Что является формой абстрактного мышления. Особенности и признаки абстрактного мышления

Мышлением в психологии называют познавательный процесс, при котором обобщённо и опосредованно отражается действительность. Опосредованно – значит, познавая одни свойства через другие, неведомое – через известное.

В процессе развития психики человек проходит сложный путь, продвигаясь от конкретного мышления ко все более абстрактному, от предметного ко внутреннему, классифицируя мышление по форме. В психологии различают:

— Наглядно-действенное

— Наглядно-образное

— Образное

— Абстрактно-логическое мышление.

Это своего рода ступени развития человека.

Ребёнок познаёт мир, исследуя предметы на ощупь, на вкус, разбирая, ломая, рассыпая, бросая, наблюдая и т.д., то есть через практические действия. Это – проявления наглядно-действенного мышления, его период примерно от 1 года и до 3 лет.

В дальнейшем подключается наглядно-образное мышление, которое все ещё основано на практическом исследовании реальности, но уже использует образы, которые и создаёт, и хранит. Эти образы могут не опираться на конкретные ощущения (например, сказочные герои). Это – мышление, представленное в виде образов и представлений, основанных на зрительном, тактильном, слуховом восприятии. Пик наглядно-образного мышления приходится на возраст примерно от 4 до 7 лет, но сохраняется он и у взрослых людей.

Следующая ступень – образное мышление. На этом этапе образы рождаются с помощью воображения или извлекаются из памяти. В случае использования образного мышления задействуется правое полушарие мозга. В отличие от наглядно-образного мышления, в образном широко используются словесные конструкции и отвлечённые понятия.

Наконец, при абстрактно-логическом мышлении используются символы, цифры и отвлечённые понятия, которые не воспринимаются органами наших чувств.

Абстрактное мышление

Абстрактное мышление занимается поиском и установлением общих закономерностей, присущих природе и человеческому обществу. Его цель – отражение через понятия и широкие категории неких общих связей и отношений. В этом процессе образы и представления второстепенны, они лишь помогают более точному отражению.

Благодаря развитию абстрактного мышления мы можем воспринимать общую, целостную картину явлений и событий, не зацикливаясь на деталях, абстрагируясь от них. Идя этим путём, можно выйти за границы привычных правил и совершить прорыв, открыв нечто новое.

Развитию абстрактного мышления во многом способствовало создание языковой системы. Слова закреплялись за предметами, абстракциями и явлениями. Смысл, заложенный в словах, становилось возможным воспроизводить независимо от ситуаций, связанных с этими предметами и их свойствами. Речь позволяла включать воображение, представлять в сознании то или иное и закреплять навыки воспроизведения.

Абстрактное мышление отражает реальность в форме понятий, суждений и умозаключений.

Понятие отражает и объединяет предметы, явления и процессы через какие-либо существенные признаки. Оно стало первичной и преобладающей формой мысленного абстрактного отображения событий. Примеры понятий: «волк», «студент 1 курса», «высокий юноша».

Суждения либо отрицают, либо подтверждают явления, предметы, ситуации и т.д., раскрывают наличие или отсутствие между ними каких-либо связей, взаимодействий. Они бывают простыми и сложными. Пример простого: «девочка играет в мяч», сложного – «луна вышла из-за туч, поляна осветилась».

Умозаключения – мыслительный процесс, позволяющий сделать совершенно новые выводы из существующего суждения (или из суждений). Например: «Всё березы осенью сбрасывают листву, я посадил березу, следовательно, она тоже осенью будет сбрасывать листву». Или классическое: «Все люди умирают, я – человек, следовательно, я тоже умру».

Абстрактно-логическое мышление через логические операции с понятиями отражает взаимосвязи, отношения между предметами и явлениями в мире, который нас окружает. Оно благоприятствует поиску необычных решений самых разных задач, адаптации к постоянно меняющимся условиям.

Существуют некоторые особенности, присущие абстрактно-логическому мышлению:

— Знание понятий и критериев, как существующих, так и лишь предположительно существующих в реальном мире и умение ими пользоваться.

— Умение анализировать, обобщать и систематизировать информацию.

— Умение выявлять закономерности окружающего мира даже без непосредственного взаимодействия с ним.

— Умение формировать причинно-следственные связи.

Абстрактно-логическое мышление – основа процесса обучения, и оно применимо в любой осознанной деятельности, как в науке, так и в быту.

Развитие абстрактного мышления происходит в детстве, и очень важно уделять ему должное внимание. В одной из последующих статей мы расскажем о том, как развить абстрактно-логическое мышление у ребёнка-дошкольника.

Гибкий ум и восприимчивость ребёнка в раннем возрасте делают этот период наиболее оптимальным для занятий. Однако, и взрослый человек может развивать свои способности, логические навыки, совершенствовать смекалку и сообразительность. Абстрактно-логическое мышление помогают развивать упражнения на выявление закономерностей, объединение слов на основе общего признака, любые логические задачи.

