Л. Гумилев - Троецарствие в Китае

У каждого, даже самого устойчивого, государственного образования существует свой период полураспада, обычно завершающийся годами и десятилетиями смутных времен. С грохотом падали Рюриковичи и Романовы в России, приходили в упадок и разваливались могущественные империи древности. Не миновала участь сия и династию Лю (империя Хань), правившую с 206 года до н. э. по 220 год нашей эры. В истории Китая последующие 60 лет, прошедшие до следующего объединения страны под властью династии Цзинь, называются периодом Троецарствия.

Упадок империи Хань

Методы правления и политические институты империи Хань на многие столетия стали образцом для правящих династий Китая. Хань стала самым устойчивым государственным образованием за всю китайскую историю, однако четырехсотлетний период ее существования не был однородным. Через два века после основания, империя Хань столкнулась с мощным кризисом, в результате которого династия Лю на шестнадцать лет лишилась власти. Возродившаяся из пепла поздняя (восточная) Хань продержалась примерно столько же, но с времен правления Хэ-ди (88-105 гг н. э.) начала постепенно приходить в упадок.

Но по-настоящему начало конца династии Хань положило Восстание Желтых повязок, со скоростью лесного пожара охватившее значительную часть империи и полыхавшее два десятилетия, со 184 по 204 год. Мятеж не был только лишь спонтанным народным бунтом, поскольку на его начало и последующие действия повстанцев огромное влияние оказала секта Тайпиндао, анонсировавшая падение эпохи Синего неба (династии Хань) и наступления эпохи Желтого неба с равенством, братством и «великим благоденствием». Сектанты создали разветвленную военную структуру, состоявшую из 36-ти отрядов в восьми округах империи.

В эпическом многолетнем противостоянии имперцев и «желтых повязок» было напрямую задействовано как минимум два миллиона человек. Вертикаль верховной власти неуклонно слабела и уже не имела сил и возможностей самостоятельно справиться с народными волнениями. Одновременно усиливалось влияние на местах могущественных аристократов, формировавших собственные армии для подавления восстания. Между этими «полевыми командирами» и разгорелась впоследствии борьба за трон.

Цао Цао и Битва у Красной скалы

Временам Троецарствия посвящен один из Четырех классических романов китайской литературной традиции (дословно «Четыре Великих Творения»), написанный спустя более тысячелетия по мотивам летописных записей придворного историка государства Шу, а затем писаря и секретаря в Вэй. Неудивительно, что в качестве главного злодея в произведении выведен Цао Цао, фактически правивший империей Хань, а затем основавший царство Вэй, самое мощное государство эпохи Троецарствия.

Цао Цао был одним из трех «полевых командиров», каждому из которых в конечном итоге досталось по собственному царству. Он основал царство Вэй, а его соперники Лю Бэй и Сунь Цюань - царства Шу и У соответственно. Для Цао Цао, полководца и первого министра династии Хань, фактически правившего империей, собственное государство Вэй стало «понижением в должности». Он был человеком, который имел неплохие шансы объединить под своей властью весь Китай после победы в битве при Гуаньду, однако получил только самый крупный «осколок» Поднебесной.

Дальнейшая судьба Китая определилась в битве при Чиби, она же «Битва у Красной скалы». Многим это событие знакомо по одноименному фильму, который снял Джон Ву, известный режиссер и сценарист. В эпическом сражении зимой с 208 на 209 год сошлись войска Цао Цао и объединенные силы Сунь Цюаня и Лю Бэя. У ханьского полководца были все шансы разбить соперников. Его армия более чем вчетверо превышала общую численность войск противника, хоть значительная их часть была перебежчиками с сомнительной лояльностью своему командиру.

Исход эпического сражения был предопределен разгромом флота Цао Цао на реке Янцзы. Согласно роману «Троецарствие», непривычные к водным баталиям северяне страдали от морской болезни и, наслушавшись советов шпионов Сунь Цюаня, сковали корабли цепями для ослабления качки. Этим-то и воспользовался противник, использовавший брандеры для поджога флота Цао Цао. На судах установили специальные шипы, намертво сцеплявшие горящие лодки с кораблями северян. Скованный цепями и лишенный маневра флот сгорел без остатка. Большая часть воинов погибла в огне или попросту утонула, оставшаяся часть армии, значительно деморализованная, потерпела ряд поражений в стычках на суше. Вместе с флотом сгорела надежда на сохранение империи и объединение Китая произошло лишь через семьдесят лет.

Вэй, У и Шу

Бывший ханьский полководец Цао Цао основал царство Вэй в северной части Поднебесной. Сунь Цюань, бывший генерал Хань, стал первым правителем царства У на территориях к югу от нижнего течения Янцзы. Лю Бэй создал западнокитайское царство Шу, самое маленькое из трех государственных образований периода Троецарствия. Все три осколка Поднебесной были довольно слабыми после десятилетий восстаний, войн и междоусобиц. Но противостояние, борьба и насилие не заканчивались, что вынуждало тратить скромные ресурсы разоренных земель на войну. Вэй, У и Шу все сильнее милитаризировались. Военная составляющая затмевала все другие грани существования общества, из-за чего практически все исторические датируются какими угодно эпохами, только не периодом Троецарствия. Одно из немногих исключений - в южном Китае, которую называют «Первой башней Поднебесной». Единственный положительный момент в смутные годы - стремление царства У распространить свое влияние на слабо освоенные территории к югу от Янцзы. В 265 году была основана новая династия Цзинь, сумевшая к 280 году подчинить У и Шу и вновь объединить Китай.

Эпоха Троецарствия – Саньго – это результат падения одной из величайших династии в истории – династии Хань, правившей более 400 лет. Неспособность последних императоров династии Хань контролировать государство, привела к разделу страны между наиболее влиятельными людьми на три части: царство Вэй, У и Шу. Этот период времени в Древнем Китае продолжался с 220 по 280 гг. н.э.

