Сообщение о дмитрии григорьевиче левицкого. Значение левицкий дмитрий григорьевич в краткой биографической энциклопедии

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822 гг.) родился на Украине. Его отец Г.Н.Левицкий был священником и гравером, получил хорошее образование, в молодости посетил Западную Европу. Работал Г.Н.Левицкий по заказам Киевской духовной академии, которая в первой половине XVIII в. была одним важнейших художественных центров Украины. Благодаря отцу будущий живописец с малолетства приобщился к обстановке активной художественной деятельности. Г.Н.Левицкий стал для своего сына первым учителем, заложил в нем навыки высокого профессионального мастерства. Большое значение имела для Левицкого встреча с известным русским художником А.П.Антроповым, который работал над внутренним убранством Андреевской церкви в Киеве три года. Несколько лет спустя, когда Антропов уже обосновался в Петербурге, среди его учеников числился Левицкий, приехавший в столицу Российского государства в 1758 г. Школа, которую прошел здесь начинающий живописец, несомненно, оказала влияние на формирование Левицкого-портретиста.

С 1762 г. Левицкий становится самостоятельным мастером, ему поручается выполнение государственных и частных заказов. Первой его работой было участие в подготовке к коронационным торжествам в Москве по случаю восшествия на престол императрицы Екатерины II. По традиции на пути следования императрицы и ее свиты были воздвигнуты триумфальные ворота, через которые проходила пышная процессия. На триумфальных воротах помещались различные живописные изображения, в том числе императорские портреты. Среди художников, которые вели наблюдение за ходом работ, был и подмастерье Левицкий, работавший вместе со своим прежним учителем А.П.Антроповым. Это обстоятельство свидетельствует, что он уже пользовался уважением и известностью. К сожалению, не сохранилось каких-либо произведений, достоверно связанных с этим ранним периодом его деятельности. По-видимому, Левицкий провел в Москве еще несколько лет: из документов известно, что он участвовал в создании икон для двух только что отстроенных московских церквей. Левицкий успел получить хорошую профессиональную подготовку, работая в различных видах живописи, прежде чем утвердился в выборе для себя портрета как основного и единственного жанра.

В 1769 г. Левицкий окончательно поселился . Началась самая плодотворная полоса его творчества. На многие годы он связал свою деятельность с Академией художеств. В 1769 г. он удостоен звания «назначенный» за портреты своего коллеги, исторического живописца Г.И.Козлова, и его супруги (портреты не дошли до нашего времени). В 1770 г. работы Левицкого имели большой успех на ежегодной летней академической выставке. За одну из них — портрет архитектора А.Ф.Кокоринова — Левицкому присуждено звание академика. В 1775 г. он произведен в советники Академии. В 1771 г. Левицкий возглавил портретный класс и бессменно руководил им до 1787 г.

В XVIII в. существовала система разнообразных видов портретного изображения, каждый из которых имел собственные задачи и средства их достижения. Основным было деление на торжественные, парадные портреты и небольшие, камерные. В портретной живописи сложились определенные образные каноны. Художник воплощал в портретном образе не только свое представление о позирующем человеке, но и представление изображаемого о самом себе. Еще одной составной частью образа было господствующее общественное мнение о личности и ее особенностях. Нормативность — типичная черта русской портретной живописи XVIII в. Важной ее чертой была также положительная программа: портрет предназначался для того, чтобы представить человека для современников и потомков не только таким, каким он был в действительности, но и каким он должен быть в совершенном своем состоянии.

Среди сохранившихся произведений Левицкого 1770-х гг. преобладают различные варианты парадных портретов. Большой, в рост‚ близкий к размеру натуры парадный портрет в русской живописи имел к тому времени длительную историю. Главной задачей такого портрета было возвеличение и прославление человека высокого социального положения. Изображаемый появлялся перед зрителями в самом торжественном виде, а обстановка и атрибуты, сопровождавшие его, красноречиво свидетельствовали о значимости его особы и его деяний. При этом модель выступала в строго определенной социальной роли: монарха, военачальника, государственного деятеля. К тому времени, когда Левицкий начал свой путь портретиста, традиционный парадный портрет во многом уже исчерпал свои возможности и не отвечал новым взглядам на человека, складывавшимся с середины ХVIII в.

При создании заказных изображений Левицкий предпочитал использовать один из самых распространенных в отечественной живописи видов портрета — поколенный. В сравнении с портретом в рост такой портрет благодаря уменьшению формата и сокращению количества аксессуаров позволял художнику как бы приблизиться к изображенному и обратить большее внимание на его собственные качества помимо необходимых для обозначения его социальной роли. При создании парадного портрета Левицкий исходит прежде всего из личных свойств изображенного человека и как бы вуалирует, хотя и не отрицает значение сословных признаков. Такой подход позволяет художнику далеко отступать от привычного для его времени канона. Среди произведений молодого Левицкого надо назвать замечательный портрет архитектора А.Ф.Кокоринова (1769)‚ директора Академии художеств и одного из создателей ее великолепного здания на Васильевском острове. Блестяще написанный, он интересен во многих отношениях. Перед нами один из первых исполненных русским мастером портретов человека творческого труда — зодчего. Кокоринов запечатлен в обстановке рабочего кабинета. Архитектор жестом указывает на лежащий перед ним план здания Академии художеств. Роскошный туалет Кокоринова — шитый золотом камзол и отороченный мехом кафтан — служит свидетельством торжественности момента. Подлинная значимость образа выражена не присутствием обязательных для парадного портрета атрибутов, а трактовкой самой внешности Кокоринова. Свободный разворот фигуры, плавный жест, горделивая посадка головы - всеми этими деталями достигается впечатление спокойного достоинства и уверенности. Ровный свет заливает передний план портрета, выделяет лицо и особенно высокий лоб, придавая облику подчеркнутое благородство. Живописный талант Левицкого проявился уже в этом раннем его творении: сдержанный колорит, построенный на близких оттенках коричневатых, сиреневых, золотистых цветов, составляет важнейшее звено образной характеристики.

Портрет архитектора Александра Филлиповича Кокоринова (1769 г.)

Интересно, что на выставке 1770 г. был представлен также весьма своеобразный портрет Н.А.Сеземова, богатого откупщика, крепостного графа П.Б.Шереметева. Портрет был заказан Левицкому в знак особых заслуг Сеземова, который пожертвовал двадцать тысяч рублей на основание московского Воспитательного дома. Изображение крепостного является величайшей редкостью в русской портретной живописи XVIII в., а парадная форма его - исключительный случай. Левицкий, следуя реальности, не стремится как-то облагородить облик своего героя: перед зрителем напряженно застыл немолодой бородатый простолюдин с морщинистым лицом и крупной грузной фигурой. Демонстративным жестом он указывает на большой лист, на котором можно рассмотреть план Воспитательного дома и соответствующий по смыслу текст из Священного писания. Тем самым Сеземов, как бы доказывая свое право на портретирование, подчеркивает свои заслуги в благотворительной деятельности, необычной для людей его сословия. Так Левицкий воплощает образ конкретной личности, имеющей собственное место в системе общественной иерархии. Отсутствие какой бы то ни было обстановки и несколько затемненный колорит лишают портрет Сеземова привычной нарядности парадных изображений, что обособляет его и среди ранних работ Левицкого.

