Общие признаки человека и млекопитающих. Систематическое положение человека в животном мире Систематическое положение человека в системе животного мира
Впервые отнес человека к животному царству Аристотель, поместив его на высшую ступеньку в «Лестнице существ». Выдающийся шведский натуралист Карл Линней высказал мысль о происхождении человека от обезьяноподобных предков. В своем знаменитом труде «Система природы» (1735 г.) он поместил человека в один отряд с приматами на основании морфологического сходства. Эту же мысль позже высказали Ж-Б. Ламарк (1809 г., «Философия зоологии») и известный русский эволюционист К.Ф. Рулье. Ч. Дарвин в работе «Происхождение человека и половой отбор» (1871г.), обобщив огромный материал из области систематики, сравнительной анатомии, эмбриологии, физиологии, палеонтологи, привел веские доказательства об общем происхождении человека и человекообразных обезьян. Ч. Дарвин писал: «Если мы не станем нарочито закрывать глаза, то при современном уровне знаний сможем приблизительно узнать наших прародителей, и нам незачем стыдиться их».
Появление человека как биологического вида – результат длительного эволюционного процесса развития животного мира. Человек в себе сочетает принципиальные черты строения и жизнедеятельности, которыми характеризуются животные. Анатомические и физиологические особенности современного человека выделяют его в особый биологический вид - Человек разумный (Homo sapiens ) (таблица 4).
Таблица 4
Положение человека в системе органического мира
Общность человека и позвоночных животных подтверждается общностью плана их строения: скелет, нервная система, системы кровообращения, дыхания, пищеварения. Особенно убедительно родство человека и животных обнаруживается при сравнении их эмбрионального развития (рисунок 22).
Рисунок 22. Стадии развития эмбрионов человека и позвоночных животных.
I – рыба, II – тритон, III – черепаха, IV – птица, V – свинья, VI – корова, VII – кролик, VIII – человек.
На ранних этапах эмбрионального развития зародыш человека трудно отличить от зародышей других позвоночных животных. В эмбриональном периоде развития у зародыша человека закладывается двухкамерное сердце, шесть пар жаберных дуг, хвостовая артерия – признаки рыбообразных придатков. От амфибий человек унаследовал плавательные перепонки между пальцами, которые имеются у зародыша. Слабая теплорегуляция у новорожденных детей и детей до 5 лет указывает на происхождение от животных с непостоянной температурой тела. Головной мозг плода гладкий, без извилин, как у низших млекопитающих мезозойской эры. У шестинедельного зародыша имеется несколько пар млечных желез. Закладывается также хвостовой отдел позвоночника, который затем превращается в копчик. Таким образом, основные черты строения и эмбрионального развития подтверждают животное происхождение человека. Специфические (видовые) человеческие особенности возникают лишь на самых поздних стадиях эмбрионального развития.
Видовые особенности человека, отличающие его от других животных (в частности других млекопитающих):
Прямохождение;
Ноги длиннее рук, сводчатая стопа, пальцы на ногах короткие, первый палец часто самый длинный и не отклоняется;
Сильно развитая мускулатура нижних конечностей;
Очень подвижный скелет руки, особенно кисти; кисть с крупным и самостоятельным в своем движении большим пальцем;
Очень подвижный плечевой сустав, допускающий вращательные движения с размахом почти 180 0 ;
Позвоночник с четырьмя изгибами;
Расположение таза под углом 60 0 к горизонтальной плоскости;
Сочленение шеи находится в средней части основания черепа;
Лицо короткое, почти вертикальное под лобной частью черепа;
Челюсти небольшие, с округлой челюстной дугой;
Клыки обычно не длиннее премоляров, впереди и позади них нет щелей;
Большой объем мозгового черепа по сравнению с лицевым отделом черепа;
Большая часть тела без волосяного покрова;
Ограниченная плодовитость.
Перечисленные особенности строения и физиологии человека – результат эволюции его животных предков. Важным свидетельством родства человека с животными служат рудименты и атавизмы. В теле человека около 90 рудиментов: копчиковая кость (остаток редуцированного хвоста); складка в уголке глаза (остаток мигательной перепонки); тонкие волосы на теле (остаток шерсти); отросток слепой кишки – аппендикс и др. Все эти рудименты бесполезны для человека и являются наследием животных предков (рисунок 23).