Доказано, что до глубокой старости мы можем развивать способности своего мозга, улучшая такие его функции как мышление, внимание, память, восприятие. Занятия можно проводить в увлекательной форме, с помощью .

Желаем Вам успехов в саморазвитии!

) - мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов или явлений для выделения существенных признаков.

Слово «Абстракция» используется в двух смыслах:

  • Абстракция - процесс, то же что и «абстрагирование »
  • Абстракция - «абстрактное понятие », «абстракт », результат абстрагирования.

Абстрактное понятие - мысленная конструкция, представляющая собой некий концепт, или идею, способную олицетворять некие предметы или явления реального мира, но при этом отвлеченная от конкретных их воплощений. Абстрактные конструкции могут и не иметь прямых аналогов в физическом мире, что характерно, например, для математики (вообще, вероятно, являющейся наиболее абстрактной наукой).

Потребность в абстракции определяется ситуацией, когда становятся явными отличия между характером интеллектуальной проблемы и бытием объекта в его конкретности. В такой ситуации человек пользуется, например, возможностью восприятия и описания горы как геометрической формы , а движущегося человека - в качестве некой совокупности механических рычагов .

Некоторые типы абстракции, по видам несущественного:

  • обобщающая абстракция - даёт обобщённую картину явления , отвлечённую от частных отклонений. В результате такой абстракции выделяется общее свойство исследуемых объектов или явлений. Данный вид абстракции считается основным в математике и математической логике .
  • идеализация - замещение реального эмпирического явления идеализированной схемой , отвлечённой от реальных недостатков. В результате образуются понятия идеализированных (идеальных) объектов («идеальный газ », «абсолютно чёрное тело », «прямая », «сферический конь в вакууме» (из анекдота про идеализацию) и др.)
  • изолирующая абстракция - вычленение исследуемого явления из некоторой целостности, отвлечение от не интересующих вариантов.
  • абстракция актуальной бесконечности - отвлечение от принципиальной невозможности зафиксировать каждый элемент бесконечного множества , то есть бесконечные множества рассматриваются как конечные.
  • конструктивизация - отвлечение от неопределённости границ реальных объектов, их «огрубление».

По целям:

  • формальная абстракция - вычленение свойств, важных для теоретического анализа ;
  • содержательная абстракция - вычленение свойств, имеющих практическое значение.

Понятие «абстрактное» противопоставляется конкретному (конкретное мышление - абстрактное мышление).

См. гносеологический закон «Восхождение от абстрактного к конкретному ».

Абстрактное мышление подразумевает оперирование абстракциями («человек вообще», «число три», «дерево», и т. д.), что можно считать более развитым уровнем мыслительной деятельности по сравнению с конкретным мышлением, всегда имеющим дело с конкретными объектами и процессами («брат Вася», «три банана», «дуб во дворе», и т. д.). Способность к абстрактному мышлению является одной из отличительных черт человека, которая, судя по всему, сформировалась одновременно с языковыми навыками и во многом благодаря языку (так, нельзя было бы даже мысленно оперировать числом «три вообще», не имея для него определенного языкового знака - «три», поскольку в окружающем нас мире такого абстрактного, ни к чему не привязанного понятия попросту не существует: это всегда «три человека», «три дерева», «три банана» и т. п.).

  • В области математического обеспечения, абстракцией называют алгоритм и метод упрощения и отделения деталей для сосредоточения на некоторых понятиях одновременно.

См. также

  • Слой абстрагирования (уровень абстракции) в программировании

Смотреть что такое "Абстрактное мышление" в других словарях:

    абстрактное мышление - 3.2 абстрактное мышление: Мышление, представляющее собой способность оператора образовывать общие понятия, отрываясь в восприятиях от реальности, рефлексировать (быть в состоянии рефлексии). Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Абстрактное мышление Словарь-справочник по педагогической психологии

    Абстрактное мышление - мышление, оперирующее сложными отвлеченными понятиями и умозаключениями, позволяющее мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния предмета, явления. Такое вычлененное и… … Словарь по педагогической психологии

    Абстрактное мышление - то же, что и понятийное мышление, т. е. способность человека к формированию отвлеченных, опосредованных, не наглядных, чисто мысленных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей … Начала современного естествознания

    АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ - См. абстракция; мышление … Толковый словарь по психологии

    абстрактное мышление - Опирающийся на язык, высший, собственно человеческий тип мышления, осуществляемый в форме понятий, суждений, умозаключений … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Абстрактное мышление оператора - Абстрактное мышление: мышление, представляющее собой способность оператора образовывать общие понятия, отрываясь в восприятиях от реальности, рефлексировать (быть в состоянии рефлексии)... Источник: ГОСТ Р 43.0.3 2009. Национальный стандарт… … Официальная терминология

    Направленный процесс переработки информации в когнитивной системе живых существ. М. реализуется в актах манипулирования (оперирования) внутренними ментальными репрезентациями, подчиняющимися определенной стратегии и приводящими к возникновению… … Философская энциклопедия

