Давид Бобе: «Почему бы не предложить Кириллу Серебренникову политическое убежище? Кирилл Серебренников: политики массово оскотинивают людей «Такие люди доказывают, что Putin’s Russia - не страна победившего зла».

Режиссер и призрак «сильной руки»

«Будьте вы прокляты... Чтоб вы сдохли все сами от страха перед друг другом», - так выглядит отцензурированная версия реакции на произошедшее с Кириллом Серебренниковым со стороны Авдотьи Смирновой, супруги одного из главных символов российских либеральных реформ 90-х Анатолия Чубайса. И такую реакцию можно счесть очень типичной для российского креативного класса.

Не все знаковые люди в этой среде посчитали необходимым по примеру жены Чубайса обильно воспользоваться ненормативной лексикой. Но почти все заявили примерно следующее: визит силовиков к Серебренникову - это крушение основ, нечто совершенно недопустимое, аморальное, циничное и даже преступное.

Я далек от того, чтобы делать какие-либо выводы о виновности или невиновности главы «Гоголь-центра». Но вот какой вывод лежит на поверхности: в среде российского креативного класса вопрос о том, допустил ли Кирилл Серебренников финансовые нарушения или не допустил, никого не заинтересовал. Все бросились его защищать потому, что он «свой» - плоть от плоти креативного класса, его интеллектуально-художественный лидер и трибун.

Такая реакция не обязательно является неправильной. Но она характерна в первую очередь для общества, построенного на клановых принципах. Общества, для которого значение имеет не вопрос: « Виновен ли человек в том, что ему инкриминируют?», а вопрос: « Этот человек наш или не наш?»

Еще раз повторяю: я не раздаю моральных оценок и никого ни в чем не обвиняю. Я лишь констатирую факт: слой российского общества, который считает себя самым современным и прогрессивным, ведет себя в точном соответствии с клановыми принципами. Из этого можно сделать вывод: наш креативный класс возомнил о себе слишком много. Можно, но на мой взгляд, не нужно. В статье «Партийная организация и партийная литература» Владимир Ленин писал: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Именно это наш креативный класс и делает - живет в обществе и не является от него свободным.

Можно долго бичевать нашу «прогрессивную интеллигенцию» за несоответствие между тем, что она декларируют и тем, как она себя ведет себя на самом деле. Но давайте зададимся вопросом: а какая часть российского общества ведет себя по-другому? В какой части российского общества клановый принцип не является организационным стержнем и жизненным ориентиром? В среде силовиков? В среде чиновников? В бизнес-среде? Вот и получается: все, в чем можно обвинить наш креативный класс - это лицемерие.

Из этого опять же не обязательно следует, что защитники Кирилла Серебренникова ведут себя неправильно. С точки зрения норм, принятых в нашем обществе, ведут они себя так, как надо: апеллируют к первому лицу государства, тиражируют якобы , которую, кстати, запросто можно расценить как оказание давления на правоохранительные органы. И кто мне скажет: хорошо ли это в современных российских условиях или плохо - использовать президента для оказания давления на следователей, которые распутывают конкретное уголовное дело?

Когда культовую общественную фигуру задерживают на Западе, все заявляют о своем шоковом состоянии, но при этом добавляют: суд обязательно во всем разберется. В нашем обществе эта фраза тоже присутствует - но только в сугубо ритуальном смысле. В России нет доверия к институтам, включая суд, правоохранительные органы и прочая и прочая. В России есть вера в то, что любой вопрос можно решить, убедив президента в верности своей картины мира и в то, что «своих» надо спасть любой ценой.

С чье-то точки зрения, это очень плохо. С чьей-то точки зрения, это очень даже хорошо и удобно. Но в первую очередь это данность - данность, которую невозможно поменять, сменив президента, премьера, главу Верховного Суда и генерального прокурора. Доверие к институтам возникает только тогда, когда общество привыкает к стабильности своей политической системы. У нас такая привычка еще не сформировалась - и даже при самом наилучшем раскладе не сформируется еще в течении многих лет.

Вот в чем, на мой взгляд, глубинный политический смысл неприятной истории, в которую угодил Кирилл Серебренников. Сам того не желая, модный режиссер стал главным героем убедительного и масштабного перфоманса о скрытых нормах бытия современной российской жизни.

