Общие признаки человека и млекопитающих. Систематическое положение человека в животном мире Систематическое положение человека в системе животного мира

Впервые отнес человека к животному царству Аристотель, поместив его на высшую ступеньку в «Лестнице существ». Выдающийся шведский натуралист Карл Линней высказал мысль о происхождении человека от обезьяноподобных предков. В своем знаменитом труде «Система природы» (1735 г.) он поместил человека в один отряд с приматами на основании морфологического сходства. Эту же мысль позже высказали Ж-Б. Ламарк (1809 г., «Философия зоологии») и известный русский эволюционист К.Ф. Рулье. Ч. Дарвин в работе «Происхождение человека и половой отбор» (1871г.), обобщив огромный материал из области систематики, сравнительной анатомии, эмбриологии, физиологии, палеонтологи, привел веские доказательства об общем происхождении человека и человекообразных обезьян. Ч. Дарвин писал: «Если мы не станем нарочито закрывать глаза, то при современном уровне знаний сможем приблизительно узнать наших прародителей, и нам незачем стыдиться их».

Появление человека как биологического вида – результат длительного эволюционного процесса развития животного мира. Человек в себе сочетает принципиальные черты строения и жизнедеятельности, которыми характеризуются животные. Анатомические и физиологические особенности современного человека выделяют его в особый биологический вид - Человек разумный (Homo sapiens ) (таблица 4).

Таблица 4

Положение человека в системе органического мира

Общность человека и позвоночных животных подтверждается общностью плана их строения: скелет, нервная система, системы кровообращения, дыхания, пищеварения. Особенно убедительно родство человека и животных обнаруживается при сравнении их эмбрионального развития (рисунок 22).

Рисунок 22. Стадии развития эмбрионов человека и позвоночных животных.

I – рыба, II – тритон, III – черепаха, IV – птица, V – свинья, VI – корова, VII – кролик, VIII – человек.

На ранних этапах эмбрионального развития зародыш человека трудно отличить от зародышей других позвоночных животных. В эмбриональном периоде развития у зародыша человека закладывается двухкамерное сердце, шесть пар жаберных дуг, хвостовая артерия – признаки рыбообразных придатков. От амфибий человек унаследовал плавательные перепонки между пальцами, которые имеются у зародыша. Слабая теплорегуляция у новорожденных детей и детей до 5 лет указывает на происхождение от животных с непостоянной температурой тела. Головной мозг плода гладкий, без извилин, как у низших млекопитающих мезозойской эры. У шестинедельного зародыша имеется несколько пар млечных желез. Закладывается также хвостовой отдел позвоночника, который затем превращается в копчик. Таким образом, основные черты строения и эмбрионального развития подтверждают животное происхождение человека. Специфические (видовые) человеческие особенности возникают лишь на самых поздних стадиях эмбрионального развития.

Видовые особенности человека, отличающие его от других животных (в частности других млекопитающих):

Прямохождение;

Ноги длиннее рук, сводчатая стопа, пальцы на ногах короткие, первый палец часто самый длинный и не отклоняется;

Сильно развитая мускулатура нижних конечностей;

Очень подвижный скелет руки, особенно кисти; кисть с крупным и самостоятельным в своем движении большим пальцем;

Очень подвижный плечевой сустав, допускающий вращательные движения с размахом почти 180 0 ;

Позвоночник с четырьмя изгибами;

Расположение таза под углом 60 0 к горизонтальной плоскости;

Сочленение шеи находится в средней части основания черепа;

Лицо короткое, почти вертикальное под лобной частью черепа;

Челюсти небольшие, с округлой челюстной дугой;

Клыки обычно не длиннее премоляров, впереди и позади них нет щелей;

Большой объем мозгового черепа по сравнению с лицевым отделом черепа;

Большая часть тела без волосяного покрова;

Ограниченная плодовитость.

Перечисленные особенности строения и физиологии человека – результат эволюции его животных предков. Важным свидетельством родства человека с животными служат рудименты и атавизмы. В теле человека около 90 рудиментов: копчиковая кость (остаток редуцированного хвоста); складка в уголке глаза (остаток мигательной перепонки); тонкие волосы на теле (остаток шерсти); отросток слепой кишки – аппендикс и др. Все эти рудименты бесполезны для человека и являются наследием животных предков (рисунок 23).

