Лечебная гимнастика и массаж в раннем возрасте. Комплекс упражнений и массажа для детей раннего возраста

Массаж детей раннего возраста проводится с профилактической, гигиенической целью, а также в случае каких-либо отклонений в состоянии здоровья или физическом развитии, нарушения нормальной функции позвоночника, резкой выраженности слабости мышц и связочного аппарата, нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта и перенесения различных заболеваний.

Массаж оказывает всесторонне развитие на организм ребенка. Реакция организма на массаж различна и зависит от применяемых приемов, продолжительности воздействия. Например, поглаживание, растирание - расслабляют мышцы, а поколачивание, похлопывание - вызывают появление мышечного тонуса. Под влиянием массажа ускоряются крово и лимфоток, обменные процессы, выделение продуктов метаболизма.

При воздействии массажными приемами на кожу, мышцы, связки возникают ответные реакции со стороны различных органов и систем.

Имеется тесная функциональная взаимосвязь между мышечной системой и функцией внутренних органов, тонусом гладкой мускулатуры. Поэтому массаж вызывает положительную реакцию со стороны пищеварительного тракта, особенно это важно при запорах, коликах грудничков, после проведенного массажа хорошо отходят газы.

Массаж стимулирует рост и развитие мышечной массы, способствует поддержанию оптимального тонуса, является своеобразным раздражителем рецепторов кожи и глубжележащих тканей. Несмотря на малую массу ребенка поверхность кожи у него относительно больше, чем у взрослых. Этим частично объясняется большая чувствительность ребенка к действию массажа. Кожа ребенка нежная, гладкая. Капиллярная сетка кожи сильно развита и после массажа быстро возникает гиперемия. Учитывая повышенную возбудимость нервной системы, наличие большого числа рецепторов в коже, можно объяснить повышенную чувствительность ребенка к воздействию массажа.

В раннем детском возрасте нередки заболевания, и массаж является одним из важных методов комплексного лечения. Он прост в исполнении и его может освоить и проводить сама мама ребенка, предварительно пройдя обучение у массажистки.

Массаж при некоторых заболеваниях:

  • Рахит (только не в период разгара!!!) - массаж улучшает обменные процессы, предупреждает прогрессирование болезни, деформацию опорно-двигательного аппарата, усиливает кровоснабжение в массируемой области, стимулирует в мышцах окислительно-восстановительные процессы. Массаж нормализует сон. Массаж проводится осторожно. Применяю поглаживание и растирание. Продолжительность процедуры 5-7 минут.
  • Изменение мышечного тонуса - при мышечном гипертонусе, гипотонусе или мышечной дистонии. Методики проведения массажа в этом случае разнообразны, используется поглаживание, растирание, поколачивание и похлопывание.
  • Пупочная грыжа - целью массажа является усилить тонус мышц пупочного кольца, предотвратить расхождение прямых живота, и как следствием этого уменьшить риск ущемления грыжи.
  • Колики грудничков - целью массажа является стимулирование перистальтики кишечника, отхождения газов. Проводят массаж живота поглаживающими движениями по часовой стрелке, после чего выкладывают малыша на живот и массируют спинку поглаживающими движениями.
  • Плоскостопие, врожденный вывих бедра, мышечная кривошея, врожденная косолапость. Массаж при этих заболеваниях должен проводиться в клинике или на дому опытной массажисткой.

Противопоказания к проведению массажа у детей раннего возраста:

  • Острые инфекционные заболевания.
  • Рахит в период разгара с явлениями гиперестезии.
  • Различные формы геморрагического диатеза.
  • Паховые, пупочные, бедренные грыжи с наклонностью к ущемлению.
  • Врожденные пороки сердца с выраженным цианозом и расстройством компенсации.
  • Гнойничковые, острые воспалительные заболевания кожи.

При проведении массажа необходимо соблюдать ряд правил:

  • В комнате должно быть тепло, чтобы избежать излишней теплоотдачи после массажа, т.е. температура в комнате должна быть не ниже 22-24 градусов.
  • Массаж проводится в положении лежа на столике. Стол, на котором проводится массаж, должен быть покрыт одеялом и чистой пеленкой. В комнате должна быть хорошая освещенность, но прямые лучи света не должны падать в глаза ребенка.
  • При проведении массажа движения рук должны быть мягкими, нежными, без толчков. На руках не должны быть надеты кольца и какие-либо другие украшения.
  • После массажа ребенка надо одеть в теплое, сухое белье для сохранения тепла
  • Массаж проводится после кормления, но не ранее чем через 1-1,5 часа, или перед кормлением. Перед сном ребенка массировать не следует, так как это его возбуждает. После массажа ребенок должен отдыхать.
  • Массажные движения проводят по ходу сосудов - от периферии к центру.
  • При проведении массажа живота следует щадить область печени, нельзя массировать половые органы.
  • При проведении массажа спины исключаются похлопывания, поколачивания области почек.
  • Начинают занятия с 10-15-го дня жизни.
  • Занятия проводятся 3-4 раза в день по 5-7 минут.

Комплекс упражнений для детей от 10-15 дня жизни до 3 месячного возраста:

  • Поглаживание рук (4-6 раз)
  • Поглаживание ног (4-6 раз)
  • Выкладывание на живот
  • Массаж спины (4-6 раз)
  • Массаж живота (6-8 раз)
  • Рефлекторное ползание
  • Массаж и рефлекторные упражнения для стоп. (3-4 раза).

По мере роста ребенка в ежедневный комплекс упражнений добавляются новые элементы, увеличивается время проведения процедуры. Подробнее о технике массажа и гимнастики Вам расскажет врач-педиатр и медицинская сестра - массажистка.

Неправильное, неуверенное выполнение приемов может вызвать неприятные ощущения у ребенка и вместо пользы принести вред. Поэтому прежде, чем начинать самостоятельно проводить массаж и гимнастику Вашему малышу, проконсультируйтесь у специалиста.

Комплекс упражнений и массажа для детей раннего возраста

(по, 1974).

Возраст, особенности развития

Воспитательные задачи

Комплекс 1.

От 1,5 до 3 мес

Массаж рук – поглаживание.

Массаж ног – поглаживание.

Выкладывание на живот.

Массаж спины – поглаживание.

Массаж живота – поглаживание.

Массаж стоп.

Сгибание и разгибание стоп.

Рефлекторное разгибание позвоночника в положении и на боку.

Рефлекторное ползание.

Все приемы из исходного положения горизонтального на спине или на животе

Содействие исчезновению гипертонии мышц путем поглаживающего массажа и частого общения с ребенком.

Комплекс 2.

От 3 до 4-х мес.

Исчезает гипертонус верхних конечностей – показаны пассивные движения рук. Гипертонус ног держится – пассивные движения противопоказаны.

Окрепли задние мышцы шеи – вводятся активные (рефлекторные) упражнения в положении на весу, на животе (в положении пловца). Появляются попытки повернуться на живот – ввод ится упражнение повороте со спины на живот.

Массаж рук – поглаживание.

Отведение рук в сторону и скрещивание их.

Массаж ног – поглаживание, разминание.

Поворот на живот вправо – рефлекторный.

Массаж спины – поглаживание, разминание.

Массаж ног.

Отклонение головы назад в положении на животе на весу.

Массаж живота – поглаживание и растирание.

Сгибание и разгибание рук (бокс).

Поворот на живот влево.

Создать условия для развития хватания. Добиться нормального мышечного тонуса ног. Воспитать навык в самостоятельных поворотах со спины на живот.

Комплекс 3.

От 4 до 6 месяцев.

Исчезает гипертонус мышц нижних конечностей – вводятся пассивные упражнения для ног.

