Методика выявление на избирательность внимание. Для чего используется методика Мюнстерберга? Методика Мюнстерберга: инструкция

I. Когда я принимаю важные решения, то основываюсь на:

Своих эмоциях, чувствах

Том, как, я слышал, решаются подобные вопросы

Том решении проблемы, которое кажется мне наилучшим

Тщательном изучении проблемы и фактов

II. Когда я обсуждаю что-либо с другими людьми, то замечаю, что на меня больше всего действует:

Те картины, перспективы, которые описывает мой собеседник

Логика доказательств собеседника

Соприкасаюсь ли я с искренними чувствами собеседника

III. Мне гораздо легче общаться с людьми, если мне нравится в партнере:

Его манера одеваться

Его эмоциональность, чувства, которые я разделяю

Аргументы, которые он использует для доказательства своих суждений и которые я тоже использую в разговоре

IV. Из нижеперечисленного мне легче всего:

Найти идеальную для меня громкость звучания магнитофона, телевизора

Подобрать наиболее разумные, убедительные аргументы, относящиеся к интересующему меня предмету

Выбрать наиболее удобную мебель

Подобрать для одежды, интерьера и др. богатые цветовые комбинации

V. Что больше всего влияет на мое настроение, самочувствие:

Я очень чувствителен к окружающим меня звукам, шумам, интонации голосов людей

Чувствую себя «в своей тарелке», когда надо доказать правильность какого-либо положения, выяснить причину какого-либо события, построить цепь логических умозаключений

Я очень чувствителен к тому, насколько удобна моя одежда, приятно ли мне в ней находиться, двигаться и др.

На меня производит сильное впечатление освещение и общий вид обстановки, помещения


Будьте внимательны: на выполнение этого теста дается ровно три минуты. Если вы успеете выполнить все нижеперечисленные инструкции и сделаете это верно – то вы справились.

Подождите, пока не читайте!!! Возьмите чистый лист бумаги, засеките время и ПОЕХАЛИ!

    Прочтите все пункты, прежде, чем что бы то ни было делать.

    Напишите своё имя в правом верхнем углу листа после слова «ИМЯ».

    Обведите кружочком слово «ИМЯ» во втором пункте.

    Нарисуйте ПЯТЬ МАЛЕНЬКИХ КВАДРАТОВ в верхнем левом углу листа.

    Поставьте крестик в каждом квадрате, описанном в пункте 4.

    Обведите каждый квадрат тремя концентрическими окружностями.

    Впишите свою ФАМИЛИЮ под заголовком этого текста на соответствующую линейку.

    Справа от заголовка напишите слово ДА на трех разных языках по одному разу или на Вашем родном языке пять раз.

    Обведите КРУЖОЧКОМ пункты 7 и 8.

    Поставьте КРЕСТИК в левый нижний угол листа.

    Нарисуйте над этим крестиком РАВНОБЕДРЕННЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК.

    Обведите кружочком слово ВЕРХНЕМ в четвертом пункте.

    Сложите в столбик на обратной стороне листа числа 896 и 472.

    Если Вы уже дошли до этого пункта отчётливо произнесите своё полное ИМЯ.

    Если Вы уверены, что правильно выполнили все предыдущие инструкции, то произнесите отчетливо вслух: «Я ТОЧНО ВЫПОЛНИЛ ВСЕ ИНСТРУКЦИИ».

    Разделите на обратной стороне листа сумму, полученную в п. 13 на 12.

    Обведите кружочком результат вычисления в п.16 и умножьте его на обратной стороне листа на 17.

    С нормальной скоростью досчитайте вслух до ДЕСЯТИ.

    Проделайте ручкой ТРИ ДЫРОЧКИ правом нижнем углу листа.

    Если Вы выполнили упражнение раньше остальных, громко произнесите вслух «Я ПЕРВЫЙ!». Если вторым, то – «Я ВТОРОЙ!» и т.д.

    Теперь, когда Вы согласно п.1 внимательно прочитали весь текст, выполните только то, что написано в пунктах 1 и 2.

Теперь вы четко видите состояние точности, в котором вы пребывали:) Если не трудно, отпишите свой результат:) Заранее спасибо

Методы изучения избирательности внимания (Методика Мюнстерберга)

Цель методики : выявление уровня избирательности, концентрации внимания, помехоустойчивости.

Материал и оборудование : бланк теста Мюнстерберга, карандаш и секундомер.

Бланк теста Мюнстерберга

Испытуемый: ________________________________________________________________

Дата: _______________________________________________________________________

Экспериментатор: ____________________________________________________________

Время _______

Стимульный материал

Первый вариант

бсолнцевтргщоцэрайонзгучновостьъхэьгчяфактьуэкзаментрочягщ

шгцкппрокуроргурсеабетеорияемтоджебъамхоккейтроицафцуйгахт

телевизорболджщзхюэлгщъбпамятьшогхеюжипдргщхщнздвосприятие

мйцунендшизхъвафыпролдлюбовьабфырплослдспектакльячсинтьбюн

мюерадостьвуфциеждлшррпнародшалдьхэшщгиернкуыфйщрепортажэк

ждорлафывюфбьконкурсйфнячыувскапщличностьзжэьеюдшщглоджшзю

эпрплаваниедтлжэзбьтрдшжнпркывкомедияшлдкуйфотчаяниейфплнь

ыячвтлжэхъгфтасенлабораториягшдщнруцтргшчтлроснованиезхжъб

екдэркентаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйъясмтщзайэъягнтзхтм

Ключ: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория,

хоккей, троица, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, ра-

дость, народ, репортаж, конкурс, личность, плавание, комедия, отчая-

ние, лаборатория, основание, психиатрия.

