Исследования по социологии. Социологическое исследование и его виды

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Изучение методов, с помощью которых проводятся эмпирические социологические исследования. Анализ способов обработки и обобщения социологической информации. Обзор особенностей составления анкеты и формулировки вопросов. Структура процесса интервьюирования.

    контрольная работа , добавлен 09.06.2013

    Научные предпосылки социологических исследований. Методы сбора, анализ социальной информации. Принципы составления анкеты, виды вопросов. Техника проведения интервью. Обработка собранного материала. Использование результатов социологического исследования.

    реферат , добавлен 22.07.2015

    Социология - дифференцированная, структурированная система знаний. Виды специальных социологических теорий. Уровни отраслевой социологической теории. Типы прикладных социологических исследований. Характеристика методов, виды социологического исследования.

    реферат , добавлен 27.11.2010

    Социологические исследования, понятие, разновидности и характеристика. Анкетирование его сущность и методы проведения. Виды вопросов, их особенности. Методика проведения опросов, выборочное исследование и его проведение. Интервью и наблюдение, их суть.

    реферат , добавлен 29.01.2009

    Методологические проблемы социологических исследований. Функции социологии. Разработка программы социологического исследования. Обобщение и анализ данных, полученных в процессе его проведения. Описание и применение разных методов и методик в социологии.

    учебное пособие , добавлен 14.05.2012

    Структура социологии: общесоциологическая теория, специальные социологические теории и исследования. Опрос, анализ документов, наблюдение и эксперимент как основные методы сбора социологических данных. Социологические методы, применяемые в маркетинге.

    реферат , добавлен 01.12.2010

    Изучение методов сбора информации и обзор социологических исследований, социологических данных и публикаций на примере производства наружной, TV и интернет-рекламы. Медиапредпочтения россиян и их отношение к рекламе. Эффективность рекламы в метро.

    контрольная работа , добавлен 20.04.2012

В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. ()

Социологические исследования

Выпуск N1 за 2005 год

Ирина Олеговна Шевченко , Павел Владимирович Шевченко Социологические исследования. 2005. № 1. С. 95-101.

Актуальность темы обусловлена последствиями социально-экономических изменений в стране и продолжением процессов глубинных трансформаций института семьи (в России и других странах). Эмпирическая база – результаты проведенного авторами в 2003 г. исследования больших семей в г. Москве с применением методов анкетирования и свободного интервью (охвачено 198 семей). Некоторые результаты: большая семья чаще всего трехдетная (75% обследованных семей); встречаются семьи с четырьмя (18%) и пятью (6%) детьми; большее их число уже редкость. Как и раньше, для такой семьи характерны невысокие доходы, но имеется прослойка богатых многодетных родителей. Если в «среднестатистической семье» наиболее распространен примерно равный вклад родителей в семейный бюджет, то в «большой семье» преобладает вклад отца (мать осуществляет уход за детьми, их воспитание и ведет хозяйство). Помощь со стороны официальных государственных структур незначительна. Основные проблемы «больших» семей: нехватка жилплощади, денег, времени, болезни детей, невозможность «отключиться». «Стереотип» воспитания: вырастить детей хорошими людьми, но не на первом месте – дать хорошее образование. Во многом многодетная семья не рациональна (по мотивам многодетности и воспитательным ориентирам).

Петр Андреевич Михеев Социологические исследования. 2005. № 1. С. 91-94.

Представлены результаты изучения привязанности к селу как жизненной ориентации сельской молодежи и фактора воспроизводства социальной структуры. Его основа – данные опросов выпускников сельских школ, проведенных автором в 1994, 1997 и 2004 г. в одном из районов Саратовской области (опрашивались по 50 учащихся 11-х классов накануне выпуска). Согласно этим данным, в настроениях сельской молодежи в 1994 г. наиболее престижными представлялись профессии банкира и бизнесмена в городах, фермера на селе, учащиеся рассматривали как неплохую перспективу также получение неплохо (по сельским меркам) оплачиваемой работы в правоохранительных органах. В 2004 г. наметилась переориентация с возвратом к обычным трудовым профессиям (по сравнению с 1997 г. число тех, кто готовы работать охранниками в частной фирме, уменьшилось в три раза), но расчеты на работу в городе осталась ведущим мотивом жизненной перспективы большинства выпускников сельских школ. При опросе 1994 г. старшеклассники крайне редко упоминали как возможное трудоустройство традиционные специальности тракториста, доярки, скотника; по сравнению с ними предстают более предпочтительными рабочие места технички в школе, уборщика в конторе, работника отделения связи. Для широкого внедрения фермерских хозяйств нет объективных условий (низок уровень механизации и т.д.). В заключении рассматривается адаптация сельского населения к новым реалиям, отмечается появление на селе «симбиозных форм, сущность которых далека от проекта реформирования», показано, что семейные хозяйства пока самостоятельно ищат ниши выживания и нуждаются в государственном внимании как источник роста аграрной экономики.

