Основные стили и виды взаимодействия. Ситуации взаимодействия и их стили

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

Реферат по психологии общения

Стили конфликтного взаимодействия

Выполнила: студентка

группы 4пс-22

Сапожникова Е. С.

Проверил: к. п. н., доцент

Хромов В. В.

Череповец

Введение 3

Общее понятие о конфликте 4

Стили конфликтного взаимодействия 6

Заключение 12

Список используемой литературы 13

Введение.

Ни одна сфера жизни человека не свободна от конфликтов. Конфликт - это столкновения, серьезные разногласия, во время которых человека обуревают неприятные чувства или переживания. Конфликты неистребимы, они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопровождают нас от рождения до самой смерти.

Конфликты бывают внешними (конфликт с другими людьми) и внутренними (конфликт с самим собой). При внутренних конфликтах внешнего оппонента нет. Однако это не значит, что внутренние конфликты - пустяк или что они не важны для принятия решений. Внутренние конфликты определяют нашу систему ценностей, нередко вердикт «верно» или «неверно» является результатом внутреннего конфликта. Эти конфликты - основа этики и морали. Если бы люди в тех или иных ситуациях не ощущали внутреннего конфликта, они никогда не задумывались бы о вопросах нравственности. Понятию «внутренний конфликт» очень близко понятие «совесть».

Не говоря уже о том, что большинству людей никакого удовольствия конфликты не доставляют, современные ученые-медики отмечают губительные последствия стрессов, причиной большинства которых является конфликт. Улаживать конфликты - это решать человеческие проблемы. Уладить конфликт означает почти наверняка сохранить взаимоотношения. Если бы это было не так, люди не пытались бы улаживать конфликты.

Конечно, признанный, серьезный, глубоко переживаемый конфликт берет свое, но, если есть намерение его уладить, вероятность того, что удастся сохранить взаимоотношения в их внутреннем, глубинном проявлении, очень велика. Очень важно, чтобы стороны объективно оценили друг друга и предприняли возможные усилия для признания ценности и важности своих взаимоотношений, даже при их нынешнем конфликте. Этот шаг одинаково пригоден для споров между учителем и учеником, матерью и детьми, между мужем и женой.

Общее понятие о конфликте

Недостатка в различных определениях конфликта нет. Мы приведем несколько из них, каждое из которых раскрывает и подчеркивает ту или иную сторону этого динамического группового процесса:

* Конфликт обычно рассматривается как состояние несогласия по поводу возможности распоряжаться ограниченными ресурсами;

* Конфликт - это такое состояние отношений между людьми, когда по крайней мере один из них сердит, раздражен, враждебен по отношению к другому, критикует его действия, что ведет к остановке продуктивной работы и нарушению морального равновесия;

* Конфликт - функция степени или количества взаимозависимости и взаимодействия между людьми: чем больше наша зависимость от других или чем больше мы от них ожидаем, тем больше вероятность конфликта и того, что он будет сильным;

* Конфликт - интерактивное состояние, проявляющееся в несогласии, различиях или несовместимости внутри или между социальными единицами: индивидуальностями, группами, организациями и т.д. Конфликт возникает на разных интра- и интер- персональных уровнях:

а) интраиндивидуальный конфликт возникает, когда человек должен выполнить определенные действия, роли, которые не соответствуют

его умениям, интересам, целям или ценностям;

б) интрагрупповой конфликт относится к конфликту между членами группы;

в) интергрупповой конфликт - конфликт между представителями двух или более групп.

Несмотря на многозначность, термин "конфликт" имеет вполне определенный смысл, так или иначе проявляющийся во многих определениях. Во-первых, конфликт должен восприниматься его участниками. Многие ситуации, которые могли быть расценены, как конфликтные, на самом деле не являются таковыми, т.к. люди, вовлеченные в них, не воспринимают свои взаимоотношения как конфликтные. Во-вторых, для возникновения конфликта необходимы противоречия в мотивах, интересах, ценностях, позициях, по крайней мере, двух сторон. Исключением, как может показаться, является внутриличностный конфликт, однако и здесь имеют место расхождения между реальной и желаемой для индивидуальности ситуацией.

В-третьих, конфликт - это всегда борьба за обладание ресурсами - деньгами, работой, престижем, властью, временем - которые ограничены, которые приходиться распределять между сторонами, заинтересованными в их получении.

Основное различие между определениями конфликта касается в большинстве случаев двух пунктов. Конфликт может рассматриваться или как преднамеренное противопоставление интересов сторон, или как результат стечения обстоятельств. С другой стороны, несовпадение точек зрения касается того, является ли открытое противоборство обязательным критерием наличия конфликта или он может протекать в скрытой форме.

Стили конфликтного взаимодействия.

Далее представлены возможные стили поведения в конфликте. Здесь используется два измерения. Напористость т.е. степень ориентации на собственные интересы и кооперативность, т.е. степень ориентации на интересы противоположной стороны, вовлеченной в конфликт. Соответственно выделяются пять ориентаций поведения: конфронтация, сотрудничество, избегание, приспособление и компромисс.

Конфронтация.

Тактика конфронтации заключается в активном и упорном противостоянии своим противникам, несмотря на их попытки достичь компромисса или пойти на примирение. Она предполагает:

Настаивание на своей позиции, точке зрения без чёткого их обозначения;

Несдержанность, раздражительность, когда партнёр пытается противопоставить своё мнение, позицию, мнению или позиции данного субъекта;

Слабая изменчивость целейдаже при высокой динамичности и изменчивости ситуациии взаимодействия;

Общий консерватизм интересов;

Нетерпимость к чужому мнению и чужой воле;

Краткосрочность этапа конфликтной ситуации, использование незначительных поводов для перевода её на стадию инцидента;

Затяжной характер инцидентов, их острота и эмоциональная насыщенность;

Оценка своих партнёров по взаимодействию как лиц, имеющих предубеждения против них.

Основными задачами, решаемыми в ходе конфликта при использовании техники конфронтации, являются следующие:

Отстаивание своих интересов или интересов третьих лиц, правдоискательство;

Стремление переубедить, навязать своё мнение, решение, точку зрения;

Попытки принизить своих противников, доказать неправомерность их позиции.

Люди, придерживающиеся этой тактики, полагают, что есть «их точка зрения» и неправильная. Для них не имеет значения количество их сторонников и противников: даже оставшись в одиночестве, они отстаивают свои позиции.

Эта тактика чревата непримиримой враждой, особенно если её придерживаются обе стороны. Часто её выбирают подростки.

Например, представим себе следующую ситуацию. Дима и Серёжа – братья-погодки, им 17 и 16 лет. Мать, уходя на работу, поручила им пропылесосить в комнатах. Как только за ней захлопнулась дверь, Дима стал натягивать ботинки. Серёжа же достал пылесос:

Э, ты куда так разбежался? Одна комната моя, другая – твоя!