Портрет Никифора Артемьевича Сеземова (1770 г.)

В духе традиционных портретов государственных мужей написаны портреты А.М.Голицына (1772 г.) и А.Д.Ланского (1782 г.). На их примере хорошо заметно, как внимательно подходи Левицкий к образному решению и в зависимости от индивидуальных качеств портретируемого. Вице-канцлер Голицын, один из ближайших сподвижников Екатерины II, предстает в своем кабинете, у стола с ворохом деловых бумаг, при орденах и шпаге. Эти атрибуты деятельности и обстановка дополняют образ снисходительного, чуть утомленного сановника, погруженного в заботы государственной важности. И напротив, в портрете Ланского, молодого фаворита стареющей Екатерины II, сразу бросаются в глаза нарочитая яркость предметного окружения, роскошного мундира, подчеркнуто традиционная парадность обстановки, с колонной и драпировками. Сам же герой поражает своей человеческой незначительностью и почти кукольной прилизанной красивостью внешнего облика.

Портрет князя Александра Михайловича Голицына (1772 г.)

Портрет флигель-адъютанта Александра Дмитриевича Ланского (1782 г.)

Левицкий создал ряд больших портретов в рост, в которых свободно преобразовал традиционные парадные формы. В 1773 г. он написал по официальному заказу портрет П.А.Демидова, московского богача-мецената, жертвовавшего крупные суммы на московский Воспитательный дом и Московский университет. Этот человек имел репутацию чудака, благотворителя и любителя садоводства и был явно неординарной личностью в своей среде. Причудливым сплетением традиционно-парадных и неожиданных черт отмечен его портрет. На фоне пейзажного задника с изображением Воспитательного дома и преувеличенно мощных колонн стоит возле простого рабочего стола, непринужденно облокотившись на большую лейку, пожилой барин. Он одет по-домашнему и несколько небрежно: камзол полурасстегнут, халат распахнут, шейный платок повязан кое-как‚ на голове колпак. Демидова окружают предметы его любимого занятия: луковицы цветов, ботанические трактаты, растения в больших горшках, на которые направлен указующий жест его правой руки. Эти подробности говорят о личных склонностях представленного человека, чертах его частной жизни. Для искушенных в иносказаниях тогдашних зрителей весь ботанический реквизит портрета мог нести и скрытый смысл, намекая на деяния Демидова в области воспитания. И все-таки созданный Левицким образ впечатляет прежде всего не аллегориями, а конкретностью и незаурядностью натуры изображенного человека. Откровенная демонстративность избранной для портретирования ситуации усиливает остроту и необычность характеристики героя.

Портрет Прокофия Акинфиевича Демидова (1773 г.)

Вершиной достижений Левицкого в 1770-е годы стала серия портретов смолянок - воспитанниц Смольного института благородных девиц, исполненные по заказу Екатерины II в 1772-1776 гг. Целью, к которой стремилась императрица в своей деятельности на педагогической ниве, было создание «новой породы» людей, свободных от пороков общества. Осуществление этой слегка утопической идеи возлагалось, в частности, на Смольный институт. Он был основан как закрытое привилегированное учебное заведение, в котором девочек, изолированных от влияния семей и других внешних воздействий, готовили к карьере в высшем свете. Чтобы стать в будущем украшением общества, они в течение нескольких лет обучались азам различных наук, а также пению и танцам, декламации, игре на музыкальных инструментах, иностранным языкам. Воспитанницы всех возрастов участвовали в концертах и театральных спектаклях, устраивавшихся на институтской сцене. На такие концерты съезжалась петербургская знать, нередко во главе с самой императрицей. Левицкому и было поручено запечатлеть наиболее отличившихся участниц публичных выступлений.

Портреты смолянок представляют собою ансамбль из семи полотен. Три более ранних портрета изображают учениц младшего и среднего возраста. На двойном портрете — Ф.С.Ржевская и А.М.Давыдова, самые юные ученицы, в форменных парадных платьях, демонстрируют свои навыки светского поведения. Девочки-подростки Е.Н.Хованская и Е.Н.Хрущева, наряженные пастушкой и пастушком, разыгрывают сценку из пасторали. Их ровесница Е.И.Нелидова (тоже в пастушеском платье) исполняет грациозное па менуэта. Девушки старшего возраста запечатлены в четырех портретах. А.П.Левшина в театральном платье остановилась в танце среди пышной дворцовой обстановки. Три других портрета составляют единое целое по композиции и колористическому решению. Центральным является портрет П.С.Борщовой, танцующей в черном бархатном платье на террасе регулярного сада. Слева от него размещался портрет Е.И.Молчановой, сидящей с раскрытой книгой. Правый портрет изображает Г.И.Алымову, играющую на арфе. Обе девушки одеты в парадные платья из белого атласа. Их фигуры повернуты почти в профиль и обращены к центру, своим спокойствием и устойчивостью подчеркивая динамичный поворот, в котором предстает легкая фигурка Борщовой.

Портрет воспитанниц императорского Воспитательного общества благородных девиц Феодосии Степановны Ржевской и княжны Настасьи Михайловны Давыдовой (1772 г.)

Портрет воспитанниц императорского Воспитательного общества благородных девиц Екатерины Николаевны Хрущевой и княжны Екатерины Николаевны Хованской (1773 г.)

Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Глафиры Ивановны Алымовой (1773 г.)

Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Екатерины Ивановны Нелидовой (1773 г.)

Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Александры Петровны Левшиной (1775 г.)

Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Екатерины Ивановны Молчановой (1776 г.)

Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Натальи Семеновны Борщовой (1776 г.)

Покоренный обаянием молодости своих моделей, Левицкий не теряет остроты взгляда и прекрасно видит индивидуальные особенности каждой девушки. Он не делает ни малейшей попытки скрыть или приукрасить далеко не идеальные черты своих героинь. Взрослые ситуации, в которые они поставлены, дают художнику возможность раскрыть истинные свойства, в том числе и возрастные, через призму поведения в заданной роли. В портретах старших воспитанниц стержнем образной характеристики становится демонстрация того, сколь искусно овладели они достоинствами, необходимыми светской даме. Неподдельное удовольствие, которое испытывают сами девушки от сознания собственной привлекательности, придает их образам искренность и естественность. Красота материального мира, столь созвучная очарованию юности, воплощена в живописном совершенстве каждого полотна и рождает единое впечатление праздничного театрального действия, развернувшегося на наших глазах.

Левицкий неоднократно использовал костюмизацию как важное средство создания образа, которое давало эффект как бы двойного преображения модели. Нередко она помогала художнику острее схватить индивидуальные свойства изображаемого человека. Таков портрет Анны Давиа Бернуцци, примадонны итальянской оперы-буфф в Петербурге (1782 г.). Певица изображена в костюме поселянки. Мнимая простота роскошного атласного туалета как нельзя лучше оттеняет почти неуловимую нарочитость в выражении слишком ярко нагримированного лица с любезной улыбкой.

Портрет Анны Давиа Бернуцци (1782 г.)

