Сознание. Психологическая структура сознания Структура и функции сознания в психологии

Структура сознания (психологические характеристики по А. В. Петровским, 1966):

1. Совокупность знаний об окружающем мире.

2. Закрепленное в сознании различение субъекта (Я) и объекта (не-Я).

3. Обеспечение целенаправленной мыслительной деятельности человека.

4. Наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.

Для формирования и проявления всех этих специфических качеств необходимым феноменом выступает язык. Усвоена конкретным человеком, язык в известном смысле становится реальным сознанием.

Понятие "сознание" употребляется в психологии, психиатрии и других науках в смысле, что соответствует представленным выше его основным характеристикам.

Как важные свойства сознания Г. Конечный и М. Боухал (1983) различают: а) бодрствования (вигілантність) сознания. Оно обусловливается способностью воспринять все явления в окружающей среде, понимать их значение (включать их в адекватные связи) и реагировать на дальнейшие раздражители; б) ясность (луцидність) сознания, что характеризует более грубые отклонения, чем вигілантність; в) среди многих свойств сознания не последнюю роль играет ее ориентирующая качество, необходимое для правильного отражения внешнего мира и целесообразного деяния на него (познавательная и активно-творческая стороны сознания).

Сознание, с учетом ее структуры и свойств, может быть представлена в следующей классификации (С. Ю. Головин, 1997).

1. С точки зрения процесса сознание делится на два больших класса:

Процессы непроизвольные, те что происходят вроде бы сами собой;

Произвольные процессы, те, что организуются и направляются самим субъектом.

2. С точки зрения сознания как состояния выделяют:

Сон, рассматриваемый как период отдыха;

Бодрствования, или активное состояние.

3. Сознание ежедневная - совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов, основанных на непосредственном повседневном опыте людей и доминирующих в социальной общности, к которой они принадлежат. От сознания в широком смысле она отличается тем, что ее основу составляют научные знания, а скорее народная мудрость, которая дает возможность делать правильные выводы, что проверяется практикой повседневной жизни.

4. Сознание политическая - отношение человека к общественным институтам (прежде всего институтов власти). Политическое сознание может быть тоталитарным, авторитарным, демократическим и тому подобное.

5. Сознание религиозное - мистическое отражение людьми господствующих над ними природных и социальных сил в образах, представлениях, идеях, соотносимых с действием сверхъестественных сил.

6. Сознание екстравертована (поверхностная) - в нем осознание внешнего и внутреннего мира изменяются в течение дня.

Же. Годфруа (1992) подробнее раскрывает содержание последнего разновидности сознания, в частности он отмечает, что в критических ситуациях человек существует как бы на двух взаємовиключаючих уровнях. С одной стороны, она должна быть частью объективного мира, в котором ее "Я" вынуждено приспосабливаться к внешней реальности. Это уровень екстравертованої сознания, перцептивных функций и принятия решений. С другой стороны, она погружается в объективный мир измененных состояний сознания, из которого исключена всякая связь с внешней действительностью и временем и где укореняется глубинное "Свое", в котором, по мнению некоторых, реализуется состояние "океанической единства со вселенной".

Безусловно, структура сознания не свидетельствует о какой-то ее раздел. Сознание - это целостное отражение мира, однако уровень ее развития в норме определяется прежде всего устоями общества.

Часто возникает вопрос: вся психическая деятельность человека в каждый определенный момент является вполне осознаваемой? Не всегда. Различают осознанные и неосознанные формы психической деятельности, осознанную и неосознанную мотивацию поступков. Степень и уровни ясности сознания зависят не только от патологических изменений, которые происходят иногда в организме человека, но и от состояния активности человека.

Большое значение в деятельности сознания играет ее поле.

Поле сознания - это область информации, которая осознается в определенном промежутке времени. Такс поле неоднородно, в нем выделяется фокус, периферия и безграничная область, которая переходит в бессознательное. Часть самых сложных наших действий, требующих постоянного контроля, находится в фокусе сознания. Более простые или более отработанные относятся к периферии нашего сознания. Наиболее простые или наиболее усвоенные действия уходят за границу нашего сознания в уровень бессознательного.

Сознание можно правильно понять и адекватно объяснить, если рассматривать ее как продукт и результат развития деятельности. Сознание и деятельность не противоположны друг другу, но они нетождественны. Здесь существует определенное единство и взаимозависимость. Единство сознания и деятельности заключается в том, что И) сознание возникает и проявляется в процессе трудовой деятельности, а деятельность формирует сознание; 2) деятельность является формой активности сознания.