Читайте материалы

Российский режиссер театра и кино Кирилл Серебренников написал открытое письмо в ответ на отказ латвийских артистов участвовать в московских гастролях, и разместил его на своей странице в социальной сети Facebook. "Самое подлое и безобразно коварное, что есть в политике, - это насильственное помещение человека в ситуацию страшного и мучительного выбора - с кем быть, к кому примкнуть, кого поддержать. Вот именно за это и надо судить в Нюрнберге и в Гааге. От ужаса этого выбора, который и есть главный манипулятивный ресурс политики, трещит по швам все человеческое существо. Не должен никто и никогда выбирать, что лучше – предать друга или спасти семью, съесть старшего ребенка или младшего, чтоб хоть кто-то из двух выжил в голод, убить кого-то или выжить самому,согласиться на подлость молчания или спасти дело жизни", – пишет Серебренников. По мнению режиссера, политики "оскотинивают" людей. "Политики и их пропагандисты оскотинивают людей массово, с упоением, камуфлируя свои речи патриотической или националистической риторикой. Все дни, когда длится "крымский кризис", я нахожусь в переписке с моими латышскими коллегами. Вброшенная режиссером Алвисом Херманисом идея о бойкоте России латышскими театральными деятелями привела к поляризации мнений в Латвии и к большому скандалу. Кто-то эту идею горячо поддержал, убеждая себя и других, что следующей за Крымом падет Латвия, и вот уже в Латгалии российские войска стоят в полной боевой готовности, кто-то призывал не рвать с таким трудом за многие годы построенные культурные связи, а именно в театральной сфере они успешнее всего - гастроли, постановки латышей в России и наоборот. Но логика войны, логика "выбора" берет свое – замечательная, уникальная актриса Гуна Зариня не приедет играть Медею в "Гоголь-центр", срываются давно запланированные у нас на апрель гастроли Национального Театра. Его руководитель Оярс Рубенис, которые все эти годы делал беспрецедентно много для "смягчения нравов", для сближения культур двух стран, для мира и дружбы, сегодня оказался под агрессивным давлением тех, кто, по примеру Херманиса, считает гастроли в России предательством интересов Латвии. Среди выступающих за бойкот России есть и мои друзья, латыши и даже русские, живущие в Риге, я с ними провел много времени, мы прекрасно ладили, все было мирно и прекрасно. Было. Теперь все не так. И теперь все будет не так. Им, этим молодым людям, почему-то оказалось легче услышать и поддержать призыв Херманиса, чем подумать своей головой и понять, что гастролями в России они поддерживают не войну, не вторжение в Крым, а людей, зрителей, своих коллег, нас. Мы так же, как и они, ненавидим войну и так же хотим, чтоб этот кошмар быстрее закончился. Что гастролями в России они бы помогли снизить накал напряжения, напомнить, что что у нас гораздо больше общего, чем наоборот, что нам одинаково плохо и тревожно от того, что происходит в России и в мире", – подчеркивает режиссер. Такое поведение творческих людей выгодно политикам, уверен Кирилл Серебренников. "Продолжение вопреки всему, а не разрыв отношений и уничтожение дружеских связей, означало бы, что мы, люди театра, не верим политикам, что мы, люди театра, не хотим жить по их законам, по их моделям ненависти, что мы, люди театра, не хотим подчиняться их искаженной логике. Увы, теперь все разрушено. Теперь они не приедут к нам, мы не приедем к ним. И что получается? Войну на нашей территории развязали мы сами. Железный занавес опустили мы сами. Политики торжествуют, мир подчиняется их фантазиям, ложится в удобную им позу. Я уверен, что пройдет много лет и всем участникам настоящей войны и этой фейсбучно-пропагандистской войны, и всем бойкотирующим, и всем призывающим к уничтожению "пятой колонны” в культуре, имеющим отношение к травле режиссеров, вопрошающих "Нужен ли нам такой театр?", всем будет как минимум очень стыдно. И уже не удастся просто так сказать: "мы же ничего не делали, пропаганда – это же не стрельба по людям"..Пропаганда – это та же война, только без железяк и неопознанных "миротворцев в зеленке". Методы те же. Плохо, когда ей верят умные, образованные люди, когда они делают свой "выбор" по указке киселеобразного лжеца из зомбоящика или даже потерявшего здравый смысл талантливого режиссера. А прекрасная актриса Гуна Зариня, которая призывала нас "не молчать", в своем письме зрителям Гоголь-центра написала, что "во время войны музы молчат". И это неразрешимое противоречие – знак нашего подлого "времени выбора", – завершает свое открытое письмо режиссер. Как сообщалось ранее, три внештатных артиста Латвийского Национального театра попросили отложить гастроли в московском "Гоголь-центре" Кирилла Серебренникова в знак протеста против военной агрессии России в Украину. Не поедет в Россию и Новый рижский театр Алвиса Херманиса.

