3 примера ямба и хорея. Что такое ямб и хорей? Определение что такое ямб и как он используется

Прежде чем описывать конкретные определения (мол, амфибрахий - это... и т. д.), следует понять, что же такое стихосложение. Обычно под ним понимают принципы организации поэтической речи в одно ритмическое целое. Литературоведы разделяют метрическую и акцентную системы, причем первая, представленная античными произведениями, русскими народными стихами, является более древней. Акцентное стихосложение подразделяется, в свою очередь, на тоническую, силлабическую и силлабо-тоническую системы.

Обращение поэта к одной из них продиктовано особенностями его языка. Для силлабического стихосложения важным оказывается количество слогов, для тонического - ударений. Именно поэтому силлабическое стихосложение распространено в национальных литературах, которые пользуются языком с фиксированным ударением. К ним относятся польский, французский. Русской и украинской литературе также известны примеры силлабического стихосложения, однако оно, в силу вполне понятных причин, здесь не прижилось. Для силлабо-тонического стихосложения (а именно оно наиболее присуще русской поэзии) важным оказывается количество ударных и безударных слогов; схема их чередования получила название стихотворный размер. Он бывает двухсложным и трехсложным. К первой группе относятся ямб и хорей, ко второй - дактиль, амфибрахий, анапест.

Ямб

Как свидетельствовал М. Гаспаров, на долю этого стихотворного размера приходится примерно половина всех поэтических текстов второй половины XIX века. В ямбе стопа (сочетание ударного и безударного компонентов) состоит из двух слогов. Первый безударный, второй находится под ударением (например: «Опять стою я над Невой...»). В особо распространенным был 6-стопный ямб. Его употребляли преимущественно в так называемых высоких жанрах - одах или посланиях. Впоследствии 6-стопный, а также вольный ямб амфибрахий и другие трехсложные размеры полностью вытеснят.

Хорей

В данном случае под ударением оказывается первый слог двухсложной стопы (пример - знакомые строчки из детской поэзии «Мой веселый звонкий мяч»). Особенно часто в поэзии прошлого и позапрошлого столетий встречается 5-стопный хорей.

Дактиль

Переходим к трехсложным размерам. К ним относятся, как уже говорилось, дактиль, амфибрахий, анапест. Первый размер из этого списка начинается ударным слогом, а два остальных остаются невыделенными. Пример дактиля - строчка из поэзии Лермонтова: «Тучки небесные, вечные странники...»

Амфибрахий - это...

Ударный слог может находиться не в начале, а в середине трехсложной стопы. Подобная ритмическая организация строки ясно говорит, что перед нами амфибрахий. Это им написано знаменитое «Коня на скаку остановит...», являющееся едва ли не официальным гимном всех русских женщин.

Анапест

Наконец, ударение может падать на последний, третий слог, тогда мы имеем дело с анапестом. Он отчетливо проявляется, например, в строках: «Прозвучало над ясной рекою...» Анапест, амфибрахий и дактиль получили особое распространение в поэтических текстах позапрошлого века. Как указывает М. Гаспаров, изначально они были 4-стопными, однако затем их заменил вариант с тремя стопами.

Если вам необходимо в соответствии с заданием указать стихотворный размер, не беритесь наобум определять, амфибрахий это или, быть может, хорей. Или вообще русский народный стих. Для начала советуем текст прочитать вслух, не особо обращая внимание на смысл написанного, а просто чеканя каждую фразу. Как будто выбиваете дробь. После этого запишите строку, обозначьте ударные участки, нарисуйте схему системы стихосложения - и задание выполнено.

Однако не все так просто. В стихотворении могут присутствовать стопы, полностью состоящие из ударных (спондей) или безударных (пиррихий) слогов. Изначально названные термины применялись к античной поэзии. Применительно же к силлабо-тонической системе они просто обозначают пропуск (или наличие) ударения там, где его быть не должно. Кроме того, текст может быть написан дольником. Это значит, что в нем присутствует ритмическая организация, однако интервалы между различными слогами непостоянны. Яркий тому пример - строчки Блока: «Девушка пела в церковном хоре...»