Сознание имеет общественную природу, поскольку она возникает и развивается (как в филогенезе, так и в онтогенезе) только в человеческом обществе.

Выделяют несколько уровней общественного сознания, начиная от обыденного, массового и кончая высшими формами теоретического мышления.

Общественное сознание проявляется через язык, науку, искусство, мораль, философию, право независимо от воли и разума отдельных людей. Усвоена конкретным человеком общественное сознание в определенной степени становится ее собственным сознанием. В процессе жития человек пользуется теми богатствами мысли, которые выработало человечество до появления конкретного человека на свет и которые передались ей с помощью языка. Поэтому сознание отдельного человека лишь относительно независима от общественного сознания.

И. М. Сеченов считал, что сознание возникло сразу в двух формах: сознания предметной и самосознания. Если результатом первой является знание о мире, то вторая - самосознание - отражает знания человека о самом себе и свои реальные и потенциальные возможности. Таким образом, индивидуальное сознание, направлено наружу, на тот или иной объект, вместе с тем направлена и на внутренний мир самого себя, свой духовный мир. Это, конечно, условное разделение. Однако такие показатели самосознания, как самопознание, самоконтроль и самосовершенствование, является вершиной развития человеческой психики. Следовательно, развитие сознания, как общественного, так и индивидуального, указывает на уровень совершенствования как личности, так и общества в целом. Но чтобы лучше понять понятие "сознание", следует рассмотреть подсознательные явления.

В процессе жизнедеятельности человека мы видим нс лишь проявления осознанных явлений. Бывают такие явления, которых человек не осознает. В само понятие подсознательное обычно включают совокупность актуально неосознаваемых психических процессов и состояний, способных оказать заметное влияние на поведение человека и содержание его сознания. К ним относятся реакции на раздражители, которые ясно не ощущаются, в частности, автоматизированные действия; сновидения; оговорки, ошибки при написании или слушании слов; непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, событий, связанных с неприятными переживаниями; защитные механизмы (проекция, замещение, вытеснение).

Эта теория была создана в советской психологии. Она обязана работам психологов: Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина и многих других.

Психологическая теория Деятельности начала разрабатываться в 20-х – начале 30-х гг.

Авторы теории Деятельности взяли на вооружение философию диалектического материализма – теорию К. Маркса, и прежде всего, ее главный для психологии тезис о том, что не сознание определяет бытие, Деятельность, а наоборот, бытие, Деятельность человека определяет его сознание.

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких уровней. Назовем эти уровни, двигаясь сверху вниз:

  1. Уровень особенных деятельностей (или особых видов Деятельности).
  2. Уровень действий.
  3. Уровень операций.
  4. Уровень психофизиологических функций.

Действие. Это основная единица анализа Деятельности. Действие – это процесс, направленный на реализацию цели. Цель – это образ желаемого результата, т.е. того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия.

Характеризуя понятие «действие», можно выделить 4 момента:

  1. Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Но данный акт сознания не замкнут в самом себе, а «раскрывается» в действии.
  2. Действие – это одновременно и акт поведения. Эти два пункта состоят в признании неразрывного единства сознания и поведения. Это единство заключено уже в главной единице анализа – действии.
  3. Через понятие действия, предполагающее активное начало в субъекте (в форме цели), психологическая теория Деятельности утверждает принцип активности.
  4. Понятие «действия» «выводит» Деятельность человека в предметный и социальный мир.

Принципы психологической теории Деятельности

  1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в Деятельности субъекта.
  2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. Принцип единства поведения и сознания.
  3. Деятельность – это активный, целенаправленный процесс (принцип активности).
  4. Действия человека предметны, они реализуют социально-производственные и культурные цели (принцип предметности человеческой Деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

Цель – Действие

Цель задает действие, действие обеспечивает реализацию цели. Через характеристику цели можно характеризовать и действие.

Операцией называется способ выполнения действия. Операции характеризуют техническую сторону выполнения действий. Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие.

Цель, данная в определенных условиях в теории Деятельности называется задачей.

Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются.

Всякое сложное действие состоит из слоя действий и слоя «подстилающих» их операций. Нефиксированная граница между осознаваемым и неосознаваемым означает подвижность границы, которая отделяет слой действий от операций.

