Святая эмилия в православии. Святая мать святых детей

Что означает имя Эмилия? Происхождение, характер и судьба женщин с этим именем.

Эмилия (Эмма) – добрая, ранимая и отзывчивая девушка, которая не терпит лжи и фальши. К своим кровным родственникам и близким друзьям она относится очень тепло, но взамен требует от них максимальной отдачи.

В случае если она понимает, что человек пытается ее обмануть, то может затаить обиду и на время перестать с ним общаться. Обладательницы этого имени очень целеустремлены и горды, поэтому они практически никогда не слушают чужих советов и стараются строить жизнь следуя исключительно своим предпочтениям.

Что означает имя Эмилия по церковному календарю?

Эмилия по церковному календарю

Большинство исследователей сходятся на том, что женское имя Эмилия произошло от латинского слова Aemilius, которое расшифровывается, как Страдающая или Соперница . Но так как это слово немного трансформировалось, то стало переводиться, как Усердная или Решительная.

В церковных книгах это имя есть, правда вместо Эмилия оно вписано туда, как Емилия , и именно последним вариантом нарекают новорожденных представительниц прекрасного пола при крещении.

Святой покровитель имени Эмилии

Святой покровитель имени Эмилия

Земные Эмилии имеют на небесах очень сильную покровительницу, которая даже при жизни считалась Святой женщиной. Звали защитницу обладательниц этого имени Эмилия Кесарийская . Родилась она в богатой семье и все свое детство и юность прожила, не имея ни в чем отказа. Но богатство родителей не сделало ее избалованным человеком, и она при всей своей красоте и образованности решила никогда не выходить замуж и посвятить свою жизнь служению Богу.

Но судьба распорядилась немного иначе. Внезапно от серьёзной болезни умерли все ее родные, и для того чтобы ее насильно не выдали замуж она дала согласие на брак с мужчиной по имени Василий. Как показало время, она сделала правильный выбор так, как этот человек имел похожие взгляды на жизнь.

Он благосклонно относился к тому что она проповедует христианство и в свободное время старался помогать ей ухаживать за больными и нищими. В этом союзе родилось 10 детей, 5 из которых в зрелом возрасте были канонизированы и причислены к лику святых. За такую сильную любовь к Всевышнему и за правильно воспитанных детей и почитают эту женщину по сей день.

Тайна имени Эмилия (Эмма)



Тайна имени Эмилия (Эмма)

Маленькая Эмиля очень энергична и чересчур активна. Она никогда не сидит на месте и практически все время пытается что-то делать. Не неважно чем она будет заниматься главное, чтобы это было занятие, которое поможет узнать что-то новое. Как показывает практика, эти девочки не боятся трудностей, поэтому без малейшего сомнения берутся за то, что им сверстникам не под силу. Когда Эмма немного подрастает, то становится еще более любознательной и начинает просто беспрерывно читать книги и смотреть научные передачи.

В юности в отличии от остальных представительниц прекрасного пола она не смотрит на окружающий мир сквозь розовые очки. Она старательно учиться и по возможности пытается подрабатывать. Такая высокая трудоспособность впоследствии превращает Эмилию в женщину, которая знает себе цену и очень дорожит своей самостоятельностью.

Какой национальности имя Эмилия (Эмма)?



Национальность имени Эмилия

Существует сразу две версии происхождения этого женского имени. По одной из них оно является древнеримским родовым именем, произошедшим от слова Аэмилиус, которое расшифровывается, как Решительная . По другой версии это имя является латинским и переводится на русский язык, как Усердная.

Имя Эмилия: значение и популярность

Имя Эмилия (Эмма) не является очень популярным в нашей стране. Им называют девочек крайне редко и чаще всего на это решаются родители в больших городах.

Расшифровка имени по буквах:

  • Э - наделяет человека природным обаянием, харизматичностью и любопытством
  • М - усиливает внутреннюю энергетику и улучшает бойцовские качества
  • И - помогает человеку расставлять правильные ориентиры в жизни
  • Л -развивает способность располагать к себе людей
  • И - повтор
  • Я - отвечает за организаторские способности



Эмилия - расшифровка имени с греческого

Несмотря на то, что это имя имеет древнеримские корни, в Древней Греции оно было очень популярным. Греки связывали его со словом Эмилиос, переводящимся как Ласковая, Льстивая или Доброжелательная . Как правило, имя Эмилия практически всегда являлось вторым и давалось для того, чтобы его обладательница была более покладистой и открытой.

Имя Эмилия на английском, на разных языках

  • Английский - Эмили, Эм, Эмми
  • Немецкий - Эмилия, Мике, Мильхе
  • Французский - Эмилин, Эмилина
  • Испанский - Эмилита, Мила
  • Португальский - Эмилинья, Милита
  • Итальянский - Амалия, Лилиета
  • Румынский - Эмилика, Эмма
  • Венгерский - Эми, Эмике
  • Белорусский - Амалия, Мильця
  • Польский - Эмильча, Милька

Как в загранпаспорте пишется имя Эмилия?

По правилам утвержденной в нашей стране транслитерации, имя человека в загранпаспорт должно быть вписано латиницей. Именно поэтому имя Эмиля в этом официальном документе будет писаться, как Emiliia .

Эмилия: какое сокращенное короткое имя, уменьшительно ласкательное?