Отвали, пацан.

Не, Димон, серьёзно, это не дело! Я за тебя убираться не буду!

Ага, ещё как будешь! Вот скажу матери, что покуриваешь, так полгода пылесосить будешь. Без выходных!

Сергей рассерженно молчит. Дима улыбается напоследок:

Чао, братик! У меня почище уберись!

Наиболее ярко можно это проиллюстрировать на примере конфликта подростка с родителем. Когда мне было 14, моим конфликтам с мамой не было конца. Каждое утро начиналось с крика:

Елена! Ты что на себя нацепила??? На улице холодина, а она в капроночках!

Ну и что.

Что? Ты понимаешь, что ты простудишься! Что у тебя слабое здоровье!

Ну и наплевать! Моё здоровье!

Да? А потом будешь ходить меня заражать? Спасибо!

Я буду носить, что хочу! Я уже не маленькая! Не смей мне указывать!

Не смей мне хамить!!!

Вечером мы не разговаривали.

Конфронтация приемлема, когда:

* необходимы быстрые решительные действия

*необходимо принять непопулярное решение по важным вопросам

*есть уверенность в правильности выбранного важного решения

*люди манипулятивно используют преимущества собственной позиции

Сотрудничество.

Тактика сотрудничества представляет собой стремление разрешить противоречие посредством активного взаимодействия со своим партнёром. Её использование резко повышает вероятность позитивного исхода конфликта. Таким образом, не только устраняется причина недовольства, напряжённости, но и достигается большее взаимопонимание, доверие, уважение.

Отличительные признаки сотрудничества:

Уважительное отношение к партнёру, готовность выслушать и понять их чувства и желания;

Оценка своей позиции в качестве важной, но не единственно возможной;

Стремление регулировать своё поведение в сторону большей корректности;

Забота о сохранении отношений, несмотря на имеющиеся разногласия;

Акцентирование внимания на этапе разрешения конфликта;

Готовность принести извинения;

Стремление действовать разумно и осознанно;

Поэтапность, последовательность в достижении целей.

Из всех стилей сотрудничество наиболее универсально. Оно подходит как для одноуровневого (горизонтального) общения, так и для разрешения конфликтов в вертикальных структурах (между руководителями и подчинёнными, учащимися и педагогами), однако её использованию может противостоять ряд личностных качеств и установок (высокомерие и самомнение, подозрительность, установка на лидерство). Личностная зрелость, уважительное отношение к людям, ответственность способствуют применению этого стиля на практике.

Современное общество не может нормально функционировать без взаимодействия людей друг с другом. Каждая личность индивидуальна, но, несомненно, считается, что под разные ситуации она должна подстроиться. Это позволяет человеку найти работу, партнера, поехать в путешествие. Манера общения и поведения человека формируется всю его жизнь. Они могут меняться, дополняться другими приемами, а какой-либо один вид может быть утрачен. Факторы и причины бывают самыми разными. Цель одна: достичь результата. За счет общения человек способен достичь многого, нужно лишь правильно подобрать стиль общения и поведения.

Стили общения

Стиль общения характеризуется привычной устойчивой связью между способами и методами общения и целями, которыми оно преследует. То есть это какие-то особенности взаимодействия между людьми. Человек ищет новую работу, пришел на собеседование - тут он использует один стиль общения, при взаимодействии с коллегами – другой, в семье и в общении с родственниками – третий. Под каждую конкретную ситуацию выбираются разные стили общения. Какие бы действия ни предпринимались, слова человека всегда будут основой общения.

Стили общения с точки зрения психологии

Психология всегда занималась проблемами взаимодействия людей между собой. По мнению психологов, стиль общения обусловлен возможностью человека выбирать те или иные средства поведения в определенной ситуации. Они разделили стили общения на три категории:

  • гибкий;
  • ригидный;
  • переходный.

При гибком стиле человек хорошо ориентируется в обществе, он может адекватно расценить, кто перед ним, быстро понять, о чем идет речь и даже догадаться об эмоциональном состоянии собеседника. При ригидном стиле человек не может быстро проанализировать не только свое поведение, но и поведение собеседника. Он плохо владеет собой и не всегда может выбрать подходящий способ поведения и общения. При переходном стиле у человека присутствуют признаки из двух вышеназванных стилей. Он не до конца понимает, что происходит вокруг него, с кем общается и какой способ взаимодействия лучше выбрать.

Изучение стилей общения

При изучении приемов коммуникации нужно знать, что стиль общения сам по себе и стиль общения в какой-либо ситуации – это разные понятия. Если не учесть особенности характера человека и характеристику ситуации, в которой он оказался, то объяснение будет просто бессмысленным. Есть большое количество методов изучения стилей общения. К примеру, А.В. Петровский создал систему педагогического взаимодействия, состоящую из двух компонентов. Она была названа стилем педагогического общения.

В 1938 году впервые было уделено внимание стилям общения. Немецкий психолог Курт Левин провел исследование и вывел классификацию отношений между людьми, которые управляют, и людьми, которые вынуждены подчиняться. Впоследствии она стала общепринятой и действует до сих пор. Его стили педагогического общения включают в себя:

  • авторитарный;
  • демократический;
  • либеральный.

Характеристика стилей педагогического общения

Стили педагогического общения были определены как эмоциональные приемы и действия педагога по отношению к ученику. Поведение учителя обусловлено его пониманием цели, которую он преследует, обучая ребенка. Чаще всего это не что иное, как обучение ребенка основам своего предмета, передача умений и навыков, которые понадобятся ученику для выполнения задания, или которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. При этом, преподавателем также учитываются стили общения ребенка. С детьми общение происходит совсем не так, как со взрослыми. Учителю нужно немного больше времени, сил и внимания на то, чтобы объяснить ребенку материал. Само же общение происходит путем указаний, объяснений, вопросов, замечаний и даже запретов.

Авторитарный стиль общения

Авторитарный стиль общения подразумевает то, что учитель оставляет за собой право решать вопросы самостоятельно. Они могут касаться отношений между учениками, активности в классе или касаться каждого ученика лично. Как правило, такой режим включает в себя одновременно диктаторство и заботу о подчиненных. С такими преподавателями ученики редко могут раскрыться полностью и показать свои возможности. Инициатива может стать причиной конфликта между преподавателем и учеником. Убеждение преподавателя в том, что только его мышление правильное, а все остальное ложно не позволяет обеим сторонам продуктивно взаимодействовать. Ответ ребенка не может быть адекватно оценен, потому что учитель попросту не понимает ученика и основывается только лишь на показателях успеваемости. Плохие поступки его в глазах преподавателя обязательно выходят на передний план, при этом мотивы его поведения не берутся во внимание.

