Внутри крепости находится собор. Петропавловская крепость

Храм, посвящённый небесным покровителям государя (Петру и Павлу), явно замышлялся как главный собор будущего города. Однако до 1712 г. это была, по отзывам иностранцев, «маленькая, но красивая русская церковь из дерева с красивой остроконечной башней в голландском стиле ».

Деревянный Петропавловский собор (1703-1712)

Строительство каменного собора, взамен деревянного, началось 8 июля 1712 г, сразу же после объявления Петербурга столицей Российского государства. Пётр требовал от Трезини спешить прежде всего с колокольней. Поэтому по воле Петра, первой сооружалась западная часть храма, где из тела собора вырастала четырёхъярусная колокольня с высоким тонким шпилем.

На царя особое впечатление производил шпиль церкви Святого Петра в Риге. По его приказу в Петербург даже были доставлены её чертежи и обмеры. Трезини же никогда не был в Риге, но он хорошо помнил колокольню церкви святого Николая в Копенгагене. Архитектурные мотивы колоколен этих церквей Трезини использовал как основополагающие в проекте Петропавловского собора.


Петропавловский собор (в центре) и его прототипы – церковь святого Николая в Копенгагене (слева) и церковь Святого Петра в Риге (справа)

Колокольня собора была явной антитезой крепости, она противоречила законам оборонительной науки. Но она находилась в полном согласии с законами градостроительства Нового времени. Впрочем, её сооружение началось в период, когда угроза военного нападения на Петербург ушла в прошлое, и город стал развиваться сообразно своей внутренней логике, не боясь вражеского обстрела.

Высокий и тонкий, покрытый медью шпиль колокольни является наибольшей достопримечательностью всего Петербурга.

Проект ангела на шпиле работы Д. Трезини (1722)

Трезиин были хорошо знакомы барочные фасады соборов Рима (по образцу церкви Иль Джезу XVI века). В церкви Святого Петра в Риге главный фасад был одновременно и основанием колокольни. Соединив итальянскую и североевропейскую традицию, Трезини создал новый, но вполне гармоничный архитектурный образ главного фасада Петропавловского собора.

Фасад Петропавловского собора (справа) и его «составляющие» – фасады церквей Ил Джузе в Риме и Святого Петра в Риге

В 1720 г. закончились каменные работы, а в 1725 г. отделали шпиль. Собор строили ещё 9 лет, до 1733 г.

Очертания восточной (алтарной) стены собора вторят облику Петровских ворот

29 июня 1733 года состоялось торжественное освящение собора. На его возведение ушло 30 лет. Это произведение архитектора Трезини стало не только главным и самым известным ансамблем Петербурга, но и его лучшим подношением городу.

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге (Санкт-Петербург, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры в Россию
  • Туры на Новый год по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Тонкий золотой силуэт Петропавловского собора - легко узнаваемый знаковый символ Северной столицы. С ним связано множество городских легенд и необычных исторических фактов. В этом храме никогда не венчались и не крестили детей. Даже отпевание усопших совершалось только для членов императорской семьи. Единственное исключение оговаривалось для комендантов Петропавловской крепости . Всех погребали сперва в самом соборе, а затем в специальной Великокняжеской усыпальнице.

История храма

Собор стоит на месте деревянной церкви на Заячьем острове, сооруженной по распоряжению Петра I в 1703 г. вместе с основанием будущей столицы. Каменные стены вокруг нее начали строить по проекту Доменико Трезини через 10 лет, не разрушая прежнего здания. В фундамент заложили частицу мощей святого Андрея Первозванного.

Для курантов башенных часов в Голландии купили редкостный карильон. После установки шпиля высотой 40 м в 1723 г. собор почти 300 лет оставался самым высоким зданием города. После 1917 г. большую часть ценностей вывезли в Москву, где и благополучно затеряли. Исторические артефакты осели в Эрмитаже и других музеях города. В 1924 г. собор тоже стал музеем, благодаря чему сбереглись его художественные ценности.

Архитектура и интерьер

Внешне это строение очень мало напоминает православный собор. Его прямоугольные стены украшают только строгие пилястры и барельефы херувимов над окнами. Главное внимание приковывается к барочному фасаду, плавно переходящему к высокой колокольне под золоченым шпилем. Его навершие - флюгер в виде ангела с крестом высотой 3,2 м.