    Абстракция, или абстракт, (от лат. abstractio «отвлечение», введённого Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем) мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов или явлений для… … Википедия

    мышление - I мышле/ние = мы/шление; см. мыслить 1) Способность человека мыслить, рассуждать, делать умозаключения; особая ступень в процессе отражения сознанием объективной действительности. Научное мышление. Мозг орган мышления. Развивать мышление.… … Словарь многих выражений

Книги

  • Как эмоции влияют на абстрактное мышление и почему математика невероятно точна. Как устроена кора головного мозга, почему ее возможности ограничены и как эмоции, дополняя работу коры, позволяют человеку совершать научные открытия , А. Г. Свердлик. Математика, в отличие от прочих дисциплин, универсальна и предельно точна. Она создает логическую структуру всех естественных наук. «Непостижимая эффективность математики», как в свое время…
  • Как эмоции влияют на абстрактное мышление и почему математика невероятно точна Как устроена кора головного мозга почему ее возможноти ограничены и как эмоции дополняя работу коры позволяют человеку совершать научные открытия , Свердлик А.. Математика, в отличие от прочих дисциплин, универсальна и предельно точна. Она создает логическую структуру всех естественных наук. «Непостижимая эффективность математики», как в свое время…

Каждый человек примерно понимает, что такое абстрактное мышление, но зачастую лишь интуитивно путается в связях между абстракцией, абстрагированием, размышлением.

Что понимается под абстрактным мышлением? Зачем оно нужно и почему мы не можем обойтись конкретным? Какие формы абстрактного мышления обычно выделяют? Что сделать для развития способности мыслить? Какие вещи не относятся к данному виду мышления? На все это, я постараюсь сегодня вам ответить.

Для более легкого восприятия сегодняшней темы, я рекомендую начать с просмотра короткого ролика.


Первое, что приходит в голову, когда у меня спрашивают об этом мышлении (психологи еще называют его теоретическим, понятийным ): это мышление с использованием абстрактных понятий. Но, ответив таким образом, мы абсолютно ничего не поймем ни про мышление, ни про то, какие понятия можно назвать абстрактными.

Итак, абстрактное мышление – это психологический процесс, в ходе которого человек осуществляет поиск решения проблемы, применяя понятия и выполняя действия в уме, но не обращаясь к опыту или к органам чувств.

Почему мы не можем решать вопросы, исходя из окружающей реальности? Необходимо помнить, что те знания, которыми мы обладаем, слишком недостаточны. Мы постоянно сталкиваемся с неполнотой наших представлений о мире. Если бы мы опирались только на них, ничем хорошим бы это не закончилось. Абстракция помогает нам хотя бы примерно сориентироваться в ситуации, начать действовать. Таким образом, сначала чисто теоретическое переходит в практическое. В этом нам помогают следующие формы абстрактного мышления.

Понятие, суждение, умозаключение

С помощью понятия мы называем предмет или несколько предметов через его характерные признаки. Например, стул как мебель со спинкой, предназначенный на одного человека – это уже понятие. А вот любовь, смысл, боль, грусть – это уже не просто понятия. Они являются абстрактными: мы не можем их потрогать, пощупать.

Суждение содержит в себе утверждение о закономерностях мира и его взаимосвязях. Сегодня хорошая погода – это простое суждение. А вот сложное: «Сегодня нет дождя, а значит погода хорошая».

Умозаключение берет несколько связанных суждений, соединяет их, создает в результате новое. Вспомните у Рене Декарта: «Я мыслю; следовательно, существую».

Дар абстрактного мышления

Теоретическое умение мыслить помогает нам понимать друг друга, не теряться в разнообразии опыта: прежде чем сделать шаг, подумай! Оно также приближает нас на пару шагов к познанию истины. Все люди награждены даром мыслить понятийно, но не все одинаково умело это делают.

Развитие абстрактного мышления происходит в детстве, когда ребенок начинает познавать мир, знакомится основными понятиями. Уже в дошкольном возрасте необходимо помогать малышу: предлагать решать головоломки, отвечать на его каверзные вопросы об устройстве мира, давать возможность фантазировать.

Взрослый человек, который стремится лучше размышлять, может начать решать логические задачи. Они дадут очень быстрый эффект, а еще способны по-настоящему увлечь. В сети, например, каждый день появляется большое количество данеток, разгадывание которых будет полезным совместным времяпрепровождением.

Как ни странно, логика связана с творчеством, развитием воображения. Взгляните на облака. Они вам никого не напоминают? Поищите те, что похожи на фигуры животных или людей. Поделитесь своим открытием с близким. Это не просто развивает мышление, но еще сближает.

А давно ли вы в полуосвещенной комнате играли с тенями? А ведь это шуточное занятие тоже нешуточно развивает голову.