Рисунок 23. Рудименты человека: А – третье веко: 1 – человека; 2 – птицы; Б – ушная раковина: 1 – шестимесячного зародыша; 2 – взрослого человека; 3 – обезьяны; В – слепая кишка с червеобразным отростком: 1 – человека; 2 – копытного.
Рисунок 24. Атавизмы человека: «львиный мальчик», хвостатый мальчик.
Рисунок 25. Человек и человекообразные обезьяны: а – скелеты: 1 – человека, 2 – гориллы, 3 – орангутанга, 4 – гиббона; б – мозг: 1 – человека, 2 – шимпанзе, 3 – орангутана.
, атавизмы , рудименты , эмбриологические , болезни , хордовые , позвоночные , гоминиды , люди
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Педагогическая технология: модульное обучение.
Методы и приёмы: сотрудничество в малой группе, самостоятельная работа с текстом и рисунками учебника.
Оборудование: учебник под ред. Д. В. Колесова, методички для учащихся, бланки таблиц, листочки бумаги, простые карандаши, рабочие тетради.
Цели урока: образовательная: сформировать знания о родстве человека с животными; научить объяснять родство человека с животными; развивающая: совершенствовать умения самостоятельной работы с учебником; воспитательная: развивать умения общения друг с другом и учителем; продолжить формирование навыков самооценки.
План урока
1. Организационный момент.
2. УЭ - 0. Постановка познавательной задачи.
3. УЭ - 1. Входной контроль.
4 . УЭ - 2. Изучение нового материала на основе знаний из предыдущего курса биологии животных.
5. УЭ - 3. Изучение и первичное закрепление изученного материала.
6. УЭ - 4. Выходной контроль.
7. УЭ - 5. Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. УЭ - 0. Постановка познавательной задачи.
Учитель. У вас на столах лежат методические пособия (Приложение 1). Ознакомьтесь с информацией, которая дана в методичке. Как вы думаете, какую информацию можно извлечь из неё?
Ученики. Методическое пособие является инструкцией к данному уроку. Можно узнать, что мы будем изучать на уроке, в какой последовательности, вид работы, цели каждого этапа. Можно будет оценить свою работу.
Учитель. Ознакомьтесь с содержанием учебного элемента – 0. У вас есть вопросы по цели урока? Вам понятно, какие знания и умения будут формироваться на этом уроке? Если всё понятно, то приступаем к решению задачи учебного элемента–1. Ознакомьтесь с содержанием учебного элемента – 1. Какие вопросы у вас возникли?
Если вопросов нет, выполняйте по инструкциям задания.
Цель данного этапа урока: вспомнить методы доказательства родства живых организмов.
Записать в тетрадях дату и тему урока. Прочитать и выполнить задание: установите соответствие между наукой и предметом её изучения. Ответ записать в виде последовательности букв, каждую букву отделять запятой. Форма работы - индивидуальная. Записи в тетрадях. Время выполнения задания - 5 мин.
1. Анатомия
2. Физиология организмов
3. Эмбриология
Предмет науки
А. Функции органов и организма
Б. Изучение зародышевого развития
В. Строение органов и организма
Учитель. Обратите внимание на экран. Вы видите правильный ответ на вопрос. Проверьте каждый свою работу. Правила оценивания работы даны в вашей методичке. Баллы запишите в тетрадь. За правильный ответ 2 балла. Если выполнено 50% работы, то 1 балл.
УЭ – 1. В, А, Б
Учитель. Приступайте к выполнению заданий следующего этапа учебного элемента–2.
Цель: определить методы, с помощью которых установлена принадлежность человека к определённым систематическим группам.
2. Проанализировать прочитанное.
4. Подготовиться к защите работы.
Форма работы: сотрудничество в малой группе. Распределить следующие роли: командир, секретарь, консультанты. Выбрать задание согласно выполняемой роли.
Создаются группы по желанию. Учитель должен контролировать распределение учеников по группам, так как по составу группы должны быть примерно одинаковы. Время, затрачиваемое на создание групп – 1-2 минуты.
Заполнить таблицу, приведённую в приложении 2 простым карандашом. Продолжительность работы – 15 минут.
Учитель. Внимание. Переходим к следующему этапу работы на уроке.
Цель: обосновать выбор методов доказательства родства человека с животными.
1. Назвать методы доказательства родства человека с животными.
2. Объяснить выбор.