Психофизиологические функции

Под психофизиологическими функциями в теории Деятельности понимаются физиологические обеспечения психических процессов (сенсорные, мнестические, моторные функции), а также врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной системы.

Психофизиологические функции составляют одновременно и необходимые предпосылки, и средства Деятельности.

Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов Деятельности. Без опоры на них невозможны были бы не только выполнение действий и операций, но и постановка самих целей.

Деятельность – специфически человеческая, реализуемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Она является необходимым условием формирования Личности и в то же время зависит от уровня развития Личности.

В процессе Деятельности устанавливается тесное взаимодействие с окружающей средой.

Конечный результат Деятельности - цель; побудитель Деятельности - мотив.

Мотив придает Деятельности специфику в отношении выбора средств и способов достижения.

Деятельность является сознательной и социально обусловленной. Она формируется путем усвоения общественного опыта и всегда носит опосредованный характер.

Структура Деятельности:

  • - действия;
  • - операция;
  • - психофизиологические функции.

Действия: предметные, умственные.

Умственная Деятельность – перцептивная, мнемическая, мыслительная, имажетивная (воображение).

Деятельность имеет внутренние и внешние компоненты:

Внутреннее – умственное, псхические; внешнее – предметное.

Структурные элементы Деятельности:

  • Умения – это способы выполнения (успешное выполнение действий, способствующие целям и условиям Деятельности).
  • Навыки – компоненты действия, сформированные в процессе упражнений.
  • Привычки – это компонент действия, в основе которого лежит потребность Деятельности.

Три вида Деятельности:

  1. труд;
  2. учение;
  3. игра.

Средства Деятельности:

  1. материальные предметы;
  2. знаки;
  3. символы;
  4. общение;
  5. орудия.

Деятельность носит продуктивный характер.

Структура сознания

Сознание – высшая форма психики, результат общественно-исторических условий. Формирование человека в трудовой Деятельности при постоянном общественно-социальном взаимодействии с людьми.

Психические характеристики сознания:

  1. Скрыто в самом названии со-знание, т.е. совокупность знаний об окружающем нас мире. Т.о. в структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, при помощи которых человек постоянно обогащает свои знания.
  2. Отличие субъекта («Я» и «НЕ-Я») – единственное из всех животных, человек может исследовать сам себя, осуществлять самопознание.
  3. Обеспечение целеполагающей Деятельности человека (ставит себе цели, выбирает мотивы, принимает волевые решения и т.д.).
  4. Наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях (любовь у матери к близким, ненависть к врагам и т.д.).

Сознание как внутренний мир человека имеет свою структуру. Чтобы его рассмотреть, следует, первым делом, обратить внимание на следующее обстоятельство. Нередко понятие "сознание" отождествляется с понятием "психика человека". Это делается по ошибке. Психика более сложное образование. Оно включает две сферы отражения - сознание и бессознательное.

Концепцию бессознательного впервые сформулировал известный немецкий философ XVII-XVIII вв. Г. Лейбниц. В работе "Монадология" он говорил бессознательное как низшую форму душевной деятельности. Позже английский мыслитель XVIII в. Д. Хартли связал бессознательное с деятельностью нервной системы человека. С позиции иррационализма пытался объяснить бессознательное А. Шопенгауэр. Но особое внимание этой проблеме уделил 3. Фрейд. Он считал, что бессознательное - это совокупность психических явлений, состояний и действий, которые находятся вне сферы разума. К бессознательному относятся прежде всего инстинкты совокупность врожденных актов поведения человека, которые создаются в результате длительной эволюции и направлены на обеспечение жизненных функций, самого существования каждого существа. В структуру бессознательного относятся также интуиция и автоматизмы, которые могут зарождаться в сфере сознания и со временем погружаться в сферу бессознательного. Интуиция - это знание, которое возникает без осознания путей и условий его получения, через непосредственное чувственное созерцание или умозрение. Автоматизмы - это сложные действия человека, которые, первично образующийся под контролем сознания, в результате долгой тренировки и многократного повторения приобретают бессознательного характера. Бессознательными также сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяемости и тому подобное. Благодаря включению бессознательного к психической деятельности нагрузки на сознание уменьшается, а это, в свою очередь, расширяет поле творческих возможностей человека. Современная наука оперирует и понятием подсознательного. Подсознательное - это особый пласт или уровень бессознательного. К нему относятся психические явления, связанные с переходом операций деятельности с уровня сознания на уровень автоматизма.