Демократический стиль общения

Демократический стиль общения считается самым лучшим, ведь преподаватель стремится помочь ученику, задействовать все его силы и возможности, активировать роль ребенка в жизни класса. Взаимодействие и сотрудничество – вот основные цели этого стиля. Учитель оценивает, в первую очередь, хорошие поступки ученика, хорошо к нему относится, понимает его и поддерживает. Если преподаватель видит, что ребенок не успевает усваивать информацию или что-то не понимает, то он обязательно замедлит темп и разъяснит материал тщательнее, разложит все по полочкам. Преподаватель адекватно оценивает возможности подопечного и может прогнозировать направление его развития. Он учитывает интересы и пожелания своих учеников. Некоторые методы обучения и общения с учениками учителя демократического стиля немного уступают методам авторитарного стиля своих коллег, но «климат» в классе у первых все же лучше. Дети чувствуют себя гораздо свободнее.

Либеральный стиль общения

Способы обучения преподавателя либерального стиля отличаются от способов, включенных в другие стили общения педагога. Он стремится снизить все шансы принимать какое-либо участие в жизнедеятельность класса, не желает нести за учеников ответственность. Учитель ограничивается выполнением исключительно своих педагогических функций. Те стили общения учителя, что он совмещает в своей работе, влекут за собой плохую успеваемость. Он с долей равнодушия относится к проблемам как школы, так и детей, в результате чего ему очень сложно контролировать учеников.

Характеристика стилей делового общения

Стили делового общения подразумевают под собой какие-либо действия или способы общения, нацеленные на достижение какого-либо результата. При этом основной задачей участвующих в беседе становится подкрепление представления о себе как о члене команды или общества в целом. Участвующий как бы надевает свою праздничную маску и на некоторое время становится другим человеком. Этот своеобразный ритуал, с одной стороны, иногда кажется бессмысленным и скучным, а с другой - это игра, правила которой человек заранее знает и должен им следовать.

Ритуальный стиль общения

Стили делового общения наподобие ритуального часто используются в компаниях, члены которых уже давно друг друга знают. И вот они встречаются, проводят вместе некоторое время и кажется, что по прошествии этих лет обсуждаемые в этих компаниях темы совершенно не меняются. Иногда даже можно предсказать, что скажет тот или иной участник беседы, но, тем не менее, всех все устраивает и по прошествии дня некоторые даже ощущают удовлетворение от поведенного времени. Подобный стиль общения считается типичным случаем ритуального стиля, где на передний план выходит качество общение, а не его содержание. Таким образом, происходит то самое подкрепление представления о себе как о члене команды, где каждый занимает какое-то место, каждый важен. Важны его мнения, ценности, мировоззрение.

Случаи, когда человек, который на вопрос: «Как дела?» всегда отвечает однозначное: «Нормально», а теперь вдруг начинает рассказывать подробную историю о своей жизни, семье, детях и работе, называются выходом за рамки ритуала. Такое нетипичное поведение человека, реакцию которого всегда можно было угадать, нарушает представление о ритуале, ведь главное - это носить маску, будь то социальные отношения или межличностные.

Манипулятивный стиль общения

При таком стиле общения человек воспринимается другим как средство достижения цели. Как правило, собеседник старается показать самые лучшие стороны его цели, чтобы тот помог ее достичь. Несмотря на то, что у обоих участников разговора разные представления о составляющей этой цели, победит тот, кто более искусно владеет методами манипуляции. В таких случаях собеседник знает о причинах поведения партнера, о его стремлениях, желаниях и может повернуть развитие событий в нужное ему русло. Манипуляция – это необязательно плохой метод. Многие цели достигаются именно таким путем. Иногда, чтобы убедить человека сделать что-то, заставить его действовать, необходимо прибегнуть к манипулятивному стилю общения.

Это можно сравнить с методом общения руководителя среднего звена. Со своим начальством он говорит одним тоном, а вот с подчиненными - совсем другим. Иногда это неприятно, но по-другому нельзя.

Существуют случаи, когда весь стиль общения человека сводится к манипуляции. Из-за слишком частого использования этого метода на человеке, постоянного его убеждения и подталкивания, последний может считать манипуляцию единственно правильным выходом из положения.

Гуманистический стиль общения

При гуманистическом стиле общения речь идет о межличностных отношениях, в которых человек хочет, чтобы его поняли, поддержали, дали совет, чтобы ему сопереживали. Изначально такой тип общения не подразумевает никакой цели, ситуация складывается из происходящих событий. Такой стиль общения можно назвать наиболее искренним из всех существующих, где те самые события носят интимный, исповедальный характер. Основным методом, который здесь работает, является внушение, причем обоюдное. Каждый партнер внушает другому, что он достоин доверия, что один готов выслушать, а другой - рассказать, что его тревожит.

Подобное общение может происходить не только между близкими и родными людьми. К примеру, человек за несколько десятков минут может узнать собеседника, который едет с ним в автобусе на соседнем сидении или многое рассказать ему о себе, но совершенно не знает человека, с которым работает вот уже несколько лет. Разговор с попутчиком приводит к некоторым откровениям о себе, заставляет людей почувствовать друг друга, посопереживать. Но разговор с коллегой преследует совершенно другие цели.

В современной учебной и научной литературе существует много определений понятия "стиль общения". Анализ указанных источников дает возможность дать следующее определение.

Стиль общения - это совокупность методов взаимодействия с партнером / партнерами, воплощаясь в определенных формах и имея соответствующий характер реализации, способствуют созданию межличностных отношений.

На сегодня в психолого-педагогической литературе представлен широкий спектр классификаций стилей общения: Куртом Левином (авторитарный, демократический, либеральный), Сергеем Братченко (диалогический, авторитарный, манипулятивный, альтероцентричний, конформный, индифферентный), Ларисой Петровской (ритуальный, манипулятивный, гуманистический) , Владиславом латинов (отчужден, послушный, сбалансированный, опекающий, властный), Валентиной Горянина (придушливий, уникливий, партнерский), Виктором Кан-Каликом (общение-совместная деятельность, общение-дружеское взаимодействие, общение-дистанция, общение-устрашение, общения- заигрывания, общение-преимущество), Сергеем Шеиным (доверительно-диалогический, альтруистический, конформный, пассивно-индифферентный, рефлексивно-манипулятивный, авторитарно-монологический, конфликтный) и др.

Рассмотрим проверенную временем и наиболее универсальную классификацию стилей общения, созданную на основе классификации стилей управления по Куртом Левином.