Рисунок 23. Рудименты человека: А – третье веко: 1 – человека; 2 – птицы; Б – ушная раковина: 1 – шестимесячного зародыша; 2 – взрослого человека; 3 – обезьяны; В – слепая кишка с червеобразным отростком: 1 – человека; 2 – копытного.

К атавизмам (необычайно сильно развитым рудиментам) относятся наружный хвост, с которым очень редко, но рождаются люди; обильный волосяной покров на лице и теле; многососковость, сильно развитые клыки и др (рисунок 24).

Рисунок 24. Атавизмы человека: «львиный мальчик», хвостатый мальчик.

Рисунок 25. Человек и человекообразные обезьяны: а – скелеты: 1 – человека, 2 – гориллы, 3 – орангутанга, 4 – гиббона; б – мозг: 1 – человека, 2 – шимпанзе, 3 – орангутана.

, атавизмы , рудименты , эмбриологические , болезни , хордовые , позвоночные , гоминиды , люди

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Педагогическая технология: модульное обучение.

Методы и приёмы: сотрудничество в малой группе, самостоятельная работа с текстом и рисунками учебника.

Оборудование: учебник под ред. Д. В. Колесова, методички для учащихся, бланки таблиц, листочки бумаги, простые карандаши, рабочие тетради.

Цели урока: образовательная: сформировать знания о родстве человека с животными; научить объяснять родство человека с животными; развивающая: совершенствовать умения самостоятельной работы с учебником; воспитательная: развивать умения общения друг с другом и учителем; продолжить формирование навыков самооценки.

План урока

1. Организационный момент.

2. УЭ - 0. Постановка познавательной задачи.

3. УЭ - 1. Входной контроль.

4 . УЭ - 2. Изучение нового материала на основе знаний из предыдущего курса биологии животных.

5. УЭ - 3. Изучение и первичное закрепление изученного материала.

6. УЭ - 4. Выходной контроль.

7. УЭ - 5. Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. УЭ - 0. Постановка познавательной задачи.

Учитель. У вас на столах лежат методические пособия (Приложение 1). Ознакомьтесь с информацией, которая дана в методичке. Как вы думаете, какую информацию можно извлечь из неё?

Ученики. Методическое пособие является инструкцией к данному уроку. Можно узнать, что мы будем изучать на уроке, в какой последовательности, вид работы, цели каждого этапа. Можно будет оценить свою работу.

Учитель. Ознакомьтесь с содержанием учебного элемента – 0. У вас есть вопросы по цели урока? Вам понятно, какие знания и умения будут формироваться на этом уроке? Если всё понятно, то приступаем к решению задачи учебного элемента–1. Ознакомьтесь с содержанием учебного элемента – 1. Какие вопросы у вас возникли?

Если вопросов нет, выполняйте по инструкциям задания.

Цель данного этапа урока: вспомнить методы доказательства родства живых организмов.

Записать в тетрадях дату и тему урока. Прочитать и выполнить задание: установите соответствие между наукой и предметом её изучения. Ответ записать в виде последовательности букв, каждую букву отделять запятой. Форма работы - индивидуальная. Записи в тетрадях. Время выполнения задания - 5 мин.

1. Анатомия

2. Физиология организмов

3. Эмбриология

Предмет науки

А. Функции органов и организма

Б. Изучение зародышевого развития

В. Строение органов и организма

Учитель. Обратите внимание на экран. Вы видите правильный ответ на вопрос. Проверьте каждый свою работу. Правила оценивания работы даны в вашей методичке. Баллы запишите в тетрадь. За правильный ответ 2 балла. Если выполнено 50% работы, то 1 балл.

УЭ – 1. В, А, Б

Учитель. Приступайте к выполнению заданий следующего этапа учебного элемента–2.

Цель: определить методы, с помощью которых установлена принадлежность человека к определённым систематическим группам.

2. Проанализировать прочитанное.

4. Подготовиться к защите работы.

Форма работы: сотрудничество в малой группе. Распределить следующие роли: командир, секретарь, консультанты. Выбрать задание согласно выполняемой роли.

Создаются группы по желанию. Учитель должен контролировать распределение учеников по группам, так как по составу группы должны быть примерно одинаковы. Время, затрачиваемое на создание групп – 1-2 минуты.

Заполнить таблицу, приведённую в приложении 2 простым карандашом. Продолжительность работы – 15 минут.

Учитель. Внимание. Переходим к следующему этапу работы на уроке.