Сокращенные и ласкательные формы имени Эмилия

Сокращенные и ласкательные формы имени Эмилия:

  • Эмилюшка
  • Эмочка
  • Милочка

Эмилия (Эмма): значение имени характер и судьба

Когда обладательница этого имени взрослеет, то она превращается в сильную духом женщину, которая готова идти к своей цели по головам. Благодаря такой целеустремленности она добивается своего очень быстро и на некоторое время превращается в женщину, которая ведет жизнь, более подходящую хрупкой девушке.

Но так как долго почивать на лаврах она не может, то очень быстро находит для себя новую цель и начинает вновь интенсивно работать, не отвлекаясь ни никакие женские дела. В случае если, прочитав все это, вы подумали, что обладательницы этого имени страшные карьеристки, то глубоко ошибаетесь. Просто эти женщины относятся к тому типу людей, которым очень важно во всем совершенствоваться и познавать что-то новое.

Но в их жизни все же есть моменты, когда они становятся хрупкими, нежными и очень ранимыми. Им совсем не чужды обыкновенные женские развлечения и когда выпадает возможность, то они стараются провести ее с максимальной пользой для своей души.



Имя Эмилия: сексуальность, брак

Эмилия относится к тем женщинам, которым очень важно чтобы партнер идеально подходил ей в сексуальном плане. В случае если вовремя близости с партнером ее не будет что-то устраивать, то она сразу же ему об этом скажет, причем сделает это так, что мужчина воспримет это скорее, как желание поэкспериментировать.

И, наверное, именно потому что обладательницы этого имени долго ищут своего идеального сексуального партнера, замуж они выходят достаточно поздно. Чаще всего эти женщины вступают в брак после 25 лет. Как правило, в мужья себе они выбирают более спокойных мужчин, способных закрывать глаза на то, что их избранница не очень любит заниматься домашним хозяйством.



Имя Эмилия (Эмма): здоровье и психика

В целом обладательницы этого имени обладают достаточно неплохим здоровьем. Но все же, как и у всех остальных у них есть свои слабые места. У Эмилий это пищеварительная система. Именно поэтому они должны более внимательно следить затем что едят, и в случае возникновения малейших проблем пытаться сразу же от них избавляться.

Что касается психики этих женщин, то, несмотря на их импульсивность, они являются морально устойчивыми людьми. Как правило, если их что-то раздражает или злит, то они сначала стараются немного успокоиться и только после этого предпринимают какие-то действия.

Какое отчество подходит девочке к имени Эмилия?

Как говорится, отчество не выбирают, но все же если оно несет правильную энергетику, то негативные качества имени будут намного меньше проявляться.

Итак:

  • Демьянова. Это отчество поспособствует тому, чтобы Эмма стала менее эмоциональной и более трезво мыслила в критических ситуациях.
  • Александровна. В этом случае у обладательницы этого имени будет хорошо проявляться доброта, сострадание и хозяйственность.
  • Константиновна . Будет наделять Эмилию дипломатичностью и миролюбием, благодаря чему она сможет из самых трудных ситуаций выходить победителем.



Эмилия: совместимость с мужскими именами

Самым идеальным вариантом для Эмилий являются мужчины, носящие имя Дмитрий. В таком союзе женщина будет ровней своему партнеру, что будет позволять ей чувствовать себя нужной и значимой. В случае если между Эммой и Дмитрием будут возникать скандалы, то они будут очень быстро убирать все разногласия.

Еще одним подходящим вариантом для женщин с этим именем являются Савелии. Эти мужчины тоже умеют договариваться, но что самое приятное, они такие же трудоголики, как и сама Эмма. Как правило, в таком союзе женщина находит и понимание, и поддержку, и финансовую стабильность.

Когда именины, День Ангела у Эмилии по православному календарю?

Как уже упоминалось немного выше, Святой покровительницей обладательниц этого имени является Емилия Кесарийская. Именно поэтому девушек, носящих красивое имя Эмма надо поздравлять с Днем Ангела в тот день, когда ее почитают во всех церквях. Делать это нужно 14 января каждого года.

Поздравление с Днем Ангела для Эмилии: короткие, в стихах и прозе



Поздравление с Днем Ангела для Эмилии
  • Эмилия! Сегодня у тебя именины и в связи с этим мне хочется тебе пожелать безудержной радости, огромного счастья и работы, которая будет приносить тебе исключительно удовольствие. Желаю тебе чтобы каждая секундочка твоей жизни была пропитана счастьем, теплом и любовью.
  • Дорогой мой человек, желаю тебе идти по жизни прямо и никогда не отвлекаться на беды и несчастья. Пускай тебе всегда ярко светит солнышко, а над твоей головой никогда не собираются грозовые тучи. С днем Ангела Эмилия!

Песня с именем Эмилия

Тату с именем Эмилия: фото



Тату с именем Эмилия

Имя Эмилия: интуиция, интеллект, нравственность

Большинство Эмилий не являются моралистками. Их нравственность позволяет им ради желанной цели совершать поступки, которые могут не понравиться ее окружению. Но как показывает практика, таким образом они поступают только в том случае, если точно знают, что осуждение не будет очень сильным.

Их интуиция всегда им правильно показывает можно ли на данный момент совершать необдуманный поступок. А благодаря хорошему интеллекту обладательницы этого имени всегда правильно просчитывают свои дальнейшие действия.