Характерные для абстрактного мышления признаки

Способность мыслить позволяет отказаться от лишних деталей, увидеть сложную ситуацию с новой стороны. А это значит, что повышается возможность совершить открытие. Или найти оригинальное решение проблемы, когда ситуация кажется безвыходной. Необходимо помнить, какие есть у абстрактного мышления особенности.

  1. Не привязано к органам чувств (чем и отличается от конкретного) . Чтобы получить свежую информацию, необязательно быть рядом с объектом наших мыслей. Достаточно опираться на свой опыт. Например, получив двойку, школьник уже знает, что его ждет дома.
  2. Обобщает различные предметы и выявляет закономерности окружающего мира. Обобщение упрощает информацию, ускоряет доступ к ней (за счет запоминания характерных признаков). Например, если нескольких людей одновременно попросить представить себе собаку, они нарисуют в воображении собак разных пород, но все представят именно этих животных с присущими им чертами.
  3. Тесно связано с речью – вербальным выражением мыслей. Мысли имеют свойство «звучать» у нас в голове. Именно язык является средством выражения и закрепления информации.

Если помнить об этих трех характеристиках, можно легко отличить те вещи, что не являются формой абстрактного мышления. Например, представление. Ведь оно неотрывно связано с восприятием наших органов чувств. Даже если в данный момент вы не находитесь с объектом рядом, когда-то вы находились и могли его изучить, а потом просто вспомнить. Представления о вкусе пищи, образе человека, о холоде или тепле не относятся к мышлению, они гораздо ближе к восприятию.

Как человек так думает?

Можно сколько угодно удивляться способности человека выстраивать сложные логические цепочки, размышлять о судьбах вселенной, но факт остается фактом: мы все действительно обладаем теоретическим мышлением. В этом, кстати, заключается одно из наших отличий от животных.

Человеческая любознательность, стремление постигнуть истину, выстроить полную картину реальности – все это мотивирует нас мыслить. А сами мысли вызывают в нас импульс перейти к практике, чтобы подтвердить их или проверить. Примеры абстрактного мышления всегда связаны с реальной жизнью. Это то, что мы привыкли делать:

  • размышлять о существовании бога,
  • спорить о настоящей любви,
  • изучать и применять богиню теории и логики – математику (данная наука полностью основана на абстрактных понятиях),
  • мечтать о будущем,
  • придумывать шутки, используя чувство юмора,
  • творить что-то новое.

И прочее… Все перечислить невозможно, да и надо ли?

Абстрактное мышление делает нас разумными. Оно делает нас зрячими без помощи глаз. Именно благодаря этому процессу у нас есть возможность познавать и создавать смыслы. А иначе как бы мы жили?


Буду рад, если статья запустила процесс вашего мышления и вы узнали что-то новое. Если понравилось, делитесь с друзьями в социальных сетях. Пусть огонек мысли не угаснет.

Всего доброго, с уважением Александр Фадеев.

Добавь в закладки: https://сайт

Привет. Меня зовут Александр. Я автор блога. Более 7-ти лет занимаюсь разработкой сайтов: блоги, лендинги, интернет-магазины. Всегда рад новым знакомствам и вашим вопросам, комментариям. Добавляйтесь в соц.сетях. Надеюсь блог вам будет полезен.

В процессе познания мира человек столкнулся с точными значениями, величинами, определениями .

Однако для того, чтобы составить полную картину того или иного явления, этого часто оказывается недостаточно.

Более того – часто приходится оперировать неизвестными или неточными данными, обобщать и систематизировать информацию по каким-либо отдельным свойствам, строить различные гипотезы и догадки.

Именно в таких случаях человек пользуется абстрактным мышлением.

Абстракция – что это в психологии?

Абстракция – это такой процесс познания, при котором происходит отвлечение от несущественных свойств, параметров, связей явлений или предметов с целью выявить их более важные обобщающие закономерности.

Иными словами, это обобщение, которое можно сделать над предметами или явлениями, процессами, отвлекаясь от некоторых их свойств.

С абстракцией связаны следующие понятия:

  1. Абстрактная логика. Она отражает способность человека рассуждать, мыслить, строить высказывания, оперируя не конкретными данными, а понятиями.
  2. Абстрактные образы – это образы, не соответствующие какому-либо реальному предмету.
  3. Абстрактные умозаключения – мысль, которая была сформирована на основе нескольких суждений о чем-либо.

Понятие абстрактного мышления

Что такое абстрактное мышление простыми словами? Что значит абстрактно мыслить?

Прежде, чем подробно рассмотреть абстрактное мышление, следует учесть, что существуют следующие типы мышления:


При этом всю мыслительную деятельность человека можно представить в виде следующих умственных операций:

  1. Анализ . Разобщение целого на части. При этом познание целого достигается путем более тщательного изучения отдельных его частей.
  2. Синтез . Соединение разобщенных частей в одно целое.
  3. Обобщение . Выделение общих признаков, которые присущи явлениям или предметам, с последующим объединением их на этой основе.
  4. Классификация . Разобщение и группировка явлений или предметов на классы (группы) на основе как общих признаков, так и их отличий.
  5. Абстрагирование . Определение свойств явлений или предметов, основываясь на их общих признаках при единовременном отвлечении от иных определенных их качеств, которые несущественны в данной ситуации.

