Физико-географическое положение. Географическое положение и границы россии Что такое физико географическое положение страны

Для ЦЭР в целом характерен равнинный рельеф, обусловленный особенностями геологического строения. Эта территория в тектоническом отношении представляет собой часть обширной Русской платформы. Хотя в целом Центр является равнинным районом, в его пределах можно довольно ясно различить разные по характеру рельефа области. На северо-западе расположена Валдайская возвышенность, к которой примыкают обширные низины. Южнее в широтном направлении через Смоленск, Вязьму и далее тянется Смоленская возвышенность. На юго-западе в пределы Центра заходит краем Приднепровская низменность. На юго-востоке Центра представлено одно из звеньев обширного пояса низин, одной из которых является Мещерская низменность. Южная часть Центра лежит в пределах среднерусской возвышенности, которая на востоке переходит в Окско-Донскую низменность. Наиболее пониженная часть района -- это долина реки Оки.

Климат.

Район Центра лежит в пределах атлантико-континентальной климатической области умеренного пояса. Для него характерны не слишком холодная зима и теплое, но не чрезмерно жаркое лето. Во все сезоны преобладают западные ветры, приносящие воздух атлантического происхождения. Наиболее низкие температуры наблюдаются в январе: в среднем от -8° на западе до -12° на востоке района. Летом различия внутри района гораздо меньше, чем зимой: от +18° на северо-западе до +20° на юго-востоке. Годовая амплитуда температуры воздуха в Центре сравнительно невелика (26-30°). Среднее продолжительность безморозного периода составляет 125-140 дней для открытого ровного места, а сумма температур за это время 1800-2300°, что позволяет успешно возделывать в Центре большую часть зерновых, картофель, овощи, кормовые травы, лен. Среднегодовое количество осадков составляет 450-600 мм.

Одновременно ЦЭР стал приграничным: он граничит с Беларусью и Украиной. Из российских регионов ЦЭР граничит с Северо-Западным, Северным, Волго-Вятским, Поволжским и Центрально-Черноземным районами, с которыми развиваются интенсивные хозяйственные отношения и образуются межрегиональные ассоциации.

Гидрография.

Поверхностные водные, источники района, представлены разветвленной речной сетью, относящейся к бассейнам Каспийского, Черного и Балтийского морей. Обеспеченность ресурсами поверхностных вод территории района уменьшается с севера-северо-запада на юг-юго-восток. Наиболее крупные реки района -- Волга с притоками Окой, Мологой, Костромой и другими, Днепр с Десной, Западная Двина, Дон. Однако в результате положения в районе главных водоразделов в Центре нет особенно крупных водостоков -- все значительные реки протекают здесь своими верховьями, набирая полную силу уже за пределами района. Судоходные реки -- Волга, Ока, Москва. Другие реки района не имеют большого транспортного значения и в основном играют роль местных источников водоснабжения. Озера многочисленны, но не велики. Северная половина района отличается значительной заболоченностью. Почти повсеместно здесь встречаются тысячи больших и малых болот.

Наиболее характерны для большей части района (к северу от Оки) дерново-подзолистые почвы. С сильной заболоченностью северной части район связано довольно широкое распространение подзолисто-болотных почв. В качестве своеобразных “островов” среди подзолистых почв выделяются массивы темноцветных, более плодородных серых лесных почв. Южная часть Центра резко отличается по почвам от основной его территории. Здесь -- значительно более плодородные серые лесные почвы и черноземы, которые издавна интенсивно распахивались и утратили часть своего природного плодородия.

Центральный район расположен в двух природных зонах:

Лесостепной, занимающей его среднюю и южную часть (восточное Подолье и Приднепровье), и Лесной (Центральное Полесье).

Среди природных факторов, которые влияют на формирование районного хозяйственного комплекса, наибольшее значение имеют почвенно-климатические, минерально-сырьевые, лесные и водные ресурсы, рельеф. Сочетание всех этих факторов создает чрезвычайно благоприятные условия для развития многих отраслей промышленности и сельского хозяйства, формирования сложных и разнообразных по специализации отраслевых и межотраслевых территориальных комплексов, в частности топливно-энергетического, агропромышленного, лесопромышленного, строительно-индустриального.

Географическое положение

положение какого либо пункта или ареала земной поверхности по отношению к территориям или объектам, находящимся вне этого пункта или ареала. Под Г. п. в математической географии понимается широта и долгота данных пунктов или местности, в физической географии - их положение в отношении физико-географических объектов (материков, гор. океанов, морей, рек, озёр и т.д.). В экономической и политической географии под Г. п. понимают положение страны, района, населённого пункта и иных объектов по отношению к др. экономико-географическим (включая пути сообщения, рынки, хозяйственным центры и т.д.) и физико-географическим объектам, а также положение страны относительно др. государств и их групп. Г. п. является одним из условий развития стран, районов, городов и др. населённых пунктов. Практическое значение Г. п. изменяется в различных социально-экономических формациях.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Географическое положение" в других словарях:

    Большой Энциклопедический словарь

    географическое положение - Характеристика расположения объекта на земной поверхности относительно других географических объектов и стран света … Словарь по географии

    Положение какого либо пункта или иного объекта на земной поверхности по отношению к другим территориям или объектам; относительно поверхности Земли географическое положение определяется с помощью координат. Различают географическое положение по… … Энциклопедический словарь

    Положение географического объекта на поверхности Земли в рамках заданной системы координат и по отношению к любым вне его расположенным данностям, оказывающим прямое или косвенное воздействие на данный объект. При конкретном изучении… … Географическая энциклопедия

    Положение к. л. пункта или иного объекта на земной поверхности по отношению к др. терр. или объектам; относительно поверхности Земли Г. п. определяется с помощью координат. Различают Г. п. по отношению к природным объектам и к экон. геогр.… … Естествознание. Энциклопедический словарь

    - … Википедия

    - … Википедия

    - (ЭГП) это отношение объекта города, района, страны к вне его лежащим объектам, имеющим то или иное экономическое значение, все равно, будут ли эти объекты природного порядка или созданные в процессе истории (по Н.Н.Баранскому). Другими словами,… … Википедия

    Положение региона или страны относительно других объектов, имеющих для него экономическое значение. Э. г. п. категория историческая, может измениться в связи со строительством ж. д. или электростанции, началом разра­ботки месторождения полезного… … Географическая энциклопедия

    Положение месторождения, предприятия, города, района, страны или иного экономико географического объекта по отношению к прочим экономико географическим объектам, имеющим для него хозяйственное значение. Оценка ЭГП объекта зависит от его положения … Финансовый словарь

Книги

  • Очерки по истории географических открытий , Магидович И.. Цель предлагаемой книги - показать, как сложилось в результате многих сотен путешествий, начиная с…
  • Географическое положение и территориальные структуры. Памяти И. М. Маергойза , . Сборник посвящен памяти выдающегося советского экономико-географа Исаака Моисеевича Маергойза. Свое…

Площадь: 357 тыс. км 2

Население: 82 млн человек Столица: Берлин

Географическое положение. Страна располагается в умеренных широтах на западе Евразии и входит в состав ее наиболее экономически развитого региона - Западной Европы. Германия - приморская страна. Ее северное побережье омывают воды шельфовых морей Атлантического океана - Северного и Балтийского. Южная граница располагается в глубине Европы, протягиваясь по предгорьям Альп.

Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые. Большая часть страны располагается на молодой Западно-Европейской платформе, а крайняя южная соответствует области молодой складчатости.