Окрепли передние мышцы шеи – вводится активное (рефлекторное) упражнение в положении на весу (парение на весу). Появляются попытки сесть – вводится упражнение в поднимании туловища из положения на спине.

Скрещивание рук на груди. Массаж ног (поглаживание, растирание, разминание).

«Скользящие» шаги.

Поворот со спины на живот вправо.

Массаж спины (поглаживание, разминание, похлопывание).

Парение в положении на животе.

Массаж живота.

Парение на спине.

Сгибание и разгибание рук, ног вместе и попеременно.

Упражнения для стимуляции ползания.

Приподнимание головы и туловища при поддержке за руки, отведенные в сторону.

Вибрационный массаж грудной клетки.

Научить ребенка удерживать предметы в руках. Воспитание ритма путем выполнения упражнений под счет.

Комплекс 4.

От 6-10 мес

Удерживает предметы в руках – в упражнения для рук вводятся кольца. Развивается сидение без опоры и стояние с опорой – вводится упражнение в ползании для укрепления мышц спины и ног. Развивается понимание речи. Массовое появление условных связей через все анализаторы – вводятся комплексные условные раздражители – сигналы, используя первую сигнальную систему (игрушка, потягивание за ручки, за ноги), а затем вторую сигнальную систему (слово).

Сгибание и разгибание рук, «бокс» с кольцами.

«Скользящие» шаги. Массаж живота. Поворот со спины на живот вправо. Массаж спины.

Присаживание за обе отведенные в стороны руки. Круговые движения руки.

Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно. Поднятие выпрямленных ног.

Напряженное выгибание.

Поворот со спины на живот влево.

Приподнимание туловища из положения на животе при

поддержке ребенка за выпрямленные руки.

Упражнения для стимуляции ползания или ползание.

Массаж грудной клетки.

Воспитание навыков ползания к 7 мес. Воспитание понимания речевой инструкции к 10 мес.

Комплекс 5.

От 10 мес и до 1 г. 2 мес

1. Развивается стояние без опоры ми ходьба – вводятся упражнения из исходного положения стоя.

2. Имеется понимание речи – некоторые упражнения, прежде пассивные, выполня. ются ребенком самостоятельно по речевым инструкциям, для правильного выполнения упражнения применяются пособия (палки, кольца).

Сгибание и разгибание рук сидя или стоя с кольцами (бокс). «Скользящие» шаги по речевой инструкции. Круговые движения руками с кольцами.

Поворот со спины на живот в ту и другую сторону. Массаж спины.

Наклон туловища и выпрямление. Массаж живота. Поднятие выпрямленных ног до палочки по речевой инструкции.

Присаживание при поддержке за палочку

(упражнение для сгибателей рук).

Присаживание при поддержке за одну руку.

Приседание при поддержке за руки или с кольцами.

Напряженное выгибание из положения сидя

на коленях у взрослого.

Поднимание тела из положения на животе до вертикального при поддержке за руки с кольцами.

Стимулировать самостоятельное выполнение упражнений, инструкций при обязательном обеспечении правильности движений пособиями: кольцами, палки.

Закаливание детей раннего возраста
(на основании приложения к методическим рекомендациям МЗ СССР, 1979).

Мероприятия

Температура в помещении 22˚С. Умывание, температура воды 28˚С.

Во время пеленания и массажа воздушная ванна 5-6 мин.

Общая ванна при температуре воды 36-37˚С, продолжительность 5-6 мин.

Обязательный сон на воздухе при температуре от –15 до +30˚С.

Во время массажа и пеленания воздушная ванна 6-8 мин.

Умывание, температура воды 25-26˚С. Общая ванна при температуре воды 36-37˚С, продолжительность 5-6 мин. с последующем обливанием водой температуры 34-35˚С.

Летом пребывание 2-3 раза в день под рассеянными лучами солнца 5-6 мин.

Температура помещения 20-22˚С.

Обязательный сон на свежем воздухе при температуре от –15 до +30˚С.

Воздушные ванны во время переодевания, гимнастики, бодрствования 10-12 мин.

Умывание, температура воды 20-24˚С. Общая ванна при температуре воды 36-37˚С с последующим обливанием водой температуры 34-35˚С. «Сухие» обтирания в течении 7-10 дней фланелевой руковичкой до слабого покраснения кожи, далее влажные обтирания водой температуры 35˚С, постепенно снижая ее до 30˚С.

Летом пребывание 2-3 раза в день под рассеянными лучами солнца до 10 мин.

Примерные комплексы гимнастики для занятий
с детьми второго и третьего года жизни

Возраст детей.

Название упражнений.

Исходное

положение

Для какой

мускула­туры

Комплекс 6 . От 1 г. 2 мес. до 1 г. 6 мес.

1. Сгибание и разгибание рук (бокс) с кольцами.

Стоя лицом друг к дру­гу (взрослый выполняет вместе с ребенком).

Для рук и плечевого пояса.

2. Поднятие выпрямлен­ных ног до палки.

Лежа на полу на спине..

Для брюшного прес­са.

3. Наклон туловища с вы­прямлением, с фиксацией колен.

Стоя на столе.

Для спины и ног.

4. Присаживание, держась за палку.

Лежа на полу на спине

Для рук и плечевого пояса.

Лежа на животе на столе.

Для плечевого пояса и межлопаточных мышц.

6. Приседание с кольцами.

Стоя Лицом друг к другу.

Для ног и стоп.

7. Присаживание самостоятельно с фикса­цией колен.

Лежа на спине.

Для брюшного пресса.

8. Пролезание под гимнастическую скамью (или любое другое пре­пятствие высотой 40 см).

Лежа на животе.

9. Ходьба по ребристой поверхности (резиновый коврик, специальный тре­нажёр для стоп и пр.)

Для стоп и упражне­ние в правильной ходьбе.

Комплекс 7. От 1 г. 6 мес. до 2 лет

1. Круговые движения руками.

Взрослый выполняет вместе с ребенком.

Для рук и плечевого пояса.

2. Приседание, держась за гимнастическую палку.

Для брюшного поя­са и стоп.

3. Поднятие выпрямлен­ных ног до гимнастичес­кой палки.

Лежа на спине на полу.

Для брюшного прес­са стоп.

Лежа на животе на столе.

Для плечевого пояса

и межлопаточных

5. Присаживание, держась за палку.

Лежа на спине на полу.

Для рук и плечевого пояса.

6. Пролезание под гимнастическую скамью, любое другое препятствие высотой 40 см.

Лежа на животе.

Для спины, позво­ночника, ног.

7. Присаживание с фикса­цией колен и стоп.

Лежа на спине на гим­настической скамье.

Для брюшного пресса.

8. Ходьба по ребристой поверхности.

Для профилактики плоскостопия.

9. Перешагивание через препятствия.

Для воспитания координации движе­ний.

Комплекс 8. От 2-х до 3-х лет

1. Круговые движения руками или сгибание и разгибание рук.

Для рук и плечевого пояса.

2. Пролезание под гимнастическую скамью.

Лежа на животе.

Для спины, позвоночника и ног.

3. Приседание, держась за палку.

Для ног и стоп.

4. Поднятие ног до гимнастической палки.

Лежа на спине.

Для брюшного прес­са и стоп.

5. Ходьба по дорожке шириной 15 см.

Упражнение в правильной ходьбе.

6. Присаживание, держась за палку.

Лежа на спине.

Для рук и плечевого пояса.

7. Перешагивание через ряд препятствий на рас­стоянии 40 см друг от друга.

Для воспитания координации дви­жений.

8. Присаживание с фиксацией стоп.

Лежа на спине.

