым мобильным интернетом в стране и позволила многим пользователям впервые выйти в онлайн. Так, они запустили тарифный план со смартфоном в комплекте, который можно арендовать за небольшую плату.

Это заставило остальных операторов существенно снизить тарифы. Так что сейчас мобильная связь в Индии очень дешёвая. Например, тарифный план на 28 дней с безлимитными звонками и 1 Гб интернета в день будет стоить 169 рупий (156 ₽). Пакет на 82 дня с 2 Гб интернета в день обойдётся в 499 рупий (459 ₽).


Домашний интернет в Гургаоне тоже дешёвый и относительно стабильный. Мой тариф включает в себя примерно 50 Гб интернета в месяц, причём остатки переносятся на следующий срок - и за 1 год и 2 месяца у меня накопился целый терабайт неиспользованного интернета, хотя я часто смотрю онлайн-ТВ в HD-формате. Такой интернет обходится мне в 1300 рупий (1196 ₽) в месяц.

В Москве

В Москве с мобильной связью произошла похожая история - когда на рынок вышел оператор «Теле-2». Самый дешёвый пакет с похожими на индийские условиями (30 Гб интернета, безлимитные звонки внутри сети и 800 минут вне её) стоит 700 ₽ в месяц. Домашний интернет у большинства провайдеров полностью безлимитный, а его цена составляет в среднем 500 ₽ в месяц.

Развлечения

Гургаон находится рядом с Дели, где много известных достопримечательностей - кирпичный минарет 12 века Кутб-Минар, гробница монгольского падишаха Хумаюна, историческая цитадель Ред Форт. Для иностранных туристов посещение каждой из них обойдётся примерно в 500 рупий (460 ₽), но для местных будет стоить всего 20 рупий (18 ₽). Скидка действует и для тех, кто работает в Индии и платит здесь налоги.

Храм обезьян в Джайпуре

Вечернее представление в Удайпуре. Эта женщина танцует на битом стекле

Тадж-Махал и прилегающая к нему территория

Индийский кинематограф известен далеко за пределами страны, и несложно догадаться, что местные жители любят ходить в кино. В Гургаоне есть IMAX-кинотеатр, где показывают голливудские блокбастеры на английском языке с субтитрами - билет на такой сеанс будет стоить около 500 рупий (460 ₽). Но вообще индийцев вряд ли сильно интересуют американские фильмы. В кинотеатрах небольших городов или деревень показывают только местные картины, а билет туда можно купить рупий за 30 (28 ₽).

В Москве

Посещение популярных столичных достопримечательностей - удовольствие не из дешёвых. Билет в архитектурный ансамбль Соборной площади московского Кремля стоит 500 ₽, за проход в Оружейную палату придётся доплатить ещё 700 ₽. Входной билет в Храм Василия Блаженного на Красной площади обойдётся в 500 ₽. Для местных жителей скидок нет, но есть льготы для школьников, студентов и пенсионеров. Билеты в кино на IMAX будут стоить 400 – 600 ₽, в зависимости от расположения кинотеатра и времени сеанса.

Деньги

Индийцы - прирождённые переговорщики, они обожают торговаться. Очень неохотно идут на уступки, если видят потребности другого, и наоборот, готовы предложить выгодные условия, если необходимость - на их стороне.

Недавно я распродавал свои вещи через интернет. И абсолютно все потенциальные покупатели требовали огромных скидок за то, что вещи уже были в использовании, - несмотря на то, что все они были почти новые! Скажем, на моё объявление цены в 17 тысяч рупий (15 640 ₽) мне приходили ставки в 3 тысячи рупий (2760 ₽). Конечно, были и более адекватные предложения. Но все обсуждения приходилось вести очень долго, не торопясь.

