Бег дни турбиных. Дни Турбиных (пьеса)

Пьеса «Дни Турбиных» была создана на основе романа М. Булгакова «Белая гвардия», однако в ходе работы автор вынужден был, учитывая условность сцены и требования цензуры, сжать действие и количество персонажей до минимума и отказаться от многих любимых идей и образов. Как и в романе, в пьесе Булгаков обращается к изображению семьи в трагические дни гражданской войны и, следуя толстовским традициям, противопоставляет хаосу войны обыденные картины жизни турбинского дома. Пьеса состоит из четырех действий и имеет кольцевую композицию: финал перекликается с началом. События первых трех действий «Дней Турбиных» относятся к зиме 1918 года, четвертого — к началу 1919 года. С первого действия пьесы драматург любовно творит образ Дома, который складывается из бытовых
реалий, важных для самого автора: огонь в камине, часы, которые нежно играют менуэт Боккерини, рояль, кремовые шторы. С первой сцены становится понятно, что в этом доме царит атмосфера тепла, дружбы, внимания и сочувствия друг к другу, атмосфера любви. Дом населяют Алексей, Николка, Елена Турбины, но здесь находят теплый прием, чистое белье и горячую ванну обмороженный Мышлаевский, друг дома, и житомирский кузен, которого никто не ждал, Лариосик, поэт и трогательный человечек. Несмотря на тревожное время, на этом островке уходящего семейного быта находится место друзьям. Только один Тальберг, муж Елены, здесь чужеродное явление. Он ворчит: «Не дом, а постоялый двор». И именно карьерист Тальберг бежит, бросая Елену на произвол судьбы, из этого дома, как крыса с корабля, бежит из обреченного города и страны.

В сцене прощания Алексея с Тальбергом намечается основной конфликт пьесы: между порядочностью, верностью долгу и чести защитников Дома, представителей «белой гвардии», с одной стороны, и подлостью, предательством, трусостью и шкурничеством «штабной сволочи», бегущей из страны с крысьей побежкой», с другой. Алексей не подает руки Тальбергу, показывая свое неприятие его поведения, и готов за это ответить на поединке чести. Так в семейной линии завязывается конфликт. Появляется и завязка любовной интриги, которая не играет в конфликте пьесы решающей роли, однако бегство мужа Елены позволяет ей решать свою судьбу самостоятельно и позднее принять предложение Шервинского. Все мужчины дома Турбиных, кроме Лариосика,
офицеры белой армии. Им предстоит заведомо обреченная попытка отстоять город от Петлюры. Трагическая предопределенность слышится в монологе Алексея во время «последнего ужина дивизиона». Он предчувствует смертельную схватку с большевиками,
негодует по поводу того, что гетман не начал вовремя формирование офицерских корпусов, которые прихлопнули бы не только Петлюру, но и большевиков в Москве. А теперь офицеры превратились в завсегдатаев кафе. «Он В кофейне сидит на Крещатике, а вместе с ним вся эта гвардейская штабная орава». В дивизионе полковника Турбина «на сто юнкеров — сто двадцать студентов, и держат они винтовку, как лопату». Предчувствуя собственную гибель, Алексей всё же идет защищать город (э На рожон, но пойду!»), по-другому он не может Поступить. Так же, как и другие офицеры: Мышлаевский, Студзинский и его младший брат Николка.

Война Врывается в дом Турбиных, принося хаос. Рушится Привычный мир, любимый марш на стихи Пушкина «Песнь О вещем Олеге» приходится петь без «крамольных» слов, в настроениях людей чувствуется надломленность, растерянность, но все же первое
действие завершается лирической сценой объяснения Елены с Шервинским. Как в: во всей пьесе, в этой сцене трагическое удачно переплетается с комическим: поцелуй влюбленных прерывается репликой пьяного Лариосика: «Не целуйтесь, а то меня тошнит».

Во втором действии сюжет выходит за рамки турбинского дома, приобщая семейную линию к исторической. Булгаков показывает штаб гетмана, куда заступил на дежурство Шервинский, немцев, забирающих гетмана с собой, затем Штаб l-й конной дивизии
петлюровцев, занимающихся откровенным разбоем. Бегство переодетого гетмана, офицеров штаба и главнокомандующего добровольческой армии, оставивших защитников города без руководства, позорно предавших их, вынуждает Полковника Турбина распустить дивизион. Вовремя предупрежденный Шервинсвим, Алексей решает взять на себя эту ответственность, чтобы спасти жизни юных добровольцев в: офицеров. Сцена в вестибюле Александровской Гимназии является кульминационной для всей пьесы и для обе-
их сюжетных линий. Алексей не сразу встречает понимание у своего дивизиона. Возникает суматоха, кто-то плачет, кто-то грозит полковнику револьвером, требует его арестовать. Тогда Турбин задает главный вопрос: «Кого вы желаете защищать? » На этот вопрос уже нет ответа. Раньше был, теперь вместо великой России и армии — «штабная сволочь» и кофейная армия, То же самое на Дону, всюду. «Белому движению … конец … Народ нес нами. Он против нас». В этом контексте гибель Алексея, воплощающего образ благородного, бескомпромиссного, честного офицера и человека, символична. Распустив дивизион, Турбин остается ждать заставу, а по мнению Николки, не покинувшего брата, несмотря на все угрозы, ждать «смерти от позора», которая не замедлила явиться. Гибнет Алексей, гибнет белое движение на Украине. Николка ранен, но спасся, и ему предстоит сообщить Елене о том, что «убили командира». Опять действие перемещается в дом Турбиных, понесший трагическую утрату. Вернулись все офицеры, кроме Алексея, и Елена, потерявшая голову от горя, обвиняет их, добавляя к боли утраты еще и чувство вины.
Студзинский не выдерживает этих обвинений и пытается застрелиться. Елена все же находит мужество отказаться от своих слов: «Я от горя сказала. У меня помутилось в голове. Отдайте револьвер!» И истерический крик Студзинского: «Никто не смеет меня упрекать! Никто! Никто! Все приказания полковника Турбина я исполнил!» — подготавливают реакцию Елены на последнее признание Николки о гибели Алексея и ее обморок. Даже в непосильном горе эти люди сохраняют благородство и великодушие.