Непримиримые идеологические споры вспыхнули вокруг режиссеров Серебренникова и Учителя, актера Пашинина и даже вокруг безвременно ушедшего из жизни скрипача Когана. С чем связано такое внезапное обострение политических дискуссий среди представителей культуры и интеллигенции?

Деятели культуры как будто и не уходили в отпуск в этом месяце – весь август они вели упорные идеологические бои между собой или с политиками. Поводами стали война в Донбассе, фильм «Матильда», русофобия и даже смерть скрипача Дмитрия Когана.

В ночь на четверг в Петербурге неизвестные забросали коктейлями Молотова студию режиссера Алексея Учителя. Режиссер после этого официально попросил спецслужбы и полицию обеспечить , вскоре начинающих показывать его «Матильду».

Накануне вечером другой кинорежиссер – Виктор Мережко – признался в интервью «Комсомолке» , что он приходится крестным отцом актеру Анатолию Пашинину. Тому самому, что ранее объявил о поступлении добровольцем в 8-й отдельный батальон «Аратта» вооруженных сил Украины и теперь «ловит кайф», сражаясь с русскими. «Подонок, предатель, мразь», – так отозвался Мережко про своего крестного сына и предсказал Пашинину смерть от пули снайпера.

В тот же вечер полемика в Рунете вспыхнула вокруг гибели от рака скрипача Дмитрия Когана. Заместитель главного редактора радио «Эхо Москвы» Владимир Варфоломеев обнародовал у себя в Фейсбуке пост, в котором поместил фотографию Когана в черной рамке, а далее – вместо выражения скорби по поводу ухода из жизни 38-летнего знаменитого музыканта – скрупулезно собрал и поставил в упрек покойнику его участие в политике. А именно: партбилет «Единой России» и даже недавнее избрание в московский горком этой партии, статус доверенного лица кандидата в президенты Путина в 2012 году, вступление в Общественный совет Минкультуры и концерт в Крыму в 2014 году.

«То, что заявили насчет Когана, – это оскорбительно, – сказал Виктор Мережко газете ВЗГЛЯД. – А вот все, что касается Серебренникова? Если там есть воровство, то пусть следственные органы посмотрят. Если нет, то пусть отпустят парня».

Режиссер заявил, что в политических спорах старается занимать нейтральную позицию, поскольку считает себя русским интеллигентом. В то же время он убежден, что подобные дискуссии не связаны с вялой и скучной политической жизнью. По его словам, кино – это не столько искусство, сколько идеология. И поэтому он считает великим именно советское кино. А сейчас, убежден он, «государство не занимается культурой – и в этом главная проблема». К сожалению, без искусства, без духовности государство может сильно хромать, подчеркнул Мережко.

«При помощи кинематографа можно воспитывать людей. Это то, что делают американцы. Они при помощи кино завоевали мир. Наше государство отстраняется, пускает искусство на самотек. Я не говорю, что нужна жесткая политическая цензура, но нужна определенная нравственная цензура. Когда я впервые сказал об этом, меня тут же стали поносить», – напомнил Мережко.

Напомним, параллельно в блогосфере и в прессе в августе продолжались ссоры вокруг фигур двух других режиссеров. А именно: по поводу режиссера Кирилла Серебренникова, заподозренного в мошенничестве, и выхода режиссера Никиты Михалкова из состава Фонда кино – в знак протеста против политики вошедшей недавно в состав фонда пресс-секретаря главы правительства, замглавы аппарата правительства Натальи Тимаковой.

В отличие от режиссера, политологи считают, что во внутренней политике, например в партийной жизни, конкуренция в России снизилась – и именно по этой причине идеологическая борьба за умы россиян переместилась на площадку культуры.

Бывший депутат Госдумы, директор Института политических исследований Сергей Марков полагает, что острая дискуссия связана с приближением президентских выборов. Он пояснил, что политическая борьба все меньше связана с экономическими интересами, а все больше – с культурной идентичностью. «Это происходит во всем мире. Политическая борьба в сфере культуры становится все более важной на политических площадках. А в России это усиливается еще и тем, что борьба на политических площадках во многом деградировала. Оппозиционные партии по ключевым вопросам стали союзниками партии власти», – подытожил Сергей Марков. Поэтому борьба перемещается на иные поля.