Другим примером костюмизации является портрет дочери Левицкого Агафьи в русской одежде (1785 г.). Мода на одеяния в русском стиле широко распространилась в высших слоях общества после воцарения Екатерины II. Разумеется, такие костюмы лишь в общих чертах подражали народной крестьянской одежде. Они шились из дорогих тканей и, по сути, мало отличались от маскарадного костюма. Стремясь всеми способами подчеркнуть свою приверженность российским обычаям, императрица сама задавала тон новой моде. Русская тематика занимала все большее место и в других жанрах живописи, отражая нарастающий к концу XVIII в. интерес к отечественной истории, культуре и быту. Произведение Левицкого можно рассматривать как одно из слагаемых более широкого явления. Непосредственным поводом для создания портрета было, возможно, замужество дочери. Разряженная Агата стоит у стола, на котором весьма своеобразный натюрморт: на цветастой скатерти расставлены хлебный каравай, солонка и большая кружка. Образ молодой женщины получился довольно жеманным, акцент сделан на чисто внешней стороне ситуации.

Портрет Агафьи Дмитриевны (Агаши) Левицкой, дочери художника (1785 г.)

Дань преромантическим тенденциям отдал Левицкий в портрете Ф.П.Макеровского (1789 г.). Мальчик запечатлен в маскарадном костюме. За спиной маленького кавалера расстилается тревожный ночной пейзаж, созвучный необычному облику портретируемого. Однако тонкое, почти прозрачное личико ребенка спокойно и словно лишено выражения, его чуть оживляет лишь условная легкая улыбка. Все вместе рождает точно рассчитанный эффект таинственности, странности, загадочности — впечатление, несвойственное другим произведениям Левицкого. Несмотря на единичность в его творчестве портретов, подобных изображениям Агаши и Макеровского, они могут быть расценены как свидетельство удивительной чуткости художника к новым веяниям в современном ему искусстве. Он стремился испробовать свои возможности в разных по духу портретах, искал новые средства образной характеристики.

Портрет Фавста Петровича Макеровского в маскарадном костюме (1789 г.)

Среди работ Левицкого особое место занимает аллегорическая композиция «Екатерина II — Законодательница в храме богини Правосудия» (1783 г.). По многим внешним признакам это большой парадный портрет в рост, с традиционными колоннадами и драпировками. Однако, по сути, художник далеко отходит от привычного истолкования образа императрицы. В картине прослеживается определенный сюжет: Екатерина II в виде жрицы, облаченная в антикизированное платье, сжигает маковые цветы на алтаре у подножия статуи Фемиды. Декорации и окружающие предметы имеют иносказательное значение: они говорят об успехах Российского государства в самых различных сферах жизни. Известно, что аллегорическую программу портрета разработал друг Левицкого, литератор и архитектор Н.А.Львов. В ней он изложил в зашифрованном виде философские представления о роли просвещенного монарха. Их разделяли многие передовые умы той эпохи. Портрет Екатерины II, следовательно, оказывается не столько изощренным славословием мудрой правительнице, сколько наставлением о том, каким должно быть идеальному монарху — первому гражданину своего Отечества, истинно радеющему о благе подданных. Такое непортретное содержание сближает это произведение с исторической картиной периода классицизма, прославлявшей гражданские доблести своих героев. «Екатерина II — Законодательница» — своеобразная попытка Левицкого выйти за границы портретного жанра. Его замечательное умение построить портрет как картину здесь максимально соответствует замыслу.

Портрет императрицы Екатерины II (1782 г.)

Портрет императрицы Екатерины II в виде Законодательницы в храме богини правосудия (1783 г.)

Портрет императрицы Екатерины II (1787 г.)

Портрет императрицы Екатерины II (1794 г.)

В творчестве Левицкого есть область, в которой он не имеет себе равных среди современников по способности проникнуть в индивидуальность человека, — камерный портрет: небольшое по формату погрудное или поясное изображение с нейтральным фоном. Камерный портрет сложился в России к середине XVIII в. — позже других видов портрета. Среди его родоначальников был и учитель Левицкого Антропов. В камерном портрете человек предстает как бы в частной жизни, освобожденным от своей социальной роли. Однако этот частный человек сохраняет внешние сословные признаки, придерживается определенных принятых в обществе норм поведения, благодаря которым он соблюдает известную дистанцию со зрителем.

Одно из самых прекрасных полотен Левицкого 1770-х гг. — портрет М.А.Дьяковой, будущей жены Н.А.Львова (1778 г.). Одаренная красотой и незаурядными способностями, она с юных лет пользовалась успехом в обществе. Романтическая история тайного брака М.А.Дьяковой и Н.А.Львова показывает ее сильный характер, умение отстоять свои чувства. Левицкий хорошо знал свою модель, и в портрете выразилось его теплое дружеское отношение к ней. Поражают богатство образа, умение раскрыть натуру человека и его душевное состояние всеми доступными живописи средствами. Мечтательная задумчивость девушки передана ее позой, спокойной, естественной, с легким наклоном головы к плечу. Ни в одном портрете Левицкий не повторил больше такой композиции. Нежный колорит, в котором сочетаются светлые оливковые и бледно-розовые тона, мягкость светотеневых переходов являются важнейшими звеньями в общем решении образа. Гармоническое соотношение прелестного внешнего облика и таящегося за ним по-юношески чистого духовного мира, полного нераскрытых и нерастраченных сил, составляет истинное обаяние образа Дьяковой.

Портрет Марии Алексеевны Дьяковой (Львовой) (1778 г.)

Портрет Николая Александровича Львова (1780 г.)

Особняком стоит в творчестве Левицкого так называемый «Портрет старика-священника». Старческие изображения нечасто возникали в портретной живописи XVIII в. Но в «Портрете священника» чувствуются особая теплота отношения к модели, оттенок скорбной горечи при виде разрушений, которые причиняет человеку неумолимо уходящее время. От зрителя не скрыты приметы немощи и увядания: морщинистая кожа, слезящиеся выцветшие глаза, седина. Однако за этим признаками заката жизни художник видит и другое: чуть печальную мудрость, приобретенную долгим и нелегким житейским опытом, неясную тревогу, словно ожидание чего-то неотвратимого и уже недалекого. По сложности психологической характеристики портрет священника является одним из высших достижений Левицкого. Художник представил в нем старость как жизненный этап, имеющий самостоятельную нравственную ценность.

Портрет священника (1779 г.)

В 1780-е гг. камерные портреты преобладают у Левицкого над всеми другими видами изображений. Он создает обширную галерею образов своих современников, запечатлевая в ней едва ли не все круги общества. Вот портрет М.А.Львовой (1781 г.), рожденной Дьяковой, жены Н.А.Львова, хозяйки дома, в котором собирались крупнейшие деятели культуры того времени. Всего три года отделяют это изображение от первого портрета, и тем разительнее происшедшие перемены. Строго по диагонали холста развернута фигура, голова чуть откинута, глаза смотрят немного утомленно, губы тронула легкая усмешка. Внутренняя собранность, сдержанность в проявлении чувств и мыслей заменили прежнюю эмоциональную открытость. И в колорите вместо нежных весенних тонов преобладают приглушенные темные лиловато-красные оттенки.

Портрет Марии Алексеевны Львовой (урожденной — Дьяковой) (1781 г.)