Бессознательное и сознательное являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека; довольно часто между ними возникают противоречия, иногда конфликты, но они взаимосвязаны, взаимодействуют между собой и способны достичь гармоничного единства. В бессознательном заложены широкие возможности для рационализации человеческой жизнедеятельности, особенно это касается творческой деятельности субъекта. Это обстоятельство служит основой формирования иррационалистических философских учений. В этих учениях основным в человеческом поведении считаются различные формы бессознательного: инстинкты, интуиция и др. Однако многие философских школ занимают другую позицию. Они считают, что первичной в человеческой психике есть сознание, "питая" и в значительной мере формируя бессознательное, в целом способна его контролировать, а также определять общую стратегию поведения человека.

Структура сознания

Какую же структуру имеет само сознание? Структурность сознания в значительной степени носит достаточно условный характер. Дело в том, что элементы сознания тесно связаны друг с другом. Однако при всей условности в сознании можно выделить такие три элемента.

Первым элементом является знание. Это главный компонент, ядро сознания, способ ее существования. Знание - это понимание человеком действительности, отражение ее в виде осознанных чувственных и абстрактных логических образов. Благодаря знаниям человек может "охватить", осмыслить все то, что его окружает и составляет предмет познания. Знание приводит такие свойства сознания, как способность через предметную деятельность целенаправленно "творить мир", предвидеть ход событий, проявлять творческую активность. Иначе говоря, сознание - это отношение к действительности в форме знаний с учетом потребностей человека.

Вторым важным элементом структуры сознания являются эмоции. Человек познает окружающий мир не из холодным равнодушием автомата, а с чувством удовлетворения, ненависти или сочувствие, восторг или негодование. Она переживает, что отражает. Эмоции или стимулируют, или затормаживают осознание индивидом реальных явлений действительности. То, что радует глаз, легче запоминается. Но иногда чрезмерно "радужное" восприятие мира может ослепить, породить иллюзии, выдать желаемое за действительное. Некоторые, особенно негативные, эмоции оказывают сопротивление сохранению ясности ума. Чувство страха, например, становится препятствием на пути осознания человеком того, что происходит. Уровнем эмоций есть духовные чувства (например, чувство любви), которые формируются в результате осознания связей лица с существенными социальными и экзистенциальными ценностями. Чувство характеризуются предметным содержанием, постоянством, независимостью от сложившейся ситуации. Эмоциональная сфера имеет значительное влияние на все проявления сознания, выполняет функцию основ деятельности.

Третьим структурным элементом сознания есть свобода. Воля - это осознанное целенаправленное регулирование человеком своей деятельности. Это способность человека мобилизовать и направлять свои психические и физические силы на достижение цели, на решение задач, стоящих перед ее деятельностью и требуют сознательного преодоления субъективных и объективных трудностей и препятствий. Изготовление орудий человеком - это первая и самая главная школа формирования воли. Воля и цель взаимодополняют друг друга. Без воли нельзя достичь мести; без целесообразной деятельности нет свободы. Воля - это осознанные стремления и побуждения к действию. Однако для человека характерны и неосознанные побуждения. Иногда бывает так, что человек куда-то рвется, а куда и зачем - сама не знает. Такая подсознательная регуляция осталась от животных.

Следует также отметить и такой элемент, входящий в структуру сознания, как мышление. Мышление - это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Этот процесс завершается созданием абстрактных понятий, суждений, которые представляют собой отражение существенных, закономерных отношений вещей на основе известного, ощутимого на ощупь, услышанного и т. Д. Благодаря умственной деятельности мы проникаем в невидимое, в то, что не воспринимается на ощупь и не слышны. Мышление дает нам знания о существенных свойства, связи и отношения. С помощью мышления мы осуществляем переход от внешнего к внутреннему, от явления к сущности вещей, процессов.