Елена Николаевна Юдина Социологические исследования. 2005. № 1. С. 114-117.

Представлен сценарий учебной игры, апробированной автором в практических занятиях по социологии для студентов Московского педагогического государственного университета. Игра представляет собой научный диспут двух противоборствующих команд – «журналистов» и «социологов». «Журналисты» выступают с аргументацией в защиту интерактивных опросов (отмечают, к примеру, что эти передачи придают программам большую динамичность и остроту, привлекают внимание людей к проблемам общественной жизни, обеспечивают их открытое обсуждение, позволяют слушателям или зрителям открыто выразить свое отношение к событиям и т.д.). Социологи» выступают в роли критикующей стороны, что естественно, поскольку метод интерактивного опроса применяется почти исключительно журналистами, тогда как социологи в исследованиях общественного мнения пользуются иными методами. Критические аргументы "социологов": интерактивные опросы не репрезентативны, в них проявляется «эффект толпы», т.е. склонность присоединиться к мнению большинства, они могут использоваться телеведущим в целях манипулирования общественным мнением и т.д.

Ирина Федоровна Албегова Социологические исследования. 2005. № 1. С. 78-81.

Рассматриваются социальные и социально-психологические факторы, обуславливающие выбор профессии социального работника. Представлены результаты опросов студентов Ярославского государственного университета (ЯрГУ) с отделения "Социальная работа", а также Ярославского государственного педагогического университета (ЯГПУ), обучающихся по специальности "Социальная педагогика". Трудовые мотивации социальных работников автор изучает с 1994 г., ряд ее исследовательских проектов 1996-2004 гг. выполнены при поддержке Фонда Евразия, Агентства по международному развитию, Фонда Мотта, Фонда Сороса и Посольства Королевства Нидерландов. В ходе опроса студентов ЯрГУ и ЯГПУ, обучающихся по названным специальностям, установлено, что предпочтение будущей профессии отдают примерно половина девушек и лишь каждый двенадцатый юноша (профессия воспринимается в основном как женская); от младших курсов к старшим снижается стремление работать по специальности. Проведен контент-анализ содержания выполненных студентами первых курсов письменных работ (эссе) на тему: "Почему я хочу быть социальным работником?" (собрано 575 работ). Главный результат: доминирует компенсаторная мотивация выбора профессии, наряду с неадекватным представлением о ней, что проявляется в пренебрежении к содержанию профессии ("мне все равно кем быть – социальным работником, педагогом, экскурсоводом...", "мне нужно высшее образование и работа с людьми, а не с машинами"). Опрошено 800 работников социальной сферы, чья деятельность непосредственно связана с организацией и проведением социальной работы: это сотрудники администрации Ярославской области (департаменты социальной защиты и занятости населения) и специалисты структурных подразделений отделов социальной защиты в 6 районах Ярославля и 18 муниципальных округах Ярославской области. Показатели мотива материальных ценностей, а именно неудовлетворенность низкой заработной платой тем выше, чем меньше в ответах респондентов представлена альтруистическая мотивация. Отсутствие у социальных работников базовых знаний и конкретных умений приводит к тому, что в работе они в основном ориентируются на свои душевные качества и житейский опыт.

Анна Владимировна Стрельникова Социологические исследования. 2005. № 1. С. 126-131.