Цель: обосновать выбор методов доказательства родства человека с животными.

1. Назвать методы доказательства родства человека с животными.

2. Объяснить выбор.

Ответ группы оценивается учителем по пятибалльной шкале. Работа фронтальная.

Каждая группа отвечает на вопрос об определённой систематической группе по цепочке. Эталоны ответов приведены в таблице.

Методы доказательства родства человека с различными группами животных

Систематическая группа животных

Методы доказательства родства человека с животными

Обоснование

1. Царство Животные Сравнительно - анатомические Атавизмы, рудименты
2. Тип Хордовые Эмбриологические Сходство эмбрионов
3. Подтип Позвоночные Сравнительно - анатомические Сходство строения скелета, кровеносной и нервной систем
4. Класс Млекопитающие Сравнительно - анатомические,

физиологические

Сходство строения лёгких, сердца, наличие диафрагмы, постоянная температура тела, вскармливание грудного ребёнка молоком, вынашивание плода в матке
5. Отряд Приматы Сравнительно - анатомические Сходство строения: плоские ногти, пятипалая конечность, строение кисти руки
6. Семейство Гоминиды Физиологические Одинаковые болезни
7. Род Человек Сравнительно - анатомические,
8. Вид Человек разумный

(все люди к одному виду)

Сравнительно - анатомические,

физиологические, эмбриологические

Сходство строения, функций органов, зародышевого развития

Учитель. Ознакомьтесь с целями и заданиями учебного элемента-4. Прочитайте внимательно инструкцию по оформлению ответа. Есть вопросы по оформлению ответа? Если вопросы отсутствуют, приступайте к работе.

Цель: выполнить проверочную работу. Продолжительность работы – 4 минуты. Форма работы – индивидуальная.

1. Выполнить задание по вариантам.

Отметьте знаком “+” верные утверждения, а знаком “-” – неверные. Ответ оформите в виде последовательности математических знаков.

1. Человек относится к типу Хордовые.

2. Человек относится к типу Позвоночные.

3. Вид Человек разумный – это один из видов царства животных.

4. Рудименты – это пример сравнительно – анатомической группы доказательств родства человека с животными.

5. Современный человек относится к виду Человек разумный.

1. Человек относится к отряду Приматы.

2. Человек относится к подтипу Позвоночные.

3. Человек относится к классу Позвоночные.

4. Атавизмы – это один из примеров сравнительно – анатомической группы доказательств родства человека с животными.

5. Наличие диафрагмы – одно из доказательств принадлежности человека к классу Млекопитающие.

Ученики. Выполняют задание.

Учитель. Внимание. Работу заканчиваем. Проверяем работу. За каждый правильный ответ – 1 балл. Правильные ответы даны на доске.

УЭ – 4. Вар.1. + - +++; Вар. 2. ++- ++

Учитель. Выполните задания последнего этапа урока.

2. Выбрать домашнее задание по таблице.

Оценки за урок и домашнее задание

Домашнее задание

Молодцы! Подготовьте сообщение

В соответствии с современными научными представлениями, анатомически современный человек является результатом развития материи на протяжении 13,7 миллиардов лет и представляет собой наиболее сложно организованную ее разновидность из всего наблюдаемого.

Общеизвестно, что человек принадлежит к миру многоклеточных существ. Среди коллосального количества многоклеточных форм человек относится к группе двустороннесимметричных: правая и левая половины нашего тела относятся между собой как предмет и его изображение в зеркале. Среди двустороннесимметричных организмов человек занимает соответствующее место в царстве животных.

Организм человека имеет много признаков, общих с млекопитающими: позвоночник, 7 шейных позвонков, две пары конечностей рычажного типа, замкнутая кровеносная система, четырехкамерное сердце, безъядерные эритроциты, волосяной покров, постоянная температура тела, легочное дыхание, хорошо развитая нервная система и органы чувств. Наиболее велико сходство человека с приматами.

По критериям зоологической систематики вид «человека разумного» (Homo sapiens) в составе особого семейства гоминид относится к отряду приматов, класса млекопитающих, подтип позвоночных, тип хордовых (табл. № 1).