Второй вариант

бзеркаловтргщоцэномерзгучтелефонъхэьгчяпланьустуденттрочягщ

шгцкпклиникагурсеабестадияемтоджебъамфутболсуждениефцуйгахт

йфлабораторияболджщзхюэлгщъбвниманиешогхеюжипдргщхщнздмысль

йцунендшизхъвафыпролдрадостьабфырплослдпоэтессаячсинтьппбюн

бюегрустьвуфциеждлшррпдепутатшалдьхэшщгиернкуыфйщоператорэк

цууждорлафывюфбьконцертйфнячыувскаприндивидзжэьеюдшщглоджшзю

прводолаздтлжэзбьтрдшжнпркывтрагедияшлдкуйфвоодушевлениейфрл

чвтлжэхьгфтасенфакультетгшдщнруцтргшчтлрвершинанлэщцъфезхжьб

эркентаопрукгвсмтрхирургияцлкбщтбплмстчьйфясмтщзайэъягнтзхтм

Ключ: зеркало, номер, телефон, план, студент, клиника, стадия,

футбол, суждение, лаборатория, внимание, мысль, радость, поэтесса,

грусть, депутат, оператор, концерт, индивид, водолаз, трагедия, вооду-

шевление, факультет, вершина, хирургия.

Инструкция : «Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача - просматривая строку за строкой, как можно быстрее найти эти слова. Найденные слова подчеркивайте».

Пример : рюклбюсрадость уфркнп.

Время выполнения задания - 2 мин. Методика применяется как в группе, так и индивидуально. Во время выполнения задания экспериментатором включается метроном.

Оценка результатов: Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок, то есть пропущенных и неправильно выделенных слов. Всего в тесте содержится 25 слов.

Результаты оцениваются при помощи шкалы оценок, в которой баллы начисляют в зависимости от затраченного на поиск слов времени. За каждое пропущенное слово снижается по одному баллу.

Таблица 1

Шкала оценок

Время (в секундах)

Балл

Уровень избирательности внимания

250 и более

II средний

II средний

II средний

II средний

II средний

II средний

II средний

III высокий

III высокий

III высокий

III высокий

III высокий

III высокий

Менее 60 секунд

IV очень высокий

Баллы в предложенной шкале оценок дают возможность установить абсолютные величины качественных оценок уровня избирательности внимания. В случае, когда у испытуемого от 0 до 3 баллов, то важно по самоотчету и наблюдению за ходом опыта выяснить причину слабой избирательности. Ею могут быть: состояние сильного эмоционального переживания, внешние помехи, приведение к фрустрации испытуемого, скрытое нежелание проходить психодиагностическое обследование и пр. В большинстве случаев имеется связь пропущенных и найденных слов с индивидуальным опытом и деятельностью тестируемого.

Избирательность внимания поддается тренировке. Можно предложить упражнения, подобные данной методике для её улучшения. Очень высокий уровень избирательности внимания указывает на феноменальную психическую активность.

Исследование закономерностей распределения внимания корректурным методом Б. Бурдона

Цель – проследить особенности деятельности в ситуации распределения внимания.

Стимульный материал : печатные бланки корректурной пробы;секундомер; связанный текст

Ход выполнения работы.

Исследование состоит из двух этапов.

На первом этапе, который длится 5 минут, испытуемый, просматривая каждую строчку корректурной пробы, должен как можно быстрее разными способами зачеркивать буквы «К», «О», а букву «Н» обводить кружком, например, . Для того чтобы учитывать динамику продуктивности работы за каждую минуту, экспериментатор по

истечении минуты говорит слово «черта». Испытуемый должен отметить вертикальной чертой на строчке бланка то место, которому соответствовал момент произнесения экспериментатором слова «черта», и

На втором этапе, который длится 5 минут, испытуемый наряду с вычеркиванием букв (например,) должен, слушая рассказ,считать имена существительные в нем. Для того чтобы учитывать динамику продуктивности работы за каждую минуту, экспериментатор по истечении минуты говорит слово «черта». При этом после слова «черта» испытуемый кроме вертикальной черты записывает рядом число воспринятых им существительных.

Инструкция к 1-му этапу.

“Просматривая слева направо каждую строчку корректурной пробы, вычеркивайте буквы «К» / и «О»\ и обводите букву «Н» следующими способами: . После того как экспериментатор произнесет слово «черта», на строчке поставьте вертикальную черту и продолжайте работу”.

Инструкция ко 2-му этапу.

“Просматривая слева направо каждую строчку корректурной пробы, вычеркивайте буквы «Е» и «Р» и обводите букву «В» следующими способами: . Одновременно считайте имена существительные в читаемом экспериментатором тексте. Как только экспериментатор произнесет слово «черта», поставьте вертикальную черту, а рядом укажите число воспринятых существительных и продолжайте работу”.

Обработка и анализ результатов.

Показателями распределения внимания являются продуктивность и точность работы. Продуктивность работы определяется количеством просмотренных, зачеркнутых букв и количеством ошибок. Точность работы определяется количеством зачеркнутых букв и количеством ошибок.

1. По каждому этапу определить продуктивность работы по минутам и в целом за этап, т.е. подсчитать количество просмотренных букв S, число зачеркнутых букв Z и количество ошибок R. Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание. Результаты этой обработки занести в таблицу.

2. На основе полученных количественных данных для каждого этапа построить 2 графика динамики продуктивности работы по минутам (для первого этапа – на оси Х отмечаются минуты, на оси У – показатель Z; для второго этапа – на оси Х – отмечаются минуты, на оси У –показатель Z и количество воспринятых существительных). График можно построить по всем показателям (S, Z, R), но в рамках лабораторной работы графики строятся только по показателю Z. Например:

3. По суммарным данным каждой серии вычислить: а) показатель точности работы по формуле: А= Z / (Z+R); показатель продуктивности работы по формуле M= SA. Представить эти показатели в таблице.

ПОКААТЕЛИ

СЕРИЯ

1

2

М

А

4. Сравнить индивидуальные значения показателей М, А со средними показателями по группе. Выявить низкие и высокие показатели.

На основе этих данных оценить продуктивность работы испытуемого в течение длительного времени.

5. На основе сравнительного анализа количественных данных двух этапов показать: характер динамики работы испытуемого на каждом этапе; какое влияние на производительность, точность и качество основной деятельности (вычеркивание букв) оказывает одновременное выполнение другой деятельности (счет имен существительных); проанализировать особенности распределения внимания при выполненииоднородных задач (первый этап) и разнородных задач (второй этап).

КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА

А К С Н В О Е А Н Е Р К В С О А Е Н В Р А К О Е С А Н Р К В Н Е О Р А К С В О

С О В Р К А Н В С А Е Р Н В К С О А Н Е О С В Н Е Р К А О С Е Р В К О А Н К С

К А Н Е О С В Р Е Н А К С О Е Н В Р К С А Р Е С В Н Е С К А О Е Н С В К Р А Е

В Р Е С О А К В Н Е С А К В Р Е Н С О А К В Р Е Н С О К В Р А Н Е О К Р В Н А

Н С А К Р В О С А Р Н Е А О С К В Н А Р Е Н С О К В Р Е А О К С Н В Р А К С О

Р В О Е С Н А Р К В О К Р А Н В О Е С В Н Е А Р О К В Н Е С А О К Р Е С А В К

Е Н Р А Е Р С К В О К С Е Р В О С А Н О В Р К А С О А Р Н Е О А Р Е С В О Е Р

О С К В Н Е Р А О С Е Н В С Н Р А Е О К С А Н Р А Е С В Р Н В К С Н А О Е Р С

В К А О В С Н Е Р К О В Н Е А Н Е С В Н О К В Н Р А Е О С В Р В О А Н С К О К

С Е Н А О В К С Е А В Н С К Р А О В К С Е О К С В Н Р А К О К Р Е С В К О Е Н

К О С Н А К В Н А Е С Е Р В Н С К О А Е Н С О В Н Р В К О С Н Е А К О В Н С А

О В К Р Е Н Р Е С Н А К О К А Е Р В С А Р К В О С В Н Е Р А Н С Е О В Р А К В

А С В К Р А С К О В Р А К Н С О К Р Е Н О Р С Е А О К С А К Р Н Р А К А Е Р К

Н А О С К О Е О В С К О А Е О Е Р К О С К В Н А К В О В С О Е А С Н В С Р Н А

В Н Е О С Е А В К Р Н В С Н В К А С В К А Н А К Р Н С Р Н Е О К О В С Н В О В

С Е Р В Н Р К С Р К В Н Е А Р А Н Е Р В О А Е С Е Р А Н Е Р В О А Р Н В С А Р

Е Р Н Е А Е О Р Н А С Р В К О В Р А Е О С Е О В Н А Н Е О В С К О В Р Н А К С

Р В К О С К А О Е Н Р В О С К Р Е Н А Е А Н А К В С Е О В К А Р Е С Н А О В К

А О В Н Р В Н С Р Е А О К Р Е Н С Р Е А К В С Е О К Р А Н С К В Н А Е О В Н Р

К А О Р Е С В Н А О Е С В О К Р Н К Р К Р А Е Р К О А С А Р В Н А Е О С К Р В

О К Р А Н А О Е С К О Е Р Н В К А Р С В Н Р В Н С Е О К Р А Н Е С Н В К Р А Н

Е Р А К О К С О В Р Н А Е А С В К В Н О С Е Н В Р А К Р Е О С О В Р А О Е С Е

Н Е С В К Р Е А К С В Н О Е Н Е О С В Н Е О Р К А К С В Н Е О К Р О К А Н Е О

Р Н Е С В Н Р К О В К О А Р Е О В О К С Н В К А Е Р В О С Н Е А К А С Н В О Е

С В Н Е О В К Р А Н Р Е С К О А Н В Р К А Н В С О Е Р А Н В О С А Р К В Н С О

О К А Н Е К Р В С Е Н Р К А Е С В О К А Р Е О К В Н А Р Е С К В Н Е О С А Р В

К Р Н С А О Е Р К О С Н В К О Е Р В О С К А Е Р Н С О А Н В Р К В С Е Н Р А К

Р Н В К О С Н Е А К В Р С О А Н С К В О А С Н Е В О Е Н С К В Р Н А О Е Н С О

Н С О А К В Р Н С А О Е Р В С К О Е Н А Р Н В О С К А О К Р Н С Е О В С Е Н В

Е К Р Н С О А Р В Н Е С А Р К В Р Н С Е Н В Р А К В С Е О К А Е Р К О В Н Е А

О Е Н Р В К С Е Р В Н А О Е А С К Р Е Н В К С О А Р Е О К С Е Р Н Е А Р В С К

А Н С О К Р В Н Е О С К В Н Р Е О К Р А С В О Е Р Н Р К В Н Р К А С О В Н А О

Р В А К Р Н Е С О К А Р К В О А С Р Е О К Р А Н В Р Е С К Р Н В К О Е С А Н Е

В Р К О А С Н А К О К В О С Е Р К В Н Е Р А К С Н Е О К Р Е А С О К Р Е О В Н

С Е О В Н А Р К О С В Н Р Е А Н Р О А С О К Р Е А О С В К А К Р Е Р К О Е С В

О А Е Р В К С О Е Н Р А К Р Н С Е А К О В О Е Н С А Н Р В О С Е Н В О К Н В Р

Е С Н А К В О Е Р Е Н С А К В О А Е Р К С Е Н Р А К Р В С А Е О В Н Е С Р К В

О К Р Е С О А Н Е Р В Н Е С К А О Р В Р К О С А К В С К А К Р Е С В Н А К Р Е

С В К О А Н Р В С К О Е Р Н А К В С Н Е Р А Е О В Р Н А К В С Н В О Е Р А Е О

В Р А С Н Р К О Е А С О В Р Е С К О А Н Е С Н В С К А Е О Р Н А К Е Р Н С О К

Текст (первый вариант).

Смерчи гигантской разрушительной силы в Северной Америке называют торнадо. Огромные по размерам, эти атмосферные вихри крушат на своем пути все. Известно много достоверных свидетельств, когда торнадо поднимают высоко в воздух людей и животных, даже небольшие дома.

Когда торнадо идет по земле, он напоминает громадный пылесос – в его чрево затягивается все, что встречается на пути. Когда вихрь проходит через водоемы, нередко обнажается дно. Устрашающий, феерический вид у этого природного явления ночью. Насыщенный зарядами атмосферного электричества, смерчевой столб светится. Верхняя его часть извергает молнии. Когда он налетает на город или поселок, кажется, что все здания в огне. Возникают пожары. С легкостью он срывает крыши домов. При прохождении смерча взрываются самые различные предметы – автомобильные камеры, закрытые бидоны, даже консервные банки. Один фермер из Массачусетса был смертельно перепуган тем, что, когда он попал в полосу торнадо, у него в корзине начали взрываться куриные яйца. Хорошо знакома и такая картина: пронесется разрушительный торнадо и среди пострадавших остаются живые, но полностью ощипанные куры.