Исследованию стилей общения исторически, предшествовали эксперименты Курта Левина направлены на создание классификации стилей управления. Первым был эксперимент Рональда Липпита, ученика Левина, который проводился в 1938 г.. С участием десятилетних детей. Испытуемые встречались после школьных занятий с целью создания театральных масок. Исследователь разделил их на две группы, в которых вел себя в соответствии с авторитарного и демократического стилей управления. В первой груш он принимал решение единолично и заставлял детей их выполнять. Вторая группа имела возможность выбора вида деятельности и участия в принятии решений. Наблюдение за поведением детей показали, что в группе с авторитарным стилем управления дети чаще ссорились и проявляли враждебное отношение друг к другу. Сталкиваясь с проблемами, члены такой группы чаще были склонны к нахождению "крайних", а не к поиску выхода из затруднительного положения. В группе с демократическим стилем управления дети были более дружелюбными друг к другу, легче находили пути вирищення проблем, которые возникали.

В том же 1938 году К. Левин вместе с коллегами (Рональдом Липпитом и Ральфом Уайтом) решил провести похожий эксперимент с увеличенным количеством участников. Они сформировали четыре "клубы", в которых десятилетние дети занимались различными видами деятельности. К апробированных двух стилей (авторитарного и демократического) они решили добавить третий - нейтральный, который позже был назван либеральным. Добавление стиля произошло случайно - один из экспериментаторов начал вести себя слишком мягко, тем самым предоставив возможность детям самостоятельно все решать. Левин, который наблюдал за ходом эксперимента, сразу же это заметил и предложил выделить третий стиль.

Через каждые полгода в группах менялся лидер и, соответственно, стиль управления. В результате исследователи сделали следующие выводы: авторитарный стиль управления, был причиной повышения агрессии и жестоких шуток со стороны детей; повышение агрессии отмечалось и после перехода от авторитарного к нейтральному (либерального) стиля; все группы предпочитали демократическому стилю. Было обнаружено, что переход от авторитарного стиля к демократическому занимает больше времени, чем наоборот - от демократического к авторитарному. Именно на основании этого исследования Курт Левин, по воспоминаниям его ученика, коллеги и биографа Альберта Морроу, констатировал: "Автократия свойственна человеку, а демократии нужно учиться";

Авторитарный стиль общения характеризуется исключительно единоличным решением субъектом взаимодействия всех вопросов, касающихся как общей жизнедеятельности с другим субъектом, так и собственной жизни этого субъекта. Таким образом, субъект, на которого направлено авторитарный влияние, выступает в роли объекта. Субъект воздействия, исходя из собственных установок, самостоятельно определяет цели общения, предвзято оценивает результаты совместной деятельности. В гипертрофированной форме данный стиль проявляется в автократическом подходе к общению, при котором другие стороны взаимодействия не участвуют в обсуждении вопросов, имеющих прямое отношение к ним, а их инициатива оценивается отрицательно и опровергается. Авторитарный стиль общения часто реализуется на основе применения диктата и гиперопеки. Противодействие другой стороны жесткому давлению сторонника авторитарного стиля зачастую приводит к возникновению затяжных конфликтных ситуаций.

Люди, которые придерживаются этого стиля общения, не позволяют другим проявлять самостоятельность и инициативу. Оценка ими партнеров по взаимодействию неадекватная и основана преимущественно на субъективизме отношение. Авторитарный собеседник акцентирует внимание на негативных особенностях поведения, не принимая во внимание при этом ее мотивы. Внешние показатели успешности взаимодействия авторитарных собеседников чаще всего положительные, но социально-психологический климат преимущественно неблагоприятный.

По данным многих исследователей, авторитарный стиль общения способствует развитию неадекватной самооценки учеников, оправдывает применение силы, повышает возможность неврозов, формирует неадекватный уровень притязаний в общении с другими. Кроме того, доминирование авторитарных методов в общении с человеком приводит к искаженному пониманию ценностей, высокой оценки таких качеств личности, как безответственность, властность; культивирования значимости внешней привлекательности и физической силы.

Либеральный стиль общения характеризуется стремлением субъекта взаимодействия минимально включаться в совместную деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие люди участвуют в общении преимущественно формально, слабо концентрируясь на сущности процесса. Либеральный стиль общения реализуется на основе невмешательства, основу которого составляет равнодушие и незаинтересованность проблемами другого человека и его окружения. Следствием этого часто является отсутствие контроля над процессом общения.

Сторонники этого стиля уклоняются от принятия решения, передавая инициативу партнеру по взаимодействию. Организация и контроль деятельности, в процессе которой преобладает либеральный стиль общения, осуществляется бессистемно, проявляется нерешительность партнеров, колебания в ситуациях выбора. Применение этого стиля на практике может казаться демократическим, но из-за пассивности, незаинтересованность, нечеткость целей взаимодействия и отсутствие ответственности процесс общения становится почти неуправляемым. Группы, в которых преобладает либеральный стиль общения, характеризуются неустойчивостью социально-психологического климата и наличием скрытых конфликтов.

Демократический стиль общения является альтернативой описанным выше стилям. По такому стилю общения субъект взаимодействия ориентирован на повышение субъектности своего партнера, его привлечение к решению общих дел. Основной особенностью этого стиля является взаимное принятие и взаимопонимания. В результате открытого и свободного обсуждения проблем субъекты взаимодействия совместно приходят к тому или иному решению. Демократический стиль общения с людьми обеспечивает организацию совместной деятельности в коллективе.

Методами воздействия в рамках демократического стиля выступают побуждение к действию, просьбы, рекомендации. Партнеры людей, которые предпочитают демократическому стилю общения, чаще характеризуются состоянием покоя и удовлетворения собственных потребностей, наличием высокой самооценки. "Демократы" обращают больше внимания на свои психологические особенности, имеют высокий уровень профессиональной устойчивости, довольны своей профессией.

Для людей, которые придерживаются этого стиля, характерные положительное отношение к субъектам взаимодействия; адекватное оценивание их НИП возможностей, успехов и неудач; глубокое понимание партнера, целей и мотивов его поведения; умение прогнозировать развитие взаимоотношений. По внешним признакам взаимодействия с другими люди демократического стиля общения уступают авторитарист, однако социально-психологический климат в группах, где они находятся, всегда более благоприятный. Межличностные отношения в них отличаются доверием и высокой требовательностью к себе и другим. По демократического стиля общения человек стимулирует других к творчеству, проявления инициативы, создает условия для совместной самореализации.

Среди современных классификаций стилей общения целесообразно выделить классификацию по Сергеем Братченко, который выделяет шесть стилей общения, что, с его точки зрения, проявляются как в межличностном, так и в профессиональном общении.

Диалогический стиль - ориентация на равноправное общение, основанное на взаимном уважении и доверии, ориентация на взаимопонимание, взаимное открытость и коммуникативное сотрудничество, стремление к взаимному самовыражения, развития, сотрудничества.

Авторитарный стиль - ориентация на доминирование в общении, стремление "подавить" личность собеседника, покорить его себе, "коммуникативная агрессия", когнитивный эгоцентризм, требование "быть понятным", ожидания согласия с собственной позицией, нежелание понимать собеседника, неуважение к чужой точке зрения, ориентация на стереотипное общения, коммуникативная ригидность.