Говоря обычными словами, абстрактное мышление задействуется, когда человек не располагает какой-либо точной информацией, наглядными примерами, не контактирует с реальными предметами, но вынужден строить догадки и делать определенные выводы.

Такое мышление присуще ученым-теоретикам, математикам, экономистам, программистам.

Они усваивают информацию в виде числовых значений, кодов и преобразовывают ее при помощи формул и математических операций – то есть, работают с тем, что невозможно увидеть, осязать, услышать, воспринять с помощью органов чувств.

Формы

Существуют такие формы абстрактного мышления:

  1. Понятие . При этой форме мышления определяется общее свойство, присущее предметам, имеющим также и некоторые отличия. Например – телефон. Телефоны могут быть сенсорными, кнопочными или даже дисковыми, быть изготовлены из различных материалов, иметь совершенно различные дополнительные функции – фонарик, камеру или ИК-порт, но, абстрагируясь от этих отличий, можно выделить их общую функцию – совершать звонки.
  2. Суждение . Цель суждения – получить чему-либо подтверждение или опровержение. При этом суждение может быть как простым, так и сложным. В чашке нет воды – данное суждение простое. Оно однозначное и краткое, в нем нет никаких дополнительных действий или явлений. Пример сложного суждения – чашку опрокинули, из нее вылилась вода.
  3. Умозаключение . Эта форма представляет собой мысль, основывающуюся на двух и более суждениях.

    Умозаключение включает в себя три этапа – предпосылку (исходные суждения), вывод (логический мыслительный процесс над исходными суждениями) и заключение (сформированное окончательное суждение).

Примеры

Наглядный пример абстрактного мышления – математика .

При решении примеров мы оперируем только лишь цифрами, не имея представления, о каких предметах идет речь – имея ввиду только какую-то цифровую величину.

Тем не менее, совершая с этой величиной определенные действия и приходя к какому-то выводу.

Также абстрактное мышление проявляется при планировании. Человек ставит перед собой какие-либо цели, просчитывает собственные возможные шаги и ситуации, к которым они приведут.

В этом случае предполагаемая ситуация не существует в реальности, однако на основе умозаключений жизнь человека становится более предсказуемой, целенаправленной и организованной.

И все же абстрактное мышление не всегда приводит к верной оценке ситуации.

Например , женщина, которая получила негативный опыт общения с несколькими партнерами-мужчинами, может сделать суждение о том, что все представители мужского пола обладают определенными – , грубостью, безразличием.

Как развить?

Применение ребенком абстрактного мышления начинается еще в дошкольном возрасте .

Как правило, это совпадает с тем временем, когда он начинает говорить.

Он сравнивает свои игрушки, находит отличия одного вида животных от других, учится писать и считать.

В школьный период уверенно мыслить абстрактно уже является необходимостью, так как появляются такие предметы, как математика, физика.

При этом, чем больше внимания было уделено развитию абстракции в детстве, тем более легко человек использует данный тип мышления и во взрослом возрасте.

Развитое абстрактное мышление дает человеку следующие преимущества :

  1. Отражение мира без потребности контакта с реальными предметами . Человек может оперировать с какими-либо данными без необходимости использовать органы чувств.
  2. Обобщение явлений. Это дает возможность более эффективно получать и использовать собственные знания в различных ситуациях. Человек получает какую-либо информацию, обобщает ее с уже имеющимися знаниями и впоследствии лучше ее запоминает и извлекает из .
  3. Четкое изложение мыслей. Мыслительные процессы могут протекать даже без внутреннего диалога, однако конечное суждение легко преобразовывается в речь.

Хотя большое значение имеет развитие абстрактного мышления в детстве, даже взрослому человеку возможно натренировать его, выполняя определенные упражнения .

Важно, чтобы они имели систематический характер – только постоянные занятия могут привести к ощутимым результатам.

Задачи

Задачи на абстрактное мышление:

  1. Придумывание оксюморонов . Следует придумать несколько фраз, в которых слова будут противоположными по смыслу – например, черный снег, холодный огонь, яркая тьма.
  2. Обратное чтение. Для этого упражнения требуется прочесть художественную книгу по главам в обратной последовательности, пытаясь определить, чем именно началось повествование в книге, что предшествовало тому или иному событию.

    Это достаточно тяжелое упражнение, поэтому лучше всего брать произведения с простым сюжетом.

  3. Функции предметов. Следует придумать максимально возможное количество способов применения той или иной вещи – например, на листе бумаги можно написать письмо, сделать из него конверт, разжечь с его помощью костер и т. п.
  4. Анализ общения. Вечером нужно представить людей, с которыми вы общались в дневное время, при этом вспоминая не только содержание разговора, но и тон, позу собеседника и его жесты, выражение лица, окружающую обстановку – и воспроизвести диалог в памяти максимально детально.
  5. Начальная буква. Следует написать любую букву на листе бумаги и за определенный временной промежуток попытаться вспомнить максимальное количество слов, начинающихся на эту букву.