Но смерч нередко изумляет своими странностями. Налетая на поселок, он, например, разрушает дом, при этом буфет с посудой переносится в другое место, не разбив в нем ни единой чашки. Поднимая высоко в воздух обезумевших от страха людей, он – бывает и так – бережно опускает их на землю.

В истории отечественной службы погоды осталось памятным 29 июня 1904 года. В тот день на Москву с юго-востока надвинулась огромная туча. Необычная, многоцветная, она неслась, казалось, касаясь самой земли. А в центре ее москвичи увидели что-то похожее на огромный канат. Одна из пожарных команд приняла его за дым и примчалась тушить пожар. Смерч раскидал людей и лошадей, уничтожил почти все деревья, коровы, бродившие по роще, летали по воздуху. На немецком рынке в центр страшного вихря попал городовой. Он вознесся в небо и затем, раздетый и избитый градом, был брошен на землю._ Летали в тот день и более тяжелые предметы. На переезде подмосковной железной дороги ветер поднял высоко в воздух железнодорожную будку. Ее бросило на землю в сорока метрах от старого места.

Находящийся в ней обходчик остался жив. И все это произошло за считанные минуты. Более ста человек погибших – такой была цена этого грозного природного явления.

Директор английской метеорологической службы Сеттон считает, что очень трудно получить точные данные о скорости ветра в таком вихре, поскольку ни один современный прибор не может остаться неповрежденным, если окажется на пути этого возмущения. Однако из характера производимых разрушений вытекает, что скорости около ста пятидесяти метров в секунду весьма обычны. Он даже допускает, что в особенно интенсивных торнадо скорость ветра достигает двухсот пятидесяти метров в секунду. Поэтому не стоит удивляться тому, что при этом небольшие щепки, даже птичьи перья и тонкие стебли растений становятся крайне опасными: приобретая огромные скорости, они способны тяжело поранить человека. А более прочные предметы – ветки,

небольшие деревянные палки – в смерче превращаются в снаряды разрушительной силы. Много еще странного и на первый взгляд необъяснимого приносят с собой смерчи. Недаром автор книги «Торнадо в соединенных штатах» Флор с грустным юмором отмечает: «После рассмотрения большого числа таких причудливых явлений они, несмотряна полную достоверность, начинают казаться настолько фантастичными, что начинаешь всему верить, за исключением, конечно, сообщений о том, как железный котелок был вывернут наизнанку и не треснул или как петух был вдут в кувшин и только голова его торчала наружу».

Текст (второй вариант).

В разных странах тропические циклоны носят разные названия: вАтлантике их именуют ураганами, у берегов Китая и Японии – тайфунами, на Австралийском материке – вилли-вили, а на Филиппинах –бегвизами. Но все эти слова означают одно и то же: большой ветер.

Эта полузагадка природы способна устрашить самых неустрашимых_. И неудивительно! Ведь при этом вырываются на свободу самые свирепые ветры планеты.

Огромные беснующиеся волны, часто величиной в трех-, четырехэтажный дом, поднятые ветром, носятся по морским просторам; они с грохотом сталкиваются друг с другом, вода кипит, как в огромномкотле. Завывание и свист ураганного ветра, раскаты грома, сталкивающиеся волны рождают трудно переносимый шум. Он не похож ни на какие другие звуки.

Тропический циклон чувствуется в природе за много часов до того, как бешено налетит первый порыв ветра. Издалека доносится странный глухой шум, напоминающий стенание и детский плач. Небо закрывают облака необычного цвета, становится душно. Начинают волноваться животные и птицы.

Звери скрываются в норах, а птицы прячутся в гнездах или перелетают с места на место, криками выражая свое беспокойство. Природа замирает перед взрывом.

С одним тропическим циклоном, названным позднее «ураганом века», тесно связана редкостная история, которая в свое время взволновала весь «суеверный мир». Известный американский актер конца прошлого столетия Чарлз Коглер родился на острове принца Эдуарда, в заливе Святого Лаврентия. В 1899 году на гастролях в Галвестоне он умер. Похоронили его здесь же, положив в геометрический оловянный гроб. Через год здесь пронесся невиданный ураган. Потоки бушующей воды размыли кладбищенские могилы, и гроб с телом Коглена был унесен в море.

Плавая по воле волн, он попал в Гольфстрим, а это течение занесло гроб в залив Святого Лаврентия. Здесь его обнаружили рыбаки с острова Принца Эдуарда. Плавая почти девять лет в океане, ящик был покрыт ракушками и водорослями. Рыбаки очистили его и прочли на крышке имя умершего. Дом, где он когда-то родился, находился в нескольких милях. Столь редкостный случай многими был расценен как чудо. «Ну, разве вы не видите в этом возвращении на землю своих предков руку судьбы? – говорили люди. – Всю свою жизнь этот человек скитался по чужым краям, а почувствовав смерть, умолил Бога возвратить его туда, где он родился, провел самые лучшие безоблачные годы».

Методы изучения концентрации внимания( Тест Пьерона-Рузера).

Цель исследования : определение уровня концентрации внимания.

Материал и оборудование : бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер.

Любой человек знает, что сложнее всего во время работы сохранять предельную концентрацию внимания на избранном предмете. Успехов в учебе и карьере достигают лишь те, кто умеет сосредотачиваться на одном деле и не распыляться на посторонние мысли и лишние действия. Ученые и психологи долго изучали вопрос, касающийся человека. Так появилась методика Мюнстерберга, которая помогает человеку тренировать своё внимание, чтобы в дальнейшем достигать больших высот в карьере и учебе.

Гуго Мюнстерберг

Гуго Мюнстерберг - это немецкий психолог, который жил в конце 19-го - начале 20-го века. С юношеских лет он увлекался медициной и хотел стать врачом. Но однажды услышанная лекция немецкого психолога Вундта изменила его жизнь, и он увлекся психологией, а в 1885 году даже защитил диссертацию и получил докторскую степень по этой специальности.