Рассматриваются вопросы формирования исследовательских архивов и использования их для вторичного анализа данных по социологическим исследованиям. Сообщается о подобной практике в исследовательских, научных и образовательных учреждениях Германии и США. Их архивы отличает современная техника хранения баз данных, доступность, наличие компьютерных программ просмотра, проверки и т.д. В России 20–летняя практика ведения количественных баз данных поддерживается центрами: ФОМ, ВЦИОМ, Левада-Центр, РОМИР–Мониторинг, ЦИРКОН и др. Доступ к ним сторонних исследователей, за исключением ряда баз ФОМ, сильно ограничен. В Институте Социологии РАН в течение 20 лет действует Банк данных социологических исследований; имеется база INSIS по 122 отечественным исследованиям, проведенным с 1966 по 1997 г. ВЦИОМ совместно с Независимым институтом социальной политики приступил к созданию единого национального хранилища эмпирических исследований по социологии и смежным дисциплинам (http://sofist.socpol.ru). Автор отметила ценность публикаций первичных материалов, показав их значение на классических работах начала XX в. (социальные исследования представителей Чикагской школы и работа У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке»). Среди редких российских примеров выделены случай исследования наивного письма Н. Козловой и И. Сандомирской, а также проект «Судьбы людей» (руководители В.В. Семенова и Е.Ю. Мещеркина). В заключительной части статьи рассмотрены приоритетные направления для вторичного анализа: социально–исторические и социально–демографические исследования; лонгитюдная стратегия.

Михаил Яковлевич Бобров , Инна Феликсовна Девятко , Гарольд Ефимович Зборовский , Борис Николаевич Миронов , Александр Юрьевич Рожков , J. Alsted Социологические исследования. 2005. № 1. С. 41-53.

Публикуются ответы специалистов на ряд вопросов: о сущности, содержании и месте в социологическом знании исторической социологии; ее понятийном аппарате; ее структуре, актуальных проблемах и трудностях в их решении; об историческом сознании, историческом знании, исторической памяти. Проф. Я. Алстед (Дания) отметил, что изучение социальных перемен требует и масштабного понимания, и конкретных исследований истории. Такое сочетание обеспечивает историческая социология. У нее общий с остальной социологией базовый теоретический аппарат, перед ней стоят те же теоретические проблемы, но с акцентом на историческую перспективу. Проф. М.Я. Бобров (Барнаул) рассмотрел общие и особые законы и категории исторической социологии. Проф. И.Ф. Девятко (Москва) указала на роль историографических исследований и развития социологических методов сбора данных в становлении исторической социологии. Проф. Г.Е. Зборовский (Екатеринбург) рассмотрел историческую социологию как отрасль социологического знания на стыке социологии и истории, имеющую особый предмет и объект исследования. Проф. Б.Н. Миронов (Санкт-Петербург) охарактеризовал теоретические, верификационные и прикладные задачи исторической социологии, указал ее актуальные исследовательские проблемы (включая осмысление российской истории в рамках макросоциологических теорий). Проф. А.Ю. Рожков (Краснодар) полагает, что процессы социокультурной трансформации подчинены ритмам смены поколений. Историческая социология призвана, по его мнению, исследовать модели жизнедеятельности человека и общества в генерационной и межгенерационной перспективе, продуцируя теоретические обобщения. Проф. Н.В. Романовский (Москва) предложил рассматривать историческую социологию «как часть социологии, обеспечивающую своими методами знанию об обществе / человеке единство прошлого, настоящего и будущего, дающую временной и пространственный континуум социологическому теоретизированию и эмпирическим исследованиям путем включения исторического прошлого в анализ исследуемого социологом объекта и тем самым определяющую его исторически данные параметры» .

Елена Иосифовна Кукушкина Социологические исследования. 2005. № 1. С. 151-153.

Рецензия на книгу: Елсуков А.Н. Методика преподавания социологии в высшей школе. Учебное пособие. Минск, 2002. 230 с.

Вера Владимировна Гаврилюк Социологические исследования. 2005. № 1. С. 149-151.

Рецензируется книга: Социальная стратификация российского общества (Под ред. Голенковой З.Т.). М., 2003. 365 с.

Александр Леонидович Салагаев Социологические исследования. 2005. № 1. С. 154-155.

Рецензируется книга: Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л. Наркотизация в молодежной среде: структура, тенденции, профилактика. М.: Генжер, 2003. 396 с.

Андрей Александрович Давыдов Социологические исследования. 2005. № 1. С. 131-138.