Таблица №1

Место современного человека в царстве животных

Таксон Латинское Название Русское Название Состав данной группы Животных
Царство Животные Все животные
Тип Chordata Хордовые Все животные, имеющие хорду
Подтип Vertebrata Позвоночные Все животные, имеющие позвоночник и 2 пары конечностей
Класс Mammalia Млекопитающие Все теплокровные животные, покрытые шерстью, которые рождают живых детенышей
Отряд Primates Приматы Полуобезьяны, обезьяны, человекообразные обезьяны и человек
Подотряд Haplorhini Гаплори- новые Долгопяты, обезьяны, человекообразные обезьяны и человек
Инфраотряд Catarrhini Узконосые обезьяны Обезьяны Старого Света, человекообразные обезьяны и человек
Надсемейство Hominoidea Гоминоиды Человекообразные обезьяны и человек
Семейство Hominidae Гоминиды Человек и его предки
Род Homo Собственно люди Человек
Вид H. sapiens - Неоантроп
Подвид H. sapiens sapiens - Анатомически современный человек (люди)

Систематика представителей отряда Приматов.

Известно около 200 видов современных приматов, объединенных в 61 род, 12 семейств (табл. № 2). В настоящее время численность приматов быстро сокращается. В Красную книгу занесено свыше 60 их видов и подвидов.


Ныне живущие приматы делятся на две основные группы – стрепсириновые и гаплориновые. Первая группа – стрепсириновые приматы - это наиболее древняя группа приматов, к которой относят полуобезьян - самых примитивных представителей приматов.

Рис. 1.1. Обыкновенная тупайя Рис. 1.2. Мангустовый лемур

К этой группе относится 6 семейств: тупайи (рис. 1.1), лемуры (рис. 1.2), лори (рис. 1.3), индри и др.

Стрепсириновые приматы обладают ноздрями в виде запятых, открывающимися на оголенную часть кончика носа, верхняя губа у этих приматов гладкая неподвижная и без волос. Кроме более примитивной морфологии, полуобезьяны небольшие по размерам, отличаются от настоящих обезьян поведением. Это почти исключительно ночные, насекомоядные и травоядные животные, живущие группами, но некоторые виды ведут одиночный образ жизни.

Вторая группа – гаплориновые приматы(имеют ноздри более округлые, окаймленные стенками носа и открывающимися на подвижную, с развитым мускульным слоем, и обволошенную верхнюю губу), – состоит из трех основных таксонов – долгопятов, широконосых и узконосых обезьян.

Долгопяты– это реликтовая группа, живущая в Юго-Восточной Азии, похожая на полуобезьян (рис. 1.4). В состав этой группы входит всего одно семейство, которое объединяет животных размером с крысу, ряде систематизационных схем их относят к высшим приматам. Долгопятовые появились в эоцене, ископаемые группы были обнаружены на территории Европы и Северной


Америки.

Рис. 1.3. Толстый лори Рис. 1.4. Филиппинский долгопят

Сейчас сохранились только на индонезийских и филиппинских островах. Современные долгопяты исключительно ночные животные. Яркая специализация к ночному и сумеречному образу жизни – огромные глаза и уши долгопятов. Живут в одиночку или парами, в бамбуковых зарослях, на маленьких деревьях или в осветленных лесах. Из-за передвижения прыжками задние ноги очень длинные, со специализированной стопой (пяточная и ладьевидная кости сильно удлиненны, большая и малая берцовые кости частично срослись, а большой палец стопы увеличен для хватания). Питаются насекомыми, пауками, мелкими ящерицами.

Широконосые и узконосые обезьяны – это группа человекоподобных высших приматов. Их еще называют обезьянами Нового и Старого Света. Примерно 35 млн. лет назад обе Америки отделились от Евразии и Африки, поэтому широконосые обезьяны развивались там в изоляции. У большинства обезьян Нового Света хрящевая носовая перегородка широкая, а ноздри широко разделены и обращены наружу. Современные широконосые обезьяныпредставлены древесными обезьянами двух семейств – игруновыми и цебидами, живущими в тропических влажных лесах Центральной и Южной Америки, это практически полностью древесные, стадные животные, на землю они почти не спускаются, едят преимущественно растения и насекомых. Внешне очень разнобразны, поведение иногда очень сложное. В морфологии характерно сочетание некоторых примитивных признаков в строении черепа и очень специализированных в строении тела, например, хватательный хвост. Для широконосых характерно образование "смешанных стай", в которые входят представители разных видов обезьян, а иногда даже еноты и птицы.