Абстрагирование

Абстрагирование в психологии – это такой фокус внимания человека на ту или иную ситуацию, при котором он воспринимает ее из третьей позиции, то есть, не участвуя в ней, находясь над ней.

Абстрагирование задает общее направление, помогает правильнее сформулировать цель , отбросить несущественные факторы в ситуации, сконцентрировав внимание на более важных нюансах.

Недостаточное умение абстрагироваться от ситуации может привести к , чувству морального неудовлетворения, низкой и проблемам с коммуникацией.

Как научиться абстрагироваться?

Применяя не очень сложные психологические приемы, можно научиться абстрагироваться от того, что может мешать вам поставить собственные цели и достигнуть их:

От общества

Длительное пребывание в одном и том же обществе может негативно сказываться на человеке как на личности – постепенно в его жизнь входят этого общества, шаблоны мышления и восприятие тех или иных ситуаций. Это уменьшает гибкость поведения и реагирования в различных ситуациях.

Для того, чтобы абстрагироваться от общества, попробуйте дольше оставаться в одиночестве. При этом постарайтесь не вспоминать ваше окружение. Сконцентрируйте внимание на ваших собственных желаниях.

Выберите то занятие, которое вам больше по душе – прогулка по лесу, собирание грибов, рыбалка, медитация, чтение книги – такое, которое не требует присутствия рядом другого человека.

Смените род деятельности – новые впечатления заставят вас отвлечься от привычных шаблонов и переключиться на ваше собственное восприятие.

От человека

Некоторые люди, несмотря на то, что не воспринимаются нами как неприятные, могут значительно влиять на наше .

При этом на наши собственные идеи и желания могут накладываться желания этого человека.

Для того, чтобы абстрагироваться от какого-то определенного человека, можно на время поменять круг общения .

Желательно, чтобы новые знакомые симпатизировали вам, а общение доставляло .

Проанализируйте, чем данный человек отличается от ваших новых знакомых и определите отличия. Также можно побыть в одиночестве , занимаясь своим любимым делом.

От неприятных людей

Бывает, что приходится находиться в обществе неприятных вам людей, избежать которого не удастся – например, . При этом действия или поведение данных людей могут мешать сконцентрироваться на выполняемой задаче.

Для того, чтобы абстрагироваться от них, не пытайтесь исключить их из своего внимания, не воспринимайте их речь как то, что можно прекратить, а представьте, что это фоновый шум, который может исчезнуть сам собой.

Как, например, вы можете часто не слышать тиканья часов или не вдумываться в то, что происходит на экране постоянно включенного телевизора.

От ситуации

В затруднительных ситуациях ваши мысли могут путаться, а эмоции мешать принятию рассудительного хладнокровного решения .

В таких случаях нужно сосредоточиться на дыхании и сосчитать, например, до десяти.

Верная оценка может прийти только со временем.

Также попытайтесь представить себе, что вы находитесь вдали от данного места, или что ситуация происходит с другим человеком . Попробуйте откинуть незначительные отвлекающие детали, сконцентрировав внимание на самых важных вопросах.

Помочь научиться абстрагироваться может привычка планировать свои дела заранее, четкая постановка цели и следование ей.

В любой ситуации пытайтесь выделить важные и второстепенные моменты – возможно, для этого сначала придется проанализировать несколько случаев и выписать выводы в блокнот. Учитесь последовательности – не стремитесь выполнить несколько дел одновременно.

Абстрактное мышление используется нами во многих жизненных ситуациях, поэтому нельзя игнорировать умение быстро и правильно мыслить абстрактно.

Примите за должное, что мыслительные процессы сходны со спортивными физическими упражнениями – регулярные занятия помогут вам значительно развить ваши способности .

Об абстрактном мышлении человека в этом видео:

Абстрактное мышление имеет большое значение для всех людей. Высокий уровень его развития позволяет не только улучшить качество жизни, но и добиться гораздо больших успехов. Заниматься развитием такого типа мышления следует уже в детстве, но с взрослением прекращать тренировки не стоит. Только регулярные занятия позволят улучшать и поддерживать свои интеллектуальные способности. В этом поможет знание того, как развить абстрактное мышление у взрослых и детей. Все методы можно применять на практике самостоятельно, не прибегая к посторонней помощи.

Формы

Абстракция – отвлечение одних свойств предметов от других для выявления их особенностей. Определение абстрактного мышления практически такое же. Под этим явлением подразумевают вид интеллектуальной деятельности, в процессе которой человек обдумывает ситуацию, отделяя ее от некоторых деталей. Абстрактность оказывает значительное влияние на физиологию мышления и позволяет пересечь определенные границы, открыв для себя новые знания.