Платежи и банки

В ноябре 2016 года в Индии денежная реформа: власти изъяли из обращения купюры старого образца по 500 и 1000 рупий (460 и 920 ₽), чтобы вывести экономику страны из тени и заставить бизнесменов платить налоги. На эти купюры приходилось около 90% всех наличных денег в стране. Первые несколько недель можно было обменивать небольшие суммы на новые банкноты, но затем правительство прекратило обмен и оставило единственную возможность - положить деньги на депозит. К банкам выстраивались огромные очереди, в некоторых городах Индии даже происходили беспорядки. Однако реформа дала большой толчок к безналичным платежам и использованию мобильных кошельков. Отчасти по этой причине каждый водитель тук-тука принимает оплату через смартфон.

В Индии очень комплексная банковская система, и её серьёзно регулирует государство. Существуют универсальные банки с лицензией на все продукты. Есть депозитные финансовые компании - те, кто может только принимать вклады у населения, но не имеет права его кредитовать. Кредитным компаниям, в свою очередь, запрещено принимать депозиты. Буквально на каждую сферу деятельности найдётся своя узкая финансовая компания: кто-то финансирует строительство, кто-то - автомобили или бытовую технику.

Зарплата

Ещё раз напомню про разрыв между богатыми и бедными и про довольно высокий уровень жизни в Гургаоне по сравнению с остальной Индией. Средняя зарплата вчерашнего выпускника на начальной массовой позиции, скажем, сотрудника колл-центра, составляет 10 – 15 тысяч рупий (9200 13 800 ₽) в месяц. Специалисты с 6 8-летним стажем зарабатывают в районе 100 тысяч рупий (92 тысячи ₽) в месяц. В то же время выпускники хороших университетов, которые входят в топ 10 20 по успеваемости на своём курсе, могут рассчитывать на трудоустройство в какую-нибудь крупную корпорацию и на месячную зарплату около 150 тысяч рупий (138 тысяч ₽) сразу же после учёбы.

В Москве в 2018 году, по Мосгорстата, средняя зарплата составила 78 946 ₽ - это также цифра до вычета налогов.

Средние траты в месяц:

Расходы

Гургаон

Москва

Аренда ½ квартиры

65 000 рупий (59 800 ₽)

(1/2 квартиры с тремя спальнями в охраняемом комплексе)

87 500 ₽

(1/2 четырёхкомнатной квартиры в элитном ЖК)

Оплата ½ коммунальных услуг

2500 рупий (2300 ₽)

4150 ₽

Метро, 60 поездок

3240 рупий (2 981 ₽)

1900 ₽

Такси, 2 раза в неделю

1362 рупии (1253 ₽)

(пакет Uber)

3200 ₽

(по Москве на средние расстояния)

Покупка продуктов из списка, 2 раза в неделю

8952 рупии (8236 ₽)

11 680 ₽

Бизнес-ланч, 5 раз в неделю

13 200 рупий (12 144 ₽)

7500 ₽

Мобильная связь

169 рупий (156 ₽)

(28 дней)

700 ₽

(месяц)

Домашний интернет

1300 рупий (1196 ₽)

500 ₽

Развлечения (2 билета в кино, 1 - в музей)

1020 рупий (938 ₽)

(билет в музей для резидентов)

1500 ₽

ИТОГО:

96 743 рупии (89 004 ₽)

118 630 ₽

Цены переведены в рубли по курсу 1 рупия = 0,92 ₽.

Итого:

Индия: 96 743 рупии (89 004 ₽)

Москва: 118 630 ₽

При подсчёте итоговых трат мы использовали цены, указанные в тексте. В случае если был указан ценовой диапазон, считали среднее арифметическое. При написании текста Сравни.ру не сотрудничал ни с одной компанией и брендом.

Истории о красноярцах, которые решили круто изменить свою жизнь — уехать в другую страну, найти там работу, жилье. Если 20 лет назад об эмиграции думали 5% населения России, то весной 2013 года уже 13% по данным ВЦИОМ (а если верить Левада-центру, то и все 22%) . Больше других мечтают «свалить» студенты и предприниматели (почти каждый второй), а также служащие (каждый третий).