В 189 году , когда император Лин из династии Восточная Хань, умер, на престол взошел молодой император Шао. Огорченные манипуляциями евнухов, два генерала – Юань Шао и Хэ Цинь – задумали убить их. Во время хаоса, вызванного в результате боевых действий между евнухами и генералами, Дун Чжо – коварный придворный династии Восточная Хань поехал свою армию в Лоян. С полной политической властью в руках, Дун Чжо свергнул императора Шао и возвел на трон императора Сянь .

Это стало причиной резких протестов со стороны придворных и многих местных чиновников. Обострившаяся политическая ситуация привела к масштабной гражданской войне . Период волнений продолжался до 196 года н.э.. Раздробленными области не были сформированы, однако, среди них наиболее мощными были – Царства Юань Шао и Цао Цао. В 196 году, Цао Цао сверг императора Сянь и взошел на престол, укрепив тем самым свою политическую и военную мощь.

В 199 году начались широкомасштабные боевые действия между Цао Цао и Юань Шао. Юань Шао объявил своей целью освободить императора Сянь-ди, находившегося под арестом у Цао Цао. Юань Шао обладал более крупной армией, однако,войска его были разбиты уже в битве при Байма. Тогда Восстание жёлтых повязок временно приостановило продвижение войск Цао Цао. Юань Шао перехватил инициативу и подвёл свои войска к переправе Гуаньду. В 201 году, Цао Цао нанес поражение Юань Шао в битве при Гуанду.

В 209 году, Цао Цао направил свои войска в южную часть Китая и захватили Цзинчжоу. Но когда он хотел расширить свою власть дальше на юг, он потерпел поражение от союзных сил Лю Бэй и Сунь Цюань в битве у Красной скалы, после чего, он направил свою армию обратно в центральные равнины Китая.

В 220 году, когда Цао Цао умер, его старший сын Цао Пи объявил себя императором царства Вэй , а столицей сделал город Лоян.

В 221 году Лю Бэй объявил себя императором царства Шу , а столицей провозгласил город Чэнду.

В 229 году Сунь Цюань провозгласил себя императором царства У в столице Учан (в настоящее время Ухань), а затем перенес столицу в Цзянькан (в настоящее время Нанкин).

Противостояние трех королевств было сформировано. Вэй оккупировали север, Шу заняла юго-запад, царство У занимало юго-восток. Началась эпоха Троецарствия.

Царство Вэй было самым мощным царством в период Троецарствия в Китае, которое просуществовало с 220 по 266 г н.э. Фактическим его основателем был Цао Цао, включая его, царство Вэй имело 6 правителей за период своего царствования.

Еще до распада империи Цао Цао был известен как талантливый полководец и поэт , он славился приверженностью к строгому соблюдению законов, холодным, расчетливым умом и жестокостью. Первое значительное повышение при дворе получил за подавление восстания Желтых повязок.

В период своего правления Цао Цао уделяет пристальное внимание талантливым людям в политике и экономическому развитию. Он старается завербовать как можно больше талантливых людей, чтобы преобразовать и отменить старые политические модели династии Восточная Хань . Кроме того, замечательные успехи были достигнуты в литературе, философии и технике. Многочисленные поэты вышли из царства Вэй, в том числе Цао Цао и его два сына – Цао Пи и Цао Чжи

Эпоха Троецарствия охватывает период с 220 по 280 годы н. э. Это был период противостояния трёх государств, возникших на территории Китайской империи:

  • Вэй (на севере – со столицей в Лояне);
  • Шу (на юго-западе – со столицей в Чэнду);
  • У (на юго-востоке – со столицей в Учане).

Возникновение трёх царств

К началу III века могущественная империя Хань пришла в упадок. После эпохи расцвета и подъёма наступили тёмные времена хаоса, междоусобиц и голода. Главную роль в жизни страны играли военные. Только благосклонность того или иного могущественного военачальника могла гарантировать относительное спокойствие не только для крестьянской общины, но и для императорского двора. Даже в китайских хрониках того периода прежние идеалы конфуцианской учёности уступили место воспеванию воинской доблести и ратных подвигов, что, в общем-то, несвойственно для китайской культуры.

В 213 году ханьский император передал обширные территории в бассейнах рек Хуанхэ и Хуайхэ своему полководцу Цао Цао. Эта область получила название «Вэй». Хотя в 216 году Цао Цао получил титул вана («правителя») и фактически самостоятельно управлял своими землями на правах диктатора, он не претендовал на верховную власть и формально признавал главенство императора. После смерти Цао Цао в 220 году его сын – Цао Пэй – низложил последнего ханьского императора и объявил себя правителем всего Китая.

Соперником Вэй стало царство Шу, основанное в 221 году полководцем Лю Бэем. До того, как обосноваться на территории современной Сычуани Лю Бэй примыкал к разным политическим силам. Основав собственное царство, Лю Бэй назвал его «Хань», а себя – продолжателем традиций ханьских императоров. Впрочем, заимствованное название так и не прижилось, царство Лю Бэя осталось в истории как «Шу».

Начало царству У в конце II века положил ещё один ханьский полководец — Сунь Цэ. Он захватил часть императорских владений и начал проводить здесь собственную политику. В 222 году наследник Сунь Цэ – Сунь Цюань принял титул императора. В отличие от своих соперников, он не считал себя преемником Хань и старался создать иное государство.

Краткая характеристика трёх царств

Наиболее сильным государством эпохи Троецарствия было Вэй. Благодаря реформам Цао Цао, здесь были созданы прочная вертикаль власти и сильная армия, а также восстановлено сельское хозяйство. В Вэй охотно принимали беженцев и выделяли им земельные угодья, но взамен требовали выплату огромных налогов. Также Цао Цао сформировал в своём государстве военные поселения: жившие в них солдаты были обязаны обрабатывать землю в свободное от строевой службы время.

Преобразования Цао Цао позволили Вэй успешно воевать с политическими соперниками и кочевниками. Однако наследники полководца были не столь проницательны и талантливы. Не прошло и 20 лет после кончины Цао Цао, как царство погрузилось в смуту. За власть боролись разные клики придворной знати. В 249 году победу в этой борьбе одержал род Сыма. Формально у власти оставались представители рода Цао, но как-то влиять на политику они больше не могли.