Для брюшного пресса.

9. Ходьба по ребристой поверхности.

Для профилактики и плоскостопия.

Примерные комплексы упражнений для детей

дошколь­ного возраста от 3 до 4 лет


«Аист ходит по болоту». Ходит, высоко поднимая колени, спи­на прямая. Пройти по комнате 1-2 раза, дыхание произвольное.

«Насос». Ноги расставить на ширину плеч, руки на затылке. Наклонить корпус вправо, одновременно правой рукой коснуть­ся ноги ниже колена (выдох). То же влево (3-5 раз).

«Курочка клюет зернышко». Присесть и постучать паль­цами об пол, произнося при этом «ко-ко-ко» (выдох), встать и выпрямиться (вдох) (3-5 раз).

«Воробышек скачет». Попрыгать на обеих ногах, сделать 5-6 прыжков, затем походить 10-12 шагов. Повторить 2 раза. Ды­хание произвольное.

От 5 до 6 лет

«Окошечко». Переплести пальцы опущенных рук «в замок», поднять их вверх над головой - посмотреть в «окошечко» (вдох). Вниз (выдох). Повторить 3 -5 раз.

«Пловец». Туловище слегка наклонить вперед, прямые руки тоже вытянуть вперед (выдох), выпрямиться, развести руки в стороны (вдох). Повторить 3-5 раз.

«Лягушонок». Присесть, разведя колени в стороны, пальцы рук слегка касаются пола, спина прямая, произнести «ква-ква-ква» (выдох), встать (вдох). Повторить 3 -5 раз.

«Самолет качает крылышками». Развести в стороны руки, ноги слегка расставить. Делать наклоны туловища вправо и влево (3-5 раз).

«Зайчонок». Руки согнуты в локтях, кисти опустить. Де­лать легкие прыжки на носках, чередовать 6-8 прыжков с ходь­бой 15-17 шагов, повторить 2 раза. Дыхание произвольное.

От 6 до 7 лет

Ходьба на месте с одновременным похлопыванием рукой по поднимаемому колену (20-30 сек).

«Вырастаем выше». Поднять руки вперед, вверх, встать на носки и подтянуться повыше (вдох), опустить руки через сто­роны (выдох). Повторить 4-6 раз. Присесть на носки, разведя колени в стороны (выдох), встать (вдох).

«Насос». Ноги расставить на ширину плеч, руки на затыл­ке. Наклонить корпус вправо, одновременно правой рукой кос­нуться ноги ниже колена (выход). То же влево (4-6 раз). Поднять руки вперед, вверх, встать на носки, подтянуться повыше (вдох), наклониться вперед, руки свободно опустить вниз (выдох). Пов­торить 4-6 раз.

Прыжки на месте. Повторить 6-12 раз. Перейти на ходьбу в течение 20-25 секунд. Развести руки в стороны (вдох) и опустить вниз (выдох).

Приемы массажа и гимнастические упражнения, обяза­тельные

для обучения матери в условиях детской поликлиники

Принципы подбора упражнений и массажа в за­висимости от возраста,

уровня развития и состояния здоровья ребенка

Принципы подбора упражнений и массажа в зави­симости от возраста,

уровня развития и состояния здо­ровья ребенка

Состояние

здоровья

Для развития и формирования движений в соответствии

с воз­растом у здоровых детей

Комплек­сы (номе­ра)

Основные физиоло­гические и воспитательные задачи ка­ждого гим­настичес­кого комплекса.

Ослабление тону­са сги­ба­телей

Уравнове­шивание тонуса сгибате­лей и разгибате­лей. Воспи­тание навыков измене­ния положения.

Под­готов­ка к полза­нию, воспи­тание чувс­тва рит­ма.

Укрепле­ние круг­лых групп мышц спи­ны, живота и ног для обеспече­ния ста­тических функций. Воспита­ние коор­динации.

Подго­товка к ходь­бе. Воспи­тание связи дви­жения со сло­вом.

Воспитание правильной ходьбы.

Воспитание чувства равнове­сия. Профилак­тика плоскосто­пия. Воспитание

правильной осанки. Воспита­ние координации движения.

Кто назна­чает.

Врач-педиатр после обследования нервной, костно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем.

Кто выпол­няет.

Мать при непрерывном обучении участковой медсестрой, учас­тковым врачом, сестрой кабинета здорового ребенка.

Организм ребенка все время развивается и по характеру своих ответных реакций на различные внешние влияния отличается от организма взрослого человека (рис. 51).

Темпы развития отдельных органов, систем и всего организма не одинаковы в различные периоды жизни детей. Это определяет особенности возрастной реактивности. Зная закономерности развития тех или иных функций растущего детского организма, его анатомо-физиологические особенности, можно оказывать направленное влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребенка!

Рис. 40. Топография основных точек (а - вид сзади, б - вид сбоку).

а: 1 - точки латеральной области предплечья; 2 -

затылочная область; 3 - точка продолговатого мозга; 4 -

задняя область шеи; 5 - межлопаточная область; 6 - мышца-

разгибатель позвоночника; 7 - крестцовая область; 8 -

тыльная область большого пальца; 9 - тыльная область пальцев;

10 - задняя область колена; 11 - нижнелопаточная и

поясничная область; 12 - подвздошный гребень; 13 - точка

намикоши; 14 - ягодичная область; 15 - задняя область бедра;

16 - задняя область голени; 17 - подошвенная область.

б: 18 - висок; 19 - височная область; 20 - грудинно ключично-сосцевидная область; 21 - боковая поверхность шеи;

22 - надлопаточная область; 23 - боковая область плеча; 24 -

точка напикоши; 25 - латеральная область бедра; 26 -

латеральная область голени; 27- область пятки; 28 -

латеральная область лодыжки

Рис. 41. Топография основных точек для надавливания (в - вид

спереди).

I - точки области носа; 2 - задняя область плеча; 3 - область

живота; 4 - передняя область бедра; 5 - передняя область

колена; 6 - латеральная область голени; 7 - голеностопная

область; 8 - точки тыла стопы; 9 - точки пальцев стопы; 10 -

точки лобной области;

II - область глазницы; 12 - точки скуловой области; 13 -

передняя шейная область; 14 - область груди; 15 - точки

дельтовидной мышцы; 16 - медиальная зона предплечья; 17 -

точки ладонной области; 18 - ладонная область пальцев; 19 -

медиальная область бедра; 20 - область внутренней лодыжки;

21 - точка области грудины

Рис. 42. Положение пальцев при проведении массажа

Рис. 43. Точки для надавливания при стенокардии

Рис. 44. Точки для надавливания Рис. 45. Точки для надавливания при

при простатите морской болезни

Рис. 46. Точки для надавливания при мигрени

Рис. 47. Точки для надавливания при бронхиальной астме

Рис. 48. Точки для надавливания при фронтите, гайморите

Защитная функция кожи у детей выражена слабее, чем у взрослых, кожа у них часто инфицируется и легкоранима. Костная ткань грудного ребенка мягкая, податливая и требует осторожного обращения. При неправильном ношении ребенка на руках, нарушении правил пеленания возможны различные искривления позвоночника.

Мышечная система у младенцев развита сравнительно слабо и составляет всего лишь 23-25\% веса тела, в то время как у взрослого - около 42\%. Особенно слабо развиты у новорожденных мышцы конечностей. Костная система и мышечно-связочный аппарат у грудных детей отличается «физиологической слабостью», кожа и подкожно-жировой слой нежные и поэтому легкоранимы. Эти особенности необходимо учитывать при проведении массажа.