Манипулятивный стиль - ориентация на использование собеседника и всего процесса общения в своих целях, для получения различного.роду выгоды, отношение к собеседнику как к средству, объекту своих манипуляций, стремление понять собеседника, чтобы получить нужную информацию, в сочетании с собственной скрытностью, неискренностью, ориентация на «хитрость» в общении.

Альтероцентричний стиль - добровольная "центрация" на собеседнике, ориентация на его цели и потребности, бескорыстное жертвование своими интересами, целями, стремление понять запросы другого с целью их наиболее полного удовлетворения, но равнодушие к пониманию себя с его стороны, стремление способствовать развитию собеседника даже на ущерб собственному развитию и благосостоянию.

Конформный стиль - отказ от равноправия в общении в пользу собеседника, ориентация на подчинение силе авторитета, на "объектную" позицию для себя, ориентация на некритическое "понимание", отсутствие стремления к настоящему пониманию и желание быть понятым, направленность на подражание, реактивное общения, готовность "подстроиться" под собеседника.

Индифферентный стиль - отношение к общению, при котором игнорируется его сущность и проблематика, доминирование ориентации на "чисто деловые вопросы", "уход" от общения как такового.

Целесообразно отметить, что в реальной практике взаимодействия чаще имеют место "симбиоз" описанных стилей общения.

Деловое общение представляет собой вид взаимодействия между людьми по поводу профессиональной деятельности. У делового общения всегда есть определенная цель, которую собеседники пытаются достичь в ходе разговора. Кроме того, в ходе такого общения происходит обмен информацией, знаниями, опытом.

Примерами делового общения могут служить отношения между коллегами, руководителем и подчиненными, партнерами по бизнесу, конкурентами, руководителем организации и представителями контролирующих органов, управляющим и собственником компании. Причем любое деловое общение имеет определенную стилевую окраску, которая определяет выбор способов и методов коммуникации для достижения цели разговора.

Что это такое?

Стили делового общения – это определенные устойчивые наборы способов общения или действий, которые направлены на получение результата. Стиль делового общения представляет собой своего рода маску или выработанную модель поведения, благодаря которой участник коммуникации не только пытается добиться намеченных целей, но и подкрепить представления о себе как о хорошем руководителе или высококлассном специалисте.

Это своеобразный ритуал, правила которого всем участникам известны заранее. Этих установок необходимо придерживаться.

Факторы, влияющие на формирование стиля:

  • личностные особенности;
  • навыки владения техникой деловой коммуникации;
  • конкретная ситуация общения (общение с коллегами, руководителем, подчиненным, партнерами).

Классификация стилей

Рассмотрим кратко основные типологии стилей делового общения.

Классификация К. Левина

Типология была создана на основе исследований и экспериментов, проводимых в 30-е годы ХХ века психологом Куртом Левином и его учениками, направленных на выявление стилей управления. Согласно данной типологии выделяют три стиля деловых коммуникаций.

Авторитарный

Основная характеристика этого стиля – это единоличное принятие решений одним участником коммуникаций. При этом решения эти касаются не только вопросов деятельности данного субъекта, но и общей с другими участниками деятельности. При таком типе коммуникативного взаимодействия один участник выступает субъектом взаимодействия (определяет цели коммуникации и самостоятельно прогнозирует ее результаты), а другой – объектом (на него направляется авторитарное воздействие).

Этот стиль отличает автократическое общение, когда все действия диктуются только одним человеком, остальные стороны не принимают участия в обсуждении даже касающихся их самих вопросов, инициатива не поощряется. Реализуется авторитарный стиль путем диктата и постоянного контроля. При проявлении со стороны объектов воздействия несогласия возникают длительные конфликты.

Приверженцы данного стиля подавляют в других людях проявление инициативы, творческого подхода, самостоятельности. Других людей они оценивают только на основе своего собственного субъективного мнения.

Демократический

Этот тип межличностной деловой коммуникации предполагает ориентацию субъекта коммуникации на партнера по общению. Характерные особенности стиля – стремление к взаимопониманию, принятию партнера, совместное обсуждение проблем и нахождение путей их решения, доверие, стимулирование инициативы и творчества, создание благоприятных для самореализации условий. Основные методы воздействия на партнера в таком взаимодействии – просьба, мотивация к выполнению задания, рекомендация.

Люди, реализующие демократический стиль делового общения, обычно испытывают удовлетворение от своей профессиональной деятельности, положительно настроены к партнерам, адекватно их оценивают и стремятся понять их цели, обладают способностью предвидеть результаты взаимодействия.

Либеральный

Либеральный стиль общения занимает промежуточное положение между двумя предыдущими. Субъект коммуникации в этом случае предельно минимально включается в диалоги и совместную деятельность с другими участниками, но только для того, чтобы переложить ответственность с себя на других людей. Он общается довольно формально, не пытаясь разобраться в сути вопроса. Основа этого стиля – невмешательство, обусловленное отсутствием интереса к общим проблемам.

Люди, реализующие данный стиль делового общения, постоянно колеблются, проявляют нерешительность, стараются переложить принятие решения на других. Нечеткость целей, отсутствие контроля, пассивность и незаинтересованность делают деловое общение при таком стиле неуправляемым.

Социально-психологический климат в коллективе при реализации такого паттерна общения скорее всего будет неустойчивым с периодически возникающими латентными или явными конфликтами.

Классификация стилей по С. Братченко

  • Авторитарный – субъект делового общения стремится к постоянному доминированию, подавлению партнеров. Этому стилю присущи: отсутствие стремления к пониманию партнеров, «коммуникативное нападение», отсутствие уважения к чужому мнению, требование согласия от других участников, стереотипизация общения.
  • Диалогический стиль предполагает коммуникацию на равных, в основе которой лежит доверие, взаимопонимание и взаимоуважение, открытость и сотрудничество, эмоциональное проявление и самовыражение всех участников общения.
  • Альтероцентричный . Он ориентирован на планомерную концентрацию внимания субъектом на других участниках делового взаимодействия, принесение в жертву своих интересов ради удовлетворения стремлений партнеров.
  • Манипулятивный предполагает использование партнеров по коммуникации для получения собственной выгоды, то есть другие участники коммуникации выступают лишь как средства достижения целей субъекта деловых отношений. При таком стиле деловой коммуникации желание понять партнера может иметь под собой конкретную цель – получить информацию о его намерениях и использовать ее в своих интересах.
  • Конформный стиль предполагает ориентированность субъекта общения на подражание, подчинение, подстраивание под партнера, нежелание быть понятым.
  • Индифферентный стиль – это практический полный отказ от делового продуктивного и разнопланового общения и попытка заменить его быстрым решением только деловых проблем.