В царстве Шу практически сразу после его основания были проведены реформы, аналогичные вэйским. Однако, как и в случае Вэй, Шу очень скоро погрузилось во внутренние распри. Итогом внутренних усобиц стал раскол страны на две части: процветающий юг и слабый север. Государство перестало быть боеспособным и вскоре стало лёгкой добычей Вэй.

Особая ситуация сложилась в царстве У. Из-за своего географического положения оно было изолировано от соседей и поначалу почти не принимало участия в междоусобицах. С царством Шу в какой-то момент даже были установлены дружеские отношения. Территории, на которых располагалось У, были практически не освоенными, население здесь было немногочисленным, а культура – мало развитой. Однако сюда перебирались беженцы-северяне, спасавшиеся от смуты. Они принесли с собой развитую культуру и новые способы обработки земли. Государство начало богатеть, но по численности населения оно всё равно серьёзно уступало своим соседям, что, в конечном итоге, и стало главной причиной уязвимости У.

Конец эпохи Троецарствия

Представители вэйского рода Сыма начали наступление на южные царства. В 263 году войска Вэй вторглись в пределы Шу. Расколотое на две части Шу практически ничем не могло ответить захватчикам. Последний правитель Шу был лишён своего титула, а само царство стало частью Вэй. В знак своей победы в 265 году военачальник Сыма Янь низложил последнего правителя из рода Цао, объявил себя основателем новой династии – Цзинь – и принял новое имя «У-Ди». Историки отмечают 265 год как начало нового, пусть и не самого продолжительного, этапа в китайской истории – эпохи Цзинь, продолжавшейся до 420 года. В 280 году Цзинь нанесли удар по царству У. Несмотря на упорное сопротивление, силы У были сломлены, а территория государства стала частью империи Цзинь.

На какое-то время Цзинь удалось снова объединить Китай. Однако и этот период единства длился недолго. У-Ди предпринял все необходимые меры для укрепления страны и создания процветающего государства. Но после его смерти Китай снова погрузился в хаос и анархию. Из-за начавшегося в это время Великого переселения народов, государство подверглось нашествию кочевников, которое серьёзно замедлило процесс объединения.

История Востока. Том 1 Васильев Леонид Сергеевич

Эпоха Троецарствия (220–280) и империя Цзинь

Конец II и начало III в. прошли в Китае под знаком внутриполитических междоусобиц, в ходе которых на первый план вышло несколько наиболее удачливых полководцев. Один из них, знаменитый Цао Цао, господствовал на севере, в бассейне Хуанхэ, где в 220 г. его сын Цао Лэй провозгласил себя правителем государства Вэй. Другой, Лю Бэй, претендовавший на родство с правящим домом Хань, вскоре объявил себя правителем юго-западной части страны Шу. Третий, Сунь Цюань, стал правителем юго-восточной части Китая, царства У. Возник феномен Троецарствия, короткая история которого овеяна в китайской традиции ореолом рыцарского романтизма – достаточно напомнить о романе «Троецарствие», написанном тысячелетие спустя и красочно, в героических тонах повествующем о событиях III в.

Как упоминалось, военная функция в это время была практически ведущей в Китае. Страна, разоренная долгими десятилетиями восстаний и междоусобиц, безвластия и насилия, уже давно забыла о спокойной жизни. Даже в землепользовании едва ли не главной формой стали так называемые военные дворы (в царстве Вэй, по некоторым данным, они составляли до 80% податного населения) и военные поселения. В военные дружины превратились и клиенты сильных домов – да и как иначе можно было защитить себя и свое имущество в то смутное время? Выход на передний план военной функции возродил в среде китайской образованной части населения феномен рыцарского романтизма, столь характерный в свое время для периода Чуньцю, в VII–VI вв. до н.э. и прославленный в историографической конфуцианской традиции. Идеи верности и преданности патрону до гроба, культ рыцарской этики и аристократизма, боевое братство и спаянность единомышленников-друзей – все это в суровых условиях военных лет не только возродилось, но и стало на некоторое время как бы первоосновой реального политического бытия. И если все эти не столько даже новые, сколько заново расцветшие институты не изменили кардинально структуры китайского общества, то причиной этого были давно уже устоявшееся конфуцианское отношение к миру и обществу и соответствующим образом ориентированные конфуцианские политические институты.

Дело в том, что в традиционном китайском обществе статус военного не был почетен – «из хорошего металла не делают гвоздей, хороший человек не идет в солдаты». Конечно, временами без войн и военных не обойтись. Но это не основание для того, чтобы считать военное дело престижным занятием. В отличие от других восточных обществ, от Турции до Японии, включая арабов, индийцев и многих других с их иктадарами, джагирдарами, тимариотами, самураями и т.п., китайцы никогда не ценили воинов-профессионалов. Их армия обычно набиралась из деклассированных элементов (откуда и приведенная выше поговорка) и возглавлялась малообразованными в конфуцианском смысле и потому не очень уважаемыми обществом военачальниками. Только в те годы, когда военная функция оказалась ведущей, ситуация менялась. Но и тогда статус военного не становился слишком почетным, а как только нужда в большой армии исчезала, уходили в прошлое военные дворы и военные поселения.

И наоборот, в Китае всегда, даже в периоды смут и усобиц, высоким социальным статусом и соответствующим престижем пользовались грамотные и образованные конфуцианцы, знатоки истории и ценители поэзии, люди мудрые и ученые, хорошо знакомые с высокими тонкостями нормативной этики и пышного, детально разработанного китайского церемониала. Собственно, речь идет о том самом слое служивых ши, который сформировался еще в Чуньцю и из которого вышли мудрецы, министры и реформаторы древнего Китая. Постепенная конфуцианизация этого слоя в Хань и концентрация большинства его представителей в бюрократическом чиновничестве и сильных домах привели к появлению нового качества, т.е. к превращению древних служивых ши в тип духовной элиты страны, чье поведение и чьи идеи призваны были отражать и формулировать общественное мнение, причем обычно в его самой бескомпромиссной и теоретически рафинированной форме («чистая критика»). Таким образом, вырабатывался жесткий стереотип, своего рода китайский конфуцианский генотип, носителями которого были аристократы конфуцианского духа и который с честью выдержал испытание временем, содействуя каждый раз возрождению конфуцианской китайской империи. А добиться этого в III–VI вв. было нелегко, ибо помимо выхода на авансцену военных и общего огрубления жизни возникли в то время и некоторые иные моменты, прямо провоцировавшие кардинальные перемены в жизни Китая, – речь идет о вторжении кочевников, о проникновении в страну буддизма, об ассимиляции некитайского (в культурном плане) населения юга страны.