Рис. 50. Точки для надавливания при колитах (запорах)

Массаж детей раннего возраста проводится с профилактической, гигиенической целью, а также в случае каких-либо отклонений в состоянии здоровья или физического развития, нарушения нормальной функции позвоночника, резко выраженной слабости мышц и связочного аппарата, нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта и перенесения различных заболеваний.

Массаж оказывает всестороннее воздействие на организм ребенка. Его реакция на массаж различна и зависит от применяемых приемов, продолжительности воздействия. Например, поглаживание, растирание расслабляют мышцы, а поколачивание, похлопывание - вызывают повышение мышечного тонуса. Под влиянием массажа ускоряются кровои лимфоток, обменные процессы, выделение продуктов метаболизма.

При воздействии массажными приемами на кожу, мышцы, связки возникают ответные реакции со стороны различных органов и систем. Имеется тесная функциональная взаимосвязь между мышечной системой и функцией внутренних органов, тонусом гладкой мускулатуры. Поэтому массаж вызывает положительную реакцию со стороны пищеварительного тракта, особенно это важно при запорах (метеоризме) - после проведенного массажа хорошо отходят газы.

Рис. 51. Схема развития статических и двигательных функций у грудного ребенка

Массаж стимулирует рост и развитие мышечной массы, способствует поддержанию оптимального тонуса, является своеобразным раздражителем рецепторов кожи и тканей. Несмотря на малую массу ребенка, поверхность кожи у него относительно больше, чем у взрослых. Этим частично объясняется значительно большая чувствительность ребенка к воздействию массажа. Капиллярная сеть кожи сильно развита, и после массажа быстро возникает гиперемия. Учитывая повышенную возбудимость нервной системы, наличие большого числа рецепторов в коже, можно объяснить повышенную чувствительность ребенка к воздействию массажа.

При проведении массажа следует соблюдать ряд правил:

1. Массажные движения производят по ходу сосудов - от периферии к центру.

2. В комнате должно быть тепло, чтобы избежать излишней теплоотдачи после массажа.

3. Массаж проводится в положении ребенка лежа на столике или на диване. Прямые лучи света не должны попадать в глаза ребенка.

4. При проведении массажа движения рук должны быть мягкими, нежными, без толчков (особенно в области печени, почек, надколенника и позвоночника).

5. При проведении массажа живота следует щадить область печени, нельзя массировать половые органы.

6. При проведении массажа спины исключаются приемы.похлопывания, поколачивания в области почек.

Противопоказания к проведению массажа у детей раннего возраста: острые инфекционные заболевания; рахит в период разгара заболевания с явлениями гиперестезии; различные формы геморрагического диатеза; паховые, пупочные, бедренные грыжи с наклонностью к ущемлению; врожденные пороки сердца с выраженным цианозом и расстройством компенсации; гнойничковые, острые воспалительные заболевания кожи.

Гигиенические основы массажа детей раннего возраста. Температура в комнате с хорошей освещенностью - не ниже 22-24°С. Руки массажиста должны быть теплыми, с коротко остриженными ногтями, сухими, без колец и других украшений. Стол, на котором проводится массаж, покрывают одеялом и чистой пеленкой. Массаж выполняется без каких-либо присыпок, смазывающих веществ. После массажа ребенка нужно одеть в теплое сухое белье для сохранения тепла. Массаж проводится после кормления, но не ранее чем через 1-1,5 ч, или перед кормлением. Перед сном ребенка массировать не следует, так как это его возбуждает. После массажа ребенок должан отдыхать.

Продолжительность массажа 5-7 мин.

Родителям, которые не владеют приемами массажа, следует сначала потренироваться на кукле. Неправильное, неуверенное выполнение массажных приемов может вызвать неприятные ощущения у ребенка и вместо пользы принести вред.

Техника выполнения массажа. Массаж можно начинать с 2- 3-недельного возраста. Положение ребенка: лежа, ножками к массажистке, при массаже спинки - на животе (рис. 52).

Начинают массаж с поглаживания. После исчезновения физиологического гипертонуса мышц рук добавляют растирание мышц - сгибателей и разгибателей, чередуя его с поглаживанием. При исчезновении физиологического гипертонуса мышц нижних конечностей добавляется кольцевое растирание.

Поглаживание ног проводится в положении лежа на спине. Левую ножку ребенка кладут на ладонь левой руки массажистки, а правой рукой производят поглаживание наружной и задней поверхности голени и бедра по направлению от стопы к бедру, обходя коленную чашечку снаружи, избегая толчков в области коленного сустава. При массаже правой ножки ее держат правой рукой, а массируют левой. Движения повторяют 5-8 раз.

Массаж стоп. Ножку ребенка кладут между большим и указательным пальцами левой руки массажистки. Проводят поглаживание и растирание указательным и средним пальцами правой руки от пятки к пальцам и круговые движения. После трех месяцев включают похлопывание, которое выполняют тыльной стороной полусогнутых пальцев (указательного и среднего) правой руки по ступне ребенка. Движения повторяют 3-7 раз.

Поглаживание рук проводится в положении ребенка лежа на спине, ножками к массажистке. При этом массажистка вкладывает большой палец левой руки в правую руку ребенка и слегка его приподнимает, а правой рукой выполняет поглаживание внутренней и наружной поверхности предплечья и плеча в направлении от пальчиков к плечу. При массаже левой руки ребенка

Рис. 52. Массаж детей в раннем возрасте: 1 - поглаживание спины

тыльной поверхностью кисти; 2 - растирание основанием

ладони мышц спины; 3 - поглаживание грудной клетки

ладонной поверхностью кисти; 4 - поглаживание косых мышц

живота; 5 - разминание подушечками больших пальцев мышц

ног; 6 - вибрация вдоль позвоночника (рефлекторное

разгибание позвоночника); 7 - поглаживание (растирание)

ладонной поверхностью ноги; 8 - поглаживание живота

ладонной поверхностью кисти; 9 - растирание стопы двумя

руками; 10 - поглаживание (растирание) руки ладонной

поверхностью кисти; 11 - похлопывание стопы; 12 -

растирание мышц спины

положение рук у массажистки меняется. Движения повторяют 6-8 раз.

Поглаживание живота проводится в положении лежа на спине. Вначале выполняют поглаживание живота по часовой стрелке ладонной и тыльной поверхностями кисти, не надавливая на область печени и не задевая половых органов. Затем производят поглаживание и растирание подушечками двух-четырех пальцев правой кисти по ходу толстого кишечника. После этого осуществляют растирание косых мышц живота, при этом большие пальцы располагают у мечевидного отростка грудины и скользящими движениями идут к позвоночнику и обратно. Движения повторяют 3-5 раз.

Поглаживание спины. Для массажа спины ребенка поворачивают на живот, ножками к массажистке и производят поглаживание вдоль позвоночника, позвоночник не массируют. Поглаживание выполняют от ягодиц к шее одной и двумя руками ладонной и тыльной поверхностями кисти. Если ребенок не может спокойно лежать на животе, то поглаживание выполняют одной рукой, а другой - придерживают ножки ребенка.

После того как ребенку иснолнится три месяца, используют приемы: растирание, разминание и похлопывание мышц спины, рук и ног.

Растирание выполняют так же, как и поглаживание, но более энергично. Можно производить кольцевое растирание, обхватив голеностопный сустав большим пальцем (с одной стороны) и остальными (с другой). Круговые движения производят вверх к паховой области. При выполнении растирания ножки одной рукой ее поддерживают, а другой - массируют. Так же выполняют круговое (кольцевое) растирание руки. Растирание на спине, животе, бедрах, груди можно выполнять подушечками двух-четырех пальцев или подушечкой большого пальца.