В северной части страны, расположенной на платформе, находится Северо-Германская низменность . Ее поверхность сохранила следы древнего оледенения - цепочки невысоких моренных гряд и холмов. Западную часть низменности занимают болотистые низины - марши , образование которых вызвано опусканием платформы (рис. 87).

Рис. 87 Марши

Рис. 88 Польдеры

Ландшафты Северо-Германской низменности очень разнообразны. Побережье Северного моря окаймлено низменными песчаными островами. Дальше вглубь располагается полоса осушки - ватты, еще дальше - марши - земли, затопляемые лишь во время самых высоких приливов. Осушенные и возделанные участки маршей, защищенные дамбами от затопления морскими и речными водами - польдеры , после проведения мелиорации используются в сельском хозяйстве (рис. 88). Долины рек разделены гестами - песчаными участками. Перенесенный ветром и переотложенный песок образовал на низменности дюны. На юге, у подножий гор и в межгорных котловинах распространялся тонкозернистый пылеватый материал - лёсс; на нем сформированы самые плодородные в стране почвы.

К югу рельеф повышается. В центральной Германии структуры кристаллического фундамента образуют средневысотные (до 1500 м) горы - Шварцвальд (рис. 89), Рейнские, Гарц , - ступенями поднимающиеся от соседних равнин. Платообразные поверхности прорезаны долинами с крутыми склонами, по ним текут порожистые реки. Самый мощный разлом, в котором находится долина крупнейшей реки страны - Рейна (1320 км), прорезает Шварцвальд.

Шварцвальд (рис. 89)

Баварские Альпы (рис. 90)

Южная Германия является наиболее высокой, она занимает северные склоны самой мощной и молодой горной системы Европы - Альп. Немецкие Баварские Альпы достигают 2968 м. В рельефе хорошо видны следы древнего оледенения - троговые долины, цирки и кары. Подножия покрыты лесами, горные вершины - остроконечны (рис. 90).

Геологическим строением обусловлено разнообразие полезных ископаемых. Многочисленны, но не богаты рудные месторождения центральной Германии - меди, полиметаллов, железной руды. В Рейнских горах располагается одно из крупнейших в Европе месторождений каменного угля - Рурский бассейн . В межгорных котловинах центральной Германии и на Северо-Германской низменности - калийных и каменной солей, серы. В шельфовой зоне и на западе Северо-Германской низменности - природного газа и нефти.

Климат. Реки. Ландшафты. Климат Германии - умеренный, переходный от морского к умеренно континентальному. От климата нашей страны он отличается мягкостью и большимЂ количеством осадков: зима здесь теплая (около 0 °С) и чаще, чем снегопады, идут дожди, вызывающие паводки на реках и наводнения; а лето - не жаркое, засухи бывают редко. Влажный климат обусловливает многочисленность рек. На территории страны располагается важнейший европейский водораздел - между бассейнами северных и южных морей Атлантического океана. Самые крупные реки - Рейн (рис. 91), Эльба, Одер - несут воды в Северное и Балтийское моря. Южная окраина страны принадлежит бассейну Черного моря (Дунай и его притоки). Реки обоих бассейнов соединены многочисленными каналами. Вся эта водная система образует трансъевропейский водный путь от Черного до Северного моря.

Река - Рейн (рис. 91)

Канал Дунай - Майн, или Европейский канал, обеспечивает транспортное речное сообщение между Северным и Черным морями. Идея соединения двух рек через европейский водораздел высказывалась еще в VIII в. В 793 г. Карл Великий начал строительство Каролингского канала. В первой половине XIX в. был построен альтернативный Людвигов канал. Строительные работы велись и в Первую, и во Вторую мировую войны. Строительство Европейского канала было начато в 1960 г. и завершилось спустя 22 года.

Естественные ландшафты Германии, как и всего западноевропейского региона, испытывают сильную антропогенную нагрузку, и в процессе хозяйственной деятельности они сильно трансформированы. Около 30 % территории (главным образом на юге) занимают широколиственные леса из бука, дуба, каштана, клена.

Население. По численности населения (82 млн чел.) Германия занимает первое место в Европе (без России). С начала 1970-х гг. и на протяжении 1990-2000 гг. смертность (11 ‰) в стране постоянно превышала рождаемость (9 ‰), и коэффициент естественного прироста был отрицателен (–2 ‰). В настоящее время он составляет –1 ‰. Особенно низка рождаемость в восточных землях - на территории бывшей ГДР. Тем не менее, общая численность населения Германии растет. Основной причиной этого является приток иммигрантов. Этнический состав населения Германии однороден: более 90 % - это немцы. В последние годы растет, в основном за счет иммигрантов, удельный вес других этнических групп. Преобладающая религия - христианство. Примерно одинаково представлены протестанты (в основном лютеране) и католики. Но значительная часть населения страны (по некоторым данным, около 50 %) к числу верующих себя не относит. Германия - одна из наиболее густонаселенных стран Европы. Средняя плотность населения составляет 230 чел./км 2 .

Более 80 % населения Германии живет в городах, треть из них - в крупных, численностью более 100 тыс. чел. Берлин (3,5 млн), Гамбург (1,7 млн), Мюнхен (1,4 млн) являются ядрами крупнейших агломераций. В самом крупном городском мегалополисе Рейн - Рур проживает около 11 млн чел.

Хозяйство. Германия - высокоразвитая страна, вступившая на путь постиндустриального развития. Ведущее место в материальном производстве занимает промышленность, специализирующаяся на выпуске разнообразной продукции обрабатывающих отраслей, преимущественно наукоемких. В связи с истощением минерально-сырьевых ресурсов в стране практически исчезли железорудная, медная, урановая отрасли, сократилась добыча угля. В результате неук лонно сокращается удельный вес горнодобывающей отрасли. Хозяйственный комплекс страны сильно интегрирован в европейскую экономику. Германия - мировой лидер по производству и экспорту продукции органической химии, станков, автомобилей. Более 30 % промышленной продукции экспортируется.

В 50-е годы ХХ в. Рур давал 60% выплавки стали и 80% добычи каменного угля в стране. Но уже в 1960-х годах ориентация на импорт дешевой нефти привела к закрытию угольных шахт в Руре. Сократилось и производство в черной металлургии. Рурская область перешла в категорию депрессивных районов. Власти страны разработали комплекс мер по модернизации ведущих отраслей, их техническому переоснащению. Этот старопромышленный район, переживший своего рода «реанимацию», теперь находится в стадии «выздоровления». Перспективы его дальнейшего развития связаны с современной черной металлургией, ориентированной на выпуск спецсталей, а также с модернизированной угольной промышленностью и с металлоемким машиностроением.

Рис. 92. Автомобилестроение в Германии: 1 - головное офисное здание «БМВ» в Мюнхене

Рис. 92 2 - сборочный конвейер

В промышленности ведущую роль играют обрабатывающие производства. Наибольшей масштабностью и комплексностью структуры характеризуется машиностроение , около 40 % продукции которого экспортируется. Немецкое автомобилестроение уступает лишь американскому (США) и японскому; 3 / 5 его продукции приходится на три компании - «Фольксваген», «Даймлер», «БМВ» (рис. 92). Ведущие позиции занимает судостроение (гражданское и военное). По суммарной вместимости построенных судов Германия является 4-й в мире. Цент ры морского судостроения - Киль, Гамбург, Бремен, Росток. Традиционно развита авиационная промышленность, во второй половине ХХ в. трансформировавшаяся в аэрокосмическую. Она производит авиационные и ракетные двигатели. Главные цент ры - Мюнхен и Гамбург. Мировой известностью пользуется продукция оптико-механической промышленности. Германия уверенно занимает 2-е место в мире по экспорту (13 %) и по импорту (7 %) продукции многоотраслевой химической промышленности. Прежде она развивалась на основе угольного сырья, поэтому производства азотных удобрений, взрывчатых веществ, синтетических смол, каучука, пластмасс размещены в районах его добычи. Развитие нефтехимии обусловило сдвиг производств к морю. Сейчас главный район химиче ской промышленности - земля Северный Рейн-Вестфалия.