В России мало популярных инженеров и ученых, к крупным бизнесменам отношение тоже неоднозначное, «поэтому фигуры из культуры являются очень привлекательными с точки зрения предвыборной конкуренции». «Всем понятно, что Владимир Путин уверенно побеждает в марте. Но это не значит, что избирательной кампании не будет. Серьезная борьба развернется вокруг проблемы легитимности выборов, то есть честно он победил или нечестно.

На ваш взгляд

22 августа был арестован российский режиссер Кирилл Серебренников, который был отправлен под домашний арест. Преследуемому в течение нескольких месяцев за хищения режиссеру грозит до десяти лет тюремного заключения. В России, как и во Франции, его многочисленные сторонники осуждают такое политическое рвение.

Российские власти явно объявили войну дерзкому и провокационному гению Кирилла Серебренникова. В течение последних четырех месяцев 47-летний режиссер подвергался судебному преследованию со стороны властей, которые обвиняют его в организации хищения от 1 до 3 миллионов евро государственных субсидий, выданных ему на реализацию театрального проекта «Платформа», который он возглавлял вместе со своей труппой в период с 2011 по 2014 год.

23 мая на квартире у Серебрянникова и в «Гоголь — центре», старом театре который режиссер возглавил в 2012 году и превратил в центр современного искусства, были проведены обыски. Вскоре Серебренников был освобожден и все это время хранил молчание, предпочитая сосредоточиться на съемках его следующего фильма. Но 22 августа он был снова арестован и предстал перед судом, который отправил его под домашний арест. Домашний арест продлится до 19 октября и не даст возможности режиссеру закончить фильм и приехать в Штутгарт, где его ждут на презентации его постановки оперы Гензель и Гретель.

Французский драматург и режиссер, директор Авиньонского фестиваля Оливье Пи, немедленно отреагировал на новость, назвав этот арест «политическим». Давид Бобе, театральный режиссер, директор Национального драматического центра Нормандии в Руане и соавтор Серебренникова, с которым он совместно ставил многочисленные спектакли, оказался в числе первых сторонников российского режиссера. Télérama представляет вашему вниманию его интервью.

Télérama: Как вы познакомились с Кириллом Серебренниковым?


Бобе:
Я познакомился с ним в 2009 году, когда он преподавал в Школе — студии МХАТ. С ним и его учениками мы вместе работали в 2011 —2014 годах над многочисленными спектаклями в рамках проекта «Платформа», которые мы потом представляли во Франции: «Гамлет», «Сон в летнюю ночь или Метаморфозы», а также «Идиоты» по мотивам одноименного фильма Ларса фон Триера и «Мертвые души» Николая Гоголя, которые были представлены на фестивале в Авиньоне в 2015 и 2016 годах.

Государство выделило ему деньги именно на реализацию этого проекта. И теперь его обвиняют не только в том, что он ничего не поставил в рамках этого проекта, но и в том, что он участвовал в хищении государственных денег. И речь идет о сумме от 1 до 3 миллионов евро! То есть список мероприятий, афиши спектаклей, билеты, контракты — все эти документы, подтверждающие существование проекта, признаны фальшивыми российскими властями.


— Откуда такое желание заставить Серебренникова замолчать?

Контекст

Кирилл Серебренников: Хочу жить в XXI веке

Delfi.lv 15.01.2016

Россия - страна шлагбаумов

Der Spiegel 08.08.2017

Слишком гомосексуальный «Нуреев»

Die Welt 11.07.2017

Кирилл Серебренников: Сегодня можно не стыдиться того, что ты - россиянин

Libération 02.03.2008

Теперь решается судьба России

Süddeutsche Zeitung 07.08.2017 — Потому что пагубное влияния его искусства считается сомнительным. В спектакле «Идиоты» он показывает абсурдность машины власти в России. На его спектакли в «Гоголь-центр» приходят священослужители, которые потом в своих докладах называют его «режиссером-педофилом». Чтобы посадить политического оппозиционера в тюрьму его обвиняют в хищении государственных денег, а это бесстыдная ложь!


— Возможно ли сегодня в России отделить искусство от политики?