Разминание выполняют одной или двумя руками, при этом мышцы (мышцу) захватывают большим пальцем (с одной стороны) и остальными (с другой), производят нежное сжимание и перемещение пальцев по ходу мышц. При выполнении разминания ноги ее помещают в левую руку, а правой производят массаж. На конечностях можно выполнять разминание «щипцы», при этом мышцы массируют с одной стороны большим пальцем, а с другой - двумя-четырьмя пальцами и производят щипцеобразные массажные движения сверху вниз, то есть от лучезапястного сустава к плечевому, и от голеностопного сустава к тазобедренному. Разминать можно и кончиками двух-четырех пальцев по кругу, зигзагообразно. На конечностях, особенно нижних, можно разминать мышцы двумя руками.

Похлопывание. Данный прием можно выполнять на спине, бедрах, стопах тылом кисти или кончиками пальцев. Похлопывание особенно показано при гипотрофии.

Вибрация. Вибрацию выполняют на груди указательным и средним пальцами с продвижением от мечевидного отростка к плечам поочередно. Движения должны быть мягкими, без надавливаний. Кроме того, вибрацию на спине можно проводить большим и указательным пальцами или сделать «вилку» из указательного и среднего пальцев. Движения идут снизу вверх к шее и обратно, остистые отростки при этом располагаются между пальцами. Повторить 3-5 раз. Заканчивают массаж поглаживанием.

Температура в помещении не ниже 22-24 гр. С, хорошая освещённость, вентиляция и т. д.

Руки массажиста обязательно тёплые, ногти коротко пострижены, пальцы без колец

Массаж проводят в положении лёжа, на столе или диване, покрытыми одеялом и чистой пелёнкой, так, ггобы прямые лучи света не попадали в глаза

Массаж без присыпок и смазывающих средств (разве что с маслом Johnson" s-baby)

При проведении массажа движения рук должны быть мягкими, нежными, без толчков, особенно в области гечени, почек, надколенника и позвоночника

Нельзя массировать половые органы

После массажа, ребёнка одеть в тёплое, сухое бельё (согретое например утюгом), для сохранения тепла

Массаж перед кормлением или после кормления, не ранее чем через 1-1,5 часа

Не массировать перед сном

Время сеанса лечебного массажа 5-7 минут, профилактического, с гимнастикой 20-30 минут

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ МАССАЖА

Массаж начинать с 2-3-4-5-6 недельного возраста

- поглаживание ног

фидерживая рукой, ножку поглаживают, переднюю и заднюю поверхности голени и бедра - от стопы к 5едру, обходя коленную чашечку 5-8 раз

- массаж стоп

южка между большим и указательным пальцами - поглаживание указательным и средним пальцами - от пятки с пальцам - 3-7 раз, после 3 месяцев - похлопывание тылом полусогнутых пальцев

- поглаживание рук

золыной палец вкладывают в ручку, приподнимают её и поглаживают другой рукой - от пальчиков к плечу -5-8 раз

- поглаживание живота

ю часовой стрелке, не задевая половых органов и не надавливая на область печени, поглаживание и лёгкое эастирание подушечками пальцев по ходу толстой кишки, растирание косых мышц до позвоночника и эбратно - по 3-5 раз

- поглаживание спины

эт ягодиц к шее и обратно - ладонной и тыльной поверхностью кисти 6-8 раз

После 3 месяцев активно включают следующие приёмы:

Растирание - как и поглаживание, но более энергично

Разминание - мышцу захватывают большим пальцем с одной и остальными с другой стороны, нежно сжимают и перемещают пальцы по ходу мышц, выполняют также разминание подушечками пальцев, про­дольное, щипцеобразное и осторожно 2 руками

Похлопывание - тыльными поверхностями пальцев, подушечками пальцев

■ вибрация - на груди - указательным и средним пальцами - от мечевидного отростка к плечам, на
лшне - от ягодиц к шее и обратно, остистые отростки между пальцев.

МАССАЖ ПРИ НЕКОТОРЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

ПУПОЧНАЯ ГРЫЖА

■ массаж живота, спины, упражнения для ног

тосле массажа на пупок положить монетку, ватно-марлевый тампон, зафиксировать лейкопластырем зремя сеанса 5-7 минут

ЗАПОР (МЕТЕОРИЗМ)

■ массаж живота, спины

тосле массажа дают полежать на животике, поползать на животе время сеанса 3-5 минут, многократно в течение дня

\4ЕТОДИКА ШИАЦУ ПРИ УХОДЕ ЗА ГРУДНЫМ РЕБЕНКОМ (с 0,5 до 3 мес.)

I. Надавливание ладонью на область пупка в течение 10 секунд, постепенно увеличивая давление, или 5 раз

то 2-3 секунды

I. Подушечками указательного, среднего и безымянного пальцев надавить на:

Солнечное сплетение

■- область чуть ниже пупка

Область над мочевым пузырём ~ по 3 раза по 2-3 секунды

Надавливание на пупочную область ладонью - 5 раз по 2-3 секунды

ВРОЖДЕННЫЙ ВЫВИХ БЕДРА (лечение в спецшинах, с разведением ног)

массаж после снятия шин - борьба с атрофией

■ общий массаж, лечебная гимнастика
время сеанса 7-8 минут, 2-3 раза в день

УГАССАЖ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ

■для воздействия на ноги массаж околопозвоночных зон - S5-D10, для воздействия на руки - D4-C3

■для укрепления мышц, улучшения кровоснабжения применяют массаж спины, грудной клетки, живота

Поверхностно, нежно, в медленном темпе - поглаживание, выжимание, растирание, потряхивание, лёгкая
шбрация, движения (ударные приёмы не применять )

Лечение должно быть комплексным с применением точечного массажа, лечебной гимнастики, лечением /кладками (фиксация руки или ноги с помощью шин, мешочков с песком и т. д. на 10-60 минут, по газначению врача) зремя сеанса 10-15 минут, курс 20-25 процедур, 3-4 курса в год.

ХРОНИЧЕСКИЙ БРОНХИТ, ПНЕВМОНИЯ

■ общий массаж с подогретым маслом, особое внимание на массаж дыхательной мускулатуры, здесь
зыполняют также вибрацию и перкуссию (средним пальцем ударяют по ногтевой фаланге среднего пальца
другой руки)

После массажа обтирают тёплым махровым полотенцем
зремя сеанса 5-10 минут, курс 5-8 процедур.

После 3 лет можно делать баночный массаж (медицинской банкой) 2-3 минуты, 3-5 процедур на курс.

МАССАЖ И ГИМНАСТИКА В РАННЕМ ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Двигательная активность у детей раннего возраста является мощным фактором, способствующим правильному развитию ребенка. Создание физиологически обоснованных методик проведения гимнастики и массажа в раннем возрасте основано на знании состояния и развития скелетной мускулатуры у детей. В первые месяцы жизни целесообразно использовать только рефлексы (феномен ползания, рефлексы положения

■ позы и другие), связанные с разгибанием во избежание усиления сгибателей, тонус которых и без того
преобладает.

29
В возрасте 5-6 месяцев дети могут сидеть без поддержки. К 7-му месяцу выпрямляется

озвоночник, и ребенок свободно манипулирует руками, хорошо удерживая положение тела. В возрасте 8-10 есяцев ребенок стоит еще неустойчиво, особенно при толчках из стороны в сторону.