Имя Эмилия: увлечения, деятельность, бизнес

Главным увлечением женщин с этим именем являются книги. Они читают их каждую свободную минуту и стараются подсадить на такое времяпровождение всех своих домочадцев. Именно поэтому чаще всего они становятся сотрудниками библиотек, книжных магазинов или издательств.

В случае если у Эммы не получается устроиться на работу, которая будет приносить ей моральное удовлетворение, то она решается заняться бизнесом. Так как у этих женщин есть предпринимательская жилка, то они достаточно быстро становятся уверенными бизнес-леди и делают все, чтобы их детище разрасталось.

К какому знаку зодиака подходит имя Эмилия?

Самым подходящим знаком зодиака для обладательниц этого имени является Козерог. Он наделает слегка импульсивную и рассеянную Эмилию дисциплинированностью, благодаря чему у нее все получается с первого раза.

Как правило, Эмилия-Козерог - это верный и преданный друг, который всегда подставит свое плечо. Помимо этого, женщины, рожденные под этим зодиакальным знаком, обладают очень мягкой и романтичной натурой.



Камень талисман к имени Эмилия

Девушкам, имеющим красивое имя Эмилия, лучше всегда носить с собой камень аквамарин. Так как энергетически он заряжен на уравновешенность, дружелюбие, преданность и рассудительность, то своей положительной энергетикой сможет подавить все негативные черты характера этих представительниц прекрасного пола.

Цветок, растение, дерево-талисман для имени Эмилия

В случае если Эмме надо избавиться от хаоса в своей жизни, то она обязательно должна самостоятельно вырастить комнатное растение под названием гибискус. Если она будет правильно за ним ухаживать, то мере того как он будет расти, будут исчезать проблемы из ее жизни. Ну а если она хочет, чтобы ей всегда и во всем сопутствовала удача, то она должна посадить возле дома прямостоячую жимолость.

Тотемное животное имени Эмилия

Тотемным животным обладательниц этого имени является умная и смелая рысь. Энергетика этого животного помогает Эмилиям правильно разбираться в людях и избегать крупных ссор и неприятностей.

Нумерология имени Эмилия



Нумерология имени Эмилия

Числом, притягивающим удачу к женщинам с этим именем, считается тройка. Она помогает им не растрачиваться на пустяковые дела и выбирать только те предложения, которые впоследствии принесут им хороший доход и моральное удовлетворение.

Псевдоним к имени Эмилия

  • Легкий ветерок
  • Пушинка
  • Само совершенство
  • Цветущая роза
  • Лапуля

Известные люди, знаменитости с именем Эмилия: фото



Эмилия Кларк

Эмилия Спивак

Эмилия Фокс

Видео: Значение имени. Эмилия

В благочестивой христианской семье в Кесарии приблизительно в 305 году родилась девочка, и дали ей имя Емилия (Эмилия, Эммелия; греч. ᾿Εμμελία, ᾿Εμμέλιον). Родители новорожденной были людьми богатыми - им принадлежали обширные земельные владения в ряде провинций в Малой Азии. В юности Емилия отличалась редкой красотой, и многие желали видеть ее своей супругой. Но, будучи глубоко верующей, девушка готовила себя к безбрачию. Однако жизнь повернула все иначе.

Попав под гнев императора Лициния, родители Емилии были лишены имущества и жизни. Рано осиротев, девушка вынуждена была, во избежании возможного похищения и посягательств на ее честь, выйти замуж. Её избранником стал адвокат и преподаватель риторики Василий, который был известен как образованный и благочестивый человек. Родители мужа также были подвергнуты гонениям за христианскую веру и лишены почти всего своего состояния. По словам Григория Богослова, этот брак состоял не столько в плотском союзе, сколько в обоюдном стремлении к добродетели, выраженном в заботе о нищих, в странноприимстве, в очищении души посредством воздержания. За добрые дела супруги были вознаграждены - не было в том краю никого богаче их. Емилия с согласия мужа кормила бедных, помогала больным, делала пожертвования храмам.

Но не это прославило святую Емилию. Она стала образцом матери, воспитавшей своих детей (а их было 9 или 10) в духе христианского благочестия и добродетели. Хотелось бы, чтобы и современные родители следовали этому образцу.

Будучи беременной первой дочерью Макриной Емилия увидела во сне благообразного старца, который подошел к будто бы уже родившейся девочке и трижды назвал ее Феклой. Ребенок родился быстро и легко, сразу после пробуждения матери. Сон был понят, как предсказание о будущих достоинствах дочери, равных достоинствам святой первомученицы Фёклы. В дом была призвана кормилица, но ребенок не сходил с рук матери и был покоен только рядом с ней. «Других детей носила я лишь некоторое время, - вспоминала Емилия, - а с Макриною не разлучалась никогда». Так они и шли по жизни вместе. Емилия нежно любила дочь и, понимая всю материнскую ответственность, серьезно отнеслась к воспитанию своего ребенка.

В последствии она приняла его за образец, по которому воспитывала других детей. Учебными книгами были не сказки и басни, а псалмы Давида и притчи Соломона. Из них выбирала она некоторые места молитвенные или хвалебные, или с уроками жизненной мудрости, и заставляла выучивать их наизусть. А всё, что могло оставить в юной душе следы безнравственного и гнилостного, мать удаляла от взора и слуха детей. Также она обучала дочерей и сыновей ведению хозяйства и рукоделию. После домашних дел водила детей в храм Божий слушать священные песни и молитвы.