В структуру сознания относятся также внимание и память. Внимание - это форма психической деятельности человека, проявляется в ее направленности и сосредоточенности на определенных объектах. Память - это психический процесс, который заключается в закреплении, сохранении и воспроизведении в мозгу индивида его прошлого опыта. Основными элементами памяти является запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

В субъективной реальности человека имеет место такая важная под-структура, как самосознание. Самосознание - это осознание человеком себя как личности, осознание своей способности принимать самостоятельные решения и поступать на этом основании в сознательные отношения с людьми и природой, нести ответственность за принятые решения и действия. Иначе говоря, это целостная оценка самого себя, своего морального облика, собственных знаний, мыслей, интересов, идеалов, мотивов поведения, действий, моральных свойств и др.; с помощью самосознания человек реализует отношение к самой себе, осуществляет собственную самооценку как мыслящего существа, способного чувствовать. В этом случае объектом познания для субъекта является он сам и его сознание. Итак, человек - самооценочных существо, без этой характеристической действия не смогла бы определить себя и найти свое место в жизни.

Понимание человеком своего внутреннего состояния, ее способность к самоконтролю приходит не сразу. Самосознание, наряду с такими духовными элементами личности, как мировоззрение, способности, характер, интересы, формируется под влиянием социальной среды. Среда требует от личности контроля над своими действиями и ответственности за их результат. Уровень сознания в значительной мере зависит от того, какие требования ставятся перед лицом и социальные ценности культивируются в данной среде. Основным требованием здесь выступает то, что человек сам должен контролировать свои действия и отвечать за их последствия.

Итак, сознание как внутренняя модель, отражающая внешнюю среду человека и его собственный мир в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях, помогает человеку эффективно действовать в реальной жизни.

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека его внутренней модели, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Сознание любого индивида уникально, непроизвольно и зависит в первую очередь от внешних независимых от него самого факторов, прежде всего, от социума, его особенностей, форм межличностных отношений, уровня развития общества в целом.

Сознание обладает следующими эмпирическими характеристиками :

1) пространственной характеристикой, подразумевающей осознанный анализ доступной для сознания части окружающей действительности;

2) временной характеристикой – с одной стороны, сознание ограничено сроком существования физической оболочки человека, с другой – находится вне времени, поскольку имеет возможность и способность воспринимать и транслировать опыт предыдущих поколений и свой собственный опыт;

3) информационной характеристикой, отражающей способность сознания воспринимать, анализировать, обрабатывать и использовать поток информации;

4) энергетической характеристикой, предполагающей способность сознания продуцировать, концентрировать и трансформировать энергию человека в активное освоение окружающей среды и самосовершенствование.

Мысленное представление и воображение действительности – важная психологическая характеристика сознания, тесно связанная с волей человека. Воображение (представление несуществующей или отсутствующей в данный момент действительности) также есть одна из важнейших психологических характеристик сознания.

Сознание характеризуется специфическими свойствами :

1) осмысленностью представляемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделенность смыслом;

2) отражение основных, главных характеристик предметов, способность познавать общее и частное в действительности;

3) способность к коммуникации, передаче информации другим людям, обмен мнениями;

4) социальным характером и направленностью сознания;

5) наличием интеллектуальных схем, определенной умственной структуры, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе, при этом сознание существует в образной форме;

6) подотчетностью, регуляцией, контролем;

7) способностью к рефлексии и внутреннему диалогу.

В качестве основополагающих выделяют следующие свойства сознания : построение отношений, познание и переживание, что поясняет непосредственное включение мышления и эмоций в процессы сознания. В структурах сознания синтезируются формы и виды отношений, определяющих как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.

Первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры как организующий человеческое сознание.

В. П. Зинченко определяет наличие двух слоев сознания .

А. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.

Б. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл.

Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком, – это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения – понятия.

Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Средством диалога и взаимопонимания выступают процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов).

На бытийном слое сознания решаются задачи высокой степени сложности – для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т. е. образ действий должен вписываться в образ мира. Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: образ, операционное и предметное значение, осмысленное и предметное действие.

Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением, относящимся к рефлективному слою сознания. Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я» или самосознания (см. ниже).

Осознание внешнего мира предшествует осознанию внутреннего мира, т.е. самосознание проявляется позже сознания. Так, в онтогенезе сознание проявляется к концу первого года жизни, а самосознание – к трем годам.

Таким образом, в сознании человека выделяются две области: сознание внешнего мира, окружающих, и сознание себя – самосознание.

Важные функций сознания заключаются в формировании целей деятельности , в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека; в определенном отношении к окружающей среде и другим людям.