Рассказывают, что однажды молния сильно повредила главное украшение собора. Только кровельщик Петр Телушкин сумел взобраться наверх по веревке и устранить дефект. Петр I наградил его пожизненным правом бесплатно пить хмельное во всех кабаках Российской империи. Дальнейшая судьба мастера неизвестна.

Доминантой интерьера служит великолепный резной иконостас со стоящими перед ним фигурами Петра, Павла и 4 евангелистов. Он весьма напоминает триумфальную арку. И понятно почему - император задумывал храм как памятник победам русского оружия. Здесь хранились ключи от взятых городов, шведские и турецкие знамена. Ныне большинство из них находятся в Эрмитаже, в соборе только копии. Экскурсанты поднимаются на колокольню, любуются панорамой Петропавловской крепости, осматривают механизм карильона.

Великокняжеская усыпальница

Второе предназначение собора - служить местом последнего упокоения членов императорской фамилии. Склеп самого Петра I находится в приделе Св. Екатерины.

Рядом с ним с 1998 г. лежат останки семьи Николая II и их спутников - врача, повара, слуги и горничной.

К началу 19 века места для захоронений в храме не осталось, и была построена специальная Великокняжеская усыпальница, соединенная с ним переходом. Последнее захоронение состоялось в 2006 г., когда сюда перенесли из Дании прах матери последнего русского царя императрицы Марии Федоровны. C 1990 г. В соборе совершаются панихиды по русским императорам.

Практическая информация

Как добраться: до ст. метро «Горьковская», затем пешком через Александровский парк и Кронверкскую набережную.

Время работы Петропавловского собора и Великокняжеской усыпальницы: с понедельника по пятницу с 10:00 до 19:00, в субботу - с 10:00 до 17:45, в воскресенье - с 11:00 до 17:45.

Цена билета для взрослых - 450 RUB, для учащихся - 250 RUB, для пенсионеров - 200 RUB. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

16 мая (27 мая по новому стилю) 1703 года на небольшом острове в дельте Невы была заложена крепость Санкт-Питербурх (позже Петербург), которая стала ядром будущего города.

Спустя полтора месяца в центре уже намеченной цитадели была заложена деревянная церковь во имя Св. Апостолов Петра и Павла. Позднее крепость неофициально тоже стали называть Петропавловской.

В 1712 году, когда Санкт-Петербург стал столицей России, деревянную церковь начали перестраивать в камне по проекту Д.Трезини, перестройка длилась 21 год. Новый Петропавловский собор был освящен 29 июня 1733 года в день Св. Апостолов Петра и Павла, как Кафедральный собор и главный придворный храм.
Собор в своем внешнем облике несет черты барокко, характерные для архитектуры первой трети XVIII века. Храм по православным канонам ориентирован с Запада на Восток.

В основании храма протяженный прямоугольный объем соединяет центральную главу с колокольней, которая в данном случае доминирует. Колокольня Петропавловского собора разделена по высоте на несколько ярусов. Каждый ярус украшен плоскими колоннами (пилястрами). Ярусы одинаковы по своей ширине, но два из них подхвачены по бокам декоративными завитками-волютами, которые создают впечатление большей устремленности вверх. В верхней части колокольни находятся часы-куранты.

Первые куранты были установлены по указу Петра. Государь лично приобрел их в Голландии. Для России начала XVIII века подобные часы стали настоящей диковиной, но они погибли в огне пожара 1756 года. Их место заняли новые, специально изготовленные в Голландии во второй половине XVIII века мастером Ортом Краассом.

В 50-годы XIX века часы были отремонтированы, тогда же их настроили на мелодию третьего Российского гимна композитора Д.Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе». Эта мелодия и сегодня звучит, отмечая каждый час. Благодаря уникальному механизму, колокола курантов звучат каждые 15 минут, а так же исполняют «Боже Царя храни» в 12 и 18 часов.

Венчает стройную колокольню легкий золотой шпиль. Первоначальные конструкции шпиля были деревянными, но в 50-е годы XIX века они были заменены на металлические, созданные по проекту ученого и инженера Д.И.Журавского. Игла шпиля завершена крестом с флюгером в виде парящего ангела. Шпиль Петропавловского собора является архитектурной доминантой Санкт-Петербурга, его высота 122.5 метра.

