Сценарий о хлебе. Сценарий праздника «Хлеб всему голова» - Сценарий

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА

«Хлеб – всему голова».

Т АРАСОВА Н. Е. – УЧИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ ТСОШ № 3.

Ц ЕЛИ: РАСШИРИТЬ ЗНАНИЯ О ПОЛЬЗЕ ХЛЕБА, О ЕГО ЦЕННОСТИ, О

ТЯЖЁЛОМ ТРУДЕ ХЛЕБОРОБА:

ВОСПИТЫВАТЬ ЧУВСТВО БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ХЛЕБУ.

Под звуки песни « Русское поле » в зал входят ученик И И ВЫСТРАИВАЮТСЯ НА СЦЕНЕ.

Ведущий: Дорогие гости, дорогие ребята! Мы сегодня собрались здесь, чтобы поговорить о чуде - земли, чуде труда человека – хлебе.

Все: Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

1: Слыша добрые вести,

Видя силу страны,

Хлебу мы честь по чести

Поклониться должны.

2: Нужны нам и мясо, и фрукты.

Однако, коль строго судить.

Жить можно без многих продуктов…

Без хлеба вовек не прожить.

3: Всему голова и основа,

В нем труд хлебороба, их пот.

И хлебушком – ласковым словом –

Зовет его часто народ.

Какое без хлеба застолье?

Еще с незапамятных дней

Не зря на Руси хлебом – солью

Встречают желанных гостей.

4: Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шел к тебе издалека.

Ведущий: Как пришел ты к людям, хлеб?

1-й колосок: Вот послушайте сказку.

Давным-давно это было, когда люди жили племенами в пещерах и питались мясом животных. Случилось так, что всех животных они истребили, и есть им стало нечего. Вот и отправились они в поисках других мест, где можно было бы прокормиться. Шли они долго, многие умирали от голода. Так и случилось с одним человеком. Он упал, потеряв от изнурительного голода сознание. Когда он очнулся, вокруг него никого не было. И вдруг над сбой он увидел удивительное растение, из которого сыпались на него мелкие камушки. Он решил попробовать один из них, и вдруг приятный запах и вкус оживили его. Он стал собирать эти камушки, которые оказались зернышками, и есть их. Эти зерна подействовали на него, как лекарство. Он окреп и выздоровел, и ему сразу же захотелось рассказать об этом людям. Он собрал эти зерна и пошел искать людей. Увидев его живым и невредимым, люди удивились, а он рассказал им о чуде – колоске.

С тех пор люди стали употреблять в пищу чудо – колоски. Позднее они начали зерна размельчать, подсушивать на камнях и питаться этим.

Входит второй колосок.

2-й колосок: А я хочу подарить вам сказку. Но сказка эта не простая! Хотите послушать и увидеть ее?

Жили-были на свете Солнце, Земля и Труд. Земля питала каждую травинку, Солнышко ласкало, а Труд оберегал. Но откуда не возьмись…

Входит Безделица.

Безделица: Ох, люблю бездельничать! Ох, люблю! Недаром зовусь Безделицей. Больше всего не люблю труд. Вы его, ребята, не видели?

Появляется Труд, в руках он несет зерно.

Труд (смотрит на зерно) : Какое ты маленькое, а сколько в тебе добра!

Безделица набрасывается сзади на него и пытается отнять зернышко.

Безделица: Все равно я стану владычицей Земли!

Труд: Владыкой мира будет труд!

Безделица: Ха! Давай позовем человека. Пусть он решит, то ли ему обливаться потом, то ли ничего не делать, полеживая в тени…

Труд: Будь, по-твоему. (Появляется человек). Вот тебе горсть зерна. Сумеешь вырастить хороший урожай – принесешь всем радость.

Безделица: А уж коли не вырастишь, коли захочется тебе (зевает) подремать да понежиться (потягивается), уж тогда мы с тобой друзьями станем.

Человек (кланяется Труду) : Спасибо тебе, батюшка Труд! Я тебя не подведу.

Звучит русская народная мелодия. Человек под музыку сеет зерна. На каждый взмах руки выбегают всходы и водят хороводы.

Танец КОЛОСКОВ.

Безделица: Ну, надо же! Труд верх берет! Эх, была, не была! Позову-ка я Мороза, пусть заморозит всходы. Эй вы, Морозы лютые! Сюда! Сюда!

Влетают Морозы («Красный нос» и «Синий нос») и бегают по залу.

Труд: Ребята! Беда может случиться! Скорее в круг! Не дадим Морозам погубить зеленые всходы хлеба!

Дети окружают всходы.

Морозы: Я Мороз – Красный нос! Я Мороз – Синий нос! Померяемся силой! Если мы перетянем канат, - наши всходы.

Игра «Перетягивание каната». Дети побеждают, Морозы убегают.

Безделица: Ох, и бездельники эти Морозы! Ну да у меня еще ветры-суховеи про запас есть! Ветры! Ветры-суховеи! Отзовитесь! Появитесь!

Вбегают ветры.

Ну, суши! Ну, губи!

Человек: Нашим всходам нужна влага! В воде их спасение. Там вдали озеро. Необходимо сюда доставить как можно больше влаги! Но ветры-суховеи постараются овладеть водой, поэтому мне нужна ваша помощь.

Игра «Не пролей воду». На середине зала миска с водой. Это-озеро. Надо ложкой зачерпнуть воду и быстро перенести ее в стакан, который стоит у всходов, то же делают суховеи, только они носят воду в обратную сторону. В чьем стакане окажется больше воды?

Всходы: Спасибо, ребята, напоили нас!

Безделица: Горе мне, горе! Ухожу я от вас! Фу! Какая противная ваша сказка! И здесь мне не удалось поселиться…

Появляется третий Колосок.

3-й колосок: Хороша твоя сказка, братец Колосок!

Но не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Ведущий: Нелегок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делайте и вы так. Смолоду учитесь ценить труд других.

Святое дело - вырастить хлеб. Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен! Сколько же надо, чтобы прокормить народ?

1-й ученик: Каравай земли и неба

На твоем столе –

Ничего сильнее хлеба

Нету на земле.

2-й ученик: В каждом маленьком кусочке

Хлебные поля,

А на каждом колосочке

Держится земля.

3-й ученик: В малом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

4-й ученик: И растет под небом светлым

Строен и высок,

Словно родина бессмертный

Хлебный колосок.

5-й ученик: Чтоб колосья подняться смогли,

Нужно людям над пашней сгибаться.

В хлебе чувствуем запах земли

И упорство труда землепашца.

Ведущий: Да, взрослые, вспоминая те трудности, которые им пришлось испытать на полях, говорят:

Перед этой пашнею шапку скинь, сынок,

Видишь, пробивается хлебный стебелек,

Сколько в это зернышко вложено труда,

Знают только солнышко, ветер да вода…

Песня «Русское поле»

Поле, русское поле…

Светит луна или падает снег -

Счастьем и болью вместе с тобою

Нет, не забыть тебя сердцу вовек!

Русское поле, русское поле…

Сколько дорог прошагать мне пришлось!

Ты - моя юность, ты - моя воля,

То, что сбылось, то, что в жизни сбылось!

Не сравняться с тобой

Ни леса, ни моря

Ты со мной, мое поле,

Дует ветер в висок.

Здесь Отчизна моя,

И скажу не тая:

Здравствуй, русское поле,

Я твой тонкий колосок.

Игра «Помогаем собрать урожай»

Ведущий: Хлеб! Какое привычное и все-таки необычное слово! Славится он первым на земле (на столе). «Священный дар» - так называли хлеб в блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной войны.

1-й ученик: Был хлеб всегда в почете на Руси –

Ее просторов главное богатство,

Его ты хочешь цену знать? –

Тебе ответить могут ленинградцы.

2-й ученик: В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжелого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

3-й ученик: Во время блокады Ленинграда пришлось резко снизить нормы выдачи хлеба жителям города. Рабочие получали в день 250 грамм, а остальные жители – 125 грамм. Этот хлеб состоял из небольшого количества муки, древесной целлюлозы, жмыха, отрубей и других примесей. И все-таки он помог ленинградцам выстоять.

4-й ученик: 641803 ленинградца умерли во время блокады от голода. На Пискаревском кладбище – тысячи могил. Около одной всегда много людей. Они стоят молча и плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик черного хлеба. А рядом записка: «Доченька, если б я могла дать его тебе тогда…»

Ведущий: Многим известна печальная история 11 - летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. В музее истории Санкт - Петербурга хранится ее дневник. В нем есть короткие трагические записи:

Дядя Леша умер 10 ма в 4ч. дня 1942 г.