В поэзии ХХ века также использовалась форма акцентного стиха (уже упомянутым Блоком, Маяковским). Он отличается равным количеством ударных слогов и насчитывает разное количество безударных компонентов. То есть по сути акцентный стих является воплощением тонической системы стихосложения в современной литературе. Встречаются и более экзотические случаи - сочетание одного ударного и трех безударных слогов (так зазываемый пеон). Им написаны знаменитые строчки: «Не думай о секундах свысока...» Также необходимо помнить о поэтических экспериментах футуристов, которые шли вразрез с любыми теоретическими представлениями.

Наконец, стихотворение может быть вообще белым. Это значит, что у него нет рифмы, однако ритмическая организация все же присутствует. Так что белый анапест или белый ямб в природе существуют.

Нижеследующее - это попытка максимально просто описать, что такое стихотворный размер и какие основные размеры бывают. Многое из этого я написал раньше в комментариях, но потом (почему-то) подумал, что это может быть интересно еще кому-то.

Скорее всего, те кому это было интересно - и так все прекрасно знают. Однако, как говорили Энрико Ферми и Стивен Вайнберг, никогда не следует недооценивать удовольствие, которое мы получаем, услышав что-нибудь нам уже известное.

Дисклеймер: я не филолог и даже не поэт, так что этот пост - от любителя для любителей. Если кто-то из профессионалов или более продвинутых любителей исправит или дополнит - буду благодарен.

Сначала несколько элементарных вещей, упоминаю их просто для дальнейшего контекста.

У каждого слова есть определенное количество слогов, равное количеству гласных звуков. Внутри каждого слова есть ударение. Есть простые слова с одним ударением (оборОна), а есть сложные слова с несколькими ударениями (оборОноспосОбность). Сложных слов с несколькими ударениями мало, и в стихах они встречаются редко.

Что со всем этим делают писатели?

Ничего. Они составляют слова в предложения, редко заботясь о том, сколько слогов будет в каждом слове и где будут стоять ударения в словах. Поэтому у прозы никакого выраженного ритма нет. Просто монотонный накат волн на берег, музыкальный шум. Ценность прозы не в ритме, а в содержании. Бывают исключения, но они в нашем рассмотрении сейчас не важны.

А что с этим делают поэты?

1) Для них кроме смысла важен и так называемый “ритм” или “размер”. Можно считать эти слова синонимами. Ритм/размер – это просто периодичность ударений в тексте. А именно, количество слогов между ударениями. (Строго говоря, есть разные системы стихосложения. Здесь идет речь только о наиболее популярной в русском и многих других языках силлабо–тонической системе, от греческих слов "слог" и "ударение", которая и основана на такой периодичности.)

Можно представлять, что период – это колебание маятника или метронома в одну сторону (в физике это называется полупериодом, но это неважно, мы будем называть это периодом). Каждое колебание – это одно ударение или один стук. Период – это время между ударениями, или “единица стиха”, т.е. ударный слог + безударные слоги следующие за ним до следующего ударного слога.

Когда поэты собирают слова в строки, они следят за тем, сколько слогов у этих слов и на какие слога падают ударения. Они собирают слова в цепочки как в детских конструкторах, чтобы при такой стыковке у ударений в словах была периодичность, как у колебаний маятника. Другими словами, чтобы между ударениями в строке было фиксированное количество безударных слогов.

Для чего это делается – вполне понятно. Как и периоды/ритмы в музыке, ритм в стихотворении воздействует на человека на эмоциональном уровне (собственно, стихосложение и родилось из песен). Добавляет еще одно измерение к идее и содержанию стихотворения, дополнительные краски и чувства. К сожалению, многие начинающие поэты считают, что наличие ритма и рифмы – это единственные требования к стихам, но это уже другая история.