МЕТОДИКА МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ В ВОЗРАСТЕ 1,5-3 МЕСЯЦА

1оскольку у детей этого возраста резко выражен гипертонус сгибателей конечностей, усилия массажиста элжны быть направлены на расслабление этих мышц. Последовательность выполнения процедуры:

1) массаж рук (поглаживание);

2) массаж ног (поглаживание);

3) выкладывание на живот;

4) массаж спины (поглаживание);

5) массаж живота (поглаживание);

6) массаж стоп (растирание);

7) упражнения для стоп (движения рефлекторные);

8) разгибание позвоночника (рефлекторное) в положении на боку, то на правом, то на левом;

9) выкладывание на живот;

10) рефлекторное ползание.

"ебенок должен ежедневно принимать теплую ванну.

МЕТОДИКА МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ В ВОЗРАСТЕ 3 - 4 МЕСЯЦА

[ри нормальном развитии у ребенка этого возраста исчезает физиологический гипертонус сгибателей рук, но це могут оставаться явления гипертонуса мышц ног. Процедура проводится в следующей последовательности:

1) массаж рук;

2) охватывающие движения руками (пассивные упражнения);

3) массаж ног (поглаживание, растирание, разминание);

4) поворот на живот вправо (рефлекторное движение);

5) массаж спины (поглаживание, растирание, разминание);

6) рефлекторное движение головой назад в положении на животе;

7) массажйживота (поглаживание);

8) массаж Стоп (растирание, похлопывание);

9) упражнения для стоп (рефлекторные);

10) вибрационный массаж всей грудной клетки;

11) пассивные движения для рук и ног на сгибание и разгибание;

12) поворот на живот влево.

Содействовать полному уравновешиванию сгибателей и разгибателей конечностей, обеспечить условия для 13ВИТИЯ ручной умелости, подвешивая на высоте вытянутых рук различные игрушки, предметы для хватывания их.

МЕТОДИКА МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ В ВОЗРАСТЕ 4 - 6 МЕСЯЦЕВ

1 возрасте от 4 до 5 месяцев происходит уравновешивание сгибателей и разгибателей нижних конечностей, >этому необходимо вводить пассивные движения для нижних конечностей. Последовательность проведения процедуры:

1) обхватывающие движения руками, движения пассивные скрестные перед грудью;

2) массаж ног;

3) имитация велосипедных движений, "скользящие шаги" по поверхности стола;

4) поворот со спины на живот вправо, массаж спины(все приемы);

5) "парение" в положении на животе (движение рефлекторное);

6) массаж живота (поглаживание по часовой стрелке, по ходу косых мышц живота;

7) приподнимание верхней части тела ребенка из положения лежа на спинке при поддержке за обе
веденные в стороны руки;

8) массаж стоп (рефлекторные движения);

9) сгибание и разгибание рук ("бокс");

10) сгибание и разгибание ног вместе и по очереди;

11) рефлекторное упражнение на спине, "парение";

12) массаж грудной клетки (акцент на межреберные промежутки);

13) поворот со спины на живот влево.

Эсновная задача - дальнейшее воспитание ручной умелости, изменение положения тела с поворотами его; одготовка к ползанию.

МЕТОДИКА МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ В ВОЗРАСТЕ 6 - 10 МЕСЯЦЕВ

3 данном периоде можно вводить упражнения как для мышц кисти, так и для крупных мышц конечностей, олее сложные по координации движения. В этом периоде у ребенка развивается понимание речи, чему зеобходимо способствовать. Последовательность проведения процедур:

1) обхватывающие движения руками, с кольцами, речью;

2) сгибание и разгибание рук и ног с речевой инструкцией, поглаживание и растирание;

3) поворот со спины на живот вправо (за ноги) с речевой инструкцией;

4) массаж спины (все приемы);

5) при поддержке за обе руки присаживание с речевой инструкцией;

6) круговые движения руками;

7) поднятие прямых ног с речевой инструкцией;

8) рефлекторное движение по линиям позвоночника с прогибанием;

9) поворот со спины на живот влево с речевой инструкцией;

10) из положения лежа на животе при поддержке за руки приподнимание с речевой инструкцией;

11) упражнение для сгибателей рук на присаживание с речевой инструкцией;

12) массаж грудной клетки и живота (все приемы с вибрацией);

13) дыхательные упражнения, сдавление на выдохе с боков.

Стимулировать ребенка к ползанию, укреплять мышцы для сидения и стояния, соблюдать ритмичность в ыполнении движений.

МЕТОДИКА МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ В ВОЗРАСТЕ 10 МЕСЯЦЕВ - 1 ГОДА

3 этом периоде оформляется стояние без опоры и развивается ходьба. У ребенка в данном периоде имеется вязь с действиями и предметами, их названиями, которые имеют отношение к гимнастике Последовательность проведения процедуры:

1) сгибание и разгибание рук в положении сидя, стоя с предметами;

2) движение "велосипед" с речевой инструкцией;

3) поворот со спины на живот по речевой инструкции;

4) массаж спины (все приемы);

5) из положения лежа на животе поднимание до вертикального при поддержке за руки или предметы кольца);

6) наклон вперед (методист прижимает за коленные суставы ребенка к себе спиной);

7) массаж живота (все приемы);

8) поднимание выпрямленных ног до ориентира (палочки, игрушки) с речевой инструкцией и одобрением;

9) упражнение для сгибателей рук (присаживание);

10) напряженное выгибание с удержанием ребенка за ноги, доставание предмета с пола с речевой иструкцией;

11) приседание с поддержкой за руки, использовать предметы;

12) присаживание при поддержке то за одну, то за другую руку или самостоятельно с возвращением в [сходное положение;

13) круговые движения руками с предметами.

Эсновная задача - стимулировать упражнения по речевой инструкции. Применять различные предметы -ольца, палочки, игрушки. Давать ребенку возможность упражняться в навыках по влезанию, ходьбе, но, читывая индивидуальные возможности ребенка, новые движения начинать из положения лежа, а затем -идя, стоя. Массаж является отдыхом после проведенных гимнастических упражнений, поэтому его следует [роводить сразу после них.

СПОРТИВНЫЙ МАССАЖ

применяется с целью совершенствования физических качеств достижения спортивной формы, сохранения и установления ее, профилактики и лечения травм.

31 1. ТРЕНИРОВОЧНЫЙ МАССАЖ - подготовка спортсменов к наивысшим спортвным достижениям. ТМ является частью тренировочного процесса, продолжительность ТМ 40-60 мин., в зависимости от веса спортсмена - до 60 кг - 40 мин., свыше 100 кг - более 1 часа. Распределение времени между приемами при общей продолжительности сеанса 40 мин. Поглаживание - 2 мин; Выжимание - 6 мин; Разминание - 26 мин; Растирание - 5 мин; Пр. приемы 1 мин.

Тренировочный массаж имеет следующие виды:

а) массаж, способствующий повышению тренированности;

Примерный график тренировочного массажа на повышение тренированности

1 день - общий, частный

2 день - общий...

6 день - общий

7 день - частный

Если спортсмен ходит в баню, то данный вид массажа делают за 3-4 часа до бани или через 4-5 часов после бани. Если тренировка вечером, то днем - общий массаж и частный после тренировки (частный - в зависимости от вида спорта - для лыжника - ноги, боксеру - руки, лицо и т.д.).

б) массаж, сохраняющий спортивную форму

Поглаживание - 8 мин, Выжимание - 12 мин, Разминание с потряхиванием - 20 мин

Массировать равномерно, с акцентом на группы мышц, которые несут основную нагрузку, а так же
воротниковую зону и волосистую часть головы.

в) массаж, повышающий уровень развития физических качеств (обычно частный) - не более 20 - 25 мин.

Делать упражнения на растягивание со всеми приемами.

2. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ МАССАЖ

- проводится непосредственно перед соревнованиями, для нормализации состояния различных органов и
систем, перед предстоящей нагрузкой.