К сожалению, в те годы психология была более теоретической наукой и к практике имела весьма отдаленное отношение. Гуго Мюнстерберг стал одним из первых психологов, кто организовал экспериментально-психологическую лабораторию и пытался придать науке прикладной характер.

Энергия юного специалиста не могла не привлечь первых лиц молодой и развивающейся американской науки. Мюнстербергу было сделано весьма выгодное предложение, и он перебрался в США, получив должность в Гарварде и приняв под своё руководство новую психологическую лабораторию. Вскоре в издании стали появляться первые научные труда Мюнстерберга.

Методика, позволяющая улучшить концентрационные была открыта ученым в 1915 г. Именно в эти годы он всерьез занялся индустриальной психологией.

Методика Мюнстерберга: суть и практическое значение

Как уже упоминалось выше, Мюнстерберг всерьез занимался вопросами повышения производительности труда человека.

Ученый одним из первых увидел прямую связь между тем, насколько человек умеет концентрировать своё внимание и его успехами в профессиональной сфере деятельности. Найти эффективный способ повысить концентрационные способности человека - вот что было целью Мюнстерберга.

Методика, которую он разработал, настолько проста, что ее можно применять даже относительно детей, с раннего возраста развивая их способность удерживать внимание на одном предмете. Причем речь идет не только о концентрации в идеальных условиях, когда ничто не мешает человеку думать о поставленной задаче, а о способности удерживать внимание на одном предмете в обстоятельствах, когда есть множество тому помех.

Тест Мюнстерберга

Один из тестов Мюнстерберга направлен не только на но и на его диагностику одновременно.

Человеку выдают листок бумаги, на котором напечатан большой абзац из набора букв. Буквы, на первый взгляд, никак не связаны между собой. Каждая строчка выглядит примерно так: «уполдтдождьмиоаидаыьлжмалдм». Но в этом наборе букв скрываются слова, которые человек должен отыскать в течение отведенного ему времени. Как правило, на выполнение задания дается 2-3 минуты.

Затем происходит оценка результатов теста Мюнстерберга. Методика обработки результатов выглядит примерно следующим образом.

  1. Подсчитывается соотношение зашифрованных слов и тех, которые человек пропустил.
  2. Если количество найденных слов ниже среднего результата, то испытуемому дается рекомендация, согласно которой ему нужно делать больше упражнений на внимание и тренировать это свойство своей психики.
  3. Если количество найденных слов соответствует среднему результату, то человеку дается рекомендация, согласно которой время от времени в форме игры ему стоит повторять подобные упражнения.
  4. Если количество найденных слов равно количеству зашифрованных, то участника теста можно только поздравить, поскольку у него замечательно отточен навык внимания.

Насколько актуальна проблема концентрации внимания?

Методика Мюнстерберга используется для исследования профессиональной пригодности человека во многих сферах деятельности. Правда, она применяется в разных вариациях.

  1. Космонавты перед полетом в космос проходят специальный тренинг, в который включены упражнения на концентрацию внимания. Например, им предлагают наблюдать за секундной стрелкой в течение пяти минут. На первый взгляд, кажется, что это легко сделать, но многие проваливают испытание и вынуждены повторять его вновь и вновь.
  2. Автомобилисты часто попадают в аварии из-за того, что не обладают высокой способностью к концентрации внимания и не успевают вовремя отреагировать на преграды. Крупные и яркие придорожные знаки устанавливаются для того, чтобы привлечь внимание автомобилиста и напомнить ему об ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих.
  3. Актерская профессия полностью выстроена на умении концентрироваться. Большие объемы текста, предлагаемые обстоятельства, картины видения - все это актер должен держать в голове и в момент спектакля думать только об этом.

Что получают люди, умеющие концентрироваться на цели

Людей, которые обладают высокими концентрационными способностями, сразу заметно. Они хорошо делают своё дело вплоть до мелочей, потому что умеют откинуть все лишнее за пределы своего внимания и какое-то время посвятить только делу, которым занимаются.

В бизнесе умение концентрироваться тождественно целеустремленности человека, а также умению отделять главное и второстепенное. В обучении степень сосредоточенности полностью определяет объемы информации, которые может усвоить человек. В общении, концентрация полностью определяет способность человека не только высказывать свои мысли, но и воспринимать аргументы своего собеседника. Очень интересная взаимосвязь существует между темпераментом человека и его умением концентрироваться. Например, подмечено, что холерики (в силу своего подвижного темперамента) умеют сосредотачиваться на каком-то деле непродолжительное время. Они склонны перепрыгивать от одной темы разговора к другой, от одного занятия к другому.

Собственно, этим вопросам и были посвящены исследования Мюнстерберга. Методика на развитие внимания способна даже в каком-то смысле открыть в человеке гения.

Концентрация внимания и гениальность

Известно, что все гениальные люди отличались умением концентрироваться в высокой степени. Даже во сне они продолжали решать поставленные задачи (например, Менделеев). Методика Мюнстерберга позволяет повышать степень своей концентрации - значит, в каком-то смысле способствует человека. Ни для кого не секрет, что каждый талантлив в какой-либо области, но добьется ли он успеха, зависит полностью от его умения сосредоточиться на цели.

Таким образом, сложно переоценить ту пользу, которую скрывает в себе методика Мюнстерберга предельно просты, но если освоить их и выполнять регулярно, а затем применять своё умение концентрироваться в работе, то каждый человек однажды рискует проснуться гением.

Рекомендуется для использования при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости. Применяется для обследования подростков и взрослых.

Цель:определение избирательности внимания. Инструкция.Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача как можно быстрее, считывая текст, подчеркнуть эти слова. Время работы – 2 мин. Например: рюклбюсрадостьуфркип Бланк для ответов

Оценка. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).

Методика «Расстановка чисел»

Цель: предназначена для оценки произвольного внимания.
Инструкция. За 2 мин вы должны расставить в свободных клетках нижней части бланка в возрастающем порядке (слева направо) числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках верхней части бланка. Числа записываются построчно, никаких отметок в верхней части бланка делать нельзя.

Бланк для ответов

Оценка производится по количеству правильно записанных чисел. Средняя норма – 22 числа и выше.