Ответ группы оценивается учителем по пятибалльной шкале. Работа фронтальная.
Каждая группа отвечает на вопрос об определённой систематической группе по цепочке. Эталоны ответов приведены в таблице.
Методы доказательства родства человека с различными группами животных
Систематическая группа животных |
Методы доказательства родства человека с животными |
Обоснование |
1. Царство Животные | Сравнительно - анатомические | Атавизмы, рудименты |
2. Тип Хордовые | Эмбриологические | Сходство эмбрионов |
3. Подтип Позвоночные | Сравнительно - анатомические | Сходство строения скелета, кровеносной и нервной систем |
4. Класс Млекопитающие | Сравнительно - анатомические, физиологические |
Сходство строения лёгких, сердца, наличие диафрагмы, постоянная температура тела, вскармливание грудного ребёнка молоком, вынашивание плода в матке |
5. Отряд Приматы | Сравнительно - анатомические | Сходство строения: плоские ногти, пятипалая конечность, строение кисти руки |
6. Семейство Гоминиды | Физиологические | Одинаковые болезни |
7. Род Человек | Сравнительно - анатомические, | |
8. Вид Человек разумный (все люди к одному виду) |
Сравнительно - анатомические, физиологические, эмбриологические |
Сходство строения, функций органов, зародышевого развития |
Учитель. Ознакомьтесь с целями и заданиями учебного элемента-4. Прочитайте внимательно инструкцию по оформлению ответа. Есть вопросы по оформлению ответа? Если вопросы отсутствуют, приступайте к работе.
Цель: выполнить проверочную работу. Продолжительность работы – 4 минуты. Форма работы – индивидуальная.
1. Выполнить задание по вариантам.
Отметьте знаком “+” верные утверждения, а знаком “-” – неверные. Ответ оформите в виде последовательности математических знаков.
1. Человек относится к типу Хордовые.
2. Человек относится к типу Позвоночные.
3. Вид Человек разумный – это один из видов царства животных.
4. Рудименты – это пример сравнительно – анатомической группы доказательств родства человека с животными.
5. Современный человек относится к виду Человек разумный.
1. Человек относится к отряду Приматы.
2. Человек относится к подтипу Позвоночные.
3. Человек относится к классу Позвоночные.
4. Атавизмы – это один из примеров сравнительно – анатомической группы доказательств родства человека с животными.
5. Наличие диафрагмы – одно из доказательств принадлежности человека к классу Млекопитающие.
Ученики. Выполняют задание.
Учитель. Внимание. Работу заканчиваем. Проверяем работу. За каждый правильный ответ – 1 балл. Правильные ответы даны на доске.
УЭ – 4. Вар.1. + - +++; Вар. 2. ++- ++
Учитель. Выполните задания последнего этапа урока.
2. Выбрать домашнее задание по таблице.
Оценки за урок и домашнее задание
Молодцы! Подготовьте сообщение |
В соответствии с современными научными представлениями, анатомически современный человек является результатом развития материи на протяжении 13,7 миллиардов лет и представляет собой наиболее сложно организованную ее разновидность из всего наблюдаемого.
Общеизвестно, что человек принадлежит к миру многоклеточных существ. Среди коллосального количества многоклеточных форм человек относится к группе двустороннесимметричных: правая и левая половины нашего тела относятся между собой как предмет и его изображение в зеркале. Среди двустороннесимметричных организмов человек занимает соответствующее место в царстве животных.
Организм человека имеет много признаков, общих с млекопитающими: позвоночник, 7 шейных позвонков, две пары конечностей рычажного типа, замкнутая кровеносная система, четырехкамерное сердце, безъядерные эритроциты, волосяной покров, постоянная температура тела, легочное дыхание, хорошо развитая нервная система и органы чувств. Наиболее велико сходство человека с приматами.
По критериям зоологической систематики вид «человека разумного» (Homo sapiens) в составе особого семейства гоминид относится к отряду приматов, класса млекопитающих, подтип позвоночных, тип хордовых (табл. № 1).