— В России существует много деятелей искусств, готовых идти на компромисс и, которые никак не соприкасаются с политикой. Однако я считаю, что любое насилие со стороны государства вызывает гнев, который выплескивается в политических произведениях имеющих мощную провокационную силу. В ответ на вездесущность православной церкви в России Кирилл Серебренников снимает фильм «Ученик», получивший в 2016 году приз Франсуа Шале, одну из премий, присуждаемых в рамках Каннского фестиваля. Кирилл не является прямым политическим оппозиционером, это его работы являются политическими.


— Каковы масштабы поддержки режиссера?

— В России его поддерживает огромное количество людей. Практически все звезды, включая тех, кто весьма близок к власти и Путину, приняли сторону режиссера, скандировали и выступали против абсурдности ситуации. Среди них: Федор Бондарчук, Наталья Солженицына, вдова писателя, и Людмила Улицкая.

Во Франции много людей поддержало Серебренникова еще во время его первого ареста в мае 2017. Среди них директор Национального театра в Шайо Дидье Дешан, Беатрис Даль, Оливье Пи и актриса Изабель Юппер, которая во время церемонии вручения театральной премии Мольера обратилась к Владимиру Путину, который находился с визитом во Франции, «оставить Серебренникова в покое» и «пойти лучше посмотреть его спектакли». Если этого недостаточно, возможно, нам стоит подумать о том, чтобы попросить наших глав государств принять решение и предложить Кириллу политическое убежище в безопасной стране. Так подрывается свобода творчества и выражения.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Следственный комитет заявил, что располагает исчерпывающими доказательствами вины Кирилла Серебренникова. Творческая интеллигенция, в основном поддерживает коллегу и требует к нему снисхождения. Однако, по словам силовиков, дело находится в активной стадии, так что нельзя исключать появления в нем новых эпизодов. Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе считает, что история носит показательный характер.


Следственный комитет выступил с разъяснением: виновность Кирилла Серебренникова подтверждена показаниями свидетелей, оперативными материалами и финансовыми документами, причем расследование активно продолжается: появился новый фигурант — исполнительный продюсер спектакля «Сон в летнюю ночь» Екатерина Воронова.

По версии следствия, Серебренников и его подчиненные - Юрий Итин, Алексей Малобродский, Нина Масляева и указанная Воронова - допускали нарушения при работе с госденьгами при реализации проекта «Платформа». В частности, речь идет о незаконном обналичивании выделяемых средств, неверной оценке стоимости работ и так далее. В итоге известного режиссера с мировым именем обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере - речь идет о сумме в 68 млн руб. СКР, правда, не объяснил, в чем был смысл задерживать режиссера ночью и срочно этапировать из Петербурга в Москву, а ранее отбирать загранпаспорт для не совсем понятной экспертизы. Сам Серебренников назвал все обвинения в свой адрес «абсурдом».

Когда случаются громкие уголовные дела в современной России, принято искать скрытый смысл. Есть несколько стандартных версий, которые обсуждаются постоянно, благо подобных историй у нас меньше не становится: это или борьба башен Кремля - противостояние либералов и силовиков от власти, или же послание непокорным деятелям культуры, чтобы те своими творческими экспериментами не подогревали оппозиционные настроения.

На первый взгляд, можно предположить, что дело Серебренникова совершенно не выгодно власти. Впереди выборы, а громкие события нарушают общественное спокойствие, создают ненужный эмоциональный фон и волнуют умы интеллигенции - какую страну мы увидим в новом политическом цикле? Была надежда на реформы, а получили очередное закручивание гаек, то есть никакого нестандартного мышления, современного искусства, а только духовные скрепы и традиционные ценности, пусть не все чиновники до сих пор понимают, что это такое.

Обращает на себя внимание, что история с Серебренниковым - второе резонансное событие за один мистический для России август. Оно раскручивается на фоне суда над Алексеем Улюкаевым . Да и многие губернаторы сидят — вот Никита Белых, несмотря на проблемы со здоровьем, остается в СИЗО аж до февраля.

Конечно, в стране не все ладно с точки зрения коррупции и воровства бюджетных средств, и государству важно показать, что с этим злом идет бескомпромиссная борьба. Но со стороны бросается в глаза, что нарушения находятся именно на полулиберальном нестандартном творческом фланге. А вот на другом берегу тишина, и вроде бы все в порядке. Разве что бакланы пробьют отверстия в крыше нового красавца-стадиона.

Хотя, если присмотреться, не все в порядке-то в государстве. Вот, например, в Ростове-на-Дону массово горят дома. Среди версий - поджог с целью завладения имуществом . Или вот события в Сургуте. Везде бы силовики были так активны, как с делом Серебренникова.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.