Внутреннее устройство Петропавловского собора и убранство его интерьера, так же как и внешний облик храма сочетает традиции русские и европейские.
Интерьер собора украшают многочисленные декоративные элементы. Особая роль отведена монументальным росписям. Это орнаментальные мотивы, христианские символы, а так же сюжеты и образы из Священного писания. Как в любом храме все росписи собора подчинены специальной программе, сюжеты и образы были строго отобраны Святейшим Синодом и должны были раскрывать определенную идею.

На протяжении XVIII-XIX веков росписи Петропавловского собора поновлялись, переписывались, некоторые первоначальные сюжеты были заменены на новые. Особую художественную ценность представляют сохранившиеся живописные картины, написанные на рубеже 20-30 годов XVIII века, ведущими художниками той поры: А.Матвеевым, Г.Гзеллем, Д.Соловьевым, В.Игнатьевым. На этих полотнах, украшающих пространство над онами боковых нефов, изображены сюжеты Нового Завета, а именно «Страсти Христовы».
Петербург родился в трудных условиях ведения Северной войны, в 1710 г. после победы под Выборгом в Петропавловский собор впервые были внесены трофейные знамена. С тех пор традиция хранить в храме неприятельские штандарты, была продолжена.
Сегодня на стенах Петропавловского собора закреплены турецкие и шведские знамена (подлинные в Эрмитаже ), захваченные в результате победоносных войн.Таким образом, Петропавловский собор является памятником воинской доблести и славы.
Резной золоченый иконостас Петропавловского собора выполнен по замыслу Д.Трезини в Москве под наблюдением русского архитектора И.П.Зарудного.
Около 50 резчиков и золотарей трудились над его созданием на протяжении четырех лет с 1722 по 1726 годы.

Все декоративные детали и скульптурные элементы вырезаны из липы, а каркас конструкции выполнен из лиственницы. Привезенный из Москвы иконостас был собран весной 1729 года. Благодаря обилию декоративных резных элементов, скульптуры и позолоте иконостас главного собора Петербурга получил торжественное и пышное звучание, что соответствовало стилю барокко. Так как Петропавловский собор являлся придворным, у пилона напротив алтаря, справа было установлено царское место, «Для стояния ее императорского Величества Анны Иоановны», выполненное под руководством Д.Трезини в 1732 году.

Царское место было осенено балдахином под деревянной короной на подушке с резными кистями и, крестообразно прикрепленными к ней, скипетром и шпагами. Все декоративные элементы вызолочены. Под балдахином находится щит на котором закреплен вышитый государственный герб, с обеих сторон щит задрапирован малиновым бархатом.
Петропавловский собор являлся не только придворным храмом, но и кафедральным, у пилона с другой стороны, неотъемлемый атрибут кафедрального собора-кафедра епископа. Она была выполнена из дерева в 1732 году столяром Н. Краскопом.

Петропавловский собор после смерти Петра I в 1725 году стал усыпальницей Дома Романовых. Здесь захоронены все российские императоры, кроме Петра II (который захоронен в Успенском соборе Московского Кремля) и Иоанна VI (Иоанн Антоновича, убитого в крепости Шлиссельбург). Ранее все могилы имели торжественное убранство-это и многочисленные серебряные и золотые венки, иконы и лампады, подношения и живые цветы.

К концу XIX века в Петропавловском соборе не осталось места для захоронений, было принято решение о сооружении Великокняжеской усыпальницы, которая соединена с собором специальной галереей.

Вход в собор был открыт для всех желающих, траурные церемонии проводились в соответствии со сложившейся традицией. Особое положение Петропавловского собора вносило существенные коррективы в его церковную деятельность. Здесь никогда не совершались такие христианские таинства, как крещение и венчание. Обряд отпевания совершался только над усопшими членами императорской фамилии, и лишь в отдельных случаях делались исключения для комендантов крепости, которых хоронили на Комендантском кладбище у соборной стены.
17 июля 1998 года в Петропавловском соборе были захоронены останки семьи Николая II, спустя 80 лет после убийства в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге. Местом захоронения стал Екатерининский придел.