Результатом такого благочестивого воспитания стало то, что все дети Емилии стали достойнейшими из людей. Пятеро из них причислены к лику святых: святитель Василий Великий,святитель Григорий Нисский, святитель Петр Севастийский, блаженная Феозва (Феосевия) и преподобная Макрина. Последняя оказала огромное влияние на нравственный быт всей семьи. Когда родился младший из детей Петр, ушел из жизни муж Емилии Василий. Макрина помогала матери вести домашнее хозяйство и заниматься воспитанием младших братьев и сестер и оказала огромное влияние на дальнейших их рост в христианской вере.

Связь матери и дочери была очень тесная. Они практическти не разлучались. Когда дети выросли старшая дочь убедила мать удалиться в имение Анниса в Понте на берегу реки Ирис (современная Сев. Турция) и вести там монашеский образ жизни. Так они основали обитель, куда последовали за ними многие их бывшие служанки, ставшие им подругами. Последние свои земные дни провела Емилия в молитвах о своих детях. Проводили ее в последний путь старшая дочь Макрина и младший сын Пётр. Относительно даты смерти святой Емилии нет единого мнения. Архиепископ Филарет (Гумилевский) полагает, что она умерла 8 мая (21 мая) 375 года. Эта дата также считается днем памяти святой.

Ольга Камрыш

14.01.11. В благочестивой христианской семье в Кесарии приблизительно в 305 году родилась девочка, и дали ей имя Емилия (Эмилия, Эммелия; греч. ᾿Εμμελία, ᾿Εμμέλιον). Родители новорожденной были людьми богатыми - им принадлежали обширные земельные владения в ряде провинций в Малой Азии. В юности Емилия отличалась редкой красотой, и многие желали видеть ее своей супругой. Но, будучи глубоко верующей, девушка готовила себя к безбрачию. Однако жизнь повернула все иначе.

Попав под гнев императора Лициния, родители Емилии были лишены имущества и жизни. Рано осиротев, девушка вынуждена была, во избежании возможного похищения и посягательств на ее честь, выйти замуж. Её избранником стал адвокат и преподаватель риторики Василий, который был известен как образованный и благочестивый человек. Родители мужа также были подвергнуты гонениям за христианскую веру и лишены почти всего своего состояния. По словам Григория Богослова, этот брак состоял не столько в плотском союзе, сколько в обоюдном стремлении к добродетели, выраженном в заботе о нищих, в странноприимстве, в очищении души посредством воздержания. За добрые дела супруги были вознаграждены - не было в том краю никого богаче их. Емилия с согласия мужа кормила бедных, помогала больным, делала пожертвования храмам.

Но не это прославило святую Емилию. Она стала образцом матери, воспитавшей своих детей (а их было 9 или 10) в духе христианского благочестия и добродетели. Хотелось бы, чтобы и современные родители следовали этому образцу.

Будучи беременной первой дочерью Макриной Емилия увидела во сне благообразного старца, который подошел к будто бы уже родившейся девочке и трижды назвал ее Феклой. Ребенок родился быстро и легко, сразу после пробуждения матери. Сон был понят, как предсказание о будущих достоинствах дочери, равных достоинствам святой первомученицы Фёклы. В дом была призвана кормилица, но ребенок не сходил с рук матери и был покоен только рядом с ней. «Других детей носила я лишь некоторое время, - вспоминала Емилия, - а с Макриною не разлучалась никогда». Так они и шли по жизни вместе. Емилия нежно любила дочь и, понимая всю материнскую ответственность, серьезно отнеслась к воспитанию своего ребенка. В последствии она приняла его за образец, по которому воспитывала других детей. Учебными книгами были не сказки и басни, а псалмы Давида и притчи Соломона. Из них выбирала она некоторые места молитвенные или хвалебные, или с уроками жизненной мудрости, и заставляла выучивать их наизусть. А всё, что могло оставить в юной душе следы безнравственного и гнилостного, мать удаляла от взора и слуха детей. Также она обучала дочерей и сыновей ведению хозяйства и рукоделию. После домашних дел водила детей в храм Божий слушать священные песни и молитвы. Результатом такого благочестивого воспитания стало то, что все дети Емилии стали достойнейшими из людей. Пятеро из них причислены к лику святых: святитель Василий Великий,святитель Григорий Нисский, святитель Петр Севастийский, блаженная Феозва (Феосевия) и преподобная Макрина. Последняя оказала огромное влияние на нравственный быт всей семьи. Когда родился младший из детей Петр, ушел из жизни муж Емилии Василий. Макрина помогала матери вести домашнее хозяйство и заниматься воспитанием младших братьев и сестер и оказала огромное влияние на дальнейших их рост в христианской вере.

Связь матери и дочери была очень тесная. Они практическти не разлучались. Когда дети выросли старшая дочь убедила мать удалиться в имение Анниса в Понте на берегу реки Ирис (современная Сев. Турция) и вести там монашеский образ жизни. Так они основали обитель, куда последовали за ними многие их бывшие служанки, ставшие им подругами. Последние свои земные дни провела Емилия в молитвах о своих детях. Проводили ее в последний путь старшая дочь Макрина и младший сын Пётр. Относительно даты смерти святой Емилии нет единого мнения. Архиепископ Филарет (Гумилевский) полагает, что она умерла 8 мая (21 мая) 375 года. Эта дата также считается днем памяти святой.

Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской (379). Прмч. Иеремии (1918). Сщмчч. Платона, еп. Ревельского, и с ним Михаила и Николая пресвитеров (1919). Cщмчч. Александра, архиеп. Самарского, и с ним Иоанна, Александра, Иоанна, Александра, Трофима, Вячеслава, Василия и Иакова пресвитеров (1938). Мч. Василия Анкирского (ок. 362). Св. Емилии, матери свт. Василия Великого (IV).


Б лаженная Эмилия, в юных летах своих, сильно желала остаться девственницею до смерти. Но, рано лишившись матери и отца, у которого гнев императора отнял имущество и жизнь, принуждена была поступить не по желаниям своим. Редкая красота выставляла ее предметом искательств молодежи, так что был замысел похитить ее. Безродство и опасности для души заставили ее искать себе опоры в благочестивом муже, а общее мнение о высоких качествах адвоката Василия расположило согласиться отдать руку Василию (…)

Василий и Эмилия жили одними мыслями и чувствами, христианскими. Эмилия, с согласия мужа, кормила бедных, помогала больным, делала пожертвования храмам. Хотя родители обоих супругов лишены были почти всего состояния своего во время гонений на святую веру, но Бог, за добрые дела супругов, так умножил земную собственность их, что не было в том краю никого богаче их. Они владели землями в трех провинциях, в Понте, в Каппадокии и в Малой Армении. Впоследствии каждый из детей имел на своей доле более, чем сколько получил отец.. Когда родился сын Петр, отец умер, и на руках Эмилии осталось девятеро детей. Всех воспитала она в глубоком благочестии. Трое из них были епископами: Василий, Григорий, Петр. Св. Григорий Назианский с восторгом говорил об Эмилии: «Она подарила миру столько и таких светильников, сыновей и дочерей, брачных и безбрачных; она счастлива и плодовита как никто. Три славных священника, одна участница в тайнах священства, и прочие - лик небожителей. Изумляюсь, какая это богатая семья Эмилии! Благочестивая кровь Эмилии — собственность Христа; таков корень! Превосходнейшая! Вот награда твоему благочестию: слава сыновей твоих, с которыми у тебя одни желания». Сын, Василий Великий, с торжеством указывал врагам своим на то, что его учила вере мать его Эмилия.

Старшая из детей Эмилии была Макрина и Макрина была помощницею матери для земли и неба. Богу угодно было, когда Эмилия была беременна в первый раз, возвестить ей об этой дочери и показать, чем будет дочь. Она видит во сне, будто носит на руках дочь и будто старец величественного вида, подойдя к ребенку, три раза назвал ее Феклою. Эмилия проснулась и родила так легко, что, едва лишь кончился сон, родилась дочь. С того времени, мать и отец были убеждены, что данное дочери имя — предвозвестие о качествах дочери, близких к качествам святой девы Феклы. В дом призвана была кормилица: но ребенок почти не сходил с рук матери, был покоен только на ее руках.

Эмилия глубоко понимала обязанности матери. Если мужчина в толкотне жизни и заботе о ней не всегда внимателен к самому себе, то тем более далек от него постоянный надзор за раскрытием склонности и понятий в детях. Потому преимущественно на матери лежит долг надзора за развитием душевных и телесных сил дитяти. Несчастна мать, которая не хочет знать своего призвания, столько высокого! Эмилия дорожила этим призванием. По-видимому, не беззаботна бывает иная мать о детях: но — по опыту оказывается, что она все-таки не выполнила своего долга. Отчего это так? Оттого, что не тому и не так учила детей, чему и как должно учить. Воспитание Макрины тем более заслуживает особенного внимания, что сама Эмилия приняла его за образец, по которому воспитывала других детей, и особенно дочерей, и нельзя не пожелать, чтобы и другие родители следовали этому образцу. Греки начинали учение детей почти всегда с басней и некоторых пиитических произведений: точь в точь как наши милые педагоги-прогрессисты. Эмилия увидела, что в языческих произведениях много мыслей и картин, оскорбительных для чистой души. (Когда бы в прославляемых прогрессистами было меньше!) Потому, она приняла за учебные книги священные песни Давида и притчи Соломона. Из них выбирала она некоторые места молитвенные или хвалебные, или с уроками жизненной мудрости, и заставляла выучивать их наизусть. Так, чем бы ни занималась Макрина, священные стихи наставления были и постоянными ее спутниками-надзирателями (а не распущенные педагоги). Эмилия учила дочь и пению, но не давала ей петь песней Анакреона и Сафо. Все, что могло оставлять в юной душе впечатления гнилости и смрада нравственного, мать удаляла от взора и слуха юности. Матери сами водили детей (долгом считают водить и ныне) в театр и амфитеатр. Эмилия признавала, что то уже невознаградимый вред от театральных сцен, что они отлучают душу от любви к труду и приучают к легкомыслию и рассеянности («Театр - открытая школа невоздержания», говорит Василий Великий. Беседа четвертая на Шестоднев. Тертуллиан: «театр - привилегированная зала бесстыдства и замок всяких гнусностей»)