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Умирающую Таню удалось вывезти с детским домом в поселок Шатки Горьковской области. Но истощенная голодом, девочка умерла.

Звучит «Реквием» В.-А. Моцарта.

4-й ученик: В Ленинграде – это было в пятидесятые годы – на Невском проспекте, около Мойки, вдруг затрезвонили трамваи (тогда они еще ходили на Невском), засигналили машины, засвистели милиционеры, и как-то резко остановилось все движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперед руку. Ругались водители, что-то кричал вагоновожатый, шумела толпа, но женщина шла вперед, преграждая путь транспорту. Потом она что-то подняла и, прижав к груди, пошла обратно… Подойдя к шумевшей толпе, протянула руку, и все увидели кусок изуродованного хлеба, вернее, остатки того, что было хлебом. Как он попал на проезжую часть дороги – объяснить трудно. Видимо, кто-то слишком сытый, не переживший блокаду, бросил этот кусок хлеба.

5-й ученик: А потом у поэта Р. Рождественского родились такие строки:

На Невском замерло движение…

Не ночью, нет – средь бела дня.

На мостовой, как изваянье.

Фигура женщины видна.

Там, на дороге, как во сне,

Седая женщина стояла –

В ее протянутых руках

Горбушка черная лежала.

Нет, не горбушка, а кусок,

Обезображенный бездушьем,

Размятый множеством машин

И все забывшим равнодушьем…

А женщина держала хлеб

Кусочек этот бы тогда –

И сына б я не потеряла.

Кусочек этот бы тогда…

Кусочек этот бы тогда…

Кто осквернил? Кто позабыл?

Блокады страшные года…

Кто, бросив на дорогу хлеб,

Забыл, как умирал сосед?

Детей голодные глаза

С застывшим ужасом, в слезах.

А Пискаревку кто забыл?

Там персональных нет могил…

Там вечный молчаливый стон

Терзает память тех времен.

Им не достался тот кусок,

Лежащий здесь – у ваших ног.

Кусок, не подаривший жизнь…

Кто бросил хлеб – тот отнял жизнь.

Кто предал хлеб?

Песня «Корочка хлеба»

6-й ученик: Ты и каждый, кто ел сегодня хлеб, кто купил его, принес его домой, -

взгляните на хлеб. Друг! Ты держишь в руках сокровище.

Все: Хлеб надо беречь!

7-й ученик: Не бросай хлеб, не топчи его!

Не хвастай, что ты сыт!

То, что у тебя и у других есть сегодня хлеб, - не личная заслуга, а результат усилий всего государства, всего народа, всех, кто жил на земле, кто живет сейчас.

Помните, что хлеб и через 2-3 дня не утрачивает своих вкусовых качеств. Не покупайте лишнего хлеба, а купленный старайтесь съест. Если же останется немного хлеба, нарежьте его тонкими ломтиками и подсушите в духовке. Вкусен чай с такими сухариками. Их также можно есть с супом. Если пропустить оставшиеся засохшие куски хлеба через мясорубку, получатся панировочные сухари.

Ведущий: Помните: если каждый из нас выбросит в день пол-ломтика хлеба, то за год наберется 7 кг, ил 15 батонов. Если их умножить на число людей, живущих в нашей стране, то получится, что все вместе мы выбросим хлеб, который выращивали свыше 350 колхозов и совхозов, 3,5 млн.человек участвовало в производстве выброшенного нами хлеба. Государство из-за нашего небрежного отношения к хлебу понесло убыток более 97 млн. рублей. Вдумайтесь в эти цифры.

Если буханка, батон зачерствели и их выбросили, значит, зря трудились хлебороб, мукомол, напрасно стоял у жаркой печи пекарь…

7-й ученик: Зерна наших дней светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной!

Не мечтаем мы о чуде –

К нам полей живая речь.

Все: Берегите хлеб, вы – люди,

Научитесь хлеб беречь!

Песня «Золотое зернышко»

Хлебное поле большое, как море –

Не сосчитаешь колосьев на нем.

В дружном дозоре, в почетном дозоре

Каждое зернышко мы бережем.

Припев:

Зернышко, зернышко –

Капля золотая,

Капля урожая.

Зернышко мы согреваем заботой

В теплых и добрых ладоней полей.

Солнышку тоже хватает работы,

Чтобы звенели хлеба веселей.

Припев:

Зернышко, зернышко –

Капля золотая,

Капля урожая.

Хлебные зернышки сказочным кладом

Спрячутся в землю и дружно взойдут.

Самая лучшая в мире награда –

Это живая награда за труд.

Припев:

Зернышко, зернышко –

Капля золотая,

Капля урожая.

1-й ученик: В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп

Шел народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

Значит, правильны слова:

«Хлеб – всей жизни голова!»

2-й ученик: Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

3-й ученик: Когда за столом вы, ребята, сидите,

То помните, кто для вас хлеб создавал.

ученик: Рабочий, нефтяник, строитель,

Шахтер, машинист, металлург,

Хлебороб.

Все: Народ!

Ведущий: Эй, девчушки – хохотушки,

Начинайте петь частушки,

Начинайте веселей,

Чтоб порадовать гостей.

Частушки

1.Мы в Тучково живем,

Сушки, пряники жуем.

Мы частушек много знаем

И сейчас для вас

2. Прянички печатные,

До того нарядные!

Мы не сразу их съедим,

А сначала поглядим.

3. Но не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

4. Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.

5. Дождик, дождик, поливай –

Будет славный урожай:

Будет белая пшеница,

Будет рожь и чечевица.

6. Взором радостным объемлю

Даль бескрайнюю полей.

Слава тем, кто любит землю!

Тем, кто трудится на ней!

4-й ученик: Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Пышным круглым караваем.

Он на блюдце расписном,

С белоснежным рушником.

5-й ученик: Вот он, хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой,

Вот он – теплый, золотистый –

Словно солнцем налитой.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал – пришел.

6-й ученик: В нем здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло!

7-й ученик : В нем земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем.

8-й ученик: С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб – соль из рук!

(Каждому классу вручается на подносе с расшитым полотенцем КАРАВАЙ)

Песня «Колосок»

1.Ржаной росток зелёный 2.Его расти научит

Оглядывает поле. Любой весенний дождик.

Смешной и удивлённый, И каждый солнца лучик

Как первоклашка в поле. Согреет и поможет.

Припев: Припев тот же.

Расти, колосок, – 2 раза.

Ты только пробился из зёрнышка.

Расти, колосок, – 3 раза.

Расти, колосок до солнышка.

9 –й ученик: К хлебу все имеет отношенье –

Русский хлеб причастен ко всему:

К дружбе наций, к спутников движенью,

К миру, правде, к счастью твоему.

ВЕД. : Будем помнить народную мудрость: « Хлеб – всей жизни голова».

И всегда будем помнить о людях, которые растят хлеб.

ВСЕ: Слава хлебу и рукам, что его растили!

Слава! Слава! Слава!

Подготовить:

    Канат для игры.

    Миску с водой.

  1. 6 косынок для завязывания глаз.

    Сумка для человека.

П ОСЛОВИЦЫ.

Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.

Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

Головы , а студент – с “хвоста”. Студент... Ведущий 2: Мы тебя всему обучим и студентом быть научим...

Организация: МБДОУ «Детский сад № 81»

Населенный пункт: Вологодская область, город Череповец

Сценарий совместного с родителями итогового праздника в

подготовительной к школе группе:

«Хлеб – всей жизни голова!».

Составила :

Шабурина Алина

Николаевна

воспитатель

г. Череповец – 2017 г.

Цель: - уточнить и закрепить представления у детей о труде взрослых, выращивающих хлеб, показать результаты труда и его общественную значимость; привлечь внимание родителей к данной теме.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  1. Обобщить и систематизировать имеющиеся знания у детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий
  2. Закрепить знания детей об истории хлеба и русских традициях, связанных с ним; о том, люди каких профессий участвуют в процессе его выращивания и изготовления
  3. Продолжать формировать умения у детей устанавливать логическую последовательность действий, опираясь на сюжет картинок, отвечать на вопросы в рамках заданной темы
  4. Показать общественную значимость и результаты труда людей, занимающихся выращиванием хлеба

Развивающие задачи:

  1. Развивать творческий потенциал у детей, коммуникативные навыки
  2. Продолжитьработу по развитию связной речи, обогащению и активизации словарного запаса у детей
  3. Продолжатьразвивать психологические процессы: логическое мышление, память, творческое воображение, внимательность

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать у детей уважительное отношение к труду людей, выращивающих хлеб, бережное отношение к результатам их труда

2. Способствовать улучшению родительски – детских отношений и усилению воспитательного влияния родителей на детей по данному вопросу

  1. Продолжитьработу по формированиюпатриотических чувств у детей
  2. Вызвать интерес к коллективному труду людей

Интеграция образовательных областей: познание, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное, развитие речи, физическое развитие

Оборудование и материалы:

Иллюстративный материал по данной теме, детские рисунки и плакаты, аудиозапись песни «Хлеб – всему голова» в исполнении Ольги Воронец, репродукции картин П. Федоренко «Жатва», И. Шишкина «Рожь», презентация «От зернышка до каравая», мультимедийная установка, гербарий с культурными растениями, загадки, пословицы о хлебе, мягкий, душистый, ароматный каравай с солонкой и рушник (красивое вышитое старинное полотенце, принесенное из дома родителями группы), все необходимое для замеса теста (мука, соль, сахар, вода, дрожжи), русский народный костюм для ведущей праздника, костюм пекаря для работника столовой детского сада.