Размер широконосых обезьян колеблется от мыши до собаки. Широконосые - дневные животные, кроме нескольких видов, ведущих ночной образ жизни.

В Старом Свете приматы развивались более интенсивно и приспособились к наземному образу жизни. У обезьян Евразии и Африки более узкая носовая перегородка и ноздри, как у человека, обращены вниз. Узконосые обезьяныделятся на две группы: низшие узконосые обезьяны и человекоподобные обезьяны - гоминоиды.

Среди современных низших узконосых обезьян выделяют всего одно семейство – мартышковых, к этому семейству относятся - мартышки, макаки, мандрилы, павианы, тонкотелые обезьяны, колобусы, носачи, лангуры -обитающие в Африке, Азии и Европе (Гибралтар).

Рис. 1.5. Носач Рис. 1.6. Японская макака


Морфологически отличаются от понгид более простым мозгом и наличием хвоста (рис. 1.5, рис. 1.6). Мартышковые являются одной из наиболее эволюционно преуспевающих групп обезьян. Все виды ведут дневной образ жизни. Есть как наземные, так и древесные мартышковые. Они заняли

достаточно широкий спектр экологических ниш, все представители являются стадными и растительноядными.

Рис. 1.7. Шимпанзе Рис. 1.8. Горилла

К гоминоидам относятся современные люди и их ближайшие родственники - понгиды – человекообразные обезьяны. Современные человекообразные обезьяны (шимпанзе, горилла, орангутан, гиббон) представляют формы, около 10-15 млн. лет назад уклонившиеся от линии развития, общей с человеком (рис.1.7, рис. 1.8). Это крупные по размеру обезьяны, которые ведут дневной, стадный образ жизни и растительноядны. Крупные понгиды– орангутаны, гориллы и шимпанзе – ведут наземный образ жизни, а более мелкие – гиббоны - полностью древесные животные. Гиббоны и орангутаны населяют Юго-Восточную Азию, гориллы, шимпанзе - экваториальную Африку.

Поэтому их делят на две группы: азиатские формы, к которым относится орангутан и гиббон, и африканские, куда входят шимпанзе и горилла - это самый крупный из ныне живущих приматов. Люди находятся в более близком родстве с африканскими человекообразными обезьянами. Из них наиболее близки человеку анатомически и поведенчески шимпанзе.

Род Шимпанзе включает два современных вида: шимпанзе обыкновенный и бонобо, или карликовый шимпанзе.

Обыкновенный шимпанзе распространен в Экваториальной Африке, где обитает в тропических дождевых и горных лесах. Это крупные обезьяны с общей длиной тела до 1,5 м, масса тела 45-50 кг, иногда до 80 кг. Питаются шимпанзе преимущественно растительной пищей, изредка термитами и муравьями. С некоторой регулярностью шимпанзе охотятся на мелких животных. Характерно, что при этом у них резко меняется поведение. Например, появляется альтруизм - они делятся мясом, а также в группе перестает действовать установившаяся иерархия - даже доминирующая особь не может отнять мясо у подчиненной особи.

Карликовый шимпанзе обитает на небольшой территории между реками Конго и Луабала. По размеру он значительно меньше, чем обыкновенный шимпанзе, стройный, кожа лица его черная, по бокам лба волосы более длинные. Характерно, что карликовый шимпанзе чаще передвигается на задних ногах, перенося в руках разные предметы, например, орехи. У шимпанзе весьма развито использование орудий, например, они раскалывают орехи камнями.

Современный человек довольно резко выделяется из прочих гоминоидов одними признаками и крайне схож с ними по ряду других. Современный человек населяет всю планету, приспособлен к дневному образу жизни и всеяден.

Имеет свои особенности. Связаны они с биосоциальной основой Человека разумного.

Человек: систематика

С одной стороны, человек является объектом живой природы, представителем Царства Животные. С другой - это социальная личность, которая живет по законам общества и строго подчиняется им. Поэтому современной наукой систематика человека и особенности его происхождения рассматриваются как с биологической, так и с социальной позиции.

Систематика человека: таблица

Представители таксонов, к которым принадлежит современный человек, имеют ряд сходных черт строения. Это является доказательством наличия их единого предка и общего пути эволюции.