Сопоставление двух портретов одной и той же модели открывает общие для камерных портретов 1780-х гг. черты образного строя. Ощущение собственного достоинства, сознание своих положительных качеств пронизывают женские образы, которые нередко приобретают подчеркнуто аристократический характер. Таковы портреты фрейлины Екатерины II П.Н.Репниной (1781 г.), жены директора придворной певческой капеллы А.А.Полторацкой (около 1780 г.) и другие. Своеобразным пиком творчества Левицкого стал портрет Урсулы Мнишек, жены литовского коронного маршала М.Мнишека (1782 г.). Она принадлежала к высшим слоям европейской знати и во время своего пребывания в Петербурге находилась при императорском дворе. В «Портрете Урсулы Мнишек» поражает отточенное до виртуозности мастерство художника, который добивается нужного эффекта последовательной системой приемов. Грациозный поворот корпуса подчинен ее изящному плавному движению. Живописная поверхность доведена до эмалевой гладкости. Передавая фактуру различных материалов, художник словно наделяет их некой самоценностью: холодно сияет атлас платья, жестко топорщатся прекрасные кружева, живая плоть приобретает матовость слоновой кости, блеск глаз напоминает блеск прозрачных самоцветных камней. Материальная красота становится едва ли не главной целью и ценностью портретного образа, оправдывая собою недоступность внутреннего мира модели.

Портрет княжны Прасковьи Николаевны Репниной (1781 г.)

Портрет Урсулы Мнишек (1782 г.)

Связь красоты телесной и духовной оказывается нарушенной: Левицкий любуется позирующей дамой, как можно любоваться драгоценностью. Такой самодовлеющий артистизм является уникальным случаем в русском камерном портрете, для которого этическое, как и эстетическое, всегда было важнейшей составной частью портретного идеала. Отсвет этого идеала ложится на самых разных по натуре людей. Даже такая внешне далекая от привычных представлений о даме-аристократке особа, как Бакунина, супруга члена Иностранной коллегии П.В.Бакунина Старшего, не лишена на портрете горделивого спокойствия и любезности. В этой пышущей здоровьем и зрелой силой женщине нет ни малейшей простоватости, хотя она и запечатлена в домашнем одеянии, без пудры в пышных волосах. Естественность облика и поведения становится важной чертой портрета, но сами природные свойства находятся под контролем рассудка и должны быть развиты постоянной внутренней работой. Сохранился и портрет мужа Бакуниной.

Портрет Eкатерины Aндреевны Бакуниной (1782 г.)

П.В.Бакунин Старшой на портрете полон сдержанного достоинства и уверенности в себе. Он уже немолод, но подтянут и не утратил строгой прямой осанки. Не подчеркивая признаков возраста, Левицкий добивается в образе ощущения зрелости ума и некоторой его приземленности, практичности. Лицо Бакунина спокойно и бесстрастно, губы чуть тронуты обязательной вежливой улыбкой, взгляд темных глаз внимателен, но холодноват. Тщательно выписана орденская звезда на груди — свидетельство заслуг на жизненном поприще. Рядом со своей цветущей, дородной супругой Бакунин выглядит еще более аккуратным, собранным и суховато-педантичным. Сопоставление в парных портретах двух образов усиливает и оттеняет их непохожесть. Это различие является не просто результатом контрастности именно этих человеческих натур. Его корни лежат глубже, в разном подходе к мужской и женской модели в русском искусстве того времени. Общечеловеческий по содержанию портретный идеал камерного изображения 1780-1790-х гг. отражается в мужских и женских образах как бы различными своими сторонами. Волевое, рассудочное, рациональное начало составляло основу достоинств мужчины и было тесно связано с представлениями о его моральном долге перед обществом. Эмоциональность, чувствительность естественного человека, облагороженные разумом, оставались преимуществами женщины. При всей многогранности портретных образов Левицкого эта особенность, типичная для большинства камерных портретов последних десятилетий XVIII в., тонко, но отчетливо прослеживается в его произведениях.

Портрет Петра Васильевича Бакунинa Старшого (1782 г.)

В пары объединялись обычно портреты супругов, иногда братьев и сестер. Следует отметить, что в русской живописи очень редко встречаются камерные двойные портреты. У Левицкого можно найти такой пример: это портрет супружеской четы В.Н. и М.А.Митрофановых (1790-е гг.). Строится он по традиционной схеме камерного портрета одной модели: центральное место занимает женское изображение, а мужское словно втиснуто в оставшийся свободным участок фона. Между персонажами нет явной композиционной или образной связи, они сосуществуют обособленно в тесном пространстве холста, каждый из них независимо от другого обращен к зрителю. «Одиночество» героя в камерном портрете XVIII в. имеет принципиальный характер: образ всегда строится с расчетом на присутствие зрителя, современника и потомка, ради которого герой и демонстрирует себя в самых лучших своих качествах.

Портрет Василия Ивановича Митрофанова и и его жены Марии Алексеевны Митрофановой (1790-е гг.)

В 1781 г. был создан один из лучших портретов — А.В.Храповицкого, ставшего два года спустя статс-секретарем Екатерины II. Храповицкий получил известность благодаря своему «Дневнику», в котором описал жизнь императрицы на протяжении нескольких лет. Храповицкий находился на государственной службе, но увлекался литературной деятельностью. С портрета смотрит чуть полноватый мужчина в самом расцвете сил. Его фигура свободно размещена на холсте, вокруг нее оставлено широкое пространство нейтрального фона. Поза его со слегка откинутым назад корпусом выглядит удобной и естественной. Оживленный взгляд направлен немного сверху вниз, на губах играет привычная любезная улыбка. Вполне официальный костюм кажется несколько помятым и вольно-небрежным. Из всех деталей выстраивается сложный образ человека, в котором сочетаются ум и чуть высокомерная снисходительность, спокойная уверенность и мягкость. Его душевное состояние в момент позирования остается скрытым, как будто незримая преграда не позволяет слишком приблизиться к портретируемому. Отделяющая его от зрителя дистанция не выражает сословного превосходства прямо, как в парадных портретах. Ее определяет внутреннее убеждение изображенного человека в неоспоримости его личных достоинств. Социальная же основа такого убеждения оказывается глубоко затаенной, сословность остается как бы подводным течением образа.

Портрет Александра Васильевича Храповицкого (1781 г.)

Одной из интереснейших проблем камерного портрета является изображение детей. Ребенок в XVIII в. трактовался обычно как маленький взрослый. Едва выйдя из младенчества, он уже должен был подчиняться требованиям этикета, принятым во взрослом обществе. Таким он выглядит на парадных портретах первой половины и середины XVIII в. С возникновением камерного портрета многие свойства образов взрослых людей были перенесены и на детей. Вместе с тем по мере развития самого камерного портрета художники все более внимательно всматриваются в свои модели. Постепенно происходит открытие истинно детского портрета. Левицкий оказался одним из первых портретистов, которые увидели в ребенке не только чисто физические возрастные признаки, но и уловил особенности подвижной и переменчивой детской психики, сквозящие за взрослой манерой вести себя на людях. К числу лучших работ Левицкого относятся четыре портрета дочерей графа А.И.Воронцова, написанные на рубеже 1780-1790-х гг. Непосредственность поведения, уже наметившиеся различия характеров, внутреннее состояние каждой девочки в момент позирования тонко и с глубокой симпатией переданы портретистом.