Функции сознания: 1) отражательная , 2) порождающая (творчески-креативная), 3) регулятивно-оценочная , 4) рефлексивная функция – основная функция, характеризующая сущность сознания.

Выделяются 3 пласта сознания человека: 1) отношение к себе; 2) отношение к другим людям; 3) ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).

Характеристики сознания:

1) активность;

2) интенциональность или предметность (сознания всегда является сознанием чего-либо);

3) способность к рефлексии, самонаблюдению (осознание самого сознания);

4) мотивационно-ценностный характер анализа действительности;

5) различная степень ясности самого сознания.

Содержание сознания представлено в виде его чувственной ткани, значений и смыслов , образующих его структуру. Сознание наполня­ется содержанием благодаря работе восприятия, памяти и мышления. Результаты их деятельности, прежде всего образы и представления, составляют чувственную ткань сознания: то есть внешний мир представлен в сознании не в виде неясных и аморфных образований, но четких структур (образов). Понятия, особенно конкретные, а не абстрактные, также имеют определенный вид: чувственная ткань сознания наполняет его конкретными образами, делая представление о мире богатым, красочным, разнообразным. У людей с нарушениями восприятия (слепых, глухих и т. д.) сознание отличается от сознания здоровых людей. Современные исследования выявили эти отличия в чувственной ткани сознания при наблюдении за слепыми от рождения людьми, получившими зрение после операции. Вначале они с трудом ориентировались даже в знакомой обстановке, их первые рисунки предметов существенно отличались от реальности.

Еще более сознание отличается у людей с глобальными нарушениями восприятия, например, у слепо-глухо-немых детей в связи с отсутствием основных путей постижения мира сознание может вообще не сформироваться, несмотря на то, что остальные отделы мозга, кора больших полушарий сохранны.

Второй элемент структуры сознания – значение – отражает знание о предназначении и функциях объектов внешнего мира. Это знание объективно, так, все люди, принадлежащие к данной культуре, одинаково понимают, что представляет из себя тот или иной предмет. Знания вырабатываются постепенно, имеют культурно-исторический характер, изменяются во времени и в разных культурах, т.к. в них кристаллизован опыт взаимодействия с окружающим множества людей. Ребенок получает значения в готовом виде при обучении, при контактах с взрослыми.

Значения зафиксированы в словах, в орудиях труда, в памятниках культуры. При овладении значениями у человека формируется культурное сознание и самосознание себя как культурного, то есть принадлежащего к этой культуре, человека. Как отмечалось, в разных культурах некоторые значения не совпадают, однако большинство из них имеют гораздо больше общего, отличаясь лишь внешней, прежде всего словесной, формой. Большинство орудий труда, норм и правил поведения, логических операций тождественны. Сходны и эстетические категории, поэтому люди разных культур любуются одними и теми же картинами, статуями, храмами. В то же время предназначение некоторых предметов, многие понятия, ясные одной группе людей, абсолютно неизвестны другой. Эти отличия вытекают не только из принадлежности к разным культурам, но и к разным социальным и профессиональным группам (например, физические или математические формулы и законы, непонятные всем, кроме профессионалов).

Если значения объективны, то смыслы всегда субъективны, они отражают отношение конкретного человека к значению. Поэтому в отличие от значений смыслы не могут быть переданы при обучении, они вырабатываются самим человеком в процессе его жизни, есть результат его опыта. Только в процессе взаимодействия с другими (предметами и людьми) возможно оценить их значимость, понять – нравятся они или нет, приносят пользу или вред. В результате вырабатывается определенное эмоциональное отношение к этим объектом, а их значение для конкретного человека начинает отличаться от их значения для других людей – так они начинают приобретать личностный смысл.

По сравнению со смыслами, значений в сознании больше, т. к. индивидуальный опыт ничтожно мал по сравнению с общечеловеческим, и не все объекты, с которыми происходит взаимодействие, вызывают определен­ное эмоциональное отношение. Однако при общении люди склонны оперировать не только понятными для всех значениями, но и смыслами, не всегда осознавая это, что может послужить причиной конфликта (личностного, конфликта между разными поколениями или социальными группами). Умение осознавать, что сообщение смысловое, непонятное для окружающих, может предотвратить недоразумения и конфликты.