Классификация по Л. Петровской

Если две предыдущие классификации в качестве ориентира использовали индивидуально-психологические особенности субъекта общения, то у Л. Петровской основным фактором, детерминирующим типы стилей, выступает сама ситуация общения. По данной классификации существуют следующие стили деловых коммуникаций.

  • Ритуальный стиль , в основе которого лежит общая межгрупповая коммуникация. Задача партнеров такой коммуникации – это удовлетворение потребности в принадлежности к какой-либо группе, сфере отношений, поддержание социальных связей. При таком стиле взаимодействия партнер выступает как необходимый элемент для выполнения ритуала, причем его проблемы, интересы и личностные особенности не учитываются. Ритуальное общение более всего распространено в организациях со стабильным коллективом, члены которого знают друг друга уже давно.

Встречаясь на работе, они каждый день обсуждают одни и те же проблемы. Иногда даже можно прогнозировать, кто и что скажет в следующий момент. И такое положение дел всех вполне устраивает, и многие в конце трудового дня испытывают чувство удовлетворения от того, что они являются членами определенной команды.

  • Манипулятивный жанр общения предполагает использование партнерами друг друга в качестве способа решения определенных задач. Партнеры при этом пытаются продемонстрировать друг другу преимущества и привлекательность своих целей, чтобы партнер помог ему их достичь. Победителем в таком взаимодействии выходит тот, кто лучше владеет искусством манипулирования. Манипулятивный стиль не всегда является плохим. Именно таким способом решаются многие задачи.

Общение всегда предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей. В ходе совместной деятельности для ее участников важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать совместное действие.

Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с их непосредственной организацией совместной деятельности. Это та сторона общения, которая фиксирует организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некую общую для них деятельность.

Для эффективного взаимодействия важны адекватное понимание ситуации и адекватный стиль действия в ней. Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий, в каждой из них человек по-разному подает себя, и если эта самоподача неадекватна, взаимодействие затруднено. Различают три основных стиля взаимодействия: ритуальный, манипулятивный, гуманистический. Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой (стиль приветствий, вопросов при встрече, любые ритуализированные ситуации: день рождения, свадьба, юбилей), его целью является поддержание связей с социумом, представления о себе как о члене общества. Человек, использующий манипулятивный стиль, стремится контролировать других людей или использовать их в качестве «средств» для достижения своих целей. Общение при гуманистическом стиле предполагает честность, терпимость, доверие, осознание себя и окружающих.

Выделяют следующие типы взаимодействия

1. Кооперация – координация единичных сил участников. Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности. А. Н. Леонтьев приводит следующие основные черты совместной деятельности:

а) разделение единого процесса деятельности между участниками;

б) изменение деятельности каждого, так как результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности.

Важным показателем тесного «кооперативного» взаимодействия является включенность в него всех участников процесса.

2. В случае конкуренции наблюдаются взаимодействия, расшатывающие совместную деятельность, представляющие препятствия для нее. Наиболее яркое проявление – конфликт.

При анализе различных типов взаимодействия важна проблема содержания деятельности, в рамках которой даны те или иные типы взаимодействия. При исследовании как кооперативных, так и конкурентных форм взаимодействия нельзя рассматривать их вне общего контекста деятельности, вне содержания деятельности.

Конкретным содержанием различных форм совместной деятельности является определенное соотношение индивидуальных «вкладов», которые делаются участниками. Здесь можно выделить три модели: 1) когда каждый участник делает свою часть общей работы независимо от других – «совместно-индивидуальная деятельность» (производственная бригада, у каждого члена – свое задание); 2) когда общая задача выполняется последовательно каждым участником – «совместно-последовательная деятельность» (конвейер); 3) одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными – «совместно-взаимодействующая деятельность» (спортивная команда, научные коллективы, конструкторские бюро).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Основы психологии и педагогики

Учреждение образования.. Полоцкий государственный университет.. И Н Андреева Н Н Струнина Н Н Петриашвили..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Новополоцк 2009
Оглавление ВВЕДЕНИЕ. 3 УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ.. 5 МОДУЛЬ 1. ОБЩАЯ

Познавательные процессы
Психические процессы (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, речь) и внимание, их особенности. 4. Психические состояния. Эмоции и воля. Общее понятие об эмоц

Социальная психология и психология управления
7. Группа и её влияние на личность. Понятие группы. Классификация групп. Малая группа, её характеристики и виды. Понятие коллектива. Социальный статус и социальная

Основы педагогики
10. Педагогика как наука История педагогических идей и воспитательных практик. Педагогика в системе наук о человеке, её предмет, задачи. Основные методологические принципы и методы

Основные исторические этапы развития психологической науки
С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат.

Структура современной психологии
Несмотря на то, что ряд авторов считают, что психология - это система наук, находящихся на разных ступенях формирования и связанных с различными областями практики, психология как целостная научная

Предмет и основные задачи психологии
Специфика научного познания задается предметом научного исследования и соответствующими ему методами, которые позволяют раскрыть закономерности изучаемых явлений. Что составляет пре

Понятие методологии. Виды методологии
Любая наука развивается динамично и прогрессивно, если она располагает, с одной стороны, творческими идеями, которые выдвигают ученые, а с другой - достаточно объективными, точными и надежными мето

Основные методологические принципы в психологии
Изучение предмета современной психологии опирается на ряд принципов, представляющих собой исходные положения, которые позволяют содержательно описывать исследуемый объект, планировать процедуры пол

Методы исследования. Понятие метода в психологии
Метод - это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С. Л. Рубинштейн). Методы научных исследований - это те

Неэкспериментальные методы
Наблюдение - это планомерное, целенаправленное, преднамеренное и специальным образом организованное восприятие явлений, результаты которого в той или иной форме ф

Психодиагностические методы (тесты)
Метод тестов (от англ. test - испытание, проверка) - экспериментальный метод психодиагностики, применяемый в эмпирических социологических исследованиях, а также метод измерения и о

Экспериментальные методы
Эксперимент - один из главных методов современной психологии; это исследование, в процессе которого мы сами вызываем интересующие нас психические явления и создаем условия, нео

Методы коррекционного воздействия
Существует большое разнообразие коррекционных методов, базирующихся на различных психологических концепциях, взглядах их авторов на природу человеческой психики. · Метод классич

Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза
Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него карти

Нейрофизиологические механизмы психики
Нервная система - иерархическая структура нервных образований в организме человека и позвоночных животных. За счет ее работы обеспечиваются контакты с внешним миром, реа

Локализация высших психических функций
Значительная роль в развитии представлений о функциональной организации мозга принадлежит советскому психологу, основоположнику нейропсихологии в СССР Александру Романовичу Лурия (

Сознание как высшая форма психики
Сознание - это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному суще

Общая психологическая характеристика деятельности
Одной из самых главных особенностей человека является то, что он способен трудиться, а любой вид труда является деятельностью. Деятельность - это динамическая система вза