Портрет графини Анны Артемьевны Воронцовой в детстве (1780 г.)

Портрет великого князя Александра Павловича в детстве (1787 г.)

Портрет великой княжны Марии Павловны в детстве (1790 г.)

Портрет Прасковьи Артемьевны Воронцовой в детстве (1790 г.)

Портрет великой княжны Елены Павловны в детстве (1791 г.)

К концу XVIII в. деятельность Левицкого ослабевает. После периода широкой известности и благополучия на долю художника и его семьи выпали болезни и несчастья. Он нередко жалуется на ухудшение зрения и невозможность продолжать работу. От позднего творчества Левицкого осталось немного произведений, во всем уступающих прежним. В некоторых из них заметны воздействия новых направлений, определивших портретную живопись на рубеже восемнадцатого и девятнадцатого столетий. Таков, например, камерный портрет бывшей фрейлины Екатерины II А.С.Протасовой. Дама неопределенного возраста, одетая по моде конца 1790-х гг., представлена на фоне чуть намеченного пейзажа — подобный мотив распространился в портретной живописи этого времени. В изображении Протасовой нет столь характерного ранее для Левицкого внимания к индивидуальным свойствам модели. Кажется, что интерес художника сосредоточен на передаче несколько подчеркнутой пластики форм.

Портрет Анны Степановны Протасовой, бывшей камер-фрейлины императрицы Екатерины II (1800 г.)

Уйдя в 1787 г. из Академии художеств по причине слабости здоровья, Левицкий получил ничтожную пенсию, которой хватало лишь на самое скудное существование, когда из-за потери зрения он вынужден был окончательно оставить свое ремесло. По некоторым сохранившимся свидетельствам современников известно о тяжелом душевном состоянии художника, который находил для себя утешение только в религии. Немногочисленные друзья пытались облегчить положение старого мастера. Умер Левицкий в 1822 г., надолго пережив свою эпоху и собственную славу. Однако имя его никогда не исчезало из памяти потомков. Молодые художники, сменившие в начале ХIХ века великих мастеров блестящего и трудного XVIII в., опирались на достижения своего предшественника и учителя Д.Г.Левицкого.

Портрет Ивана Логиновича Голенищева-Кутузова

Портрет Дени Дидро (1773-1773 гг.)

Портрет Анастасии Яковлевны Левицкой (1780 г.)

Портрет директора певческой капеллы Марка Федоровича Полторацкого (1780 г.)

Портрет графини Екатерины Алексеевны Воронцовой (1780-е гг.)

Портрет графины Екатерины Алексеевны Воронцовой (1783 г.)

Портрет Екатерины Романовны Дашковой (урожденной — Воронцовой) (1784 г.)

Портрет великого полководца Александра Васильевича Суворова (1786 г.)

Портрет купца Андрея Ивановича Борисова (1788 г.)

Портрет неизвестной с розой (1788 г.)

Портрет Mарии Ивановны Мюссар (1790 г.)

Портрет Ивана Ивановича Шувалова (1790 г.)

Портрет Ивана Ивановича Билибина (1801 г.)

Портрет Ивана Харитоновича Билибина-старшего (1801 г.)

Портрет Якова Ивановича Билибина (1801 г.)

Портрет Ивана Владимировича Лопухина (1802-1804 гг.)

Любите смотреть ужасы, что бы немного поиграть у себя на нервах и испытать особые ощущения? Самые лучшие фильмы ужасов вы найдёте в онлайн кинотеатре 666-Film. Огромный выбор кино — вампиры, зомби, монстры и многое другое.

Дмитрий Григорьевич Левицкий - русский портретист украинского происхождения, представитель реалистической живописи 18 века.

Годы ученичества Левицкого

Будущий мастер родился примерно в 1735 году, в семье священника Григория Кирилловича Носа, который счел необходимым сменить свою фамилию на «Левицкий». Это произошло в небольшом селе Маячка, что в Полтавской губернии. Отец, будучи простым сельским священником, был, тем не менее, известным в Украине гравером в стиле барокко, прославленным иллюстратором «Апостола», «Евангелия», автором гравированных портретов, религиозных и светских композиций.

Есть сведения, что Григорий Кириллович участвовал в росписи знаменитого Андреевского собора в Киеве. Именно этот талантливый человек и стал, конечно, первым учителем Дмитрия Левицкого. Двадцать лет будущий художник жил в Киеве, набирался опыта и впечатлений, брал уроки у отца и А. П. Антропова. Перебравшись в Петербург, юноша поступил учиться в Шуваловскую Академию и параллельно продолжил учебу в студии Антропова. Именно тогда и вырос талант Левицкого как художника - портретиста.

Начало творчества Д.Левицкого

Творческая деятельность Дмитрия Левицкого началась с иконописи. Будучи подмастерьем у Антропова, он принимал участие в украшении центра Москвы к торжественной коронации : готовил декорации, живописные композиции.

Портрет А. Ф. Кокоринова

Сохра6нилась до сего времени одна из первых картин молодого Левицкого - портрет А. Ф. Кокоринова, русского архитектора и первого директора . Портрет написан кистью настоящего мастера с соблюдением всех стандартов парадного портрета эпохи Просвещения, когда на полотне изображался не только знаменитый деятель, но и плоды его вдохновенного труда. Кокоринов на картине Левицкого изображен на фоне чертежа здания Академии Художеств. Эта работа была высоко оценена: художник получил звание академика. Ныне полотно хранится в Русском музее.

Портрет П. А. Демидова

Эта картина - еще один образец парадного портрета кисти Левицкого. Демидов изображен здесь в домашнем халате и колпаке на фоне Воспитательного дома, который был построен на его благотворительные средства, окруженный цветочными горшками. Домашняя непринужденность или нарочитое чудачество богатого аристократа, истинная филантропия или показная благотворительность - что превалирует в портретном образе Демидова, решает зритель. Во всяком случае, глядя на живое старческое лицо персонажа, на его смеющиеся глаза, вносящие элемент самоиронии, возникает чувство симпатии к человеку, изображенному на портрете.

Портрет М. А. Дьяковой-Львовой

В 1778 г. Левицкий написал портрет М. А. Дьяковой. Это камерный погрудный потрет жены знаменитого архитектора Львова (хранится в ). Художник мастерски и живо передал обаяние и молодость девушки, заставляя зрителя любоваться ее красотой, внутренним достоинством, умом и женственностью. Мягкая пластика форм тела, движения головы в сочетании с нежно-зелеными тонами наряда создают прекрасный гармонический образ юной женщины.

Портрет Н. И. Новикова

Н. И. Новиков был известным в 18 веке просветителем-публицистом и книгоиздателем. Левицкий написал его камерный портрет предположительно в 1797 году. В образе воссозданы недюжинный ум и энергия человека, открывавшего типографии, библиотеки и школы в Москве. Портрет передает не просто дружеское расположение, но и глубочайшее уважение автора к своему персонажу. Кстати, будучи одним из близких друзей Новикова, Левицкий поддерживал опального журналиста во время его заточения в Шлиссельбургской крепости.