2) Периоды в стихах, как правило, бывают из двух, трех и четырех слогов. Период из двух слогов – значит есть ударный слог, потом безударный, потом снова ударный и т.д. Т.е. у нас повторяются два слога, в которых один слог будет ударным. Период из трех слогов – значит есть ударный слог, потом два безударных, потом снова ударный и т.д. Т.е. у нас повторяются три слога, в которых один слог будет ударным. Аналогично будет и с периодом из четырех слогов. Периоды из пяти и более слогов используются редко.

В одном периоде только одно ударение. Оно может приходиться на разные слоги в периоде, однако в рамках одного стихотворения ударение будет всегда на определенный слог в периоде: только на первый слог, или только на второй и т.д. Так делается для того, чтобы между ударениями было одинаковое расстояние. Ниже в пункте 4 эти периоды расписаны более подробно.

В стихосложении вместо “физического” слова период используется свое слово “стопа”. Это просто синоним слова период, ничего более. Ниже я буду употреблять “период” и “стопа” как синонимы. Любопытно, что одним из создателей теории стоп, как и вообще силлабо-тонического стихосложения в русском языке, является Ломоносов, который был и физиком, и филологом, и многим другим.

3) А теперь стоить обратить внимание на одно отличие ударений в стихах от ударений в прозе. Хотя у каждого слова и есть свое ударение, мы иногда в стихах эти ударения пропускаем. Например,
ШаганЭ ты моЯ, ШаганЭ...
Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...

У слов “ты” и “мой”, если бы мы произносили их в прозе, были бы свои собственные ударения. Но в строках выше мы эти ударения пропускаем. Так сказать, закрываем на них глаза (или уши), игнорируем. Для чего мы это делаем? Чтобы у ударений в этих строках сохранялся период. В первой строке период состоит из трех слогов, во второй – из двух.

Вот и все основные идеи. Остальное – это просто разные виды такой периодичности, т.е. разное количество слогов в стопе и разные ударения внутри стоп.

4) Какие виды периодичности можно придумать? Это очень просто. Будем обозначать ударный слог как “1”, а безударный как “0” (обычно их обозначают как палочки и черточки, типа " _ , или / - и т.д., но такие обозначения ИМХО менее удобны и наглядны):

10 10 10 10 ...
01 01 01 01 ...

100 100 100 ...
010 010 010 ...
001 001 001 ...

1000 1000 1000 ...

и так далее. Можно настучать эти мотивы на столе, выделяя ударный слог более сильным стуком. Все названия типа “ямб”, “хорей” и т.д. придуманы просто для того, чтобы не рисовать каждый раз ритмы, как они нарисованы выше, а называть их стандартными названиями.

1 1 1 1 1 1 ... это Брахиколон (это и остальные названия размеров произошли от соответствующих греческих слов). Это редкий размер, в котором в стихотворении только слова из одного слога. У каждого слова будет свое ударение, т.е. все слоги в стихотворении будут ударными. Например, ДЕнь - нОчь, гОд прОчь. МИг - вЕк, бЫл - нЕт. В таком размере стихи писать сложно, и выглядит он слишком монотонно, хочется большего разнообразия.

10 10 10 10 .... это Хорей . Ударение упало на первый слог в строке, потом на третий, на пятый... т.е. на все нечетные слоги. Например, "БУря мглОю нЕбо крОет".
01 01 01 01 .... это Ямб . Ударение упало на второй слог, потом на четвертый, на шестой... т.е. на все четные слоги. Например, "Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил". Весь Евгений Онегин написан ямбом (точнее – четырехстопным ямбом; что такое “четырехстопный”, см. ниже в пункте 5).
У хорея и ямба период одинаковый - два слога (поэтому эти размеры называются двухсложными или двухдольными), просто ударение падает на разные слоги в этом периоде. Ямб - самый простой и популярный размер в русском стихосложении.