На основе поиска в Интернете (по ключевым словам) автор дает аналитический обзор материалов по компьютерной социологии (КС). Как выяснилось, в ряде университетов Западной Европы и США читаются спецкурсы по данной области знания и смежным с нею дисциплинам. Были созданы соответствующие международные ассоциации и издаются журналы типа "Social Science Computer Review". КС автор понимает как использование социологами возможностей компьютерной техники для решения возникающих в процессе научной работы теоретических, эмпирических и практических задач. Эта дисциплина предъявляет ряд требований к теоретическим понятиям, включая требование конструктивности, означающее «возможность практической реализации данного понятия или целой теории с помощью какого-либо языка программирования в реально функционирующей компьютерной системе». Сообщается об экспериментах по верификации методами КС ряда классических социологических теорий, которые «поддаются проверке путем имитационного компьютерного моделирования». Отмечается, что к настоящему времени КС получила наибольшее применение в Computational Organization Theory (теории организации). Созданные при этом модели нашли практическое приложение в коммерческих компьютерных системах DSS (поддержки принятия управленческих решений). В статье обозначен ряд методологических проблем компьютерного моделирования социальных процессов и приведена обширная библиография.

Т. Викторов Социологические исследования. 2005. № 1. С. 156-157.

Аннотируются книги: Барсукова С.Ю. НЕФОРМАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: ЭКОНОМИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. 488 с. РОССИЯ: ЦЕНТР И РЕГИОНЫ. ВЫПУСК 11 (отв. ред. В.Н. Иванов и В.Н. Кузнецов). М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2003. 408 с. Кублицкая Е.А., Кузнецова А.В. МОСКВИЧИ ОБ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ ГОРОДА. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2003. Козырев Г.И. СОЦИОЛОГИЯ. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2003. Сорокина Н.Д. ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ). МОНОГРАФИЯ. М.: Экономика и финансы. 2004. 224 с.

Жан Терентьевич Тощенко Социологические исследования. 2005. № 1. С. 3-4.

Главный редактор подводит итоги работы журнала в 2004 г., сообщает о новациях и изменениях в тематике поступающих и публикуемых материалов, о важнейших событиях в жизни российского и мирового социологического сообщества в минувшем году, делится с читателями планами редакции на будущий год.

Маргарита Владимировна Вдовина Социологические исследования. 2005. № 1. С. 102-104.

Представлены данные опроса москвичей и жителей Подмосковья о причинах межпоколенных конфликтов в семьях, выполненного сотрудниками кафедры теории и методики социальной работы Московского государственного университета сервиса (N=1482; выборка случайная). Утверждается, что наиболее серьезные причины таких конфликтов – алкоголизм (57%), аморальное поведение одного из супругов (38%), несовместимость интересов и целей (49%), материальные и жилищные проблемы (44% и 35% от числа опрошенных). Другим важным источником межпоколенной конфликтности являются различия в ценностях молодого, среднего и пожилого поколений (48%). Автор типологизирует конфликты по ряду оснований: (1) степени открытости; (2) семейному статусу участников; (3) их причинам; (4) формам проявления; (5) во временном аспекте возникновения; (6) по типам семьи (патриархальная, эгалитарная, многопоколенная, нуклеарная); (7) по продолжительности; (8) по последствиям (конструктивные, деструктивные, нейтральные, смешанного типа).

Новое слово в истории социологии (о книгах: Беляева Л.А. Эмпирическая социология в России и Восточной Европе; Лапин Н.И. Эмпирическая социология в Западной Европе) [статья]

Жан Терентьевич Тощенко Социологические исследования. 2005. № 1. С. 143-148.