Познавательные процессы
3.1. Ощущения и восприятие. 3.1.1. Познавательные психические процессы. Структура приема информации 3.1.2. Ощущения: классификация, общие свойства 3.1.3. Основные характе

Познавательные психические процессы. Структура приема информации
Познавательная деятельность человека складывается из серии познавательных психических процессов: ощущения, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи. Процесс познания окру

Основные характеристики чувствительности анализаторов
Нижний порог ощущений - минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Верхний порог ощущений - максимальная

Восприятие, его виды и свойства
Восприятие - это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Вместе с процес

Общее представление о внимании
На человека постоянно воздействует множество самых различных раздражителей. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все эти объекты. Из множества окружающих об

Общая характеристика памяти
Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта называют памятью. Память лежит в основе любого психического явления. Ощущения и восприятия бе

Виды и особенности памяти
Являясь одной из самых сложных психических функций человека, память имеет разные виды и формы. Прежде всего, можно выделить такие виды памяти, как генетическая (наследственная), и прижизн

Воображение
3.5.1. Понятие "воображение", его виды и формы проявления Воображение - это психический процесс создания новых образов на основе р

Функции воображения
Творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии с определенными способами и приемами. Новые представления, благодаря операциям ана

Воображение и мышление. Воображение и творчество
Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позволяет предвидеть будущее. Что общего и к чему сводятся различия между воображением и мышлением? Общеезаклю

Сущность мышления как познавательного процесса
Процесс познания человеком окружающей действительности осуществляется в единстве и взаимосвязи его ступеней - чувственной и логической. Чувственная форма познания реал

Индивидуальные особенности мышления
В определении типов мышления существуют различные подходы. По степени развернутости решаемых задач выделяют мышление: - дискурс

Качества мышления и структура интеллекта
Широта мышления- это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Глубина мышления выража

Речь как инструмент мышления и средство общения
Мышление органично связано с речью и языком. Их возникновение и развитие знаменуют собой появление новой особой формы отражения действительности и управления ею. Важно отличать язык от речи.

Общая характеристика эмоциональной сферы человека
Взаимодействуя с окружающим миром, человек определенным образом относится к нему, испытывает какие-либо чувства к тому, что вспоминает, воображает, о чем думает. Переживание человеком с

Регуляция и саморегуляция эмоционального состояния
При выборе диагностического инструментария и интерпретации полученных результатов следует учитывать возрастные особенности личности. Одна из основных задач психодиагноста - выявление и ус

Волевая регуляция деятельности
В повседневной жизни обычно не бывает затруднений определении явлений, которые относятся к проявления воли. К волевым относят все действия и поступки, которые совершаются не по в

Волевые свойства личности
В процессе жизненной практики из проявлений воли в отдельных поступках складывается волевая организация личности. Волевые свойства становятся неотъемлемым пр

Индивидные свойства личности
Специфика человеческой индивидности опосредована всей историей вида Homo sapiens, которая преломилась в наследственной программе. С момента своего рождения индивид является носителе

Темперамент
Темперамент является одним из наиболее значимых биологически обусловленных свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад

Характер
Понятие «характер» описывает индивидуальные качества человека и его поведение. Характер (греч. charakter- чеканка, примета, особенность) - это совокуп

Способности
Второй уровень личности, зависящий как от врожденных качеств, так и от их тренировки, развития и совершенствования, и влияющий на успешность выполнения деятельности человеком, рассматривают при пом

Теории личности в зарубежной и отечественной психологии
Психология личности - это раздел науки, позволяющий понять суть человеческой натуры и индивидуальности. Современная психология не может сегодня предложить едино

Понятие личности и ее развитие
Понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается другим и наукам и, например, философией, социологией, педагогикой. Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе,

Социализация личности
Третий уровень структуры личности отражает познание социальной организации общества, и традиционно обозначается как процесс социализации. В результате приобретения им индиви

Направленность личности
В качестве ведущей характеристики личности выделяется ее направленность. Существуют разные определения этого понятия, например, «динамическая тенденция» (С.Л.Рубинштейн), «смыслообразующий м

Самосознание личности и ее жизненный путь
Специфика сознательного способа жизни человека состоит в его способности отделять в представлении себя свое «Я» от своего жизненного окружения, сделать свой внутренний мир предметом осмысления и

Я-концепция личности
С тенденцией самоактуализации связан процесс формирования «Я-концепции» личности, который особенно активно идет в период ранней взрослости. «Я-концепция» человека – пр

Защитные механизмы личности
Термин «защитные механизмы» был предложен 3. Фрейдом в 1926 г. В настоящее время под психологической защитой понимают способ, с помощью которого личность

Внутриличностный конфликт
Внутриличностный конфликт - это конфликт внутри психического мира личности, столкновение ее противоположно направленных потребностей, ценностей, целей

Понятие мотива. Теории мотивации
В современной психологии термином «мотив» («мотивирующий фактор») обозначаются совершенно разные явления, такие как инстинктивные импульсы, биологические влечения, интересы, желания

Мотивационная сфера личности
Всякая деятельность человека побуждается не одним мотивом, а несколькими, т.е. деятельность обычно полимотивирована. Совокупность всех мотивов к данной деятельности называется мотив

Взаимосвязь ценностных ориентаций и мотивации личности
В последнее время в отечественной науке усилился интерес к проблемам личности, формированию ее самосознания и к одной из наиболее значимых ее характеристик – ценностям и ценностным

В период юности и ранней взрослости
Студенчество представляет собой специфическую молодежную группу, особенности формирования ценностных отношений личности в которой обусловлены, прежде всего, юношеским возрастом, наиболее значимым п

Возрастные кризисы личности
Понятие кризиса Опираясь на представления З. Фрейда о психосексуальном развитии человека, Э. Эриксон (Erikson, 1950) разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты этого раз

Межполушарная асимметрия психических процессов
Головной мозг при реализации любой психической функции работает как парный орган. У каждого полушария при этом - своя роль. Латерализация функций головного мозга -

Подсчет результатов биас-теста
Условные обозначения: В - визуальный; К - кинестетический; А - аудиальный; Д - дигитальный (цифровой) канал восприятия информации; У - утверждение, R - ранг этого утверждения.


У вас хорошая память? Инструкция испытуемому. В течение минуты прочитайте и постарайтесь запомнить 25 слов. Затем текст закройте и в течение пяти минут постарайтесь

Тестовый материал
1. Быстро ли вы приспосабливаетесь к новой обстановке? 2. Бываете ли вы без всякой на то причины то веселы, то грустны? 3. Бывает ли, что ваши мысли рассеиваются, когда нужно соср

Интерпретация результатов
· от 0 до 6 баллов - эмоциональная стабильность, · от 7 до 12 - эмоциональная нестабильность; · от 0 до 6 баллов - интроверсия, · от 7 до 12 баллов - экстраверсия.