Период важен только внутри одной строки. На периодичность при переходе с одной строки на другую мы внимания не обращаем. Что выросло, то выросло. Например, у "Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил" строка заканчивается безударным слогом, а следующая строка тоже начинается с безударного слога, хотя в одной строке у ямба после безударного слога должен идти ударный. Это не проблема.

100 100 100 .... это Дактиль . Например, "КрУтится, вЕртится шАр голубОй".
010 010 010 ... это Амфибрахий . Например, "СижУ за решЕткой в темнИце сырОй".
001 001 001 ... это Анапест . Например, "ШаганЭ, ты моЯ ШаганЭ".
У дактиля, амфибрахия и анапеста периоды тоже одинаковые – три слога (поэтому эти размеры называются трехсложными или трехдольными).

1000 1000 1000....
0100 0100 0100....
0010 0010 0010....
0001 0001 0001....
Здесь сразу четыре разных случая, но все они называются одним словом Пеон и различаются названиями: “пеон с ударением на первом слоге” (или “первый пеон”), “пеон с ударением на втором слоге” (или “второй пеон”) и т.д. Например, "Не дУмай о секУндах свысокА. НастУпит время, сАм поймёшь, навЕрное". Это второй пеон.

Запоминать все эти названия не обязательно, хотя и просто, их совсем мало. Но в любом случае, главное это понимать общий принцип, а он очень простой.

Поэты выбирают размер не случайно. Определенный размер это не просто заданный ритм, но и заданное настроение, которое должно сочетаться с идеей и содержанием стихотворения. Ямб - сильное и энергичное звучание. Хорей - более мягкий и плавный. Трехсложные размеры (дактиль, амфибрахий, анапест) - гибкие, близки к разговорной речи. Пеон - часто философский и задумчивый. Конечно, бывают и исключения.

Все это, кстати, к рифме не имеет никакого отношения. У стихов должен быть размер безотносительно к тому, белые они или рифмованные. У последних будет особенность только в том, что рифмоваться должны ударные слоги.

5) Теперь остается только добавить, что стихотворения также различают по количеству периодов (стоп) в строке. Двухстопный – значит две стопы в строке. Трехстопный – три строки. Четырехстопный – четыре и т.д. Количество стоп - это уточнение размера в дополнение к обычному названию размера, типа ямб или хорей. Про конкретные стихотворения говорят не просто "написано ямбом", а, например, написано "четырехстопным ямбом".

Вот несколько примеров, любезно предоставленных нашим постоянным спонсором :

У попа была собака.
Оба умерли от рака.
- Две слога в стопе и ударение на первом слоге. Значит это хорей.
- Четыре ударения в строке, т.е. четыре стопы в строке. Значит это четырехстопный хорей.

Плывет в глазах холодный вечер,
дрожат снежинки на вагоне,
морозный ветер, бледный ветер
обтянет красные ладони,
- Две слога в стопе и ударение на втором слоге. Значит это ямб.
- Четыре ударения в строке, значит это четырехстопный ямб.

Ни страны, ни погоста
Не хочу выбирать.
На Васильевский остров
Я приду умирать
- Три слога в стопе и ударение на третьем слоге. Значит это анапест.
- Два ударения в строке, значит это двухстопный анапест.

Количество стоп в строке, как и длина стопы, также влияет на стиль стихотворения. Четырехстопные размеры (особенно четырестопный ямб) – самые популярные и богатые с точки зрения возможностей, могут применяться почти во всех случаях. Пятистопные и шестистопные – немного торжественные и эпические, присущи поэмам, драмам и сонетам. При этом у длинных строк - пятистопных и шестистопных - часто посередине делают небольшую паузу, так называемую “цезуру”. Она обычно уместна и по смыслу, и по ритму - сложно ведь прочитать длинную строку без пауз. В результате, длинная строка делится на две полустроки, а, например, шестистопный ямб будет звучать как трехстопный.