Последнее действие приходится на Крещенский сочельник, наступивший через два месяца после описанных событий. «Квартира освещена. Елена и Лариосик убирают елку». Булгаков, создавая реалистическое и исторически выверенное произведение, впервые нарушил историческую хронологию, перенеся уход петлюровцев из Киева на две недели вперед, так важно ему было, по его собственному признанию, использовать елку в последнем действии. Образ сияющей огнями елки возвращал в осиротевший дом уют,
воспоминания детства, отгораживал от войны и хаоса и, самое главное, давал надежду. На какое-то время за кремовые шторы вернулся мир с его праздником (Крещение во что?), путаницей взаимоотношений, торжеством дружбы. Лариосик объясняется Елене в любви, Елена и Шервинский объявляют о своей помолвке, и неожиданно возвращается Тальберг.

С точки зрения логики характера, это возвращение не оправдано: не мог трус Тальберг решиться на такое рискованное предприятие — заехать в осажденный красными Киев по дороге на Дон. Однако для завершения основного конфликта, а также и любовного, необходимо было разделаться с Владимиром Робертовичем окончательно, а в его лице — со всей «штабной сволочью». Главное обвинение ему — гибель Алексея. К Тальбергу уже нет такого снисхождения, как к друзьям, сделавшим все зависящее от них: он предатель.
Турбинский дом снова собрал за столом теплый круг друзей, но нет Алексея, а Николка — калека, за окном оркестр играет «Интернационал. И салютуют большевистские пушки. Будущее тревожно и неясно. Подвести итог писатель доверяет по преимуществу
военному человеку Мышлаевскому и человеку не военному Ларносику. Виктор Мышлаевский прогоняет Тальберга, он же берет на себя ответственность высказать то, что сказал бы Алексей, будь он жив. Мышлаевский отказывается идти на Дон, под командование тех же генералов. Он отказывается и бежать из России: «Я не поеду, буду здесь, в России. И будь с ней что будет!» Очевидно, что все герои «Дней Турбиных» разделят судьбу отечества, как это делали благородные люди того времени, как правило, обрекая себя на гибель или страдание. Мышлаевскому же принадлежит высказанное убеждение, что будущее у России есть. «Прежней не будет, новая будет. Новая и снова звучит победный марш: «Мы победили, и враг бежит, бежит, бежит!» Социальный враг на пороге, но в доме горит елка, Лариосик говорит речь: Мы все снова вместе». Лариосин великодушно желает любимой женщине счастья с другим и цитирует Чехова: «Мы отдохнем, мы отдохнем». А дальше новая историческая пьеса. Война и мир, хаос и тихая « гавань с кремовыми шторами», порядочность и предательство, история и частная жизнь семьи — составляющие конфликта пьесы, ее вечного общечеловеческого контекста. Булгакову пришлось многое изменить под давлением Главреперткома, добавить «красный» акцент. Однако пьеса сохранила свою притягательную силу — исключительное обаяние героев, образ Дома-корабля, устоявшего в борьбе со стихией, незыблемые даже в это смутное время ценности: любовь к родине, к женщине, к семье, дружба, не подвластная идейным разногласиям, верность чести и долгу.