Обсуждается содержание двух книг: Беляева Л.А. Эмпирическая социология в России и Восточной Европе. М., 2004; Лапин Н.И. Эмпирическая социология в Западной Европе. М., 2004. Значение публикации данных книг автор усматривает в восполнении пробела в отечественных исследованиях по истории социологии, поскольку, по его мнению, в относящихся к данной области отечественных публикациях первостепенное значение придавалось анализу и описанию теоретических концепций при явно выраженном социально-философском подходе. Эмпирическая социология обычно рассматривалась "как побочный элемент данной науки, в лучшем случае – как один из вспомогательных методов апробации теоретических выводов". Ж.Т. Тощенко указывает на оригинальность обсуждаемых книг в постановке вопроса о том, как рождалась эмпирическая социология. Н.И. Лапин рассмотрел зарождение эмпирической социологии в трех странах Западной Европы в сферах, непосредственно связанных со сбором и анализом эмпирических данных о состоянии населения и развитии этих стран. В Англии это была «политическая арифметика», в Германии – государствоведение, во Франции – социальная статистика и социография. В книге Л.А. Беляевой отмечено, что сбор и анализ эмпирических данных в России стал проводиться практически одновременно с аналогичными обследованиями в других странах. Подробно излагается предыстория и история эмпирической социологии в России, СССР и странах Восточной Европы. Показано, что книги Л.А. Беляевой и Н.И. Лапина выходят далеко за рамки учебных пособий и представляют собой монографические исследования, обобщающие ход становления социологической науки.

Геннадий Петрович Бакулев Социологические исследования. 2005. № 1. С. 105-114.

Нормативные теории массовой коммуникации имеют дело с "идеальными вариантами" деятельности в области масс-медиа. Автор отмечает, что во второй половине XX в. правительства ведущих стран запада занялись разработкой принципов политики в области масс-коммуникаций. К этому их подталкивали концентрация собственности и монополизация в сфере масс-медиа, грозящие нарушением прав граждан на получение достоверной информации, рост объема мультимедийных операций, увеличение влияния на общество телевидения, а затем и Интернета "как социальной силы, превосходящей или вытесняющей другие агентства социализации и контроля". Первой попыткой сравнительного описания теорий СМИ стал труд Зиберта, Петерсона и Шрамма «Четыре теории прессы», изданный в 1956 г. Зиберт определил свой подход как нормативный, поскольку ставил задачу показать не то, как СМИ реально функционируют в обществе, но скорее то, как они могли бы функционировать, как им надо было бы функционировать, согласно некоторым критериям, отвечающим характерным для данного конкретного общества нормам и ценностям. Он выделил четыре типа теорий СМИ: авторитарные, либертарианские, социальной ответственности и советских медиа. Позднее этот подход развивали далее, дополняли и модифицировали другие авторы, с сохранением исходных положений. В 1980-е гг. Маккуэл предложил дополнить "концепцию четырех теорий" еще двумя: медиа развития, а также демократического участия (партиципаторная модель). Черты авторитарной теории прослеживаются, согласно Зиберту, в до-демократических, явно диктаторских и репрессивных обществах. Либертарианская, или теория свободной прессы рассматривает проблемы обеспечения права на информацию при соблюдении законов и ограничений, соответствующих нормам, принципам и ценностям либерально-демократического государства.

В каком случае, по мнению авторов, социолог не может использовать метод наблюдения? Какие два метода опроса рассмотрены в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, редположите, чем объясняется важность процедур выборки в социологическом исследовании.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Методы, основанные на наблюдениях, используются для описания и характеристики непосредственно наблюдаемого поведения людей в разных ситуациях. Однако для наблюдения недоступны системы ценностей, убеждения, взгляды, представления, мотивировки и чувства. В таких случаях ведущим методом социологического исследования становится опрос. Опросы, как правило, проводятся методами интервьюирования и анкетирования. В основе интервью – беседа по предварительно разработанному подробному плану, однако чаще социологи проводят интервью на основе заранее подготовленного опросного листа, в котором даются все интересующие вопросы, в определённой последовательности и с заданными формулировками.

Анкетирование – метод опроса, при котором социолог-исследователь общается с респондентом (участником социологического опроса) с помощью анкеты.

Как при интервьюировании, так и при анкетировании исследователи должны уделять особое внимание процедурам выборки: 1) определить слои и группы населения, на которые предполагается распространить полученные результаты опроса; 2) определить численность опрашиваемых, необходимую и достаточную... 3) определить правила поиска и отбора респондентов на последней стадии выбора…

Обычно социологи используют в своих исследованиях случайную выборку или выборку расслоенную (типическую). При случайной выборке исследователи осуществляют произвольный отбор объектов исследования так, что у каждого индивида в популяции имеется равный шанс быть выбранным. Если необходима более высокая точность, используется расслоенная выборка, когда население делится на соответствующие категории по возрасту, полу, социально-экономическому положению, расе, затем осуществляется случайная выборка в каждой из выделенных категорий...