Выберите правильный ответ
1. Психология как наука о поведении - ….. этап развития психологической мысли. 1. первый; 2. второй; 3. третий; 4. четвертый. 2. В насто

Статус и роль индивида в малой группе
Важным параметром характеристики группы является положение в группе индивида в качестве ее члена. Любой человек занимает в группе несколько позиций. Каждая из этих социальн

Развитие малой группы. Механизмы групповой динамики
В социальной психологии разработано несколько моделей группообразования. Одной из наиболее известных является стратометрическая концепция А.В. Петровского. Она представляет группу как состоя

Феномены групповой жизнедеятельности
Группа оказывает постоянное влияние на своих членов, которое реализуется в феномене группового давления. Групповое давление – это процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения групп

Понятия руководства и лидерства. Теории лидерства
Слово «лидер» (leader), по свидетельству Р. Стогдилла, появилось в английском языке примерно в 1300 году, а «лидерство» (leadership) – около 1800 г. Слово lead переводится как «вести», «побуждать»,

Составляющие личности эффективного руководителя
Существует ряд попыток классифицировать составляющие личности руководителя. По мнению В. И. Шуванова, на эффективность руководства трудовым коллективом влияют три личностных фактора: опыт (т.е. сов

Понятие межличностных отношений. Общение, его виды и структура
Личность нельзя изучить вне системы социальных связей, так как сама личность является их «продуктом» и одновременно их активным творцом. Поскольку общение людей носит двусторонний характер, точнее

Общение как коммуникативный процесс. Коммуникативные барьеры
Коммуникация не сводится только к передаче информации: информация в условиях человеческого общения не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Во-первых, общение нельз

Вербальная и невербальная коммуникация
Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Речь является самым универсаль

Перцептивная сторона общения. Механизмы и эффекты восприятия
В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между партнерами. Для установления взаимопонимания важно, как воспринимается партнер по общению. Процесс восприятия одним человеком другого

РЕЗЮМЕ МОДУЛЯ 2
Группа – ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков. К характеристикам группы относят размер, композицию, структуру, групповую динами

История педагогических идей и воспитательных практик. Народная и научная педагогика
Педагогическая отрасль человеческих знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от развития общества. Когда говорят о педагогике, то обычно этот термин ассоциируется с понятие

Общекультурное значение педагогики
Педагогические проблемы имеют большое жизненное и общекультурное значение. Современному человеку необходимо владеть информацией о стилях поведения, о формах обучения и воспитания, о разных типах об

Современные педагогические технологии
Педагогическая технология – последовательная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач. Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел; в ее

Образование и его социокультурные функции
Образование является органической частью жизнедеятельности личности и в то же время выступает одной из важнейших сфер общества. Мировые социокультурные тенденции определяют социокультурную ситуацию

Тенденции современной социокультурной ситуации
Выделяют следующие важнейшие мировые социокультурные тенденции, которые определяют направления развития образования, науки, культуры в любой стране: - тенденция к смене типа культурно-исто

Социокультурная ситуация в РБ
Анализ социокультурной ситуации в нашей стране может быть проведён с использованием термина «модернизация». Суть модернизации в Беларуси состоит в постепенном переходе к новому обществу. Г

Мировые образовательные тенденции
Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, целям и задачам, своему

Развитие, воспитание, социализация личности
12.1. Понятие развития. Факторы развития личности. Обучение как целенаправленный процесс развития личности 12.2 Воспитание как целенаправленное воздействие на личность 12.3 Социал

Социальная среда и социализация личности
Человек с момента своего рождения попадает в определенную социальную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии; здесь он развивается, обучается и воспитывается, здесь формируется его непо

Общая характеристика семейного воспитания
Под семейным воспитанием в узком смысле слова (воспитательной деятельностью родителей) понимается взаимодействие родителей с детьми, основанное на родственной интимно-эмоциональной близости,

Виды семей
Реальная семья – конкретная семья как социальная группа, объект исследования. Типичная семья – наиболее распространенный в данном обществе вариант модели семьи. Идеальная –

Типы неправильного семейного воспитания
Потворствующая гиперпротекция – недостаток надзора и некритическое отношение к нарушениям поведения. Способствует развитию неустойчивых и истероидных черт. Гипопротекция – недостаток о

Правовые основы семейного воспитания
Семья связана с обществом, государственными и общественными организациями и учреждениями. Она чутко реагирует на все изменения, которые происходят в государственной и общественной жизни страны. Вну

Акмеологические основы самосовершенствования личности
Проблемы самосовершенствования и реализации творческого потенциала человека изучает акмеология. Акмеология (от греч. акме - вершина) - наука о развитии и реализации творческого поте

Творческий потенциал личности
Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Творчество является высшей формой человеческой жизнедеятельности. Творчество связано со способностью чел

Жизненный путь как программирование и как творчество
Личностью, как мы знаем, человек не рождается; личностью он становится. Это становление личности существенно отлично от развития организма, совершающегося в процессе простого органи

Резюме модуля
Педагогика как наука и общественная практика имеет долгую историю развития и по существу неотделима от развития общества. Уже в наиболее развитых государствах древнего мира были предприняты серьезн

По общей психологии
1. Алексеенкова, Е. Г. Личность в условиях психической депривации: Учеб. пособие / Е. Г. Алексеенкова. – СПб.: Питер, 2009. – 96 с. 2. Асмолов, А. Г. Психология личности: Принципы общепсих

По социальной психологии
1. Агеев В.С.Психология межгрупповых отношений: Моногр. / В. С. Агеев. – М.: МГУ, 1983. – 144с. 2. Андреева, Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие для вузов / Г. М. Андреев

По психологии управления
1. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учеб. для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 1997. – 376 с. 2. Андреева, И. О «терминаторах» в управлении / И.Н. Андрее

Как слушать и конспектировать лекцию
Лекцияпродолжает оставаться ведущей формой обучения студентов. Это теоретическая форма обучения, основной метод которой – последовательное устное изложение содержан

Как подготовиться к практическим (семинарским) занятиям
Цель семинарских занятий – синтез изученной студентами литературы, соотнесение её с материалом лекций, формирование умений анализировать и критически оценивать различные источни

Как подготовить реферат (устное сообщение)
Реферат(от лат. «докладываю, сообщаю») означает самостоятельное исследование и краткое изложение в письменной или устной форме содержания научной проблемы, статьи или монографии

Как подготовиться к дискуссии
Дискуссия(от лат. discussio – рассмотрение, исследование) – спор, обсуждение какого-либо вопроса; предполагает компетентность в обсуждаемых вопросах и соблюд

Похожие статьи

© 2024 ap37.ru. Сад и огород. Декоративные кустарники. Болезни и вредители.