В Красноярске их знают многие. Здесь у них остались родные и друзья. Но они предпочли уехать. Наталья Дурбанова. Красноярск — Питер — Куала-Лумпур — Мумбай. Онлайн-ответы на 10 вопросов.

Нужно ли готовиться к переезду? Или импульсивное решение — единственный способ уехать с вероятностью 100%?

Готовиться нужно — стараться приобрести максимальное количество навыков, которые тебе пригодятся в будущем. Универсальные навыки — профессия, знание языка (английский — обязательно, лучше еще один), даже водительские права. Словом, всё, что ты можешь изучить и освоить дома, чтобы после переезда не тратить на это время, силы и деньги.

Как было в вашем случае?

Я никогда не ставила себе целью переезд за границу. Во-первых, я не эмигрировала, а работаю за границей, просто уже шестой год и третья страна по счету. Во-вторых, изначально идея была поработать, приобрести жизненный и профессиональный опыт в другой стране. В 2003 году я закончила тогда экономический факультет КГУ по специальности «мировая экономика» (МЭО). Завкафедрой предложил попробовать поступить в магистратуру в Питере. Решение надо было принимать за полдня. Попробовала и поступила. После магистратуры и трех лет работы в Питере в «PricewaterhouseCoopers» (входит в четверку крупнейших аудиторских компаний в мире) , неожиданно получила предложение о работе в Малайзии, в региональном офисе крупной австралийской компании. На раздумья было 2 дня, решилась. После трех лет работы в Малайзии съездила в Мумбай как турист и поняла, что моей следующей страной будет Индия. В плане профессионального опыта Питер и Куала-Лумпур дали мне достаточно, наступило время для личностного роста. Во всех моих переездах решение я принимала быстро, может быть, потому что каждый раз думала, что это всего на год-два-три, и я вернусь. В итоге каждый раз еду дальше:)

Переезд за рубеж в вашем случае — это уехать туда? Или уехать отсюда?

Правильнее будет сказать — поехать туда. Нет, я никогда не уезжала «отсюда», мне всегда было хорошо там, где я жила. Мне было хорошо в Красноярске, я по-своему люблю Питер, мне очень нравился и нравится Куала-Лумпур. Просто пока есть возможность, почему бы не использовать.

В июле была в отпуске в Красноярске, и подумала «Как же мне повезло! Я родилась в лучшем городе в мире! Честно! — у нас большие дороги, чистые улицы, нет толп людей, природа, снег, много культуры — есть , столько всего...». Но для того, чтобы это оценить, надо было проехать полмира:)

Почему именно эта страна?

Основных причин — две.

  1. Профессиональная. По образованию я экономист, работала аудитором, бухгалтером, в Малайзии ставила отдел аутсорсинга. Индия — это IT-страна, и я решила, что если искать здесь работу — то смысл есть только в сфере высоких технологий. Сейчас я работаю в компании по процессингу онлайн-платежей, что-то вроде Paypal, но только в особой нише — высокорискованном бизнесе. Эта область требует хорошей технологической платформы, достаточно сложной с программистской точки зрения, поэтому владелец и техническая команда — индийцы, но для работы с клиентами нанимают иностранцев. Разница в индийском и европейском менталитете сказывается сильно. Я разговариваю с европейцами на понятном им языке, мой босс особенностями письменного этикета не усложняет себе жизнь. Так что общением с европейскими банками и составлением деловых писем и предложений заниматься приходится иностранцам типа меня. Кроме того, у индийцев весьмо гибкое отношение ко времени, соответственно, сроки — понятие сильно растяжимое:), а у индийца же условно, 55 реинкарнаций, а у европейца всего одна. Я понимаю, что если клиент из Англии пишет, что это должно быть сделано сегодня, это должно быть сделано сегодня! Не завтра или послезавтра. Тем не менее, с Индией сегодня работает весь мир, и индийский менталитет надо учиться понимать.
  2. Личная причина. На разных жизненных этапах ставишь разные по сложности задачи. Индия — страна непростая, многогранная и многослойная, но очень интересная. Даже если взять между работами отпуск на 6 месяцев и проехать с севера на юг, Индию не поймешь. Многие вещи в Индии европейцам кажутся по меньшей мере — непонятными, по большей мере — абсурдными. Но в Индии во всем есть логика, просто мы её не знаем! Для этого я и приехала на долгий срок, чтобы хотя бы частично понять.