Краткий период Троецарствия, приведший к образованию двух самостоятельных государств на слабо освоенном до того юге Китая, способствовал освоению юга. Далеко не случайно именно в южных царствах, особенно в лесных и горных районах Шу, военная доблесть полководцев Чжугэ Ляна или Гуань Юя (впоследствии обожествленного, ставшего богом войны Гуань-ди) имела особый смысл и оказалась прославленной в веках. Что касается внутриполитических событий, то наиболее драматический характер они имели в северном Вэй, где потомки Цао-Цао уже к середине III в. утратили власть, перешедшую к могущественному клану полководца Сыма. В 265 г.

Сыма Янь основал здесь новую династию Цзинь, которой вскоре, в 280 г., удалось подчинить себе Шу и У, объединив под своей властью снова весь Китай, правда, лишь на несколько десятилетий.

Объединение страны в 280 г. функционально было как бы концом очередного династийного цикла, что и нашло свое отражение в реформах Сыма Яня: согласно декрету от 280 г. все население страны получало семейные наделы (70 му мужчине, 30 му женщине); за право их обработки каждая семья обязана была обрабатывать другие земли (50 му мужчина и 20 му женщина), с которых казна брала налог. Условия пользования обоими наделами, как они изложены в источниках, не вполне ясны и вызывают различное толкование специалистов. Одно несомненно: указ о введении надельной системы был направлен на то, чтобы подорвать позиции частного землевладения сильных домов и предоставить всему населению страны возможность получить землю от государства на выгодных условиях.

В начале правления новой династии интересы централизации власти всегда требовали именно этого. Однако в данном случае реформа была, видимо, мертворожденной. Во-первых, потому, что одновременно с ней Сыма Янь, действовавший по традиции, имел неосторожность выделить своим родственникам крупные автономные уделы, превратившиеся вскоре в государства в государстве, что послужило после смерти основателя династии причиной мятежа («мятеж восьми ванов»), подавленного лишь в начале IV в. Во-вторых, из-за того, что у правителей новой династии практически не было ни времени, ни сил, чтобы проследить за проведением реформы в жизнь по всей стране, ибо с начала IV в. кочевые северные племена одно за другим стали вторгаться в Северный Китай, вследствие чего империя Цзинь прекратила свое существование, а на смену ей пришел период Нань-бэй чао, южных и северных династий.

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора

Глава 4. Эпоха второй половины XIV – XVI веков новой эры в истории «древнего» Египта. Атаманская – Отоманская империя 1. Общий обзор истории 18-й «древне»-египетской династии Знаменитую 18-ю династию египтологи относят к периоду 1570-1342 годы до н.э. , с.254. Согласно нашей

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

7.8. Путешествие в Цзинь В эпоху «Сражающихся царств» (475–221 до н. э.) было множество странствующих политиков. Они переезжали из государства в государство, чтобы прославить свою мудрость и наняться на службу к какому-нибудь властителю. Одним из них был Чжан И (ум. 310 до н. э.)

Из книги Очерки истории цивилизации автора Уэллс Герберт

Глава тридцать вторая Великая империя Чингисхана и его преемников (эпоха наземных путей) 1. Азия к концу XII в. 2. Появление и победы монголов. 3. Путешествия Марко Поло. 4. Турки-османы и Константинополь. 5. Почему монголы так и не приняли христианство. 6. Династии Юань и Мин

Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид Сергеевич

Чжурчжэни (Цзинь) и южносунская империя Чжурчжэньские племена, обитавшие на территории Южной Маньчжурии, издревле были связаны с Китаем, торговали с ним, а затем вошли в сферу влияния киданьской империи Ляо. Ускоренные темпы их развития в процессе трибализации – что

автора Коллектив авторов

ТРОЕЦАРСТВИЕ И ИМПЕРИЯ ЦЗИНЬ Период древних династий в Китае подошел к концу на рубеже ІІ-ІІІ вв., когда в огне восстания «Желтых повязок», начавшегося в 184 г., сгинула династия Хань. Вожди восстания из даосской секты «Путь Великого Благоденствия» обещали, что «Синее Небо»

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ВОСТОЧНАЯ ЦЗИНЬ Южнокитайская династия Восточная Цзинь надолго обезопасила себя от вторжений с Севера, но воспользоваться плодами военных побед и объединить страну она не смогла в силу ряда причин внутреннего характера. Ядро этой империи составляли земли, на которых в

Из книги Русско-Ордынская империя автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Повседневная жизнь «русского» Китая автора Старосельская Наталья Давидовна

Глава 4 Тянь-цзинь «Тянь-цзинь, тянь-цзинь, тянь-цзинь!..» - в этом звуке европейскому уху непременно послышится призывный звон китайского колокольчика, чистый, серебристый и немного печальный…1 (13) июня 1858 года русский вице-адмирал Е. В. Путятин здесь, в Тяньцзине, подписал

Из книги История Китая автора Меликсетов А. В.

1. Период Троецарствия и попытки объединения Китая под властью империи Цзинь (III-IV вв.) Цикл подъема, обеспеченного мощью ханьской государственности, возвестившей эру добродетельного правления и установившей относительный социальный мир и ослабление центробежных

Из книги Русь и Рим. Славяно-тюркское завоевание мира. Египет автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги История Византийской империи. Т.2 автора Васильев Александр Александрович

Глава 2 Латинское Владычество на Востоке. Эпоха Никейской и Латинской империи. Никейская Империя (1204–1261) Новые государства, образовавшиеся на византийской территории. Начало Никейской империи и Ласкариды. Внешняя политика Ласкаридов и возрождение Византийской империи.