Предварительная работа:

- подбор и чтение художественной литературы по данной теме, загадывание загадок, работа с пословицами и поговорками о хлебе; просмотр видеоролика «Как растет пшеница», рассматривание иллюстративного материала и репродукций картин, поход в «Детский музей» на тематическую выставку про «Колосок и хлеба кусок»; организация выставки совместного с родителями творчества: рисунки, плакаты, поделки; дидактические игры по теме «От зернышка до каравая»; цикл бесед по теме «Хлеб – всему голова», раздача стихов детям и индивидуальных заданий для каждой семьи, раздача стихов и индивидуальная работа с чтецами, разучивание песни «Хлеб – наш батюшка»

Праздник проходит в музыкальном зале, с подключением мультимедийной установки для показа презентации. Зал украшен детскими рисунками по данной теме, на стене плакат «Берегите хлеба каждую крупицу!»

По одной стороне зала сидят родители, а по другой дети.

Ход праздника:

Ведущий праздника в народном русском костюме. Дети заходят в зал, образуя полукруг, исполняют первые два куплета песни на слова Л. Худяковой, О. Курициной «Хлеб – наш батюшка»:

  1. В русском полюшке

Да под солнышком,

Колосок растет

Да водицу пьет.

  1. Пей водичку, пей,

Пей да подрастай.

Будет пышным наш

Добрый каравай.

Хороводная коммуникативная игра «Каравай, каравай, кого хочешь выбирай». Дети заводят круг со словами:

Как сегодня все на праздник (идут, взявшись за руки по кругу)

Испекли мы каравай.

Вот такой вышины, (поднимают руки вверх)

Вот такой нижины, (присаживаются, взявшись за руки)

Вот такой ширины, (расходятся, делают круг шире)

Вот такой ужины. (сходятся в круг)

Каравай, каравай, (хлопки в ладошки)

Кого хочешь выбирай (мальчики подходят к девочкам, берут за руки и кружатся – родители аплодируют своим детям).

Ведущий: Дружно за руки возьмитесь и друг другу улыбнитесь, а также своим родителям. Проводите мальчики девочек на свои места в зале. А сейчас дадим ответное слово нашим дорогим родителям. Родители встают и исполняют вторые два куплета песни «Хлеб – наш батюшка», закликая тем самым гостью на праздник:

  1. Каравай на стол-

Сразу стол – престол,

В гости всех позовем,

Хлебушек раздаем.

  1. Хлеб – царь Батюшка,

Хозяйка Марьюшка

Хлебу славу поет,

Угощает народ.

После этих слов под песню Ольги Воронец «Хлеб –всему голова» в зал заходит работник кухни детского сада в костюме пекаря, в руках на красивом вышитом рушнике несет пышный румяный каравай с солонкой, обходит всех гостей и произносит стихи:

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюдце расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим:

«Дорогой наш гость и друг

Принимай хлеб – соль из рук!»

Угощает сначала детей, а потом и взрослых гостей праздника. Все участники мероприятия с удовольствием отламывают по кусочку, макают в соль и лакомятся душистым хлебным изделием, говоря слова благодарности нашему пекарю и приглашая ее занять место в зрительном зале.

Ведущий: Уважаемые гости праздника, дорогие родители и их дети. Я рада приветствовать вас сегодня на итоговом празднике «Хлеб - всей жизни голова». И сегодня никто не останется в стороне от этой серьезной темы, так как каждой семье было дано особое домашнее задание.

Хлеб – это не только вкусное слово, его по праву можно назвать святым. И таких слов в нашей родной речи очень мало: Родина, мать, отец, отечество, хлеб…Русский человек всегда верил в его святость, что, к сожалению, не всегда можно сказать о наших современниках. Об этом в своем творческом номере расскажет первая семья(..). Выходят папа с сыном. Вступительное слово отца: «По старинному русскому обычаю хлеб ни в коем случае нельзя выбрасывать, а если нечаянно уронишь, то подняв его, надо не только бережно обтереть, но и попросить у него прощения. Ведь немалым грехом считалось, уронив крошку хлеба и не поднять ее, еще большим грехом – растоптать ногами. Вот что однажды произошло в одной обычной семье (мини – сценка). Сын начинает играть в футбол хлебным муляжом: пинает его, подбрасывает, топчет. Увидев это, папа останавливает игру, берет за руку и обращается к ребенку со следующими словами из стихотворения:

Мальчик, ногою пинающий хлеб,

Мальчик, голодных не знающий лет,

Помни, что были лихие года.

Хлеб – это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись, за хлеб умирали.

Не для того, чтоб в футбол им играли.

В слове народная мудрость таится,

Вот, что в народе у нас говорится:

«Если ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал!»

Ведущий: Спасибо семье (…). И действительно, если человек, какой бы богатый он ни был, какое бы положение в обществе не занимал. Если он неуважительно относится к хлебу и считает, что без него не обойтись, этот человек не вызывает никакого уважения. Пора и нам подумать: что для нас хлеб, любим ли мы его, бережно ли мы к нему относимся. «Хлеб – дар Божий», - говорили наши предки и считали его своим главным богатством. А с чего же все началось, откуда к нам пришел хлеб и когда, нам сейчас расскажет семья (…) (Используется иллюстративный материал «Из истории хлеба»)

Трудно представить себе, что когда – то люди обходились без хлеба. Считается, что еще в каменном веке (показ картинок – иллюстраций) люди впервые узнали первые злаки. Сначала их собирали и ели сырыми. Много времени прошло, прежде, чем хлеб пришел к человеку в виде зернистой каши (иллюстрация). Но и после этого потребовалось не одно столетие, чтобы человек начал измельчать зерна и смешивать их с водой, а затем выпекать лепешки. Понадобилось еще несколько столетий, чтобы люди начали готовить хлеб из дрожжевого теста. Первооткрывателями стали египтяне, а уже потом, через греков и римлян этот способ попал в Европу.

Ведущий: А продолжит рассказ об истории хлеба семья (…)

Основными зерновыми культурами на Руси были пшеница, рожь, просо, овес, ячмень. (Показ и рассматривание гербария с перечисленными зерновыми культурами). Интересный факт: рожь поначалу воспринимали как сорняк на пшеничных полях. Но потом землепашцы заметили: когда от непогоды погибала пшеница, рожь спасала людей от голода. К 19 веку люди в основном ели ржаной хлеб, а пшеничный (белый) ели с медом, как лакомство, но желанным и востребованным оставался ржаной.

Ведущий: Продолжение рассказа у семьи (…) Процесс выпечки был непрост, поэтому хлеб делали не часто. Пекарей – умельцев ценили и уважали. А женщина, выпекавшая хлеб, пользовалась в доме особым уважением. Если простых людей раньше называли просто Федька, Ванька, то пекарей называли полным именем. А как красиво назывались мастера печного дела: ситники, саечники, хлебники…(показ картинок с изображением старинных русских профессий). Хлебом гордились. И не случайно наш хлеб в качестве особенного лакомства отправлялся иноземными послами, а свои далекие страны. Да и сейчас очень часто иностранный гости берут с собой буханочку русского хлеба. Скажите пожалуйста, какое хлебное изделие на Руси пользовалось особой славой?

Дети: Калачи особо ценились на Руси. Их дарили гостям из-за рубежа и преподносили их на царских приемах, как изысканное угощение.