В сельском хозяйстве используется около 35 % земель и производится около 2 % ВВП страны. Основную часть сельскохозяйственной продукции (70 %) производит животноводство , специализирующееся на разведении крупного рогатого скота (2 / 5 всей продукции сельского хозяйства) преимущественно молочного направления. Развито свиноводство; по поголовью свиней страна лидирует в Европе. Практически полностью удовлетворяются потребности в мясной и молочной продукции, основная часть которой проходит промышленную переработку. Растениеводство играет подчиненную роль и специализируется преимущественно на производстве кормов: кормовых корнеплодов, кукурузы на зеленый корм и силос, кормовых трав. Среди зерновых доминируют рожь (3 / 4), овес, ячмень. Специальные его сорта выращивают для производства пива. Продовольственным зерном страна обеспечивает себя полностью, значительная часть кормового зерна (особенно кукурузы) импортируется.

Среди других направлений растениеводства выделяется производство сахарной свеклы. Бавария - крупнейший в мире район хмелеводства. В Восточной Германии большие площади отведены под картофель. Из масличных культур выращивают рапс, посевы которого значительно превышают посевы подсолнечника. В Западной Германии виноградарство по объему товарной продукции превосходит плодоводство и овощеводство.

Транспорт и внешние экономические связи. Германия обладает густой и равномерно распределенной транспортной сетью. Центральное положение в Европе, интенсивность хозяйственных связей с соседними странами определяют большую долю трансграничных перевозок . В суммарном грузообороте лидирует автомобильный транспорт (2 / 3). Далее следуют железнодорожный, внутренний водный и трубопроводный. В пассажирообороте доминирует автомобильный транспорт (9 / 10).

Германия занимает 2-е место в мире после США по объему внешней торговли. Ее доля в мировом экспорте товаров составляет 10 %. Экспорт уже давно превышает импорт. В его структуре доминирует продукция машиностроения и химической промышленности, но широко представлены и другие обрабатывающие отрасли. В импорте, помимо готовой продукции, велик удельный вес нефти и газа, металлургического сырья, продовольствия. Во внешнеэкономических связях Германии ярко отражается экономическая интеграция .

Страна ориентируется преимущественно на развитые страны Запада, в первую очередь - на партнеров по ЕС (50 % внешнеторгового оборота). На них приходится большая часть экспорта капиталов, платежей, связанных с использованием в Германии иностранной рабочей силы, доходов от международного туризма. Германия - главный торговый партнер и для большинства стран ЕС.

Список литературы

1. География 9 класс/ Учебное пособие для 9 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения/ Под редакцией Н. В. Науменко/ Минск «Народная асвета» 2011

Введение.

Природно-климатические условия

Территория учреждения расположена в умеренном предгорном агроклиматическом районе. Для этого района характерна неустойчивая зима, со значительными колебаниями температуры, минимально температура опускается до -12 0 - 18 0 С. Жаркое лето с повышенным температурным фоном, максимально температура поднимается до + 35 0 +39 0 С. В зоне расположения учреждения количество дней с ветром выше 10 м/сек за зимний и весенний период (январь - апрель), составляет 25-30 дней; выше 5 м/сек - 58-60 дней. Безморозный период длится 6 месяцев или 190 дней. Число дней со снегом составляет 40-45 дней. Общая высота снежного покрова 20-25 см. Дата первого (осеннего) заморозка 10 ноября и последнего (весеннего) 15 апреля. В 2006 году в январе в течении 8 дней температура достигала – 26 0 С в результате этого продукция сельского хозяйства, особенно садоводство и столовые сорта винограда местами вымерзли.

Осадков выпадает мало 400-450 мм за год. Максимальное количество осадков приходится на летне-осенний период, несмотря на это их недостаточно в связи с сильными испарениями в результате высоких температур, так как сумма активных температур (выше 12 0 С составляет 190 и более дней). Основным фактором является влага, которая и определяет урожайность сельскохозяйственных культур.

Зимой и весной преобладают северо-восточные ветра, летом южные и юго-западные. Наибольшие скорости ветра достигают весной (в марте - апреле), что позволяет быстрому испарению влаги и высушиванию почвы.

Грунтовые воды залегают на различной глубине, степень минерализации средняя. Почвы вполне пригодные для выращивания однолетних и многолетних насаждений.

Введение…………………………………………………………………………...2

1.Атмосферное давление и ветер………………………………………………...3

1.1 Атмосферное давление……………………………………………….……

2.Температурный режим атмосферы …………………………………………...

2.1Средняя температура воздуха ……………………………………………...

2.2Экстремальные температуры воздуха……………………………………..

3.Влажность воздуха……………………………………………………….……

3.1Давление водяного пара……………………………………………..……..

3.2.Относительная влажность воздуха………………………………………...

4.Атмосферные осадки……………………………………………………………

Заключение……………………………………………………………………….


Под климатом , в узком смысле слова, или локальным климатом , понимают совокупность атмосферных условий за многолетний период, свойственных тому или иному месту в зависимости от его географической обстановки. Под географической обстановкой подразумевается не только положение местности, т.е широта, долгота и высота над уровнем моря, но и характер земной поверхности, орография, почвенный покров и др. В пределах от нескольких десятков до нескольких сотен лет локальный климат обладает определенной устойчивостью и является одной из физико-географических характеристик местности. Однако локальный климат устойчив, если географическое распределение климатов, на земном шаре, определяемое состоянием глобальной климатической системы, сравнительно мало меняется.


Климатом данной местности называется характерный для нее многолетний режим погоды, определяемый солнечной радиацией, ее преобразованиями в деятельном слое земной поверхности и связанные с ними циркуляции атмосферы и океанов.

Цель : изучение климата г.Самара

При этом были решены следующие задачи :

1) изучение литературы

2) сбор и обработка материала

3) анализ полученных результатов

Анализ проводился по данным физико-географического положения, температуры почвы и воздуха, скорости ветра, парциального давления водяного пара, относительной влажности, осадкам, атмосферным явлениям (туманам, грозам, метелям).


Физико-географическое положение - это пространственное расположение какой-либо местности (страны, района, населенного пункта или какого-либо другого объекта) по отношению к физико-географическим данностям (экватору, начальному меридиану, горным системам, морям и океанам и т.д.).

Соответственно физико-географическое положение определяется: географическими координатами (широта, долгота), абсолютной высотой по отношению к уровню моря, близостью (или отдаленностью) к морю, рекам, озерам, горам и т.п., положением в составе (расположением) природных (климатических, почвенно-растительных, зоогеографических) зон.

Самарская область расположена на юго-востоке Восточно-Европейской равнины, в центральной части России в 1000 км от Москвы в среднем течении реки Волги по обоим ее берегам, где она делает дугообразную излучину – Самарскую луку. Делится на правобережную и левобережную части.