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

3. «Античная» вторая Римская империя и эпоха XIII–XVII веков Кроме описанного выше соответствия, Вторая империя и Священная империя X–XIII веков содержат в самом своем начале по три крупных правителя. Собственно, с них и начинаются обе сравниваемые империи. Во Второй империи

Из книги Средневековые хронологи «удлинили историю». Математика в истории автора Носовский Глеб Владимирович

2. Царский Рим Тита Ливия (империя I) и античная империя Диоклетиана (империя III) В предыдущей главе мы рассказали о хронологических наложениях одних исторических событий на другие, по-разному датированных Скалигером, но которые на самом деле происходили, по-видимому, в

Из книги Великие сражения Востока автора Светлов Роман Викторович

Глава 1 БИТВА У КРАСНЫХ СКАЛ – ВЫДАЮЩЕЕСЯ СРАЖЕНИЕ ЭПОХИ ТРОЕЦАРСТВИЯ (21 ноября 208 года) Русский читатель привык судить о военном искусстве по многочисленным примерам войн, так или иначе касающихся государств Европы. Сочинения греческих и римских историков и полководцев,

Из книги История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия автора Крофтс Альфред

ЭПОХА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ: ЯПОНСКАЯ ИМПЕРИЯ Япония к 1915 г. имела 8 тысяч миль (12 875 км) железных дорог, то есть столько же, сколько в Калифорнии, но они обслуживали в двенадцать раз больше людей. Три четверти их были национализированы правительством Сайондзи, частные

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

9.7. ИМПЕРИЯ ЦЗИНЬ В эпоху Сун в северных степях господствовали племена киданей, которые основали кочевую империю Ляо. Кидани позаимствовали китайский опыт и создали четкую гражданскую и военную администрацию: население и армия были разделены на десятки, связанные

(220-280): 221 г. - второй год правления Цао Пи и формирование институтов государственности в Шу и У

В данной работе на материале второго года правления Цао Пи 曹丕 (221 г.), первого правителя царства Вэй 魏 периода Троецарствия (220-280 гг.), рассматривается важнейший аспект событийной истории тех лет — удержание и укрепление власти новой династией. Процесс прихода к власти в 220 г. и создания государства Вэй был проанализирован нами в предыдущей статье [Жиров, 2005, с. 181-187].

Источником служит памятник XI в. Цзычжи тунцзянь 资治通鉴 («Всепроницающее зерцало, управлению помогающее»), который был написан коллективом авторов под руководством Сыма Гуана 司马光 (1019-1086). В работе также принимали участие Лю Бинь (1023-1089), Лю Шу (1023-1089) и Фань Цзуюй (1041-1086). Помимо собственно хроники событий, в произведение добавлен «исторический комментарий» као и , который содержит комментарии самого Сыма Гуана или его мысли по поводу описанных событий.

Впервые Цзычжи тунцзянь был издан в 1092 г. Ему грозило уничтожение, так как Сыма Гуан был политическим противником Ван Аньши и его реформ [Лапина, 1970, с 22; Смолин, 1998, с. 58]. Труд попал в каталог запрещенных книг Цзинь шу мулу 禁书目录. Его спасло предисловие, написанное иператором Чжэ-цзуном 哲宗 (1086-1100), покровительствовавшим коллективу составителей «Всепроницающего зерцала» [Лапина, 1970, с. 197-199].

Исторический процесс изучается историками на разных уровнях временного «приближения» — выбор «глубины» зависит от задач и возможностей исследователя, которые во многом зависят от источника. Цзычжи тунцзянь — погодовая летопись, в которой собраны по замыслам авторского коллектива основные события прошлого, позволяет рассматривать события прошлого на уровне одного года. Это особенно важно при анализе кратких и средних, по срокам, правлений. Поскольку мы можем не только определить некие общие тенденции протекания исторических процессов, но выявить и рассмотреть подробно некие «ключевые события», которые и определяют именно это, а не иное направление одного конкретного процесса.

Для изучения и описания исторического процесса при любой глубине рассмотрения выделяются периоды, позволяющие проследить основные этапы его протекания, год — не исключение. Каждый период длится несколько месяцев. В данном случае, отличие от первого года правления заключается в том, что описание второго года предполагает сравнительно много информации о соседних царствах — прежде всего Шу, затем У. Здесь тоже шли процессы формирования институтов государственности. Таким образом в Восточной Азии воссоздавалась ситуация полицентризма, предшествующая созданию империй Цинь и Хань (221 г. до н.э. - 220 г. н.э.), т.е. почти 450 лет назад, но в иное историческое время и в ином историческом контексте.

Царство Вэй воспринималось как сильнейшее, именно ее правитель считал себя законным императором Поднебесной, законным преемником императоров Восточной Хань. Именно чиновники Вэй называли свое государство «Срединным государством» (Чжунго). Здесь процессы государствообразования шли наиболее динамично. В Шу и У, этим и интересен 221 г., эти процессы шли не так динамично, формирование институтов высшей власти было замедленно неопределенностью ситуации, угрозой взаимного нападения, небольшим числом ханьского управленческого аппарата и населения, сравнительно небольшой площадью контролируемых земель и т.п.

Опишем их.

1 период (первый - четвертый месяца). Укрепление власти в центре и формирование структуры власти на периферии Вэй

Данный период не отличается обилием событий.

В первом месяце молодой монарх Цао Пи жалует титул хоу одному из потомков Конфуция , Кун Сяну 孔羡, занимающего должность илана 议郎, для принесения жертвоприношений своему предку. Этим Цао Пи определил свое отношение к конфуцианству как идеологии воссоздаваемой империи. Первое событие, которое отмечено в этом году относится к сакральной и идеологической сфере.