Кроме значений и смыслов, в содержании сознания выделяется три области – автоноэтичное сознание, ноэтичное сознание и аноэтичное сознание. Аноэтичное (незнающее) сознание связано с текущей ситуацией, оно не выходит за его рамки, поэтому как бы не знает ничего о прошлом и будущем. Этот тип сознания помогает человеку фиксировать значимые признаки окружающего, своевременно и адекватно реагировать на изменение условий, его содержание формируется оперативной памятью.

В ноэтичном (знающем) сознании зафиксированы объективные данные, сведения об общих законах, правилах и понятиях. От значений содержание ноэтичного сознания отличается тем, что эти сведения не только объективны, но носят всеобщий, надличностный характер, это скорее научные, а не житейские знания. Содержание ноэтичного сознания связано главным образом с семантической памятью.

Автоноэтичное (знающее о себе) сознание отражает знания человека о себе, но не только о своем внутреннем мире, как самосознание, но и о внешних фактах и событиях жизни, различных эпизодах, произошедших с данным человеком. Поэтому этот вид сознания связан с эпизодической памятью.

Структура сознания по А. В. Петровскому.

    Сознание есть совокупность знаний об окружающем мире, следовательно, в его структуру входят все познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение.

    Закрепление в сознании различий субъекта и объекта. В истории органического мира только человек выделяет и противопоставляет себя окружающему. Он единственный среди живых существ, способный к самопознанию, т.е. способен обращать свою психическую деятельность на себя самого.

    Обеспечение целеполагающей деятельности. Так, в ходе деятельности получается результат, который в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально. Человек не только изменяет форму данного природой; в данном природой он осуществляет и свою сознательную цель, которая, как закон, определяет способ и характер действий человека, подчиняя его волю. Таким образом, при формировании целей деятельности учитываются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и т.д.

    Отношения или мир чувств.

В качестве обязательного условия формирования и проявления всех указанных специфических качеств сознания является язык – особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание. Будучи усвоен конкретным человеком, язык становится реальным сознанием этого человека.

Психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, умение управлять собственными психическими и поведенческими ресурсами, контролировать собственные эмоциональные состояния, управлять ими, воспринимать и анализировать окружающую действительность и на основе данного мировосприятия формировать и совершенствовать собственную личность. Кроме того, сознание способно творчески анализировать окружающую действительность, изменять мир, приспособливая его к человеческим потребностям.

Как сознающее существо человек обладает способностью к самосовершенствованию, следовательно, имеются возможности для дальнейшего развития сознания.

"
Психология. Полный курс Ритерман Татьяна Петровна

Структура сознания

Структура сознания

Определение сущности сознания относится к наиболее сложным вопросам психологии и философии, что обуславливает интерес к нему со стороны психологии, логики, физиологии высшей нервной деятельности, психиатрии, кибернетики, информатики и др.

Сознание можно рассматривать и с точки зрения системно-структурного подхода как мир субъективной реальности, который гносеологически противопоставляется миру объективной реальности. Сознание нельзя сводить к психике человека, так как понятие «психика человека» шире понятия «сознание». Психика включает в себя постоянно взаимодействующие друг с другом духовные образования (например, сознательное и несознательное).

Сознание проявляется не только как свойство высокоорганизованной материи и как продукт ее эволюции, от элементарных форм до мышления. Сама эволюция форм отражения вырабатывается на основе установленных взаимоотношений носителей отражения с окружающей средой.

Человек демонстрирует это взаимодействие в практической преобразующей деятельности, исполняемой в рамках отдельных сообществ. На основании этого можно заключить, что сознание есть не только функция мозга, но и общественный продукт. Социальная природа сознания проявляется в его связи с языком и с практической деятельностью, где продукты сознания, как и оно само, опредмечиваются и где сознание приобретает объективный характер, ориентацию на отражение, познание и изменение внешнего мира.

Первым компонентом в структуре сознания является совокупность знаний о мире . Чем больше человек знает, тем выше его познавательный потенциал, а чем больше он познает мир – тем богаче его сознание.

Другой структурный элемент сознания – внимание . Сознание способно фокусироваться на различных видах деятельности, в том числе познавательной, и контролировать их.

Следующий компонент – память , в которой проявляется способность сознания накапливать, хранить информацию, воспроизводить ее в случае необходимости и использовать в деятельности человека.