Самые большие различия России и вашей новой страны?

— Уровень жизни, контрастность.

В России средний уровень жизни намного выше. Индия — это страна контрастов.

Есть люди настолько бедные, что нам и не снилось, живущие по 10 человек в одной комнате всю жизнь, и имеющие чашку риса на столе два раза в день. Но есть и такие богатые, что наши абрамовичам не снилось. В Мумбае есть дом — самая в мире, стоимостью около 1 млрд. , 27 этажей, свой « » и вертолетная площадка — в доме живет семья из 5 (пяти!) человек. (Дом, кстати, не только самый дорогой, но и один из самых уродливых в городе:))

Средний класс далеко не большинство, бедных гораздо больше по численности.

Что меня поражало, когда я только приехала в Индию, — что эта пропасть между разными слоями населения не приводит к социальному взрыву и революциям, как в XX веке в России, скажем. Причиной тому — система каст. У нас те, кто «внизу» — недовольны своим положением. У родившегося же в низкой касте и проработавшего всю жизнь в обслуге индийца и мысли не возникает, что ему может быть уготовано судьбой что-то еще. Конечно, и в низкой касте есть шанс получить образование, есть государственные квоты в университетах для низких каст, но это единицы.

— Наличие помощников по дому.

В Индии практически у каждого есть домашняя прислуга. Тут у каждой семьи среднего достатка обычно есть домработницы, либо живущие с ними, либо приходящие. Домработница может всю свою жизнь жить и спать на кухне, и это в порядке вещей. Плюс к ним приходит прачка (стиральные машинки мало у кого есть, все очень удивлялись, зачем она мне, ведь можно за $15 (~600 рублей ) в месяц отдавать всё специально обученному человеку, он еще и погладит белье), мойщик туалетов, водитель, мойщик машины, молочник, цветочник (как у нас выписывают газету — в Индии можно подписаться на доставку цветов для богослужений) и так далее. И это даже не вопрос престижа — просто так заведено. По закону все эти люди, конечно, никому не принадлежат, но фактически они очень зависят от своих хозяев. Получает обслуга, в среднем, от 1 до 5 тыс. рублей на наши деньги. Население Индии — 1 млрд. 200 млн. человек, и всем этим людям нужна работа, и в этом всё дело. Высшие и средние слои населения считают, что чем больше прислуги нанимается, тем более благое дело делается — иначе все эти люди жили бы в деревне, в гораздо худших условиях.

— Отношение к личному пространству (personal space).

Если в России с этим дела обстоят, в целом, нормально, в личное пространство длиной в километр — там очень ценится «mind your own business» («не вмешивайся в чужие дела»), то в Индии личное пространство отсутствует вообще. У Марии Арбатовой было верно написано — индийцы воспринимают весь мир как одну большую семью. И когда кто-то из членов этой большой семьи делает что-то не так, то его терпеливо наставляют и направляют. Моя учительница по хинди приходила ко мне трижды в неделю и в процессе обучения интересовалась буквально всем — каждым событием в моей жизни, проверяла все мои фото на фейсбуке, читала любые комменты (русскоязычные старательно переводила!). Я была просто в шоке от такой «заботы». Еще один потрясающий пример — однажды я познакомилась с молодым человеком, мы начали встречаться, в общем, от романтической дымки в голове работа была запущена. Спустя две недели мой босс, наконец, вызывает к себе и, ничуть не смущаясь, выкладывает всю подноготную про моего поклонника — имя, где живет, на какой машине ездит, из какой семьи, то есть буквально открывает передо мной его досье. Это был первый и единственный случай за мою жизнь в Индии, когда захотелось взять билет на ближайший рейс и уехать. Для босса же это было выражение искренней заботы. Это был такой трогательный отеческий подход к решению, по сути, рабочей проблемы, и он очень показателен для Индии.