Отметим, что в предыдущем 220 г. назначения Цао Пи носили иной характер. Тогда приводился в порядок государственный аппарат, поэтому в первую очередь назначались чиновники на высшие посты, например, Цзя Сюй 贾诩 был назначен начальником Военного приказа — главнокомандующим (тайвэй ), Хуа Синь 华歆 — канцлером (сянго 相国). В 221 г., как видим, фундамент власти уже не закладывается, как это было в 220 г., а укрепляется.

Второй месяц был посвящен ряду событий внутренней и внешней политики.

Еще в 220 г. преданные Цао Пи военачальники подчиняют новому государю отдаленные от центра округа и уезды, например, были совершены походы в округа Сыпин (сов. пров. Цинхай), Чжанъе и Цзюцюань (сов. пров. Ганьсу). Тогда в этих округах было подавлено сопротивление новой власти, но там еще не были проведены какие-либо назначения. В 221 г. Цао Пи начинает укреплять военную структуру управления на окраинах. Например, он присвоил высокое воинское звание правителю (тайвэю ) области Ляодун 辽东 Гунсунь Гуну 公孙恭. Его целью было укрепление своего суверенитета над этой областью в северо-восточной части государства Вэй.

Наряду с этими была снова запущена в оборот удобная разменная монета у чжу 五铢. Через восемь месяцев, в десятом месяце, ее вновь начнут изымать из обращения. Это было связано с нестабильной экономической обстановкой, и монеты то изымались из обращения, то опять вводились в экономику. Другие меры в хозяйственной сфере в памятнике не приводятся.

Далее следует большое описание важнейших событий в царстве Шу, расположенном в Сычуаньской котловине (историческое название — Хань 漢). Сообщения о событиях там уже встречались в описании 220 г., тогда в шестом и седьмом месяцах отношения между Вэй и Шу осложнились. Войска сычуаньского полководца Мэн Да вторглись в земли Вэй и заняли один из пограничных округов, но вскоре, из-за конфликта внутри армейского начальства, Мэн Да перешел на сторону Вэй. Цао Пи гостеприимно принял его, пожаловал титул и назначил начальником округа, который находился на стыке земель Вэй, Шу и У. Пользуясь ослаблением Шу, Цао Пи сразу направил на запад военную группировку, которая совместно с Мэн Да нанесла поражение оставшейся там армии Шу. Так были укреплены западные рубежи царства Вэй.

Источник сообщает о том, что во второй месяц в Шу разнеслась весть о том, был убит правитель Гуань Юй 关羽 и при дворе остро обсуждался вопрос о преемнике, поскольку таковой ранее назначен не был. Придворные вступили в переговоры с его соратником Лю Бэем 劉備, который носил титул Ханьчжун-ван 漢中王. Как положено по этикету и из тактических соображений тот от предложения отказался. Но пройдет чуть более месяц и в четвертом месяце он согласится. Так в Шу произошла смена власти, на трон после уговоров вступил император Чжао-ле-ди 昭烈帝. Но пробудет у власти недолго — до 223 года. Тогда же новым императором были произведены новые назначения: Чжугэ Ляна на должность канцлера (чэнсяна 丞相) и Сюй Цзина на должность «сыту» 司徒.

Важное событие произошло и в царстве У — тамошний правитель Сунь Цюань переместил свою столицу из небольшого расположенного на южном притоке Янцзы реке Юшуй 油水 городка Гун-ань 公安 на запад в историческую область Э 鄂, расположенную на Янцзы, несколько ниже от места, где в нее впадает река Ханьшуй, и переименовал в Учан 武昌 [Чжунго лиши туцзи, 1982, т. 2, с. 28-29].

По всей видимости, перемещение на восток было связано с необходимостью перенести центр власти дальше от границ царства Шу и спрятаться за хребтом Дабешань от войск царства Вэй в случае нападения. Но, видимо, были и другие цели. Из труднодоступного сравнительно небольшого аграрного очага ставка правителя была перенесена, во-первых, на основную водную магистраль — р. Янцзы, во-вторых, в район находящийся недалеко от стыка между двумя крупными историческими регионами Средней Янцзы и Нижней, что облегчало контроль над этими основными территориями царства У . Естественно, что в случае необходимости это расположение облегчало переброску сухопутных и водных войск.

О событиях третьего месяца в источнике не сообщается. По-видимому, ситуация в Вэй оставалась стабильной. Но в двух соседних царствах явно наметилась тенденция к усилению.

2 период (пятый - седьмой месяцы). Император - усиление позиций внутри семьи; император и его чиновники - первая проверка на устойчивость структуры власти

Сначала вновь говорится о важных назначениях на вершине властной пирамиды в Шу — была назначена императрица-супруга, определен и поженен наследник. Шуский правитель получил некоторые гарантии устойчивости своей власти и создал основы для создания династии. Можно сказать, что именно с этого времени начался процесс строительства государственности в Шу.

Далее памятник, наконец, переходит к Вэй и рассказывает о сложных взаимоотношениях между Цао Пи и ближайшими женщинами — первой женой госпожой Чжэнь 甄, которая была матерью его старшего сына, и фавориткой по фамилии Го 郭. Го оклеветала, публично выражала свою обиду, Чжэнь, сказав, что была оставлена в ставке вэйских государей в г. Е 邺. Это вызвало гнев императора. В шестом месяце , он направил в Е посыльного с приказом, в котором говорилось, чтобы госпожа Чжэн покончила с собой. Источник не упоминает о развязке этих трагических событий, но факт остается фактом — Цао Пи по сути приговорил к смертной казни свою первую жену. По-видимому, такое развитие событий может свидетельствовать о борьбе двух родов Чжэн и Го за влияние на императора и за места в государственном аппарате. Или точнее о том, что Цао Пи хотел окончательно порвать со старыми элитами еще времен Цао Цао, которые оставались в прежней столице вэйского владения городе Е и начать самостоятельно устанавливать свою линию преемственности. Тогда никто не знал, что ему будет суждено процарствовать только до 227 г., т.е. еще шесть лет. [Жиров, 2005, с.181].