Ведущий: Пришло время немного отдохнуть. Физкультминутку нам приготовила семья (…)

Физкультминутка «В землю зернышко попало». Все присутствующие в зале выполняют движения по тексту:

В землю зернышко попало (присели)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал

И росточек подрастал (медленно встают)

К верху и теплу тянулся

И красавцем обернулся (покружились)

Ведущий: Отдохнули, всемспасибо, продолжаем наш праздник. С одной стороны, хлеб – это дар великой природы, а с другой – это великий напряженный труд множества людей. Давайте вспомним, как же хлеб к нам на стол пришел? И в этом вопросе нам поможет разобраться семья (…) (Включается презентация «От зернышка до каравая» (слайд 1) с дидактической игрой «Откуда берется хлеб» (слайд 2). Ребенок читает стихотворение:

«Нет не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно потрудились на земле».

Взрослый: Ответьте, пожалуйста на вопрос: А сколько профессий задействовано в процессе выращивания и изготовления хлеба?

Дети отвечают, а если затрудняются, то им помогают родители:

- Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий. (слайд 3)

Взрослый: Мы приглашаем вас совершить интерактивное путешествие «От зернышка до каравая» (слайд 4). Ой, посмотрите на экран, а кто это такой грустный появился? (на экране герой – маленькое Зернышко – слайд 5) Зернышко потерялось, запуталось в картинках и просит у вас помощи (слайд6 ). Поможем Зернышку?

Дети: Да.

На слайде дидактическая игра «Откуда берется хлеб?». Даны картинки с нарушенной последовательностью выращивания и изготовления хлеба – мельница (мукомольный завод), всходы, пашня, сбор урожая, сев, элеватор, магазин, пекарня – с одной стороны, а с другой стороны – названия профессий – хлебороб, агроном, пекарь, тракторист, комбайнер, мельник, водитель, продавец.

Взрослый: Посмотрите внимательно на экран, подумайте, и расставьте все картинки по своим местам, помогите Зернышку навести порядок.

Работа проводится по следующему алгоритму:

Выходит ребенок с мамой или папой из другой семьи – участницы праздника и находит первую картинку «Вспаханное поле» и соответствующуюпрофессию – тракторист – соединяют (переставляют при помощи компьютерной «мышки») и объясняют свой выбор.

2 семья – «Всходы» - зерна посеяны и начинают прорастать– профессия – агроном.

3 семья – «Сбор урожая» - созревает поле с пшеницей, выходит в поле комбайн и начинает собирать урожай – комбайнер.

4 семья – «Элеватор» - зерно ссыпают в кузов грузовика и отправка на элеватор – водитель. На элеваторе зерна сушат берегут от грызунов.

5 семья – «Мельница – мукомольный завод» - пришло время смолоть зерно в муку – мельник.

6 семья – «Пекарня, хлебозавод» - муковозы везут муку на пекарню, где пекари с помощью тестомешалок превращаютв тесто и выпекают душистый румяный пшеничный, ржаной хлеб и другие хлебобулочные изделия: булочки, баранки, бублики, батоны и другое – пекари.

7 семья – «Магазин» - хлебовозки спешат доставить горячий хлеб и другие готовые изделия в магазины, супермаркеты, рынки – продавец.

Ведущий подводит итог игре, благодарит участников за проделанную работу.

Посмотрите, а Зернышко улыбается, значит все задания выполнены верно. Не пора ли нам вновь немного отдохнуть? В снова нам поможет в этом семья (…)

Взрослый и ребенок проводят для всех гимнастику для глаз:

Глазки видят все вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть все дано:

Где окно, а где - крыльцо.

Обведу я снова круг –

Посмотрю на мир вокруг.

Ведущий: Да, пекари из теста чудеса творят, а кто из вас готов сотворить чудо прямо сейчас и здесь – замесить тесто, вылепить из него любое изделие которое мы затем выпечем в печи на нашей кухне, а поможет нам в этом присутствующий на празднике пекарь детского сада (…)? Выходит семья (…) со своим ребенком, одевают фартуки, колпаки, моют руки и в начале проводят пальчиковую гимнастику «Хлеб» для всех, присутствующих в зале:

Муку в тесто замесили, (показываем, как месим тесто)

А из теста мы слепили: (показываем, как лепим пироги)

Пироги и плюшки, (поочередно сгибаем пальцы)

Сдобные ватрушки, булочки и калачи –

Все мы испечем в печи. (хлопаем в ладоши)

Очень вкусно! (вытягиваем руки вперед, гладим животики ладошками)

Далее, из заранее заготовленных продуктов члены семьи (…) замешивают тесто, раскатывают, лепят, комментируя свою работу, и пекарь, проконтролировав процесс, уносит полуфабрикаты на кухню для выпекания.

Ведущий: Спасибо семье (…) и нашему уважаемому пекарю, мы ждем ароматных булочек, а пока продолжим.

Чтец – ребенок из семьи (…):

Что хлеб наш насущный – святые слова,

Так говорили и деды, и прадеды.

Он в нашей жизни всему голова –

Сила великая хлебушку дадена.

Хлеб, как святыня для всех был всегда,

Есть он – исполнилось счастье народное.

Не было – голод душил города,

И вымирали деревни голодные.

Нынче ж, когда у нас вдоволь его,

Полки изделием хлебным завалены,

То ли от сытости, толь от чего

Хлеб совершенно ценить перестали мы.

Мы не бедны: на столе, в закромах

Досыта хватит всем хлеба душистого;

На необъятных колхозных полях

Колос наполнит зерно золотистое.

Чтобы в России люди могли

Жить в благоденствии долгие годы,

Надо беречь хлеб – щедрость земли,

Силу Руси, дар великой природы. (Д. Леднев)

Взрослый из семьи (…):

Вернемся к тому времени, когда хлеб был особо ценен и важен для людей, его не хватало, каждый кусочек был «на вес золота».

Как вы думаете, дети, о каком времени пойдет речь?

Дети: О военном времени.

Взрослый: Верно, это время - война. Страшная, черная, голодная. Враги жгли хлебные поля. Чтобы людям выжить, варили суп из лебеды и крапивы, а хлеб пах дубовой корой и желудями. В то время ввели карточки на хлеб. Эти карточки имели не только взрослые, но и дети, и вместе со взрослыми стояли в огромных очередях за хлебом. Не думали тогда ни о сахаре, но пряниках, только о хлебе… В блокадном Ленинграде была установлена норма отпуска хлеба – 125 граммов (показ фотографии или картинки с изображением блокадного кусочка). После войны Россия крепла. Зашумели поля, заработали машины, потекло зерно в закрома Родины. Хлеба становилось достаточно, но люди, познавшие голод, помнили, что никакая глыба золота не заменит крошку хлеба!

Ведущий: Хлеб для человека также бесценен, как и земля, вода, воздух. Сотни стихов и песен сложено о хлебе – батюшке. Много полотен было написано художниками на тему «Хлеб». Об этом нам расскажет семья (…)

Взрослый: Россия – это не только милые душе березки, это еще и поля с золотыми колосьями ржи и пшеницы. Все это вдохновляло русских художников. Мы представляем вам репродукции 2 картин. Ваша задача назвать имена авторов и их названия, а также описать, что изобразили художники в своих произведениях. (показ первой репродукции)

Ребенок из другой семьи: Перед нами известная картина И. Шишкина «Рожь».

На картине изображены простор, раздолье, во всю ширь раскинулось поле – будущий хлеб. Дорога вьется, теряется во ржи, наш взгляд уводит далеко вдаль. Полю нет ни конца, ни края!!! Посередине возвышается несколько могучих сосен, как будто оберегают свое богатство. В этой работе художник воспевает красоту нашей Родины и прославляет труд человека. Вспаханное людьми поле вскоре даст богатый урожай и на нем закипит работа!

Ребенок из следующей семьи: Вторая репродукция картины не менее известна: П. Федоренко «Жатва». На картине изображен нежаркий день. Тусклое небо, хлебное поле уже частично убрано (сжато). Обедают жнецы: седобородый дед и дети – мальчик и две девочки. Детям всего по 8-9 лет. В снопы воткнуты серпы, которыми работали (жали хлеб) дети. Они не разговаривают и даже на улыбаются. А почему? Да, эти дети тяжелой военной поры. Им приходилось выполнять взрослую работу потому, что их старшие братья и отцы ушли на фронт защищать свою страну. Таких ребят в ту военную пору было много.

Ведущий: Спасибо семьям (…и…). Народная дума о хлебушке нашем сохранилась в народной мудрости, в народном фольклоре: в пословицах, поговорках, загадках. Об этом расскажет наша следующая семья (…)

Ребенок из семьи (…) (загадывает загадки):

  1. В землю теплую уйду,

К солнцу золотом взойду,

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья. (зерно)

  1. Он на солнышке стоит

И усами шевелит,

Разомнешь его в ладони –

Золотым зерном набит. (колос)

  1. Я пузырюсь, я пыхчу,

Жить в квашне я не хочу.