Пьеса рассказывает о жизни семьи Турбиных. Члены семьи: Алексей Васильевич Турбин, полковник-артиллерист, 30 лет; его брат Николай, 18 лет; их сестра Елена Тальберг, 24 года; муж Елены Владимир Робертович Тальберг, полковник генштаба, 38 лет.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Квартира Турбиных, девять часов вечера. Алексей читает бумаги, Николка играет на гитаре и напевает. Внезапно гаснет электричество, Елена приносит свечу. За окном раздается пушечный удар. Николай вызывается съездить в штаб, узнать обстановку, но брат не велит ему этого делать. Загорается электрический свет. Елена всерьез обеспокоена отсутствием мужа, который должен был приехать еще утром. Братья успокаивают ее, говорят, что сейчас поезда подолгу стоят на каждой станции, поэтому и дорога длится дольше.
Раздается звонок, это приехал штабс-капитан артиллерии Виктор Мышлаевский. Он очень замерз, отморозил пальцы на ногах. Братья снимают с него обувь и растирают ему ноги, наливают водки. Елена ушла приготовить ванну для гостя. Мышлаевский рассказывает, что все крестьяне из Красного Трактира перешли на сторону Петлюры. Мышлаевский разругался со штабными офицерами, и онибыстро перевели его в город. Вот они приехал к Алексею проситься к нему в часть. Алексей с радостью принимает друга, Николка тоже рад этому.
Мышлаевскийидет в ванную, тут раздаётся звонок. Заходит Ларион ЛарионовичСуржанский, 21 год, кузенТурбиных.Он приехал из Житомира поступать в Киевский университет с письмом от матери, в котором она просит приютить сына. Елена поселила кузена в библиотеке, Николка дал ему белье, так как чемоданЛариосика украли в поезде. Кузена тоже отправляют в ванную.
И снова звонок, наконец-то приезжает муж Елены. Она радостно встречает мужа, но он с порога недоволен приездом Мышлаевского и Лариосика. И говорит, что через полтора часа уезжает в Берлин на два месяца, это необходимо, так как Петлюра уже на подступах к городу, немцы уходят и бросают гетмана, и никто об этом еще не знает. Жену он с собой не берет. Елена покорно идет собирать мужу чемодан, а Тальбергсообщает Алексею о своём отъезде. Алексей разгневан, он не подает рукиТальбергу. Разговор между ними не окончен. Пришла Елена, при ней мужчиныспокойно прощаются и Тальбергуезжает... Николка согласен с братом, он называет Тальберга крысой. Алексей добавляет: «А дом наш - корабль».
Чуть позже, когда уже накрыли стол для ужина, приехал Леонид Юрьевич Шервинский, личный адъютант гетмана. Он давно ухаживает за Еленой, вот и теперь привез ей огромный букет. Елена рассказывает Шервинскому об отъезде мужа, Шервинский не скрывает своей радости.
Входят Алексей, Мышлаевский, Николай и Лариосик, а с ними капитанАлександр Студзинский.Елена всехзовет к столу, ведь это последний ужин дивизиона. За ужином гости оживленно разговаривают про гетмана.Шервинский утверждает, что с гетманом все в порядке, и то, что немцы хотят оставить его на произвол судьбы - всего лишь слухи.
Гости засыпают молодую хозяйку комплиментами, поднимают за нее тосты. Уговаривают и ее выпить.И даже Лариосик, который сначала категорически отказывался пить, пьет наравне со всеми.
Когда Шервинскийпровозгласил тост за гетмана, то тост не поддержали. За столом начался ожесточенный спор, Алексей резко осудил политику гетмана.
Между тем все опьянели. Лариосиксадится за рояль и поёт, все ему сумбурно подпевают. Мышлаевский очень пьян, он выхватывает маузер и собирается стрелять комиссаров, с трудом его утихомиривают. А потом Мышлаевскогоуносят в ванную, так как ему становится плохо.
Шервинский и Елена одни. Про спящегоЛариосика они совсем забыли, так как заняты лишь собой.Шервинский сказал Елене, что ее муж не вернется. И это хорошо, потому что она с ним несчастлива, и не любит его. Елена спорит с Леонидом, но, в конце концов, признается, что к мужу у нее нетни любви, ниуважения. Шервинский клянется Елене в любви, умоляет ее развестись и выйти за него. Они целуются, но тут просыпается Лариосик и говорит, что его тошнит. Елена убегает.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Кабинет гетмана во дворце. Ночь.На столе телефонные аппараты. Появляется Шервинский. Он удивлён, что в кабинете нет второго личного адъютанта гетмана князя Новожильцева. Лакей Фёдор рассказывает, что тотпоговорил по телефону, изменился в лице и уехал в штатском. Шервинский в недоумении. Он звонит Новожильцеву на квартиру, но там отвечают, что тот во дворце. Шервинский узнал голос самого Новожильцева, это еще больше вводит его в недоумение. Он звонит в штаб Святошинского полка, но ни начальника князя Белорукова, ни его помощников также нет на месте. И тут раздается звонок, который окончательно добивает Шервинского.
Шервинский пишет записку и передает её вестовому.Тот должен поехать к нему на квартиру и получить по этой записке свёрток.
Входит гетман и интересуется, почему еще не приехали на совещание те, кому назначено. Шервинскийна смеси русского и украинского докладывает гетману о поведении Новожильцева и о том, что командующий добровольческой армии вдруг заболел и срочно со всем штабом отбыл в Германию. Поражённому гетману Шервинский сообщает главную новость:несколько часов назадконница Болботунапрорвалась, и скоро петлюровцы будут в городе.
Тут входят генерал фон Шратт и майор фон Дуст,представители немецкого командования. Гетман просит ихсрочно дать войска для противостояния бандам Петлюры. Генералы отказываются помогать, объясняя это тем, что вся Украина встала на сторону Петлюры, а потому у них нет достаточных сил для противостояния ему. Германия немедленно выводит свои войска, гетману предлагают отправиться с ними. Гетман в негодовании, он заявляет, что в состоянии сам собрать армию и защитить Киев, но после слов немцев о том, что Петлюра его непременно повесит, соглашается ехать в Германию.Шервинский просит взять и его с невестой, но немцы отвечают, что мест на поезде уже нет, один личный адъютант с ними уже едет. Удивленный Шервинский интересуется: «Кто же это?» На что получает ответ: «Князь Новожильцев».
Разыгрывается целое представление: Дуст выстрелилв потолок, Шраттспрятался в соседней комнате. Прибежавшимобъясняют, что генерал фон Шраттнечаянно ранил себя в голову. Вызвали германского врача, гетман переодевается в немецкую униформу, ему перевязывают голову и выносят на носиках. Следом уходит Шратт, переодетый в плащ и кепи.
Шервинский сжигает бумаги, забирает золотой портсигар, забытый гетманом («все равно лакеи сопрут»). Потом он звонит Турбину, рассказывает о бегстве гетмана, одевается в гражданскую одежду, которуюему привез вестовой. Уже уходя, Шервинский оставляет на память Федору пятьдесят карбованцев и договаривается с ним, что тот его не знает и никогда не видел.
Вечер. Штаб 1-й конной дивизии. Тихо играет гармоника. Вводят
дезертира.Командир Болботунприказывает сотнику Галаньбе допросить дезертира. При допросе выясняется, что на самом деле это петлюровец, который обморозил ноги и пробирался в лазарет. Галаньбапосылаетего к лекарю, и приказывает после лечения дать ему пятнадцать шомполов, за то, что без документов ушел со своего полка.