В 90-е годы XX века в соборе возобновлены службы. Здесь проходят богослужения в дни памяти российских императоров, в дни Престольных праздников (день Св. Апостолов Петра и Павла, День Св. Екатерины, в день памяти Св. Александра Невского). Богослужения проходят по субботам и воскресеньям.

В 2001 году, благодаря усилиям директора Королевской школы карильона бельгийского города Мехелен-Йозефа Хаазена, в колокольне Петропавловского собора был восстановлен уникальный музыкальный инструмент–карильон.

Начиная с петровских времен все часы–куранты собора были снабжены карильоном. Благодаря специальной клавиатуре, колокола этого музыкального инструмента начинают звон. Сегодня в теплое время года вы можете насладиться игрой этого уникального музыкального инструмента.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 Пилявский В.И.,Тиц А.А.,Ушаков Ю.С.История русской архитектуры-Архитектура_С.,М.,2004,Павлов А.П.Храмы Санкт-Петербурга.Лениздат.,СПб.,2007

© Е. А. Паршина, 2009

Петропавловский собор в стиле петровского барокко в городе на Неве является частью архитектурного ансамбля знаменитой Петропавловской крепости и относится к церковной Епархии Санкт-Петербурга. Уже долгие годы он считается памятником архитектуры. В соборе находится усыпальница царских семей, начиная со времен Петра I. Высота храма равна 122,5 м. До середины XX века храм считался высочайшим строением в стране, а в Санкт-Петербурге здание большей высоты построили только в 2012 году.

История строительства собора

Биография собора начинается со времен Петра I. Именно благодаря велению этого государя было решено построить храм в честь Петра и Павла.

Предпосылки строительства

Строительство нового храма Петром I задумал неспроста. В 1712 г. Петербург стал столицей России, и нужно было подчеркнуть новый статус города. Для этого по задумке государя на территории Петропавловской крепости было решено построить храм, который будет располагаться в центре.

По предварительному проекту собор должен был подняться выше московских зданий: Меньшиковой башни и колокольни Ивана Великого. Храм стал архитектурным выражением идей того времени.

Возведение собора и его жизнь

Изначально при возведении Петропавловской крепости в 1703 г. вместе с сооружением земляных валов был построен деревянный храм. Его закладка состоялась 10 июля на Петров день. Через восемь месяцев 1 апреля состоялось освящение храма. 14 мая были проведены торжественные богослужения в честь знаменитой победы над шведами на Чудском озере.

Возведение каменного храма на этом же месте началось 30 мая 1712 г. При этом деревянную церковь разрушать не стали, она находилась внутри нового сооружения. Собор строился по чертежам архитектора — итальянца Д. Трезини, руководство строительством тоже возложили на него. Петр I приказал, чтобы работа начиналась с колокольни. Возведение храма затянулось по причине недостатка рабочей силы и стройматериалов, и главные работы были завершены только в 1720 г. Для установки шпиля был приглашен мастер из Голландии Харман ван Болос. Немного позднее его покрытие отделали золоченой медью. Задумка Петра I воплотилась в реальность: вышина Петропавловского собора в наивысшей точке была 112 м — это на 32 м больше колокольни московского кремля. Строительные и отделочные работы завершились уже после кончины царя в 1733 году.

В 1742 году Петропавловский собор получил статус кафедрального. Через шестнадцать лет этот статус передали только что построенному Исаакиевскому собору, а Петропавловский в 1769 году передали в ведомство при дворе государя.

В 1756 году в собор ударила молния, и начался пожар. Храм получил сильные повреждения, значительный урон был нанесен шпилю и часам, расположенным на фасаде. Восстановление здания длилось до 1772 года. В 1773 году был устроен новый придел святой Екатерины, и состоялось его освящение. Новые часы установили в 1776 году, через 20 лет после пожара. Куранты изготавливались по спецзаказу часовым мастером их Голландии Б. Оортом Красом. Жители Петербурга имели возможность каждый час слушать гимн Государства Российского.

В 1777 году в Петербурге прошла страшная буря, в которую был поврежден шпиль. Его восстановление поручили архитектору Петру Патону, а новую фигурку ангела с крестом взамен утерянной делал архитектор — итальянец Антонио Ринальди. Спустя 53 года в 1830 году возникла необходимость отремонтировать фигурку: починить крест и припаять крыло ангелу. Поистине героический поступок был совершен кровельным мастером Петром Телушкиным. Он с помощью веревок на руках поднялся на шпиль и выполнил требуемые работы.