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня. (тесто)

  1. Для уборки урожая

На поля я выезжаю

И за несколько машин

Там работаю один (комбайн)

Взрослый из семьи (…): А сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете пословицы и поговорки о хлебе. Я произнесу первую половину фразы, а вы вспомните продолжение и закончите ее. Итак, начинаем:

  1. Худ обед - .....(коли хлеба нет)
  2. Кто трудиться рад, …..(тот будет хлебом богат)
  3. Хлеб - …..(всему голова)
  4. Хлеб – батюшка, …..(а водица – матушка)
  5. Хлеб да вода - …..(мужицкая еда)
  6. Зернышко к зернышку - …..(будет мешок)
  7. Хлеба ни куска, …..(так и в горнице тоска)
  8. Сколько не думай, а…..(лучше хлеба и сам не придумаешь)

Ведущий: Спасибо семье (…) Когда вы берете в руки, дети кусочек хлеба, помните, вы прикасаетесь не просто к хлебу, а к труду многих людей: пахарей, сеятелей, пекарей и многих других. Их труд нелегок. Его нужно уважать и беречь, и пусть наши поля оснащены современной техникой, и труд человека стал намного легче в наши дни, все равно, хлеб бы и остается бесценным нашим богатством!!!

Ребенок - чтец:

Вам и расскажут, и в книгах прочтете:

Хлеб наш насущный всегда был в почете.

Низкий поклон мастерам урожаев,

Тем, кто зерно в закромах умножает,

И хлебопекам – умельцам искусным,

Всем, кто нас радует хлебушком вкусным. (А. Гришин)

В зал заходит пекарь с подносом в руках, полным испеченных булочек, слепленных своими руками во время праздника:

Дети и уважаемые взрослые, я вновь приглашаю вас поклониться и отведать ароматного хлеба, в приготовлении которого участвовали вы сами. (Все присутствующие в зале угощаются, делятся впечатлениями – под звуки песни Ольги Воронец «Хлеб – всему голова»)

Ведущий: Берегите, любите хлеб, и он всегда будет на вашем столе!

Используемая литература :

  1. А. В. Терещенко «Быт русского народа» Изд. Москва: Институт русской цивилизации - 2014
  2. Yandex . ru «Народный фольклор для детей о хлебе».

Готовые к использованию, проверенные на практике сценарии тематических праздников, викторин, досугов, развлекательных мероприятий, театрализованных постановок, посвящённых хлебу и всему, что с ним связано.

Утренники под названиями «Хлеб – всему голова!», «Русский каравай» и т.п. Яркие музыкальные фольклорные праздники, посвящённые основному нашему продукту. Советы по изготовлению специальных атрибутов и реквизита для подобных «хлебных» мероприятий и театрализаций.

«От зёрнышка до булочки», в стихах и прозе.

Содержится в разделах:
По группам:

Показаны публикации 1-10 из 250 .
Все разделы | Хлеб. Сценарии праздников. Развлечения, досуги

Сценарий осеннего утренника «Хлеб - всему голова» Осенний утренник «Хлеб - всему голова » . Дети под музыку входят в зал с листьями, становятся колоннами. Вед. Здравствуйте, гости дорогие! Веселья вам и радости! Давно мы вас ждем, поджидаем! И праздник свой осенний начинаем. Позабудьте про заботы, Отдохните от работы Веселитесь,...

Сценарий для постановки белорусской народной сказки «Легкий хлеб» Действующие лица : Косарь Волк Конь Гусь Дед Баран Слева на первом плане несколько деревьев, справа камыши. На втором плане слева лес, справа луг. Из-за деревьев выходит Косарь и начинает косить траву. Косарь (поёт) Ты коси, коси, коса, На траве блестит роса! Забирай-ка ниже –...

Хлеб. Сценарии праздников. Развлечения, досуги - Сценарий сказки «Колосок» на новый лад

Публикация «Сценарий сказки «Колосок» на новый...» Сценарий сказки «Колосок» Ведущий: Сказка, сказка, прибаутка. Рассказать ее не шутка. Чтобы сказочка сначала Словно реченька журчала, Чтоб к концу ни стар, ни мал От нее не задремал. -Жили-были два мышонка: Круть да Верть, да Петушок - «Голосистое Горлышко». Мышата только и...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


30 января 2020 года, в музыкальном зале детского сада, ребята нашей группы показали инсценировку рождественской сказки Сакариаса Топелиуса «Три ржаных колоска». С давних времён ночь перед Рождеством считается временем чудес. И они на самом деле сбываются, если в твоём сердце...

Сценарий досугового мероприятия по военно-патриотическому воспитанию «Хлеб блокадного Ленинграда» Методическая разработка досугового мероприятия по военно-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста литературная гостиная «Хлеб блокадного Ленинграда» , приуроченная ко дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады 27...

Сценарий досуга с детьми старшего дошкольного возраста, посвященного Дню снятия Блокады «Хлеб блокадного Ленинграда» Сценарий досуга с детьми старшего дошкольного возраста, посвященного Дню снятия Блокады «Хлеб блокадного Ленинграда». Цели: 1. Расширять исторические знания детей о блокаде Ленинграда; 2. Воспитывать чувства патриотизма, уважение к прошлому своего народа; любовь к Отечеству....

Хлеб. Сценарии праздников. Развлечения, досуги - Сценарий театрализованного представления с элементами экономического воспитания «Колосок на новый лад» в старшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад п.Нефтебаза». Театрализованное представление с элементами экономического воспитания «Колосок на новый лад» (старший возраст. Подготовили: М.В.Круглова - воспитатель старшей группы. С.А.Швец – музыкальный...

Сценарий совместной деятельности взрослого и детей «Откуда хлеб пришёл» Тамбовское областное государственное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Возрождение» (с использованием ООП «Тропинки») Сценарий совместной деятельности взрослого и ребёнка «Откуда хлеб пришёл» (с использованием ООП «Тропинки»)...

Сценарий праздника

«Хлеб - всему голова»

Цели:

1. Формирование представления о том, как растят хлеб, о профессиях тружеников, занятых в этом производстве, о цене хлеба в разные периоды истории России. Воспитание бережного отношения к хлебу, уважения к людям труда.

    Развитие выразительности связной речи, сценического мастерства учащихся.

Ход праздника Учитель. Разгадайте загадку.

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотился,

Он в зерно вдруг превратился,

Из зерна - в муку и тесто...

Вырос он под синим небом

И пришел на стол он...

Дети. Хлебом.

Хлеб! Какое привычное и все-таки необычное слово. В самом деле,
вдумайтесь! Словом «хлеб» называют непохожие друг на друга растения,
зерно, муку, изделия из муки. Что такое хлеб?
Ученик. Вот он - хлебушко душистый,
С хрустом, корочкой витой.
Вот он,., теплый, золотистый,
Словно солнцем залитой.
В нем здоровье, наша сила,
В нем - чудесное тепло,
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет весенний в нем.
Сколько рук его растило.
Охраняло, берегло!
Не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно Потрудились на земле.

1-й чтец. Только снег сошел в апреле, Как поля зазеленели. Мы говорим: «Хлеб».

2-й чтец. Золотой простор бескрайний, Там работают комбайны. Мы говорим: «Хлеб».

3-й чтец. Вот зерно течет рекой, Чтобы сделаться мукой. Мы говорим: «Хлеб». 4-й чтец. Тесто кружится в квашне, Запекается в огне. Мы говорим: «Хлеб».

1

5-й чтец. Ешь ег o , расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился свежий хлеб.

1-й ученик. Он пахнет полем, речкой, печью, небом.

А главное - работой пахнет хлеб.

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

2-й ученик. Тем, кто хлеб печет чуть свет.

Шлет пшено на кашу,

Тем, кто землю глубоко

Острым плутом пашет, -

Им спасибо говори,

Их за хлеб благодари!

3-й ученик. У народа есть слова:

«Хлеб - всей жизни голова».

Ставится он первым на столе.

Вместе. Слава миру на Земле! Слава хлебу на столе! Слава, слава!

Есть хлеб - будет и песня. Издавна Россия - это не только милые душе березки, это поля с золотыми колосьями ржи и пшеницы. (Девочки исполняют танец на медленную песню "Золотые зернышки").

Мы золотые зернышки,

Полны лучистым светом.

Мы дружим, неразлучные,

Под вьюгами и тучами.

Мы чистые, струистые.

Мы зерна золотые.

Мы ветерком провеяны

И солнышком просвечены,

Выносливы, дружны,

Мы людям так нужны.

Отдельно каждый - зернышко

Маленькое, скромное,

А вместе - хлеб, как солнышко

Страны своей огромной!