Она обучала дочь женским рукоделиям и домашнему хозяйству, тем более, что труд физический укрепляет ее здоровье. Так ли ныне? Вот почтенный родитель и родительница гуляют со своими детьми. Около них идет молодой человек. Меньшему восьмилетнему сыну стало жарко и он снял с себя бархатный кафтанчик. Молодой человек тотчас же предлагает свои услуги, берет и несет кафтанчик, в котором весу фунт. Родительница вступилась и взяв кафтанчик и передавая его сыну, говорит робко: «пусть приучается». Конечно, слава Богу и за то, что «пусть приучается!» Но милая мамаша! Добры ли вы к сыну и к себе, что сынок тяготится фунтиком тяжести, и вы готовите себе из него тяжести разного сорта? Не будьте ниже самки. После домашних занятий Эмилия водила дочь в храм Божий слушать священные песни и молитвы. Сын ее, уже святитель, писал «юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями»: так много значила педагогика Эмилии.

Макрина, пришедшая в возраст, была красавицею по телу и по душе (…) Мать нежно любила ее. «Других детей, — говорила она, — носила я лишь некоторое время, а с Макриною не разлучалась никогда». От этой связи дочери с матерью польза была для обеих, и польза неоценимая: мать управляла чувствами и помышлениями дочери, а дочь до такой степени заботилась о матери, что собственными руками пекла для нее хлеб и шила белье. Когда умер отец Макрина была главною помощницею матери по управлению имениями, находившимися в разных областях. Важнее же было то, что Макрина имела влияние на нравственный быт всей семьи. Хотя мать стояла на высокой степени нравственной жизни: но Макрина нечувствительно вела ее выше и выше, примером самоотверженной своей жизни. Она внушала брату Василию предаться исключительно изучению евангельской мудрости. Она образовала Петра, быв для него второю матерью и наставницею. Когда все братья и сестры могли уже заведовать делами и собою: она склонила мать удалиться с нею в монастырь.

В такой решимости мать и дочь построили обитель в Понте, на берегу реки Ириды, не вдали от горы Ивора. Там, отстранив все, что могло рассеивать их, изменили они образ жизни: служанок своих обратили в подруг своих и предались преимущественно молитве. (…)

Эмилия, достигнув глубокой старости, должна была наконец испытать общую долю смертных. Из детей ее были при ней только Макрина и Петр. Чувствуя близость кончины, она с невыразимою нежностью говорила присутствующим об отсутствующих и молитвою за детей окончилась святая жизнь ее, 8 мая 375г.

Десять человек детей дал Господь святой Эмилии, пять сыновей и пять дочерей, из них пятеро причислены к лику святых: Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, вселенский учитель (память 1/14 января), преподобная Макрина (память 19 июля/1 августа) — образец аскетической жизни, оказавшая сильное влияние на жизнь и характер святого Василия Великого, Святитель Григорий, епископ Нисский (память 10/23 января), Святитель Петр, епископ Севастийский (память 9/22 января), и праведная Феозевия — диакониса (память 10/23 января)

В самом начале IV века, в году примерно 305-м после Рождества Христова, в семье, где родители были из числа добродетельных и благочестивых христиан, родилась дочь, которую назвали Емилия, что в переводе с латыни означает «вежливая, усердная, старательная». Семья была зажиточная и владела обширными территориями в нескольких провинциях, прилегавших к Кесарии, древнеримскому городу (Каппадокии по-гречески), который теперь называется Кайсери и находится на территории современной Турции.

Девочка родилась истинной красавицей, с ранней юности к ней сватались многие, но воспитанная в любви к Богу Емилия желала полностью посвятить себя служению Ему и готовилась дать обет безбрачия.

В то время огромная Римская империя была уже поделена между императорами Константином Великим, который покончил с тиранией Максенция, притеснявшего христиан, и который деспотизмом своего правления восстановил против себя даже римскую аристократию и сенат, и Валерием Лицинианом Лицинием. Лициний составил и согласовал в Миланском эдикте 1 послание, в котором христиане получали невиданную прежде свободу вероисповедания.

Однако родители Емилии, проживавшие на землях, подвластных Лицинию, каким-то образом попали под императорский гнев, и Емилия не только рано осиротела, но и оказалась без средств к существованию. Чтобы спасти себя от поругания и обрести хотя бы какую-то защиту, ей пришлось выйти замуж. Мужем ее стал адвокат, преподаватель риторики Василий, человек известный как благочестивый, добродетельный и образованный. Доходов у него было немного, так как его родители были в свое время также подвержены гонениям на христиан и обеднели.

Тем не менее святой Емилии Господь дал возможность посвятить себя служению Ему, хотя иным путем, иначе, чем предполагала девушка. Святитель Григорий Богослов, рассказывая об этом супружестве, говорит, что оно основывалось, прежде всего, не на плотских отношениях, а на обоюдном желании вести жизнь благочестивую, где совместное стремление супругов к добродетели проявлялось деятельным образом – в воздержании в житейском обиходе, в гостеприимности их небогатого дома, двери которого были открыты для странников, в заботе об обездоленных – нищих, больных, в пожертвованиях храмам. Всем этим с согласия и при одобрении мужа Василия занималась Емилия. Сам же Василий по прошествии некоторого времени оставил мирские занятия и принял сан иерея.