— Отношение к семейным ценностям.

Индия — это страна с очень низким уровнем разводов. А если в семье есть дети — практически нереально. Здесь очень сильна традиция arranged marriage — браков не по расчету, а, скорее, по согласованию. Их сейчас примерно 70%, а в деревнях и все 99%. Брак становится своеобразной сделкой для семей, стыкующихся по кастовому признаку. В случае развода тебя выключают из семьи и социума, это худшее, что может случиться в жизни индийца. Поэтому отношение к браку очень и очень серьезное. И если при приёме на работу сейчас касты практически не учитываются (а еще 10 лет назад брамину — представителю высшей касты священников — устроиться было гораздо легче), то при выборе партнера — это основополагающий фактор. На браки по любви здесь смотрят с подозрением — это не очень надежно, любови-моркови разные. И в этом есть своя логика, как и во всем в Индии. Люди женятся с пониманием, что это навсегда, и другого варианта нет и не будет, поэтому надо строить отношение с тем, кто у тебя есть.

Вы чувствуете себя чужой в новой стране?

Чувствую себя и чужой и своей одновременно.

Своей — хожу в индийской одежде даже в офисе (это намного удобнее кстати, не надо мучиться на каблуках:)), говорю на хинди на бытовом уровне. Хинди сложнее, чем английский, но проще чем японский или китайский. Некоторые сложные звуки (одних «т» три штуки), логика построения предложения немного другая — у нас предлоги, у них послелоги («Я России из, живу Мумбаи в»), и так далее. Как сказала одна моя знакомая — живя в чужой стране и не говоря на её языке, ты словно смотришь на мир сквозь мутное стекло — жить можно, но качество жизни иное. Все профессиональное образование выше 10 класса в Индии ведется на английском, и образованные индийцы хорошо говорят на английском, но в быту хинди, конечно, необходим. На хинди я в основном торгуюсь, ругаюсь, и трогательно рассказываю про маму, папу и брата. На работе только английский.

Чужой, в хорошем смысле — все равно отношение к европейски выглядящему человеку в Индии иное, более привилегированное, я бы сказала. У индийцев очень позитивное отношение к русским, еще с советских времен.

Трудно ли найти работу/жилье?

Жильё в Мумбаи самое дорогое в Индии. Это самый большой город страны, здесь живут 20 млн. человек. Он стоит на группе островов, которые искусственно засыпали и начали строить город. Теперь это такой полуостров и особо городу расти некуда, он уходит в море. В Дели, к примеру, живут порядка 13 млн. человек, но по площади он в 7 раз больше — там широкие проспекты, огромные улицы, практически Москва. В Мумбаи все живут очень плотно, небоскребы и тут же , в общем, недвижимость тут дорогая. Цены — что-то среднее между Питером и Москвой, по меркам Индии — самые высокие.

Текст: Виктория Крундышева

О ЖИЗНИ ИНДИЙСКИХ ЖЕНЩИН мы узнаём либо из болливудской классики вроде «Зиты и Гиты», либо из сводок новостей: пока на экране поют жизнерадостные красотки в ярких сари, в реальном мире женщин серной кислотой и во время операций по стерилизации. Недавно социальные сети облетел , в котором положение женщин сравнивают с коровами - не в пользу первых.

В индийской культуре женщине до сих пор отводят всего две роли: в зависимости от возраста её воспринимают либо как продолжение мужчины (дочь или жену), либо как мать семейства - хранительницу домашнего очага. И в первом, и во втором случае у женщины нет реального голоса, то есть её жизнь полностью зависит от воли мужчины. В последние несколько лет в стране открыто заговорили о домашнем и сексуальном насилии, о и даже о . Мы попросили Викторию Крундышеву, которая пять лет назад переехала в Индию, рассказать об истоках жестоких практик и о том, что с индийскими женщинами происходит сегодня.