Затем привели человека с корзиной. Он рассказал, что сапожник, несет сапоги в город, в магазин к хозяину. Петлюровцы отнимают у него сапоги, он возражает, за что получает в ухо, а Болботун обещает его застрелить. Сапожник в испуге убегает. И тут объявляется наступление.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Вестибюль Александровской гимназии, рассвет. Николка поёт романсы на мотив солдатской песни, ему оглушительно подпеваютюнкера.Мышлаевский, видя окоченевших от холода юнкеров,приказывает ломать парты и топить печи. Совсем близко разрываются снаряды. Входит Алексей Турбин и посылает вернуть заставу на Демиевке, а потомговорит, что распускает дивизион, т.к. борьба с Петлюрой закончена. Всем нужно немедленно снять погоны, знаки отличия и прятаться по домам.
Мертвую тишину разорвали крики. Кто-то кричал:«Что это значит?», кто-то: «Предатель, арестовать его!», кто-то: «Стоять!»Всю эту неразбериху остановил Алексей Турбин. Он рассказал, что тот, кого они хотят защищать ночью бросил их на произвол судьбы и сбежал в Германию вместе скомандующим армией князем Белоруковым. Слова полковника отрезвили всех, посыпались проклятия в адрес гетмана. Кто-то предложил бежать на Дон к Деникину, но Алексей сказал, что там ими будут командовать такие же штабные сволочи, которые пошлют их на смерть и сбегут за границу. «Белому движению конец, и не только на Украине. Ему конец везде, так как народ против нас.Бросайте винтовки и по домам!».
В зале начинаетсясуматоха, все разбегаются. Алексей сжигает бумаги. В окнах гимназии зарево, появляется Мышлаевский и кричит, что зажёг цейхгауз.Турбин приказывает Мышлаевскомузабрать Николку и идти к Елене, а он дождется заставу. Мышлаевскийуходит. Тут появляетсяНиколка и заявляет, что без Алексея не уйдет. Алексей грозит ему револьвером, умоляет пожалеть сестру, но все без толку, брат не уходит. В это время появляются юнкера, которые были в заставе, и сообщают, что за ними идёт конница Петлюры. Алексей приказывает им уходить подвальным ходом.
Близкий разрыв снаряда разбиваетстекла в окнах, Алексей падает. Николка слышит его последние слова, брат приказывает бросать геройство и бежать. И тут в зал врываются петлюровцы, стреляют в Николку. Он ползет по лестнице вверх и бросается вниз с перил.
Квартира Турбиных, рассвет. На столике горит свеча, электричества нет. В комнате Лариосикговорит обеспокоенной Елене, что готов пойти и узнать что происходит и где братья. Но Елена считает, что идти надо ей. Так как она женщина ее не тронут.
Стук в дверь, заходит Шервинский. Он рассказывает, что Петлюра взял город, а гетман и князь Белоруков сбежали. Алексея он предупредил и уверен, что с Турбиными все хорошо. Тут в дверь снова стучат, это пришли
Мышлаевский и Студзинский и говорят, что Алексея с Николаем проводит застава, они скоро будут.
Мышлаевскийнасмехается над Шервинским, упрекает его в любви к гетману. Шервинский злится, назревает ссора, которую удается предотвратить Студзинскому. Офицеры уже беззлобно переругиваются, Шервинский показывает золотой портсигар и говорит, что его гетман сам ему подарил за верную службу.
Кто-то стучит в окно. Студзинский и Мышлаевскийвыглядывают и, ругаясь, убегают. Они вносят в комнату Николку, у него кровь на голове и в сапоге. Ему бинтуют голову, и тут в комнату быстро входит Елена. Она спрашивает у Николая про Алексея, но Николка молчит. Елена впадает в истерику, она догадывается, что случилось, и упрекает офицеров в том, что они бросили командира. Мышлаевский говорит, что они выполняли приказ, а Студзинский хватается за револьвер, упреки Елены попали ему в самое сердце. Шервинский и Мышлаевскийпытаются отнять револьверуСтудзинского и успокоить его. Елена им помогает, говорит, что она от горя так сказала. И тут Николка говорит, что Алексея убили. Елена падает без чувств.
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЁРТОЕ
Сочельник 1919 года. Прошло два месяца после смерти Алексея. Елена сЛариосиком наряжают ёлку. Лариосикпредлагает Елене выйти за него замуж, читает ей стихи. Елена нежно называет Лариосикапоэтом и по-дружески целует его в лоб. И признается, что у неё роман...да, этого человека Лариосикхорошо знает... И он вспомнил ту пьяную ночь, Шервинского с Еленой...РасстроенныйЛариосикидет за водкой, желая напиться.
Приходит Шервинский в нелепом маскараде и рассказывает, что красные ночью будут в городе, а Петлюре конец. Начинается новая жизнь, он пел, и его приняли на работу.Шервинский вновь просит Елену стать его женой, говорит,что Тальберг уже не вернется. Елена соглашается, но приусловии, чтотот перестанет лгать и изменится. Шервинский снимает со стены потрет Тальберга и бросает его в камин. Они идут в комнату Елены. Там заиграл рояль, слышно, как поёт Шервинский.
ВходитНиколка, еще слабый, на костылях. Он видит раму портрета и все сразу понимает, ложится на диван. Лариосик приноситбутылку водки и рассказывает, с какими приключениями ему удалось ее достать. Но когда Николка показал ему на пустую раму и сказал, чтоЕлена разводится с мужем и выходит за Шервинского, бутылка выпала из рук нечастного и разбилась.
В дверь звонят, пришли Мышлаевский и Студзинский. Студзинскийговорит, что они, белогвардейцы, не уживутся с красными, надо им присоединиться к обозу и уйти в Галицию, апотом на Дон, к Деникину, и вновь биться с большевиками. Мышлаевскийпротив этого, он не хочет больше воевать за отечество, которое бросило его. Напомнил про убитого Алексея и про то, что он говорил про генералов. Сказал, что разобьют их на Дону, и тогда куда? «За границу» -ответил Студзинский. Мышлаевский заявил, что никому они там не нужны. Он останется в России, и пусть с ней будет то, что будет. Жаркий спор прервал Шервинский, он объявил, что они с Еленой поженятся. Все их поздравляют и радуются, кроме Лариосика. В этот момент входит Тальберг с чемоданом.
Елена просит всех выйти. Муж говорит, что приехал за ней. Он разочаровался в гетманщине, но ему повезло: он достал командировку к генералу Краснову на Дон. На это Елена ответила,что решила развестись и выйти за Шервинского. Тальберг решает устроить скандал, но Мышлаевский вовремя возвращается и говорит Елене, что он сам объяснится. Та соглашается и уходит. Разговор получился короткий. Мышлаевскийсо словами: «Ну? Вон!» ударилТальберга по лицу. Тот молчауходит.
На ёлке зажигают лампочкии тушат свет. Лариосиксмущенно говорит речь. Говорит о том, что они все вместе пережили за эти два месяца,о том, как ему нравятся все эти люди.
Слышатся пушечные удары. Это салют. По улице идут красные,играет «Интернационал». Все смотрят в окно. Для кого-то этот вечер начало новой пьесы, а для кого-то - конец, эпилог.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Дни Турбиных». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Пост навеян прочтением пьесы Михаила Афанасьевича Булгакова "Дни Турбиных". Эта пьеса то ли входила в школьную программу, то ли была рекомендована в качестве внеклассного чтения, но в школе я ее не читал, хотя слышал о ней. Руки дошли вот только сейчас.