Суммируя, можно прийти к следующей иерархии “структурных единиц” в стихотворении: слог – стопа – строка – строфа. С точки зрения ритма и смыслового содержания, наиболее важная структурная единица это строка. В строфе обычно 4 строки, но может быть меньше или больше. Например, строфа сонета состоит из 14 строк, как и известная “Онегинская строфа" (иногда говорят, что строфа сонета состоит из нескольких “обычных” строф). В песнях строфы называются куплетами.

6) Как и во всех правилах, при определении размера бывают особые случаи. Например, какой размер у следующего стихотворения?
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана

Если поставить ударения так, как их и произносят в жизни, то получится
НочевАла тУчка золотАя
На грудИ утЕса-великАна

Какой это размер? Что-то непонятное... В таких случаях филологи добавляют “мнимые” ударения следующим образом:
НОчевАла тУчка зОлотАя
НА грудИ утЕса-вЕликАна

и, соответственно, называют это “хореем с пропусками ударений”. И даже придумали для этого специальное слово Пиррихий . Это встречается сплошь и рядом, особенно у двухсложных стоп, т.е. ямба и хорея. И понятно почему: мало у каких слов есть только одно или два слога, а значит в большинстве слов не получится выдерживать двухсложный ритм “ударение через одно”. А иногда бывает и противоположная ситуация: не пропускаются ударения, а добавляются дополнительные. Это называется Спондей .

Как в таких случаях определять размер? Добавить мнимые ударения или убрать лишние, чтобы получился постоянный период в каждой строке, как выше с золотой тучкой. И посчитать, что после этого получится.

7) Наконец, иногда размер в стихотворении может меняться, т.е. в разных строках он может быть разным. Обычно при этом сохраняется “тип” размера, т.е. длина стопы (например, ямб или хорей), но в разных строках будет разное количество стоп. Это нормально, просто такой прием. Он встречается, например, в баснях:
На Ель ворОна взОбралАсь,
ПозАвтракАть совсЕм уж сОбралАсь
- В первой строке четырехстопный ямб, во второй – пятистопный.

а также у нашего постоянного спонсора (у которого встречается все, что только можно придумать):
Я входИл вместо дИкого звЕря в клЕтку,
выжигАл свой срОк и кликУху гвоздЕм в барАке,
- В первой строке четырехстопный анапест, во второй – пятистопный.

Заодно, последние две строки иллюстрируют еще один особый случай: немного “грязный” размер, когда ритм/период выдерживается не вполне строго. Не просто отсутствующие или лишние ударения (как в пиррихии и спондее), а разное количество слогов в стопах. Но нашему спонсору это позволительно. Чередование и смешение размеров встречаются у него часто, но очень гармонично, он много и успешно экспериментировал. Нарушать правила надо уметь.

8) И, очень конспективно, о стихотворных размерах (тоже силлабо-тонических) в английском языке:
- "Размер" это metre (или meter в американском английском), а стопа - metric foot, что логично.
- Названия размеров звучат похоже: iambus, trochee, etc. Они образованы от тех же греческих слов, что в русском языке, но на английском произносятся в соответствии с особенностями английского языка.
- Названия для "двухстопный", "трехстопный" и т.д., в отличие от принципа этих названий на русском языке, тоже используются греческие, т.е. не twofeet или threefeet, а dimeter, trimeter, etc. При этом "шестистопный" на английском это hexameter. Наверное помните, что античные стихи это гекзаметры. И понятно почему, в античности стихи в основном писались шестистопным размером.
- Меньше строгость к соблюдению ритма, т.е. гораздо чаще, чем в русском языке, встречается "грязный" размер, когда количество слог в стопе непостоянно. Часто, но не всегда, такие места сглаживаются при чтении вслух за счет изменения произношения некоторых слов, а именно - проглатывания или растягивания некоторых слогов. Сначала это может казаться немного странным, нужно привыкнуть. Это не результат небрежности поэтов, просто такие особенности языка и его восприятия и произношения.
- Гораздо чаще встречаются белые стихи, чем в русском стихосложении. Например, большинство трагедий и комедий Шекспира написаны пятистопным нерифмованным ямбом (сонеты он писал в рифму).