Портрет Екатерины Второй

Портрет императрицы Екатерины написан в 1783 г. Это парадный портрет идеальной просвещенной законодательницы, воспетый в оде «Фелица». Не случаен и фон картины - античный храм богини Правосудия, он придает особую торжественность, аллегоричность и величие портрету Екатерины. Здесь намечены черты классицизма: локальность цвета, четкость объемов, гладкость мазков. Левицкий написал три варианта портрета императрицы: 1780, 1783 и 1790 года. Все три полотна находятся в Русском музее.

Портреты «смолянок»

С 1772 по 1776 год Левицкий написал цикл парадных портретов учениц Смольного института благородных девиц. Специалисты считают, что это лучшие портреты реалистической живописи 18 века. «Смолянки» изображены в полный рост, поодиночке и попарно, они танцуют, музицируют, играют, общаются. В них нет искусственной жеманности, но есть грация, чистота, юная застенчивость, свежесть и обаяние. Характер каждой воспитанницы индивидуален: скромная, неуверенная в себе Хрущова, веселая и грациозная Хованская, непринужденная и жизнерадостная Нелидова, задорная и яркая Борщова. Образы этих и других девушек несут в себе все многообразие душевной жизни человека, несмотря на подчеркнутую маскарадность и театральность портретов.

В конце жизни

К старости у Левицкого стала прогрессировать болезнь глаз. Он все меньше работал, а потом и вовсе прекратил занятия живописью. Но он оставил после себя много учеников и повлиял на развитие отечественной портретной живописи. Художника не стало 4.(16).04.1822 года.

    Советник Академии Художеств, знаменитый портретист; род. в 1735 или 1737 г., вероятно, в Киеве, ум. в 1822 г., неизвестно в Петербурге или в Киеве; неизвестно и место его погребения. Сын священника гравера Григ. Кирил. Левицкого, по прежней… … Большая биографическая энциклопедия

    - (1735 1822), русский живописец. Портретист. Учился у своего отца украинского гравёра Г. К. Левицкого (Носа) и у А. П. Антропова (с 1758). Возможно, участвовал вместе с отцом в росписи Андреевского собора в Киеве (1752 55). Около 1758… … Художественная энциклопедия

    Левицкий Дмитрий Григорьевич - (1735—1822), живописец. Портретист. Учился в Киеве у своего отца — украинского гравёра Г. К. Левицкого (Носа) и у А. П. Антропова (с 1758). Около 1758 переехал в Петербург. В 1771—87 руководил портретным классом петербургской АХ (с … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - [около 1735, Киев (?), ≈ 4(16).4.1822, Петербург], русский живописец портретист. Учился у отца, украинского гравёра Г. К. Левицкого (Носа), и А. П. Антропова (с 1758). Возможно, участвовал вместе с отцом росписи Андреевского собора в Киеве… … Большая советская энциклопедия

    - (ок. 1735 1822) российский живописец. В композиционно эффектных парадных портретах торжественность сочетается с жизненностью образов, красочным богатством (Кокоринов, 1769 70, серия портретов воспитанниц Смольного института, 1772 76);… … Большой Энциклопедический словарь

    Левицкий, Дмитрий Григорьевич выдающийся русский портретист, академик (1735 1822). Учился в Академии Художеств. С 1779 г. преподавал в портретном классе Академии Художеств и оказал влияние на развитие П.И. Соколова, В. Боровиковского и Г.… … Биографический словарь

    - (1735 1822), живописец. Портретист. Учился в Киеве у своего отца украинского гравёра Г. К. Левицкого (Носа) и у А. П. Антропова (с 1758). Около 1758 переехал в Петербург. В 1771 87 руководил портретным классом петербургской АХ (с 1770… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Дмитрий Григорьевич Левицкий Автопортрет (1783) Дата рождения: около 1735 Место рождения: Киев Дата смерти: 1822 … Википедия

    - (около 1735 1822), российский живописец. В композиционно эффектных парадных портретах торжественность сочетается с жизненной полнокровностью образов, красочным богатством («Кокоринов», 1769 70, серия портретов воспитанниц Смольного института,… … Энциклопедический словарь

    Левицкий, Дмитрий Григорьевич - Д.Г. Левицкий Портрет М.А. Дьяковой. Третьяковская галерея. ЛЕВИЦКИЙ Дмитрий Григорьевич (около 1735 1822), российский живописец. В парадных портретах торжественность сочетал с жизненностью образов, красочным богатством (“Кокоринов”, 1769 70;… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Дми́трий Григо́рьевич Леви́цкий (около 1735, Киев — 4 апреля 1822, Санкт-Петербург) — русский живописец украинского происхождения, академик, мастер парадного и камерного портрета.

Родился около 1735 года в семье священника Г. К. Левицкого (настоящая фамилия Нос, или Носов), известного также как художник-гравёр. Учился изобразительному искусству у отца и у живописца А. П. Антропова (с 1758 года). Предположительно участвовал вместе с отцом в росписи Андреевского собора в Киеве (середина 1750-х годов).

Автопортрет. 1783

Около 1758 года Левицкий переехал в Санкт-Петербург. Учился в Академии Художеств. С 1779 преподавал в портретном классе Академии Художеств.

В Петербурге Левицкий продолжал заниматься с Антроповым. Известность Левицкому принесли картины, выставленные в экспозиции Академии художеств (1770). В том же году за превосходно исполненный портрет А. Кокоринова тридцатипятилетний Левицкий получил звание академика. Преподавал в Академии художеств (1771—1788), был руководителем портретного класса.

Уже в ранних работах показал себя первоклассным мастером парадного портрета, способным найти выразительную позу и жест, сочетать интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков (портреты Н. Сеземова, 1770; П. Демидова, 1773). Известный богач П. Демидов изображен им во весь рост, на большом холсте, на фоне величавой архитектуры, в пышных складках алого одеяния (портрет П. А. Демидова, 1773). Вершиной творчества Левицкого — и всего русского портрета XVIII века — стала серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц, написанная в 1773—1776 годах. Серия «Смолянок» — шедевр мирового искусства (все портреты находятся в Русском музее).

В созданной Левицким обширной галерее портретов — величественная Екатерина II (1783), представленная мудрой и просвещённой законодательницей (именно этот портрет вдохновил Г. Державина на создание знаменитой оды «Видение Мурзы»), и Дени Дидро (1773), французский философ—энциклопедист, писатель, энергию, творческое беспокойство, душевное благородство которого так живо и непосредственно передал русский художник, и отец художника (1779), скромный, мудрый и усталый старика, бывший в своё время одним из лучших украинских гравёров, и строитель здания Академии художеств зодчий А. Кокоринов (1769—1770), богатый купец-откупщик Н. Сеземов (1770), публицист, просветитель и издатель И. Новиков. Левицкий был близко знаком со многими выдающимися людьми своего времени: Н. Львовым, Г. Державиным, В. Капнистом, И. Дмитриевым, И. Долгоруким, Н. Новиковым.

Граф Артемий Иванович Воронцов (1748—1813) заказал Левицкому портреты членов своей семьи, для украшения стен своего нового дома в Петербурге. Портреты А. И. Воронцова, его супруги П. Ф. Воронцовой и их дочерей Екатерины, Анны, Марии, Прасковьи (1780-е годы, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) предназначались для семейной портретной галереи. В камерных по характеру портретах художник выделил особенности физического и духовного облика каждого члена семьи.