Таксономическая единица Черты сходства и характерные признаки
Тип Хордовые Формирование на начальных этапах развития зародыша хорды и нервной трубки
Подтип Позвоночные

Формирование внутреннего которого является позвоночник

Класс Млекопитающие Выкармливание детенышей молоком, наличие диафрагмы, дифференцированных зубов, легочного дыхания, теплокровность, внутриутробное развитие
Отряд Приматы Пятипалые конечности, противопоставление большого пальца остальным, идентичность 90 % генов шимпанзе
Семейство Гоминиды Развитие головного мозга, способность к прямохождению
Род Человек Наличие сводчатой стопы, свободная и развитая верхняя конечность, наличие изгибов позвоночника, членораздельная речь
Вид Человек разумный Интеллект и абстрактное мышление

Тип Хордовые

Как видите, место человека в систематике четко определено. Гетеротрофный тип питания, ограниченный рост, способность к активному передвижению определяют его принадлежность к Царству Животные. А вот по особенностям является представителем К этой систематической единице также относятся классы Костные и Хрящевые рыбы, Пресмыкающиеся, Земноводные и Птицы.

Как такие разные организмы могут относиться к одному типу? Все дело в их эмбриональном развитии. На ранних стадиях у них закладывается осевой тяж - хорда. Над ней формируется нервная трубка. А под хордой - кишечник в виде сквозной трубки. В глотке находятся жаберные щели. По мере развития эти зачаточные структуры у человека претерпевают ряд метаморфоз.

Из хорды развивается позвоночник, из нервной трубки - спинной и головной мозг. Кишечник приобретает сквозную структуру. Жаберные щели в глотке зарастают, в результате чего человек переходит к легочному дыханию.

Классс Млекопитающие

Типичным представителем класса Млекопитающие является человек. Систематика относит его к этому таксону не случайно, а по целому ряду характерных признаков. Подобно всем представителем млекопитающих животных, человек выкармливает своих детенышей молоком. Это ценное питательное вещество вырабатывается в специализированных железах.

Систематика человека разумного относит его к группе плацентарных млекопитающих. Во время внутриутробного развития этот орган связывает организм матери и будущего ребенка. В плаценте их кровеносные сосуды переплетаются, между ними устанавливается временная связь. Результатом такой работы является осуществление транспортной и защитной функций.

Сходство человека с другими представителями млекопитающих заключается также в особенностях строения систем органов и протекании физиологических процессов. К ним относится ферментативное пищеварение. Биологически активные вещества выделяются печенью, слюнными и поджелудочной железой. Общей чертой является и наличие дифференцированных зубов: резцов, клыков, больших и малых коренных.

Наличие четырехкамерного сердца и двух кругов кровообращения обусловливает теплокровность человека. Это означает, что температура его тела не зависит от данного показателя в окружающей среде.

Вид Человек разумный

Согласно самой распространенной гипотезе, человек и некоторые виды современных обезьян имеют одного предка. Этому есть ряд доказательств. Семейство Гоминиды характеризуется важным признаком - прямохождением. Эта черта, безусловно, была связана с изменением образа жизни, что привело к высвобождению передних конечностей и развитию руки как органа труда.

Процесс становления современного вида проходил в несколько стадий: древнейшие, древние и первые современные люди. Эти фазы не сменяли друг друга, а определенный период сосуществовали и конкурировали между собой.

Древнейшие, или обезьянолюди, умели самостоятельно изготавливать орудия труда из камней, добывать огонь, жили первичным стадом. Древние, или неандертальцы, общались с помощью жестов и зачаточной членораздельной речи. Их орудия труда были еще и костяными. Современные люди, или кроманьонцы, сооружали собственное жилье или жили в пещерах. Они шили одежду из шкур, знали гончарное дело, приручали животных, выращивали растения.

Человек, систематика которого определяется совокупностью анатомии, физиологии и поведенческих реакций, является результатом длительных эволюционных процессов.

Вопрос 1. Охарактеризуйте систематическое положение человека в животном мире.
Человек относится к типу Хордовых, подтипу Позвоночных, классу Млекопитающих, подклассу Плацентарных, отряду Приматов, подотряду Человекоподобных (антропоиды-Высшие обезьяны) приматов, надсемейству Высших узконосых обезьян, семейству Гоминид (Людей),единственному роду Человек (Homo) с единственным видом Человек разумный (Homo Sapiens).
Кроме подотряда антропоидов, к приматам относят еще лемуров и долгопятов.