Самосожжение и легенда о Сати

Индуистская мифология метафорична и открыта для интерпретаций - в ней немало сильных и самостоятельных женских образов, однако патриархальный уклад допускает лишь одну трактовку мифологических сюжетов. Идеальной женой и ролевой моделью для индийских девушек стала Сати (Савитри) - героиня древнего эпоса «Махабхарата». Главное качество Савитри - её бесконечная любовь к мужу: по легенде, принцесса последовала в загробный мир за любимым после его смерти и благодаря своей хитрости и смекалке победила местного правителя, вызволив и супруга, и себя. Со временем история Савитри трансформировалась: в поздних пересказах мифа на первый план выходит уже не мудрость принцессы, а то, что её верность и поклонение мужу заставили её пойти за ним в загробный мир. Имя «сати» получила жестокая традиция, которая обязывает вдову после смерти мужа взойти на погребальный костёр и заживо сгореть вместе с телом мужа - чтобы встретить с ним загробную жизнь.

Отказ добровольно проститься с жизнью считался бесчестьем. Женщин, которые не хотели гореть вместе с умершим мужем, не уважали и сторонились, а ещё чаще наказывали - то есть всё равно сжигали. Обряд сати, который был распространён по всему субконтиненту - яркая иллюстрация положения женщины в индийском обществе: первые свидетельства этой практики восходят к I веку до нашей эры, а наибольшую популярность она получила в 1800-х годах. Хотя со временем обряды сати проводились всё реже и реже - они сохранялись лишь в далёких деревнях и самых бедных районах Индии, - окончательно традиция была искоренена только после запретительного закона (Prevention of Sati Act) в 1987 году, который был принят после громкого случая самосожжения 18-летней вдовы.

Даури и фемицид

Фемицид (женский инфантицид, или убийство новорождённых девочек) в Индии практиковался веками и продолжает существовать сегодня. Правда, убийства младенцев сходят на нет, так как появилась возможность делать . У появления фемицида много причин: это и общая бедность, и потребность в тяжёлом физическом труде, которым в основном занимаются мужчины, и обязанность родителей невесты платить семье зятя богатое приданое. И хотя, как и сати, фемицид был запрещён ещё во время британского правления, долгое время он оставался одной из главных социальных проблем Индии.

В 1991 году была принята правительственная «Программа по защите детей», а год спустя - «Колыбельная программа», позволяющая анонимно отдавать детей на усыновление. В некоторых штатах семьям с двумя или более дочерьми выплачивают пособия. Несмотря на государственные меры, фемицид существенно повлиял на демографию в стране: сегодня в Индии на 110 родившихся мальчиков приходится 100 девочек. Чтобы прекратить селективные аборты, государство запретило процедуры по определению пола ребёнка - однако в подпольных клиниках это всё равно можно сделать за 3–8 тысяч рупий (примерно та же сумма в рублях). Только за 2016 год двенадцать докторов были отстранены от работы по подозрению в том, что нарушали запрет. В борьбе с фемицидом правительство и некоммерческие организации задействовали социальные сети и маркетинговые кампании, их самый известный слоган - «Save a Girl Child» («Спаси девочку»).

Древний обычай даури - так называется традиция, обязующая семью невесты платить семье жениха - ещё одна иллюстрация того, что женщина в индийском образе считается обузой. Платить можно и деньгами, и «подарками»: недвижимостью, машинами, украшениями и дорогими бытовыми приборами. Даури официально запретили в 1961 году, но отследить выплату приданого трудно, поэтому практика существует до сих пор.

Система даури поддерживает идею, что мужчины более ценны, чем женщины, и обладают врождёнными привилегиями. Она пронизывает всю матримониальную систему Индии - особенно это заметно при поиске невесты, когда к женщине предъявляются абсурдные требования: оценивается образование, таланты, цвет кожи и внешность потенциальной супруги. Лучшей невестой считается та, которая обещает не работать после свадьбы, а заниматься исключительно хозяйством и детьми.