Кроме того, сознание неразрывно связано с выражением отношения к объектам познания, деятельности и общения, что проявляется в виде эмоций. В эмоциональную сферу сознания входят чувства (радости, удовольствия, горя), настроения и аффекты (гнев, ярость, ужас, отчаяние). Кроме того и в эмоциональную сферу входит и воля как осмысленное влечение человека к некоторой цели и наводящая его поведение или действие.

Важнейшим компонентом сознания, оставляющим все остальные за пределами своей значимости, является самосознание , под которым понимается осознание себя как уникальной и целостной личности: сознание своего тела, мыслей, чувств, действий, места в обществе. Самосознание проявляется не только в самопознании, но и в сопоставлении себя с идеальным «Я», то есть демонстрирует контроль и самооценку и, на этой основе, чувства удовлетворенности или неудовлетворенности собой.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги На территории сна автора Белоусова Людмила

Структура сна В этой главе я привожу классическую структуру сна. Глава получилась формальной, но эти данные – проверенный ориентир, надёжный берег, от которого я отталкивала свою лодку в самом начале и к которому причаливала, когда боялась потерять курс в неизведанном

Из книги Основы психологии автора Столяренко Людмила Дмитриевна

Глава 4 Структура сознания 1. Сознание как высшая ступень развития психикиСознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира,

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

17. ПОНЯТИЕ О БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ. СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ В данном вопросе мы рассмотрим понятие бессознательного, а также структуру сознания.Совокупность психических явлений, не осознаваемых субъектом, называется бессознательным.К бессознательному обычно относят следующие

автора Ритерман Татьяна Петровна

Структура сознания Определение сущности сознания относится к наиболее сложным вопросам психологии и философии, что обуславливает интерес к нему со стороны психологии, логики, физиологии высшей нервной деятельности, психиатрии, кибернетики, информатики и др. В то же

Из книги Психология. Полный курс автора Ритерман Татьяна Петровна

Структура сознания Определение сущности сознания относится к наиболее сложным вопросам психологии и философии, что обуславливает интерес к нему со стороны психологии, логики, физиологии высшей нервной деятельности, психиатрии, кибернетики, информатики и др.Сознание

автора Фрейджер Роберт

Структура Физическое тело В системе, построенной исключительно на строгих экспериментальных данных, роль физического тела является первостепенной. Несмотря на это, для того чтобы предсказывать человеческое поведение, совершенно не требуется знать структуру нервной

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

Структура Тело Роджерс не уделяет особого внимания роли тела. Ссылаясь на свое строгое воспитание, он отмечал: «Моя подготовка не такова, чтобы позволить мне вести себя в этом плане достаточно свободно» (1970, р. 58). Лишь в конце своей жизни, руководя курсом групп встреч,

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

Структура Тело Маслоу подробно не рассматривает роль тела в процессе самоактуализации. Он считает, что, когда физиологические потребности в достаточной степени удовлетворены, индивид свободен уделять внимание потребностям, занимающим более высокое место в упомянутой

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

Структура Тело Школы йоги придерживаются различных точек зрения на человеческое тело. Их отношение колеблется от полного отрицания тела, потому что его считают источником желаний и привязанностей, до признания тела главным источником физического роста.«Просвещенный

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

Структура Тело В отношении человека к телу первостепенное значение имеет буддистская концепция Срединного пути. Она не предполагает ни полного потворства собственным желаниям, ни крайнего аскетизма или умерщвления плоти.«И ваша жизнь, и ваше тело заслуживают любви и

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

Из книги Женщина. Учебник для мужчин. автора Новоселов Олег

автора Новоселов Олег

1.2 Первобытное стадо. Структура иерархии и набор стадных инстинктов. Структура межполовых отношений Женщины говорят о любви и молчат о любовниках. Мужчины - наоборот. Марина Цветаева Пока наши предки были еще относительно низкоразвиты, не обладали эффективными

Из книги Женщина. Учебник для мужчин [Вторая редакция] автора Новоселов Олег

автора Новоселов Олег

1.2 Первобытное стадо. Структура иерархии и набор стадных инстинктов. Структура межполовых отношений Женщины говорят о любви и молчат о любовниках. Мужчины – наоборот. Марина Цветаева Пока наши предки были еще относительно низкоразвиты, не обладали эффективными

Из книги Женщина. Руководство для мужчин автора Новоселов Олег

1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений Даже самые примитивные народы живут в условиях культуры, отличной от первичной, во временном отношении такой же старой, как и наша, и также соответствующей более поздней,

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.