Таблица №1
Место современного человека в царстве животных
Таксон | Латинское Название | Русское Название | Состав данной группы Животных |
Царство | Животные | Все животные | |
Тип | Chordata | Хордовые | Все животные, имеющие хорду |
Подтип | Vertebrata | Позвоночные | Все животные, имеющие позвоночник и 2 пары конечностей |
Класс | Mammalia | Млекопитающие | Все теплокровные животные, покрытые шерстью, которые рождают живых детенышей |
Отряд | Primates | Приматы | Полуобезьяны, обезьяны, человекообразные обезьяны и человек |
Подотряд | Haplorhini | Гаплори- новые | Долгопяты, обезьяны, человекообразные обезьяны и человек |
Инфраотряд | Catarrhini | Узконосые обезьяны | Обезьяны Старого Света, человекообразные обезьяны и человек |
Надсемейство | Hominoidea | Гоминоиды | Человекообразные обезьяны и человек |
Семейство | Hominidae | Гоминиды | Человек и его предки |
Род | Homo | Собственно люди | Человек |
Вид | H. sapiens | - | Неоантроп |
Подвид | H. sapiens sapiens | - | Анатомически современный человек (люди) |
Систематика представителей отряда Приматов.
Известно около 200 видов современных приматов, объединенных в 61 род, 12 семейств (табл. № 2). В настоящее время численность приматов быстро сокращается. В Красную книгу занесено свыше 60 их видов и подвидов.
Ныне живущие приматы делятся на две основные группы – стрепсириновые и гаплориновые. Первая группа – стрепсириновые приматы - это наиболее древняя группа приматов, к которой относят полуобезьян - самых примитивных представителей приматов.
Рис. 1.1. Обыкновенная тупайя Рис. 1.2. Мангустовый лемур
К этой группе относится 6 семейств: тупайи (рис. 1.1), лемуры (рис. 1.2), лори (рис. 1.3), индри и др.
Стрепсириновые приматы обладают ноздрями в виде запятых, открывающимися на оголенную часть кончика носа, верхняя губа у этих приматов гладкая неподвижная и без волос. Кроме более примитивной морфологии, полуобезьяны небольшие по размерам, отличаются от настоящих обезьян поведением. Это почти исключительно ночные, насекомоядные и травоядные животные, живущие группами, но некоторые виды ведут одиночный образ жизни.
Вторая группа – гаплориновые приматы(имеют ноздри более округлые, окаймленные стенками носа и открывающимися на подвижную, с развитым мускульным слоем, и обволошенную верхнюю губу), – состоит из трех основных таксонов – долгопятов, широконосых и узконосых обезьян.
Долгопяты– это реликтовая группа, живущая в Юго-Восточной Азии, похожая на полуобезьян (рис. 1.4). В состав этой группы входит всего одно семейство, которое объединяет животных размером с крысу, ряде систематизационных схем их относят к высшим приматам. Долгопятовые появились в эоцене, ископаемые группы были обнаружены на территории Европы и Северной
Америки.
Рис. 1.3. Толстый лори Рис. 1.4. Филиппинский долгопят
Сейчас сохранились только на индонезийских и филиппинских островах. Современные долгопяты исключительно ночные животные. Яркая специализация к ночному и сумеречному образу жизни – огромные глаза и уши долгопятов. Живут в одиночку или парами, в бамбуковых зарослях, на маленьких деревьях или в осветленных лесах. Из-за передвижения прыжками задние ноги очень длинные, со специализированной стопой (пяточная и ладьевидная кости сильно удлиненны, большая и малая берцовые кости частично срослись, а большой палец стопы увеличен для хватания). Питаются насекомыми, пауками, мелкими ящерицами.
Широконосые и узконосые обезьяны – это группа человекоподобных высших приматов. Их еще называют обезьянами Нового и Старого Света. Примерно 35 млн. лет назад обе Америки отделились от Евразии и Африки, поэтому широконосые обезьяны развивались там в изоляции. У большинства обезьян Нового Света хрящевая носовая перегородка широкая, а ноздри широко разделены и обращены наружу. Современные широконосые обезьяныпредставлены древесными обезьянами двух семейств – игруновыми и цебидами, живущими в тропических влажных лесах Центральной и Южной Америки, это практически полностью древесные, стадные животные, на землю они почти не спускаются, едят преимущественно растения и насекомых. Внешне очень разнобразны, поведение иногда очень сложное. В морфологии характерно сочетание некоторых примитивных признаков в строении черепа и очень специализированных в строении тела, например, хватательный хвост. Для широконосых характерно образование "смешанных стай", в которые входят представители разных видов обезьян, а иногда даже еноты и птицы.
Размер широконосых обезьян колеблется от мыши до собаки. Широконосые - дневные животные, кроме нескольких видов, ведущих ночной образ жизни.