Болливуд и стереотипы

Болливуд безраздельно владеет умами и сердцами индийцев всех возрастов - поэтому гендерные стереотипы, которые он транслирует, заслуживают отдельного внимания. До недавнего времени женские образы в Болливуде были представлены либо героинями, всегда второстепенными по отношению к главному герою, либо участницами так называемых item numbers (музыкальных вставок). Героиня item number - соблазнительная красотка, которая фигурирует в фильме на протяжении одной песни и не добавляет в сюжет ничего нового, а просто радует мужской глаз. Болливудская дихотомия «женщина-ангел» - «женщина-шлюха» сильно повлияла на мировоззрение индийцев: общество приклеивает женщине ярлык «плохой» или «хорошей» в соответствии с киностандартом.

Степень объективации женщин в индийском кино трудно осознать, не понимая текста песен: композиции, сопровождающие item numbers, часто имеют недвусмысленный сексуальный подтекст и откровенно поощряют насилие. «Не важно, скажешь ли да или нет. Ты моя, Киран», - эту строчку из известной песни каждый в Индии знает наизусть. Звучит она из уст культового актёра Шахруха Хана. Рэпера Хани Сингха, чьи треки часто звучат в болливудских блокбастерах, постоянно обвиняют в мизогинии. Своё отношение к женщинам певец не скрывает: он записал целый альбом о сексуальном насилии, который так и называется - «Насильник».

Мужчины напевают эти песни на улице, когда какая-нибудь девушка кажется им привлекательной. Во многом благодаря Болливуду уличные приставания считаются нормой. В популярных комедиях, например, «Отрываясь по полной - 2» («Grand Masti»), главные герои пристают к героине на улице и следуют за ней, пока та не устаёт от внимания и не «сдаётся». Из подобных сцен зрители усваивают, что незаинтересованная или открыто отвергающая ухажёра женщина не знак «стоп», а вызов и признак того, что нужно приставать активнее, «добиваться» девушки.

В последнее время в индийском кино прослеживается обнадёживающий тренд: в фильмах появляется всё больше сильных героинь и женщин-протагонисток (например, в картинах «Королева», «История» («Kahaani») и «Мэри Ком»). Однако массовое кино по-прежнему держится на «тестостероновых» комедиях и блокбастерах, приносящих большой доход.

Нирбая и страна насилия

Переломный момент в обсуждении прав женщин случился в декабре 2012 года, когда вся страна узнала об ужасающем групповом изнасиловании в Дели. Город называют «столицей изнасилований» - именно здесь происходит больше всего жестоких преступлений против женщин.

14 декабря 23-летняя девушка (в прессе её имя не стали разглашать, дав ей псевдоним Нирбая) пошла в кино вместе со своим молодым человеком. После сеанса они сели в автобус, где находились шестеро мужчин, в том числе один несовершеннолетний; они жестоко избили девушку и изнасиловали её, а после оставили на дороге раздетую и истекающую кровью. Молодой человек, попытавшийся защитить Нирбаю, получил удар по голове, но выжил, а его спутница скончалась в больнице через две недели из-за многочисленных повреждений внутренних органов. Преступление получило беспрецедентную огласку и вызвало бурную реакцию и в Индии, и в мире. В Дели и других городах прошли акции протеста, а насильников арестовали и после длительного суда приговорили к смертной казни.

Гибель Нирбаи спровоцировала серьёзную дискуссию о положении женщин в Индии, но проблема по-прежнему не решена. Политики много говорят о том, что было бы неплохо обеспечить безопасность женщин и ужесточить наказания за изнасилования, но преступлений не становится меньше, и многие из них отличаются жестокостью. В столице Индии Дели женщины стараются не выходить на улицу в одиночестве после наступления темноты.