Об этом свидетельствует и следующее сообщение. В памятнике упоминается о том, что Цао Пи приказал совершить жертвоприношением основателю династии Тай-цзу (своему отцу Цао Цао) в помещении храма Цзянь ши дянь 建始殿, находящегося в г. Лоян, хотя Храм предков их рода располагался в родовом гнезде (г. Е).

Так же на это время приходится солнечное затмение, вызвавшее резонанс при дворе. Ряд чиновников среднего ранга решили использовать его в своих целях и потребовали отставки назначенного год назад начальника военного ведомства Цзя Сюю. Но монарх защитил свою креатуру, он издал специальный указ, в котором указал на то, что Небо карает за просчеты главы государства, и повелел, что «в будущем, если будет кара Неба и Земли, то никто не будет вновь осуждать трех гунов» [Сыма Гуан, 1956, с 2176].

Из этого можно сделать следующие выводы: во-первых, среди чиновников не было единомыслия, уже сформировались группировки; во-вторых, монарх взял всю ответственность на себя — шаг довольно смелый. Цао Пи показал свой характер, и попытался раз и навсегда запретить использовать природные явления для борьбы с политическими противниками. Он заявил, что знамения только для него, он Сын Неба.

В царстве же Шу решался вопрос, стоит ли непременно сейчас нападать на У или лучше сразу напасть на Вэй.

В седьмом месяце правитель Шу решил направить войска на У, а не на Вэй. Боевые действия между Шу и У еще не начались, но войска уже выдвинулись на встречу друг другу.

В это время в Вэй правитель жалуя высокие титулы знатности своим младшим братьям, создавал себе опору среди высшей знати и своих родственников.

3 период. Восьмой-девятый месяца. Император Вэй жалует титул ван правителю У — легитимация власти Сунь Цюаня

В восьмом месяце 221 г. правитель царства У, предполагая, что нападение со сторону Шу уже осталось ждать недолго, решил признать себя подданым правителя Вэй. Для этого он направил посланника с письмом и возвратил высокопоставленных военопленных. При дворе Вэй началось обсуждение, многие посчитали это большой удачей для Вэй, но памятник приводит слова придворного Лю Е 劉曄, который указал на то, что решение правителя У продиктовано крайними условиями — угрозой вторжения более сильной армии Шу, к которой может присоединиться и Вэй. Он предупредил, что Сунь Цюань едва ли на самом деле собирался подчиняться Вэй. Этим он добивался тактического выигрыша, Шу — не посмело бы сразу напасть, население У поверило в силу Сунь Цюаня. Он предложил воспользоваться ситуацией и напасть на слабое У, после этого, если потребуется отдать часть захваченных земель Шу, после чего и Шу врядли долго протянет.

Цао Пи высказал мнение, что нехорошо нападать на того, кто только, что заявил о сдаче, м.б. лучше напасть на Шу. Советник смог только объяснить, почему лучше это не делать. Император решил поступить по своему и принял сдачу У.

Далее Цао Пи направил чиновника Син Чжэня 邢贞, занимающего должность тайчана (начальника ритуального приказа), отвезти вану У Сунь Цюаню 孙权 эдикт, в котором жаловал его титулом У-вана — вана У. Вместе с этим эдиктом были отправлены подарки. Так правитель У добился официального признания своей власти и получил из рук нового императора законный титул ван.

Лю Е выступил против этого, поскольку титул «ван» только на одну ступень ниже «Сына Неба». Лю Е предложил Цао Пи пожаловать Сунь Цюаню звание генерала и титул хоу с земельным наделом с сотнями тысяч семей, но ни в коем случае не делать его ваном. Но, по-видимому, Цао Пи решил приблизить одно из двух соперников, чтобы не дать им объединиться. Логична и консервативная позиция Лю Е: опасно официально наделять титулом вана ближайшего и довольно сильного соседа.

Сыма Гуан упоминает сторонников и противников политики Цао Пи в отношениях с У. Здесь сообщается о том, что отправленный на юг генерал Сяхоу Шан 夏侯尚 продолжал заниматься военными приготовлениями.

Тогда же некто Цао Вэй из Шаньяна (возможно, близкий родственник Цао Пи), передал Ускому вану письмо, в котором заявил, что готов поднять столичную армию. Цао Пи, узнав об этом, казнил его. Угрозы своей власти он не терпел.

В У тоже добившись мира, готовились к войне — была обнесена стеной новая столица город Учан.

В конце месяца император Вэй неожиданно предложил пожилому придворному Ян Бяо занять пост верховного главнокомандующего тайвэй . Тот отказался, сославшись на то, что уже занимал один из трех высших постов при Восточных Хань. Это сообщение очень интересно, потому, что показывает, что борьба группировок вокруг именно этого поста не затихала, мы не знаем о ее причинах, но то, что император сам предложил его представителю старой знати, свилетельствует о том, что этим он упреждал действия еще каких-то сил. Ведь отказ был предсказуем, а сам правитель не настаивал.

4 период (десятый-двенадцатый месяцы). Войны в восставших областях Вэй

В начале десятого месяца Ян Бяо был торжественно отправлен на пенсию, всоре он умер, ему было 80 лет. В аудиенции участвовали все высшие должностные лица — император как бы заявлял о том, что переход власти от Хань к Вэй завершается, смена поколений тоже.

Экономическая ситуация, видимо, тем временем ухудшалась, резко возросли цены на зерно. Правительство прибегнуло к испытанному способу — изъяло из обращения монеты пять чжу .

В десяцый и одиннадцатый месяцы — основное событие война царства Вэй с северными степняками ху 胡 (сяньби?), которые во главе с Чжи Юань-до 治元多, наложницей И Цзяня 伊健, вторглись в г. Лянчжоу 凉州 (совр. пров Шэньси). Со стороны правительственных войск в этом конфликте отличился генерал Чжан Цзи 张楫, прославившийся умением вести военные действия и перемещать войска. Чжан Цзи осуществил маневр, который остался незамечен хусцами и нанес им поражение. Вэй установило свой контроль над северо-западом.