а) разминочный массаж

5-35 мин, в зависимости от веса, вида спорта и т.д.

Выжимание, разминание (80% времени), растирание, движения - пассивные, с сопротивлением.

Разминочный массаж подразделяется на следующие подвиды:

- массаж: до разминки

Глубокий на мышцах, мягкий на суставах 10-15 мин. -

- массаж: после разминки

5-20 мин, массируют мышцы, которые будут нести основную нагрузку.

Если вместо разминки, то делают общий массаж.

б) массаж: в предстартовых состояниях - за 1-6 дней до старта.

Состояние боевой готовности - благоприятная форма предстартового состояния, в этом случае делают разминочный массаж, согревающий или мобилизирующий.

- предстартовая лихорадка - вспыльчивость, раздражительность, нервное возбуждение и т.д. применяют
успокаивающий массаж: - 7-12 мин.

Комбинированное поглаживание 4-7 мин, ритмичное разминание - 1,5 - 3 мин, потряхивание 1,5 - 2 мин
Массируют спину, грудь, ягодицы, бедра; эффективна баня 2.3 мин в парной, ванна или контрастный душ.

стартовая апатия - вялость, сонливость, безразличие и т.д. эименяют тонизирующий массаж - 8-12 мин

разминание 5-8 мин, выжимание 1,5-2 мин, ударные приемы 1,5-2 мин, быстром темпе, захватывая большую часть тела, чередуя приемы.

согревающий массаж: - борьба с охлаждением - 5-10 мин, заканчивают за 2-5 мин до выхода. Энергично в остром темпе, чередуя выжимание, разминание и растирание по всему телу (даже через одежду в зимних здах спорта во время затягивания старта). Возможно применение растирок и мазей.

мобилизирующий массаж - для максимальной мобилизации всех накопленных ресурсов - 5-15 мин, все эиемы, а также сочетая тонизирующий и успокаивающий массаж; мягкий, глубокий, не вызывая боли.

3. ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ МАССАЖ

i BM в кратковременных перерывах 1-5 мин (между боями, таймами, раундами) комбинированное поглаживание, потряхивание, встряхивание - для работающих мышц

) ВМ в перерывах 5-20 мин

комбинированное поглаживание, выжимание, разминание, потряхивание, растирание, валяние

IBM в перерывах от 20 мин до 6 час, после выступления через 10-15 мин, повторный сеанс через 1-2 часа душ 5-8 мин, темп. 37-40 градусов легкий массаж с акцентом на мышцы, которые несли основную нагрузку - 5-12 мин.

i ВМ в многодневной системе соревнования при одноразовом выступлении в день

1 сеанс - через 10-20 мин после выступления, контрастный душ -7-8 мин, общий восстанбвительный массаж 3-15 мин

2 сеанс спустя 2-3 часа, до 20-40 мин со специальными растирками, глубокий, но не жесткий. *зминание 70 % времени, выжимание и потряхивание - приемы чередовать

3 сеанс - перед сном - 10-15 мин, комбинированное поглаживание, легкое выжимание, разминание

) ВМ в день отдыха -1-3 сеанса общего массажа, а также 5-8 мин. в бане, в парной.

1 сеанс - до 13 часов 30-40 мин

2 сеанс спустя 6-8 часов 20-40 мин

3 сеанс - перед сном 10-15 мин

I ВМ после соревнований - входит в комплекс методов восстановления

в день окончания соревнований - в бане 10-15 мин, массаж 10-15 мин,

на следующий день, через 1,5 часа после завтрака принять баню - с массажем, душем, парилкой, бассейном и

д. - 2,5 - 3 часа, если нет бани, то сухой восстановительный массаж 30-40 мин.

Использование бани в спортивной практике

Ходить 2 раза в неделю, с двумя вениками

Методика банной процедуры

обмыться под душем 0,5-1 мин (не мочить голову)

зайти на 3-5 мин в парную, дышать носом, лучше полежать, подливать воду, квас, пиво и т.д.

техника "хвощевания" (хлестанья веником)

3-4 поглаживания, постегивание 1-2 мин (легко), быстрое поглаживание (5-6 движений за 6-7 сек. - в учение 1 мин), похлестывание - 5-7 мин, затем выход из парилки и окунуться в бассейне с ледяной водой, отом опять зайти в парную на 1-2 мин. Отдохнуть 15-30 мин (5-7 мин в моечном отделении и укутавшись ростынею 10-20 мин в раздевалке).

[ариться не более 2-4 раз, а веником 1-2 раза, после парной - сеанс массажа, после которого душ 1-2 мин, ытье.

анная процедура 2,5 - 3 часа, в парилке 30 мин.

1ассаж в бане - не более 35 мин, сухой или с мылом, все приемы, без вибрации. Самомассаж в бане - 9-12 мин.

Организм ребенка все время развивается и по характеру своих ответных реакций на различные внешние влияния отличается от организма взрослого человека.

Темпы развития отдельных органов, систем и всего организма неодинаковы в различные периоды развития (см. Схема развития статических и двигательных функций у грудного ребенка). Это определяет особенности возрастной реактивности.

Зная закономерности развития тех или иных функций растущего детского организма, его анатомо-физиологические особенности, можно оказывать направленное влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребенка.

Защитная функция кожи у детей выражена слабее, чем у взрослых, она часто инфицируется и легко ранима.

Костная ткань грудного ребенка мягкая, податливая и требует осторожного обращения.

При неправильном ношении ребенка на руках, нарушении правил пеленания возможны различные искривления позвоночника .

Мышечная система у младенцев развита сравнительно слабо и составляет всего лишь 23–25% от веса тела, в то время как у взрослого - около 42%.

Особенно слабо развиты у новорожденных мышцы конечностей. Костная система и мышечно-связочный аппарат у грудных детей отличаются «физиологической слабостью», кожа и подкожно-жировой слой нежные и поэтому легко ранимы. Эти особенности необходимо учитывать при проведении массажа.

Массаж детей раннего возраста (до года) проводится с профилактической, гигиенической целью, а также в случае каких-либо отклонений в состоянии здоровья или физическом развитии, нарушения нормальной функции позвоночника, резко выраженной слабости мышц и связочного аппарата, нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта и перенесения различных заболеваний.

Массаж оказывает всестороннее воздействие на организм ребенка . Реакция организма на массаж различна и зависит от применяемых приемов, продолжительности воздействия. Например, поглаживание, растирание - расслабляют мышцы, а поколачивание, похлопывание - вызывают повышение мышечного тонуса.

Под влиянием массажа ускоряются крово- и лимфоток, обменные процессы, выделение продуктов метаболизма.

При воздействии массажными приемами на кожу, мышцы, связки возникают ответные реакции со стороны различных органов и систем.

Имеется тесная функциональная взаимосвязь между мышечной системой и функцией внутренних органов, тонусом гладкой мускулатуры.

Поэтому массаж вызывает положительную реакцию со стороны пищеварительного тракта, особенно это важно при запорах (метеоризм), после проведенного массажа хорошо отходят газы.

Массаж стимулирует рост и развитие мышечной массы, способствует поддержанию оптимального тонуса, является своеобразным раздражителем рецепторов кожи и глубже лежащих тканей.

Несмотря на малую массу ребенка, поверхность кожи у него относительно больше, чем у взрослых.

Этим частично объясняется значительно большая чувствительность ребенка к действию массажа. Кожа ребенка нежная, гладкая. Капиллярная сеть кожи сильно развита и после массажа быстро возникает гиперемия.

Учитывая повышенную возбудимость нервной системы, наличие большого числа рецепторов в коже, можно объяснить повышенную чувствительность ребенка к воздействию массажа.