Но имя Емилии Кесарийской сохранено в веках, и она была причислена к лику святых, прежде всего потому, что рождение десятерых (по мнению иных – девятерых) детей и воспитание их ею в тех же христианских духовно-нравственных идеалах привело к тому, что пятеро из них канонизированы как святые: трое братьев – святители Василий Великий, Григорий Нисский, Петр Севастийский, преподобная Макрина и блаженная Феозва (Феосевия).

Когда святая Емилия носила под сердцем свою первую дочь – Макрину, во сне ей явился некий старец. Он подошел к новорожденной и три раза произнес над ней: «Фекла. Фекла. Фекла». Как только Емилия проснулась, начались роды, которые прошли легко и быстро. Емилия вспомнила сон и решила, что он – предсказание о дочери, которая должна будет повторить судьбу великомученицы Феклы. Девочке нашли кормилицу, но она плакала на чужих руках, а была спокойна только на маминых. Потом Емилия говорила, что всех детей она носила лишь положенное природой время, а Макрина была связана с ней всей полнотой родственных уз всегда, как будто пуповина, связывающая мать и дочь до рождения, так и не была разделена. Макрина стала образцом, по которому Емилия воспитывала других своих детей, а когда подросла – стала помогать матери растить младших, оказывая на них огромное влияние в христианском возрастании юных душ. В то же время на ее плечах лежала немалая часть домашних забот – она во всем помогала матери; особенно нелегко стало в семье, когда почти сразу после рождения последнего сына Петра Василий ушел из жизни.

Принципы воспитания детей в семье Василия и Емилии состояли в том, что они учились не по детским сказкам, в расчете на якобы незрелый и неопытный детский ум, а по притчам Соломона и Давидовым псалмам. Она выбирала те, где воспевался Господь и дела Его на земле, те, что звучали как молитвенное обращение или в которых содержалась жизненная мудрость. Все, что могло заронить в умы и души детей пустое, безнравственное, растленное, она убирала от них прочь. Дети учили наизусть важные для формирования чистой и преданной Богу души места из Писания, которые выбирала для них мать, и росли такими же, как и их родители – благочестивыми, уважительными, сострадательными, трудолюбивыми. С малых лет они были приучены к домашнему труду, тому, что положен в доме мужчинам и женщинам. Вся семья часто ходила в храм, слушала моления и песнопения.

Подобное воспитание принесло свои великолепные плоды. Святитель Василий Великий (Кесарийский), архиепископ, богослов составил Божественную литургию, которая по сей день читается в храмах в дни Великого поста, он же, как предполагают историки и богословы, стал изобретателем иконостаса. Ему же принадлежат многие сохранившиеся до нас в переписях проповеди и письма. Также он был участником Первого Вселенского собора, созванного Константином Великим, где, как известно, была посрамлена арианская ересь. С этой и другими ересями он боролся духом и словом преданного Богу христианина всю жизнь, которую провел в чрезвычайной аскезе и отошел к Богу 1/14 января 379 года, отчего мы вспоминаем его в одни день с именем его матери святой Емилии Кесарийской.

Святителя Григория Нисского мы помним как богослова, экзегета – толкователя Священного Писания, философа, христианского епископа. Вместе с братом Василием Великим и близким другом Григорием Богословом он входил в знаменитую «каппадокийскую триаду». Жившие в одно время и связанные друг с другом узами не только кровного, как Василий Кесарийский и Григорий Нисский, но прежде всего духовного родства во Христе, они были первыми из великих ученых-богословов, которые вели тринитарные – троичные споры в борьбе с обилием ересей, возникавших и усердно державшихся в течение всего IV века от Рождества Христова. Дату ухода его из жизни история не сохранила, но он оставил потомкам множество трудов по богословию, философии и экзегетике, более полусотни писем и проповедей. Блаженная Феозва стала диакониссой и помощницей брата-святителя, посвятив себя помощи ему по всех делах.

Еще один сын, Навкратий, будучи 22 лет отроду, предпочел отшельническую жизнь, прожил в пустыне пять лет и отошел к Богу в молодом возрасте. В раннем возрасте умер сын Никифор. Об остальных троих детях святой Емилии ничего не известно, даже имен, но полагаем, что это были также достойные и благочестивые люди.

Дети выросли, и преподобная Макрина предложила матери удалиться от людных мест, чтобы вести иноческую жизнь. Они уехали в Понт, в имение Анниса, что стояло на берегу реки Ирис, теперь это территория современной Северной Турции. Они отпустили служанок, но те, любя семью, которой служили, и где они не были рабынями, а скорее подругами, поскольку дела по дому вели все – от мала до велика, последовали за ними. Там мать и дочь основали обитель, где святая Емилия провела остаток своих дней в молитвах о своих замечательных детях и где все было, как в истинной христианской общине, – всё было у всех и всем всё принадлежало. Там не было ни у кого ни перед кем преимуществ, а за благо почитались лишь благочестие, кротость, молитвы, воздержание, плотскому же попечению отдавалось только самое минимально необходимое время.