В 1857-1858 годах по проекту архитектора К. А. Тона вместо деревянных стропил шпиля были установлены металлические. По предложению инженера Д. И. Журавского была разработана восьмигранная пирамидальная конструкция, связанная кольцами. После завершения строительства нового шпиля высота здания увеличилась на 10,5 м.

В 1866 году завершилась замена царских врат на новые, которые были изготовлены из бронзы по проекту архитектора А. Кракау. В 1877 году завершилась роспись новых плафонов, продлившаяся два года. Работу выполнял итальянский живописец Д. Больдини.

Члены царской семьи часто присутствовали на божественных литургиях в Петропавловском соборе. Некоторые панихиды удостаивал своим почтением сам государь. Когда Петра Великий умер, внутри храма было решено устроить усыпальницу, где и было упокоено его тело. С тех пор там стали погребать всех членов царской семьи. В 1865 году надгробья заменили на плиты, изготовленные из мрамора белого цвета. Сверху на них были высечены позолоченные кресты.

В 1919 году Петропавловский собор закрыли. С 1924 г. в здании устроили музей. Многие ценные реликвии передали другим музейным учреждениям.

Значительные повреждения собору были нанесены в ходе войны. Ремонт фасада был сделан в 1952 году. В 1954 году храм передали в ведомство Музея истории города. В 1957 г. завершилось восстановление внутреннего убранства здания.

Современное состояние

В 1990 году Петропавловский собор снова вернули православной церкви, тогда же начали проводиться панихиды по русским царям. В 2000 году начали проводить службы и литургии. Сейчас во главе храма стоит арх-п Александр. В отдельном зале собора располагается музей, где собраны уникальные коллекции церковной утвари.

Особенности архитектурного ансамбля

Архитектура Петропавловского собора резко отличается от шатровых храмов и церквей с куполами того времени. Храм выполнен в стиле западноевропейской архитектуры: здание в виде прямоугольника, расположенное в длину с востока на запад. Длина строения равна 61 м, ширина –27,5.

Общий вид Петропавловского собора отличается скромностью. Обрамления окон украшают херувимы, стены – колонновидные пилястры. 6 таких же пилястр украшают парадный вход с западной стороны. Фасад с восточной стороны расписан фреской, выполненной худ. П. Титовым. Барабан небольшого размера с куполом венчает предалтарную часть.

С западной стороны храма выстроена колокольня в несколько ярусов. От главного строения к колокольне плавный переход обеспечивают первые два яруса, которые постепенно расширяются. Третий ярус имеет позолоченную восьмискатную кровлю, на которой с четырех сторон расположены круглые окна, обрамленные белым камнем. Завершающим элементом является барабан с узкими окнами-проёмами. Купол барабана выполнен в виде короны, на которой установлена изящная золотая башенка. Далее идет шпиль длиной 40 метров, наверху которого находится фигурка ангела, держащего в руках крест. Издали её можно с трудом рассмотреть, на самом же деле она весит 250 кг и имеет размах крыльев в 3,8 метра и высоту 3,2 метра.

Внутреннее убранство собора

Внутренние помещения Петропавловского собора поражают своим великолепием. Большие мраморные колонны разделяют основной зал на 3 нефа. Пол сделан из известняковых плит. Для оформления стен использован родонит, яшма и мрамор. Колонны и стены украшены изящной лепниной, выполненной мастерами А. Квадри и И. Росси. При нанесении на стены изображений из Евангелия руководил работами художник Андрей Матвеев, под его началом были известные живописцы того времени Д. Соловьев, И. Бельский, В. Игнатьев, М. Захаров, В. Ярошевский, Г. Гзель. Петр Зыбин украшал плафоны центрального свода. Стены расписывали художники Негрубов и Воробьев.

Для освещения собора служат 5 бронзовых люстр, украшенных хрусталём и венецианским стеклом различного цвета. Четыре люстры являются точными копиями, сделанными в послевоенное время, пятая – это подлинник, датируемый XVIII в.