Такой вид мышления развивается параллельно с онтогенезом с малых лет. Впервые он проявляется в моменты, когда ребенок начинает фантазировать, сочиняя свои истории или разыгрывая необычные ситуации, и абстрагироваться от игрушек, предпочитая думать об определенных их свойствах.

Абстрактное мышление разделяется на формы, каждая из которых соответствует особенностям мыслительного процесса, сопровождающегося абстракцией. Всего их 3:

  1. Понятие. Подразумевает определение одного общего свойства для разных предметов. Очень важным моментом является значимость этой объединяющей черты. Например, ножки у столов или зеленые листья у разных деревьев.
  2. Суждение. При суждении происходит утверждение или отрицание определенного события. Все, как правило, описывается словосочетанием или коротким предложением. Суждения бывают простыми или сложными. В первом случае они касаются одного действующего предмета или лица (например, «мальчик купил молоко»). Во втором же суждение затрагивает сразу несколько сторон («появились тучи, на улице стало темно»). Также оно может быть истинным, базирующимся на субъективных выводах, или ложным, основанным на личной заинтересованности.
  3. Умозаключение. Под умозаключением понимают мысль, формирование которой происходит на основе нескольких суждений. Она состоит из предпосылки, вывода и заключения. Все три процесса происходят в голове человека последовательно. Все начинается с начальных суждений (предпосылки), потом переходит на этап размышлений (выводов), а завершается образованием нового суждения (заключение).

Применяться абстрактное мышление может в любой из этих трех форм. Взрослый человек в повседневной жизни использует их все. Тем не менее развивать их нужно обязательно даже тем, кто хорошо умеет абстрагироваться.

Современный искусственный интеллект наделен абстрактным мышлением, которое превосходит по качеству человеческое.

Особенности

Абстрактное мышление используется детьми с первых лет жизни. Оно начинает проявляться вместе с развитием членораздельной речи. Ребенок младших возрастов фантазирует, размышляет о необычных вещах, изучает мир, сравнивает свои игрушки, применяя навыки абстрагирования. Они малоразвиты, но пользоваться ими все же удается.

Школьный возраст сочетается с повышением важности абстрактного мышления. Школьнику потребуется мыслить нестандартно, когда придется решать различные задачи. Особенно это касается математики, где абстрагирование играет большую роль. Позже, когда подросток будет учиться в старших классах, значимость такого мышления станет еще выше.

Также абстрактное мышление применяется в философии, писательстве, инженерии, управленческой психологии, тайм-менеджменте и многих других сферах. Его хорошее развитие позволяет добиться успеха в любой области.

Признаки

Мышление с абстрагированием имеет свои характерные признаки. Они позволяют выделить его на фоне остальных мыслительных процессов и лучше понять, чем же так полезна абстракция для человека.

Признаки:

  1. Отражение окружающего мира без задействования органов чувств. Человеку не требуется использовать органы чувств и контактировать с предметом, чтобы получить о нем информацию. Именно абстрагирование позволяет воспользоваться старыми имеющимися знаниями, чтобы решить ту или иную задачу.
  2. Обобщение явлений. При обобщении различных предметов и выявлении их характерных признаков человек получает возможность быстро получать доступ к своим знаниям. Если он способен выявить определенные закономерности и схожести, то в будущем вспомнить и найти в памяти нужную информацию будет значительно проще.
  3. Языковое выражение. Все мысли легко выражаются в виде внутреннего диалога, который можно перевести в реальный. При этом абстрактные понятия могут обдумываться в голове вообще без применения языкового выражения, а результатом станет заключительное суждение, которое будет просто выразить речью.

Развитие абстрактного мышления позволяет улучшить все перечисленные выше признаки, являющиеся также и полезными навыками, без которых трудно добиться успеха.

Влияние на человека

Среднестатическому человеку трудно представить, как именно выглядит тот, у кого очень развито абстрактное мышление. Такие люди, как правило, всегда добиваются своих целей, они успешны и счастливы. При этом у них в голове всегда что-то происходит: они рассуждают, обдумывают события, представляют образно будущее, решают трудные задачи. Чаще всего они разговаривают сложным языком, что вызывает трудности в общении. Высокая работоспособность позволяет им занимать высокие должности, а развитый интеллект делает их очень важными для любой компании.

Такие люди могут столкнуться с рядом проблем. Зачастую они слишком эгоистичны, из-за чего найти настоящих друзей для них становится серьезной трудностью. При этом люди с развитым абстрактным мышлением не могут проявлять достаточно физической активности и пассивны в практической работе. Иногда они небрежны во внешнем виде, что отталкивает окружающих.

Чаще всего развитым абстрактным мышлением обладают мужчины технических профессий.

Упражнения для взрослых

Развивать абстрактное мышление взрослому человеку довольно трудно, т.к. его интеллект уже давно сформирован. Тем не менее с помощью некоторых упражнений добиться результата все же удастся. Выполнять их рекомендуется ежедневно на протяжении нескольких недель.