Последние дни Емилии при ней были дочь Макрина – самый старший ребенок и святитель Петр – самый младший. В том милостию Божией был великий символический смысл. Самая старшая – и самый младший, они незримо подтверждали собой присутствие тех, кто в силу различных причин не мог быть сейчас у одра отходящей к Богу матери. Потому последние слова ее, обращенные к Господу, к Которому она стремилась всю земную жизнь, были слова о ее детях, ее пожизненном приношении Ему: «Тебе, Господи, отдаю начаток и десятину от плодов моего чрева: начаток – эта перворожденная дочь, десятина – этот последний сын! Ты в Ветхом Завете повелел приносить Тебе начаток и десятину плодов: пусть Тебе будут они благоприятной жертвой и пусть снизойдет на них Твоя святыня!» С этими словами святая Емилия, сполна исполнившая свой долг великого материнства, ушла из мира дольнего в мир горний.

Преподобная Макрина вслед за матерью стала руководить обителью и пережила свою мать примерно на пять лет, тихо и благочестиво скончавшись в своей келье. Погребли ее в одной могиле с родителями.

Какое чудо произошло

Чудо – рождение детей. Чудо – воспитание их так, что пятеро стали святыми в глазах многовековой истории человечества. Чудо – самоотверженность и сила любви материнского сердца. Чудо – радость, с которой на грани между этим и тем мирами мать смогла произнести перед Богом слова, что отдает ему «начаток и десятину» главного, что ею сделано в жизни непостыдно, ибо именно дети – зеркало их родителей.

В житиях святых много чудес, которые мы принимаем или сомневаемся в их истинности (и это бывает), верим или не верим, потому что для нас чудо – это нечто, что не умещается в рамках представлений о возможном и невозможном или сверхвозможном. То, как прожила свою жизнь святая Емилия и каких она вырастила детей, – в самом деле чудо. И это чудо являют нам все матери нашего мира, которые сознательно заботятся не только о качестве жизни их детей, о здоровье, что, конечно, необходимо. Но вместе с тем они проявляют неустанное попечение о духовном мире и лучших качествах души будущего взрослого человека, открывают ребенку истинные идеалы и добродетели, и, покидая этот мир, могут сказать Богу, так же, как святая Емилия, что вручают Ему главное, что сотворено в их жизни – чистую, честную, благочестивую человеческую душу – душу воспитанного ими ребенка.

Что же касается чудес в расхожем представлении, то даром чудотворения Господь одарил преподобную Макрину. Сестры обители, основанной святой Емилией и ее преподобной дочерью, после ухода Макрины из жизни рассказали святителю Григорию Нисскому о случае, когда она исцелила девочку с бельмом на глазу. Преподобная поцеловала больной глаз, и бельмо сошло. Также, по словам сестер, даже в самые тяжелые неурожайные годы в их амбаре не кончалась пшеница – оставалось столько, сколько надо было для поддержания жизни, о чем святая Макрина неустанно молилась в такие времена.

Значение иконы

На иконе Святой Емилии Кесарийской мы видим характерное для образов ранних христианских святых из числа женщин изображение – свободно ниспадающий вкруг строгого лица покров, на некоторых списках прорисованы темные вьющиеся волосы. В чем значение иконы, каков подвиг этой замечательной христианки-римлянки, что имя ее сохранилось в веках?

К материнству в наши дни стали относиться не так уважительно и почтительно, как это было ранее. Изменилось за века и само воспитание, оно теперь окончательно в подавляющем большинстве случаев устремлено в материальную сферу – накормить, обуть, одеть, поставить на ноги: то есть дать образование или помочь найти стезю, на которой можно также основать прочное материальное благополучие.

Все это неплохо, важно и нужно, время первых христиан с их аскетическим подходом к мирской жизни уже в глубоком прошлом, но вот преимущество попечения о душе, о нравственной сфере было постепенно утрачено, а восстановить его в необходимой мере – большой, кажется, уже непосильный труд. Не оттого ли сегодня в обществе, не только у нас, а повсеместно, столько социальных проблем, связанных с духовным падением, с недостатком нравственного воспитания, что телега оказалась впереди лошади? Поколение за поколением решение материальных проблем, связанных с воспитанием чад, становилось все более приоритетным, уступало свои позиции духовному воспитанию, и теперь мы пожинаем горькие плоды детского нигилизма, преступности, а уж неуважение к родителям – «предкам» – беда едва ли не половины семей.

Поэтому, глядя на икону Святой Емилии, вспоминая ее материнский подвиг, ее неусыпную заботу о первенстве духовной пищи перед материальным благом и те плоды, которые из такого воспитания произросли, можно сделать один вывод – это был в самом деле ПОДВИГ. Ежедневный подвиг духовного женского труда, которому стоило бы последовать и сегодня.

Конечно же, мы не сможем следовать ему дословно. Да и не нужно. Только сместить акценты, ни в чем не обделяя наших детей, – просто напоминать им, что все блага, которыми мы их с любовью осыпаем, даются из одного всем известного Источника, и с ранних лет приучить их молиться, верить, доверяться Тому, по Чьей воле мы все приходим в этот мир. А сами мы можем научиться этому на примерах, которые сохранила нам история в житиях святых.

______________________________
1 Миланский эдикт – совместное послание императоров Константина и Лициния, провозглашавшее религиозную терпимость между христианами и сторонниками языческой веры в пределах Римской империи; примерная дата издания эдикта – 313 год.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.