В 1780-х годах художник создал уникальную портретную галерею деятелей русской культуры. Особой теплотой отличаются интимные портреты Левицкого, созданные в период расцвета творчества художника (середина 1770-х — начало 1780-х). Ещё в 1773 году мастер исполнил портрет Д. Дидро, поражавший современников своей жизненной убедительностью, исключительной правдивостью в воссоздании облика философа. Одно из лучших созданий Левицкого — портрет молодой М. Дьяковой (1778), поэтичный, жизнерадостный, написанный в богатой гамме тёплых тонов.

Оказал сильное влияние на становление художников П. И. Соколова, В. Л. Боровиковского и Г. И. Угрюмова.

Портрет архитектора А. Ф. Кокоринова. 1769

Портрет откупщика Н. А. Сеземова. 1770

Портрет воспитанниц Имп. восп. общ. благ. девиц Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой. 1772

Портрет воспитанницы Имп. восп. общ. благ. девиц Г. И. Алымовой. 1773

Портрет П. А. Демидова. 1773

Портрет воспитанницы Имп. восп. общ. благ девиц Е. И. Нелидовой. 1773

Портрет воспитанниц Имп. восп. общ. благ. девиц Е. Н. Хрущевой и Е. Н. Хованской. 1773

Портрет воспитанницы Имп. восп. общ. благ. девиц А. П. Левшиной. 1775

Портрет воспитанницы Имп. восп. общ. благ. девиц Н. С. Борщовой. 1776

Портрет воспитанницы Имп. восп. общ. благ девиц Е. И. Молчановой. 1776

Портрет М. А. Дьяковой. 1778

Портрет М. А. Львовой. 1781

Портрет Урсулы Мнишек. 1782

Портрет Бакуниной. 1782

Портрет А. Д. Ланского. 1782

Портрет П. В. Бакунина Большого. 1782

Портрет Екатерины II. Около 1782

Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия. 1783

Портрет А. Д. Левицкой, дочери художника. 1785

Портрет А. В. Суворова. 1786

Портрет великой княжны Александры Павловны. 1791

Портрет И. Л. Голенищева-Кутузова

Портрет Н. А. Львова. 1789

Портрет священника (Г. К. Левицкого)