Вот, собственно, и все. Теперь вам любая поэзия по плечу. Профит!

Даже высокая:

P.S. Рисунки предоставлены еще одним нашим спонсором, великолепным датским карикатуристом

Метры и размеры стиха

Хорей - двусложная стопа с ударением на первом слоге (схема стопы хорея: ! -), а в строке (стихе) в целом - на первом, третьем, пятом, седьмом и т.д. (Следует помнить, что возможны пропуски ударений на отдельных слогах и образование стоп пиррихия )

В небе тают облака, И, лучистая на зное, В искрах катится река, Словно зеркало стальное. ! - ! - ! - ! ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! ! - ! - ! - ! - Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя... ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! -

Хорей - (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха ("Я пропАл, как звЕрь в загОне", Б.Л.Пастернак). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея 4-, 6-стопный, с сер. 19 в. 5-стопный.


Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

литература двухсложные и трёхсложные размеры стихов.примеры. ямб. хорей. амфибрахий. анапест. дактиль. и получил лучший ответ

Ответ от Hanna Klokava[гуру]


Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.

Мчатся тучи, вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна

Одета, как ризой, она.


Роковая о гибели весть.

Поругание счастия есть.

В рабстве спасённое
Сердце свободное -
Золото, золото
Сердце народное!
В принципе различать их достаточно просто, нужно лишь вслушаться в ритм каждого

Ответ от Дмитрий Анатольевич [гуру]

Хорей

Листья падают в саду…
В этот старый сад, бывало,
Ранним утром я уйду

Ямб


Пусть жила жизни глубока:
Алмаз горит издалека -

Дактиль


Я при свечах навела;

Чудно горят зеркала. (А. Фет)
Амфибрахий


Я поднял сверкающий меч,


Анапест


Ты печален в цветистом лугу.
Повиликой средь нив золотых


Ответ от Albert gilmanov [новичек]
спасибо большое спас меня


Ответ от Забабурина евгения [новичек]
СПС


Ответ от Инга Софийская [новичек]
thankyou very much


Ответ от Людмила Барткив [новичек]
помогите определить каким размером написано стихотворение Я памятник себе воздвиг.. и После грома после бури После тяжких, мрачных дней


Ответ от Ђамрико Тамрико [новичек]
Спасибо вам всем


Ответ от Иван Переверзев [новичек]
Спасибо fry much


Ответ от Игрок Ролик [новичек]
спс


Ответ от Ольга Шельпякова [активный]
Людмиле Барткив:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа. (с)
Это чётностопный ямб. Двухсложная стопа с ударением на втором слоге.
Рифмовка перекрёстная.


Ответ от Ёергей Сушков [новичек]
Ямб - двухсложный размер, ударение на втором слоге. Пример:
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Хорей - также двухсложный, но ударение на первый слог:
Мчатся тучи, вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Амфибрахий - трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге:
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
Анапест - ударение на третьем слоге:
Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.
Ну и дактиль - трехсложная стопа с ударением на первом слоге:
В рабстве спасённое
Сердце свободное -
Золото, золото
Сердце народное!
В принципе различать их достаточно просто, нужно лишь вслушаться в ритм каждого
64 Нравится Пожаловаться