(Р.Ванеева)

Ведущий. Вот такое коротенькое, но емкое слово - «хлеб». А теперь давайте попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в жизни человека?

Ученик. Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает им. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается, потому, что в нем много питательных веществ - это белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Ученые-медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500 г хлеба, а при тяжелой работе -800г. В хлебе от 4,7% до 7% белка, 40-45% углеводов, ежедневно обеспечивающих человека 1000-1600 ккал энергии. Это значит, что почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба.

Хлеб... Наскучит ли он? Никогда!

Без него обойтись и не пробуй,

Без него человеку беда. Учитель. Вот такое коротенькое, но емкое слово «хлеб». Ну а все же, как приходит этот хлеб к нам на стол? Об этом-то как раз начинается рассказ... Инсценировка «Как Рома узнал о хлебе».

Квартира. Стал, накрытый к чаю. Рома сидит перед телевизором. Стук в дверь. Бабушка открыла дверь. Это пришел сосед Иван Филиппович. В руках у него кулек. Он подошел к столу, выложил из кулька на стол несколько размокших, перепачканных землей кусочков хлеба.

Иван Филиппович. Это из вашего окна выбросили?

Бабушка. Набедокурил - не прячься! Выйди и извинись перед Иваном

Филипповичем.

Иван Филиппович. Извиняться передо мной не надо. Ваш мальчик не меня

обидел, а хмногих людей.

Рома. Как это?

Иван Филиппович. А вот так. Садись да послушай. Чтобы тот хлеб тебе на

стол положить, сначала надо было...

Рома. Купить его в булочной!

Бабушка. Э, нет! До булочной еще очень далеко. Вот послушай... Это

случилось давным-давно - много тысяч лет назад. Ранним утром обитатели

стойбища готовились заняться каждый своим обычным делом. Мужчины

собирались на охоту, женщины, ребятишки - за своей добычей - в зеленые

заросли.

Мужчины отправлялись охотиться на зверей. У детей и женщин - своя охота. Поймают кузнечика, ящерку, улитку - в пленку их. Орех, гриб, луковица, ягода - все сгодится. И под землей есть для них пища - съедобные корешки, клубеньки.

Особенно радостно было нашим собратьям, когда удавалось найти колоски с зернышками. Малы зернышки - нечастая это находка, зато какие сытные. Раздробил камнем, смочил водой - готовы колобок или вкусная

3

кашица. Особенно старалась девочка по имени Ди с голубым перышком в волосах. Она оказалась везучей - собрала зерен целый кузовок.

Перед самым заходом солнца женщины-собирательницы, кликнув разбредшихся по полю ребятишек, отправились домой.

Тут-то и приключилось все. По пути к той лесной полянке, где собирательницы корешков договорились встретиться, вдруг что-то совсем рядом зашуршало. Ди невольно обернулась и увидела ядовитую змею!

Ди закричала от ужаса, бросилась бежать и с перепугу выронила из рук полный доверху кузовок.

Беда и радость ходят рядом. Столько было зернышек - ничего не осталось!

И охотники вернулись без добычи - злые, голодные. Заклинания не помогли. Одна надежда на успех женщин и детей. Ох, и досталось же бедной Ди! И так все голодные, а эта растяпа все добро растеряла!

Прошел год. За это время Ди и думать забыла о рассыпанных зернышках и о том, как ее за это наказали. И вот однажды она вновь очутилась на том злополучном месте. Впрочем, место ей теперь показалось вовсе не злополучным, а, наоборот, счастливым. Там. где Ди рассыпала кузовок зерна, ей теперь удало собрать их чуть ли не в сто раз больше. Каждое потерянное е зернышко проросло в земле, обернулось стебельками, в колосья которых налилось много-много золотистых зернышек. Не было бы счастья, да несчастье помогло!

Иван Филиппович. Никто на свете не знает, была ли на само деле такая девочка по имени Ди. Но точно известно: благодаря похожим случаям люди узнали, что рассыпанные и, казалось бы навсегда пропавшие хлебные зернышки вовсе не пропадают. Из них вырастают колосья.

Но почему бы зернышки тогда не сеять, то есть не рассыпая нарочно? С той поры все и началось. Люди догадались также и том, что зернышки любят землю вскопанную, мягкую, удобренную, влажную. А чтоб сделать ее такой, нужны специальные земляные инструменты, орудия, техника.

Но это совсем другая история.

Учитель. Недаром в народе говорят, что для того, чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо четыре силы - солнце, дождь, земля и великий честный труд.

Иван Филиппович.

Ведь не сразу стали зерна, Хлебом тем, что на столе. Люди долго и упорно Потрудились на земле!

Бабушка. Вот по телевизору об этом-то как раз и начинается рассказ. Рома, посмотри передачу повнимательней!

Перед импровизированным телевизором выстраиваются дети с фотокартинами и читают стихи.

4

Ученик 1. Под луной блестят поля,

"Спит кормилица-земля.

Белокрылые метели

Колыбельную ей спели,

Приукрыли снеговым

Одеялом пуховым. Ученик 2. Спит земля...

А что ей снится?

Снится спелая пшеница.

Ну а людям не до сна:

Приходи скорей, весна!

Учитель. Чем занимаются люди на снежном поле? Дети. Снегозадержанием.

Учитель. А для чего «пашут» снег, делают борозды? Выслушиваются ответы детей.

Ученик 1. Агроном в халате белом,

Чем ты занят? - Важным делом!

Проверяю семена.

Приходи скорей, весна!

Агроном сказал: «Пора! Заводите трактора!»

Трактора выходят в степи,

Тянут плуги на прицепе.

Режьте, плуги, как ножом,

Сочный, жирный чернозем! Ученик 2. Сеял сеятель старинный

Из лукошка-решета,

Нынче сеялка-машина

Этим делом занята.

Роет борозды проворно,

В них закладывает зерна. Ученик 1. Продолжается рассказ.

Всходы дружные у нас.

Слаб еще росток-ребенок:

Только-только из пеленок;

А враги уж тут как тут:

Подбираются, ползут.

Подползают черепашки -

Ох и вредные букашки!

Ученик 2. Тревога! Вызывается подмога!

Самолет над полем кружит.

Следом вьюга вьется-вьюжит:

Летчик сверху всюду-всюду

Сыплет белый порошок...

5

Всем букашкам- это худо, Урожаю - хорошо!

Ученик 1. Подросла пшеница.

Время ей пришло зреть и колоситься.

Да сухое нынче лето:

Как плита, земля нагрета.

Просит пить у нас пшеница,

Хорошо, дадим напиться:

Пустим воду на поля,

Пей, кормилица-земля.

Учитель. Вот такой искусственный полив называется «орошение».

Продолжается рассказ,

Урожай поспел у нас. Выплывают в степь комбайны, Словно в море корабли.

Хоть и собрано зерно,

Да не хлеб еще оно.

Здесь такое с ним творится!

В оборот его берут

И в муку его сотрут.

На большом хлебозаводе Станешь тестом ты, мука.

Там при всем честном народе

Уж намнут тебе бока.

Тесто, тесто - мало места.

Ой, пустите! - шепчет тесто.

Ладно, пустим, - в печь давай!..

Народился каравай! А кроме колхозников, кто еше вложил свой труд в хлебушко? Дети называют разные профессии, связанные с выращиванием хлеба.

Учитель. Когда за столом вы, ребята, сидите, То помните, кто для вас хлеб создает: Колхозник,

рабочий,

нефтяник,

строитель,

шахтер,

машинист,

металлург и... Все. Народ! Учитель предлагает детям игру.

6

У детей карточка с окончаниями пословиц. Учитель читает начало

пословицы, а тот ученик, у которого концовка этой пословицы. - встает.

Игра закончится тогда, когда все дети встанут.

1.Горька работа, да... (хлеб сладок).

2.Хочешь есть калачи,... (не сиди на печи).

3.Пироги не... (растут на кустах).

4.В землю не положишь - ... (и с земли не возьмешь).

    Не ленись с плужком - ... (будешь с пирожком).

    На чужой каравай рта не разевай, а... (пораньше вставай да свой затевай).

    Догулялись мужики:... (нет ни хлеба ни муки).

    Пот на спине -... (так и хлеб на столе).

9.Не надо хвалиться,... (коли не знаешь, как хлеб родится). 10.Доплясались, что... (без хлеба остались).

11 Каравай хлеба не... (свалится с неба).

Бабушка. Салитесь, пожалуйста, Иван Филиппович и Рома, за стол. Я вас чаем и мороженым угощу.

Рома. Я вам свое мороженое отдам!