Краткое содержание пьесы "Дни Турбиных" Михаила Афанасьевича Булгакова
Действие пьесы происходит на Украине в 1918 году. Украина находится в руках немецкий войск и гетмана Скоропадского. Белое движение на Украине выступает союзником немцев и гетмана. В связи с выходом Германии из войны положение гетмана становится шатким, так как к Киеву приближаются хорошо вооруженные и многочисленные войска Петлюры. Незадолго до взятия Киева Петлюрой, бросив все, сбегает в Германию гетман. Вместе с ним бежит Владимир Робертович Тальберг, муж Елены Васильевны Тальберг. Братья Елены Васильевны, полковник Алексей Турбин и Николай, вместе со своими сослуживцами и друзьями капитаном Мышлаевским, поручиком Шервинским, капитаном Студзинским являются осколками белого движения на Украине, а после бегства гетмана - практически единственной, хотя и очень малочисленной, силой, выступающей против большевиков.

Подразделение, которым командовал полковник Алексей Трубин выступает и готовится к обороне против войск Петлюры. Незадолго до прихода врага Алексей Трубин дает команду снять погоны и прятаться, так как не понимает, кого теперь ему защищать. Сам он погибает, прикрывая отход товарищей, его брат Николай получает серьезное ранение, но выживает.

Спустя два месяца большевики прогоняют войска Петлюры из Киева, и жизнь главных героев снова дает крутой поворот: Елена Васильевна решает развестись с бежавшим мужем и выйти замуж за Шервинского, ставшего певцом. Мышлаевский и Студзинский думают, что дальше делать и чью сторону принять. Всем ясно одно: жизнь уже никогда не будет прежней.

Смысл
"Дни Турбиных" Михаила Булгакова показывают крушение старой жизни для нескольких не самых плохих представителей старого царского режима, теперь белогвардейцев. Не желая иметь ничего общего с большевиками, они подаются в союзники к немцам и гетману, но и там они быстро обнаруживают, что им нечего защищать, и что их жизнь уже никогда не будет прежней.

Вывод
Не рекомендую читать пьесу "Дни Турбиных" М.А. Булгакова , так как:
- тема Гражданской войны мне не близка, ведь прошло уже почти сто лет (разумеется, если тема близка Вам, то читайте наздоровье);
- не являюсь поклонником пьес;
- не особенно люблю творчество М.А. Булгакова (особенно "Мастера и Маргариту").

В апреле 1925 г. Булгаков получил предложение инсценировать роман “Белая гвардия” для Художественного театра. К сбору труппы - 15 августа - автор представил пьесу. Это была инсценировка, сохранявшая в неприкосновенности основные события романа и его героев. В ходе многочисленных переделок, которые автор предпринимал и по собственной инициативе, и по инициативе театра, из 16 картин в пьесе, получившей название “Дни Турбиных”, было оставлено только 7.

ПЬЕСА “ДНИ ТУРБИНЫХ” И РОМАН “БЕЛАЯ ГВАРДИЯ”. Роман “Белая гвардия” охватывает период с декабря 1918 г. по февраль 1919 г. События, отобранные для пьесы “Дни Турбиных”, по продолжительности совпадают с романными: первое, второе и третье действия происходят зимой 1918 г., четвертое действие - в начале 1919 г. Ho в сценическом варианте этот срок сжимается примерно до трех суток, а точнее сказать, до трех вечеров и одного утра, что соответствует четырем действиям драмы.

В момент, избранный Булгаковым для изображения, в Киеве держались немцы с гетманом и белыми отрядами, на Киев наступали мужицкие массы во главе с Петлюрой, на севере пребывали большевики, а на Дону - Деникин. Драматург остановился на событиях, связанных с бегством гетмана и пришествием Петлюры, что с цензурной точки зрения было наиболее приемлемо: “Противостоят друг другу не буржуи и пролетариат, не помещики и крестьяне, противостоит великодержавность - сепаратизму, метрополия - колонии, Россия - Украине, Москва - Киеву”.

Роман не охватывал всей панорамы исторических событий: действие было сосредоточено в Городе и на подступах к нему. И все-таки в роман была введена масса поименованных и безымянных героев, изображались толпы народа, войска на улицах, стычки верных гетману частей с петлюровскими войсками. Избранная пространственная композиция позволяла ощутить причины массового разочарования средней военной интеллигенции в своих руководителях.

В пьесе историческую панораму заменили две сцены второго акта - сцена в кабинете гетмана во дворце и сцена в штабе 1-й конной дивизии. Пьеса, таким образом, сохранила признаки исторической хроники, но ее композиционным центром стал дом Турбиных.

Чтобы подчеркнуть особое место дома Турбиных в драматургическом пространстве пьесы, Булгаков отказался от введения в пьесу семьи Лисовичей. В каком-то смысле Лисовича с его унылым крохоборством заменил полковник Тальберг. Если в романе в поведении последнего подчеркивалось карьеристское начало, то в пьесе к этому прибавилось еще мещанское брюзжание. “He дом, а постоялый двор”, - сердито выговаривает он Елене, недовольный приходом Мышлаевского и приездом Лариосика. Удачно найденный сюжетный ход (возвращение в момент объявления о разводе и предстоящей свадьбе Елены и Шервинского) способствовал посрамлению Тальберга и вместе с тем укрупнял его линию, делал ненужным присутствие в пьесе дублирующей линии Лисовичей.

Итак, сценическое пространство пьесы отдано истории и дому Турбиных, исторической хронике и психологической драме. ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ “ДНЕЙ ТУРБИНЫХ”, ЕГО СВОЕОБРАЗИЕ. БУЛГАКОВ И ЧЕХОВ. Московский Художественный театр воспринял булгаковскую пьесу в контексте родственной ему чеховской драмы. К этому склоняла любовь Булгакова к подробностям быта (кремовые шторы, лампа под зеленым абажуром, ноты на рояле, цветы), умение молодого драматурга создать образ настроения, окрашивающего сцену или даже целый акт и усиленного с помощью звукового или музыкального сопровождения. Сходство затрагивало и более глубокие уровни драмы (конфликт, сценическое действие, способ создания сценического единства), но это было сходство-преодоление, которое вело к созданию драмы иного типа.