Ответ от Кирилл Кузнецов [новичек]
Существует довольно много видов размера стихосложения, принято выделять пять основных размеров - хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.
Хорей
Простой двусложный размер стихосложения. Ударения в нём приходятся на нечётные слоги (1, 3, 7 и т. д.) :
Листья падают в саду…
В этот старый сад, бывало,
Ранним утром я уйду
И блуждаю, где попало. (И. Бунин)
Ямб
Двусложный размер стихосложения, ударения падают на чётные слоги (2, 4, 6). Наиболее распространены 4-, 5-, и 6-стопный ямб. Например, "Евгений Онегин" написан четырёхстопным ямбом.
Так бей, не знай отдохновенья,
Пусть жила жизни глубока:
Алмаз горит издалека -
Дроби, мой гневный ямб, каменья! (А. Блок)
Дактиль
Трёхсложный размер стихосложения. Ударения падают преимущественно на 1,4,7 и т. д. слоги, то есть трехдольная стопа о трех же слогах со словесным ударением на первом слоге. Наиболее распространены двустопный и четырёхстопный дактили.
Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
Я при свечах навела;
В два ряда свет - и таинственным трепетом
Чудно горят зеркала. (А. Фет)
Амфибрахий
Трёхсложный размер стихосложения. Ударения падают преимущественно на 2, 5, 8, 11 и т. д. слоги. Наиболее распространён четырёхстопный амфибрахий:
Я долее слушать безумца не мог,
Я поднял сверкающий меч,
Певцу подарил я кровавый цветок
В награду за дерзкую речь. (Н. Гумилёв)
Анапест
Трёхсложный размер стихосложения. Ударения падают преимущественно на 3, 6, 9, 12 и т. д. слоги. Наиболее распространён трёхстопный анапест.
Мой любимый, мой князь, мой жених,
Ты печален в цветистом лугу.
Повиликой средь нив золотых
Завилась я на том берегу. (А. Блок)

В русском стихосложении за последние век-полтора произошло много изменений. Это касается как формы, так и содержания. Затронули изменения и саму систему стихосложения. Силлабо-тонические основы пошатнулись. Дольники, тактовик, акцентный стих завоёвывают популярность. Но классические стихотворные размеры по-прежнему актуальны. Два двусложных (ямб и хорей) и три трёхсложных (дактиль, амфибрахий и анапест) используются чаще всего. Это сложно, так как в русском языке мало двусложных и трёхсложных слов, а ударение непостоянно и подвижно. Поэтам приходится либо, изменяя размеру, добавлять стопы спондея, пиррихия, трибрахия и т.п., либо подстраиваться под размер, используя дополнительные ударения или инверсию.

Стопа

Все вы знаете свой размер обуви. То есть размер стопы. В стихах (стихотворных строчках) тоже есть свои стопы - повторяющиеся группы слогов. В силлабо-тонической системе учитывают ударные и безударные слоги. Ударные слоги в двусложной или трёхсложной стопе повторяются через определённое количество безударных.

Вот примеры стихотворных строчек, которые в реальной практике достаточно сложно встретить.

В двусложных словах первых двух строк ударение падает либо на первый слог (это хорей), либо на второй (это ямб)

Кровью брызжет солнца рана - ХОРЕЙ (-V/-V/-V/-V)

Стою в лесу пустом один - ЯМБ (V-/ V-/ V-/ V-)

В следующих строчках использованы трёхсложные слова: с ударением на первый слог (дактиль), на второй слог (амфибрахий), на третий слог (анапест).

Щёлкает пальцами озеро звонкое - ДАКТИЛЬ (-VV/-VV/-VV/-VV)

Руками, ногами цеплялся за жизнь - АМФИБРАХИЙ (V-V/V-V/V-V/V-)

Помогал выносить ураган - АНАПЕСТ (VV-/ VV-/ VV-)

Как уже говорилось выше, в русском языке мало двусложных и трёхсложных слов и ударение подвижно, поэтому в стихах приходится иметь дело с более сложными случаями.

Нумеруем слоги

Для определения размера можно выполнить простую работу. Пронумеруйте слоги в нескольких строках (начиная с единицы). Например, вот так:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

12 3 4 5 678 9

12 3 4 5 678

Между слогами нового слова сделайте пробел побольше, а ударный слог выделите.

Ударение падает на чётные слоги. Не на все, как мы видим: шестой слог безударный. Главное, что только на чётные. Это ямб. А ведь первое слово строчки трёхсложное, второе двусложное, а в третьем три или даже четыре слога. В последнем слове появляется второе, дополнительное ударение. Мы его почти не слышим, но оно всё-таки есть.