В Старом Свете приматы развивались более интенсивно и приспособились к наземному образу жизни. У обезьян Евразии и Африки более узкая носовая перегородка и ноздри, как у человека, обращены вниз. Узконосые обезьяныделятся на две группы: низшие узконосые обезьяны и человекоподобные обезьяны - гоминоиды.
Среди современных низших узконосых обезьян выделяют всего одно семейство – мартышковых, к этому семейству относятся - мартышки, макаки, мандрилы, павианы, тонкотелые обезьяны, колобусы, носачи, лангуры -обитающие в Африке, Азии и Европе (Гибралтар).
Рис. 1.5. Носач Рис. 1.6. Японская макака
Морфологически отличаются от понгид более простым мозгом и наличием хвоста (рис. 1.5, рис. 1.6). Мартышковые являются одной из наиболее эволюционно преуспевающих групп обезьян. Все виды ведут дневной образ жизни. Есть как наземные, так и древесные мартышковые. Они заняли
достаточно широкий спектр экологических ниш, все представители являются стадными и растительноядными.
Рис. 1.7. Шимпанзе Рис. 1.8. Горилла
К гоминоидам относятся современные люди и их ближайшие родственники - понгиды – человекообразные обезьяны. Современные человекообразные обезьяны (шимпанзе, горилла, орангутан, гиббон) представляют формы, около 10-15 млн. лет назад уклонившиеся от линии развития, общей с человеком (рис.1.7, рис. 1.8). Это крупные по размеру обезьяны, которые ведут дневной, стадный образ жизни и растительноядны. Крупные понгиды– орангутаны, гориллы и шимпанзе – ведут наземный образ жизни, а более мелкие – гиббоны - полностью древесные животные. Гиббоны и орангутаны населяют Юго-Восточную Азию, гориллы, шимпанзе - экваториальную Африку.
Поэтому их делят на две группы: азиатские формы, к которым относится орангутан и гиббон, и африканские, куда входят шимпанзе и горилла - это самый крупный из ныне живущих приматов. Люди находятся в более близком родстве с африканскими человекообразными обезьянами. Из них наиболее близки человеку анатомически и поведенчески шимпанзе.
Род Шимпанзе включает два современных вида: шимпанзе обыкновенный и бонобо, или карликовый шимпанзе.
Обыкновенный шимпанзе распространен в Экваториальной Африке, где обитает в тропических дождевых и горных лесах. Это крупные обезьяны с общей длиной тела до 1,5 м, масса тела 45-50 кг, иногда до 80 кг. Питаются шимпанзе преимущественно растительной пищей, изредка термитами и муравьями. С некоторой регулярностью шимпанзе охотятся на мелких животных. Характерно, что при этом у них резко меняется поведение. Например, появляется альтруизм - они делятся мясом, а также в группе перестает действовать установившаяся иерархия - даже доминирующая особь не может отнять мясо у подчиненной особи.
Карликовый шимпанзе обитает на небольшой территории между реками Конго и Луабала. По размеру он значительно меньше, чем обыкновенный шимпанзе, стройный, кожа лица его черная, по бокам лба волосы более длинные. Характерно, что карликовый шимпанзе чаще передвигается на задних ногах, перенося в руках разные предметы, например, орехи. У шимпанзе весьма развито использование орудий, например, они раскалывают орехи камнями.
Современный человек довольно резко выделяется из прочих гоминоидов одними признаками и крайне схож с ними по ряду других. Современный человек населяет всю планету, приспособлен к дневному образу жизни и всеяден.
Имеет свои особенности. Связаны они с биосоциальной основой Человека разумного.
Человек: систематика
С одной стороны, человек является объектом живой природы, представителем Царства Животные. С другой - это социальная личность, которая живет по законам общества и строго подчиняется им. Поэтому современной наукой систематика человека и особенности его происхождения рассматриваются как с биологической, так и с социальной позиции.
Систематика человека: таблица
Представители таксонов, к которым принадлежит современный человек, имеют ряд сходных черт строения. Это является доказательством наличия их единого предка и общего пути эволюции.