Начнем с конфликта. Как известно, столкновения между действующими лицами в чеховских пьесах не ведут к возникновению драматического конфликта. И у Булгакова враждебность между Турбиными и Тальбергом, даже исход взаимоотношений между Еленой и Тальбергом или Еленой и Шервинским не приобретают в пьесе первостепенного значения.

Определяя своеобразие конфликта в чеховской драме, известный исследователь искусства драмы В.Е. Хализев указывает на то, что Чехов кладет в основу своих зрелых пьес “не традиционные внешние конфликты и столкновения между угнетающими и их жертвами, нападающими и обороняющимися, не перипетии борьбы между персонажами, а длительные, не меняющиеся в своей основе неблагоприятные положения в их жизни... Обращение Чехова к новому типу драматургического конфликта связано в конечном итоге с тем, что он рассматривает характеры и судьбы своих героев и героинь... в отношении не столько к окружающей социальной среде, сколько к “общему состоянию мира” - к социальной обстановке в стране в целом”.

У Булгакова это “общее состояние мира” приобретает облик Истории, вторгается в сценическое пространство и переводит проблему трагического столкновения с судьбой из символического в реальный план, вынуждает героев к прямому участию, к выбору, к поступку, что нехарактерно для чеховских героев.

В булгаковской пьесе персонажи проявляют себя прежде всего в поступке, начиная от предложения, которое Шервинский делает Елене, и кончая героической смертью Алексея Турбина. Наличие в системе персонажей типично чеховского героя, Лариосика, только подчеркивает отклонение Булгакова от чеховского пути.

He менее интересно в пьесе (и в этом Булгаков следует чеховской традиции) умение раскрыть характеры героев через повседневное самочувствие действующих лиц, их эмоционально окрашенные размышления.

Ho в пьесе Булгакова эти внутренние размышления связаны не с впечатлениями “от мелких событий повседневности”, как у Чехова, а с реакцией на значительные исторические ситуации. Они принимают форму прямой рефлексии (в монологах Алексея Турбина, Мышлаевского). Ho главный интерес драмы - в стремлении автора показать, что размышления, вообще самочувствие действующих лиц, возникающее в контексте сцены или акта, окрашено осознанием исторического момента, их захваченностью историческим потоком.

В “Белой гвардии” события бушевали вокруг турбинского дома, а сам он, несмотря ни на что, оставался островком уюта. В пьесе турбинский дом несут бешеные волны событий. Под угрозой оказывается судьба культурной традиции, которая стала бытом, воздухом турбинского дома, сущностью тех, кто причастен к этому дому.

Историческое и частное не закрепляются за определенными картинами, но постоянно соотносятся друг с другом. История вторгается в повседневную жизнь Турбиных, по существу становится главным содержанием этой жизни. Как только открывается занавес, она дает о себе знать песней Николки (“Хуже слухи каждый час. / Петлюра идет на нас!”), выстрелами пушек, бухающих где-то под Святошином, все время гаснущим электричеством, проходящей по улице воинской частью. Она проникает в речь действующих лиц, определяет их поведение, проявляется в состоянии Елены, нетерпеливо ожидающей мужа, в поведении Тальберта, Лариосика, в рассказе Мышлаевского о положении на фронте. Об истории идет речь на “последнем ужине дивизиона”. История меняет турбинский мир. Мера этих изменений определяет характерную для пьесы систему персонажей.

Неслучайно столь важное место среди действующих лиц получает в пьесе Лариосик - житомирский кузен Ларион Суржанский. Из второстепенного, даже третьестепенного романного персонажа он становится в пьесе одним из персонажей первого плана.

Вводя в дом Турбиных уже в первой картине первого акта героя, “будто сшитого из самых распространенных цитат российской словесности”, Булгаков, по словам А. Смелянского, создает “театральный эквивалент” прежней жизни Турбиных, их прежнего мироощущения.

Расширение и углубление роли Лариосика с его комично поданной рефлексией, с его беспомощностью, нерешительностью, беззащитностью, неловкостью должны были оттенить психологические изменения в “чеховской” среде, подобно тому как “крыса” - Тальберг призван был подчеркнуть неизменную верность Турбиных воинскому и семейному долгу.

Характеризуя систему персонажей, В. Ходасевич, видевший мхатовский спектакль в Париже, писал: “От Тальберга до Алексея Турбина идет целая цепь постепенно высветляющихся персонажей. Их можно расположить в определенной последовательности. На первом месте оказывается Шервинский. Он вовсе не негодяй, но и не человек безукоризненной честности (история с портсигаром); он пустышка и враль, на прямое шкурничество не способен, но еще менее способен на самопожертвование; он честно служит белой гвардии, но не свяжет с ней своей судьбы и очень легко переживет ее гибель. За ним - Мышлаевский, отличный фронтовик, хороший товарищ, человек не сложный, потому что ни до какой сложности он еще и недоразвился; гибелью белой армии он раздавлен... Капитан Студзинский - фигура несколько бледная - средний тип честного служаки и порядочного человека. Затем, наконец, Алексей Турбин - истинный герой, человек рыцарской доблести. Его младший брат - юнкер - прекрасный юноша, который так же, как Алексей, не задумался бы пожертвовать жизнью, но судьба от него не требует этого: армия гибнет прежде, нежели его героизму представляется случай выявиться”.

В центре системы персонажей в “Днях Турбиных” оказались, в отличие от романа, не молодые Турбины, а три белогвардейских офицера: Алексей Турбин, Мышлаевский и Студзинский, олицетворяющие три возможных для офицера пути в условиях революции: гибель, освобождающую от выбора, шаг навстречу большевикам и третью дорогу, ведущую в тупик. Выбирающий ее Студзинский из эпизодического персонажа становится одним из главных действующих лиц.