Правобережье занято Приволжской возвышенностью, пересечённой оврагами и балками. В северной части Самарской Луки - горы Жигули (высота до 370 м). В левобережье, на северо-западе расположено Низкое Заволжье, на северо-востоке - Высокое Заволжье (Сокольи, Кинельские Яры). На юге - пологоволнистая равнина (Средний Сырт, Каменный Сырт), переходящая на юго-востоке в Общий Сырт.

Протяженность области с севера на юг - 335 км, с запада на восток - 315 км. Занимает площадь в 53,6 тыс. кв. км. Это 0,3% общей площади территории России. Граничит с Ульяновской, Саратовской, Оренбургской областями и Республикой Татарстан.

Самара расположена на излучине Самарской луки, на левом берегу реки Волги, между устьями рек Самара и Сок. Протяженность в меридианном направлении - 50 км, в широтном - 20 км. Географические координаты 53°12" северной широты и 50°06" восточной долготы. Площадь территории города - около 465,97 км² .

Город расположен на новых образованиях, которые лежат на пермских породах. Со стороны Волги преобладают песчаные почвы, со стороны реки Самара - глинистые.

На севере города расположены Сокольи горы. Максимальная вершина гора Тип-Тяв - 286 метров.

Географическое положение (ГП) характеризуется взаимоотношением объекта с его внешней средой. С течением времени оно может изменяться. Оценка географического положения рассматривается учеными как оценка важнейшего фактора развития хозяйства региона, а иногда оно рассматривается и как самостоятельный ресурс. К.П. Космачев считал возможным рассматривать ГП в качестве одного из видов ресурсов и даже говорил о запасах ресурсов ГП: «Их запасы при прочих равных условиях обратно пропорциональны экономической удаленности осваиваемой территории по отношению к освоенной и прямо пропорциональны размерам хозяйственного потенциала последней» .

Географическое положение территории раскрывается через территориальные отношения по ряду положений . Рассмотрим основные виды географического положения по Н.С. Мироненко .

Ø Геодезическое положение это расположение объекта в географической координатной сетке, т.е. в геодезическом пространстве.

Крайняя северная точка ХМАО лежит в Березовском районе, на Народоитьинском кряже и имеет координаты 65 0 43" с.ш. и 62 0 в.д.

Крайняя западная точка лежит в Березовском районе на хребте Монь-Хамво и имеет координаты 63 0 01" с.ш. и 59 0 48" в.д.

Крайняя восточная точка лежит в Нижневартовском районе на водораздельной поверхности рек Вах, Танксес и Сым, и имеет координаты 61 0 28" с.ш. и 85 0 58" в.д.

Крайняя южная точка лежит в Кондинском районе на междуречье рек Кума (правый приток Конды) и Носка (левый приток Иртыша) и имеет координаты 58 0 35" с.ш. и 66 0 21" в.д.

Площадь ХМАО-Югры составляет 534 800 км 2 . Общая протяженность внешних границ округа составляет около 4733 км. С севера на юг округ протянулся на 900 км, с запада на восток – на 1400 км. От крайней северной точки округа до Северного полярного круга – 98 км, а от крайней южной точки округа до южных границ России – 428 км.

Ø В физико-географическом пространстве территория ХМАО лежит в пределах трех подзон (северной, средней и южной) тайги и горных областей Урала (юго-восточная часть Приполярного и северо-восточная часть Северного Урала).

Территория ХМАО занимает части крупных тектонических структур – Уральской складчатой области и Западно-Сибирской плиты, что объясняет богатство, разнообразие и специфику ее минерально-ресурсного потенциала.

Округ расположен в центре крупнейшей в Азии Западно-Сибирской равнины (географический центр Западно-Сибирской равнины находится на юге Нижневартовского района в истоках р. Кульеган и имеет координаты 60 0 с.ш. и 76 0 в.д) и восточных макросклонов Приполярного и Северного Урала.

Территория Югры находится в глубине самого огромного материка и самого большого по площади государства, на берегах могучих рек – Оби и Иртыша. На севере Югры граница проходит по водораздельным поверхностям Верхнетазовской возвышенности, Сибирских увалов и Полуйской возвышенностям, пересекая Северо-Сосьвинскую возвышенность, на северо-западе граница проходит по водоразделам Приполярного и Северного Урала. На юго-западе, в центре и на юге округ почти полностью включает в себя территорию Кондинской и Сургутской низменностей. На юго-востоке округ граничит с Кетско-Тымской равниной.

Округ лежит в умеренном климатическом поясе, в области континентального климата с умеренно теплым летом и умеренно суровой снежной зимой . Особенности климата, в значительной мере, определяют жизненный уклад, сформировавшийся у местного населения.

Ø Политико-географическом положение округа четко показывает созданная в нашей стране вертикаль власти. Ханты-Мансийский автономный округ вместе с Ямало-Ненецким автономным округом входят в состав Тюменской области с центром в г. Тюмени. Тюменская область в свою очередь входит в Уральский федеральный округ с центром в г. Екатеринбурге. Уральский федеральный округ вместе с шестью округами образуют территорию Российской Федерации.

Административно Ханты-Мансийский автономный округ подразделяется на 9 районов. Из них самый большой по территории – Нижневартовский район – занимает площадь 117,31 тыс. км 2 , а самый маленький – Октябрьский – 24,49 тыс.км 2 .

Ø Эколого-географическое положение иллюстрирует положение по отношению к экологически значимым объектам, в частности к регионам, которые определяют экологическую ситуацию, или регионам, на экологическое состояние которых может влиять исследуемая территория.

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра играет значительную роль не только в российском, но и в мировом экологическом балансе за счет обширной территории и огромного природно-ресурсного потенциала. Территория Югры лежит в пределах огромной слабо преобразованной зоны таежных лесов, имеющих огромное планетарное значение, как источник кислорода.

Трансграничный перенос воздушных масс приносит на территорию округа загрязняющие вещества. В основном это влияние металлургических, химических, лесохимических центров Урала. Выделяют на территории округа и следы радиоактивного загрязнения, образованные влиянием трех центров: Новоземельского полигона, Томского и Восточно-Уральского радиоактивных следов. Наблюдается трансграничный перенос техногенных радионуклидов по Обь-Иртышской речной системе.

Большое влияние на качество вод на территории Обь-Иртышского бассейна оказывает трансграничный перенос загрязняющих веществ с территории соседних регионов и республики Казахстан.

Общая площадь особо охраняемых природных территорий федерального, окружного и местного значения (ООПТ) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре составляет 4030786 а, что соответствует примерно 7,5% от всей территории округа.

На территории региона расположены два государственных природных заповедника (Юганский и Малая Сосьва) общей площадью 874,2 тыс. га, три федеральный природных заказника (Елизаровский, Васпухольский и Верхнее-Кондинский), общей площадью 411,4 тыс. га, две территории водно-болотных угодий международного значения (Верхнее Двуобье, Нижнее Двуобье) площадью 670 тыс. га .

Ø Экономико-географическое положение показывает отношение к экономически значимым объектам.

На севере Югра граничит с Ямало-Ненецким автономным округом (протяженность около 1716 км), на северо-западе граница общей протяженностью около 590 км проходит с республикой Коми, на юго-западе – со Свердловской областью (около 597 км), на юге – с Тюменской областью (около 749 км), на юго-востоке с Томской областью (около 824 км) и на востоке с Красноярским краем (около 257 км).