Таксономическая единица | Черты сходства и характерные признаки |
Тип Хордовые | Формирование на начальных этапах развития зародыша хорды и нервной трубки |
Подтип Позвоночные | Формирование внутреннего которого является позвоночник |
Класс Млекопитающие | Выкармливание детенышей молоком, наличие диафрагмы, дифференцированных зубов, легочного дыхания, теплокровность, внутриутробное развитие |
Отряд Приматы | Пятипалые конечности, противопоставление большого пальца остальным, идентичность 90 % генов шимпанзе |
Семейство Гоминиды | Развитие головного мозга, способность к прямохождению |
Род Человек | Наличие сводчатой стопы, свободная и развитая верхняя конечность, наличие изгибов позвоночника, членораздельная речь |
Вид Человек разумный | Интеллект и абстрактное мышление |
Тип Хордовые
Как видите, место человека в систематике четко определено. Гетеротрофный тип питания, ограниченный рост, способность к активному передвижению определяют его принадлежность к Царству Животные. А вот по особенностям является представителем К этой систематической единице также относятся классы Костные и Хрящевые рыбы, Пресмыкающиеся, Земноводные и Птицы.
Как такие разные организмы могут относиться к одному типу? Все дело в их эмбриональном развитии. На ранних стадиях у них закладывается осевой тяж - хорда. Над ней формируется нервная трубка. А под хордой - кишечник в виде сквозной трубки. В глотке находятся жаберные щели. По мере развития эти зачаточные структуры у человека претерпевают ряд метаморфоз.
Из хорды развивается позвоночник, из нервной трубки - спинной и головной мозг. Кишечник приобретает сквозную структуру. Жаберные щели в глотке зарастают, в результате чего человек переходит к легочному дыханию.
Классс Млекопитающие
Типичным представителем класса Млекопитающие является человек. Систематика относит его к этому таксону не случайно, а по целому ряду характерных признаков. Подобно всем представителем млекопитающих животных, человек выкармливает своих детенышей молоком. Это ценное питательное вещество вырабатывается в специализированных железах.
Систематика человека разумного относит его к группе плацентарных млекопитающих. Во время внутриутробного развития этот орган связывает организм матери и будущего ребенка. В плаценте их кровеносные сосуды переплетаются, между ними устанавливается временная связь. Результатом такой работы является осуществление транспортной и защитной функций.
Сходство человека с другими представителями млекопитающих заключается также в особенностях строения систем органов и протекании физиологических процессов. К ним относится ферментативное пищеварение. Биологически активные вещества выделяются печенью, слюнными и поджелудочной железой. Общей чертой является и наличие дифференцированных зубов: резцов, клыков, больших и малых коренных.
Наличие четырехкамерного сердца и двух кругов кровообращения обусловливает теплокровность человека. Это означает, что температура его тела не зависит от данного показателя в окружающей среде.
Вид Человек разумный
Согласно самой распространенной гипотезе, человек и некоторые виды современных обезьян имеют одного предка. Этому есть ряд доказательств. Семейство Гоминиды характеризуется важным признаком - прямохождением. Эта черта, безусловно, была связана с изменением образа жизни, что привело к высвобождению передних конечностей и развитию руки как органа труда.
Процесс становления современного вида проходил в несколько стадий: древнейшие, древние и первые современные люди. Эти фазы не сменяли друг друга, а определенный период сосуществовали и конкурировали между собой.
Древнейшие, или обезьянолюди, умели самостоятельно изготавливать орудия труда из камней, добывать огонь, жили первичным стадом. Древние, или неандертальцы, общались с помощью жестов и зачаточной членораздельной речи. Их орудия труда были еще и костяными. Современные люди, или кроманьонцы, сооружали собственное жилье или жили в пещерах. Они шили одежду из шкур, знали гончарное дело, приручали животных, выращивали растения.
Человек, систематика которого определяется совокупностью анатомии, физиологии и поведенческих реакций, является результатом длительных эволюционных процессов.
Вопрос 1. Охарактеризуйте систематическое положение человека в животном мире.
Человек относится к типу Хордовых, подтипу Позвоночных, классу Млекопитающих, подклассу Плацентарных, отряду Приматов, подотряду Человекоподобных (антропоиды-Высшие обезьяны) приматов, надсемейству Высших узконосых обезьян, семейству Гоминид (Людей),единственному роду Человек (Homo) с единственным видом Человек разумный (Homo Sapiens).
Кроме подотряда антропоидов, к приматам относят еще лемуров и долгопятов.
Вопрос 2. Укажите признаки человека как представителя класса млекопитающих.