Алексей Турбин, доктор, мятущийся интеллигент, каким он показан в романе, превращается в пьесе в полковника, командира артиллерийского дивизиона, вытеснив романного Малышева. В Алексее воплощены также, особенно в последние моменты жизни, чистота и благородство Най-Турса. Полковник Алексей Турбин наиболее сознательно и обостренно реагирует на ситуацию. Его сильнейшим образом волнуют события на Украине, он разочарован в действиях гетмана, который стал “ломать эту чертову комедию с украинизацией”, он видит разложение белого офицерства во главе с “гвардейской штабной оравой”, предрекает гибель Белого движения. В последнем акте Мышлаевский с его решительными выводами как бы замещает трагически погибшего полковника Турбина.

ПРОБЛЕМАТИКА ПЬЕСЫ И ЕЕ ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ. Таким образом, в пьесе, в отличие от романа, звучит идея обреченности старого мира вообще и белогвардейского движения в первую очередь. У персонажей появляется уверенность в неизбежности рождения “новой России”. Лучшие представители Белой гвардии признают историческую правоту большевиков. Поэтому не кажется странной точка зрения И. Сталина по поводу того, что “Дни Турбиных” “дают больше пользы, чем вреда”, оставляя у зрителя впечатление, “благоприятное для большевиков”: “Если даже такие люди, как Турбины, вынуждены сложить оружие... значит, большевики непобедимы”. Так ли воспринимала пьесу публика? Дело в том, что “просоветский” идеологический план, столь прямо обозначенный в пьесе, смягчается ее особой жанровой природой, восходящей к чеховским новациям. Речь идет о сопряжении трагического с комическим и лирическим, о постоянной корректировке идеологического начала вторжением комического и лирического. Так, высказывание Алексея Турбина, проникнутое трагическим пафосом, звучит на фоне пьяной пирушки. Возникший в первом акте мотив предательства и бегства (Тальберг, уход немецких войск) травестируется опереточным мотивом переодевания (бегство гетмана, которого “выносят” из дворца с забинтованной головой и в немецкой форме; переодевание Шервинского). Трагическое начало достигает своей кульминации в первой картине третьего акта. Это сцена в Александровской гимназии, где Алексей Турбин отказывается посылатьлюдей на смерть. Даже перед угрозой гибели своих идеалов и принципов он заявляет юнкерам: “И вот я, кадровый офицер Алексей Турбин, вынесший войну с германцами, чему свидетели капитаны Студзинский и Мышлаевский, я на свою совесть и ответственность принимаю все, все принимаю и, любя вас, посылаю домой”.

Заявление Турбина и сам его поступок выступают в пьесе как важнейший нравственный итог пережитого им. Он приходит к признанию самоценности человеческой жизни перед лицом любой идеи, какой бы значительной она ни была.

Ситуация, связанная с судьбой Турбиных, становившаяся по мере развития действия все драматичнее, в этой сцене достигает трагедийного напряжения: признав право на жизнь за другими, Алексей Турбин не может признать такого права за собой. Он, как предполагает Николка, ищет смерти, и шальной осколок снаряда настигает его.

Трагическая судьба Алексея Турбина является композиционным центром пьесы, но параллельно его линии существуют линии лирического, комического и трагикомического характера. Булгаков строит систему образов посредством парадоксального смешения жанров; судьбы героев трагического или лирического плана корректируются персонажами комическими.

Трагикомическое начало вносят в пьесу Лариосик, Шервинский, Мышлаевский, Николка, сторож Максим. Все они наделены в той или иной степени наивностью восприятия, и это дает автору возможность с их помощью постоянно смещать трагическое и лирическое в комедийный план. Так, трагическая тема в первых двух картинах связана с Алексеем Турбиным. Она возникает на фоне пьяной пирушки. В момент, когда Алексей провозглашает тост за встречу с большевиками (“Или мы их закопаем, или - вернее - они нас...”), неуместная песенка Лариосика (“Жажда встречи, /Клятвы, речи - / Все на свете /Трын-трава...”) обостряет трагическое звучание эпизода. Ho акт завершается лирической сиеной (объяснение Елены с Шервинским), которая, в свою очередь, прерывается комедийным эпизодом - пробуждением пьяного Лариосика.

Принцип комического снижения проводится последовательно в самых трагедийных местах “Дней Турбиных”. Так, в кульминационной сцене пьесы героический поступок Турбина, который спас жизнь двумстам юнкерам и студентам, получает странную, почти пародийную подсветку благодаря трагикомическому выходу гимназического сторожа Максима, оставшегося защищать гимназию (“Мне сказано господином директором...”).

Особое значение в структуре пьесы имеют музыкальный комментарий, звуковая символика. Постоянно не совпадая с видимым планом действия, музыкальный комментарий переводит его в противоположный план, обнаруживает трагедию в фарсе и наоборот. Спор героев часто достигает высшего напряжения не в словах, а в музыкальных партиях. Возникает постоянно антитеза музыка - слово. Один из красноречивых в этом смысле примеров - финальная сцена, где общему ощущению завершенности драматических событий сопутствуют грохот пушек и “далекая глухая музыка”, возвещающая о вступлении большевиков в город.

Многозначительна в этом контексте композиция пьесы. Казалось бы, сцена в Александровской гимназии - это не только кульминация, но и развязка действия, финал драмы. У Булгакова же следом за ней появляется еще один, четвертый акт, воспроизводящий ситуацию первого.

Кольцевая композиция - один из признаков того, что сценическое действие у Булгакова хотя и принимает формы прямого столкновения с Историей, но при этом в не меньшей степени, чем у Чехова, выражается также в сфере “внутреннего действия”.

В начале пьесы - канун трагических событий, бегство Тальберга и отчаянная пирушка - “последний ужин дивизиона” перед боем с петлюровцами, когда выясняется, что завтра идти в бой, но за кого и за что - неизвестно.

В конце - Крещенский сочельник 19-го года, наступивший через два месяца после гибели Алексея и ранения Николки, елка, снова сбор друзей, появление Тальберга и объявление о свадьбе Елены и Шервинского - эпилог одних и канун новых трагических событий, тревожное ожидание прихода большевиков.

Начало и конец пьесы переплетены повторяющимися мотивами. Прежде всего, это мотив неизбежной встречи с большевиками. В 1-м акте он внятен только Алексею Турбину: “В России, господа, две силы: большевики и мы. Мы встретимся... Когда мы встретимся с большевиками, дело пойдет веселее. Или мы их закопаем, или - вернее - они нас. Пью за встречу, господа!”