Рассмотрим более подробно подвиды экономико-географического положения:

1. Промышленно-географическое.

А. Положение относительно источников энергии (топливно-географическое, энерго-географическое).

В эпоху мирового энергетического дефицита, положение относительно основных источников энергии, является определяющим в развитии хозяйства региона. ХМАО лежит на территории крупнейшей в России нефтегазоносной провинции, и через его территорию проходят важнейшие линии нефте- и газопроводов на запад и восток страны. Объем нефти, извлекаемой из недр Югры, составляет около 57% всей нефти, добываемой в Российской Федерации, и 4,3% приходится на долю добываемого газа. На территории севера Западной Сибири в настоящее время разведано несколько сотен нефтяных и газовых месторождений с запасами порядка 50 трлн. м 3 газа, 20 млрд. тонн газового конденсата .

Более сложное положение относительно бассейнов угля. Уголь по-прежнему основной вид топлива в ряде населенных пунктов округа. Каменный уголь из Кузбасского бассейна поступает в период навигации по Оби и Томи для нужд энергетики и населения. Перспективно использование бурого угля из месторождений Полярного и Приполярного Урала для развития энергетики, особенно учитывая программу развития этого региона. Кроме того, регион обладает огромными местными ресурсами торфа, который может быть источником энергии для отдаленных, имеющих плохие транспортные связи, населенных пунктов.

В округе расположены одни из наиболее мощных в стране ГРЭС (Сургутская 1 и 2, Нижневартовская), которые работают на попутном газе, проходят крупнейшие ЛЭП. Использование попутного газа для выработки электроэнергии является главным направлением развития энергетики округа. Избыток топливных ресурсов, энергодефицит в западных районах округа, приводят к планированию сооружения новых ГРЭС за счет использования бурого угля (район Приполярного Урала). Производство электроэнергии по округу составило в 2005 г. 66,1 млрд. кВт/ч. Еще одним важным источником получения энергии является мазут.

В целом регион является энергоизбыточным. Однако есть и изменения в энерго-географическом положении округа. По сравнению с предыдущим периодом оно существенно ухудшилось. Увеличиваются затраты, особенно капитальные, на добычу и транспортировку топлива. Добыча его все более перемещается в отдаленные от мест потребления и малоосвоенные районы; в эксплуатацию вовлекаются месторождения природных ископаемых с ухудшающимися горно-геологическими условиями. Затраты на добычу 1 т нефти постоянно увеличиваются. Темпы роста энергопотребления превосходят темпы прироста выработки электроэнергии, что может привести к ее дефициту.

Б. Положение относительно источников основных видов громоздкого сырья и материалов (например: металло-географическое, лесо-географическое).

Металло-географическое положение округа является межрайонным и соседским. К юго-западу от округа расположена крупнейшая металлургическая база страны – Уральская, к юго-востоку – Кузнецкая. Связь с первой осуществляется по железной дороге. Связь с Кузнецкой базой возможна как по железной дороге, так и водным транспортом, но она менее рентабельна.

В этом положении возможны сдвиги в сторону улучшения, если будет реализована идея строительства Северо-Сибирской железной дороги, которая свяжет Восточную Сибирь с севером Уральского региона, через территорию округа.

Еще более перспективно положение округа относительно месторождений Полярного и Приполярного Урала. В пределах уральской части округа выявлены проявления меди, свинца, цинка, бокситов, марганца, урана, платины, титана, циркония, железных и хромовых руд, бурых и каменных углей, асбеста, фосфоритов, бентонитовых глин, многочисленные месторождения горного хрусталя. Прогнозные ресурсы золота рудных формаций оцениваются в 144 тонны, а россыпного золота – в 73,6 тонн. Ресурсы железорудного Турупьинского узла оцениваются в 3,1 млрд. тонн. Комплексное редкоземельное месторождение Большая Турупья содержит тантал и ниобий . Запасы цеолитов, обладающих уникальными фильтрационными и сорбционными свойствами, составляют около 64,4 тыс. тонн.

Лесо-географическое положение округа благоприятно. Округ является лесоизбыточным (залесенность колеблется от района к району от 20% в Сургутском полесье до 90 % в бассейне р. Сосьвы). Общие запасы древесины в округе составляют около 4 млрд.м 3 . Преобладающими породами являются хвойные, с небольшой долей мягколиственных. По данным 2005 г. в округе вырубается лишь 8% расчетной лесосеки. Главная проблема в лесо-географическом положении недостаточное количество лесовозных дорог.

Длительная ориентация отрасли на вывоз сырья из округа не способствовала наращиванию мощностей по глубокой переработке древесины, что обусловило сдерживание развития лесопромышленного комплекса. Самым перспективным направлением развития лесопромышленного комплекса в округе является создание лесохимической промышленности.

В. Положение относительно сгустков обрабатывающей индустрии.

Импорт автономного округа составляют высокотехнологичное оборудование для предприятий ТЭК, изделия из черных металлов, телекоммуникационное и компьютерное оборудование, автомобили и т.д. Относительно крупных центров обрабатывающей промышленности географическое положение округа периферийное. Крупные центры, поставляющие продукцию для работы нефтегазового комплекса, расположены на юге Тюменской области (г. Тюмень, г. Тобольск), в Уральском, Центральном, Волго-Вятском, Поволжском экономических районах.

2. Аграрно-географическое положение .

А. Положение относительно продовольственных баз (продовольственно-географическое). Неблагоприятные природно-климатические условия округа затрудняют развитие такой отрасли агропромышленного комплекса, как сельское хозяйство. Сложным (периферийным) является продовольственно-географическое положение округа. Свой агропромышленный сектор развит не достаточно. Основные поставщики продукции расположены на юге Западно-Сибирского и Уральского экономических районов.

Б. Положение относительно баз сельскохозяйственного сырья можно признать удаленным и невыгодным. Основные базы сельскохозяйственного сырья расположены к югу и юго-западу от территории округа.

3. Транспортно-географическое положение .

А. Положение относительно морских путей (приморское).

Территория округа не имеет выхода к морю, что делает не возможным осуществление прямых связей с зарубежными партнерами. Затруднен и выход через западные и восточные порты России, учитывая их отдаленность и большую загруженность. Перспективы и масштабы развития старых портов России ограничены. К тому же Югра не имеет прямой железнодорожной связи ни с Мурманском, ни с Архангельском.

Близкое расположение ХМАО к морям Северного Ледовитого океана и северное направление течения основных судоходных рек из отрицательного фактора развития может превратиться в положительный. Общая протяженность судоходных водных путей, расположенных в ХМАО, более 5,6 тыс. Км, из которых 3600 км - боковые и малые реки. Ежегодно объем перевозок составляет 330-360 тыс. пассажиров . Воротами для выхода ХМАО на мировой рынок (за исключением стран бассейна Тихого океана) могут стать порты Западной Сибири. Обь свяжет глубинные районы округа (порты Нефтеюганский, Нижневартовский, Сергинский и Сургутский) с Салехардом. Учитывая возможность организации перевозок «река - море», можно ожидать, что Обь станет главной транспортной магистралью для осуществления прямого выхода на мировой рынок массовых грузов всего округа. Наличие судов усиленного ледового типа, а также опыт организации навигации в западном секторе Северного морского пути дает основание предполагать реальность изменения в лучшую сторону географического положения округа.

Особенно перспективно станет использовать Северный морской путь для осуществления торговых операций в связи с продолжающимся потеплением в Арктике и таянием льдов.