Человека можно отнести к классу Млекопитающие по следующим признакам:
семь шейных позвонков;
волосяной покров, потовые и сальные железы кожи;
хорошо развитые губы и мускулистые щеки;
диафрагма и альвеолярные легкие;
ушная раковина и три слуховые косточки среднего уха;
одна дуга аорты (левая) и безъядерные эритроциты;
теплокровность;
молочные железы, забота о потомстве;
сходство в развитии зародыша.
Вопрос 3. Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?
Человека с человекообразными обезьянами (понгидами) роднят большая величина тела, отсутствие хвоста и защечных мешков, хорошее развитие мимической мускулатуры, сходная структура черепа и скелета вообще. Кроме того, общими у людей и человекообразных обезьян являются группы крови и резус-фактор, сходство хромосом (из 23 хромосом 13 сходны с шимпанзе), различные заболевания, длительный срок беременности и продолжительный препубертатный (дорепродуктивный) период. Объединяет их и высокий уровень развития высшей нервной деятельности, способность к быстрому обучению, способность использовать орудия, хорошая память, богатые эмоции. В качестве примера можно привести эксперименты по обучению человекообразных обезьян языку глухонемых, в ходе которых гориллы и шимпанзе усваивали до 200-300 слов-жестов. Геном человека и шимпанзе совпадает на 98,5%.
Вопрос 4. Перечислите особенности строения, присущие только человеку.
Существуют отличия человека от животных.
Человек - социальное существо, производящее орудия труда, использующее их для воздействия на природу. Человек имеет высокоразвитый мозг, обладает сознанием, мышлением, членораздельной речью и рядом анатомических особенностей, возникших в связи с трудовой деятельностью, свойственной только человеку. Отличия связаны с направлением эволюции. Человек и человекообразные обезьяны - две ветви отряда приматов, которые в сравнительно недавнее время отделились от общего родословного ствола.
Для человека характерно:
1. Приспособление к прямохождению. Позвоночник приобрел S-образную изогнутость, стопа имеет куполообразную форму. Это главные приспособления, обеспечивающие амортизацию ударов и сотрясений тела при ходьбе, прыжках, что важно для защиты головного мозга. Большой палец ноги выполняет функцию опоры. Таз шире, он принимает на себя давление органов в вертикальном положении. Грудная клетка плоская, сжата с боков, в связи с давлением, которое внутренние органы оказывают на ребра, вследствие горизонтального положения туловища при ходьбе. Мозговая часть черепа увеличилась и преобладает над лицевой. Отсутствуют надбровные дуги. Челюсти и жевательная мускулатура развиты слабее. В нижнем отделе тела особенно развиты ягодичные, четырехглавая, икроножная, камбаловидная мышцы. Последствия прямохождения связаны с ограничением быстроты передвижения, гипертонией, неподвижным крестцом, расширением вен на ногах, остеохондрозом.
2. Наличие гибкой кисти руки - органа труда, приспособленного к сложным движениям. Кисть человека специализирована как хватательный орган, хорошо подвижен большой палец. У человека руки короче ног.
3. Хорошо развит мозг. У человека сильно развиты височные, лобные и теменные доли, где находятся главнейшие центры высшей нервной деятельности. Поверхность мозга - 1250 см2. Поверхность коры в лобном отделе вдвое больше, чем у высших обезьян. Характерно появление речи, отвлеченное мышление, сознание.
4. Кожа, лишенная шерсти, стала гигантским рецепторным полем, способным приносить в мозг ополнительную информацию. Это послужило фактором интенсивного развития мозга. "Полысение" кожи - последняя биологическая предпосылка для становления человека как творческого социального существа.
Вопрос 5. Какое
Увеличение размера и усложнение структуры мозга обеспечили человеку возможность развития множества функций, таких как высокоорганизованная нервная деятельность, способность к обучению, наличие большого объема памяти и сложных эмоций, речи. Также они способствовали возникновению абстрактного мышления и способности к труду. Центры, связанные с органами чувств, обеспечивают тончайший анализ зрительной и слуховой информации, что позволяет нам воспринимать и понимать мимику и речь. Двигательные центры мозга осуществляют чрезвычайно точное и оперативное управление мышцами пальцев, голосовых связок и т. д. Во многом именно развитие мозга позволило человеку достичь той высокой ступени эволюционного развития, кото-рую он сейчас занимает.