Иван Филиппович Спасибо, я мороженое не люблю. Это ты, знаю, любитель. Но вот скажи, если бы тебе каждый день по четыре раза давали мороженое - скоро бы тебе оно надоело?

Рома. Не скоро. Может быть, через год.

Бабушка. А ты забыл, как ты однажды съел три порции мороженого, тебе стало плохо, и ты больше есть его не хотел? А когда мы открыли большую банку твоего любимого клубничного компота, ты три дня пил, а потом сказал: не буду, не могу!

Иван Филиппович. И шоколад, и мармелад, и халва надоели бы, если бы мы ели их каждый день. А вот хлеб мы едим всю жизнь, и никогда он нам не надоедает! Это ржаной хлеб, сам полезный. Его едят и дети, и старики, и спортсмены, и солдаты. Без него даже в космосе не обойтись - для космонавтов специально пекут маленькие черные хлебцы.

Рома. А вот этот, наверно, обыкновенный хлеб. Показывает на выброшенный ранее хлеб.

Иван Филиппович. А обыкновенный или необыкновенный еще неизвестно,

Ученик. Был хлеб всегда в почете на Руси -Ее просторов главное богатство, Его ты хочешь цену знать? -Спроси.

Тебе ответить могут ленинградцы.

В. Суслов Создали наши ученые новый сорт пшеницы. И первый его урожай хранился в Ленинграде, в одном институте. А тут фашисты напали на нашу страну, окружили Ленинград, и в этом прекрасном роде начался голод. Почти

7

все мужчины ушли на фронт, и в этом институте, где хранили зерна нового сорта пшеницы, остался один старый профессор. Ходит он по холодному залу в шубе и валенках шатается от голода, и кажется ему, будто кто-то прямо в ухо ему нашептывает: «Возьми одну горсточку и пожуй. Ну не горсточку, так хоть десять зернышек. Сегодня только десять и завтра только десять... » Он уже протянул было руку к банке, где хранилась пшеница, но тут же отдернул ее. И даже в другой конец зала ушел.

«Не сметь брать! - приказал профессор сам себе. - Ведь если я не удержусь и все съем, труд моих товарищей пропадет. Нельзя, надо терпеть!» Умер этот профессор от голода, но новый сорт пшеницы сберег до зернышка. И когда мы победили фашистов, люди посеяли пшеницу. Хорошо она заколосилась, созрела вовремя, хорошая мука получилась.

Может быть, как раз из такой муки и испекли тот хлеб, от которого ты целых пол-ломтя выбросил. Сам посуди теперь, обыкновенный ли это хлеб?

Ведущий. 900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250 г хлеба, а жители города 125 г.

Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 г черного хлеба, а ведущий читает воспоминание медсестры дет. сада № 5 г. Отрадное Ленинградской области В.И. Богдановой.

Ведущий. «Помню темный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На всех - взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики... помню, как я на коленках ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Вологодской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне».

Ведущий. В Ленинградском музее истории хранится дневник Тани Савичевой.

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась только Таня, которую увезли в поселок Шатки Горьковской области, но истощенная голодом девочка умерла (звучат «Реквием» В.-А. Моцарта).

Ленинградцы получали помощь с "большой земли" по легендарной ледовой дороге, проложенной через Ладожское озеро. Народ по праву называл ее "Дорогой жизни" (Ольга Берггольц).

S

«Казалось, что конец Земли. Казалось, что конец Земли, Но сквозь остывшую планету На Ленинград машины шли: Он жив еще, он рядом где-то -

На Ленинград! На Ленинград! Там на два дня осталось хлеба, Там матери под темным небом Толпой у булочных стоят.

И было так: на всем ходу Машина задняя осела. Шофер вскочил, шофер на льду, Так и есть, мотор заело.

Ремонт на пять минут - пустяк, Поломка эта - не угроза, Да рук не разомкнуть никак: Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь - опять сведет. Стоять? А хлеб? Других дождаться? А хлеб - две тонны? Он спасет Шестнадцать тысяч ленинградцев.

И вот в бензине руки он Смочил, поджег их от мотора, И быстро двинулся ремонт В пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри, Примерзли к варежкам ладони. Но он доставит хлеб, пригонит К хлебопекарне до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре -

125 блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

О, мы познали в декабре:

Не зря «священным даром» назван

Обычный хлеб, и тяжкий грех

Хотя бы крошку бросить наземь.

Учитель. 641 803 ленинградца умерли во время блокады и голода. На Пискаревском кладбище тысячи могил. Около одно! могилы долгие годы всегда было много людей. Они стояли молча и плакали. На могиле среди цветов лежал ломтик черного хлеба. А рядом записка: «Доченька, если б могла дать его тебе тогда...)

Минута молчания...

Ведущий. Никто из нас не остается равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало «крошечки» хлеба, и они умирали. А в наше время мы бережем и ценим хлеб? Я узнал, что если каждый человек за один день недоест и выбросит 50 г хлеба (показывает кусочек хлеба в 50 г), это составит 200 кг, т.е. около 200 буханок хлеба окажутся выброшенными.

Ученик читает стихотворение С Михалкова «Плохая привычка». Ученик 1. Крошил я горбушку,

И мама, вздыхая,

Сказала,

Что это привычка плохая.

Тогда из фанеры

Я сделал кормушку,

В нее докрошил я

Ржаную горбушку. И стала хорошей Плохая привычка. Приятного вам аппетита, Синички!

Учитель. Помните! Хлеб - не просто еда. Ученик 2. Мальчик, ногою пинающий хлеб,

Мальчик, голодных не знающий лет, Помни, что были лихие года, Хлеб - это жизнь, а не просто еда. Хлебом клялись, За хлеб умирали Не для того,

Чтоб в футбол им играли.

В слове народная мудрость таится,

Вот, что в народе у нас говорится:

«Коли ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал».

Чтец 14. Живи так, чтобы хлеб твой был всегда честным. Запомни и скажи всем, кого знаешь, с кем дружишь: в хлебе - душа народа, твоей родной земли; судьбы многих людей, их неустанный труд. И еще помни: для того,

чтобы хлеб у всех был и сегодня, и завтра, и всегда, - трудится вся страна. Судьба хлеба зависит от каждого из нас.

Чтец 15. Так повелось на моей земле:

Из года в год, из рода в род - веками

Тот хлеб, что в каждом доме на столе, Согрет был человечьими руками.

Он их теплом, он их добром пропах,

И песней той, что жаворонком спета

Под синим небом в золотых хлебах

В июльский полдень солнечного лета. Пройдется пахарь утром по жнивью,

И сыну, указав рукой на поле,

Негромко молвит: «Поклонись ему,

Как матери, как нашей общей доле

Ты вырастешь и через много лет

Опять сюда вернешься на рассвете

И скажешь: «Ничего дороже нет,

Чем теплый хлеб на этом белом свете!»

(И. Аникеева) Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной. Говорим мы: «Берегите, Берегите хлеб родной! Берегите каждый колос

Наших радостных полей,

Громкой Родины своей!»

Не хотим мы видеть черных Зерен, выжженных войной,

Пусть сияет нам узорных Золотистых волн прибой.

Не мечтаем мы о чуде,

К нам полей живая речь:

«Берегите хлеб, вы, люди,

Научитесь хлеб беречь!»

За хлеб, что вдоволь есть у нас в домах, Что мы здоровы телом и душою,

За то зерно, что полнит закрома,

Спасибо, хлебороб, тебе большое.

Когда встречаешь ты рассвет,

Рабочий у станка стоит спокоен.

Известно, что без хлеба жизни нет -

Так мир великий, видимо, устроен.

Все выступающие кланяются.

Оксана Котельникова

Зал празднично украшен . На центральной стене нарисовано хлебное поле , на дальнем плане мельница. На столах разложены хлебобулочные изделия , две панорамы на них нарисовано как сеяли хлеб , как за ним ухаживали, как убирали и пекли его в давние времена и сейчас. Под песню «Русское поле» (муз. Я Френкеля, сл. И. Гофф) в зал входят дети.

Ведущий :

Здравствуйте, гости дорогие!

Милости просим к нам на праздник , без гостей и праздник не праздник . Ох и много праздников на Руси раньше было . Многие из них к нам пришли из глубокой старины. Самые веселые, щедрые праздники были осенью , когда люди, убрав урожай, делали заготовки на зиму.

А сегодня у нас необычный осенний праздник . День рождение хлеба .

Хлеб в России пекли с куполами,

Чтоб хватило, как неба, на всех

За широкими в доме столами

Крошку бросить считали за грех.

И хлеб-соль - это русский обычай,

Словно символ людской доброты.