Составить хорошую анкету – непростое дело. Формулировка вопросов, их количество и размер – всё это имеет немаловажное значение. Например, формулировка вопроса способна систематически “сбивать” результаты опроса… Необходима не одна предварительная проверка, чтобы гарантировать, что вопросы понятны, недвусмысленны и достаточно конкретны для того, чтобы получить от респондентов желаемую информацию. Возможно, самая большая трудность с личной информацией связана с её точностью.

(Ю. Волков и др. )

Почему, по мнению авторов, составление анкеты - сложное дело? Каким требованиям, по их мнению, должны соответствовать вопросы анкеты? Какие категории респондентов, согласно авторам, выделяются при построении расслоенной выборки?

Пояснение.

1) ответ на первый вопрос (причина):

Формулировка вопроса способна систематически «сбивать» результаты опроса;

2) ответ на второй вопрос (требования):

Вопросы понятны, недвусмысленны и достаточно конкретны.

3) ответ на третий вопрос (категории):

Возраст, пол, социально-экономическое положение, раса.

Ответы на вопросы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите примеры использования результатов социологических опросов 1) в политике, 2) в бизнесе, 3) в образовательных организациях.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть приведены примеры, допустим:

1) в политике: политическая партия проводила избирательную кампанию, ориентируясь на данные опросов о политических предпочтениях избирателей;

2) в бизнесе: коммерческий банк на основе изучения финансовых стратегий домохозяйств сформировал новые кредитные предложения;

3) в образовательных организациях: изучив результаты опроса студентов, ректор университета ввёл несколько новых учебных курсов.

Могут быть приведены иные примеры по каждой категории пользователей результатов социологических опросов.

Успешное проведение социологических опросов возможно при наличии у социолога-исследователя определённых качеств. Укажите любые три необходимых качества и дайте краткие пояснения по каждому из них.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть указаны качества и даны краткие пояснения, например:

1) коммуникабельность, т.к. при интервьюировании необходимо уметь устанавливать контакт и общаться с респондентами;

2) способность находить и быстро усваивать значительные объёмы информации об особенностях образа жизни, деятельности конкретных групп респондентов, т.к. для проведения опросов необходимо знать и учитывать особенности изучаемых групп респондентов;

3) профессиональные знания математики, статистики, т.к. для построения выборки, обработки результатов опросов социологических исследований используются математические методы.

Могут быть даны другие пояснения, названы и пояснены иные качества.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос (случай):

Если необходимо исследовать системы ценностей, убеждения, взгляды, представления, мотивировки и чувства; (Ответ на первый вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.)

2) ответ на второй вопрос (методы):

Интервьюирование и анкетирование; (В качестве правильного ответа на второй вопрос засчитывается только указание двух методов.)

3) предположение, например:

Правильное построение выборки обеспечивает корректность результатов социологического исследования.

Может быть высказано иное уместное предположение.

Понятие исследований в социологии

Социология отличается от других общественных наук активным использованием эмпирических методов:

  • анкетных опросов,
  • интервью,
  • наблюдения,
  • эксперимента,
  • анализа статистических данных,
  • анализа документов.

Определение 1

Социологическое исследование - это процесс, в который входят логически последовательные методологические, методические и организационно-технические процедуры, связанные единой целью – получить достоверные данные об определенном изучаемом явлении, чтобы в последующем применить их на практике.

Виды исследований в социологии

Среди видов социологических исследований выделяют разведывательные (зондажные, пилотажные), описательные и аналитические.

Разведывательные исследования являются самым простым видом социологического анализа, позволяющим решать только ограниченные задачи. Когда используется данный тип исследований, то испытывается инструментарий (методические документы): анкета, опросный лист, карточка и т.д.

Программа и инструментарий подобного исследования характеризуется упрощенностью и обследуемые совокупности – небольшими размерами (20-100 человек).

Разведывательным исследованием, как правило, предваряется глубокое изучение какой-либо проблемы. В ходе него идет уточнение целей, гипотез, задач, вопросов и их формулировки.

Описательные исследования выступают более сложным видом социологического анализа. Его посредством изучается эмпирическая информация, дающая относительно системное представление о социальном явлении или процессе. Объектами такого анализа выступают, как правило, большие социальные группы, например, трудовые коллективы больших предприятий.