Вот ещё примеры ямба. Это, кстати, самый популярный размер в русских стихах.

Я помню чудное мгновенье… (1 2 3 4 56 78 9)

О доблестях, о подвигах, о славе… (1 2 34 5 6 78 9 10 11

В пушкинской строке ударение падает не только на чётные, но и на первый, нечётный слог. А что делать? Куда девать многочисленные односложные слова? Вроде бы местоимение, не предлог или союз: ударение должно быть обязательно. Должно, есть, но слабое. Основное - на соседнем слове: "пОмню".

Пример из Блока вообще непростой, на первый взгляд. Однако стоит предлог "о" присоединить, как и положено, к последующему существительному, как размер легко определяется. Ударение только на чётных слогах. Это ямб.

Запомните!

Ямб - ударение только на чётных слогах

Хорей - ударение только на нечётных слогах

Ещё потренируемся?

Шёпот, робкое дыханье… (1 2 3 45 67 8)

У Фета, как мы видим, хорей. Как и у Пушкина:

Буря мглою небо кроет… (12 34 56 78)

Здесь совершенно очевидно. И слова двусложные. Но бывает и по-другому.

Тучки небесные, вечные стран ники… (1 2 34 56 7 89 10 1112)

Как ныне сбирается вечный Олег … (1 2 3 45 67 8 9 1011 )

На заре ты её не буди… (1 23 4 56 7 89 )

В строках Лермонтова, Пушкина и Фета ударения то на чётных, то на нечётных слогах. Можно, конечно, запомнить:

Дактиль - ударение на первом, четвёртом, седьмом, десятом слогах

Амфибрахий - ударение на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом слогах

Анапест - ударение на третьем, шестом, девятом слогах

Но легко и ошибиться. Главное, что в трёхсложных размерах обязательно чередуются чётные и нечётные слоги с ударениями.

Итак, первое.

Нумеруем слоги, ставим ударения. Этим способом отличаем ямб, хорей и трёхсложные размеры друг от друга.

Как различать трёхсложные стопы?

Нумерацией мы можем отличить двусложные и трёхсложные размеры друг от друга. С трёхсложными сложнее. Одно радует: они встречаются не так часто.

Способ первый - подстановка.

Представьте себе, как выглядит стопа

Дактиля:

VV (ударный и два безударных)

Амфибрахия:

V-V (безударный, ударный, безударный)

Анапеста:

VV- (два безударных и ударный)

Чтобы запомнить, используйте свои приёмы. Мне, например, помогает сходство хорея и дактиля, ямба и амфибрахия. Анапест же похож на перевёрнутый дактиль.

Запомнив, как выглядит та или иная стопа, пробуйте подставлять её. Например, в строчки Лермонтова, Пушкина и Фета (см. выше).

Проверьте себя:

  1. Дактиль
  2. Амфибрахий
  3. Анапест

Запомните!

дактиль

-VV (ударный и два безударных)

амфибрахий

V-V (безударный, ударный, безударный)

анапест

VV- (два безударных и ударный)

Потренируемся?

Я памятник себе воздвиг нерукотворный…

1 2 34 56 78 9101112 13

Ударение на чётных слогах - это ямб.

Выхожу один я на дорогу…

123 45 6 7 89 10

А здесь на нечётных. Это хорей.

Славная осень! Морозные ночи…

1 23 4 5 67 89 10 11

У Некрасова чередуются нечётные и чётные ударные слоги. Это трёхсложный размер (довольно часто используемый Некрасовым). Представляем, как выглядит та или иная трёхсложная стопа. Сколько таких стоп в строке. Это дактиль. Он похож на хорей, только вместо одного безударного - два. В стихе три полных стопы и одна из двух слогов, укороченная:

VV / -VV / -VV / -V

Тренируйтесь на известных и неизвестных стихотворениях. Если сомневайтесь, не стесняйтесь спрашивать у специалистов. Обращайтесь - вам помогут. До встречи!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.