Спутниковые наблюдения Европейского космического агентства говорят о том, что быстрое таяние льдов в Северном Ледовитом океане открывает короткий морской путь между Европой и Азией, который ранее был всегда непригоден для судоходства .

Европейское космическое ведомство сообщило также, что хотя в течение последнего десятилетия район, покрытый льдами в Северном Ледовитом океане, сокращался на уровне примерно 100 000 квадратных километров в год, в прошлом году такое сокращение охватило сразу 1 млн. квадратных километров. Таким образом, используя Северный морской путь, округ может получить доступ на рынки Европы, Азии и Северной Америки .

Б. Магистральное положение.

Железнодорожный транспорт - основное средство осуществления как региональных, так и межрегиональных связей Югры. Общая эксплуатационная длина магистрали составляет 1106 км. Пассажирооборот железной дороги на 2005 г. составил 2300 млн. пасс.км, перевезено пассажиров - 4,8 млн. человек. Отправлено грузов 9,4 млн. т . Железная дорога в западной части округа обслуживает лесопромышленные предприятия, на северо-востоке – предприятия нефтегазовой отрасли.

Сейчас на территории округа проходят несколько железнодорожных линий: основная – Тобольск – Сургут – Ноябрск (с отдельной веткой на Нижневартовск), Серов – Советский – Приобье (с отдельной веткой на Агириш), Тавда - Междуреченский. Основные недостатки этих линий в отсутствии связи между собой на территории округа, слабая техническая оснащенность, малая пропускная способность. Для создания условий, необходимых для решения стоящих перед ними задач, обязательным является реконструкция железной дороги на участке Демьянка – Сургут – Нижневартовск (создание двух путей) и окончание сооружения Северо-Сибирской магистрали (Севсиба) на участке Нижневартовск – Колпашево – Томск. Окончательный вариант Севсиба пройдет по линии Пермь – Ивдель – Югорск – Ханты-Мансийск – Сургут – Нижневартовск – Белый Яр – Лесосибирск – Усть-Илимск – порты Тихого океана. Особая задача стоит в обеспечении железнодорожных связей с районом перспективного горнопромышленного освоения в районе Полярного и Приполярного Урала. В первую очередь необходимо строительство транспортного коридора Ивдель – Агириш – Лабытнанги вдоль восточного склона Уральских гор. Намеченный к строительству новый транспортный коридор в составе железной дороги, автомобильной дороги, линий электропередач должен связать по кратчайшему пути промышленный Урал с лесопромышленной зоной севера Свердловской области и ХМАО-Югры, с месторождениями бурого угля Приполярного и Полярного Урала, рудными месторождениями Урала и зоной нефтегазодобычи – полуостровом Ямал.

По новому транспортному коридору будут поставлятся буровые станки, трубы, горное и транспортное оборудование, металлоконструкции и т.п.

Кроме того, направление перспективно, как звено опорной железнодорожной сети, связывающее промышленные районы Урала и Западной Сибири с Северным морским путем. Тем самым расширяется возможность для маневра материальными ресурсами, увеличивается экономическая и оборонная безопасность Российской Федерации .

Велика будущая роль округа и в осуществлении транзитных меридиональных связей по транспортным коридорам: а) Воркута – Лабытнанги – Березово (или Кожим – Саранауль) – Приобъе – Югорск – Екатеринбург и далее в страны Закавказья и Ближнего Востока; б) Сургут – Нижневартовск – Белый Яр – Томск – Новосибирск и далее в Среднюю Азию.

Автономный округ является важным связующим звеном между субъектами европейской части России и Урала и субъектами РФ, находящимися в Сибири и на Дальнем Востоке. Протяженность автомобильных дорог - более 18 тыс. км, из них с твердым покрытием - более 11 тыс.км.

Югра имеет самую крупную в стране сеть нефтепроводов. Общая протяженность магистральных нефтепроводов на территории автономного округа составляет 6283 км, газопроводов - 19500 км. На территории округа берут начало большинство магистральных нефтепроводов. Крупными направлениями нефтепроводов являются: Шаим – Тюмень, Усть-Балык – Омск, Усть-Балык – Курган – Уфа – Альметьевск, Нижневартовск – Анжеро-Судженск, Нижневартовск – Курган – Куйбышев с подключением к поставке нефти на экспорт по нефтепроводу «Дружба».

Большинство магистральных газопроводов, проходящих по территории округа, - транзитные, идущие с газовых месторождений ЯМАО в западные регионы России и за рубеж (Уренгой – Помары – Ужгород; Уренгой – Челябинск и др.).

Первый газопровод на территории округа – Игрим – Серов – Нижний Тагил. Для передачи попутного газа построен газопровод Нижневартовск – Парабель – Кузбасс.

Намечено строительство Мурманской трубопроводной системы по маршруту Западная Сибирь – Уса – Мурманск. Реализация проекта позволит на треть увеличить экспорт нефти.

В. Положение относительно транспортных узлов (узловое).

Основная перевозка грузов в округе приходится на водный и железнодорожный транспорт, треть грузоперевозок осуществляется автомобильным транспортом и 2% - авиационным. Крупных транспортных узлов на территории округа недостаточно. Самым крупным транспортным узлом округа является г. Сургут. Перспективными транспортными узлами могут стать города Югорск и Нижневартовск. В условиях реализации проекта строительства Севсиба эти города могут быть аванпортами (соответственно западным и восточным), где грузы будут складироваться, обрабатываться.

Еще одна перспектива связана с функционированием трансконтинентального воздушного моста из Северной Америки, через Северный полюс в Среднюю Азию, Ближний Восток и Южную Азию. Учитывая, что аэропорты с международным статусом имеют города Сургут, Ханты-Мансийск и Когалым, можно предположить, что здесь и будут формироваться крупные транспортные узлы.

По состоянию на 2006 г. в регионе действует 11 аэропортов. Авиация имеет большое социально-экономическое значение. Благодаря воздушному транспорту возможна перевозка пассажиров и грузов между населенными пунктами, не имеющими круглогодичного дорожного сообщения.

Для связи с другими территориями возникает необходимость использовать транспортные узлы (Екатеринбург, Тюмень, Омск, Новосибирск и даже Москва) других регионов.

4. Сбыто-географическое положение.

Основные продукты экспорта региона: нефть, продукты ее переработки, топливо, древесина, изделия из нее и т.д. Для округа особое значение имеет отношение к крупнейшим рынкам. Прогнозируется, что главное место как рынок на карте XXI в. займет Азиатско-Тихоокеанский регион, в котором проживают свыше трех из пяти миллиардов жителей Земли. На этот регион приходится уже сейчас около 60% мирового индустриального производства, более чем 1/3 мировой торговли (вместе с восточным побережьем США). Япония стала второй после США индустриальной державой, превзойдя США по валовому национальному продукту на душу населения. В число крупнейших держав мира по объему ВВП вошёл Китай. Бурно стартовали в сфере передовой технологии новые индустриальные страны - Республика Корея, Малайзия, Сингапур, территории Тайвань и Гонконг. В процесс быстрого развития вовлечены новые индустриальные страны второго поколения, среди которых Индонезия, Филиппины, Таиланд.

Спрос на нефть формируется главным образом на трех крупных региональных рынках. Около 30% мировой добычи нефти потребляется в Северной Америке, почти 27% - в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и более 22% - в Европе .