Стоит отметить, что жертвами насилия и дискриминации в первую очередь становятся женщины индийского происхождения, а иностранки, даже если они живут в стране очень долго, чувствуют себя в большей безопасности. Возможно, это связано с тем, что преступления в отношении иностранцев привлекают внимание госслужб и консульств, и полиция относится к ним серьёзнее, чтобы не навлечь международный скандал. Иностранок, особенно из Европы, считают более «распущенными» и - если использовать болливудскую терминологию - более «item», то есть выполняющими декоративно-развлекательную функцию.


Виктимблейминг и западные ценности

После дела Нирбаи и других громких преступлений индийцы стали открыто требовать реакции властей. Но большинство политических и религиозных лидеров не только отказываются брать на себя ответственность за решение проблемы, но подливают масла в огонь, виня во всём жертв насилия и открыто поддерживая патриархальные установки.

Массовые протесты в 2012 году один из крупнейших религиозных лидеров страны Асарам Бапу прокомментировал так: «Жертва виновна не менее насильников. Она должна была не противиться, а взывать к насильникам как братьям и умолять их остановиться. Она не должна была садиться в автобус и идти в кино с молодым человеком». «Женщины не должны шляться по улицам с мужчинами, если не состоят с ними в родстве. Такие случаи - результат влияния западной культуры и стиля в одежде», - заявил лидер правой политической партии «Раштрия сваямсевак сангх» Мохан Бхагуот. Перекладывание вины на «влияние Запада» - характерный приём для политиков, выступающих за «сохранение традиционной индийской культуры». Эта очевидно популистская позиция игнорирует тот факт, что насилию подвергается множество женщин из традиционных семей, не имеющих никакого доступа к западной культуре.

На требования высшей меры наказания для насильников политик Мулаям Сингх Ядав заявил : «Мальчишки ведут себя как мальчишки, разве нужно их за это вешать?» Прогрессивные слои индийского общества ужасаются подобным высказываниям, но большая часть населения попадает под влияние популистов. В массе индийцы по-прежнему считают, что жертва « », а в некоторых случаях насилие может быть оправданно.

Женщины, пережившие насилие, редко обращаются в полицию: из-за коррупции многие дела не доходят до суда, кроме того, с жертвами зачастую плохо обращаются. Полицейские допускают ехидные комментарии и откровенно унижают женщин, известно и о случаях насилия в полицейских участках. Правозащитники считают, что в 9 из 10 случаев изнасилования жертва не сообщает о нём в органы власти, из-за чего преступники чувствуют абсолютную безнаказанность и вседозволенность.

Разговор о равенстве

В Индии до сих пор нет закона, запрещающего домашнее насилие. Женщины ежедневно сталкиваются с домогательствами в общественном транспорте, непристойными комментариями на улице и осуждающими взглядами со стороны пожилых людей, которым не нравится их «слишком современная» или «чересчур открытая» одежда. Однако есть и сдвиги к лучшему: в последние несколько лет о насилии наконец стали говорить, а популярные медиа и знаменитости осознали, как сильно влияют на общество - и теперь открыто призывают уважать женщин.

Всё больше медиа и социальных платформ пишут о равноправии - и впервые за много лет призывают активно бороться с сексизмом и выступать против насилия. На изменения реагирует и Болливуд: сенсацией 2016 года стала картина «Розовый» («Pink») с одним из самых известных и уважаемых актёров страны Амитабхом Баччаном в главной роли. Этот фильм затрагивает проблему виктимблейминга, говорит о принципе согласия и уважении к правам женщины.

Современная Индия только начинает разговор о феминизме. Как и в любой укоренившейся патриархальной системе, идеи равноправия встречают сопротивление. Уже сейчас можно заметить, что девушки-миллениалы более независимы, чем их старшие сёстры и матери, и готовы постоять за себя - но эмансипация явно займёт много лет.

Фотографии: Wikimedia Commons , Reliance Entertainment, Getty Images (1)

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.