Тут похоронены русские императоры, императрицы и многочисленные родственники дома Романовых.

Когда-то он был самым высоким зданием России. Изначально высота сооружения составляла 112 метров, что на 32 метра выше колокольни Ивана Великого. Затем колокольня стала выше еще на 10,5 метров.

До 2012 года собор высотой 122,5 м был самым высоким из зданий Санкт-Петербурга. С 2013 года он является третьим по высоте зданием в городе, после 140-метрового небоскрёба Лидер Тауэр и жилого комплекса «Князь Александр Невский», высота которого составляет 124 метра.

На самом верху установлена фигура ангела с крестом в руках. Высота фигуры — 3,2 метра, размах крыльев — 3,8.

Строительство храма началось 29 июня 1703 года в день святых апостолов Петра и Павла на территории только что заложенной Петропавловской крепости. Освящение первой деревянной Петропавловской церкви состоялось 1 апреля 1704 года. 14 мая здесь провели праздничную службу в честь победы фельдмаршала Б. П. Шереметева над шведскими судами на Чудском озере.

30 мая 1712 года был заложен каменный Петропавловский собор. Он строился таким образом, что деревянный храм оставался внутри новой постройки. Работой руководил итальянский архитектор Доменико Трезини. В установке шпиля участвовал голландский мастер Харман ван Болос. По приказу Петра I строительство началось с колокольни. Из-за нехватки рабочих рук, бегства крестьян и недостатка рабочих материалов она была закончена только в 1720 году.

Однако шпиль колокольни был укрыт листами золочёной меди только спустя некоторое время. Весь собор был достроен только к 1733 году уже после смерти Петра I.

Есть старая легенда, что на шпиль собора сверху идет луч очень мощной космической энергии. Чтобы получить эту энергию, нужно встать лицом на восток на пятачок из меди, вмонтированный в пол в преддверии храма. Находится он точно под шпилем.

В 1919 году Петропавловский собор был закрыт, а в 1924 году превращён в музей, большинство ценных предметов конца XVII — начала XVIII веков (серебряная утварь, книги, облачения, иконы) было отдано в другие музеи.

В Великую Отечественную войну Петропавловский собор сильно пострадал. В 1952 году были отреставрированы фасады, в 1956—1957 годах — интерьеры. В 1954 году здание было передано Музею истории города.

Лишь в 2008 году в соборе было проведено первое после 1917 года пасхальное богослужение.

По своему плану и внешнему виду Петропавловский собор совершенно не похож на православные крестово-купольные или шатровые церкви. Храм представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание «зального» типа, характерное именно для западноевропейской архитектуры. Длина постройки — 61 метр, ширина — 27,5 метра

Внутреннее пространство храма разделено пилонами на три нефа мощными колоннами, расписанными под мрамор, и напоминает парадный зал. При его оформлении использовались мрамор, яшма, родонит. Пол собора вымощен известняковыми плитами.

Слева от входа есть гробница Великой княгини Александры Георгиевны. Она умерла молодой в результате несчастного случая. На 8-м месяце беременности прыгнула в лодку и промахнулась. А далее преждевременные роды, сына удалось спасти, а ее нет...

Надгробие Александры Георгиевны не выделяется из печального ряда надгробных монументов других членов императорской фамилии, и в то же время оно уникально. Ее гробница пуста.

В 1939 году по просьбе греческого правительства прах великой княгини Александры Георгиевны был перенесен в Афины. Как утверждает легенда, переговоры были недолгими, Сталин согласился отдать грекам прах великой княгини в обмен на бульдозер.

Царские врата в Петропавловском соборе.

Позолоченный резной иконостас высотой почти 20 метров исполнен в 1722—1726 годах в Москве. Первоначальный чертёж иконостаса принадлежит Доменико Трезини. Изготовление иконостаса выполнялось под руководством архитектора Ивана Зарудного, резчиками Трофимом Ивановым и Иваном Телегой.

Долгое время Петропавловский собор являлся памятником славы русского оружия. Здесь на протяжении двух столетий хранились трофейные знамена, ключи от захваченных русскими войсками городов и крепостей. В начале XX века эти реликвии были переданы в Эрмитаж. Теперь в соборе представлены копии шведских и турецких знамен.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.