О постепенной переориентации России на азиатские рынки говорит и тот факт, что нефтепровод из Восточной Сибири пойдет к Тихоокеанскому побережью. Газопровод из Ханты-Мансийского округа направляется через территорию Алтая в Китай, который как крупнейший производитель товаров в мире, становиться и крупнейшим потребителем сырья. Именно поэтому относительная близость к этому региону говорит о соседском географическом положении ХМАО на рынках сбыта. Хотя, учитывая быстрое развитие Восточной Сибири, необходимо отметить, что этот регион со временем должен сильно потеснить Западную Сибирь на азиатском рынке.

5. Ареальное географическое положение .

Для территории ХМАО характерно геометрическое центральное положение. Территория Югры находится в центре Западно-Сибирской равнины. Ханты-Мансийский автономный округ-Югра является одновременно центральным регионом Уральского федерального округа – центр округа находится в Белоярском районе в истоке р. Ун-Вошъеган и имеет координаты 62 0 30" с.ш. и 69 0 35" в.д., а также центром Западно-Сибирского экономического района (координаты 60 0 40"с.ш. и 76 0 46"в.д. левобережье р. Оби в районе г. Нижневартовска). Близко расположена территория Югры и к геометрическому центру Тюменской области. Центр Тюменской области расположен у северных границ ХМАО, в бассейне р. Лев. Хетта и имеет координаты 64 0 16"с.ш. и 72 0 21"в.д.

Центральность географического положения – важный фактор общественной жизни, который сказывается на оперативности функций управления, на географических векторах освоения территории, на размещении головных предприятий и учреждений и т.д. Центральное положение региона сказывается на социально-экономическом развитии округа и на образе жизни его населения.

Особенно это заметно по географическому положению столицы ХМАО – г. Ханты-Мансийску. У него ярко выраженное естественно-географическое центральное положение . Кроме того, что город лежит вблизи геометрического центра округа, так он еще и является точкой пересечения естественных коммуникаций: широтный и меридиональный участки р. Оби соединяются с меридионально вытянутым руслом Иртыша. Определение геометрического центра можно проводить с помощью разных методов. Если определять центр с помощью метода Святловского, то центром ХМАО является точка с координатами 62 0 09′ с.ш. и 72 0 53′ в.д. Данный метод не удобен, так как он может показать центром точку находящуюся даже за пределами исследуемой фигуры. Если использовать центрографический метод, то координаты центра - 61 0 56" 46" с.ш. и 70 0 37" 30" в.д.

Географическийцентр ХМАО расположен в Сургутском районе, на левобережье р. Лямин, в болотном междуречье р. Юмаяха и его левого притока. В 4.5 км к западу-северо-западу от центра находится зимовье на р. Лямин. Расстояние по прямой линии от центра ХМАО до г. Ханты-Мансийска – 129 км, до г. Сургута – 168 км и до г. Нефтеюганска – 144 км .

Центральное экономико-географическое положение в ареале округа отражает центр тяжести экономики. Известно, что социально-экономическое пространство неоднородно, а производительные силы размещаются по территории неравномерно. Поэтому геометрический центр региона чаще всего не совпадает с его экономико-географическим центром, который отражает размещение «экономических масс» по территории региона (табл.1). Для определения центра тяжести экономики используют показатель занятости (среднесписочная численность работающих в организациях, без субъектов малого предпринимательства) городского населения.

Таблица 1. «Взвешенные» координаты городов ХМАО

Административные единицы Занятость, в 2005 г. в тыс.чел. (M i) Широта (X i) Долгота (Y i) M i X i M i Y i
Белоярский 9,35 63 0 40"с.ш. 66 0 41"в.д. 592,79 620,93
Урай 20,07 60 0 06"с.ш. 64 0 46"в.д. 1205,4 1293,71
Нефтеюганск 34,59 61 0 06"с.ш. 72 0 38"в.д. 2112,06 2503,62
Пыть-Ях 13,17 60 0 45"с.ш. 72 0 49"в.д. 796,12 954,69
Нижневартовск 91,18 61 0 03"с.ш. 76 0 17"в.д. 5564,71 6945,18
Лангепас 18,55 61 0 15"с.ш. 75 0 07"в.д. 1134,33 1392,54
Мегион 30,64 61 0 01"с.ш. 76 0 15"в.д. 1869,95 2333,23
Покачи 8,43 61 0 42"с.ш. 75 0 21"в.д. 517,77 634,02
Радужный 17,75 62 0 06"с.ш. 77 0 24"в.д. 1101,56 1371,01
Нягань 19,88 62 0 08"с.ш. 65 0 25"в.д. 1234,15 1297,17
Советский 11,5 61 0 21"с.ш. 63 0 35"в.д. 703,91 728,52
Югорск 13,77 61 0 18"с.ш. 63 0 18"в.д. 842,44 869,98
Сургут 109,61 61 0 15"с.ш. 73 0 28"в.д. 6702,65 8032,22
Лянтор 16,5 61 0 36"с.ш. 72 0 07"в.д. 1012,44 1189,15
Когалым 47,38 62 0 15"с.ш. 74 0 28"в.д. 2944,66 3519,38
Ханты-Мансийск 31,14 61 0 00"с.ш. 69 0 02"в.д. 1899,54 2149,28

Координаты центра тяжести экономики ХМАО рассчитывались по формулам:

Х 0 = --------∑М i Х i ; Y 0 = -------∑M i Y i

Таким образом, экономико-географический центр тяжести Югры лежит в 30 км на северо-запад от г. Сургута и имеет координаты: 61 0 26"с.ш. и 73 0 01"в.д.

В связи с тенденцией к укрупнению административных единиц Российской Федерации, возникает вопрос и о слиянии юга Тюменской области, ХМАО и ЯНАО. Закономерно возникает вопрос, какой город наиболее экономически выгодно мог бы выполнять столичные функции? Одним из показателей, влияющих на оптимальное решение по выделению перспективной столицы, является показатель центра тяжести экономики (табл. 2).