Вопрос 2. Укажите признаки человека как представителя класса млекопитающих.
Человека можно отнести к классу Млекопитающие по следующим признакам:
семь шейных позвонков;
волосяной покров, потовые и сальные железы кожи;
хорошо развитые губы и мускулистые щеки;
диафрагма и альвеолярные легкие;
ушная раковина и три слуховые косточки среднего уха;
одна дуга аорты (левая) и безъядерные эритроциты;
теплокровность;
молочные железы, забота о потомстве;
сходство в развитии зародыша.

Вопрос 3. Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?
Человека с человекообразными обезьянами (понгидами) роднят большая величина тела, отсутствие хвоста и защечных мешков, хорошее развитие мимической мускулатуры, сходная структура черепа и скелета вообще. Кроме того, общими у людей и человекообразных обезьян являются группы крови и резус-фактор, сходство хромосом (из 23 хромосом 13 сходны с шимпанзе), различные заболевания, длительный срок беременности и продолжительный препубертатный (дорепродуктивный) период. Объединяет их и высокий уровень развития высшей нервной деятельности, способность к быстрому обучению, способность использовать орудия, хорошая память, богатые эмоции. В качестве примера можно привести эксперименты по обучению человекообразных обезьян языку глухонемых, в ходе которых гориллы и шимпанзе усваивали до 200-300 слов-жестов. Геном человека и шимпанзе совпадает на 98,5%.

Вопрос 4. Перечислите особенности строения, присущие только человеку.
Существуют отличия человека от животных.
Человек - социальное существо, производящее орудия труда, использующее их для воздействия на природу. Человек имеет высокоразвитый мозг, обладает сознанием, мышлением, членораздельной речью и рядом анатомических особенностей, возникших в связи с трудовой деятельностью, свойственной только человеку. Отличия связаны с направлением эволюции. Человек и человекообразные обезьяны - две ветви отряда приматов, которые в сравнительно недавнее время отделились от общего родословного ствола.
Для человека характерно:
1. Приспособление к прямохождению. Позвоночник приобрел S-образную изогнутость, стопа имеет куполообразную форму. Это главные приспособления, обеспечивающие амортизацию ударов и сотрясений тела при ходьбе, прыжках, что важно для защиты головного мозга. Большой палец ноги выполняет функцию опоры. Таз шире, он принимает на себя давление органов в вертикальном положении. Грудная клетка плоская, сжата с боков, в связи с давлением, которое внутренние органы оказывают на ребра, вследствие горизонтального положения туловища при ходьбе. Мозговая часть черепа увеличилась и преобладает над лицевой. Отсутствуют надбровные дуги. Челюсти и жевательная мускулатура развиты слабее. В нижнем отделе тела особенно развиты ягодичные, четырехглавая, икроножная, камбаловидная мышцы. Последствия прямохождения связаны с ограничением быстроты передвижения, гипертонией, неподвижным крестцом, расширением вен на ногах, остеохондрозом.
2. Наличие гибкой кисти руки - органа труда, приспособленного к сложным движениям. Кисть человека специализирована как хватательный орган, хорошо подвижен большой палец. У человека руки короче ног.
3. Хорошо развит мозг. У человека сильно развиты височные, лобные и теменные доли, где находятся главнейшие центры высшей нервной деятельности. Поверхность мозга - 1250 см2. Поверхность коры в лобном отделе вдвое больше, чем у высших обезьян. Характерно появление речи, отвлеченное мышление, сознание.
4. Кожа, лишенная шерсти, стала гигантским рецепторным полем, способным приносить в мозг ополнительную информацию. Это послужило фактором интенсивного развития мозга. "Полысение" кожи - последняя биологическая предпосылка для становления человека как творческого социального существа.

Вопрос 5. Какое
Увеличение размера и усложнение структуры мозга обеспечили человеку возможность развития множества функций, таких как высокоорганизованная нервная деятельность, способность к обучению, наличие большого объема памяти и сложных эмоций, речи. Также они способствовали возникновению абстрактного мышления и способности к труду. Центры, связанные с органами чувств, обеспечивают тончайший анализ зрительной и слуховой информации, что позволяет нам воспринимать и понимать мимику и речь. Двигательные центры мозга осуществляют чрезвычайно точное и оперативное управление мышцами пальцев, голосовых связок и т. д. Во многом именно развитие мозга позволило человеку достичь той высокой ступени эволюционного развития, кото-рую он сейчас занимает.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.