Методика «Таблицы Шульца»

Цель: определение устойчивости внимания и динамики работоспособности.
Описание. Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц (1–5), на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.
Инструкция. Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажите и назовите все числа по порядку от 1 до 25. Постарайтесь делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.

Основной показатель выполнения, а также количество ошибок отдельно по каждой таблице.
По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена «кривая истощаемости (утомляемости)», отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

С помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели, как эффективность работы (ЭР), степень врабатываемости (ВР), психическая устойчивость (ПУ), которые предложены А. Ю. Козыревой.

Где Т 1 – время работы с первой таблицей; Т 2 – время работы со второй таблицей; Т 3 – с третьей таблицей; Т 4 – с четвертой; Т 5 – с пятой.
Оценка эффективности работы (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого.

Степень вырабтываемости определяется по формуле:

Результат меньше 1,0 – показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.
Психическая устойчивость (выносливость) определяется по формуле:

Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого.

ПАМЯТЬ

Память – форма психического отражения окружающей действительности, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании того, что человек воспринимал, думал, переживал или делал ранее, т. е. отражение прошлого опыта. Память служит основой непрерывности психической деятельности, связывая прошлое, настоящее и будущее. Основные процессы памяти – запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение.
Запоминание – процесс запечатления в сознании поступающей информации в виде образов, мыслей (понятий), переживаний и действий. Различают непроизвольное (непреднамеренное) и произвольное (преднамеренное) запоминание. Непроизвольное запоминание осуществляется как бы само собой, без преднамеренного желания что-то запомнить. Оно определяется не установками или целями, а особенностями объектов и отношением человека к ним. Так обычно запоминается то, что произвело яркое впечатление, вызвало сильные и глубокие переживания. Непроизвольное запоминание может быть эффективным, если оно включено в активную умственную деятельность. Например, артист в ряде случаев не заучивает специально текст роли, а запоминает его в ходе репетиций, главная цель которых заключается не в том, чтобы усвоить слова, а в том, чтобы вжиться в образ. Ведущим для человека является произвольное запоминание. Оно возникает и развивается в процессе общения людей и трудовой деятельности. Произвольное запоминание – запоминание целенаправленное (что запомнить, зачем, на какой срок, как использовать и пр.), а потому планомерное и организованное. Особая форма произвольного запоминания – заучивание. Оно используется тогда, когда необходимо что-то запечатлеть в памяти очень точно и прочно.
Сохранение – удержание в памяти в течение более или менее длительного времени и переработка того, что было запечатлено, что запомнилось. Сохраняется в памяти материал значимый, многократно повторяемый, постоянно использующийся в деятельности, хорошо понятый или запечатлевшийся с установкой «запомнить надолго». Как правило, первые и последние элементы ряда задерживаются в памяти лучше средних, это называется «фактором края». Главное условие сохранения – использование запомнившегося на практике, в деятельности. Это относится не только к знаниям, но и к навыкам и умениям.
Забывание – не всегда желательный, но неизбежный процесс, противоположный сохранению. Он протекает почти всегда непроизвольно. Благодаря забыванию в памяти не остается мелких, ненужных, незначимых деталей, запоминание обобщается. Частично забытое бывает трудно воспроизвести, но легко узнать. Быстро забывается то, что редко включается в деятельность человека, становится незначимым для него, систематически не подкрепляется восприятием и повторением. В этом положительная сторона забывания. Физиологической основой забывания является угасание связей. Основная потеря материала происходит в первые двое суток, самая большая часть информации забывается в течение первого часа.
Воспроизведение – избирательное оживление хранящейся в памяти информации в связи с потребностями человека, конкретными обстоятельствами и задачами в деятельности. Разновидность воспроизведения – узнавание, проявляющееся при вторичном восприятии объекта. Обычно возникающее при этом чувство «знакоместа» объекта сопровождается мыслью: «Да, я это где-то видел». Человек отождествляет отражаемое в настоящий момент с тем, что воспринималось раньше. Воспроизведение, подобно запоминанию, может быть произвольным и непроизвольным. Непроизвольное воспроизведение происходит, хотя и без всякого намерения, но не само собой. Толчком обычно служат ассоциации, вызванные определенными причинами. Произвольное воспроизведение осуществляется посредством волевых усилий для достижения сознательно поставленной цели. Главной особенностью такого воспроизведения является наличие осознаваемого мотива. Разновидность произвольного воспроизведения – припоминание – сознательное, целенаправленное воспроизведение, требующее специфического напряжения для преодоления внутренних затруднений. Виды памяти выделяют:
по степени сознательной активности при запоминании и воспроизведении;
по психологическому содержанию запоминаемого;
по продолжительности сохранения.
1. По степени сознательной активности различают память непроизвольную и произвольную. Произвольная память, в свою очередь, может быть механической и логической. При механической памяти запоминание и воспроизведение совершаются на основе пространственной или временной близости и последовательности предметов, явлений и событий; при логической – на основе установления тех или иных смысловых связей между ними независимо от расположения в пространстве или следования во времени.
2. По продуктивности запоминания логическая память, как правило, превосходит механическую: материал, запечатленный логически, сохраняется в ней значительно дольше. Вместе с тем для человека важен и тот и другой вид памяти. Логическая память необходима для понимания и запоминания смысла изучаемого материала и включения его в систему уже накопленных знаний, механическая – для точного, полного запечатления и сохранения запоминаемого.
3. По психологическому содержанию запоминаемого материала выделяется память образная, словесно-логическая, эмоциональная и двигательная. Преобладание того или иного вида памяти влияет на успешность овладения теми или иными учебными предметами, равно как и различными видами деятельности. В образной памяти выделяют зрительную и слуховую, а также обонятельную, вкусовую, осязательную. Словесно-логическая память – это память на мысли, выраженные в понятиях. Именно благодаря ей знания становятся достоянием человека, тем, что им не просто заучено, а глубоко продумано, принято. Эмоциональная память – память на чувства. Это запоминание человеком своих переживаний и переживаний других людей. Эмоциональная память может быть основой мотивов, побуждающих человека к каким-то действиям или удерживающих его от совершения того или иного поступка. Она же является основой сопереживаний. Двигательная память – память на движения, без нее невозможно овладеть двигательными действиями в любом виде деятельности.
4. По продолжительности сохранения память делится на долговременную, кратковременную и оперативную. Долговременная память характеризуется значительной длительностью сохранения материала после его восприятия и закрепления. Кратковременная память – это непродолжительное сохранение информации после одно-двукратного ее восприятия. Оперативная память сохраняет информацию лишь на то время, которое необходимо для совершения действий (например, набрать только что названный номер телефона, записать пришедшую в голову или услышанную мысль, исполнить только что полученный приказ).
Существуют индивидуальные различия между людьми по объему и точности памяти, быстроте запоминания, длительности сохранения и готовности памяти.
Объем памяти – это количество материала, которое может быть правильно воспроизведено непосредственно после однократного его восприятия. В среднем объем памяти равен б-8 объектам. Индивидуально он колеблется от 3 до 12. Точность памяти определяется идентичностью воспроизводимого и запоминаемого. Отсутствие пропусков, искажений в воспроизведении, детальное воспроизведение – конкретные проявления точности памяти. Быстрота запоминания – это время (или число повторений), необходимое для полного и правильного запоминания материала. Длительность сохранения – время удержания в памяти материала. Выражение «короткая память» относится именно к этому ее качеству. Готовность памяти – это способность быстро извлекать из памяти то, что необходимо человеку в данный конкретный момент. Отсутствие этого качества приводит к тому, что даже при наличии знаний человек не может ими пользоваться.
По способностям к запоминанию и сохранению материала люди делятся на четыре группы:
быстро и прочно запоминающие, медленно забывающие;
быстро запоминающие, но скоро забывающие;
медленно запоминающие, но долго помнящие;
медленно запоминающие и быстро забывающие.
Одним из главных условий учебной деятельности и многих видов труда является организация запоминания путем использования специальных приемов.
1. Постановка цели запоминания. Можно несколько раз прочесть какой-либо текст и не суметь воспроизвести его достаточно полно и точно, пока установка «читаю – воспринимаю» не будет заменена установкой «читаю – запоминаю». Как только цель поставлена, продуктивность запоминания существенно возрастает.
2. Установка на длительность запоминания. Прочность сохранения материала в памяти зависит от того, какая принята установка: запомнить надолго или на короткий срок. Запоминаемый материал сохраняется значительно более прочно и длительно, если имелась установка запомнить на долгий срок, тем более навсегда.
3. Предварительная специальная обработка материала, подлежащего запоминанию. Запоминаемый материал необходимо предварительно внимательно изучить. В нем следует выделить наиболее существенное, найти смысловые опоры памяти, его можно перегруппировать в зависимости от задач запоминания. Тщательное изучение и анализ материала может переходить в творчество, что является высшей целью любого обучения. Очень полезно для запоминания связывать содержание материала с жизненным опытом человека, основными целями и задачами деятельности.