Замечание 1

В рамках описательного исследования может применяться один метод или несколько, последнее способствует повышению достоверности и полноты информации, формулированию более глубоких выводов и обоснованных рекомендаций.

Самым серьезным видом социологических исследований является аналитическое, делающее возможным не только описание элементов изучаемого явления либо процесса, но и выяснение причин, лежащих в его основе. Оно предполагает изучение совокупности множества факторов, которыми обосновывается определенное социальное явление. Аналитическими исследованиями, как правило, завершаются разведывательные и описательные, в рамках которых собирались данные, позволяющие предварительно представить определенные элементы изучаемого социального явления или процесса.

Этапы социологического исследования

Социологическое исследование, как правило, состоит из трех основных этапов:

  1. разработки программы и приемов исследования;
  2. проведения эмпирического исследования;
  3. обработки и анализа данных, формирования выводов, составления отчета.

Все данные этапы отличаются чрезвычайной важностью и поэтому требуют особенного внимания. Программа исследования включает два раздела:

  • методологический,
  • методический.

Методологический раздел включает теоретико-методологические основы проведения исследования.

Методический раздел состоит из таких пунктов, как цель исследования, обоснование актуальности, объект и предмет, задачи, анализ и операционализация основных понятий, выдвижение гипотез. Второй этап во многом определяется выбранным типом социологического исследования и методик.

Замечание 2

Что касается третьего этапа, то анализ данных, полученных в ходе эмпирического исследования, отражается, в большинстве случаев, в отчете, создаваемом для заказчика. Структура отчета об исследовании определяется логикой операционализации основных понятий, но при подготовке этого документа социологом часто используется дедукция, то есть постепенное сведение социологические данные в ряд показателей. Разделы в отчете, как правило, соответствует гипотезам, сформулированным в программе.

Сущность социологического исследования

Подготовка социологического исследования

Сбор социологической информации

Анализ результатов социологического исследования

Сущность социологического исследования

Общественная жизнь постоянно ставит перед человеком множество вопросов, ответить на которые можно лишь с помощью научного исследования, в частности социологического. Однако не всякое исследование социального объекта является собственно социологическим исследованием.

Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационных процедур, подчиненных единой цели: получить точные и объективные данные об изучаемом социальном объекте, явлении и процессе. Социологическое исследование должно опираться на использование специальных для социологии конкретных научных методов, приемов и процедур.

Для четкого и ясного понимания сущности процесса социологического исследования необходимо разобраться в системе и сущности понятий, которые наиболее часто употребляются в процессе социологического исследования.

Методология – учение о принципах построения, формах и методах научного знания и преобразования действительности. Она делится на общую, применяемую любой наукой, и частную, отражающую специфику познания той или иной науки.

Метод социологического исследования – это способ построения и обоснования системы знания. В социологии в качестве метода выступают и общенаучные теоретические методы , (абстрагирование, сравнительный, типологический, системный и т.д.), и конкретные эмпирические методы (математико-статистические, методы сбора социологической информации: опрос, наблюдение, анализ документов и др.).

Любое социологическое исследование предполагает несколько этапов :

1. Подготовка исследования. Этот этап заключается в обдумывании цели, составлении программы и плана, определении средств и сроков проведения исследования, а также в выборе способов анализа и обработки социологической информации.

2. Сбор первичной социологической информации. Собрание необобщенных сведений в различных формах (записей исследователей, ответов опрашиваемых, выписок из документов и т.д.).

3. Подготовка собранной информации к обработке и собственно обработка полученной информации.

4. Анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, а также формулирование выводов, выработка рекомендаций и предложений для заказчика.

Виды социологических исследований.

По способу познания , по характеру добываемого социологического знания различают:

· теоретические исследования . Особенностью теоретических исследований является то, что исследователь работает не с самим объектом (явлением), а с понятиями, отражающими данный объект (явление);

· эмпирические исследования . Основным содержанием таких исследований являются сбор и анализ фактических, реальных данных об объекте (явлении).

По использованию конечных результатов различают исследования:

Большинство эмпирических исследований имеют прикладной характер , т.е. полученные результаты находят практическое применение в разных сферах общественной жизни.