При проведении массажа следует соблюдать следующие правила

1. Массажные движения проводят по ходу сосудов - от периферии к центру .

2. В комнате должно быть тепло, чтобы избежать излишней теплоотдачи после массажа.

3. Массаж проводится в положении лежа на столике или диване. Прямые лучи света не должны падать в глаза ребенка.

4. При проведении массажа движения рук должны быть мягкими, нежными, без толчков (особенно в области печени, почек, надколенника и позвоночника).

5. При проведении массажа живота следует щадить область печени, нельзя массировать половые органы.

6. При проведении массажа спины исключаются прием похлопывания, поколачивания области почек.

Противопоказания к проведению массажа у детей раннего возраста :

1. Острые инфекционные заболевания.

2. Рахит в период разгара заболевания с явлениями гиперестезии.

3. Различные формы геморрагического диатеза.

4. Паховые, пупочные, бедренные грыжи с наклонностью к ущемлению.

5. Врожденные пороки сердца с выраженными цианозом и расстройством компенсации.

6. Гнойничковые, острые воспалительные заболевания кожи.

Гигиенические основы массажа детей раннего возраста

Температура в комнате должна быть не ниже 22–24 °С, с хорошей освещенностью.

Руки массажиста должны быть теплыми, с коротко остриженными ногтями, сухими, без колец и других украшений.

Стол, на котором проводится массаж, должен быть покрыт одеялом и чистой пеленкой.

Массаж выполняется без каких-либо присыпок, смазывающих веществ.

После массажа ребенка надо одеть в теплое, сухое белье для сохранения тепла.

Массаж проводится после кормления, но не ранее чем через 1–1,5 часа, или перед кормлением.

Перед сном ребенка массировать не следует, так как это его возбуждает.

После массажа ребенок должен отдыхать.

Продолжительность массажа 5–7 мин .

Внимание . Родителям, которые не владеют приемами массажа, следует сначала потренироваться на кукле.

Неправильное, неуверенное выполнение массажных приемов может вызвать неприятные ощущения у ребенка и вместо пользы принести вред .

Техника выполнения массажа детей в раннем возрасте

Техника выполнения массажа .

Массаж можно начинать с 2–3-недельного возраста .

Положение ребенка лежа, ножками к массажистке, при массаже спинки - на животе (см. рис. ).

Начинают массаж с поглаживания.

После исчезновения физиологического гипертонуса мышц рук - добавляют растирание мышц сгибателей и разгибателей, чередуя его с поглаживанием .

При исчезновении физиологического гипертонуса мышц нижних конечностей добавляют кольцевое растирание .

Поглаживание ног детей в раннем возрасте

Поглаживание ног детей раннего возраста

Левую ножку ребенка кладут на ладонь левой руки массажистки, а правой рукой производят поглаживание наружной и задней поверхности голени и бедра по направлению от стопы к бедру, обходя коленную чашечку снаружи, избегая толчков в области коленного сустава.

При массаже левой ножки ее держат левой рукой, а массируют правой (см. рис. Массаж детей в раннем возрасте).

Движения повторяют 5–8 раз.

Массаж стоп детей в раннем возрасте

При массаже стоп ножка ребенка кладется между большим и указательным пальцами массажистки .

Проводят поглаживание и растирание указательным и средним пальцами правой руки от пятки к пальцам и круговые движения.

После трех месяцев включается похлопывание, которое выполняют тыльной стороной полусогнутых пальцев (указательного и среднего) правой руки по ступне ребенка (см. рис. Массаж детей в раннем возрасте).

Движения повторяют 3–7 раз.

Поглаживание рук детей в раннем возрасте

Поглаживание рук проводится в положении ребенка на спине, ножками к массажистке.

При этом массажистка вкладывает большой палец левой руки в правую руку ребенка и слегка ее приподнимает, а правой рукой выполняет поглаживание внутренней и наружной поверхности предплечья и плеча в направлении от пальчиков к плечу.

При массаже левой руки ребенка положение рук у массажистки меняется (см. рис. Массаж детей в раннем возрасте).

Движения повторяют 6–8 раз.

Поглаживание живота детей раннего возраста

Поглаживание живота проводится в положении лежа на спине.

Вначале выполняют поглаживание живота по часовой стрелке ладонной и тыльной поверхностью кисти, не надавливая на область печени и не задевая половых органов.

Затем производят поглаживание и растирание подушечками II–IV пальцев правой кисти по ходу толстого кишечника.

После этого осуществляют растирание косых мышц живота , при этом большие пальцы располагают у мечевидного отростка грудины и скользящими движениями идут к позвоночнику и обратно (см. рис. Массаж детей в раннем возрасте).

Движения повторяют 3–5 раз.

Поглаживание спины детей в раннем возрасте

Для массажа спины ребенка поворачивают на живот, ножками к массажистке и производят поглаживание вдоль позвоночника, позвоночник не массируют.

Поглаживание выполняют от ягодиц к шее одной и двумя руками ладонной и тыльной поверхностями кисти (см. рис. Массаж детей в раннем возрасте).

Если ребенок не может спокойно лежать на животе, то поглаживание выполняют одной рукой, а другой - придерживают ножки ребенка.

После трех месяцев включают приемы: растирание, разминание и похлопывание мышц спины, рук и ног.

Растирание детей в раннем возрасте

Растирание выполняют так же, как и поглаживание, но более энергично.

Можно производить кольцевое растирание , обхватив голеностопный сустав большим пальцем (с одной стороны) и остальными (с другой).

Круговые движения производят вверх к паховой области.

При выполнении растирания ножки одной рукой ее поддерживают, а другой - массируют (см. рис. Массаж детей в раннем возрасте).

Так же выполняют круговое (кольцевое) растирание руки.

Растирание на спине, животе, бедрах, груди можно выполнять подушечками II–IV пальцев или подушечкой большого пальца.

Разминание детей в раннем возрасте

Разминание выполняют одной или двумя руками, при этом мышцы (мышцу) захватывают большим пальцем (с одной стороны) и остальными (с другой) производят нежное сжимание и перемещение пальцев по ходу мышц.

При выполнении разминания ноги ее помещают на левую руку, а правой производят массаж.

На конечностях можно выполнять разминание «щипцы» , при этом мышцы массируются с одной стороны большим пальцем, а с другой - II–IV пальцами и производят щипцеобразные массажные движения снизу вверх, т. е. от лучезапястного сустава к плечевому и от голеностопного к тазобедренному.

Разминать можно и кончиками II–IV пальцев по кругу, зигзагообразно.

На конечностях, особенно нижних, можно разминать мышцы двумя руками (см. рис. Массаж детей в раннем возрасте).

Похлопывание детей в раннем возрасте

Похлопывание, как прием массажа можно выполнять на спине, бедрах, стопах тылом кисти или кончиками пальцев.

Похлопывание особенно показано при гипотрофии (см. рис. Массаж детей в раннем возрасте).

Вибрация детей в раннем возрасте

Вибрацию выполняют на груди указательным и средним пальцами с продвижением от мечевидного отростка к плечам поочередно.

Движения должны быть мягкими, без надавливаний.

Кроме того, вибрацию на спине можно проводить большим и указательным пальцами или сделать вилку из указательного и среднего пальцев.

Движения идут снизу вверх к шее и обратно, остистые отростки при этом располагаются между пальцев (см. рис. Массаж детей в раннем возрасте).

Повторить 3–5 раз.

Заканчивают массаж поглаживанием.

Английский
массаж младенцев – infant massage
массаж маленьких детей – baby Massage
техника выполнения массажа у детей – performance technique of massage for children

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.