Портрет А. С. Протасовой, бывшей камер-фрейлины Екатерины II. 1800

Портрет Е. А. Воронцовой. До 1822

Полностью

ЛЕВИЦКИЙ ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ

Левицкий, Дмитрий Григорьевич - выдающийся русский портретист, академик (1735 - 1822). Учился в Академии Художеств. С 1779 г. преподавал в портретном классе Академии Художеств и оказал влияние на развитие П.И. Соколова, В. Боровиковского и Г. Угрюмова. Его талант высоко ценили современники; он пользовался уважением Екатерины II , Павла I , Александра I и постоянно был завален заказами. Временем наибольшей его славы была Екатерининская эпоха, дух которой как нельзя лучше выражали его красивые, нередко парадные и всегда схожие портреты. Кисть Левицкого необыкновенно сочна, нежна и тщательна, колотит жив и приятен, постановка фигур и подбор аксессуаров живописны; особенно искусно воспроизводил он кружева, шелк, бархат и другие ткани. Из его произведений, рассеянных по императорским дворцам, музеям и аристократическим домам, более других известны: портрет Екатерины II, во весь рост, в виде законодательницы, приносящей свой покой в жертву для общего покоя, шесть портретов воспитанниц 1-го выпуска Смольного института (в большом петергофском дворце), портреты Александра I в детстве, играющего с великим князем Константином Павловичем (в гатчинском дворце), великой княжны Александры Павловны (в Романовской галерее Зимнего дворца), отца художника (в московском публичном музее), купца Сезамова (там же), архитектора А.Ф. Кокоринова (в музее Академии Художеств), графа П.А. Зубова (там же). В музее Александра III: "Женский портрет", портреты Екатерины II (в трех экземплярах), Н.И. Новикова, графа Санти, Монахтиной, графини А.С. Протасовой, М.О. Полторацкого. В Третьяковской галерее портреты: И.И. Дмитриева, Г.Р. Державина, А.Н. Оленина (?), князя А.М. Голицына, М.Н. Кречетникова, Анны Давиа, Бакунина, Бакуниной. - См. С.П. Дягилев "Русская живопись в XVIII веке" (т. I, Левицкий, СПб., 1903).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЛЕВИЦКИЙ ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЛЕВИЦКИЙ ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Дмитрий Григорьевич [около 1735, Киев (-), - 4(16).4.1822, Петербург], русский живописец-портретист. Учился у отца, украинского гравёра Г. К. Левицкого (Носа), …
  • ЛЕВИЦКИЙ ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (ок. 1735-1822) российский живописец. В композиционно эффектных парадных портретах торжественность сочетается с жизненностью образов, красочным богатством ("Кокоринов", 1769-70, серия портретов …
  • ЛЕВИЦКИЙ ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    лучший из портретистов времен имп. Екатерины II. Сын малоросса-священника, род. 1735 или 1736 г., умер в 1822 г., по всей …
  • ЛЕВИЦКИЙ, ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? лучший из портретистов времен императрицы Екатерины II. Сын малоросса-священника, род. 1735 или 1736 г., умер в 1822 г., по …
  • ДМИТРИЙ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (принадлежащий Димитре или римской Церере, богине земледелия) - название четырех лиц: 1Мак 7:1-4, 9:1-10, 15, 22:25, 2Мак 14:1-36 - Димитрий …
  • ЛЕВИЦКИЙ в Литературной энциклопедии:
    1. см. « Ядвигин ». 2. Иван Семенович (псевдоним Нечуй) — украинский писатель второй половины XIX века. Р. …
  • ЛЕВИЦКИЙ
    ЛЕВ́ИЦКИЙ Фёд. Вас. (1858-1933), актёр, засл. арт. УССР (1926). На сцене с 1888. Работал в первых проф. укр. театральных труппах …
  • ЛЕВИЦКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛЕВ́ИЦКИЙ Сер. Львович (1819-98), рос. мастер фотоиск-ва. Выразит. портреты деятелей рус. …
  • ЛЕВИЦКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛЕВ́ИЦКИЙ Сер. Ал-др. (1908-83), философ, писатель, литературовед. Род. в России. Окончил Карлов ун-т в Праге, ученик Н.О. Лосского. Деятель Нац.-трудового …
  • ЛЕВИЦКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛЕВ́ИЦКИЙ Орест Ив. (1848-1922), историк, археограф, этнограф, писатель народнич. направления, акад. (1919) и вице-през. (1919-21) АН УССР. Тр. по истории …
  • ЛЕВИЦКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛЕВ́ИЦКИЙ Олег Дм. (1909-61), геолог, ч.-к. АН СССР (1953). Осн. тр. по генезису гл. обр. оловянных и вольфрамовых м-ний Сибири …
  • ЛЕВИЦКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛЕВ́ИЦКИЙ И.С., см. Нечуй-Левицкий …
  • ЛЕВИЦКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛЕВ́ИЦКИЙ Дм. Григ. (ок. 1735-1822), рос. живописец. В композиционно эффектных парадных портретах торжественность сочетается с жизненной полнокровностью образов, красочным богатством …
  • ЛЕВИЦКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛЕВ́ИЦКИЙ Анат. Ник. (1909-42), участник Дв. Сопр. во Франции, один из организаторов газ. "Резистанс". Сын рус. эмигранта, учёный-этнограф. Казнён гитлеровцами …
  • ЛЕВИЦКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛЕВ́ИЦКИЙ Ал-др Анд. (1885-1965), кинооператор, засл. деят. иск-в РСФСР (1946). Основоположник рус. школы операторского иск-ва. Ф.: "Дворянское гнездо" (1914), "Портрет …
  • ДМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДМ́ИТРИЙ ШЕМЯКА (1420-53), князь Галича- Костромского, сын Юрия Дмитриевича. В ходе войны в 1446 взял в плен и ослепил Василия …
  • ДМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДМ́ИТРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (1323 или 1324-83), князь суздальский (с 1356), великий князь владимирский (1360-63) и нижегородско-суздальский (с 1365). В союзе с …
  • ДМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДМ́ИТРИЙ ИВАНОВИЧ (1582-91), царевич, мл. сын Ивана IV. В 1584 отправлен с матерью (М.Ф. Нагой) в удел Углич. Погиб при …
  • ДМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДМ́ИТРИЙ ДОНСКОЙ (1350-89), великий князь московский (с 1359) и владимирский (с 1362), сын Ивана II. При нём в 1367 построен …
  • ДМИТРИЙ в словаре Синонимов русского языка:
    димитрий, …
  • ДМИТРИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Дмитрий, (Дмитриевич, …
  • ЛЕВИЦКИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Александр Андреевич (1885-1965) , российский кинооператор, заслуженный деятель искусств России (1946). Основоположник русской школы операторского искусства. Фильмы: «Дворянское гнездо» (1914), …
  • ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ СМИРНОВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-01-02 Time: 21:11:27 Навигация Тема = Дмитрий Смирнов Википедия = Смирнов, Дмитрий Николаевич (композитор) Викитека = Дмитрий Николаевич Смирнов …
  • ВИССАРИОН ГРИГОРЬЕВИЧ БЕЛИНСКИЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-07-15 Time: 00:20:04 Навигация Тема = Виссарион Белинский Википедия = Белинский, Виссарион Григорьевич Викитека = Виссарион Григорьевич Белинский Викисклад …
  • ТЕРНОВСКИЙ СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо.
  • ТЕРНОВ АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тернов Александр Григорьевич (1874 - после 1931), священник. Родился в 1874 году, в селе …
  • РУДАКОВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Рудаков Дмитрий Иванович (1879 - 1937), псаломщик, мученик. Память 14 ноября, …
  • ОВЕЧКИН ДМИТРИЙ КИПРИАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Овечкин Дмитрий Киприанович (1877 - 1937), священник, священномученик. Память 1 ноября и …
  • МАСЛОВ МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Маслов Михаил Григорьевич (1874 - 1938), священник, священномученик. Память 9 марта, …
  • ЛЕБЕДЕВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Лебедев Дмитрий Александрович (1871 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 14 ноября, в …
  • КРЮЧКОВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Крючков Дмитрий Иванович (1874 - 1952), священник, священноисповедник. Память 27 августа. …
  • ГРИГОРЬЕВ ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ, МЛАДШИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Григорьев Дмитрий Дмитриевич (1919 - 2007), протоиерей (Православная Церковь в Америке), профессор …
  • ГОРБАЧЕВ АЛЕКСЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Горбачев Алексей Григорьевич (1892 - 1937), псаломщик, мученик. Память 10 ноября, …
  • БЕНЕВОЛЕНСКИЙ ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Беневоленский Дмитрий Михайлович (1883 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 14 ноября и в …
  • БАЯНОВ ДМИТРИЙ ФЕДОРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Баянов Дмитрий Федорович (1885 - 1937), протоиерей, церковный композитор. Родился 15 февраля 1885 …
  • ХОМУТОВ МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ
    Хомутов (Михаил Григорьевич, 1795 - 1864) - генерал-адъютант, генерал от кавалерии. По окончании курса в пажеском корпусе участвовал во всех …
  • РУБИНШТЕЙН АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Рубинштейн (Антон Григорьевич) - русский композитор и виртуоз, один из величайших пианистов XIX столетия. Родился 16 ноября 1829 года в …
  • ПЕРОВ ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Перов (Василий Григорьевич) - один из лучших русских живописцев новейшего времени, родился в Тобольске 23 декабря 1833 года. Окончил курс …
  • ЛЕВИЦКИЙ ФЕОДОСИЙ НЕСТЕРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Левицкий, Феодосий Нестерович - мистик (1791 - 1845). Был священником в Балте. Написал сочинение о близости страшного суда, которое отправил …
  • ЛЕВИЦКИЙ ПЕТР ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Левицкий, Петр Иванович - терапевт (1838 - 1880). Окончил курс на медицинском факультете Казанского университета. Был профессором казанского, потом Варшавского …
  • ЛЕВИЦКИЙ ОРЕСТ ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Левицкий, Орест Иванович - исследователь южнорусской старины. Родился в 1849 г., учился в Киевском университете на историко-филологическом факультете. Главные его …
  • ЛЕВИЦКИЙ КАЗИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Левицкий, Казимир Васильевич - военный деятель, генерал-лейтенант (1835 - 1890). По окончании военной академии был зачислен в гв. генеральный штаб. …
  • ЛЕВИЦКИЙ ИОСИФ (LEVICKI) в Краткой биографической энциклопедии:
    Левицкий (Levicki), Иосиф - священник, галицко-русский писатель (1801 - 1860). Издал первую русинскую грамматику: "Grammatika jezyka ruskiego" (Пршемысль, 1843). Написал: …
  • ЛЕВИЦКИЙ ИВАН СЕМЕНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Левицкий, Иван Семенович, - более известный под псевдонимом Нечуй - талантливый малорусский писатель. Родился в 1838 г., учился в киевской …
  • ЛЕВИЦКИЙ ИВАН ЕМЕЛЬЯНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Левицкий, Иван Емельянович - украинский писатель. Капитальный его труд - "Галицко-русская библиография XIX столетия с увзгляднением русских изданий в Угорщине …
  • ЛЕВИЦКИЙ ГРИГОРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Левицкий, Григорий Васильевич - астроном (родился в 1852 г.); был профессор Харьковского и Юрьевского университета. Его магистерская диссертация: "Об определении …
  • ЛЕВИЦКИЙ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Левицкий, Владимир Иванович - писатель, родился в 1842 г.; протоиерей во Флоренции, воспитанник Санкт-Петербургской духовной академии. Магистерская его диссертация: "Богомильство …
  • ЛЕВИЦКИЙ ВЛАДИМИР в Краткой биографической энциклопедии:
    Левицкий, Владимир - украинский беллетрист, пишущий преимущественно под псевдонимами В. Сичовика и В. Лукича. В 1890 - 1896 годах редактировал …
  • ЛЕВИТСКИЙ ГРИГОРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (ЛЕВИЦКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Левитский (Левицкий), Григорий Александрович - писатель (умер в 1830 г.), священник. Учился в киевской и петербургской духовных академиях. Был профессором …
Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.