В 4-м акте эта встреча реально маячит перед всеми, и отношение к ней неоднозначно: от готовности Мышлаевского идти в ЧК под расстрел до намерения Студзинского уйти на Дон, к Деникину. Такая разноголосица сама по себе говорит о пробуждении в традиционной военной среде потребности в самоопределении. Интересно переплетение этого мотива с мотивом переодевания. Он связан с Шервинским, для которого мир - театр, а сам он - актер, легко переходящий из пьесы в пьесу (снимает бурку, остается в великолепной черкеске, черкеску меняет на штатское, приходит в “беспартийном пальтишке”, взятом напрокат у дворника, снимает его и является в великолепном фраке).

Мотив встречи с большевиками и его трансформация неотделимы от мотива “народа-богоносца”. С ним связано понимание того, что в конечном счете исход встречи будет зависеть от позиции “милых мужичков из сочинений Льва Толстого”. Ho в 1-м акте в адрес “милых мужичков” звучит проклятие, а в 4-м мысль о них оборачивается признанием неизбежности завтрашней победы большевиков (“за большевиками мужички тучей”).

Мотив хмельного забвения, попойки (“Водки бы мне выпить, водочки” - бытовая подробность приобретает символический характер), пронизывающий вторую картину 1-го акта, возникнув в 4-м, разрешается очередным промахом Лариосика, роняющего бутылку - на пользу всеобщему отрезвлению, не только буквальному, конечно.

Ho важнейшая для булгаковской концепции соотнесенность мотивов 1-го и 4-го актов связана с образом Дома.

Дом в восприятии Лариосика предстает сначала как воплощение покоя в разбушевавшемся мире, потом как символ грядущей лучшей жизни (“Мы отдохнем, мы отдохнем...”). Отсылки к Чехову, провоцируемые дословным воспроизведением чеховского текста, должны как раз обратить внимание на несовпадение в трактовке образа Дома. Для чеховских героев Дом - замкнутое пространство, торжество сковывающей человека повседневности. У Булгакова мотив Дома в 1-м акте связан с мотивом тонущего корабля, хаоса, проникшего внутрь священного пространства (попойка). В 4-м же акте звучит мотив возвращенной жизни и неистребимой повседневности как основы миростояния. Утверждается идея самоценности жизни, права человека жить вопреки общей катастрофе. Как и в 1-м акте, мысль о ней реализуется в мотиве недремлющего рока (солдатский марш на слова пушкинской “Песни о вещем Олеге”). Этот мотив трагически обрамляет праздник возрождающейся жизни, обнаруживая его беззащитность. Гром шестидюймовых батарей, под который Лариосик произносит в финале классические слова: “Мы отдохнем, мы отдохнем...” - становится завершением, разрешением чеховской темы пьесы.

Так, образ настроения переводит общее впечатление от развернувшихся событий в иной регистр, нежели мысль о неизбежности рождения “новой России”.

Итак, в пьесе “Дни Турбиных” Булгаков, обратившись к изображению “русской усобицы”, сумел подняться над настроением классовой розни и утвердить идею человечности, самоценности жизни, непреложности традиционных нравственных ценностей. Наследуя завоевания чеховской драматургии, Булгаков создал оригинальное в жанровом отношении произведение, соединившее историческую хронику с психологической драмой, органично включившей в себя лирическое и трагикомическое начала.

“Дни Турбиных” связали драматургию Нового времени с чеховской эпохой и вместе с тем обнаружили желание автора писать по-новому. Пьеса пользовалась огромным успехом, но в 1929 г. противники спектакля добились того, что он на три года исчез с мхатовской афиши. В феврале 1932 г. решением правительства спектакль был возвращен на сцену.

Режиссёр — Илья Судаков
Художник — Николай Ульянов
Художественный руководитель постановки — Константин Сергеевич Станиславский


Николай Хмелёв — Алексей Турбин

Михаил Яншин — Лариосик
Вера Соколова — Елена
Марк Прудкин — Шервинский
Виктор Станицын — Фон Шратт
Евгений Калужский — Студзинский
Иван Кудрявцев — Николка
Борис Добронравов — Мышлаевский
Всеволод Вербицкий — Тальберг
Владимир Ершов — Гетман




Спектакль пользовался большим зрительским успехом, однако после разгромных рецензий в тогдашней прессе в апреле 1929 года «Дни Турбиных» были сняты с репертуара. В феврале 1936 года МХАТом была поставлена его новая пьеса «Кабала святош» («Мольер»), но из-за резко критической статьи в «Правде» уже в марте спектакль был снят, успев пройти при неизменном аншлаге семь раз.

Но, несмотря на обвинения в адрес автора, которого уличали в буржуазном настроении, по указанию Сталина спектакль «Дни Турбиных» был восстановлен и вошел в классический репертуар театра. Для писателя постановка во МХАТе была едва ли не единственной возможностью содержать семью. Всего на сцене МХАТа за 1926-1941 годы пьеса прошла 987 раз. Известно, что Сталин смотрел этот спектакль неоднократно. Впоследствии современники даже активно спорили, сколько раз вождь его посмотрел. Писатель Виктор Некрасов писал: «Известно, что спектакль «Дни Турбиных» по пьесе М. Булгакова Сталин смотрел… 17 раз! Не три, не пять, не двенадцать, а семнадцать! А человек он был, нужно думать, все-таки занятой, и театры не так уж баловал своим вниманием, он любил кино… а вот что-то в «Турбиных» его захватывало и хотелось смотреть, скрывшись за занавеской правительственной ложи» (Некрасов В. Записки зеваки. М., 1991).

маленькая реплика про некрасовское "любил кино"))
- а сколько раз Сталин посещал Большой театр, просто ходил на спектакли? обожал оперу. А последний спектакль, который он смотрел - Лебединое озеро - был 27 февраля 1953 года.
а в Малый? он не пропускал ни одной премьеры.
а музыка?

Вплоть до 1943 г. список Сталинских лауреатов начинался с раздела «Музыка». а как помогал Московской консерватории и сколько уделялось внимания детскому образованию...
Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.