4. Полная сосредоточенность внимания на процессе запоминания. Без напряженного внимания процесс заучивания не может быть продуктивным.
При заучивании необходимо соблюдать следующие правила повторения:
повторять материал нужно своевременно, так как наиболее интенсивно забывание идет в первые часы и дни после запоминания;
повторять материал лучше распределенно во времени, а не концентрированно. Более прочно усваивается то, что заучено перед сном;
в процессе заучивания необходимо чередовать повторение текста в целом с повторением его по частям;
продуктивность заучивания следует проверять.

Методика «Образная память»

Применяется для обследования лиц любого возраста.

Цель: изучение кратковременной памяти.
Описание. В качестве единицы объема памяти принимается образ (изображение предмета, геометрическая фигура, символ). Испытуемому предлагается за 20 с запомнить максимальное количество образов из предъявляемой таблицы. Затем в течение одной минуты он должен воспроизвести запомнившееся (записать или нарисовать).
Инструкция. Сейчас я покажу вам таблицу с рисунками. Постарайтесь запомнить как можно больше из нарисованного. После того как я уберу таблицу, запишите или зарисуйте все, что успели запомнить.

Оценка. Подсчитывается количество правильно воспроизведенных образов. В норме – это 6 и более правильных ответов.

Методика «Заучивание десяти слов»

Может быть использована для обследования детей (с пяти лет) и взрослых.

Цель: оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.
Описание. Исследование проводится в несколько этапов. На каждом из них заполняется протокол с девятью короткими односложными и двусложными словами. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Протокол
Фамилия, имя_________________ возраст_________

Инструкция для детей. 1. Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь, сколько сможешь, в любом порядке. (Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.)
2. Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те, которые запомнишь сейчас.
Инструкция для взрослых. 1. Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я закончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке.
2. Сейчас я снова прочту вам те же слова, и вы опять должны повторить их – и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен.
Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3–5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5-б-кратного повторения слов экспериментатор говорит испытуемому: «Через час вы эти же слова назовете мне еще раз».
Интерпретация результатов. По полученному протоколу составляется график – «кривая запоминания».

По форме кривой можно сделать выводы об особенностях запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.
Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвел 8–9 слов, а затем с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.

Тест Мюнстерберга предназначен для диагностики избирательности внимания.

Инструкция.

Тестовый материал.




Обработка результатов.

Ключ.

Интерпретация.

юнстерберга Мпредназначен для диагностики избирательности внимания.

Избирательность внимания позволяет концентрировать внимание даже при наличии помех восприятия информации при постановке сознательной цели.

Тест Мюнстерберга на восприятие и внимание (Диагностика избирательности внимания):

Инструкция.

В предложенном вам наборе букв есть слова. Ваша задача - как можно быстрее просматривая текст, подчеркнуть эти слова за 2 минуты.

Пример: «рюклбюсрадостьуфркнп». Постарайтесь обнаружить замаскированное слово «радость».

Тестовый материал.

бсолнцесвтрпцоцэрайонзгучновостьъхэьгчяфактьуэкзаментрочягщшгцкппрокуроргурсеабетеорияемтодж
ебьамхоккейтроицафцуйгахттелевизорболджщзхюэлгщьбпамятьшогхеюжипдрпцхщнздвосприятиейцукен
дшизхьвафыпролдблюбовьабфырплосдспектакльячсинтьбюнбюерадостьвуфциеждлоррпнародшалдьхэ
ипцгиернкуыфйшрепортажэкжлорлафывюфбьконкурсйфнячыувскапрлличностьзжэьеюдшщглоджинэпри
лаваииедтлжэзбьтрдшжнпркывкомедияшлдкуйфотчаяниейфрлньячвтлджэхьгфтасенлабораторияигщдщ
нруцтргшчтлроснованиезхжьбщдэркентаврсухгвсмтрпсихиатриябплмстчьйфясмтщзайэъягнтзхтм

Обработка результатов.

Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).

Ключ.

Солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, троица, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, кентавр, психиатрия.

Интерпретация.

1. Если вы обнаружили не более 15 слов, то вам следует уделять больше времени развитию своего внимания. Читайте, записывайте интересные мысли в вашу записную книжку, время от времени перечитывайте свои записи.

2. Если вы обнаружили не более 20 слов, ваше внимание ближе к норме, но иногда оно вас подводит. Вернитесь к тесту, повторите его еще раз. Сверьте свои результаты с ключом к тесту.

3. Если вам удалось обнаружить 24 -25 слов, ваше внимание в полном порядке. Хороший уровень развития внимания помогает вам быстро учиться, продуктивно работать, запоминать информацию и воспроизводить ее в нужный момент.

Тест Мюнстерберга поможет узнать много интересного о человеке, а именно выявить степень внимательности.

  • Как пройти тест Мюнстерберга?
  • Задание №1
  • Задание №2
  • Любительский способ оценки результатов теста
  • Ключи к заданиям теста Мюнстерберга

Тест Мюнстерберга

Тест Мюнстерберга традиционно применяют при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости.

Изначально этот тест и был разработан для усовершенствования процесса отбора кадров.

Цель теста — определение избирательности внимания. Избирательность внимания обеспечивает успешную настройку при наличии помех на восприятии информации при постановке сознательной цели.

Как пройти тест Мюнстерберга?

Среди сплошного на первый взгляд бессмысленного буквенного текста имеются слова. Задача испытуемого — просматривая строку за строкой, как можно быстрее найти замаскированные слова. Найденные слова выделить.

Искать следует существительные в именительном падеже единственного числа без использования специфических терминов и аббревиатур; если слова пересекаются или входят друг в друга, то используют слово наибольшей длины.

Время выполнения задания ограничено — 2 мин.

Пример: «рраокгсчрпчлсчастьералегнвпы». Постарайтесь обнаружить замаскированное слово «счастье».

Задание теста №1

бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч
ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы
фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ
хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырпл
ослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш
лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс
йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж
эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ
хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ
нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт

Задание теста №2

бзеркаловтргщоцэномерзгучтелефонъхэьгчяпланьустуденттрочягщ

шгцкпклиникагурсеабестадияемтоджебъамфутболсуждениефцуйгахт

йфлабораторияболджщзхюэлгщъбвниманиешогхеюжипдргщхщнздмысль

йцунендшизхъвафыпролдрадостьабфырплослдпоэтессаячсинтьппбюн

бюегрустьвуфциеждлшррпдепутатшалдьхэшщгиернкуыфйщоператорэк

цууждорлафывюфбьконцертйфнячыувскаприндивидзжэьеюдшщглоджшзю

прводолаздтлжэзбьтрдшжнпркывтрагедияшлдкуйфвоодушевлениейфрл

чвтлжэхьгфтасенфакультетгшдщнруцтргшчтлрвершинанлэщцъфезхжьб

эркентаопрукгвсмтрхирургияцлкбщтбплмстчьйфясмтщзайэъягнтзхтм

Результаты теста — оцениваем внимание!

Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок, то есть пропущенных и неправильно выделенных слов. Всего в тесте содержится 25 слов.

Простой способ оценки внимания

1. Если вы обнаружили не более 15 слов, то вам следует уделять больше времени развитию своего внимания. Читайте, записывайте интересные мысли в вашу записную книжку, время от времени перечитывайте свои записи.

2. Если вы обнаружили не более 20 слов, ваше внимание ближе к норме, но иногда оно вас подводит. Вернитесь к тесту, повторите его еще раз. Сверьте свои результаты с ключом к тесту.

3. Если вам удалось обнаружить 24 -25 слов, ваше внимание в полном порядке. Хороший уровень развития внимания помогает вам быстро учиться, продуктивно работать, запоминать информацию и воспроизводить ее в нужный момент.

Профессиональный способ оценки результатов теста

При более сложном способе оценки результатов теста Мюнстербергаоценка анализ ответов происходит при помощи шкалы оценок, в которой баллы начисляют в зависимости от затраченного на поиск слов времени. За каждое пропущенное слово снижается по одному баллу.

Шкала оценок

Время (в секундах)

Балл

Уровень избирательности внимания

250 и более

II средний

II средний

II средний

II средний

II средний

II средний

II средний

III высокий

III высокий

III высокий

III высокий

III высокий

III высокий

Менее 60 секунд

IV очень высокий

Баллы в предложенной шкале оценок дают возможность установить абсолютные величины качественных оценок уровня избирательности внимания. В случае, когда у испытуемого от 0 до 3 баллов, то важно по самоотчету и наблюдению за ходом опыта выяснить причину слабой избирательности.

Причины слабой избирательности внимания и способы исправления

Причинами слабой избирательности внимания чаще всего могут быть:

  • состояние сильного эмоционального переживания,
  • внешние помехи,
  • приведение к фрустрации испытуемого,
  • скрытое нежелание проходить психодиагностическое обследование

В большинстве случаев имеется связь пропущенных и найденных слов с индивидуальным опытом и деятельностью тестируемого.

Избирательность внимания поддается тренировке. Можно предложить упражнения, подобные данной методике для её улучшения. Очень высокий уровень избирательности внимания указывает на феноменальную психическую активность.

Ключ к тесту №1

Ключ: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория,

хоккей, троица, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, ра дость,

народ, репортаж, конкурс, личность, плавание, комедия, отчая ние, лаборатория,

основание, психиатрия.

Ключ №2

зеркало, номер, телефон, план, студент, клиника, стадия,

футбол, суждение, лаборатория, внимание, мысль, радость, поэтесса,

грусть, депутат, оператор, концерт, индивид, водолаз, трагедия, вооду шевление,

факультет, вершина, хирургия.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.