Таблица 2. «Взвешенные» координаты городов Тюменской области

Административные единицы Численность, в 2001 г. в тыс.чел. (M i) Широта (X i) Долгота (Y i) M i X i M i Y i
Тобольск 114,6 58 0 13"с.ш. 68 0 15"в.д. 6661,69 7809,99
Тюмень 552,4 57 0 09"с.ш. 65 0 29"в.д. 31536,51 36066,19
Ялуторовск 56 0 40"с.ш. 66 0 17"в.д. 2143,2 2514,46
Заводоуковск 25,5 56 0 32"с.ш. 66 0 32"в.д. 1436,16 1691,16
Ишим 59,6 56 0 08"с.ш. 69 0 28"в.д. 3342,36 4129,08
Ханты-Мансийск 41,3 61 0 00"с.ш. 69 0 02"в.д. 2519,3 2850,52
Сургут 292,3 61 0 15"с.ш. 75 0 07"в.д. 17874,14 21942,96
Нижневартовск 238,8 61 0 03"с.ш. 76 0 17"в.д. 14573,96 18189,39
Нефтеюганск 101,7 61 0 06"с.ш. 72 0 38"в.д. 6209,8 7361,04
Нягань 68,6 62 0 08"с.ш. 65 0 25"в.д. 4258,68 4476,15
Когалым 57,1 62 0 15"с.ш. 74 0 28"в.д. 3548,76 4241,38
Мегион 50,8 61 0 01"с.ш. 76 0 15"в.д. 3099,3 3868,42
Радужный 46,9 62 0 06"с.ш. 77 0 24"в.д. 2910,61 3622,55
Лангепас 43,8 61 0 15"с.ш. 73 0 28"в.д. 2678,37 3209,66
Пыть-Ях 60 0 45"с.ш. 72 0 49"в.д. 2599,35 3117,07
Урай 42,7 60 0 06"с.ш. 64 0 46"в.д. 2564,56 2752,44
Лянтор 36,4 61 0 36"с.ш. 72 0 07"в.д. 2233,5 2623,34
Югорск 31,5 61 0 18"с.ш. 63 0 18"в.д. 1927,17 1990,17
Советский 28,8 61 0 21"с.ш. 63 0 35"в.д. 1762,84 1824,48
Белоярский 18,8 63 0 40"с.ш. 66 0 41"в.д. 1191,92 1248,5
Покачи 15,2 61 0 42"с.ш. 75 0 21"в.д. 933,58 1143,19
Салехард 34,5 66 0 32"с.ш. 66 0 36"в.д. 2288,04 2289,42
Ноябрьск 108,4 63 0 06"с.ш. 75 0 18"в.д. 6835,7 8149,51
Новый Уренгой 101,6 66 0 07"с.ш. 76 0 33"в.д. 6712,71 7755,12
Надым 45,3 65 0 35"с.ш. 72 0 30"в.д. 2960,35 3275,19
Муравленко 36,5 63 0 44"с.ш. 74 0 46"в.д. 2315,56 2717,79
Лабытнанги 32,6 66 0 39"с.ш. 66 0 23"в.д. 2164,31 2159,09
Губкинский 20,1 64 0 24"с.ш. 76 0 20"в.д. 1291,22 1531,62

Рассчитанный экономико-географический центр тяжести Тюменской области лежит в 132 км на юго-восток от г. Ханты-Мансийска и в 90 км на юго-запад от г. Нефтеюганска и имеет координаты: 60 0 41"с.ш. и 71 0 12"в.д. .

Сравнительные размеры округа . По площади ХМАО-Югра занимает 10-е место в Российской Федерации, и превосходит по величине своей территории регионы из Европейской части России и государства Европы, за исключением Украины и Франции.

Сведение географических размеров к чисто "площадным" характеристикам устарело и не отвечает потребностям времени, развития.

Географический размер и площадь территории, в широком смысле обоих терминов, далеко не идентичны, но взаимосвязаны. Размер и его площадь - важные признаки типа региона.

Для измерения и сопоставления размеров Югры с другими регионами России был использован средний индекс размера (СИР) , который рассчитывалсякак среднее арифметическое из долей регионов в стране по площади, населению и ВРП (валовой региональный продукт).

S + N + ВРП (в %)

СИР = ________________________________ ,

где S – процентное отношение площади региона к площади страны, N – процентное отношение численности населения региона к численности населения страны.

Контрасты регионов России в величине территории, плотности населения и размере ВРП сказались на их рейтинге по СИР (табл. 3).

Самым значимым регионом по размеру, выраженному показателем СИР, оказалась Московская область с г. Москвой (12,33), с её незначительной площадью и значительной долей в экономике и населении. Второе, третье и четвертое место занимают сибирские регионы: Красноярский край (9,28), Якутия (6,67) и ХМАО (3,38). Лидерство двух первых объясняется их гигантскими площадями. Высокий результат Югры – высокие показатели ВРП и крупная территория. Пятое место занимает второй столичный регион – Ленинградский (3,28).

На Урале лидирует Свердловская область (2,27). Места аутсайдеров заняли республики и автономные образования, принадлежащие к южным регионам России.

Таблица 3. Сравнительные показатели размеров регионов России

Регион Доля площади региона в площади страны Доля населения региона в общей численности страны Доля ВРП региона, от общегосударственного Средний индекс размера
ХМАО 3,06 0,99 6,1 3,38
Соседи 1 порядка
Красноярский 23,25 2,08 2,5 9,28
ЯНАО 4,39 0,35 2,9 2,55
Свердловская 1,14 3,09 2,6 2,27
Коми 2,44 0,70 1,1 1,41
Томская 1,86 0,72 0,8 1,13
Тюменская (без ХМАО и ЯНАО) 0,95 0,91 1,1 0,98
Соседи по Уральскому федеральному округу
Челябинская 0,51 2,48 1,9 1,63
Курганская 0,41 0,70 0,3 0,47
Соседи по Западно-Сибирскому экономическому району
Новосибирская 1,04 1,86 1,4 1,43
Кемеровская 0,56 2,00 1,5 1,35
Омская 0,82 1,43 1,0 1,08
Алтайский край 0,54 1,79 0,8 1,04
Алтай 0,99 0,06 0,1 0,38
Другие крупные регионы страны
Московская 0,28 11,72 12,33
Якутия 18,17 0,65 1,2 6,67
Ленинградская 0,50 4,34 3,28
Иркутская 4,63 1.87 1,6 2,7

Размеры того или иного региона интересно сравнить и на международном уровне с размерами других стран. Сравнение размеров стран и регионов проводят и по общегеографическому индексу размера (ОГИР) рассчитанному по трем параметрам: размерам территории, населения и экономики .

Московский регион по общему размеру (при данном способе его оценки) оказался рядом с такой страной, как Вьетнам; Якутия - между Швецией и Ираком; Ленинградская область с Петербургом - в одной весовой категории с Парагваем и Швейцарией; Ханты-Мансийский округ и Красноярский край - на уровне Белоруссии и Туниса и т.д. ЯНАО – на уровне территориально маленького Израиля (Рис.1). В то же время 25 малых регионов России оказались меньше миниатюрной и молодой страны - Македонии.

Рис. 1. Размеры стран по общегеографическому индексу размера

Географическое положение можно рассматривать как основной ресурс региона, оказывающее большое влияние на формирование хозяйства, как во времени, так и в пространстве. Оценка географического положения важна для правильного определения, как возможного потенциала, так и усложняющихся условий формирования хозяйства региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Космачев К.П. Географическая экспертиза. Новосибирск, 1981. – с. 54.

2. Мироненко Н.С. Страноведение. Теория и методы: Учебное пособие для вузов. - М: Аспект пресс, 2001. – 268 с.

3. Атлас ХМАО-Югры. Том II. Природа. Экология. Ханты-Мансийск – Москва, 2004. – 152 с.

4. Обзор «О состоянии окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2005 году». Ханты-Мансийск: ОАО «НПЦ Мониторинг», 2006. – 147 с.

5. Рянский Ф.Н., Середовских Б.А. Введение в историческую географию Среднего Приобья и его урало-сибирских окрестностей. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. Ун-та, 2007. – 405 с.

6. Еремина Е. Где-то есть корабли // Эксперт. Урал. - № 31 (294). 27 августа-2 сентября 2007 г. – С.20-22.

7. www.pravda.ru

8. www.arctictoday.ru

9. Концепция комплексного промышленного освоения на основе опережающего развития транспортной и энергетической инфраструктуры. Приполярный Урал Югры. Раздел «Недропользование» (основные положения). Второе издание. Ханты-Мансийск, 2006. – 40 с.

10. Физическая география и экология региона (Под ред. В.И. Булатова, Б.П. Ткачева) // Ханты-Мансийск, 2006. - 196 с.

11. Географический атлас России. Москва, 1998. – 164 с.

12. B.C. Тикунов, А.И. Трейвиш Опыт оценки географического размера стран и их регионов // Вестн. Моск. ун-та. – Сер.5. Геогр. 2006. - №1. – С.40-49.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.