(А. Коршун)

И по старому русскому обычаю дорогих гостей мы встречаем хлебом-солью .

А главный хлеб на Руси - это , конечно же, каравай. Ну, а женщин, которые раньше преподносили хлеб , называли каравайщицами. Относились к ним с почтением.

Вот и я прошу нашу каравайщицу встретить гостей хлебом-солью !

(Звучит мелодия русской народной песни «Светит месяц» . Каравайщица выходит с хлебом-солью .)

Каравайщица :

Здравствуйте, желаннушки мои, доброхотушки! Мы с вами встретились в поре-то уж багряной, осенней. Осень золотистая - хлебом колосистая !

А вот и наш именинник – каравай!

Но прежде чем угостить вас хлебушком , я приготовила для вас интересный сказ.

Для того, чтоб выросла пшеница,

Нужно, не жалея сил,трудиться :

Полюшко вспахать весною ранней,

К севу приступить без опозданий.

В почву лягут золотые зерна,

Встанут стебельки над пашней черной.

А пригреет солнышко сильнее –

И земля ковром зазеленеет!

Под весенним дождиком пшеница

Будет вырастать и колоситься.

За весною вслед наступит лето –

И нальется колос незаметно.

А потом прийдет к нам в гости осень.

Собирать пшеницу всех нас просит!

На сцену выбегают девочки в костюмах пшеницы. В руках у них колоски.

1-ая девочка :

Я пшеница, белолица!

Я расту в широком поле,

Созреваю на приволье!

2-ая девочка :

Это поле будто море.

Только море не простое –

Море хлеба золотое !

3-яя девочка :

Намелят из меня муки

Испекут вам пироги.

4-ая девочка :

Испекут и плюшки,

Бублики, ватрушки!

5-ая девочка :

Испекут каравай-

Дорогих гостей встречай!

6-ая девочка :

Колосочки, вы ржаные!

Эй, дружочки дорогие!

Выходите поскорей,

Вместе будет веселей!

На сцену выбегают мальчики , костюмы которых украшены колосками ржи, а один – васильком.

1-ый мальчик :

Я – колосок ржаной,

Я пшенице брат родной!

Вместе с пшеницей

Будем веселиться!

2-ой мальчик :

Если сеют меня в дождь –

Хороша бывает рожь!

3-ий мальчик :

Василёк украсит рожь,

Будет урожай хорош!

4-ий мальчик :

Буду вкусный и душистый,

С мягкой коркой золотистой!

Я от голода спасаю,

От души всем помогаю!

5-ый мальчик :

Дождик будет поливать,

Солнце красно согревать.

Будет людям урожай!

Испекут всем каравай!

6-ой мальчик :

Эй, девчонки, хватит спать!

Становитесь танцевать!

Исполняется танец «Колоски» .

Каравальщица :

Хлеб созрел , но к нам на стол

Прямо с поля не попал.

Едет хлеб на мельницу ,

Мельницу чудесницу!

Ведущая :

А сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее отвезет колоски на мельницу» .

Ход игры

1. Колоски пшеницы перед двумя командами,

2. Собираем по очереди колоски.

3. Связываем сноп веревкой.

4. Сноп кладет в машину и шофер везет на мельницу.

Ведущий :

А на мельнице из колосков получится мука. А из муки – румяные пирожки…

Каравальщица :

Подождите, подождите! Давайте у ребят спросим, что из муки можно приготовить? У меня есть волшебные, хлебные загадки . Вы готовы их отгадывать?

1. Он- не мяч и не клубок,

Он – румяный … (колобок)

2. Маленькое сдобное,

Колесо съедобное!

Я одна тебя не съем.

Разделю ребятам всем. (бублик)

3. Что на сковороду наливают.

Вчетверо сгибают.

Да в сметану макают. (блин)

4. Очень ароматные,

Сладкие и мятные.

Сверху - в глазурном глянце,

Словно в радостном румянце. (пряник)

5. В праздник он прийдет ко всем ,

Он большой и сладкий.

В нем всегда орешки, крем,

Сливки, шоколадки. (Торт)

Славно потрудились люди. Собрали богатый урожай хлеба .

-Говорят в народе :

Кто трудился от души

Веселись теперь, пляши!

Каравальщица :

Мы на пляску собрались,

Запевайте звонче,

А ты польку пианист,

Заиграй погромче.

Мальчики приглашают девочек на польку.

Танец «Полька»

Ведущий :

У нас сегодня почетные гости, это наши родители.

Мы для них тоже приготовили конкурс.

Конкурс для родителей «Закончи пословицу» .

Кто пословицу отгадает,

Тот баранку получает!

1. Хлеб – всему (шея, голова, ноги)

2. Хлеб дороже (дружбы, золота, шоколадки)

3. Земля - матушка, а хлеб – (батюшка,дедушка,учитель)

4. Без хлеба куска везде (сказка, тоска, болото)

5. Хлеб хлебу (брат, друг, враг) .

Ведущий :

В праздники на Руси любили устраивать состязания. Состязались в пляске, в уме, в удали молодецкой, в силе. По старой русской традиции, мы сегодня тоже проведем состязание «Перетягивание каната» .

Ведущая :

Эй, девчонки хахатушки,

Запевайте-ка частушки!

Спойте громко и игриво,

Чтобы выглядеть красиво.

Дети исполняют частушки о хлебе .

1. На столе у нас пирог,

Пышки и ватрушки,

Так споём же под чаёк

Хлебные частушки .

2. Хлеб я ем с утра до ночи

Булки с ночи до утра

Очень весело проходят

В нашей группе вечера .

3. Хлеборобы землю пашут ,

Пекарь служит у печи.

Ну, а все ребята наши

Любят булки, калачи.

4. Лучше нету ничего

Чем ватрушка с молоком

Тетя Света - повар наш

Что ещё нам к чаю дашь?

5. Пироги так хороши,

Просто объедение.

Повар наш нам напечет

Всем на день рождения .

6. Каравай заводит дружбу

С тем, кто с детства любит труд.

Если ты с работой дружен

Выходи смелее в круг.

Ведущий :

Ребята, а в день рождения , что принято дарить имениннику?

Дети :

Ведущая :

А мы подарим нашему имениннику и всем гостям песню про хлеб .

Каравайщица :

Выходи в хоровод,

Именинник песни ждет!

Дети встают в хоровод и поют песню на мотив «Песенка про лето» .

муз. Е. Крылатова (из м/ф «Дед Мороз и лето» ) :

Вот она какая, хлеба корка ,

С хрустом аппетитным, с вкусом тонким.

И поджариста и ароматна,

Нету ничего приятней.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,.

Нету ничего приятней.

В магазине вкусно пахнет хлебом ,

Хлеба пекарь нам печет к обеду,

Каждый понедельник, вторник, среду

И во все другие дни.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,

И во все другие дни.

К супу, к гуляшу и к манной каше

За столом дается корка наша,

К чаю булки, бублики, ватрушки

И еще, конечно, сушки.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,

Бублики, ватрушки, сушки.

Ведущий : А сейчас поиграем в игру «Угадай по вкусу»

Игра «Угадай по вкусу. На подносе нарезаны кусочки разных хлебобулочных и мучных изделий . Дети с закрытыми глазами по вкусу определяют, что они съели. (пряник, черный хлеб , батон, тортик, пирожок и тд.)

Ведущий :

А все это нам приготовили пекари.

Входят три пекаря в белых колпаках. На шее - связка сушек. Поют на мотив песни «Марш высотников» муз. Р. Щедрина (из к/ф «Высота» ) :

Не кочегары мы, не плотники,

Но сожалений горьких нет, как нет.

Хлебозавода мы работники ,

Вам из пекарни шлем привет!

1-ый Пекарь.

Вот он, хлебушек душистый ,

Вот он, теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел!

2-ой пекарь

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

3-ий пекарь

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем!

(Н. Семенова)

Каравайщица :

На этом мой сказ подошел к концу. Мы теперь очень много знаем о хлебе и о том , как он тяжело достается, и о том, как люди радовались сбору урожая, и о том,как его надо беречь.

Ведущий. Ребята сегодня у Хлеба день рождения , и мы приглашаем вас всех в хоровод.

Дети встают в хоровод и поют русскую народную песню «Каравай» .

Каравальщица :

Я люблю, признаться, всех!

Но, сегодня, я хочу

Подарить свой каравай

Тем, кто праздник нам устроил .

Подготовительная группа , забирай!

Под песню «Шумят хлеба » муз. А. Пахмутовой сл. С. Гребенникова Каравайщица угощает детей булочками, пирожками, баранками и они уходят в группу на чаепитие .

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.