Наиболее эффективные упражнения:

  1. Представление эмоций. Требуется мысленно представить, как именно проявляются разные эмоции у определенного человека. Рекомендуется использовать полный набор возможных чувств людей.
  2. Обратное чтение. Нужно перевернуть книгу и прочитать ее в обратном порядке. Параллельно с этим требуется устанавливать логические связи между различными событиями. Лучше всего выбирать простые произведения, написанные легким языком.
  3. Анализ общения. Следует вспомнить всех людей, с кем пришлось пообщаться в течение дня. Нужно проанализировать не только сам разговор, но и выражение лица, жесты и голос собеседника. Делать это рекомендуется с закрытыми глазами.
  4. Придумывание противоречий. Нужно просто придумывать разные словосочетания, которые покажутся противоречивыми. Они могут быть абсолютно любыми (горячий лед, горькая конфета и т.п.).
  5. Составление аббревиатур. Достаточно придумать любое словосочетание, сократить его до первых букв, а потом в течение дня расшифровывать его. Например, самостоятельное развитие мышления (СРМ).
  6. Перечисление функций предметов. Требуется выбрать любую имеющуюся вещь и перечислить все ее функции. Можно придумывать даже необычные назначения, которые не принято использовать.
  7. Мозговой штурм. Нужно выбрать любую букву алфавита и написать ее на листок. Задача в том, чтобы за ограниченное количество времени вспомнить максимальное количество слов на эту букву, записав их все на бумагу.
  8. Сочетаемость слов. На одном листочке нужно написать существительные, а на втором прилагательные. Делать это нужно не сразу. Лучше всего начать просто с одного существительного. К нему потребуется подобрать подходящие, а также абсолютно несовместимые прилагательные. Все их следует записать в разные столбики.
  9. Название картины из жизни. Требуется зрительно зафиксировать любое произошедшее в реальности событие и дать ему необычное название. Оно должно быть таким, как мог бы назвать картину художник.
  10. Живопись. Нужно писать любые картины, используя цветные краски. В процессе следует представлять характеристики всех присутствующих предметов. Если нет возможности воспользоваться красками, можно начать с обычного рисования карандашом.

Перечисленные методы помогут развить абстрактное мышление также у подростка или пожилого человека. Нужно лишь применять их на регулярной основе, не пропуская очередных занятий.

Упражнения для детей

Развиваться проще всего в детском возрасте. В это время мозг открыт для внешнего воздействия и может подвергаться любым изменениям. Упражнения для детей отличаются от тех, что предлагаются взрослым, но являются не менее эффективными.

Лучшие упражнения:

  1. Обратное чтение надписей. Родители должны предложить ребенку сыграть в игру, в ходе которой он будет читать увиденные вывески в обратном порядке. Сделать это со всеми рекламными плакатами будет очень трудно. Поэтому следует обговорить дополнительные условия (например, читать только красные вывески).
  2. Рисование необычных животных. Ребенок должен нарисовать животное, состоящее из частей других животных. Когда рисунок будет готов, нужно придумать новому виду необычное название.
  3. Театр теней. С помощью рук, на которые падает свет от лампы в темноте, ребенок должен создавать необычные тени, изображающие те или иные вещи. Можно даже предложить ему разыграть с помощью теней любимую сказку.
  4. Ментальная арифметика. От ребенка потребуется вычислять простые примеры с помощью специальных счетов под названием «абак». Такие тренировки также разовьют усидчивость и общий интеллект.
  5. Головоломки. Нужно выбрать головоломки, ребусы, анаграммы и т.п. игры, учитывая предпочтения малыша. Его задачей станет решение всех предоставленных задачек. В более старшем возрасте к ним можно добавить кроссворды.
  6. Изучение облаков. Ребенок должен рассматривать облака вместе со своими родителями и называть, что именно он видит. Возможность наглядно оценить каждое облако на схожесть с разными предметами или животными повышает шансы на успешное развитие.
  7. Строительство. Родителям нужно дать своему малышу задачу, которая заключается в строительстве из игрушечных блоков определенных предметов. Так получится развить образное мышление и креативность.
  8. Ассоциации. Малышу нужно придумывать ассоциации ко всему, что он видит или чувствует. Можно также просить его представлять животных по услышанным звукам, которые они издают.
  9. Классификация. Ребенку нужно отсортировать все имеющиеся вещи или игрушки по определенным признакам. Например, по форме, весу или предназначению. Родители должны контролировать процесс и давать подсказки, если будет необходимость.
  10. Вопросы. Родители должны задавать своему малышу вопросы «почему?», «что, если?» и т.п., чтобы заставить его подумать и проанализировать ситуацию. Спрашивать можно в любое время.

Такие простые упражнения позволят добиться хорошего результата за несколько недель тренировок. Рекомендуется сочетать их с другими занятиями, которые буду направлены на развитие общего интеллекта.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.