Также социологи проводят фундаментальные исследования , которые

· фундаментальные – направленные на развитие науки. Эти исследования осуществляются по инициативе ученых, кафедр, университетов и проводятся академическими учреждениями для проверки теоретических гипотез и концепций.

· прикладные – направленные на решение практических задач. Чаще всего заказчиками эмпирических исследований выступают коммерческие структуры, политические партии, государственные учреждение, органы местного самоуправления.

В зависимости от повторяемости исследований выделяют:

· разовые – позволяют получить представления о состоянии, положении, статике какого-либо социального объекта, явления или процесса в данный момент;

· повторные – используются для выявления динамики, изменений в их развитии.

По характеру поставленных целей и задач , а также по ширине и глубине анализа социального явления или процесса социологические исследования подразделяются на:

· разведывательные (пилотажные, зондажные). С помощью такого исследования можно решать весьма ограниченные задачи. По сути, это "обкатка" инструментария. Инструментарием в социологии называют документы, с помощью которых осуществляется сбор первичной информации. К таковым относятся анкета, бланк-интервью, опросный лист, карточка для фиксации результатов наблюдения.

· описательные. Описательное исследование проводится по полной, достаточно разработанной программе и на базе апробированного инструментария. Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками. Это может быть население города, района, области, где проживают и трудятся люди разных возрастных категорий, уровня образования, семейного положения, материального обеспечения и т.д.

· аналитические. Такие исследования ставят своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения.

Подготовка социологического исследования

Любое социологическое исследование начинается с разработки его программы. Программу социологического исследования можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, она представляет собой основной документ научного поиска, по которому можно судить о степени научной обоснованности того или иного социологического исследования. А с другой стороны, программа является определенной методологической моделью исследования, в которой фиксируются методологические принципы, цель и задачи исследования, а также способы их достижения.

Программа социологического исследования – это научный документ, который отражает логично обоснованную схему перехода от теоретического осмысления проблемы к инструментарию конкретного эмпирического исследования. Программа социологического исследования является основным документом научного поиска, содержащий основные методологические и методические процедуры исследования.

1. Формулировка проблемной ситуации . Поводом к проведению социологического исследования является реально возникшее противоречие в развитии социальной системы, между ее подсистемами или отдельными элементами этих подсистем, такого рода противоречия и составляют сущность проблемы.

2. Определение объекта и предмета исследования. Формулирование проблемы неизбежно влечет за собой определение объекта исследования. Объект – это явление или процесс, на которое направлено социологическое исследование (область социальной действительности, деятельность людей, сами люди). Объект должен быть носителем противоречия. Объект должен характеризоваться:

· четкими обозначениями явления, по таким параметрам, как профессиональная принадлежность (отраслевая); пространственная ограниченность (регион, город, деревня); функциональная направленность (производственная, политическая, бытовая);

· определенной временной ограниченностью;

· возможностью его количественного измерения.

Предмет та сторона объекта, которая непосредственно подлежит изучению. Обычно предмет содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предположением о возможности обнаружить закономерность или центральную тенденцию изучаемого противоречия.

После обоснования проблем, определения объекта и предмета можно сформулировать цель и задачи исследования, определяются и интерпретируются основные понятия.

Цель исследования – общая направленность исследования, проект действия, которые определяют характер и системную упорядоченность различных актов и операций.

Задача исследования – это совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы, т.е. то, что нужно конкретно сделать для достижения цели исследования.

Интерпретация основных понятий это процедура поиска эмпирических значений основных теоретических положений исследования, процесс перехода на более простые и фиксируемые составляющие.

Социолог строит предварительное объяснение проблемы, т.е. формулирует гипотезы. Гипотеза социологического исслед ования – научное предположение о структуре социальных объектов, о характере и сущности связи между социальными явлениями.

Функция гипотезы: получение новых научных высказываний, которые совершенствуют или обобщают имеющиеся знания.

После решения задач связанных с осуществлением методологического раздела программы, переходят к методическому разделу. Создание методического раздела программы способствует конкретизации всего социологического исследования, а также переходу от методологии к практическому решению поставленных задач. В структуре методического раздела программы выделяют такие компоненты: определение изучаемой совокупности или построение выборки, обоснование методов и техники сбора социологической информации, описание способов анализа и логической схемы обработки данных, составление рабочего плана исследования, разработка стратегического плана исследования.

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.