После этого некий Цзюй Гуан 鞠光 восстал в Сипине 西平 и убил местного управляющего. В данном случае конфликт решился благодаря политике генерала Чжан Цзи, ловко сыгравшего на интересах народа цзянху (тибетцев). Зная, что «Цзюй Гуан и его люди хотят найти поддержку у тибетцев, Чжан Цзи пообещал тибетцам «большое вознаграждение и позволил им взять всю добычу». Помимо этого, «он отправил многочисленным племенам тибетцев послание, в котором говорилось, что все последователи Цзюй Гуана, будут прощены, а кто сумеет убить Цзюй Гуан, получит вознаграждение и будет одарен землей». Вскоре, «сторонники Цзюй Гуана убили его и послали его голову Чжан Цзи, а остальные вернулись к своей прежней мирной жизни» [Сыма Гуан, 1956, с 2202].

Эта мысль была развита в ходе дальнейших контактов. Цзы чжи тун цзянь приводит пространные диалоги сначала вэйского посланника в У, затем наоборот, из которых становится ясно, что правитель У имеет поддержку у чиновничества и жителей южных земель и не собирается терять свою независимость.

Вэйский правитель потребовал от У дани — предметы, которые привозили из Юга и стран Южных морей (жемчуг, слоновую кость, рог носорога, панцири черепах, павлинов и т.п.). Сунь Цюань решило отправить эти вещи в качестве даров, при этом обратил внимание, что все они используются для забавы, что непростительно ведь в Вэй еще не завершен трехгодичный траур по Цао Цао — отцу императора. Это признак усиливающизся идеологических разногласий — стремление правителя У, который добился своих тактических целей (получения титула и отсрочки нападения Шу), дистанцироваться от Вэй.

Сразу после этого он не оставляет сомнения в том, что он правитель самомстоятельного, а не вассального, государственного образования - он назначает наследником своего сына. Таким образом, в конце одиннадцатого месяца 221 г. завершился процесс государственного строительства и в У. Теперь все три царства имели своих титулованных правителей, столицы, армии, земли.

Подводя итоги по этому периоду, мы можем заметить, что армия царства Вэй была сильна, ее возглавляли умные и находчивые люди, например, к примеру, генерал Чжан Цзи. Как и в 220 г., мятежные районы удалось усмирить.

В конце периода встречается сообщение о том, что цены на зерно были высокими (возможно, это было связано с затратами на военные походы), и монеты у-чжу вновь были изъяты из обращения. Сведения такого рода говорят о том, что в целом обстановка во всем государстве была еще очень нестабильная, хотя, и это нужно отметить, на втором году правления, Цао Пи прочно удерживал власть в своих руках.

В двенадцатом месяце Цао Пи совершил первый большой объезд своих владений. И предпринял подготовку к новым атакам со стороны степняков — сяньби.

Заключение

221 год вошел в историю эпохи Троецарствие как год создания основ государственной власти в царствах У и Шу.

Наследником империи Хань и самым сильным государем считался император государства Вэй — Вэнь-ди (Цао Пи), но и правители Шу и У, которые хотя и имели титулы «ван», в этом году подтвердили свой суверенитет.

В 221 г. личная власть Цао Пи значительно усилилась. Этот год интересен тем, что вэйский монарх все чаще проявлял себя как самостоятельный правитель. Самостоятельно принимая решения по особо важным вопросам, он, значительно меньше, чем раньше, прислушивался к своим приближенным. Цао Пи продолжал укрепление управление на периферии своих владений — на северо-востоке и северо-западе. Вел войны со степняками (племена ху ).

Одновременно он стремился улучшить экономическое положение путем введения разменной монеты, которая была очень популярна в предыдущий период (Восточная Хань). Но, по всей видимости, эта мера оказалась не очень удачной, цены на зерно к концу года выросли и монета была выведена из обращения. О других событиях в хозяйственной жизни в источнике не сообщается.

В Шу после смерти Гуань Юя к власти пришла и утвердилась династия Лю во главе с Лю Бэем, а в У — династия Сунь во главе с Сунь Цюанем. Правителю У пришлось лавировать между Вэй и Шу, и для того, чтобы предотвратить нападение со стороны Шу, он сначала перенес столицу на восток в город Учан, а затем формально признал свой подчиненный статус по отношению к Вэй, но только для того, чтобы получить титул и предотвратить стремительное нападение Шу. Всю оставшуюся часть года он всячески дистанцируется от Вэй.

БИБЛИОГРАФИЯ
На русском языке
Жиров, 2005 — Жиров Ф.С . История царства Вэй (период Троецарствия): начало правления Цао Пи, 220 г. н.э. М., 2005.
История Китая, 2002 — История Китая, под ред. Меликсетова А.В. М., 2002.
Лапина, 1970 — Лапина З.Г . Политическая борьба в средневековом Китае (40-70 гг. XI в.) М., 1970.
Смолин, 1998 — Смолин Г.Я. «Всепроницающее зерцало, управлению помогающее» и взлет китайской исторической хронистики. - Востоковедение и мировая культура, М., 1998.

На английском языке
Fang, 1965 — The Chronicle of Three Kingdoms (220-265). Chapters 69-78 from the资 治 通 鉴 of Ssu-ma Kuang (1019-1086). Tr-d. and annotated by Achilles Fang. Cambridge, Massachusetts, 1965.

На китайском языке
Сыма Гуан, 1956 — Сыма Гуан и др. Цзычжи тунцзянь. Т.3, Пекин, 1956.
Чжунго лиши туцзи, 1982, т. 2 — Чжунго лиши туцзи (Атлас по истории Китая), П., 1982, т. 2.

Ст. опубл.: ИСТОРИЯ КИТАЯ. Материалы китаеведческих конференций ИСАА при МГУ (Сб. ст.) (май 2005 г., май 2006 г.) / Моск. Гос. Ун-т им. М.В. Ломоносова. Ин-т стран Азии и Африки; [ред.-сост. М.Ю. Ульянов]. — М.: Гуманитарий, 2007. - ISBN 978-5-91367-034. C. 130-138.


Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.